Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Влияние занятий физическими упражнениями в зрелом и пожилом возрасте

КУРСОВАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В ЗРЕЛОМ И ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ СОДЕРЖАНИЕ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.1 Появление физиологии упражнений 1.2 Сущность физиологии упражнений 1.3 Возрастная физиология как самостоятельная научная дисциплина 1.3.1

Физическая культура и ее влияние на организм человека 1.4 Особенности физического развития в зрелом и пожилом возрасте 4.1 Старение и старость 4.2 Физиологические различия людей зрелого и пожилого возраста 4.3 Особенности течения заболеваний, лечения и ухода в пожилом и старческом возрасте 1.5 Физическая культура в зрелом возрасте ГЛАВА 2. ОСНОВЫ

МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ 2.1 Влияние оздоровительной физической культуры на организм ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН 35-50 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ ВЫВОДЫ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ МПК - ЦНС - центральная нервная система

ИБС - ишемическая болезнь ЧСС - частота сердечных сокращений ИКС - ДМПК – УФС – уровень физического состояния НЕС – ЛИП – АД –артериальное давление ВВЕДЕНИЕ Один из демографических признаков на планете Земля- это постарение ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция к сокращению

рождаемости в развитых странах. Канули в лету представления о возрасте 50-60 лет как о возрасте старости. Смертность в этом возрасте сегодня, в начале XXI века, упала по сравнению с концом XVIII века в четыре раза; смертность среди 70-летних в последнее время уменьшилась вдвое. Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15-20 лет стала вполне очевидна. Что же может представлять собою жизнь человека в этот период?

Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности и т.п Или же напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)? Сегодня два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-экономических преобразований:

это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике царя голода, о котором в свое время писал Н.Некрасов. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе еще чувствуют. Для этого необходима глубокая глубинная работа над собой.

Образцы необычайной работоспособности и творчества демонстрируют люди весьма преклонного возраста. После 70 лет успешно работали многие известные ученые - П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Г. Галилей, Им. Кант и др. А. Гумбольт писал «Космос» с 76 до 89 лет, И.П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а « Лекции о работе больших полушарий головного мозга»- в 77 лет (а всего

Иван Петрович Павлов прожил 87 лет). Но жизнь свидетельствует и о том, что в пожилом и позднем возрасте человек может быть глубоко несчастным, одиноким, быть «обузой» для близких, «досадой» для молодых и даже испытывать жестокое к себе обращение как в семье, так и в государственном социальном учреждении. Как помочь человеку в пожилом возрасте избежать всех этих проблем и постараться прожить более спокойно и радостно - вот вопросы, которые интересуют меня в данной работы.

Цель данной работы - рассмотрение физиологических особенностей людей зрелого и пожилого возраста. Задачи работы: 1. Рассмотреть физиологию упражнений. 2. Составить физиологический портрет зрелого и пожилого человека. 3. Обозначить круг возрастных изменений в организме зрелого и пожилого человека. 4. Расписать примерную профилактику старения. ГЛАВА 1.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.1 Появление физиологии упражнений Физиология упражнений - относительный новичок в мире науки. До конца XIX ст. главная цель физиологов заключалась в получении информации, имеющей клиническое значение. Проблема реакции организма на физические нагрузки практически не изучалась. Несмотря на общепризнанную значимость регулярной мышечной деятельности уже в середине

XIX ст до конца столетия на физиологию мышечной деятельности внимание почти не обращали. Первый учебник по физиологии упражнений "Физиология физического упражнения" был написан в 1889 г. Фернандом Ла Гранжем. Принимая во внимание небольшое количество исследований в области физических нагрузок в то время, весьма интересно познакомиться с тем, как автор освещает такие темы, как "Мышечная работа", "Усталость", "

Привыкание к работе", "Функция мозга при нагрузке". Эта ранняя попытка объяснить реакции организма на физические нагрузки была во многом ограничена весьма противоречивыми теоретическими аспектами и незначительным количеством фактического материала. Несмотря на появление в то время некоторых основных понятий биохимии физических нагрузок, Ла Гранж, тем не менее, отмечал, что многие детали этой проблемы все еще находятся в стадии становления

и изучения [24; 15]. Первым опубликованным учебником по физиологии физических нагрузок была работа Ф.Ла Гранжа "Физиология физической нагрузки" (1889 г.). В конце 1800 г. появилось множество теорий, объясняющих источник энергии, обеспечивающей мышечное сокращение. Как известно, во время физической нагрузки мышцы производят много тепла, поэтому, согласно некоторым теориям, это тепло используется косвенно или непосредственно, чтобы заставить сокращаться мышечные волокна.

В следующем столетии Уолтер Флетчер и Фредерик Гоуленд Хопкинс установили тесную взаимосвязь между мышечным сокращением и образованием лактата. Стало ясно, что энергия для выполнения мышечного сокращения образуется вследствие распада мышечного гликогена с образованием молочной кислоты, хотя детали этой реакции оставались невыясненными. Поскольку для мышечного сокращения требуется достаточно много энергии, мышечная ткань послужила идеальной

моделью для раскрытия тайн клеточного метаболизма. В 1921 г. Арчибальд А.В. Хилл получил Нобелевскую премию за исследования энергетического метаболизма. В тот период времени биохимия находилась в колыбели своего развития, однако она быстро завоевывала признание благодаря усилиям таких ученых - лауреатов Нобелевской премии как Альберт Сенф-Дьёрди, Отто Мейергоф,

Август Крог и Ханс Кребс, активно изучавших проблему выработки энергии живыми клетками. Большинство своих исследований Хилл провел на изолированных мышцах лягушки, однако он был одним из первых, кто провел физиологические исследования на человеке. Эти исследования стали возможны благодаря технической помощи Джона (Дж.С.) Холдена, разработавшего метод и прибор для измерения потребления кислорода во время физической

нагрузки. Этими и другими учеными была заложена основа современного понимания процесса образования энергии, оказавшегося в центре пристального изучения в середине нашего столетия, который в настоящее время исследуется в лабораториях физиологических нагрузок с использованием компьютерных систем для измерения потребления кислорода [25;21]. 1.2 Сущность физиологии упражнений В основе физиологии упражнений лежат анатомия и физиология.

Анатомия изучает структуру и форму, или морфологию, организма. Она дает представление о строении различных частей тела и их взаимодействии. Физиология изучает функции организма: как работают системы органов, тканей, клеток, а также как интегрируются их функции с тем, чтобы регулировать среду организма. Поскольку физиология характеризует функции структур, нецелесообразно начинать ее изучение, не имея

представления об анатомии. Физиология упражнений изучает изменения структур и функций организма под воздействием срочных и долговременных физических нагрузок. Спортивная физиология применяет концепции физиологии упражнений в процессе подготовки спортсменов, а также для улучшения их спортивной деятельности. Таким образом, спортивная физиология является производной физиологии упражнений. Физиология упражнений развилась на базе материнской дисциплины - физиологии.

Она изучает физиологическую адаптацию организма к стрессу срочной нагрузки при выполнении упражнения или занятий физической деятельностью и хроническому стрессу долговременной нагрузки при физической тренировке. Спортивная физиология выделилась из физиологии упражнений. Она использует данные физиологии упражнений для решения проблем спорта [11;36]. Рассмотрим пример, который поможет нам отличить друг от друга эти две тесно связанные отрасли физиологии.

Благодаря исследованиям в области физиологии упражнений мы имеем четкое представление о том, как наш организм получает энергию из продуктов питания, необходимую нашим мышцам, чтобы начать и поддерживать движение. Мы знаем, что во время отдыха или при выполнении упражнения небольшой интенсивности главным источником энергии являются жиры и по мере увеличения интенсивности упражнения наш организм все больше использует углеводы до тех пор, пока они не становятся главным источником энергии.

При продолжительной нагрузке высокой интенсивности запасы углеводов в нашем организме значительно сокращаются, что приводит к их истощению. Используя эту информацию и понимая, что наш организм имеет ограниченные запасы углеводов для производства энергии, спортивная физиология отыскивает пути для того, чтобы увеличить способность организма накапливать углеводы (углеводная нагрузка); снизить интенсивность использования организмом углеводов во время мышечной деятельности (экономия углеводов); усовершенствовать рацион питания

спортсменов до и во время соревнований, чтобы свести к минимуму риск истощения запасов углеводов. Физиология спортивного питания, являющаяся подразделом спортивной физиологии, в настоящее время быстро развивается [24;41]. 1.3 Возрастная физиология как специальная научная дисциплина Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды индивидуального развития или онтогенеза (греч.: онтос – особь, генезис – развитие).

В понятие онтогенеза включают все стадии развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти человека. Выделяют пренатальный этап (до рождения) и постнатальный (после рождения). Под развитием понимают 3 основных процесса: 1) рост – увеличение числа клеток (в костях) или увеличение размеров клеток (мышцы); 2) дифференцирование органов и тканей; 3) формообразование. Эти процессы тесно взаимосвязаны.

Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей. Формирование различных органов и систем, двигательных качеств и навыков, их совершенствование в процессе физического воспитания может быть успешным при условии научно обоснованного применения различных средств и методов физической культуры. Необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей, подростков, зрелых и пожилых людей, а также резервные возможности их организма на разных этапах индивидуального

развития. Знание таких закономерностей оградит от применения как недостаточных, так и чрезмерных мышечных нагрузок. Весь жизненный цикл (после рождения) делится на отдельные возрастные периоды. Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы.

Различают следующие возрастные периоды: 1-10 дней – новорожденный; 10дн – 1 год – грудной возраст; 1-3 года – раннее детство; 4-7 лет – первое детство; 8-12 лет М и 8-11 лет Д – второе детство; 13-16 лет М и 12-15 лет Д – подростки; 17-21 год юноши и 16-20 лет девушки – юношеский; 22-35 лет – первый зрелый возраст; 35-60 лет М и 35-55 лет

Ж – второй зрелый возраст; 60-74 – пожилой; 75-90 – старческий; свыше 90 – долгожители. В связи со школьным обучением выделяют дошкольный (6-7), младший школьный (до 9-10), средний (до 13-14) и старший школьный возраст (до 17-18 л). Особенно отмечают период полового созревания (пуберантный или переходный период). Происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, возрастает утомление,

затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. Значительный годовой прирост длины тела. Основными закономерностями возрастного развития является периодизация и гетерохронность (неравномерность и разновременность роста и развития). В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр.

Закономерности роста и развития человека учитываются в законодательстве – возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию [25;28]. 1.3.1 Физическая культура и ее влияние на организм человека Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная "доза" двигательной активности. Физическая культура имеет два вида влияния на организм человека

- общий и специальный. Общий эффект физической культуры заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Специальный эффект физической культуры связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой

системы. Он заключается в экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей сердечно-сосудистой системы, физическая культура также является мощным профилактическим средством против сердечно-сосудистых заболеваний. Адекватная физическая нагрузка (физическая культура) способна в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций организма. В любом возрасте с помощью занятий физической культурой

можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Таким образом, оздоровительный эффект занятий физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и

триглециридов в крови, уменьшение липопротеидов низкой плотности и увеличение липопротеидов высокой плотности, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того, регулярные занятия физической культурой позволяют в значительной степени затормозить развитие возрастных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем. В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система.

Занятия физической культурой положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развития дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза [9;14].

1.4 Особенности физического развития в зрелом и пожилом возрасте 1.4.1 Старение и старость Людям всегда хотелось жить вечно. Но у кого раньше, у кого позже включается механизм старения и наступает, как принято считать, не самая лучшая пора жизни. Английский писатель Джонатан Свифт (1667-1745 гг.) заметил: "Все люди хотят жить долго, но никто не хочет быть старым".

Прошло более двухсот лет, а это изречение не потеряло своей актуальности и в современном мире. По последним данным, средняя продолжительность жизни в России для женщин составляет 73 года, для мужчин – 58 лет. В развитых западных странах эти цифры значительно выше и отмечается тенденция к их еще большему увеличению. С какого возраста человек может считать себя пожилым?

А стариком? В России принята следующая классификация по определению возрастных границ: 18-29 лет – молодой возраст; 30-44 – зрелый возраст; 45-59 – средний возраст; 60-74 – пожилой; 75-89 – старческий. Лица, достигшие 90 лет, считаются долгожителями. По классификации ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), пожилой возраст начинается с 65 лет, это связано с тем,

что в большинстве развитых стран пенсионный возраст устанавливается именно в этот период, а не в 60 лет, как у нас. Что же такое старость и старение? Старение – это биологический разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом. Старение приводит к ограничению приспособительных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии, то есть к старости. Старость – это закономерно наступающий заключительный период возрастного развития человека.

Старение не является болезнью, это один из этапов развития организма. Существует старение естественное (физиологическое), преждевременное (ускоренное) и замедленное (ретардированное). Для естественного старения характерно постепенное появление старческих изменений, развивающихся в определенной последовательности в соответствии с возрастом. При преждевременном старении эти изменения наступают раньше и выражены ярче, чем у здоровых людей соответствующего возраста.

Ускоренному старению способствуют перенесенные заболевания, неблагоприятные факторы окружающей среды, стрессы, вредные привычки. И, наконец, мечта большинства людей – замедленное старение, при котором возрастные изменения наступают значительно позже, чем в целом по популяции. Этот вид старения ведет к долголетию, увеличению продолжительности жизни [19;87]. Общеизвестно, что большинство даже здоровых людей одного и того же возраста выглядят и чувствуют себя

по-разному. Различают возраст календарный и биологический. Календарный – это количество прожитых лет, его мы можем определить по паспорту. Биологический возраст отражает меру старения организма, состояние его здоровья и даже в какой-то мере продолжительность предстоящей жизни. Чем больше календарный возраст индивидуума опережает биологический, тем медленнее темп его старения и тем больше лет жизни у него в запасе.

Ускоряют старение малоподвижный образ жизни, длительные или повторные стрессовые ситуации, нерациональное питание, хронические заболевания, вредные привычки, наследственная предрасположенность. Наиболее частыми признаками ускоренного старения являются быстрая утомляемость, раннее поседение, снижение трудоспособности, раннее снижение памяти, репродуктивной способности. Проблема долголетия волнует человечество многие века.

Еще в Древней Греции старцы бросались на арену, чтобы испить крови убитого гладиатора. Римские патриции "баловались" молоком с кровью убитых специально для этой цели младенцев. В XIX веке французский физиолог Броун Секар впрыскивал себе экстракт семенников собак и морских свинок и утверждал, что эти инъекции оказывают на него омолаживающее действие. Тем не менее прожил он 76 лет, не так уж и много.

Простонародный русский лечебник рекомендует "класть возле себя собак, кошек и молодых людей на кровати всегда, когда ложиться спать, и беречься печали и угнетающих страстей". В 20-30 годы XX столетия с научной целью тридцати тюремным заключенным (США, штат Калифорния) были имплантированы яички казненных преступников. Эксперимент закончился отторжением чужеродных органов.

В 1951 году румынский врач Ана Аслан, работавшая в Бухарестском институте педиатрии, широко рекламировала препарат под названием Геровитал. Опытами, произведенными в США и Англии, доказано, что препарат аналогичен анестетику новокаину и никакого продляющего жизнь действия не оказывает. Ну а пока эликсир вечной молодости не изобретен, современные медики рекомендуют по возможности вести

здоровый образ жизни [13;87]. 1.4.2 Физиологические различия людей зрелого и пожилого возраста Как мы выделили выше, что 22-35 лет – первый зрелый возраст; 35-60 лет М и 35-55 лет Ж – второй зрелый возраст; 60-74 – пожилой; Выделим в таблице индивидуальные характеристики мужчин и женщин зрелого и пожилого возраста. Таблица 1.1 - Рост мужчин и женщин (по Кетле), см

Возраст, годы Рост мужчины Рост женщины Разница в росте обоих полов Ежегодное увеличение роста мужчины женщины 25 168,2 157,8 10,4 1,2 0,4 30 168,6 158,0 10,6 0,4 0,2 40 168,6 158,0 10,6 0 0 50 168,6 158,0 10,6 0 0 60 167,6 157,1 10,5 -1,0 -0,9 70 166,0 155,6 10,4 -1,6 -1,5 Обмен веществ и ориентация на сбережение – трату энергии. Обмен веществ не одинаков у мужчин и женщин, но не вполне ясно, почему. Согласно Е.А. Аркину (1927), низкорослые индивиды затрачивают больше энергии на килограмм веса, чем

высокорослые вследствие «закона поверхности». Однако женщины (т.е. те, у кого меньше рост) тратят меньше энергии, чем мужчины. У них также меньше потребности в пище. В более поздний период (1968) Б.Г. Ананьев также отмечает меньшую энергетическую потребность женщин по сравнению с мужчинами (табл. 1.2) и стабильность основного обмена. Таблица 1.2 - Энергетическая потребность взрослых здоровых людей на 1 м2 поверхности тела за 1 час,

кал/м2 . ч Возраст, годы Мужчины Женщины 20-30 39,5 37,0 30-40 39,5 36,0 40-50 38,5 36,0 50-60 37,5 35,0 60-70 36,5 34,0 70-80 33,5 33,0 Как можно видеть, у мужчин наблюдается более резкое изменение показателей и меньший период стабилизации энергетической потребности (с 20 до 40 лет, в то время как у женщин – с 30 до 50 лет). Меньшая потребность в энергии у женщин проявляется даже тогда, когда их вес тела такой же, как и у мужчин. Таким образом, меньшие затраты энергии – действительно специфика женского организма [3;60].

1.4.3 Особенности течения заболеваний, лечения и ухода в пожилом и старческом возрасте Как мы уже говорили, старость сама по себе не является заболеванием, тем не менее в процессе старения появляются возрастные изменения, при которых возрастает вероятность возникновения многих болезней. Кроме того, пожилые пациенты продолжают страдать хроническими заболеваниями, возникшими еще в молодом или зрелом возрасте. Возрастные изменения организма накладывают свой отпечаток на течение этих заболеваний.

Большая часть заболеваний протекает вяло, растянуто, а иногда и атипично. Часто заболевание протекает скрытно и проявляет себя уже в виде осложнений. Множественность хронических заболеваний ухудшает самочувствие пожилого пациента. Уход за пациентом пожилого или старческого возраста требует внимания, терпения и времени. Осуществляя его, учитывают множество факторов. В связи с тем, что старики очень чувствительны к холоду

и сквознякам, помещение, в котором они находятся, должно быть достаточно теплым. Температура воздуха 22-23°С, а если пациенту назначен постельный режим, то 20°С. Во время проветривания пожилого пациента просят выйти из комнаты, а если это лежачий больной, то его накрывают одеялом. В помещениях с центральным отоплением отмечается сухость воздуха, что плохо переносится пожилыми людьми. Чтобы сделать воздух более влажным, на батареи или около них поставьте сосуды с водой,

а если имеется возможность, заведите аквариум с рыбками, рассадите комнатные растения. Постель пожилого человека не должна быть ниже 60 см, иначе с нее будет трудно вставать без посторонней помощи. Не рекомендуется как мягкая перина, так и очень жесткое ложе. Матрац должен быть умеренно жестким и эластичным. Предпочтительнее две небольшие подушки, чем одна большая.

Одеяло должно быть легким, но теплым. Освещение располагается таким образом, чтобы было удобно читать в постели, выключатель должен находиться под рукой. Кресло пожилому человеку подбирается достаточно мягкое и не очень глубокое, подлокотники – невысокие. Нижний край кресла не должен оказывать давления на область подколенных ямок, чтобы не нарушать местного кровообращения. Спинка кресла – достаточно высокая, с опорой для головы.

Пожилым людям, учитывая возрастные изменения кожи, не следует злоупотреблять водными процедурами. Допускается ежедневный кратковременный теплый душ, купание с мылом и губкой 1-2 раза в неделю. Мыло должно содержать достаточное количество жира (глицериновое, вазелиновое, детское). После купания кожу необходимо тщательно вытереть, можно легко растереть сухим махровым полотенцем, а затем смазать специальным кремом или молочком для тела.

Частое мытье головы может привести к сухости кожи, образованию перхоти, кожному зуду. Поэтому волосы следует мыть 1-2 раза в неделю, шампунем для сухих волос. Большое внимание уделяется уходу за ногами. Грубую кожу рекомендуется после теплой мыльной ванночки соскоблить пемзой, ногти регулярно стричь, не допуская образования так называемого "вросшего ногтя". При необходимости сухую кожу на стопах смазывают на ночь жирным питательным кремом с витаминами

А и Е [19;91]. 1.5 Физическая культура в зрелом возрасте Анатомо-физиологические особенности. В период развития организма от рождения до взрослого состояния возможности функциональных систем увеличиваются и достигают пиковых значений в 20-25 лет. Период с 25 до 35 лет характеризуется наиболее стабильным состоянием возможностей различных функций организма. Но после 35 лет происходит неуклонное снижение возможностей организма и к 60-65 годам такие

физиологические качества, как работоспособность, максимальные возможности кровообращения и дыхания уменьшаются до 70 и даже до 50 % тех значений, которые были у того же человека в 25-35 лет, даже если он оставался все время здоровым. Существует неоспоримая связь между темпом старения, продолжительностью жизни и интенсивностью обменных процессов. Доказана основополагающая роль занятий физическими упражнениями и связанной с ними интенсификации энергетического метаболизма в средней продолжительности жизни организма.

Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного развития, продолжительность жизни зависят от двух противоположных явлений: с одной стороны - угасание, нарушений обмена и функций, с другой - включения адаптационных механизмов, закрепленных в эволюции (адаптационная регуляторная теория старения). В настоящее время большинство специалистов считают, что адекватная функциональная нагрузка для органов и систем стареющего организма путем занятий физической культурой, спортом, туризмом не только препятствует

процессам преждевременной старости, но и приводит к структурному совершенствованию тканей и органов. Физическая активность - важнейшая предпосылка сохранения функциональной способности стареющего организма. Вместе с тем лицам этого возраста необходимо при занятиях физическими упражнениями учитывать возрастные изменения (снижение функциональных возможностей резервов функций, понижение реактивности, эластичности и прочности опорно-двигательного аппарата, ослабление восстановительных процессов и пр.).

На этом этапе онтогенеза следует исключить из программы занятий упражнения скоростного и скоростно-силового характера. В это же время в содержание занятий следует вводить упражнения аэробного характера: лыжные гонки, плавание, бег, езда на велосипеде, ходьба и т. д. [13;21]. Средства и методика физкультурного воспитания. Для людей первого периода зрелого возраста задачами физического воспитания являются дальнейшее повышение уровня физической культуры, углубление знаний о

физической тренировке, формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями как спортивной, так и оздоровительной направленностью. Людям второго периода зрелого возраста необходимо формировать мотивации постоянных и систематических занятий физическими упражнениями, занятий различными видами спорта, обязательно закаливания, восстановительных и психорегулирующих мероприятий. При этом интенсивность тренировочных нагрузок должна быть невысокой.

Занятия рекомендуется проводить 3 раза в неделю продолжительностью для лиц первого периода 2 часа, второго - 1,5 часа с дополнительным занятием оздоровительного или рекреационного характера. Зарядка выполняется ежедневно. В здоровый образ жизни следует включать выполнение приемов восстановления умственной и физической работоспособности: аутогенной тренировки, водных процедур, сауны, массажа, самомассажа и тому подобное [15;16]. Физкультурные знания. Контрольные качественные показатели уровня физической

культуры лиц зрелого возраста [25]: 1 . Знание основ организации и методики самостоятельной физической подготовки и умение применять их в практике своей физической активности. 2. Знание анатомо-физиологических особенностей организма человека зрелого возраста. 3. Уверенное владение методами диагностики своего физического состояния, самоконтроля и дозировки физических нагрузок. 4. Знание основ закаливания и умение правильно использовать их для постоянного поддержания

высокого уровня резистентности своего организма. 5. Выполнение возрастных нормативов физической подготовленности. 6. Умение пользоваться тренажерами и проводить с их помощью самостоятельные физические тренировки. 7. Постоянное внимание к физическому воспитанию детей. Умение организовать выполнение ими домашних заданий по физической подготовке.

8. Систематическая физическая тренировка не реже 2-3 раз в неделю с 1-2 еженедельными занятиями оздоровительного или общеукрепляющего характера. 9. Отказ от употребления алкоголя и курения. 10. Участие в пропаганде физической активности среди товарищей по работе, родственников, в семье. 11. Знание основных событий спортивной жизни области, страны и за рубежом. Нормативные результативности физических упражнений для людей молодого и среднего возраста [25]

Показатель Мужчины, возраст, лет 20-29 30-34 35-39 Бег 100 м, сек 14,6 - - Бег 3000 м, мин, сек 13,50 14,20 14,40 или без учета времени, м 5000 5000 5000 Подтягивание на перекладине, количество раз 7 6 5 Бег на лыжах 5 км, мин 26 27 29 или 10 км, мин 53 55 60 или без учета времени, км 15 15 15 Плавание без учета времени, м 50 50 50 Однодневный турпоход с проверкой туристских навыков, км 20 20 20

Показатель Мужчины, возраст, лет 40-44 45-49 50-54 55-60 Бег 2000 м, мин 10 10 13 15 или без учета времени, км 3 3 3 3 Подтягивание на высокой перекладине, количество раз 5 4 3 2 Бег на лыжах 5 км, мин 35 36 37 38 или без учета времени, км 15 15 10 10 Плавание без учета времени , м 50 50 50 50 Однодневный турпоход с проверкой туристских навыков, км 15 15 15 15

Показатель Женщины, возраст, лет 20-29 30-34 35-39 Бег 100 м, сек 17,5 - - Бег 2000 м, мин, сек 12,00 12,30 12,30 или без учета времени, м 3000 3000 3000 Поднятие туловища из положения лежа на спине, руки за головой, количество раз 40 35 30 Бег на лыжах: 3 км, мин 20 21 22 или 5 км, мин 36 37 38 или без учета времени, км 10 10 10 Плавание без учета времени, м 50 50 50 Однодневный турпоход с проверкой туристских навыков, км 20 20 20

Показатель Женщины, возраст, лет 40-44 45-49 50-55 Бег: 2000 м, мин, сек 13,20 15,00 17,00 или без учета времени, м 3 3 3 Поднятие туловища из положения лежа на спине, количество раз 25 20 15 Бег на лыжах 2 км, мин 19 21 - или без учета времени, км 5 5 5 Плавание без учета времени, м 50 50 50 Однодневный турпоход с проверкой туристских навыков, км 15 15 15

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных

уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов. Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и

правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами. Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофесиональными специалистами

в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более в высших учебных заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована [20;21]. 2.1 Влияние оздоровительной физической культуры на организм Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной

физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и

других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат.

Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12-16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0-9,0 МДж (1200-1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т.д. (энергия

основного обмена). В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, около 2,0-3,0 МДж (500- 750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства

не превышает 2-3 ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 ккал в сутки (или 2000-3000 ккал в неделю). По данным Беккера, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно

интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл/кг.

Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии. Синдром, или гипокине- тическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде

всего в мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем» писал академик В.В. Парин (1969).

Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для полдержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц»

И.А. Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы

риска [4;36]. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.

Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту- угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-

сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки - урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кроваток и лучшее снабжение

сердечной мышцы кислородом. У лиц с брадикардией случаи заболевания ИБС выявлены значительно реже, чем у людей с частым пульсом. Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70 % - такая же закономерность наблюдается и при мышечной деятельности. При выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре у тренированных мужчин объем коронарного кровотока

почти в 2 раза меньше, чем у нетренированных (140 против 260 мл/мин на 100 г ткани миокарда), соответственно в 2 раза меньше и потребность миокарда в кислороде (20 против 40 мл/мин на 100 г ткани). Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки

для больных ИКС, так как по мере роста тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии. Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной мышечной деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объема крови, артерио-венозной разницы по кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления

(ОППС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность. Оценка функционаальных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75% ДМПК. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким

УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их (100 % ДМПК и более, или 3 Вт/кг и более). Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз), артерио-венозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности

окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний играет также повышение фибринолитической активности крови при оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз) и снижение тонуса симпатической нервной системы. В результате снижается реакция на нейрогормоны в условиях эмоционального напряжения, т.е. повышается устойчивость организма к стрессорным воздействиям. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки

чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска НЕС - содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела. Б.А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала: по мере роста

УФС содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а триглицеридов со 168 до 150 мг%. Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на стареющий организм. Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции [20;64]. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии

периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объем сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30 %, развивается гипертрофия миокарда.

Минутный объем крови в покое за указанный период уменьшается в среднем на 55-60 %. Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного объема и ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный объем крови при предельных нагрузках в возрасте 65 лет на 25-30 % меньше, чем в возрасте 25 лет (Роапег, 1986, и др.). С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных

артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление, в результате к 60-70 годам систолическое давление повышается на 10-40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровоо-бращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости. Скорость возрастного снижения МПК в период от 20 до 65 лет у нетренированных мужчин составляет в среднем 0,5

мл/мин/кг, у женщин - 0,3 мл/мин/кг за год. Из табл. В период от 20 до 70 лет максимальная аэробная производительность снижается почти в 2 раза - с 45 до 25 мл/кг (или на 10 % за десятилетие). С возрастом ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на 1м2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной функции легких - уменьшение максимальной

вентиляции легких (МЕЛ). Хотя эти изменения не лимитируют аэробные возможности организма, однако они приводят к уменьшению жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг), который может прогнозировать продолжительность жизни. Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина, ЛИП и триглицеридов в крови, что характерно для развития атеросклероза.

Ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости -

показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие физические упражнения, как ходьба, бег (по З ч. в неделю), уже через 10-12 недель приводят к увеличению МПК на 10-15%. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой

связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности [4;76]. ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН 35-50 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ Научно-технический прогресс резко изменил и продолжает изменять жизнь человека.

В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а физического падает. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности не получают физических нагрузок в необходимом объеме. Но организм человека нуждается в этих нагрузках [12]. Поэтому с каждым годом возрастает потребность привлечения широких слоев населения к занятиям физической

культурой для укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний. В связи с вышесказанным, вопрос привлечения населения к регулярным занятием физической культурой стал очень актуальным. Несмотря на важность затронутой в статье проблемы существует ряд нерешенных вопросов связанных с исследованием влияния оздоровительной тренировки и их программы для женщин зрелого возраста в группах здоровья по плаванию. Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются

превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний (сердечно-сосудистых, остеопороза и т.д.) и вредных привычек [2]. Панацеей от всех болезней в XXI веке становится здоровый образ жизни, который не мыслим без активных занятий физическими упражнениями [6]. Имеется большое количество исследований, подтверждающих положение о том, что рациональное использование физических упражнений не только замедляет процесс старения, но

и приводит к повышению работоспособности, существенному улучшению физического и психического состояния населения [6]. В настоящее время актуален поиск, как новых форм двигательной активности, так и доступность их для среднего и старшего возрастных слоев населения. Особой популярностью среди различных форм оздоровительной тренировки пользуется плавание. Занятия по плаванию рекомендовано людям любого возраста.

Их положительное влияние обусловлено характерными только для плавания особенностями: • Выполнение движений в горизонтальном положении, что облегчает нагрузку; • Разгрузка позвоночника и улучшение осанки; • Гидромассаж кожи, что улучшает вегетативные функции, рефлекторную стимуляцию сердца, периферическое кровообращение; • Позитивное влияние на нервную систему, стимулирование деятельности головного мозга, увеличение подвижности

нервных процессов; • Улучшение функции дыхательной системы; • Закаливающее влияние. В связи с вышесказанным, плавание используется и как лечебное средство при таких заболеваниях как гипертония (I-II степени), ишемическая болезнь сердца (I стадия), патология опорно-двигательного аппарата. Актуальность настоящей темы обусловлена решением проблемы сохранения здоровья женщин зрелого возраста при помощи регулярных занятий по плаванию.

Исследование выполнено согласно планов НИР Национальной Юридической Академии им. Ярослава Мудрого и Харьковской Государственной Академии Физической Культуры. Формулирование целей работы. Цель исследования - определение изменений физического развития и физической подготовленности женщин под влиянием занятий в группах здоровья по плаванию.

Объект исследования - процесс занятий оздоровительной тренировки по плаванию для женщин 35-50 лет. Предмет исследования - влияние занятий оздоровительного плавания на изменение физического развития и подготовленности женщин. Основные задачи исследования: 1. Проанализировать данные литературы по вопросам влияния оздоровительной тренировки по плаванию для женщин средних лет. 2. Определить уровень физического развития и физической подготовленности женщин,

занимающихся оздоровительным плаванием. 3. Выявить изменения в физическом развитии и физической подготовленности женщин, занимающихся в группах здоровья по плаванию. 4. Разработать рекомендации для инструкторов по плаванию, работающих с группами здоровья. Для решения задач использовались следующие методы: 1. Анализ и обобщение литературных данных по вопросам оздоровительной тренировки для женщин средних

лет 2. Определение уровня физического развития при помощи антропометрических характеристик испытуемых: • Рост (в см) - антропометр; • Вес (кг) - медицинские электронные весы; • Окружность грудной клетки (см) - сантиметровая лента; • Окружность талии (см); • Окружность бедер (см); • Объем бицепса руки (см); • Объем бедра (см). 3. Определение физической подготовленности: сила (кг) - кистевая динамометрия правой

и левой руки. 4. Определение состояния сердечно-сосудистой системы: • Артериальное давление в состоянии покоя (мм. рт. ст.) манометром по слуховому методу Короткова Н.С. • Частота сердечных сокращений в состоянии покоя (количество ударов в мин.) – пальпаторно. 5. Методы математической статистики: • Среднее арифметическое (х); • Среднее квадратическое отклонение; • Средняя ошибка средней арифметической (м) •

Средняя ошибка разности (t); • Достоверность различий определялась по таблице вероятностей P(t)³ ≥ (t¹) по распределению Стьюдента. Организация исследования. Исследование проводилось в период с октября 2007 года по декабрь 2007 года. В нем приняли участие женщины в возрасте 35-50 лет, занимающиеся в физкультурно-оздоровительных группах спортивного клуба "Акварена" и бассейна

ОК "Ракета". В октябре у испытуемых были определены основные параметры физического развития и физической подготовленности. В конце года (декабрь) проводилось повторное исследование вышеперечисленных показателей. Занятия оздоровительным плаванием планировалось проводить в три этапа. Первый этап - обучение технике плавания кролем и брассом. Испытуемые, которые могли проплывать на протяжении 20-ти минут переходили ко второму этапу, на котором

совершенствовалась техника и увеличивалась длина дистанции. На третьем этапе увеличивалось время занятия в воде и количество метров, преодолеваемых, как без остановки, так и за одно занятие. Как оптимальная доза оздоровительного плавания в различных программах определяется дистанция 800-1000 м. В зависимости от возраста и самочувствия могут быть отклонения от данной цифры. Результаты исследования. Перед началом исследования все испытуемые прошли медицинский контроль.

На каждого испытуемого была заведена медицинская карточка, где фиксировались данные физического развития и физической подготовленности. Повторное тестирование этих параметров проводилось в конце года (декабрь 2007 г.) и представлено в таблице 3.1. Таблица 3.1 - Изменение показателей физического развития и физической подготовленности после эксперимента у женщин 35-50 лет № п/п Показатели изменения Первичные показатели Вторичные показатели t

Достоверность различий P(t) 1 Рост (см) 169,4±6,3 169,8 ±6,6 0,17 P(t)>0,05 2 Вес (кг) 72,8 ±10,3 68,5 ±7,9 1,26 P(t)>0,05 3 Окружность грудной клетки (см) 95,8±7,9 94,1 ±5,7 0,68 P(t)>0,05 4 Окружность талии (см) 80,5±8,5 74,8±7,0 2,0 P(t)<0,05 5 Окружность бедер (см) 105,6±8,2 100,5±6,3 1,97

P(t)>0,05 6 Объем бицепса руки (см) 30,2±2,5 30,4±1,9 0,16 P(t)>0,05 7 Объем бедра(см) 58,3±4,0 55,5±3,5 2,03 P(t)<0,05 8 Артериальное давление (систолическое мм.рт.ст.) 128,1±8,2 122,4±3,8 1,60 P(t)>0,05 9 Артериальное давление (диастолическое) 81,4±6,1 78,0±5,4 1,68 P(t)>0,05 10 Частота сердечных сокращений (уд/мин) 80,1±9,2 76,07±6,7 1,37

P(t)>0,05 11 Сила (кистевая динамометрия правой руки, кг) 20,8±3,2 21,1±2,22 0,26 P(t)>0,05 12 Сила (кистевая динамометрия левой руки, кг) 17,2±2,3 18,0±2,83 О,76 P(t)>0,05 Анализируя данные таблицы № 1 видно, что произошли достоверные изменения в состоянии сердечно-сосудистой системы( показатели систолического давления), параметров окружности талии и бедра (P(t)< 0,05). У испытуемых вес снизился на 4,23 кг, окружность грудной клетки уменьшилась на 1,72

см, талии на 5,81 см, бедер на 5,0 см, артериальное систолическое давление снизилось на 5,68 мм.рт.ст диастолическое на 3,4 мм.рт.ст ЧСС снизилось на 4 уд/мин. Наблюдается также динамика изменений показателей, характеризующих физическую подготовленность (увеличение показателей кистевой динамометрии обеих рук). 1. у испытуемых регулярно посещающих занятия (не реже 2-х раз в неделю) по оздоровительному плаванию заметно улучшились показатели физического развития, показатели

сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД) и физической подготовленности. ВЫВОДЫ 1. Физиология упражнений – новичок в мире науки. До конца XIX ст. главная цель физиологов заключалась в получении информации, имеющей клиническое значение. Сейчас Физиология упражнений изучает изменения структур и функций организма под воздействием срочных и долговременных физических нагрузок. 2. Как мы выделили выше,– первый зрелый возраст -

22-35 лет; 35-60 лет М и 35-55 лет Ж – второй зрелый возраст; 60-74 – пожилой. В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законодательстве – возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию.

3. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная "доза" двигательной активности. Для естественного старения характерно постепенное появление старческих изменений, развивающихся в определенной последовательности в соответствии с возрастом. Ускоряют старение малоподвижный образ жизни, длительные или повторные стрессовые ситуации, нерациональное питание, хронические заболевания, вредные привычки, наследственная предрасположенность.

Как мы уже говорили, старость сама по себе не является заболеванием, тем не менее в процессе старения появляются возрастные изменения, при которых возрастает вероятность возникновения многих болезней. Уход за пациентом пожилого или старческого возраста требует внимания, терпения и времени. Осуществляя его, учитывают множество факторов. В настоящее время большинство специалистов считают, что адекватная функциональная нагрузка для органов и систем стареющего организма путем занятий физической

культурой, спортом, туризмом не только препятствует процессам преждевременной старости, но и приводит к структурному совершенствованию тканей и органов. 4. Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофесиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения

может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат.

Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. 5. С каждым годом возрастает потребность привлечения широких слоев населения к занятиям физической культурой для укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний.

Мы определяли изменения физического развития и физической подготовленности женщин под влиянием занятий в группах здоровья по плаванию. И выяснили, что у испытуемых регулярно посещающих занятия (не реже 2-х раз в неделю) по оздоровительному плаванию заметно улучшились показатели физического развития, показатели сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД) и физической подготовленности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аксельрод С.Л. "Спорт и здоровье". –

М.: ВЛАДОС, 1999. 2. Баринов В.М. В мире оздоровительной литературы К: Здоров&#180;я, 1987 134 с. 3. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с. 4. Васильев В.Е. "Лечебная физическая культура". – М 1996. 5. Бормаш Ю.М. "Человек" – СПб 1987. 6.

Гаврилов Д.Н. с соавт. Педагогические и организационные особенности двигательного режима людей зрелого и пожилого возраста // Теория и практика физической культуры - 2002 № 4 - с.44-47. 7. Гусалов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. Москва, 1987. 8. Дубровский В.И. Спортивная медицина, М.: ВЛАДОС, 1999. 9. Епифанов В.А Лечебная физическая культура и спортивная медицина,

М.: Медицина, 1999. 10. Козлова Л.В. Основы реабилитации. Мн 2003. 11. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения, М 1993. 12. Краснов И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 2004 №2 - с.61-63. 13. Кузнецов А.К. Физическая культура в жизни общества.

М 1995 г. 14. Майстрах К.В. "Профилактика заболеваний". 15. Машков А.В. "Основы лечебной физической культуры". 16. Методическое письмо: Лечебная физкультура при стационарном лечении. М 1962. 17. Мимокова И.В Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник. М 2004. 18. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней

М 1952. 19. Мышкина А.К. Пожилой возраст. Лечение и профилактика болезней. – М.: «Научная книга», 2006. 20. Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. Москва, 1990. 21. Прибылов К.Н. "Лечебная физкультура". 22. Синяков А.Ф. Познать себя. Москва, 1990. 23. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. Москва, 1987. 24.

Учебник для высших учебных заведений предпринимательства и права. Теоретические и практические основы физического обучения и воспитания студентов. И.С. Барчуков, Е.А. Пеньковский. 1996 год. 25. Физическое воспитание: Учебник для студентов ВУЗов. М.: Высшая школа, 1983 год. 26. Филиппов Н.Н. Отношение взрослого населения к занятиям физической культурой в новых социально-экономических

условиях // Теория и практика физической культуры 2001 №10 - с.44-45. 27. Черемисинов В.Н. «Биохимическое обоснование методики занятий физическими упражнениями с лицами разного возраста». 28. Яковлева Л.А. Лечебная физкультура при хронических заболеваниях органов брюшной полости Киев, 1968.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.