--PAGE_BREAK--1.2 Государственное регулирование внешней торговли.
Основной формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).
Схема 2.
Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.
Таможенная пошлина — разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:
фискальную — пополнение госбюджета;
протекционистскую — защита отечественных производителей;
регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.
Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.
Таможенный тариф — важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.
Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объекту обложения — выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания — адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.
Нетарифные барьеры— ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.
В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:
· меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;
· меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:
§ совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничениявнешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:
а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке);
б) введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.)
§ совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:
а) специальные правила импортных платежей
б) множественные валютные курсы
в) ограничения на накопление иностранной валюты
г) импортные депозиты
д) отсрочки импортных платежей
е) субсидирование и кредитование экспорта.
Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры — разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:
· внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)
· различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства
· декретированая таможенная оценка — установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.
Всемирная торговая организация (ВТО) стремится максимально ограничить использование нетарифных барьеров в мировой торговле. В соответствии со ст.111 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) налогообложение импортных товаров должно осуществляться на условиях национального режима. Согласно ст. XIII ГАТТ, правила таможенного оформления не должны затруднять внешнюю торговлю. К 2000 г. страны-члены ВТО планируют отказаться от добровольных экспортных ограничений, к 2005 — прекратить квотирование торговли текстилем.
Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифные эквивалент.
В развитых странах ряд видов квотируемой продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции ввозимой сверх этих квот, применяются консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.
При необходимости использования нетарифных барьеров ГАТТ/ВТО рекомендуется отдавать предпочтение финансовым мерам.
Тарифные и нетарифные методы регулирования составляют основу протекционистской политики государства.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений.
Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).
Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс экспорта и импорта капиталов. При этом большинство стран мирового рыночного хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.
Однако если мировая торговля имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в межгосударственном движении капиталов в их разных формах (прямые, портфельные, ссудные инвестиции) могут иметь место значительные колебания, зависящие от мирохозяйственной конъюнктуры. Вместе с тем в большинстве стран мира в современных условиях выявляется тенденция, связанная с опережением динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.
С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия:
иностранные инвестиции в национальной экономике;
инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).
Первое направление связано с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике.
Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.
Несмотря на общую тенденцию к либерализации режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).
Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:
работающие на привлечения иностранных инвестиций;
работающие на ограничение иностранных инвестиций.
К первой группе относятся следующие меры:
·налоговые и таможенные льготы;
·гарантии против национализации иностранной собственности;
·возможность репатриации прибыли;
·предоставление концессий.
Ко второй:
·ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;
·определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;
·применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;
·установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.
В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы. В зависимости от текущих задач и целей национальной экономики, акцент может делаться или на привлечение иностранных инвестиций (при этом используется большинство мер первой группы с отдельными включениями ограничительных мер, позволяющих регулировать некоторые стороны деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В последнем случае ставка делается в основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.
С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:
Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса «пионера»).
Финансовые — получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).
Нефинансовые — позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).
В целом систему мер государственного регулирования можно представить следующим образом:
Схема 3.
Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала — процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме — в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов — содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций — участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.
Иногда капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о «бегстве» или «утечке» капитала за границу, Основная причина «бегства капитала» — отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.
Помимо официальных каналов, капитал может вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.
Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета российских резидентов, возможен также вывоз капитала в виде наличной иностранной валюте.
Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.
Особое место в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает валютное регулирование. Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. По конечному эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования. Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством. Валютный контроль — система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Статистические данные о внешней торговле России
Внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг.
Экспорт товаров — вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Экспорт включает вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров. К реэкспортным товарам относятся товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, а затем вывезенные с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Учет экспорта товаров производится по ценам ФОБ или франко-граница страны-экспортера.
Импорт товаров — ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в экономике страны, и товары, ввозимые на территорию государства в соответствии с режимом реимпорта. К реимпортным товарам относятся товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, а затем ввезенные на ее территорию без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Учет импорта производится по ценам франко-граница страны-импортера (СИФ), т.е в цену товара включаются расходы по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера.
Таможенная статистика внешней торговли формируется по всем товарам (в том числе ценностям, за исключением валютных ценностей, находящихся в обращении), ввоз и вывоз которых увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны, и не включает товары, не пересекающие таможенную границу России (рыба и морепродукты, добытые и отгруженные в нейтральных водах, топливо и товары, приобретенные российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных портах), а также данные по ввозу (вывозу) товаров физическими лицами в пределах установленных беспошлинных квот, или перемещаемые через таможенную границу в упрощенном порядке.
Данные формируются по участникам внешнеэкономической деятельности, зарегистрированным на территории субъектов Российской Федерации, без объемов внешней торговли с Республикой Беларусь; по Российской Федерации в целом — включая данные Республики Беларусь.
Информация по внешней торговле представлена представлены по данным таможенной статистики ФТС России.
Внешнеторговый оборот — сумма экспорта и импорта товаров.
2.1. Таможенная статистика внешней торговли в 2009 году.
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2009 году составил 469,0 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 400,5 млрд.долларов США (снижение на 36,3%), со странами СНГ – 68,5 млрд.долларов США (снижение на 35,5%).
Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 134,3 млрд.долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2008 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 109,3 млрд.долларов США (уменьшение на 58,1 млрд.долларов США), со странами СНГ – 25,0 млрд.долл. США (уменьшение на 8,0 млрд.долларов США).
Экспорт России в 2009 годусоставил 301,6 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 254,9 млрд.долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ – 46,7 млрд.долларов США (снижение на 32,9%).
Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост.
Основу российского экспорта в 2009 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 69,5% (в 2008 году – 72,6%) и по сравнению с 2008 годом стоимостной объем этих товаров сократился на 38,6%.
В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья среди товаров топливно-энергетического комплекса 50,0% стоимостного объема занимает нефть сырая, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2008 годом на 2,9%, а стоимостные снизились на 37,9%. Вместе с тем, начиная с апреля 2009 года наблюдается плавный рост средних контрактных цен на нефть сырую (рост цены в декабре 2009 года по отношению к цене января 2009 года составил 177,2%).
Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 15,8%, нефтепродуктов – на 7,1%, в том числе: бензина автомобильного – на 8,0%, керосина, топлива реактивного – на 96,0%, дизельного топлива – на 9,7%, топлива жидкого – на 5,7%. Физические объемы экспорта российского газа природного и электроэнергии снизились на 23,9% и 1,8% соответственно.
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2009 году составила 11,2% (в 2008 году – 11,4%). Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились на 6,6%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 9,4%, чугуна – на 12,2%; возросли физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали – на 47,7%, меди — в 2,5 раза, алюминия – на 6,2%, никеля – снизились на 3,1%.
В товарной структуре экспорта доля товаров химической промышленности в 2009 году составила 5,7% (в 2008 году – 6,0%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем этой продукции сократился на 39,0%, физический объем – на 15,0%. Снижение стоимостных и физических объемов экспорта произошло практически по всем товарным группам продукции химической промышленности. Исключение составили: азотные удобрения, физический объем которых возрос на 15,6%, смешанных удобрений — на 19,3%, пластмасс и изделий из них — на 66,8%.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 году составила 2,6% (в 2008 году – 2,3%). По сравнению с 2008 годом снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов — на 41,0%, целлюлозы – на 17,8%, при этом возросли физические объемы поставок в страны дальнего зарубежья пиломатериалов – на 4,7%, бумаги газетной – на 12,6%.
Доля экспорта машин и оборудования в 2009 году составила 4,6% (в 2008 году – 2,8%). Стоимостной объем поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) возрос на 28,5%; вместе с тем сократились поставки электрооборудования – на 7,9%, механического оборудования – на 5,2%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 18,3% и 25,4% соответственно.
Доля экспорта продовольственных товаров в 2009 году составила 2,5% (в 2008 году – 1,2%). Стоимостной объем поставок продовольственных товаров возрос по сравнению с 2008 годом на 32,4%, а физический – на 70,8%, в основном, за счет экспорта пшеницы (рост на 47,6%), ячменя (рост в 2,4 раза), семян подсолнечника (рост в 2,9 раза), рыбы свежей и мороженой (рост в 5,7 раза).
Импорт России в 2009 годусоставил 167,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ – 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%).
Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%.
Индекс физического объема импорта постепенно увеличивался с 57,6% за 9 месяцев до 81,9% в 4 квартале 2009 года. В декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года он составил 97,6%.
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2009 году приходилось 46,0% (в 2008 году – 55,9%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился на 48,0% за счет снижения закупок механического оборудования на 40,6%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 70,5%, электрооборудования – на 34,0%, инструментов и аппаратов оптических – на 39,3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 74,3%, грузовых – на 83,1%.
Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре составила 17,5%, что на 4,2 процентных пункта выше, чем в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продовольственных товаров сократился на 14,3%. Физические объемы закупок мяса свежего и мороженного уменьшились на 19,4%, мяса птицы – на 20,8%, рыбы свежей и мороженой – на 10,1%, сыров и творога – на 7,8%, масла сливочного – на 27,1%, сахара-сырца – на 48,2%.
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 17,6% против 13,9% в 2008 году. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности сократился на 19,9%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 14,2%, фармацевтической продукции – на 5,8%, лаков и красок – на 29,4%, косметических средств – на 14,6%, мыла и моющих средств на – 14,1%, пластмасс и изделий из них – на 30,2%, каучука, резины и изделий из них – на 35,2%.
Доля импорта текстиля, текстильных изделий и обуви составила 5,7% (в 2008 году – 4,3%). Стоимостной объем ввоза текстильной и обувной продукции по сравнению с прошлым годом снизился на 17,5%. Импорт хлопчатобумажных тканей и обуви из натуральной кожи (физические объемы) сократился, соответственно, на 39,3% и 36,0%.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2009 году остался на уровне прошлого года и составил 5,2%. Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,5%. Физический объем ввоза черных металлов и изделий их них сократился на 42,2%, в том числе: труб – на 53,7%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 31,7%, металлоконструкций из черных металлов – на 50,3%.
Удельный вес импорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 году составил 3,0% ( в 2008 году – 2,4%). Физические объемы ввоза данной товарной группы сократились на 33,8 %, стоимостные объемы – на 21,8%.
В страновой структуре внешней торговли Россииособое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2009 году приходилось 50,3% российского товарооборота (в 2008 году – 52,1%). На страны СНГ в 2009 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2008 году – 14,5%), на страны ЕврАзЭС – 8,7% (8,2%), на страны АТЭС – 20,7% (20,3%).
Основными торговыми партнерами России в 2009 году среди стран дальнего зарубежья были: Германия, товарооборот с которой составил 39,9 млрд.долларов США (59,4% к 2008 году), Нидерланды – 39,9 млрд.долл.США (64,5%), Китай – 39,5 млрд.долл.США (78,8%), Италия – 32,9 млрд.долл.США (62,2%), Турция – 19,6 млрд.долл.США (50,8%), США – 18,4 млрд.долл.США (69,0%), Франция – 17,1 млрд.долл.США (77,2%), Польша – 16,7 млрд.долл.США (61,9%), Япония – 14,5 млрд.долл.США (50,2%), Финляндия – 13,1 млрд.долл.США (58,6%).
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Таможенная статистика внешней торговли в январе-октябре 2010 года.
По данным таможенной статистики в январе-октябре 2010года внешнеторговый оборот России составил 496,3 млрд.долларов США[1] (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-октябрем 2009 года возрос на 34,7%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 428,3 млрд.долларов США (рост на 36,1%), со странами СНГ – 68,0 млрд.долларов США1 (рост на 26,6%).
Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 136,4 млрд.долларов США1, что на 31,3 млрд. долларов США больше, чем в январе-октябре 2009 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 117,2 млрд.долларов США (рост на 31,6 млрд.долларов США), со странами СНГ – 19,2 млрд. долл. США1 (снижение на 0,3 млрд.долларов США).
Экспорт России в январе-октябре 2010 годасоставил 316,3 млрд.долларов США1 и по сравнению с январем-октябрем 2009 года увеличился на 33,6%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 272,7 млрд.долларов США (рост на 36,2%), в страны СНГ – 43,6 млрд.долларов США1 (рост на 19,2%).
Основу российского экспорта в январе-октябре 2010 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 70,7% (в январе-октябре 2009 года – 69,7%).
В январе-октябре 2010 года по сравнению с январем-октябрем 2009 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров увеличился на 38,2%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 5,5%, нефти сырой – на 5,0%, сжиженного природного газа – в 4,8 раза, электроэнергии – на 28,6%, нефтепродуктов – на 8,3%, в том числе: дизельного топлива – на 7,6%, топлив жидких – на 10,6%. При этом сократились объемы экспорта бензина автомобильного – на 35,1%, керосина – на 36,6%, газа природного – на 7,4%.
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в январе-октябре 2010 года составила 10,9% и снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,3 процентных пункта. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с январем-октябрем 2009 года на 31,5%, а физический – на 5,1%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них увеличились – на 5,9%, в том числе: ферросплавов – на 21,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 14,8%. Физический объем экспорта алюминия и никеля остался на уровне января-октября 2009 года, а меди – сократился на 8,3%.
Доля продукции химической промышленности в январе-октябре 2010 года, как и в январе-октябре 2009 года, составила 5,7%. По сравнению с январем-октябрем прошлого года стоимостной объем этой продукции увеличился на 36,4%, а физический – на 22,1%, в том числе возросли физические объемы поставок органических химических соединений на 15,5%, метанола – на 65,2%, каучука синтетического – на 22,5%, калийных удобрений – в 3,5 раза, смешанных удобрений – на 17,4%.
Доля экспорта машин и оборудования в январе-октябре 2010 года составила 4,2% (в январе-октябре 2009 года – 4,4%). По сравнению с январем-октябрем 2009 года стоимостной объем поставок машин и оборудования возрос на 29,3%, в том числе: механического оборудования – на 5,8%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 8,9%. Физические объемы экспорта легковых автомобилей снизились на 24,5%, грузовых – на 7,7%.
Доля экспорта продовольственных товаров в товарной структуре в январе-октябре 2010 года составила 2,0% (в январе-октябре 2009 года – 2,7%). По сравнению с январем-октябрем 2009 года стоимостные объемы поставок этих товаров остались на уровне прошлого года, а физические объемы снизились на 20,2%. Физические объемы экспорта мяса птицы увеличились в 3,3 раза, рыбы – на 40,1%, крупы гречневой – на 59,5 %. Физические объемы экспорта масла растительного снизились на 45,6%, ячменя – на 52,6%, пшеницы – на 8,7%.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-октябре 2010 года составила 2,4% (в январе-октябре 2009 года – 2,7%). Стоимостной объем данной товарной группы увеличился по сравнению с январем-октябрем 2009 года на 19,8%. По сравнению с январем-октябрем 2009 года возросли физические объемы экспорта пиломатериалов на 23,1%, фанеры – на 18,2%, целлюлозы – на 7,8%, бумаги газетной – на 2,5%; физические объемы экспорта лесоматериалов необработанных в страны дальнего зарубежья остались на уровне января-октября прошлого года.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-октябре 20101 года доля топливно-энергетических товаров составила 52,0% от всего экспорта в эти страны, что на 12,8 процентных пункта выше, чем в январе-октябре 2009 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с январем-октябрем 2009 года на 68,9%. Физические объемы экспорта угля каменного возросли на 72,4%, газа природного – на 81,3%. Поставки нефти сырой снизились на 24,5%, нефтепродуктов – на 12,3%, в том числе: бензина автомобильного – на 31,6%, керосина – на 29,0%, топлив жидких – на 1,4% (кроме дизельного топлива – рост на 21,8%).
Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в январе-октябре 2010 года составила 9,2% (в январе-октябре 2009 года – 13,1%). Стоимостной объем данной товарной группы уменьшился по сравнению с январем-октябрем 2009 года на 10,5%, а физический – на 7,1%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них сократились на 7,6%, в том числе: прутков из железа и нелегированной стали – на 8,9%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта чугуна в 2,8 раза, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 7,9%, проката плоского – на 13,2%, алюминия необработанного – на 27,9%.
Доля машин и оборудования в январе-октябре 2010 года составила 14,4% (в январе-октябре 2009 года – 15,9%). Увеличение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД. Исключение составили средства наземного транспорта, кроме железнодорожного, стоимостной объем которых снизился по сравнению с январем-октябрем 2009 года на 13,9%. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 13,2%, а грузовых автомобилей снизился на 33,9%.
Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-октябре 2010 года составила 5,9% (в январе-октябре 2009 года – 9,9%). Стоимостной и физический объемы этих товаров снизились по сравнению с январем-октябрем 2009 года соответственно на 24,4% и 56,7%. Физические объемы вывоза сгущенного молока снизились на 35,4%, масла сливочного – на 29,4%, сыров и творога – на 13,5%, пшеницы – на 73,8%, семян подсолнечника – на 82,8%, масла растительного – на 7,0%..
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-октябре 2010 года составил 9,0% (в январе-октябре 2009 года – 10,6%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 4,1% (5,4%). Стоимостные объемы экспорта продукции химической промышленности возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,7%, лесоматериалов – сократились на 3,9%. Физические объемы экспорта продукции неорганической химии увеличились на 45,8%, азотных удобрений – на 56,7%, комплексных удобрений – на 29,6%, парфюмерно-косметических товаров – на 10,7%, целлюлозы – на 6,6%, фанеры – на 13,8%, при этом снизились объемы поставок калийных удобрений – на 91,6%, моющих средств – на 19,2%, каучука, резины и изделий из них – на 12,0%, пиломатериалов – на 16,5%, лесоматериалов необработанных – на 10,2%, пластмассы – на 9,1%.
Импорт России в январе-октябре 2010 года составил 180,0 млрд.долларов США1 и по сравнению с январем-октябрем 2009 года увеличился на 36,7%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 155,6 млрд.долларов США (рост на 35,8%), из стран СНГ – 24,4 млрд.долларов США1 (рост на 42,6%).
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе-октябре 2010 года приходилось 46,0% (в январе-октябре 2009 года – 45,7%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем-октябрем 2009 года увеличился на 36,7%, в том числе: механического оборудования – на 33,6%, электрооборудования – на 41,2%, инструментов и аппаратов оптических – на 27,6%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 50,8%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 14,6%, грузовых – в 2,2 раза.
Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 15,1% (в январе-октябре 2009 года – 17,5%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем-августом 2009 года возросли на 13,6%, в том числе: мяса свежего и мороженого – на 1,6%, рыбы – на 5,1%, сыров и творога – на 30,9%, сгущенного молока – в 15,5 раз, цитрусовых – на 16,3%, кофе – на 16,9%, сахара-сырца – на 59,7%. Объемы закупок мяса птицы снизились на 53,8%, кукурузы – на 19,1%, консервов из мяса – на 13,7%.
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 17,7% против 17,5% в январе-октябре 2009 года. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос на 37,7%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии увеличились на 19,6%, органических химических соединений – на 42,0%, лаков и красок – на 14,9%, мыла и моющих средств – на 17,7%, парфюмерии – на 10,4%, пластмассы и изделий из нее – на 39,3%, каучуковых и резиновых изделий – на 48,6%.
Доля импорта текстильных изделий и обуви в январе-октябре 2010 года составила 6,8% (в январе-октябре 2009 года – 6,1%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с январем-октябрем 2009 года на 51,7%. Рост стоимостного объема ввоза данных товаров в основном происходил за счет увеличения физических объемов закупок хлопчатобумажных тканей – на 37,1%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 35,5% и одежды – на 71,7%.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе-октябре 2010 года составил 6,2% (в январе-октябре 2009 года – 5,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем-октябрем 2009 года возрос на 61,4%, а физический – на 81,9%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 88,5%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – в 2,0 раза, труб – в 4,0 раза.
В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-октябре 2010 года1 доля машин и оборудования составила 28,5% (в январе-октябре 2009 года – 23,4%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-октябрем 2009 года возрос на 70,3%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 24,8%, электрооборудования – на 37,7%, железнодорожного оборудования – в 3,8 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – в 2,0 раза. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился в 2,1 раза.
Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-октябре 2010 года составил 18,4% (в январе-октябре 2009 года – 18,2%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 16,3% (18,8%), топливно-энергетических товаров – 11,2% (10,0%), продукции химической промышленности – 8,9% (10,3%).
Рост стоимостных объемов импорта из стран СНГ по сравнению с январем-октябрем 2009 года наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Увеличение стоимостного объема ввоза вызван в основном ростом импорта (физических объемов) черных металлов и изделий из них – на 34,9%, сыров и творога – на 3,4%, пшеницы – на 2,7%, масла растительного – на 63,9%, продуктов содержащих какао – на 20,5%, нефтепродуктов – в 3,2 раза, удобрений – в 2,9 раза, пластмассы и изделий из нее – на 40,6%.
В страновой структуре внешней торговли Россииособое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-октябре 2010 года приходилось 49,5% российского товарооборота (в январе-октябре 2009 года – 50,5%). На страны СНГ в январе-октябре 2010 года приходилось 13,7% российского товарооборота (в январе-октябре 2009 года – 14,6%), на страны ЕврАзЭС – 7,0% (8,9%), на страны АТЭС – 23,4% (20,8%).
Основными торговыми партнерами России в январе-октябре 2010 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 47,5 млрд.долларов США (152,9% к январю-октябрю 2009 года), Нидерланды – 47,5 млрд.долл.США (150,1%), Германия – 41,0 млрд.долл.США (132,0%), Италия – 29,9 млрд.долл.США (113,2%), Турция – 20,1 млрд.долл.США (131,7%), США – 19,0 млрд.долл.США (132,5%), Япония – 18,3 млрд.долл.США (157,7%), Франция – 18,1 млрд.долл.США (135,0%), Польша – 16,7 млрд.долл.США (128,7%), Республика Корея – 14,1 млрд.долл.США (171,9%).
--PAGE_BREAK--3. Перспективы и прогнозирование внешней торговли на 2011 – 2014гг.
Если предположить, что экспортные цены в 2011-2014 гг. сохранятся на уровне 2010 г., сальдо внешней торговли товарами (без учета теневого импорта/экспорта) может сократиться со 160 млрд. долл. в 2010 г. до 35 млрд. долл. в 2014 г.
Повышение экспортных цен на прогнозном периоде (и, прежде всего, цен на нефть) может существенно замедлить сокращение торгового сальдо, хотя и в этом случае торговый баланс в 2011-2014 гг. будет сокращаться.
В связи с этим нам представляется важным сформулировать позицию относительно возможной динамики внешней торговли в среднесрочной перспективе.
Во-первых, следует признать, что динамика экспорта и импорта в российской экономике является результатом сложившейся модели экономического развития, при которой ускорение экономической динамики и реализация важнейших задач стоящих перед страной достигается за счет использования имеющегося экспортного потенциала.
Во-вторых, наличие большого количества избыточных (с точки зрения удовлетворения внутреннего спроса) мощностей в сырьевом комплексе (прежде всего, в нефтепереработке, химии и металлургии) не позволяет в среднесрочной перспективе отказаться от существующей структуры экспорта.
В-третьих, развитие экономики предполагает модернизацию производства, повышение его эффективности, рост доходов населения. В сложившейся структуре экономике невозможно удовлетворять растущий инвестиционный и потребительский спрос без привлечения значительных объемов импортной продукции. Это связано с тем, что текущие производственные возможности российских производителей инвестиционных и потребительских товаров не позволяют существенно наращивать объемы производства конкурентоспособной продукции.
Так же, более медленный рост импорта по сравнению с внутренним спросом, при текущем уровне производительности труда, может привести к дефициту трудовых ресурсов и производственных мощностей.
В среднесрочной перспективе внешнеторговая динамика будет формироваться в соответствии с этими фундаментальными факторами. В условиях благоприятной внешней конъюнктуры (при умеренном росте мировых цен) и укрепления курса рубля будет стимулироваться процесс дальнейшего сокращения внешнеторгового сальдо.
В сложившихся условиях методами экономической политики крайне трудно повлиять на динамику российского экспорта. В связи с этим основные усилия по регулированию внешней торговли естественным образом должны быть перенесены на формирование политики в отношении импорта.
Здесь возможно два основных аспекта. Прежде всего, речь идет о валютном курсе. Политика ЦБ РФ по постепенному уменьшению влияния на ход валютных торгов вызывает много критики. В тоже время следует признать, что плавающий валютный курс позволит снять ряд противоречий в текущей политике ЦБ РФ (прежде всего между политикой в отношении инфляции и валютного курса).
Потенциально, плавающий валютный курс может стать весьма действенным регулятором внешней торговли. В условиях сокращения внешнеторгового сальдо рынок естественным образом скорректирует валютный курс и через него объемы импорта. Причем в отличие от того как это происходило ранее изменение валютного курса может стать более плавным и не будет приводить к существенному сокращению валютных резервов.
То как может в данном случае развиваться ситуация на рынке хорошо продемонстрировали события осени 2010 г., когда на фоне чрезмерно высоких темпов роста импорта без значимого влияния ЦБ произошла коррекция валютного курса.
Разумеется, в условиях резких колебаний валютного курса (в том числе из-за значительных изменений внешнеэкономической конъюнктуры) регулятор буде вынужден вмешиваться в ход торгов. Однако сама модель валютного рынка может стать более гибкой.
Другим направлением регулирования импорта остается тарифная политика. Уровень налогообложения импорта в период высоких темпов экономического роста по отдельным видам деятельности был достаточно высок (от 25% до 40% по большинству видов деятельности) и остается таким вплоть до настоящего момента. Несмотря на то, что вопрос об эффективности тарифной политики в последние годы остается дискуссионным можно говорить о том, что высокие таможенные барьеры стимулировали зарубежных производителей в разных секторах к открытию своих производств в России. Это были не только автомобильные заводы, но также производства бытовой техники, строительных материалов, химической продукции, изделий из резины и пластмасс, мебели, пищевых продуктов. На внутреннем рынке появилось достаточно много конкурентоспособной продукции внутреннего производства.
Однако, слишком быстрое (относительно повышения показателей эффективности производства) укрепление рубля в реальном выражении в 2000-2008 гг. даже при таком уровне налогообложения импорта сдерживало рост внутреннего производства конкурентоспособной продукции.
В связи с этим изменение политики в отношении импортных пошлин может идти через перераспределение уровня таможенной нагрузки между различными группами импорта. Пример с промышленной сборкой автомобилей показывает, что при определенных условиях иностранные компании могут быть заинтересованы в увеличении импортных пошлин на ввозимую продукцию и соответствующую локализацию производства в России. Если политика промышленной сборки будет распространена на другие сегменты инвестиционного машиностроения то было бы правильным существенно увеличить импортные пошлины на ввозимое технологическое оборудование одновременно снизив пошлины на комплектующие. При этом не происходило бы существенного увеличения суммарной величины таможенной нагрузки, а также возможно были бы сняты отдельные противоречия в рамках процедуры вступления в ВТО.
В конечном счете, только развитие производства инвестиционных и потребительских товаров способное по своим объемам удовлетворять внутренний спрос при существующем объеме трудовых ресурсов может изменить сложившуюся ситуацию во внешней торговле.
Согласно текущему сценарию в 2011-2013гг. цена на нефть Brentвозрастет с 79 в 2011г. до 98 $/барр. в 2014г., экспортная цена на природный газ за рассматриваемый период увеличится с 264 до 340 $/ тыс. м куб.
Основываясь на данных за январь-ноябрь 2010 г. можно ожидать, что цена на алюминий в мире в текущем году увеличится до 2115 долл./т по сравнению с 1665 долл./т в 2009 г. Повышение цен на алюминий в 2010 г. было связано с пополнением запасов у потребителей, существенным ростом спроса со стороны Китая, возобновлением экономического роста в развитых странах и повышением издержек производителей.
Предполагается, что запасы металла, накопленные в 2010 г. будут сдерживать рост цен и в 2011 г. мировая цена на алюминий увеличится только на 2% — до 2163 долл./т В 2012-2014 гг. среднегодовое повышение цен на составит 4%. В 2014 г. цена на алюминий увеличится до 2411 долл./т. Росту цен в среднесрочной перспективе будет способствовать рост издержек производителей, сокращение незагруженных мощностей и повышение мирового спроса со стороны конечных потребителей алюминия (в особенности Китая).
В соответствии с разработанным сценарием цена на железную руду (Бразилия) в 2011-2014 гг. снизятся со 160 до 114 долл./т, что будет соответствовать выходу на ценовой тренд, сформировавшийся в 2004-2007 гг.
В условиях роста мировой экономики и мирового спроса на черные металлы с одной стороны, и снижения цен на железную руду с другой стороны, мировые цены на черные металлы будут оставаться стабильными. Ожидается, что в 2011-2014 гг. цена на арматурную сталь (ФОБ ЕС) будет колебаться в диапазоне 400-420 долл./т
Рост мировых цен на пшеницу в текущем году составит около 20% по отношению к 2010г. Ожидается, что среднегодовая цена на пшеницу (Американская №2) в текущем году будет равна 222 долл./т., что на 50 долл./т ниже, чем в 2008 г. и на 17 долл./т ниже по сравнению с 2007 г.
Рост цен на пшеницу в текущем году носит в значительной степени спекулятивный характер. Несмотря на неблагоприятные погодные условия в ряде регионов мира, мировое предложение пшеницы в текущем году является вполне достаточным для покрытия существующего спроса, о чем свидетельствуют значительные мировые запасы данного товара.
Ожидается, что мировой рынок пшеницы (и зерновых в целом) в 2011-2014 гг. останется сбалансированным, а цена на пшеницу будет колебаться в интервале 220-230 долл./т. Повышению цен на пшеницу в среднесрочной перспективе может способствовать такой косвенный фактор, как высокие цены на нефть и рост спроса на другие виды зерновых со стороны производителей биотоплива.
Согласно сценарию, цена на фосфаты после роста почти в пять раз в 2008 г. (с 71 долл./т в 2010 г. до 346 долл./т в 2011 г.) в 2011-2014 г. продолжит сокращаться и к концу прогнозного периода опустится до 88 долл./ т
продолжение
--PAGE_BREAK--3.1. Основные результаты прогноза
Наиболее важными факторами, действие которых будет определять динамику внешней торговли в среднесрочной перспективе остаются цены на мировых товарных рынках и динамика укрепления курса рубля.
Относительно благоприятный сценарий изменения цен на нефть (рост стоимости нефти марки brent до 97.5 долл./барр. к 2014 г.) позволяет сохранять положительное сальдо по внешней торговле на всем прогнозном периоде. При этом динамика нефтяных котировок в конце 2010 г. позволяет предположить, что стоимостная оценка российского сырьевого экспорта в 2011 и последующие годы может оказаться еще более оптимистичной. Сдерживающее влияние на наращивание объемов сырьевого экспорта в среднесрочной перспективе будет оказывать рост внутреннего спроса на ключевые виды ресурсов (нефтепродукты, металлы, цемент) а также нарастанием ограничений по капиталу в сырьевых отраслях. При этом в условиях опережающего роста издержек на услуги инфраструктурных монополий, а также увеличения уровня налоговой нагрузки значительный рост производства первичных ресурсов представляется маловероятным.
В тоже время укрепление курса рубля и общий рост экономической активности в стране будут стимулировать рост импорта. В результате объем положительного сальдо по внешней торговле[1] сократиться к 2014 г. до 120 млрд. долл. Некоторому снижению темпов роста импорта будет способствовать замедление процесса укрепления курса рубля в 2012-2014 гг.
Наиболее быструю динамику восстановления докризисных стоимостных объемов экспорта будут демонстрировать производители промежуточной продукции. В металлургическом производстве ожидается в 2011-2014 гг. относительно невысоких стоимостных объемов экспорта, что объясняется консервативным сценарием изменения мировых цен на металлы, а также ростом внутреннего спроса на фоне реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов.
В дальнейшем ожидается рост экспортных поставок сельскохозяйственной продукции до 4.7 млрд. долл. в 2014 г.
Динамика импорта в 2011-2014 гг. будет определятся расширением инвестиционного и потребительского спроса в стране, а также возможностями отечественных производителей по наращиванию объемов производства.
В импорте транспортных средств и оборудования ожидаются продолжения тенденции замещения ввоза готовых автомобилей на поставки комплектующих. Таким образом, в этом секторе следует ожидать отставания темпов наращивания стоимостных объемов импорта от средних по экономике.
В стоимостной структуре экспорта ожидается плавное увеличение доли машиностроительных производств (с 5.8% в 2011 г. до 7.1% в 2014 г.). На фоне роста цен на энергетическое сырье доля нефтегазового сектора в экспорте к 2014 г. достигнет 55.2%.
Ожидается, что к 2014 г. структура импорта, в основном, будет соответствовать пропорциям, сложившимся перед кризисом 2008-2009 гг. Более подробно результаты прогноза представлены в соответствующих таблицах 3.1-3.5..
Заключение
Россия в сравнительно короткие сроки вышла на достаточно высокий уровень открытости. В настоящее время она направляет на цели международного обмена более пятой части ВВП и по этому показателю находится в одном ряду с такими странами, как Германия, Италия, Великобритания и другие. Торговый и валютный режимы страны за последние годы заметно либерализованы. Таким образом, в XXI веке Россия сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики. Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечениеэкономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
· четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
· обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
· определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
· разработка соответствующих федеральных программ;
· защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
· разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
· подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
· организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
· определение и реализация валютной политики страны;
· формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
· контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
· разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
· осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
· контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
· предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
· заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
· иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.
Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:
· координация действий участников ВЭД;
· выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
· разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
· регулирование приграничной торговли;
· информационное обеспечение ВЭД.
Я думаю, что среди этих многообразных явлений современности, наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.
продолжение
--PAGE_BREAK--