--PAGE_BREAK--Рис. 2.1.1. Темп инфляции за 2000-2008гг.
Затем существенный урон финансовым рынкам РФ был нанесен «иностранными инвесторами», которые в лучших традициях Южно-Азиатского кризиса 1997г. обрушили фондовый рынок РФ на фоне конфликта в Южной Осетии. Особенность рынка ценных бумаг в том, что при резком снижении котировок начинаются массированные продажи, ограничивающие уровень потерь (stop-loss) и необходимые для пополнения обеспечения (margincall) по залогам под кредиты. Этот процесс вызывает «самообвал». Безусловно, на это наложился кризис мировой экономики и снижение цен на нефть, но фондовый рынок России по степени падения стоит в числе лидеров. За период август – сентябрь фондовый рынок РФ потерял около 35 млрд. долл. «горячих денег», то есть около 900 млрд. руб.
Наиболее важный риск для экономики РФ — это возможное снижение цен на нефть, вызванное мировым кризисом. На конец октября нефть brentдостигла уровня чуть выше 60 долл. за баррель, а 13.11.2008 – уже 54 долл. за баррель. Предложение нефти на рынки необходимо сокращать. Риск падения цен на сырье, вместе с возможностью внутренней рецессии может резко снизить поступления в бюджет и лишить РФ той ресурсной базы, которую Правительство закладывало под стратегию 2020г. Тогда вместо рассмотрения триллионных проектов, стране придется экономить. Уже сейчас стратегия власти меняется в сторону минимизации расходов.
Чтобы РФ стал гигантом, а не развивался по сценарию «третьих» стран, он должен создать суверенную и мощную финансовую систему, как в свое время сделали все успешные страны и научиться эмитировать рубли под свои собственные потребности, не ограниченные чьими-то, сколь угодно именитыми теориями или количеством долларов.
Москве много денег и банков, возможно, ее сектор недвижимости частично перегрет. Уровень монетизации экономики РФ (степень насыщения деньгами — отношение денежной массы М2 к ВВП) невысока – около 40 %, у развитых стран 80-100%. В РФ есть регионы, где практически нет банков, денег, да и экономики как таковой. Все просто – необходимо развивать финансовую инфраструктуру страны, «закачивать» деньги в наиболее отсталые регионы, увеличивать предложение денег и госрасходы адекватно экономическому росту, кредитовать под активы. Территории страны не сильно освоены — экономическая отсталость некоторых регионов РФ по сравнению с их потенциальными возможностями имеет огромную разницу.
Необходимо начать создавать высокотехнологичную экономику, и наконец заняться освоением территории. Чтобы деньги «не вылетали в трубу», не уходили на раздувание «пузырей», а шли на рост реального продукта, необходимо кардинальным образом менять инвестиционный климат. Для того, чтобы обеспечить нормальные механизмы инвестирования и кредитования, необходимо распрощаться с наследием административной экономики и начать создавать наконец реальные права частной собственности. Это позволит вовлечь на рынок неиспользуемые и пока не капитализированные необъятные активы РФ, оцениваемые в триллионы долларов. Тогда со временем ВВП и фондовый рынок вырастут в разы. Чем больше будет активов, тем больше денег, тем больше будет экономика – но только развивать ее надо, дать гражданам ту самую экономическую свободу, о которой говорил Д.Медведев. Для этого необходимо снижать НДС, бороться с рейдерством и коррупцией. И навести порядок в госфинансах, чтобы деньги не шли «на ветер». При соблюдении этих условий инфляция не будет проблемой, а рубль со временем станет мировой валютой.
План Путина по развитию РФ выступил как некий гражданский договор, «подписанный» на выборах. Были обещаны меры по развитию бизнеса, в том числе малого, улучшение инвестиционного климата, борьбу с коррупцией, сотрудничество со всеми передовыми силами общества, кадровую революцию. Российские и иностранные инвесторы голосовали «за» и фондовый рынок РФ, несмотря на спекулятивные «горки» продолжал расти. Тем временем некоторые маститые эксперты активно разогревали рынок, обещая уровень РТС свыше 2500 на конец года.
«План Путина» был заменен на «план по борьбе с перегревом» нашей экономики. Вопрос по снижению НДС был оставлен на отдаленное будущее. Уже в июне 2008г. стали видны первые признаки замедления роста денежной массы и экономики. Внес свою лепту и процесс снижения цен на нефть. И наиболее осторожные игроки стали уходить с рынка уже в июне, чем была вызвана первая волна снижения котировок. Затем рынок отыграл дело «Мечела», а в августе – конфликт в Южной Осетии.
Ситуация в экономике РФ будет зависеть исключительно от оперативности и эффективности мер денежных властей по восстановлению финансовых рынков. В самом тяжелом случае можно попасть в рецессию, пойдя по дефляционному сценарию, которого у нас еще пока не было. Даже колоссальный спад после 1992г. был на фоне инфляции. Осенью 2007г. кризис был преодолен по инфляционному сценарию. Кризис 1998г., также пошедший затем по инфляционному сценарию, создал за счет девальвации отличный потенциал для развития экономики, он вылечил систему.
Автоматическое увеличение доли государства в экономике на фоне механизмов перераспределения собственности может негативно отразиться на ее эффективности. Хотя идея активного вмешательства государства и строительства госкорпораций для решения приоритетных задач развития страны абсолютно нормальна, приоритеты будущего состоят в строительстве мощной, конкурентной и социально ответственной частной экономики. Не говоря о том, что если над госсектором РФ срочно не установить жесточайший многосторонний контроль, он может обрасти «черными дырами».
Возможно, элиты наконец осмыслят необходимость модернизации экономической политики, начав уделять внимание не только сырьевому сектору, но и инновационному развитию. Приняв сегодня за точку отсчета не узкие, а общенациональные интересы, в будущем можно выиграть намного больше. Нефтяные вышки и газопроводы — это нормальный бизнес, но для России это не должно стать пределом. Экономику «красят» не резервы, созданные за счет экономии на развитии, а реальные достижения страны.
Государству нужно ясными и четкими мерами вернуть доверие на финансовые рынки, поддержать прямыми интервенциями фондовый рынок.Чтобы улучшить ситуацию, денежным властям нужно увеличивать денежное предложение за счет бюджетных расходов. Кроме того, чтобы поддержать экономику, целесообразно оптимизировать налоговое бремя и затормозить рост цен на услуги монополий. Ликвидность нужно распределять не столько в госбанки, сколько в экономику в целом – тогда кризисные явления уйдут. Но получить мгновенный эффект сейчас не так просто. Ведь между денежными вливаниями и эффектом есть лаг около 6 месяцев.
Основной вопрос России – эффективное освоение ее территории, развитие инфраструктуры как способ преодоления вековой всенародной нищеты и обретения экономической свободы пока не решен. А это стабильная почва для возможных социальных потрясений.
Кризисные явления могут способствовать росту политической активности населения, в том числе тех слоев, которые пока были политически неактивны – среднего класса и предпринимательского сообщества. Возможно, многим придется пораскинуть мозгами и по-настоящему озаботиться тем, каким «курсом» плывет «корабль» по имени Россия. Может быть, тогда граждане РФ наконец найдут время, чтобы прийти на выборы, вместо того, чтобы поехать на пикник.
За последние 16 лет страна достигла многого, но еще большего – не достигла. Нет достаточного количества денег и нормальных механизмов их доставки, нет необходимого предложения собственности и ее доступности. Инвестиционный климат по-прежнему оставляет желать лучшего. Россия продолжаем пользоваться остатками старого, деля их и вновь образованное новое. У нас пока есть только слабые зачатки эффективного частного сектора, который надвигающийся кризис может легко прихлопнуть.
Таким образом, пока у РФ не будет суверенной денежной политики, страна не станет нормальным эмиссионным центром — до инновационной экономики стране еще далеко.
2.2. Прогноз денежно-кредитной политики на 2009г.
Современная денежно-кредитная политика зачастую выглядит «плаванием против течения», она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать перегрева конъюнктуры.
Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк, как правило, по двум направлениям:
— проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации ЦБ осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта. Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства — покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;
— проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств.
Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.
Основными инструментами денежно-кредитной политики Центрального Банка являются:
— официальная учетная ставка;
— обязательные резервы;
— операции на открытом рынке;
— контроль за рынком капиталов;
— количественные ограничения;
— валютные инвестиции;
— установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы;
— нормы инвестирования в государственные ценные бумаги.
Центральный Банк РФ ежегодно рассматривает цели, направления, инструменты и методы проведения денежно-кредитной политики и формирует годовой план. В итоге план направляется в Госдуму и подлежит просмотру и принятию депутатами Госдумы.
Госдума приняла к сведению «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011г.».
В представленном Центральным Банком РФ отчете дается анализ развития экономики России в 2008г., определяются цели и инструменты денежно-кредитной политики на среднесрочный период, пределен перечень мероприятий Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Главной целью денежно-кредитной политики в документе названо последовательное снижение инфляции. Отражены планируемые Банком России операции на фондовых рынках с корпоративными ценными бумагами, проведение операций прямого РЕПО с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежных эмитентов.
Рассмотрены 4 варианта сценарного прогноза реализации денежно-кредитной политики на 2009г. При этом основным принят третий вариант, положенный в основу федерального бюджета, при котором цена на российскую нефть составит 95 долл./барр., сохранится высокая инвестиционная активность с ростом на 14,5%, реально располагаемые доходы населения вырастут на 10,5%, а объем ВВП — на 6,7%.
На заседании первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев, заявил, вопрос о переходе к концу прогнозируемого периода у контролю за инфляцией с помощью ставки рефинансирования требует дополнительной проработки. Он предложил Центральному Банку обратить внимание на планируемый рост регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий выше уровня инфляции.
Кроме того, по его словам, «потребуется достижение относительной сбалансированности валютного рынка, создающей возможность отказа от проведения систематических валютных вливаний, а так же формированию развитого рынка межбанковского кредитования».
Таким образом, нужно отметить, что «при сохранении у Банка России недостаточно активной политики по развитию банковского сектора и созданию условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики, главным образом, за счет внутренних источников, реализация цели по снижению уровня инфляции является трудновыполнимой». Заявленные прогнозы по инфляции «чрезмерно оптимистическими», что в итоге, «приведут лишь к росту уровня предпринимательского риска и снижению доверия к российской банковской системе и российской экономки в целом».
III. Анализ и пути совершенствования денежно-кредитной политики — беззалогового кредитования в практике центральных банков
Повышение эффективности денежного рынка требует решения ряда проблем, которые остаются актуальными, несмотря на шаги, предпринимаемые в последнее время Банком России по улучшению рефинансирования.
Главная проблема, которой сегодня обеспокоен Банк России, — дефицит ликвидности. Центральный Банк РФ расширил перечень приемлемого обеспечения, однако оно продолжает оставаться недоступным для большинства банков. Это порождает вторую проблему: неравномерное распределение обеспечения среди банков и, как следствие, привилегированный доступ к денежно-кредитным инструментам. Банки, в чьих портфелях находится обеспечение, не испытывают особых проблем с ликвидностью и в периоды финансовой неустойчивости могут получать гарантированные доходы.
Банк России стабилизирует межбанковский рынок на отметке около 625% годовых через операции прямого РЕПО. Это более чем в три раза выше, нежели процентная ставка в спокойные периоды рыночной конъюнктуры. Однако в периоды нестабильности ставки МБК доходят до 10%. Банки, имеющие доступ к денежно-кредитным инструментам, могут получить ликвидность у Центрального Банка РФ под 625% и распределить ее на МБК под 7-10%, получив тем самым доходы на краткосрочной спекуляции.
В 2004г. описанная система впервые дала о себе знать во время банковского «кризиса доверия и получила название двухъярусное рефинансирование». Госбанки образуют верхний ярус системы рефинансирования. Финансовые ресурсы, полученные ими под низкий процент, распределяются в банковском секторе. Рынок МБК играет роль второго, нижнего яруса системы рефинансирования. Благодаря своим рыночным позициям госбанки являются ведущими игроками МБК и определяют его конъюнктуру.
Основным классом финансовых активов, участвующих в операциях центрального банка, являются рыночные ценные бумаги, выпущенные правительством. Они обладают минимальным кредитным риском, их рынок, как правило, в наибольшей степени развит, их использование денежными властями не искажает конкуренции в частном секторе.
В условиях нормальной рыночной конъюнктуры государственные ценные бумаги представляют собой широко распространенный инструмент, который банки держат из-за их ликвидности и надежности. Применение долговых обязательств правительства гарантирует, что Центробанк может проводить значительные объемы операций с минимальным искажением на финансовых рынках. Госбумаги призваны защитить центральный банк от финансовых потерь, обеспечить равноправие его контрагентов и повысить операционную эффективность. Использование правительственных обязательств в денежно-кредитной политике не противоречит принципам транспарентности и общественной ответственности центрального банка.
Эффективная процентная политика Центробанка невозможна без нормальной работы денежного рынка. К сожалению, условия на отечественном денежном рынке еще далеки от необходимых для полноценной процентной политики. Банку России необходим действенный краткосрочный инструментарий по изъятию и пополнению ликвидности банков. Как показывает опыт, объема сделок часто не хватает, чтобы удовлетворить спрос банков на ликвидность, для проведения процентной политики необходим адекватный денежный рынок. Однако развитие денежного рынка наталкивается на два ограничения: государственная долговая политика и емкость внутреннего финансового рынка и рыночная структура банковского сектора.
Слабая сторона рефинансирования — дефицит инструментов, которые выступают обеспечением по операциям РЕПО. В октябре 2007г. Центральный Банк РФ расширил список приемлемого обеспечения. Однако его по-прежнему не хватает. Объем рынка приемлемого обеспечения по операциям РЕПО на конец 2008г. с учетом еврооблигаций достигал 4,08 трлн. руб. или около 115 млрд. евро.
По оценкам, объем рынка приемлемого обеспечения по операциям пополнения ликвидности Центрального Банка РФ не превышает 13%, что кратно ниже, чем размеры самого банковского сектора. Проблема в том, что размер финансовых рынков столь мал, что даже если ЦБ РФ исчерпает весь список доступных рыночных инструментов, коммерческие банки будут испытывать дефицит обеспечения (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Размеры финансовых рынков России на конец 2008г.
Государственные ценные бумаги по-прежнему выступают в качестве основного обеспечения по операциям рефинансирования. Однако сегодня Россия входит в десятку стран с наименьшим в мире государственным долгом. Кроме того, доходность по госбумагам у нас не просто низка, она отрицательна в реальном выражении, держателями госбумаг являются преимущественно госбанки и иностранные дочерние банки. По нашим оценкам, на пятерку крупнейших госбанков приходится около 70% банковского портфеля долговых обязательств РФ и Банка России. К ним относятся — Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы и Газпромбанк. Внешэкономбанк (Банк развития), по нашим оценкам, контролирует не менее 20% госдолга, что делает значительную часть рынка неликвидной. Среди иностранных дочерних банков крупнейшими держателям числятся Ситибанк, Райффайзенбанк и Инг Банк (Евразия). Крупные игроки скупают большие объемы государственных ценных бумаг на первичном рынке и держат их до погашения. Как следствие, наблюдается высокая сегментация денежного рынка.
Привлекательность и доступность госбумаг в принципе можно повысить путем наращивания размеров госдолга и повышения процентных ставок до уровня, сопоставимого с альтернативными финансовыми инструментами. Однако фискальные власти не готовы пойти на это: между целью макроэкономической стабильности и развитием эффективного денежного рынка приоритет отдается первому. В условиях профицита бюджета нет никакого смысла наращивать госдолг, тем более что это чревато инфляционным риском, ростом ставок в экономике и вытеснением частного сектора с рынка займов. Таким образом, качественных финансовых активов недостаточно для нормальной работы рефинансирования.
Единственным полноценным финансовым активом, чей рынок достаточно объемен, остаются банковские кредиты. Объем кредитов, предоставленных организациям, банкам и физическим лицам, составляет около 510 млрд. долл., они занимают около 70% банковских активов. Однако здесь следует иметь в виду, что как обеспечение может быть использована лишь крайне незначительная доля кредитов.
Краткосрочные необеспеченные кредиты могут стать решением проблемы как дефицита обеспечения, так и равноправного доступа к инструментам Центробанка. В федеральном законе о ЦБ РФ оговаривается право Банка России на предоставление кредитов на срок не более одного года под определенное обеспечение. Введение беззалогового кредитования требует внесения поправки в федеральный закон.
Первый аргумент против беззалогового кредитования — кредитные риски Центробанка. Однако он разбивается о рыночную практику. Операции по предоставлению краткосрочной ликвидности имеют невысокий кредитный риск. Анализ ситуации на отечественном рынке межбанковских кредитов за 2004-2007гг. показывает, что с вероятностью 46% просроченная задолженность по беззалоговым кредитам не превышает 0,25% кредитного портфеля, с вероятностью 77% она ниже 2% .
Центральный банк не должен ставить риск-менеджмент во главу угла. Выбор между кредитным риском Центробанка и поддержанием финансовой стабильности должен безоговорочно отдаваться последнему. Если операции по пополнению ликвидности ведут к росту кредитного риска, власти должны согласиться с увеличением рисковой позиции, поскольку стабильность является их конечной задачей. Согласно ст. 3 федерального закона о Центральном банке, получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Разумный компромисс между рисками и доходами заключается в том, что Центробанк должен всякий раз игнорировать потенциальные убытки, если его совокупные потери прогнозируются меньше издержек финансовой нестабильности, исчисляемых как снижение инвестиций (потребления) или затрат на рекапитализацию/ликвидацию банков.
Опасения руководства Банка России по поводу возможных потерь не имеют оснований, поскольку речь идет о краткосрочных кредитах. Размер кредита овернайт столь мал, что не способен решить финансовые проблемы, он может лишь поддержать моментальную ликвидность. Соответственно, величину потенциальных потерь не следует преувеличивать.
продолжение
--PAGE_BREAK--