МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет Финансово-экономический
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
Финансы
Студента
: Пушкина Алексея
На тему: «Формирование финансовых резервов в современной России: их динамика и проблемы развития
».
Автор работы:
Пушкин А.В. ___________________
(подпись)
Научный руководитель:
Савинский П.Ф. ___________________
(ученая степень, звание, ФИО) (подпись)
Дата сдачи:
«____»______________200__г.
Дата защиты:
«____»_____________200__г.
Оценка: __________________
Москва 2010г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования и использования финансовых резервов
1.2 Сущность и назначение финансовых резервов…………………………………………………………………… 5
1.3 Виды финансовых резервов………………………………………………………………………………………………… 6
1.4. Формирование и использование финансовых резервов …………………………………………………. 8
ГЛАВА II. Динамика и проблема развития финансовых резервов в современной России
2.2 Резервный фонд РФ ……………………………………………………………………………………………………………. 9
2.3. Фонд национального благосостояния России …………………………………………………………………. 11
2.4. Золотовалютные резервы РФ …………………………………………………………………………………………… 13
Список использованной литературы………………………………………………………………………………………. 16
Введение
В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики. При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве.
Характерной чертой социальной политики 90-х годов была ее экономическая несостоятельность. Многолетний экономический спад практически не оставлял ресурсов для решения социальных проблем, происходило проедание накопленных за предшествующие десятилетия запасов социального капитала. Сейчас ситуация существенно изменилась. За всю историю Российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие огромные финансовые резервы, как сейчас. В прошлом страна располагала большей территорией, населением, природными ресурсами, более высоким уровнем производства, но вот именно денежный капитал такого масштаба сформировался впервые.
Рост финансовых резервов, связанный с высокими мировыми ценами на топливо, происходит на фоне сохраняющихся сложных экономических и социальных проблем страны. Поэтому в настоящее время очень актуальны вопросы управления финансовыми резервами государства. Однако традиций управления финансовым резервом как капиталом в России просто нет. В прошлые эпохи государство в лучшем случае располагало запасом на черный день. Сегодня мы перешагнули рубеж, отделяющий такую заначку от капитала, который должен работать и приносить прибыль. Но этот фундаментальный факт еще не осознан обществом и не нашел должного отражения в политике государства, поэтому исследования, проводимые в рамках данной работы, носят элементы новизны.
Целью данной работы является изучение динамики финансовых резервов, проблем их развития в современной России и определение путей повышения эффективности управления финансовыми резервами. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— рассмотреть сущность и необходимость финансовых резервов на макроуровне;
— определить виды финансовых резервов и источники их формирования;
— изучить порядок формирования резервов и их использования;
— проанализировать структуру и динамику золотовалютных резервов;
— оценить состояние и перспективы развития Стабилизационного фонда России;
— рассмотреть динамику расходования средств резервного фонда Президента и резервного фонда Правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— определить перспективы развития и использования финансовых резервов в современной России.
Практической основой данной работы является официальная информация Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ. В качестве теоретических источников использовались работы отечественных авторов Вахрина П.И., Нешитой Т.В.
1.2 Сущность и назначение финансовых резервов
Финансовые резервы -денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений, фирм для осуществления возникающих дополнительных затрат; устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности. От англ. contingency funds — особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств. Предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотренными утвержденными финансовыми планами, либо предусмотренными в меньших объемах, либо не обеспеченными финансовыми источниками из-за недопоступления запланированных доходов. Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования. Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы. Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов; использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий, приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.
1.3 Виды финансовых резервов
Финансовые резервы подразделяются на:
1.бюджетные (см. бюджетов">Резервные фонды бюджетов), фонды, образуемые в государственном бюджете для бесперебойного финансирования предусмотренных мероприятий и финансового обеспечения вновь возникающих расходов неотложного характера.
2.страховые (см. Резервы страховые), Страховые резервы — часть имущества страхощика
В отличие от обычной компании, у которой все имущество находится в ее полном распоряжении, имущество страховой компании делится на две части: средства страховых резервов и так называемые «собственные средства» страховщика.
Собственными средствами страховщик может распоряжаться по своему усмотрению, а возможности распоряжения средствами резервов строго регламентированы.
По существу, возможности страховщика по распоряжению средствами резервов состоят в следующем:
* страховщик выплачивает из этих средств страховое возмещение или обеспечение;
* по окончании действия договора страхования часть резервов, соответствующая этому договору, переходит в состав собственных средств страховщика и при этом переходе облагается налогом на прибыль; размер этой части рассчитывается по специальной формуле и зависит от того произошла или не произошла выплата по этому договору и от других причин;
* средства, которые не израсходованы на выплаты и не перешли в состав собственных средств вкладываются в различные объекты инвестиций с целью получения прибыли; говорят, что эта часть средств резервов «размещается».
Другими способами распоряжаться средствами резервов страховщик не может.
3.золотовалютные, англ. gold and foreign exchange reserves) — официальные централизованные запасы резервных ликвидных активов, которые используются для международных макроэкономических расчетов стран, погашения внешних долговых обязательств, регулирования рыночных валютных курсов национальных денежных единиц. Находятся во владении и распоряжении центральных банков и гос., правит, финанс. органов, а также междунар. валютно-кредитных орг-ций.
4.резервные фонды хозяйствующих субъектов,
5.специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств.
Эта классификация финансовых резервов обусловливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально-экономических процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводствва на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей: золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты; специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребности, обусловленные научно-техническими достижениями и открытиями; благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств. В зависимости от функционального назначения выделяют финансовые резервы для: 1) осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно-финансовых планов — частично используются бюджетные резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвиденных расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств;
2) обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней — используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны;
3) обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно-техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т.п.) — используются отраслевые фонды министерств и ведомственные резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ, формируемые на федеральных и региональных уровнях;
4) покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и другими обстоятельствами — используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы.
Финансовые резервы подразделяют также на:
А)стратегические, связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ государства и т.п. (используются средства Резервного фонда Президента РФ и резервных фондов органов исполнительной власти);
Б)оперативные, предназначенные для ликвидации сбоев в воспроизводственном процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых кассовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности)
Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования (централизованные и децентрализованные), методов образования (бюджетный, страховой, самострахование) и др. В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В России значительная часть финансовых формируется в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Сюда относятся: различные виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных, региональных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе государственных внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.
1.4. Формирование и использование финансовых резервов
Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования :
1.централизованные,
2.децентрализованные;
А также методов образования: бюджетный, страховой, самострахование
1.бюджетный — который предусматривает создание в составе каждого бюджета резервов, одним из видов которых является оборотная кассовая Наличные;
2.отраслевой — предусматривает создание за счет отчислений из прибыли предприятий финансовых резервов на уровне определенной отрасли. Широко использовался данный метод в командно- административной системе хозяйствования, в рыночной экономике.
3.хозрасчетный — формирование финансовых резервов предприятий, организаций, учреждений;
4.страховой — образование фондов страховых организаций.
В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В России значительная часть финансовых резервов формируется в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Сюда относятся: различные виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных, региональных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе государственных внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.
ГЛАВА II. Динамика и проблема развития финансовых резервов в современной России
2.2 Резервный фонд
Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 апреля 2010 года сумма резервного фонда составляла 1 трлн 553,28 млрд руб.Содержание
Описание
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Максимальная величина резервного фонда
После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России.
Резервный фонд формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
доходов от управления средствами Резервного фонда.
Совокупный объем средств Резервного фонда
История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации
Дата в млрд. рублей в млрд. долларов США
01.05.2010 1 188,70 40,59
01.04.2010 1 553,28 52,90
01.03.2010 1 763,89 58,90
01.02.2010 1 823,26 59,91
01.01.2010 1 830,51 60,52
01.12.2009 2 238,58 75,07
01.11.2009 2 242,09 77,18
01.10.2009 2 298,00 76,37
01.09.2009 2 706,82 85,74
01.08.2009 2 811,34 88,53
01.07.2009 2 957,54 94,52
01.06.2009 3 127,93 100,95
01.05.2009 3 551,47 106,81
01.04.2009 4 117,67 121,06
01.03.2009 4 869,74 136,33
01.02.2009 4 863,80 137,34
01.01.2009 4 027,64 137,09
01.12.2008 3 661,37 132,63
01.11.2008 3 572,78 134,60
01.10.2008 3 559,19 140,98
01.09.2008 3 504,62 142,60
01.08.2008 3 040,37 129,68
01.07.2008 3 056,52 130,30
01.06.2008 3 069,94 129,32
01.05.2008 3 069,47 129,80
01.04.2008 3 068,43 130,48
01.03.2008 3 082,28 127,81
01.02.2008 3 057,85 125,19
2.3. Фонд национального благосостояния России
Фонд национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На 1 октября 2008 года сумма фонда составляла 1 трлн 228,88 млрд руб. На 1 января 2009 г., по данным Минфина, в Фонде национального благосостояния было 2,6 трлн руб. [1]Содержание [убрать]
Описание
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Формирование фонда
Фонд национального благосостояния формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
13 октября 2008 года Президент Д. Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации[1] по стабилизации финансовой системы страны в условиях финансового кризиса[2]: в частности, законодательные поправки разрешили размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством[3]. Ранее, 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк)[4].
Динамика изменений
Дата в млрд. долларов США в млрд. рублей
01.04.2010 89,58 2 630,27
01.03.2010 89,63 2 684,21
01.02.2010 90,63 2 757,89
01.01.2010 91,56 2 769,02
01.12.2009 92,89 2 769,84
01.11.2009 93,38 2 712,56
01.10.2009 91,86 2 764,37
01.09.2009 90,69 2 863,08
01.08.2009 90,02 2 858,70
01.07.2009 89,93 2 813,94
01.06.2009 89,86 2 784,14
01.05.2009 86,30 2 869,44
01.04.2009 85,71 2 915,21
01.03.2009 83,86 2 995,51
01.02.2009 84,47 2 991,50
01.01.2009 87,97 2 584,49
01.12.2008 76,38 2 108,46
01.11.2008 62,82 1 667,48
01.10.2008 48,68 1 228,88
01.09.2008 31,92 784,51
01.08.2008 32,69 766,48
01.07.2008 32,85 770,56
01.06.2008 32,60 773,93
01.05.2008 32,72 773,82
01.04.2008 32,90 773,57
01.03.2008 32,22 777,03
0/>1.02.2008 32,00 783,31
2.4. Золотовалютные резервы РФ
Золотовалютные резервы — государственные запасы золота и иностранной валюты, хранящиеся в центральном банке или в финансовых органах, а также принадлежащие государству золото и иностранная валюта в международных валютно-кредитных организациях.
Золотовалютные резервы России — высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в ведении Банка России и Минфина России, включают монетарное золото, специальные права заимствования (СДР), резервную позицию в МВФ и иностранную валюту. Стоимость золотовалютных запасов РФ приводится в пересчете на доллары США на отчетную дату. Публикация данных производится каждый четверг по состоянию на предыдущую пятницу.
Специальные права заимствования (СДР) — стандартная расчетная единица, используемая МВФ и рядом других международных финансовых организаций. СДР не имеют собственной стоимости и реального обеспечения, они используются для безналичных международных расчетов, урегулирования международных торговых балансов и погашения долгов самому МВФ путем записей на специальных счетах. Стоимость СДР в 1969 году определялась золотым паритетом доллара США (35 долларов за унцию), в 1976 г. — на основе корзины валют 16 стран. С 1981 г. стоимость СДР исчисляется ежедневно в национальных валютах ряда стран на основе согласованной Международным валютным фондом корзины валют. МВФ дополняет резервы стран, являющихся его членами, предоставляя им СДР в случае долгосрочной потребности в них. Распределение резервов в СДР обычно производится пропорционально квотам стран — участниц на момент выпуска.
Иностранная валюта — валютные активы Банка России и Минфина России в форме наличных денег, обратных РЕПО с нерезидентами, банковских депозитов в банках-нерезидентах с рейтингом не ниже А по классификации Standard&Poor's и Fitch или А2 по классификации Moody's, а также в форме государственных и других ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющими аналогичный рейтинг. С 1 июля 2002 г. в резервах России не учитываются краткосрочные операции.
Золотовалютные запасы страны являются финансовым резервом, за счет которого в случае необходимости могут быть произведены государственные долговые выплаты или осуществлены бюджетные расходы. Кроме того, наличие резервов позволяет ЦБ контролировать динамику курса национальной валюты путем интервенций на валютном рынке.
Размер золотовалютных резервов страны должен существенно перекрывать объем денежной массы в обращении, обеспечивать как суверенные, так и частные платежи по внешнему долгу и гарантировать трехмесячный импорт. При достижении такого уровня золотовалютных запасов Центробанк получает возможность эффективно контролировать движение курса национальной валюты и процентных ставок в экономике. Соответствие этим показателям предъявляет требование держать резервы России на уровне $35-40 млрд., что соответствует их текущему уровню.
В развитых странах величина резервов достигает сотен миллиардов долларов США. Так, в Японии, являющейся мировым лидером по данному показателю, она составляет около $360 млрд.; совокупные золотовалютные резервы стран, входящих в зону евро, достигают $260 млрд.; а в Китае их величина равна приблизительно $180 млрд.
Золотовалютные запасы России
На данный момент основная доля золотовалютных резервов России приходится на иностранную валюту — около 90%, еще около 9% — на монетарное золото. Подавляющая часть валютных активов ЦБ РФ номинирована в долларах США (более 80%) и только около 8-10% — в евро, что связано с долларовой ориентированностью эскпортно-импортных операций отечественных производителей.
Доля иностранной валюты (валютных активов) в резервах ЦБ постоянно растет, чему способствует развитие отечественного фондового рынка. При этом доля монетарного золота в запасах неуклонно снижается, что связано с падением надежности подобных инвестиций и развитием других финансовых инструментов. Так, на протяжении последних двух десятилетий рост цен на золото значительно отставал от темпов инфляции — в этом смысле золото уступало акциям и облигациям. Кроме того, золото не является ликвидным активом (т.е. не может в короткий срок быть обращено в наличность) и не приносит центральным банкам никакого дохода. Поэтому смещение акцента в сторону валютных активов вполне понятно. Подобная тенденция наблюдается и в других странах — так, центральные банки ряда государств (в т.ч. Австралии, Бельгии и Голландии) уже начали распродажи золота из своих резервов, а МВФ намерен продать часть принадлежащего ему золота, чтобы профинансировать новые программы помощи бедным странам.
Удалить этот раздел отсюда до жирного шрифтаДинамика золотовалютных резервов России в период с января 1996 г. по июнь 2002 г.
Золотовалютные резервы России значительно пострадали в результате кризиса 1998 г. — поддержание курса рубля непосредственно перед наступлением экономического кризиса в 1998 г. обходилось Центробанку в среднем около 8% золотовалютных резервов в неделю. В результате — если во втором квартале 1998 года валютные резервы Центробанка составляли $11,16 млн., то в третьем — $8,8 млн., а в четвертом — уже $7,8 млн.
После кризиса 1998 г. правительству РФ удалось достичь немалых успехов в увеличении размера золотовалютных запасов страны — их размер за последние 2,5 года вырос более чем в два раза, а в 2001 г. — на $8,6 млрд. В основном, этому способствовала благоприятная конъюнктура мировых сырьевых рынков в 2000-2001 гг. и грамотная политика ЦБ, направленная на плавное снижение курса национальной валюты. Наличие золотовалютных резервов в текущем объеме позволит Центробанку проводить независимую монетарную и кредитно-денежную политику.
Золотовалютные резервы РФ сократились за неделю на $4,2 млрд
Объем международных резервов Российской Федерации по состоянию на 24 апреля 2009г. составлял 380,6 млрд долл. против 384,8 млрд долл. на 17 апреля с.г., сообщил департамент внешних и общественных связей Банка России. За неделю золотовалютные резервы Банка России уменьшились на 4,2 млрд долл., или на 1,1%.
По состоянию на 1 января 2009г. международные резервы РФ официально составляли 427,080 млрд долл. В том числе, непосредственно активы в иностранной валюте были 406,205 млрд долл. Таким образом, с начала года российские резервы снизились на 46,48 млрд долл.
За I квартал 2009г. объем международных резервов РФ снизился на 10,1%, или на 43,191 млрд долл. Впрочем, если принимать во внимание официальные прогнозы, темпы расходования золотовалютного запаса во втором полугодии, вероятно, будут более умеренными.
Международные резервы РФ представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату. Международные резервы складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.
Динамика расходования золотовалютных резервов России в условиях финансового кризиса
Февраль 2009
Золотовалютные резервы России — это находящиеся в распоряжении Центрального банка Российской Федерации нерублевые средства: валюта, валютные активы, золото. Одно из основных применений золотовалютных резервов — поддержание курса национальной валюты. В связи с этим в последнее время под давлением спекулянтов Банк России вынужден расходовать золотовалютные резервы, чтобы покупать рубли, не допуская резкой девальвации курса национальной валюты.
Основным назначением золотовалютных резервов является сокращение волатильности национальной денежной единицы, связанной с активностью спекулянтов и неравномерностью внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Управление резервами — это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов государственного сектора в распоряжении соответствующих органов и осуществление контроля за ними для решения определенного круга задач, стоящих перед страной или союзом. Такому органу, как правило, поручается управление резервами и связанными с ними рисками. Обычно хранение официальных валютных резервов направлено на выполнение ряда задач, к которым, в том числе, относятся:
поддержка и сохранение доверия к мерам политики в области управления денежно-кредитными агрегатами и обменным курсом, в том числе к возможности проведения интервенций в целях поддержки национальной валюты или валюты союза;
ограничение внешней уязвимости путем хранения ликвидных средств в иностранной валюте для нейтрализации шоков во время кризисов или при ограниченном доступе к заимствованию;
внушение участникам рынков определенной степени уверенности в способности страны выполнить свои внешние обязательства;
демонстрация опоры национальной валюты на внешние активы;
оказание помощи Правительству в удовлетворении его потребностей в иностранной валюте и выполнении обязательств по внешнему долгу;
поддержка в случае национальной катастрофы или в чрезвычайных обстоятельствах.
Уровень золотовалютных резервов отражает внешнеэкономический товарооборот и потоки капитала в предыдущие периоды. В соответствии с международной практикой оптимальным уровнем золотовалютных резервов признается тот объем накоплений Центрального банка, который позволяет обеспечивать импорт товаров и услуг в течение 3 месяцев.
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИC КОСНУЛСЯИ РОССИИ
По состоянию на 1 июля 2008 г. общий объем золотовалютных резервов приближался к 500 млрд долл., однако уже на 1 декабря прошлого года он оценивался примерно в 400 млрд долл. Причиной существенного уменьшения объемов золотовалютных резервов России стал начавшийся в сентябре 2008 г. финансовый кризис.
Сокращение золотовалютных резервов связано, во-первых, с бегством из России иностранного капитала, размещавшегося на краткосрочной основе; во-вторых, с валютными интервенциями Банка России; в-третьих, с переоценкой курсов валют, в которые размещены резервы.
Только за последние 2 месяца 2008 г. золотовалютные резервы сократились почти на 100 млрд долл., в основном за счет продажи Банком России валюты с целью поддержания курса рубля. Золотовалютные резервы уменьшаются из-за их переоценки в результате укрепления доллара к евро и фунту стерлингов. Такое их сокращение может привести к печальным последствиям — России понизят суверенный рейтинг, а денег на поддержание курса национальной валюты не останется.
Политика российских властей по отношению к золотовалютным резервам не лишена смысла. Прежде всего она отражает стремление предотвратить панику среди населения и, как следствие, массовое изъятие средств с банковских счетов. Кроме того, Правительство обеспокоено необходимостью обслуживать внешний долг. Так, при сильном ослаблении рубля возникнут еще большие трудности у банков и компаний, которым надо платить по валютным обязательствам.
В современных условиях поддерживать экономику при помощи золотовалютных резервов невозможно. Мировой финансовый кризис поставил Россию перед фактом: необходимо не просто бороться с трудностями, но и полностью менять экономическую модель. Теперь нельзя надеяться на высокие цены на нефть и дешевые кредитные деньги западных банков. В сложившейся ситуации России необходимо искать собственные ресурсы и обеспечить стабильную работу предприятий, а также развивать новые технологии и вкладывать деньги в инфраструктурные проекты.
В настоящее время для предотвращения сокращения золотовалютных резервов предлагается альтернативный сценарий валютного регулирования, который предусматривает свободное изменение курса рубля. В этом случае, по оценкам экспертов, при цене нефти Urals в 60 долл. за баррель реальный эффективный курс российской валюты отступит приблизительно на 15% — до уровня 2005—2006 гг. Такой сценарий для России может оказаться позитивным: экономика, особенно обрабатывающий сектор, получит импульс для дальнейшего развития. В этом случае рост ВВП в 2009 г. вполне может остаться на уровне 5—6%.
РАСХОДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЗЕРВОВ РОССИИ
В настоящее время расходование средств золотовалютных резервов осуществляется прежде всего с целью поддержания курса рубля и укрепления экономической ситуации в стране, что выражается в поддержке крупных российских предприятий. Ранее большая часть средств золотовалютных резервов направлялась на обслуживание внешнего долга России. Сегодня внешний долг достиг 560 млрд долл., что примерно равняется объему золотовалютных резервов. Однако в связи с мировым финансовым кризисом Правительство России практически прекратило осуществлять выплаты по внешнему долгу.
Сейчас темпы сокращения золотовалютных резервов уменьшаются. Их объем ниже уровня, зафиксированного на начало 2008 г. Рекордное снижение объема золотовалютных резервов пришлось на период с 17 по 24 октября 2008 г. — 31 млрд долл.
Таким образом, основными причинами снижения резервов в последнее время являются не только отток капитала и переоценка резервов из-за падения курса евро, но и перечисление части средств международных резервов во Внешэкономбанк для поддержки российских компаний и банков в условиях глобального финансового кризиса.
В начале декабря 2008 г. Центральный банк РФ сообщил, что в порядке совершенствования методологии статистики международных резервов Российской Федерации и приведения ее в соответствие с мировой практикой в состав валютных резервов включены активы Банка России, размещенные в банках-нерезидентах, в уставном капитале которых имеется значительное долевое участие российских банков.
Однако в дальнейшем уменьшение резервов будет носить не столь масштабный характер. Так, деньги, необходимые банкам и компаниям для погашения внешних долгов, уже конвертированы в валюту, и значительного снижения международных резервов удастся избежать. Было израсходовано резервов на сумму более 100 млрд долл. Около 30 млрд долл. приходится на пересчет валют, примерно 80 млрд долл. связано с перетоками, приблизительно 40 млрд долл. компании зарезервировали на своих зарубежных счетах как резерв для погашения в ближайшие месяцы внешнего долга.
Кроме того, в декабре 2008 г. Банк России допустил 1%-ное ослабление рубля к бивалютной корзине и симметрично расширил ее технический коридор. Плавная девальвация рубля поможет свести к минимуму расходование международных резервов России.
Впрочем, проблему удалось решить лишь до конца 2008 г. По данным Центрального банка РФ, в IV кв. прошлого года российским банкам и компаниям предстояли погашения на 47,5 млрд долл. Эти потребности были удовлетворены за счет 50 млрд долл., которые Банк развития получил из резервов. Но в 2009 г. банкам и компаниям необходимо будет выплатить еще 115,7 млрд долл.
Кроме того, с начала 2009 г. поменяется характер расходования международных резервов — к покрытию с их помощью дефицита торгового баланса добавятся и расходы резервного фонда, и новые инвестиции ФНБ.
Оценка альтернативных стратегий управления резервами и, соответственно, их последствий с точки зрения достаточности резервов, вероятно, облегчается за счет анализа выгоды от хранения резервов и затрат, с этим связанных. Такой анализ направлен на задание значений затрат и отдачи, связанных с хранением большего или меньшего объема резервов, например при помощи оценки затрат на привлечение и хранение дополнительных резервов по сравнению с отдачей от более стабильных потоков капитала, укрепившегося доверия иностранных инвесторов и уменьшения риска распространения кризисных явлений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АДЕКВАТНОСТИ РЕЗЕРВОВ БАНКА РОССИИ
В заключение хотелось бы указать критерии оценки адекватности резервов Центрального банка РФ. К ним относятся:
обеспеченность денежного предложения (критерий валютного правления) — отношение широкой денежной базы к резервам Банка России; оптимальные резервы — 63 млрд долл.;
поддержание стабильности внешней торговли (критерий МВФ) — отношение трех- или шестимесячного объема импорта к резервам Банка России; оптимальные резервы — 42 млрд долл.;
обеспечение стабильного платежного баланса в краткосрочном периоде (критерий Редди) — отношение шестимесячного объема импорта плюс годовых выплат по государственному и частному внешнему долгу к резервам Банка России; оптимальные резервы — 73 млрд долл.
погашения валютных обязательств Правительства («правило Гидотти») — отношение годового объема внешнего долга к резервам Банка России; оптимальные резервы — 10,6 млрд долл.;
Список использованной литературы :
1.«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (БК РФ)от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)(действующая редакция)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
3. Ендовицкий Д. А., Саенко А. Н. «Финансовые резервы организации: анализ и контроль». Издательство: «КноРус»;2007
4. www.consultant.ru/popular/budget/
5. www.labex.ru/page/bud_81.html
29. Экономико-политическая ситуация в России. М.: ИЭПП. Сентябрь 2009
30. www.cbr.ru официальный сайт ЦБ РФ
31. www.nalog.ru — официальный сайт министерства по налогам и сборам РФ.
32. www.minfin.ru — официальный сайт министерства финансов РФ
33. www.kremlin.ru — официальный сайт Президента РФ