--PAGE_BREAK--I.Теоретическая часть.
1.
Финансы домашнего хозяйства как экономическая категория.
1.1.
Сущность и функции финансов домашних хозяйств в рыночной экономике.
Финансы домашнего хозяйства, как и деньги сообщества в целом, являют из себя финансовые валютные дела по формированию и применению фондов капитала в целях обеспечения материальных и общественных критерий жизни членов хозяйства и их воспроизводства.
В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц совместно принимающих экономические решения. Экономические отношения разнообразны, они существуют на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования. При этом однородные экономические отношения, постоянно возникающие в какой-либо сфере социально-экономической деятельности, образуют содержание самостоятельной экономической категории. Одной из таких категорий являются финансы домашнего хозяйства, выражающие реально существующие экономические отношения, носящие объективный характер и имеющие специфическое общественное назначение.
Известно, что финансовые отношения носят, как правило, денежный характер. Там, где не предусматривается движения денежных средств и (или) их эквивалентов, нет и финансовых отношений (в данном случае мы абстрагируемся от некоторых специфических операции, например операций, оформляемых договорами мены). Ведение домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики невозможно без использования денег, значит, существует реальная база для возникновения финансовых отношений на уровне домашнего хозяйства. Однако известно, что не все денежные отношения можно считать финансовыми. К ним вряд ли можно отнести, например, отношения обмена (Т — Д — Т), в которые постоянно вступает домашнее хозяйство.
Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики не может находиться вне финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, т.к. и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.
К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих различное целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления; денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов; денежного фонда с целью его дальнейшего инвестирования и др.
Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения:
ü с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства);
ü с предприятиями, работающими в различных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей по отношению к участникам домашнего хозяйства по поводу распределения части произведенного валового внутреннего продукта в его стоимостной форме;
ü с коммерческими банками по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения, по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;
ü со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;
ü с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.
Перечисленные выше отношения составляют социально-экономическое содержание категории «финансы домашнего хозяйства». Следовательно, финансы домашнего хозяйства — это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.
Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств выражается через их функции. Важнейшей функцией финансов домашних хозяйств является распределительная функция. Выполняя распределительную функцию, финансы домашних хозяйств обеспечивают материальными ресурсами непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы — как одного из производственных факторов. Именно через эту функцию финансов домашних хозяйств совершается обеспечение каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни.
Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей. К субъектам распределения относятся все участники домашнего хозяйства.
Еще одной функцией финансов домашних хозяйств является контрольная функция. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, т. е. уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. На эту величину влияет целый ряд факторов. Под их воздействием она может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому, имея целью поддержание обычного уровня потребления, домашнее хозяйство просто не может обойтись без контроля над распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов.
Таким образом, финансы домашних хозяйств являются одним из элементов финансовой системы государства. Каждый из этих элементов определенным образом влияет на процесс общественного воспроизводства. В каждой области финансовой системы процесс образования и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему характеристики. Роль, которую различные элементы финансовой системы играют в процессе ее формирования, определяет их особенности. Так, финансы предприятий являются основой финансовой системы, поскольку именно в предпринимательском секторе создается валовой внутренний продукт, распределяемый в ходе дальнейших финансовых отношений. Централизованные: элементы финансовой системы играют важную роль в перераспределении денежных средств между отдельными отраслями. Финансы- домашних хозяйств имеют свои особенности, которые отличают их от других элементов финансовой системы.
1.2.
Состав финансовых ресурсов домашних хозяйств и их кругооборот.
Финансовые ресурсы домохозяйства –совокупный фонд капитала, окружающий в управлении семьи. Созданный вследствие производственной работы членов домохозяйства, он выступает долею государственного заработка сообщества. Объем валютного фонда домохозяйства находится в зависимости от усилий любого в хозяйстве.
Финансовые ресурсы домохозяйства выступают повторяющий вид обособленных валютных фондов, имеющих, обычно, целевое назначение. Создаются два фонда:
1.Фонд пользования, созданный для ублажения личностных необходимостей этого коллектива — семьи (приобретение пищевых продуктов, продуктов промышленного производства, плата разных коммерческих услуг и другие.);
2. Фонд сбережений (отложенных необходимостей), который станет, использован в будущем для приобретения дорогостоящих либо как капитал для получения прибыли.
Фондовая форма денежных ресурсов разрешает увязать необходимости домохозяйства с возможностью коллектива хозяйства в общем, а еще проконтролировать, как довольствуются необходимости любого в семье. Состав денежных ресурсов домохозяйств включает:
1) личные средства, то есть заработанные любым членом семьи — получка, прибыль от подсобного хозяйства, прибыль от платной работы;
2) средства, мобилизованные на базаре, в форме приобретенного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;
3) средства, поступившие в норме перераспределения, — пенсии, пособия, займа из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.
Финансы домохозяйства взаимодействуют с централизованными деньгами
(бюджетами — федеральным, региональными, районными и внебюджетными социальных фондами) и децентрализованными деньгами предприятиями различных форм принадлежности. Между ними встают постоянные валютные потоки – односторонние, двух- и многосторонние. Между домохозяйством и государством исполняется непрерывно перемещение валютных потоков. Члены домохозяйств дают труд тружеников для казенного раздела, реализуют государству продукты и сервисы личного производства. За это семья получает плату труда и заработок. Кроме того, денежные дела встают и при оплате налогов, сборов, пошлин и отчислений в казну и общественные внебюджетные фонды.
Вместе с тем домохозяйства получают от правительства всевозможные валютные трансферты, а еще социальные блага и предложения в естественной форме.
Денежные потоки появляются у бытовых хозяйств с негосударственным сектором — предприятиями, организациями, компаниями. Получая от их продукты, предложения, они (домашние хозяйства) отдают им цена приобретенных всевозможных удобств в форме средств. Юридические лица, тогда как имеют все шансы гарантировать домохозяйства кредитными ресурсами, также прибылью, дивидендами, процентами, арендной платой при наличии подходящей принадлежности у членов этого коллектива.
В итоге кругооборота экономических ресурсов домохозяйства имеют все шансы удовлетворять свои личные потребности сегодня и в будущем.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Бюджет домашних хозяйств. 2.1. Сущность бюджета домашних хозяйств.
Финансовые ресурсы сформировывают бюджет хозяйственного хозяйства. В рамках бюджета формируются обособленные валютные фонды:
ü индивидуальный, определенные для отдельных членов семьи и
используемые на приобретение разных продуктов, учебу, медицинское обслуживание и так далее;
ü совместный, для покупки продуктов единого потребления;
ü накопления и обеспечения (резервный фонд), применяемый для предстоящих капитальных затрат (покупки здания, жилплощади, участка территории, средств транспорта).
Потребность в существе фонда накопления встает не лишь для
приобретения продуктов длительного потребления, требующих колоссальных средств, для отдыха и дорогого врачебного профилактики, хотя помимо прочего для обеспечения жизни на пенсии.
Государство значительно воздействует на размер бюджета домашнего хозяйства, потому что в рыночной экономке оно вполне интегрировано в единый
кругооборот материальных и денежных средств. Это действие
исполняется:
1) через налоговую систему — домохозяйства оплачивают налоги, сборы,
пошлины и делают иные неотъемлемые отчисления
2) через плату труда сотрудников в муниципальном секторе;
3) через предоставляемые разные социальные блага и услуги;
4) через государственное ценообразование.
2.2 Доходы домашних хозяйств.
Доходы домашнего хозяйства – часть государственного заработка, творимая в ходе производства и созданная для ублажения материальных и духовных необходимостей членов хозяйства. Эти прибыли обязаны компенсировать трудовые издержки, то есть все физические и умственные возможности жителей нашей планеты, израсходованные и процессе производства. Однако в идущем в ногу со временем сообществе из- за не равномерного распределения государственного заработка ресурсы у отдельных категорий домохозяйств оказываются недостающими, дабы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому страна с помощью бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства домохозяйств.
Валовой доход домохозяйств — это денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков, а накопления и сбережения в нашей стране из-за относительной бедности всегда стояли на низком уровне.
В валовых доходах преобладают денежные доходы, представляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов. Денежные доходы формируются за счет следующих источников:
1) оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.;
2) доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.;
3) государственные социальные выплаты (трансферты) пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.
В нашей стране соотношение между этими тремя источниками резко менялось. В условиях господства государственной собственности основными доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источники стала возрастать.
Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом. Значение отдельного вида источника у конкретной семьи определяется ее социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, работающая супружеская семья без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов. На пример, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внучат. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние место проживания — в городе или на селе.
Кроме того, денежные доходы домохозяйств пополняются за счет натуральных поступлений (например, производимых в подсобных хозяйствах продуктов или выполнения для собственного потребления услуг, а также полученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателей или государства). В основу деления доходов положены разные признаки.
В зависимости от источника дохода они подразделяются:
ü заработную плату и дополнительную оплату трудовой деятельности;
ü доходы от предпринимательской деятельности; доходы от ценных бумаг;
ü арендную плату за переданное во временное пользование имущество;
ü страховое возмещение;
ü доходы от реализации имущества;
ü выплаты из государственных денежных фондов (бюджетов, внебюджетных фондов);
ü прочие.
В зависимости от равномерности поступления различают доход
§ регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
§ периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);
§ случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества).
В зависимости от надежности поступления различают доходы:
ü гарантированные (государственные пенсии, доходы по госзаймам);
ü условно-гарантированные (оплата труда);
ü негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).
К денежным доходам домохозяйств относят также государственные социальные трансферты — пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.
Кроме пенсий российские граждане из Фонда социального страхования РФ получают пособия. Наибольший удельный вес занимают пособия по временной нетрудоспособности и пособия на детей.
Расширение рыночных отношений в России вызвало резкое расслоение в обществе и социально-имущественную дифференциацию населения. Поляризация общества усугубляется. Это можно видеть, сравнивая децильные группы домохозяйств самых обеспеченных и самых необеспеченных. Анализ доходности в разрезе домохозяйств дает возможность учесть демографические, региональные и внутрисемейные факторы распределения и использования совокупного дохода, в том числе и в его не денежной и натуральной форме. Кроме того, большое влияние на де нежные доходы домохозяйств оказывают место проживания (и городской или сельской местности), а также численность, в том числе количество детей в семье.
В России все большая доля населения становится бедняками. Бедность — это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей — жилья, питания, одежды, услуг. Среднемесячная заработная плата работников организаций на примере города Йошкар-Олы за январь-сентябрь 2009 года 8931,9 рублей, среднемесячная зарплата в сфере сельского хозяйства и лесного хозяйства 10092,5 рублей.А соотношение среднедушевых распределяющих ресурсов домохозяйств и прожиточного минимума свидетельствует о низком жизненном уровне большой части населения России, а динамика этого соотношения об ухудшении положения.
Обследование бюджетов домохозяйств показывает, что бедность носит многопрофильный характер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, образовательным уровнем и др. Доля бедных домохозяйств в сельской местности выше, чем в городе. Малоимущие и крайне бедные домохозяйства — это семьи, воспитывающие трех и более детей.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Расходы домашних хозяйств.
Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль и экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок.
Кроме того, большое значение домохозяйства как субъекта предложения важнейших производственных ресурсов - труда и предпринимательской деятельности. Наконец, члены семьи, занимаясь воспитанием детей, выступают главными потребителями социально-культурной сферы, которая финансируется государством. Члены домохозяйств, расходуя свои средства, удовлетворяют разнообразные потребности. Это возможно двумя путями:
1) использованием денежных доходов на приобретение товаров и услуг;
2) натуральным обеспечением, происходящим за счет собственной трудовой деятельности отдельных членов хозяйства.
В современных условиях в России происходит снижение реальных расходов из-за уменьшения доходности определенных групп населения. Наряду с другими факторами это приводит к качественным изменениям в обществе: ухудшению здоровья населения, сокращению продолжительности жизни, падению уровня рождаемости.
Денежные расходы домашнего хозяйства можно классифицировать по разным признакам:
1) по степени регулярности:
1. постоянные расходы (на питание, коммунальные услуга и др.);
2. регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.);
3. разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования).
2) по степени необходимости:
1. первоочередные (необходимые) расходы (на питание; медицину.)
2. второочередные (желательные) расходы (на образование, страховые взносы и т.п.);
3. прочие расходы (остальные);
3) по целям использования:
1. потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);
2. оплата обязательных платежей и различных обязательных плюсов;
3. накопления и сбережения во вкладах и ценных бумагах;
4. покупка иностранной валюты;
5. прирост денег на руках населения.
Покупка товаров и оплата услуг – потребительские расходы, являющиеся главными, составляют три четверти всех денежных затрат. Их величина обусловлена: объемом денежных доходов, которые сегодня недостаточно велики; удовлетворением необходимых личных и семейных потребностей; уровнем розничных цен; климатическими и географическими условиями жизни и другими факторами.
Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйства почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хозяйства. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе — лишь пятую часть.
Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспорте. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.
Количественный состав домохозяйств также оказывает влияние на структуру расходов конечного потребления. В более выгодном положении находятся домохозяйства, состоящие из одного человека. С ростом численности домохозяйств положение ухудшается. У них снижается доля на питание и повышается доля натуральной продукции из личного подсобного хозяйства и других поступлений. Уменьшение общих расходов на продовольственные товары отражается на качественном составе продуктов питания: снижается доля таких продуктов, как фрукты, кондитерские изделия, мясо и мясопродукты, и возрастает доля хлеба и хлебопродуктов, картофеля и овощей.
Вторая группа денежных расходов домохозяйств - обязательные и добровольные платежи. К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины, отчисления, которые взимаются органами исполнительной власти в
бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды. Добровольные платежи производят отдельные члены домохозяйств по собственной инициативе в страховые организации при страховании от различных рисков, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды и др. Доля этих расходов в общих расходах домохозяйств относительно невелика. Члены домашнего хозяйства как граждане РФ платят различные обязательные платежи, которых насчитывается более 15, прежде всего это федеральные и местные налоги и сборы. К федеральным налогам с населения относятся: подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего с наследства и дарения, налог с владельцев транспортных средств, государственная пошлина, таможенные сборы с физических лиц. Среди местных налогов основными являются налог на имущество с физических лиц, земельный налог и др.
Самым главным с точки зрения его тяжести на плательщика является подоходный налог, который взимается с совокупного дохода в денежной и натуральной форме, выраженный в рублях и инвалюте на дату получения дохода.
Третья группа расходов — сбережения и накопления домохозяйств. К началу проведения экономической реформы у населения имелись значительные накопления, образовавшиеся преимущественно в результате отложения спроса из-за дефицита товаров и сконцентрированные на счетах в сберкассах. Однако сильная инфляция в первой половине 90-х годов быстро «съела» все сбережения. Переход к рынку и свобода предпринимательства создали возможность для особой категории домохозяйств накапливать средства, откладывая их для приобретения дорогостоящих ценностей (земли, домов, транспортных средств) либо для капитализации путем вложения в ценные бумаги, банковские депозиты. Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума, вообще не имеют накопления, перед ними стоит главная задача — выжить. Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в дополнительных капиталах.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4. Сбережения домашних хозяйств.
Сбережения – это «любое использование денежных средств в целях обеспечения будущего потребления или извлечения будущего дохода». Экономико-политической подоплекой дискуссии о наличии сбережений у населения является, прежде всего, проблема направления этих средств на инвестиционные цели. Это означает необходимость выхода домохозяйств на финансовые рынки – участие в таких формах сберегательного поведения, которые обеспечивали бы «работу» их денежных средств (вклады в банках и инвестиционных фондах, акции и страховые полисы). Поведение рядового участника финансового рынка характеризуется высшей степенью неопределенности, недоступности информации о деятельности финансового органа, которому он предполагает доверить свои сбережения. Подрыв доверия населения к финансовым институтам, падение денежных доходов населения обусловили снижение и примитивизацию сберегательной активности. Она выразилась в возврате к традиционным формам сбережений, описываемых формулой «Сбербанк плюс чулок», при направлении возросшей части сбережений на улучшение жилищных условий. Время поиска новых альтернативных (и рисковых) форм вложений в негосударственном финансовом секторе в целом прошло.
В целом же сберегательная активность домохозяйств, действительно, достаточно низка. Имеющиеся на момент опроса сбережения, как правило, были сделаны в предыдущие годы. Рублевые вклады в Сбербанке имели 32%, валютные в Сбербанке – 2% домохозяйств. За последний год вклады в Сбербанк делали 10% респондентов, еще 11% — чаще (раз в квартал, в месяц). Близка к нулевой активность по вкладам в коммерческие банки – в течение последнего года их осуществляли от 6% домохозяйств в Москве до менее чем 1% в Иваново.
В результате опроса выделились следующие важнейшие мотивы сберегательной деятельности, которые представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Мотивация сберегательной активности, в %
Как видно из таблицы к основным мотивам сберегательного поведения относится страхование возможных крупных расходов и «инвестиции в детей». Следующими по значимости идут мотивы обеспечения потребления: как мы рассмотрели выше, абсолютное большинство домохозяйств не имеет возможности делать крупные покупки, предварительно не накопив на них. На периферии оказались такие ценности, как вложения в собственное дело, получение дополнительного дохода, накопление на отпуск, повышение престижа в глазах окружающих. Мотивы деловой и статусной ориентации – атрибут формирующегося образа жизни, нацеленного на ведение собственного бизнеса и обеспечение высоких стандартов потребления, которые пока что ограничены слоями выше среднего.
3.Проблема финансов домашних хозяйств и пути решения.
3.1. Проблема эффективного управления финансовыми ресурсами домашних хозяйств.
Экономические отношения между членами семьи зависят от сложившейся системы управления финансами внутри домашнего хозяйства, в соответствии с которой все его члены в той или иной мере согласны с принятой моделью внутреннего, семейного финансового менеджмента. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что темы управления финансами домашних хозяйств, семьи, личными финансами граждан становятся все более популярными и актуальными.
Для достижения финансового благополучия домашнего хозяйства необходимы структурированный и комплексный подходы к сбалансированной стратегии управления личным бюджетом, адекватная тактика постановки задач, способствующих улучшению материального положения, в первую очередь личного, и реализация направлений и способов формирования семейных (личных) финансов. В то же время домашнее хозяйство не может рассматриваться в качестве однородной структуры, так как в ней реализуются не только индивидуальные интересы каждого из членов семьи в отдельности, но и групповые интересы семей, входящих в его состав.
Экономические интересы членов семьи, связанные с формированием финансовых отношений, возникающих в процессе их совместной деятельности, еще недостаточно изучены. В основном экономисты рассматривают общие вопросы, касающиеся организации инвестиционного поведения домашних хозяйств, их доходную и расходную часть, состав и структуру потребления. За рамками исследований остаются экономические мотивы членов семьи, побуждающие их участвовать в совместной деятельности домашнего хозяйства, взятого в целом, а это является основной причиной противоречий в личностных финансовых взаимоотношениях. И эти экономические мотивы оформляются в виде конкретных целей, которые ставит перед собой индивид в процессе взаимоотношений с другими людьми, в том числе и со своими родственниками.
В настоящее время предметом широкого обсуждения являются различные модели управления бюджетом домашнего хозяйства и разделение функций между его членами при принятии финансовых решений, влияющих на изменение экономического статуса семьи. При этом анализируется финансовое поведение всех индивидов, входящих в состав домашнего хозяйства в целом, даже тогда, когда принятие решений может принадлежать одному человеку, который является основным «кормильцем».
Управление финансами домашних хозяйств основывается на свободе выбора оптимальной модели, учитывающей интересы и предпочтения всех его членов при сохранении контроля со стороны основного «кормильца» за формированием и расходованием семейного бюджета. В процессе организации финансового менеджмента домашних хозяйств решаются вопросы, связанные с управлением бюджетом семьи, организацией семейного бизнеса, обеспечением необходимого уровня потребительских благ и услуг, учетом индивидуальных инвестиционных предпочтений и др.
Исследование взаимодействия членов домашнего хозяйства в процессе хозяйственной деятельности, механизма, позволяющего принимать решения внутри семьи, дают возможность обосновать направления семейной экономической политики и на этой основе способствовать более рациональному и эффективному использованию семейного бюджета. При этом следует обратить внимание на макро- и микроэкономические отношения, которые возникают между членами домашнего хозяйства, и на роль семьи в системе сложившихся взаимосвязей.
Домашнее хозяйство представляется в виде группы людей, объединенных общей задачей воспроизводства человеческого капитала, местом проживания, бюджетом и семейно-родственными связями. В основе домашнего хозяйства лежат властные отношения — права по контролю над совместной экономической деятельностью передаются одному из его членов — «главе семьи». Внутри домашнего хозяйства складываются сложные экономические отношения, основанные на принципах общесемейной собственности и предполагающие согласованное распределение обязанностей и «домашней нагрузки» между основным «кормильцем» и остальными членами семьи в процессе формирования семейного бюджета. С точки зрения организационной формы бизнеса домашнее хозяйство можно характеризовать как единоличное владение, принадлежащее одному человеку или семье, в которой все активы и обязательства являются одновременно личным имуществом и обязательствами ее владельца. Финансовые ресурсы домашних хозяйств — это те денежные средства, которые остаются в распоряжении его участников после уплаты всех обязательств, связанных с распределением и перераспределением денежных потоков в рамках семейного бюджета, и направляются для удовлетворения индивидуальных (общесемейных) потребностей. Проблема организации и управления финансами домашних хозяйств состоит не только в том, сколько, как и каким образом осуществить распределение и перераспределение свободных денежных ресурсов средств, а в том, ведет ли это к изменению сложившихся объемов, темпов и пропорций финансовых ресурсов, условий и порядка организации финансовых отношений внутри семьи.
Влияние финансов на человека не исчерпывается только экономическими отношениями, возникающими между членами семьи, домашнего хозяйства. Финансы также играют большую роль в формировании духовных ценностей, комплексно воздействуют на индивида и общество в целом. Тем самым создаются предпосылки для осмысления сущности управления финансами домашних хозяйств и основ организации семейной экономики. В связи с возникновением проблем эффективного управления внутри домашнего хозяйства, существует ряд решений этих проблем.
Модель стратегического управления подразумевает, что необходимо определить ценности, которые станут основой для планирования управления состоянием. Четко должно определяться финансовое положение семьи, ее активы, расходы, ожидаемый уровень доходов и текущий план передачи имущества по наследству. Кроме того, нужно решить, как структурировать долгосрочные финансовые и семейные цели так, чтобы они были взаимосвязаны и дополняли друг друга.
Для эффективного управления семейным состоянием необходимо контролировать весь процесс с самого начала. В идеале начинать следует до того, как в распоряжении окажется значительное количество акций, облигаций и свободных денежных средств. Руководитель должен управлять процессом накопления активов и сами принимать решения, в том числе имеющие долгосрочные последствия.
Управление семейным состоянием — это своеобразный бизнес, успех которого отчасти зависит от наличия системы отчетности и объективного анализа результатов. Оба эти компонента помогут вам ставить более объективные бизнес — цели и приблизить ожидаемые результаты к реальным. Они повысят эффективность разработанной вами стратегии инвестирования и послужат надежным критерием для оценки вашей работы и работы вашей команды: менеджеров, бухгалтеров, юристов.
Прежде чем браться за сложные стратегии, попробуйте те, что-нибудь простое. Простые решения (например, индексация) не хуже сложных: для них характерна высокая степень определенности, их легче реализовать и легче приспособить к финансовой ситуации и вашим потребностям. Со временем можно научиться правильно, оценивать относительные преимущества и стоимость сложных решений.
На мой взгляд, к сложным стратегиям надо относиться скептически. Они могут быть очень выгодны управляющему, но подвергать инвестора серьезным долгосрочным рискам. Например, какими бы заманчивыми ни казались рекомендации, решающие сиюминутные проблемы, они могут подвести вас через несколько месяцев или лет. Причин тому много: плохое исполнение или неправильные исходные допущения; эффективность лишь при определенных условиях. Чем сложнее стратегия, тем больше переменных придется учитывать и тем сложнее свернуть с выбранного курса.
Обязательным условием успешного управления состоянием на временном горизонте нескольких поколений является воспитание будущих семейных лидеров. У каждой семьи есть определенный потенциал: талантливая и активная молодежь, личные связи и опыт, — и его можно использовать для того, чтобы заложить фундамент будущего. Например, стратег может уделять особое внимание тем членам семьи, которые проявляют интерес к тем или иным аспектам управления и обладают соответствующими качествами. Он может постепенно вовлечь их в управление семейными активами, увеличивая ответственность.
Кроме того, стратег управления должен вовлекать молодежь в активное обсуждение целей и стратегий управления состоянием, а также показывать опасность увлечения чрезмерными расходами и эфемерность их отдачи. Участвовать в семейных дискуссиях можно в любом возрасте: это отличная школа, ведь здесь обсуждаются все тонкости процесса управления семейным капиталом.
Я убеждена, что нельзя заниматься семейным делом, не имея за плечами как минимум десятилетнего опыта работы в каком-либо другом бизнесе. Приобретя опыт на стороне, человек принесет гораздо больше пользы. Безусловно, такой подход несет угрозу существующим принципам управлении даже авторитету старшего поколения, однако новые, свежие идеи пойдут семейному делу только на пользу. Инновации, которые несет смена поколений, способствует совершенствованию бизнеса, начинайте реализацию этого принципа.
3.2. Перспективы развития домашних хозяйств в Российской Федерации.
Домашние хозяйства составляют значительную, и экономически наиболее активную, часть субъектов малого предпринимательства по стране в целом. При этом среди общего спектра малых предприятий именно семейные отличаются наибольшей успешностью. Следует заметить, что такая ситуация является для России традиционной. Преемственность – одна из главных особенностей семейного бизнеса. Когда самый пожилой сотрудник компании готовится отойти от дел, его старший сын возглавлять, по меньшей мере, отдел, младший – работает над конкретным проектом, а внуки привлекаются к работе в качестве курьеров. Иными словами, семейное предприятие старается вырастить специалистов само для себя.
Обратим внимание на то, что в большинстве своем именно многочисленным семейным предприятиям принадлежит сфера торгового и бытового обслуживания населения. Предприятия данного типа, вкупе с другими учреждениями, образуют систему материальных и нематериальных услуг, оказываемых домохозяйствам. К материальным услугам относятся услуги предприятий торговли и общественного питания, транспорта, связи, производственные услуги бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.
Можно резюмировать, что бизнес домашних хозяйств нашел свое место в сфере бытового обслуживания населения. Сегодня оказываются значительные услуги по ремонту и прокату культурно-бытового и домашнего хозяйственного оборудования и инвентаря, ремонту и индивидуальному пошиву одежды, обуви. При участии малых семейных предприятий происходит перевозка пассажиров, обеспечивается перемещение грузов, необходимых для ведения домашнего хозяйства (транспортировка мебели, строительных материалов, доставка на дом продуктов питания и т.п.).
В настоящее время в связи с проводимой в ряде регионов реформой жилищно-коммунального комплекса особое внимание со стороны семейного бизнеса уделяется именно этой сфере бытовой организации хозяйства. Трудно сказать, по какому конкретно сценарию будут строиться отношения потребителей с жилищно-коммунальными службами в будущем, но на данном этапе семейные предприятия уже предлагают свои услуги по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, обеспечению жилища водой, теплом, электроэнергией. Естественно, ремонтно-строительные семейные предприятия осуществляют ремонт и строительство жилья, дач, гаражей и различных надворных хозяйственных и культурно-бытовых построек.
Наибольшую перспективу в вопросах обеспечения занятости населения имеет развитие семейного предпринимательства. Развитие семейного бизнеса должно идти под лозунгом: «не давайте нам рыбу – дайте удочку». Самим семьям нужно дать возможность выбирать, на что тратить деньги – на растрату пособий или на открытие собственного дела при помощи государства.
Нельзя оценивать семейное предпринимательство только по тому, сколько доходов оно приносит государству. Семейное предпринимательство создает стабильную социально-экономическую обстановку в обществе, формирует позитивную, направленную в будущее деловую среду, стимулирует деловую активность населения. Семейное предпринимательство необходимо для деловой самореализации предприимчивости граждан, их интеллекта, без этого невозможно устойчивое развитие экономики. Один предприниматель в системе семейного предпринимательства обычно обеспечивает работой до пяти других членов семьи, переводя их из разряда социально нуждающихся в разряд самодостаточных граждан страны. Именно поэтому развитие семейного предпринимательства должно осуществляться во взаимодействии и при поддержке государственных и муниципальных органов социальной защиты населения.
Из опыта западных стран, где семейное предпринимательство развивается в течение сотен лет, известно, что предпринимательство повышает устойчивость семьи. Занятие семейным предпринимательством способствует укреплению семьи, уменьшает количество внутрисемейных конфликтов и увеличивает возможности для решения бытовых проблем.
По наличию в семьях постоянных бытовых проблем ситуация более благополучна в семьях предпринимателей, чем в иных семьях. Аналогичная ситуация складывается и в ответах на вопрос о наличии возможностей решать бытовые проблемы: здесь показатели у семейных предпринимателей также более благоприятные, чем по остальной группе населения. При этом более половины предпринимателей уверены, что именно занятие бизнесом помогает в решении семейных проблем. В семейном бизнесе обычно возникает внутреннее распределение обязанностей, так что муж и жена никак не могут обойтись друг без друга, когда нужно купить, привезти, продать товар. Это такой вид бизнеса, где найдется применение и мужскому и женскому труду и труду вчерашних школьников. Так что успех семейного бизнеса — в гармонии, когда все помогают друг другу, вместе отстаивают корпоративные интересы.
Другим позитивным фактором развития семейного предпринимательства является воспитание детей. Там, где родители с утра до ночи занимаются своим семейным делом, будьте уверены, не будет праздношатающихся детей, которые не знают чем себя занять. Дети в крестьянских хозяйствах, помогая родителям, уже с юных лет познают истинную цену трудовой копейке. Предприниматели, активно вовлекающие своих детей в бизнес с ранних лет, трижды выигрывают. Они делают дополнительные инвестиции в свое дело, закладывают прочный фундамент для карьеры детей и укрепляют семью. Это особенно важно сегодня, в нынешней ситуации утраты нравственных ориентиров и жизненных целей большинством населения нашей страны.
Большие перспективы семейное предпринимательство имеет и в плане повышения нравственности тех, кто занимается бизнесом. Как правило, на малых семейных предприятиях, где человек отвечает за свой труд перед близкими, больше порядка, здесь нет места расхлябанности и попустительству. Популярные в первые годы реформ, пришедшие из криминальной среды «кидания» и не возвраты долгов, трудно представить для семейного предприятия, поскольку «лицо» потеряет вся семья, все ее поколения. Работа на семейном предприятии никому не в тягость, никто у себя воровать не будет. В семейном предприятии работник не отстранен от результатов своего труда, он видит конечный продукт и переживает относительно реакции потребителя. На крупном же предприятии работник от результатов своего труда отстранен.
Семейное предпринимательство сочетает в себе максимальную заинтересованность работника в результатах своего труда и высокую ответственность, использует при его мотивации не только материальные, но и стимулы более высокого порядка – моральные.
Если характеризовать семью как субъект предпринимательской деятельности, то Федеральным Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Создание полноценного аграрного сектора российской экономики без развития семейных крестьянских хозяйств просто невозможно. Хорошим примером для демонстрации резервов семейного предпринимательства являются приусадебные и дачные участки, где хорошо решаются вопросы выбора семенного материала, экологически чистых удобрений и труда «на себя». В большинстве случаев работа на огороде у своего дома не считается малым бизнесом. И этот огород, являющийся порой единственным средством пропитания и заработка, превращает его хозяина в заурядного безработного, которому не положены никакие льготы и оплата временной нетрудоспособности. Не говоря уже о том, что мнимому безработному, трудящемуся от зари до зари на личном подворье, заказан и путь в банк, где ему, конечно, никто не выдаст никакого кредита на развитие хозяйства. Сегодня фермеры и крестьянские товарные подворья, несмотря на все трудности, производят 30 % продовольствия страны. Однако, несмотря на весомый вклад обладателей личных подворий в развитие сельского хозяйства, де-факто семейные предприниматели так и продолжают существовать в неопределенном правовом поле до сегодняшнего дня. Отсюда и другие их беды: отсутствие снабженческих организаций, трудности с реализацией продукции по соразмерным с затратами ценам.
Семейное предпринимательство может стать весьма заметным фактором развития такого сектора экономики, как туристско-рекреационная сфера. Зарубежный опыт показывает, что в Европе более 70 % туристов останавливаются в небольших частных гостиницах, гостевых домах, частном жилище граждан, туристских хуторах, туристских деревнях и т.д., владельцами и одновременно обслуживающим персоналом которых являются члены одной семьи. Учитывая набирающую темпы перспективу расширения сети объектов туристского обслуживания, (среди которых не только средства размещения упомянутых типов, но и торговые точки, пункты питания, сувенирное производство и др. составляющие туристской индустрии), спрос на которые постоянно растет, следует признать, что поле деятельности для семейного предпринимательства здесь очень широкое. Оно станет не только основным источником средств к достойному существованию многих сотен семей, но и хорошей практической школой предпринимательства для подрастающего в семье поколения и фактором, укрепляющим семью.
Особое внимание необходимо обратить на подготовку как предпринимателей, которые будут работать в сфере семейного бизнеса, так и руководителей структур поддержки предпринимательства.
продолжение
--PAGE_BREAK--II.Практическая часть.
Формирование собственных доходов бюджета г. Йошкар-Ола.
1. Характеристика города Йошкар-Ола.
Йошкар-Ола́(«Красный Город») — город в России, столица Республики Марий Эл. Население (на 1 января 2010 года) — 260,3 тыс. человек. Территория Йошкар-Олы вместе с отнесёнными к ней сельскими населёнными пунктами составляет 101,45 кв. км. Основан в 1584 году как военное укрепление царем Фёдором Иоанновичем в центре Волго-Вятского региона, на берегу реки Малая Кокшага (левый приток Волги). До 1919 город назывался Царёвококшайск, в период с 1919 по 1927 — Краснококшайск. В 1984 году город был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а с 1990 года включён в число исторических городов России.
Современная Йошкар-Ола — крупный многоотраслевой промышленный, культурный и научный центр республики. Известна столица Марий Эл и как один из центров культуры финно-угорских народов. 16 июля 1997 года Государственной регистрационной палатой Республики Марий Эл зарегистрирован устав муниципального образования города Йошкар-Олы, который определяет правовые, территориальные, экономические и финансовые основы городского самоуправления, роль жителей города и органов самоуправления в осуществлении народовластия, закрепляет полномочия, систему и структуру органов самоуправления города.
10 июля 2003 года Государственное Собрание Республики Марий Эл утвердило республиканскую целевую программу социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 2003—2008 годы под названием «Столица». Ее целью стало «создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов», что дало новый толчок к развитию города. Сейчас на территории города активно ведутся работы по восстановлению и реконструкции немногих сохранившихся зданий и церквей, строятся новые дома, создается благоприятные условия для жизни йошкаролинцев.
1.1.
Налог на прибыль.
Налог на прибыль организации занимает весьма значимое место в современной налоговой системе РФ. Это – прямой налог, так как его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода).
В качестве объекта налогообложения выступает конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта, т.е. налогооблагаемая прибыль.
Налог на прибыль организации на очередной финансовый год рассчитывается в контингенте, исходя из ожидаемого поступления данного налога за текущий год, скорректированного на индексы роста прибыли прибыльных предприятий, доведенных отделом экономики и промышленности города Йошкар-Ола на очередной финансовый год, а также показателей отчета формы 5-НБН УМНС по РМЭ за прошедший год.
НП инд.роста= НП
∙
ИРП,
где НП инд.роста – налог на прибыль с учетом индекса роста прибыли;
НП– налог на прибыль предприятия (доходы);
ИРП– индекс роста прибыли.
НП инд.роста= 50271·1,06=53287,26 тыс. руб.
1.2.
Налог на доходы физических лиц.
Введена единая ставка налога на доходы физических лиц – 13%. Для отдельных видов доходов установлена ставка в размере 35% и 30% по доходам нерезидентов.
Объектами налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
a) От источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами.
b) От источников в РФ – для физических лиц, не являющихся резидентами РФ.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Сумма НДФЛ, удерживаемого предприятиями, учреждениями и организациями, рассчитывается исходя из ожидаемого поступления налога в бюджеты всех уровней за отчетный год, скорректированного на индекс роста фонда оплаты труда. Налогооблагаемая база по данному налогу корректируется на сумму действующих налоговых вычетов.
Сумма НДФЛ, удерживаемого налоговыми органами, рассчитывается исходя из ожидаемого поступления налога в текущем году, скорректированного на среднее значение индексов розничных цен и платных услуг.
НДФЛиндекс роста = НДФЛ
∙
ИРФОТ,
гдеНДФЛиндекс роста – налог на доходы физических лиц с учетом индекса роста прибыли;
НДФЛ – налог на доходы физических лиц;
ИРФОТ – индекс роста фонда оплаты труда.
НДФЛиндекс роста= 225272 ∙1,23 =277084,56
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3.
Акцизы по подакцизным товарам, производимые в г. Йошкар-Ола.
Налогоплательщиками акциза признаются: организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определенные в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
В соответствии с российским законодательством подакцизными товарами признаются: алкогольная продукция, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, природный газ и т.д.
Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров. При этом учитывается изменения порядка уплаты акцизов в соответствии с федеральным законодательством.
Исходя из всего, акциз города Йошкар-Ола составит 1085 тыс. руб.
1.4.
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
Данный налог рассчитывается на основании формы отчета № 5-НБН (Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов) Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РМЭ за 1 полугодие текущего года, ожидаемого использования по данному налогу за текущий год и норматива отчислений.
В итого данный налог составляет 33 646 тыс. рублей.
1.5.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Данный налог рассчитывается на основании формы отчета № 5-НБН (Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов) Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РМЭ за 1 полугодие текущего года, ожидаемого использования по данному налогу за текущий год и норматива отчислений.
В итого налог по городу Йошкар-Ола составляет 60 188 тыс. рублей.
2.
Налоги на имущество.
2.1.
Налог на имущество предприятий.
Этот налог входит в подсистему региональных налогов и сборов. Согласно действующему законодательству, налог на имущество зачисляется равными долями в бюджеты субъектов РФ, а также в местные бюджеты. Однако доля каждого налога в системе бюджетных доходов пока крайне невелика.
В настоящее время предельный размер ставки налога на имущество организаций в целом по России составляет 2,2%.
В результате получаем, что налог на имущество предприятия составляет 37648 тыс. руб.
2.2.
Налог на имущество физических лиц.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, уплачиваемым собственниками имущества, к которым относятся как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. К объектам обложения относятся жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения.
Налог на имущество физических лиц прогнозируется от начисленной суммы налога за прошлый год с учетом коэффициента пересчета в текущем году стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, прогнозируемого на очередной год индекса роста доходов населения.
Из этого следует, что налог на имущество физических лиц составляет 1543 тыс. руб.
2.3.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Плательщиками налога в соответствии с настоящим Законом являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
Объектами налогообложения в соответствии с настоящим Законом являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
В итоге получаем сумму 82 тыс. руб. – налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
2.4.
Налог на добычу полезных ископаемых.
Сумма налога на добычу полезных ископаемых рассчитывается в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 года №12б-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ», на основании информации Департамента природных ресурсов и экологической безопасности РМЭ об облагаемых объемах по каждому виду добытых полезных ископаемых в размере муниципальных образовании на очередной финансовый год и с учетом ставок платы.
В результате налог на добычу полезных ископаемых в городе Йошкар-Ола составляет 31 тыс. рублей.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.5.
Водный налог.
Плата за пользование водными объектами введена в целях рационального использования водных ресурсов. Налогоплательщиками являются юридические лица, которые непосредственно осуществляют пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию.
Сумма поступлений по водному налогу прогнозируется на основании проекта законодательства о федеральном бюджете на очередной финансовый год, федерального законодательства и законодательства РМЭ о оплате за пользование водными объектами, а также исходя из информации Департамента природных ресурсов и экологической безопасности РМЭ о планируемых на очередной финансовый год объемах водопользования в разрезе муниципальных образований и ставок платы, установленных по категориям плательщиков в зависимости от видов пользования водными объектами.
В результате водный налог составляет в городе Йошкар-Ола 1610 тыс. рублей.
2.6.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду прогнозируется в соответствии с проектом законодательства о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законодательством РФ об охране окружающей среды и на основании информации Департамента природных ресурсов и экологической безопасности РМЭ о планируемых на очередной финансовый год объемах выброса по видам вредного воздействия на окружающую среду в разрезе муниципальных образований с учетом ставок платы. Сумма платы по городу Йошкар-Ола составляет 708 тыс. рублей.
2.7.
Земельный налог.
Плата за землю взимается по всей территории РФ. Цель ее ведения – стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв; обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятии. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Плательщиками ежегодного земельного налога являются: собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Объектом обложения являются земельные участки не зависимо от направления и форм использования.
Земельный налог составить 1646 тыс. рублей.
2.8.
Государственная пошлина.
Прогнозные суммы государственной пошлины рассчитываются исходя из ожидаемого поступления в текущем году с учетом индекса роста фонда оплаты труда на очередной финансовый год.
Государственная пошлина по городу Йошкар-Ола составляет 3257 тыс. рублей.
2.9.
Налог на рекламу.
Планирование налога на рекламу производиться исходя из ожидаемого поступления этого налога в текущем году, скорректированного на индекс изменения потребительских цен. Налог на рекламу в городе Йошкар-Ола составляет 1200 тыс. рублей.
3.
Неналоговые доходы.
3.1.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.
Данные доходы прогнозируются на основании расчетов сведений о прогнозируемом объеме договоров о сдаче в аренду государственного имущества и планируемой ставке арендной платы. Порядок расчета годовой арендой платы установлен «Положением о порядке определения годовой арендой платы за нежилые помещения, находящейся в государственной собственности РМЭ», утвержденным постановлением Правительства РМЭ от 22 февраля 2002 г. №49.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, полностью зачисляются в соответствующий бюджет принадлежности. Доходы от сдачи в аренду государственного имущества составляют 12000 тыс. рублей.
3.2.
Арендная плата за земли.
Сумма арендной платы за земли определяется на основании данных городских отделов Департамента земельных ресурсов при Министерстве государственного имущества РМЭ об арендуемых земельных площадях по видам категориям земель в разрезе муниципальных образовании, а также действующих в текущем году ставок арендной платы, проиндексированных на коэффициент, предусмотренный проектом законодательства о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Распределение суммы арендной платы за земли города между уровнями бюджетной системы РФ производиться в соответствии с федеральным законодательством. Арендная плата за земли города Йошкар-Ола составляет 6401 тыс. рублей.
3.3.
Платежи от государственных и муниципальных организации.
Данные платежи планируются на оснований прогнозной величины прибыли от государственных и муниципальных организации, представленной отраслевыми министерствами и ведомствами. Платежи от государственных и муниципальных организации в городе Йошкар-Ола представляются в виде суммы 1000 тыс. рублей, которые обосновываются отделом экономики и промышленности города.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.4.
Административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, прочие неналоговые доходы.
Неналоговые доходы прогнозируются по каждому виду платежа отдельно, исходя из ожидаемого поступления в текущем году, скорректированного на индекс роста фонда оплаты труда на очередной финансовый год.
Сумма налоговых и неналоговых доходов, рассчитанные по бюджету муниципального образования, является собственными доходами бюджета района.
Сумма неналоговых доходов по городу Йошкар-Ола составляет 160 тыс. рублей.
4.
Финансовая помощь бюджетам других уровней.
4.1.
Определение финансовой помощи бюджетам других уровней.
Индекс налогового потенциаларассчитывается как отношение налогового потенциала муниципального образования в расчете на одного жителя к аналогичному показателю по всей территории (субъекту Российской Федерации или муниципальному району). При расчете средней репрезентативной ставки, в данной курсовой берем данные налога на прибыль. Сумма прогнозируемых налоговых сборов равна 19579 тыс.р. Суммарная налоговая база по налогу равна 97897 тыс.р. Рассчитаем среднюю репрезентативную ставку (РС):
НПij=РСj*НБji, РСj=РДj/НБj
НПij=0,2*53287,26=10657,45 тыс. р.; РСj=19579/97897=0,2
НПij-налоговый потенциал муниципального образования iпо налогу j;
РСj-средняя репрезентативная налоговая ставка (норматив) по налогу j;
НБji-налоговая база налога jв муниципальном образовании iв прогнозном году;
РДj-Суммарный прогноз доходов по налогу jв бюджеты всех муниципальных образований данного типа;
НБj— суммарная налоговая база налога jсубъекта РФ в прогнозном году.
Зная среднюю репрезентативную ставку нашли налоговый потенциал города Йошкар-Ола, он составил 10657,45 тыс. р. Зная численность населения = 260,3тыс. чел, суммарный налоговый потенциал РМЭ = 13 млрд.р., суммарное население в республике 760 тыс. чел., найдем индекс налогового потенциала:
ИНПi=,
где НПi– налоговый потенциал i-го муниципального образования;
Насi– население i-го муниципального образования;
НП – суммарный налоговый потенциал муниципальных образований территории;
Нас – суммарное население территории.
ИНПi= = 0,0023
Так, ИНПi города Йошкар-Ола равно 0,0023.
Выравнивание бюджетной обеспеченности.
Распределение фонда финансовой поддержки на основе оценки бюджетной обеспеченности муниципалитетов может осуществляться в несколько этапов. На каждом этапе средства соответствующей части фонда будут распределяться по своей формуле с учетом средств, переданных на предыдущих этапах.
В общем случае бюджетная обеспеченность муниципального образования (БО) является отношением его индекса доходного потенциала к индексу бюджетных расходов:
БОi=,
ИДПi=0,11, ИБРi= 0,08
БОi==1,375
где ИДП, — индекс доходного потенциала i-го муниципального образования;
ИБР, — индекс бюджетных расходов i— го муниципального образования. В целях сопоставимости расчетов индекс бюджетных расходов должен быть нормирован таким образом, чтобы суммарная численность условных потребителей (произведение численности населения поселения на индекс бюджетных расходов) по всем поселениям совпадала с численностью населения соответствующей территории (субъекта РФ или муниципального района).
Подушевыми расчетными доходами муниципального обра
зования(ПРД) называется величина, равная произведению бюджетной обеспеченности муниципального образования на суммарный прогноз доходов муниципальных образований территории (на соответствующем этапе межбюджетного регулирования) в расчете на душу населения. Бюджетная обеспеченность равна 1,4; Суммарный доходный потенциал Юринского района равен 20 млрд. р. Численность РМЭ 760 тыс.чел.
ПРДi=БОi*,
где БОi
— бюджетная обеспеченность i
-го муниципального образования (на соответствующем этапе межбюджетного регулирования);
Нас — численность населения территории;
ДП — суммарный доходный потенциал муниципальных образований территории на соответствующем этапе межбюджетного регулирования.
ПРДгорода= 1,4 * = 107,57 тыс. р./чел.
Общая сумма трансфертов на республику Марий Эл 109458,1тыс. р.Из этих трансфертов на Йошкар-Олу приходится 373 552,1тыс. р.
После передачи муниципальному образованию трансферта в размере Трансфiего подушевые расчетные доходы увеличиваются на величину:
Δ=Трансфi/Насi*ИБРi
Трансфi–трансферт муниципальному образованию;
Насi-население муниципальных образований;
ИБРi-индекс бюджетных расходов муниципального образования.
Δ=373 552,1/260,3*0,08=17,938 тыс. р./чел
продолжение
--PAGE_BREAK--5.
Формирование бюджетов муниципальных образований.
5.1.
Формирование доходной части бюджета города Йошкар-Ола.
Доходная база бюджета муниципального образования на очередной финансовый год формируется исходя из действующего на момент составления бюджета налогового законодательства с учетом вносимых изменений в налоговое законодательство РФ.
Основой расчетов налоговых поступлений на очередной финансовый год является ожидаемое поступление налогов и сборов за текущий год, которое распространяется с учетом объемов налогов и сборов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами, находящимися на территории района.
Таблица 1. Доходная часть бюджета города Йошкар-Ола
Наименование
доходных источников
Сумма,
тыс. р.
Удельный вес в общей
сумме доходов, %
I. Налоговые доходы
528946
95,1
1. Налог на прибыль предприятий
53287
9,58
2. Налог на доходы физических лиц
277084,5
49,8
3.Акцизы
1085
0,19
4. Налог с продаж
46053
8,28
5.Единый налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения
3346
0,60
6. Единый налог на вмененный доход
60188
10,82
7. Налог на имущество, всего
39273
7,06
в том числе:
физических лиц
1543
0,28
предприятий
37648
6,77
Переходящего в порядке наследования и дарения
82
0,01
8. Платежи за пользование природными ресурсами
904
0,16
в том числе:
0,00
за пользование недрами
31
0,01
за пользование водными объектами
1610
0,29
за сверхнормативные выбросы
708
0,13
9. Земельный налог
1646
0,30
10. Прочие налоги, пошлины и сборы
4457
0,80
II. Неналоговые доходы
27542
4,9
1. Доходы от имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности
12000
2,16
2.Арендная плата за земли
6401
1,15
3. Платежи от государственных и муниципальных организаций
1000
0,18
4. Штрафные санкции, возмещение ущерба
7981
1,43
5. Прочие неналоговые доходы
160
0,03
Итого собственные доходы
556488
100,00
Собственные доходы бюджета города Йошкар-Ола имеют налоговый характер, так как большая доля доходов приходится на налоги – примерно 95,1%. Среди данных поступлений преобладают налоги на доходы физических лиц и единый налог на вмененный доход– 49,8% и 10,82%, соответственно. Неналоговые доходы составляют примерно 4,9%, из них, наибольший удельный вес имеютдоходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.К регулирующим доходам бюджета относится отчисления от налога на доходы физических лиц в размере 43,3% на планируемый год в сумме 477 264тыс. рублей;
Безвозмездные и безвозвратные перечисления в бюджет составили:
1. Финансовая помощь из республиканского бюджета в сумме 508 693,7 тыс. рублей;
2. Субвенции из регионального фонда компенсации в сумме 295 289,7 тыс. рублей;
3. Субсидии составили 63335,5 тыс. рублей.
4. Дотации составили 150068,5 тыс. рублей.
Таким образом, совокупная сумма доходной части бюджета города Йошкар-Ола на планируемый год составила 556488 + 477 264+508 693,6 = 1 542 445,6 тыс. рублей.
продолжение
--PAGE_BREAK--5.2.Формирование расходной части бюджета города Йошкар-Ола.
Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.
В случае превышения расходов над доходами образуется дефицит бюджета, который, согласно Бюджетному кодексу РФ, не может превышать 10 процентов доходов без учета суммы по оказанию финансовой помощи из вышестоящего бюджета. При превышении дефицита бюджета свыше 10 процентов расходы бюджета сокращаются пропорционально по всем отраслям народного хозяйства или разрабатываются мероприятия по увеличению доходной части бюджета муниципального образования.
Состав и структура расходной части бюджета города Йошкар-Ола сведены в таблице 2.
Таблица 2. Расходная часть бюджета города Йошкар-Ола
Наибольший удельный вес в общей сумме расходов бюджета города Йошкар-Ола занимает образование и составляет 55,2%. Так же высокий удельный вес имеют расходы социальную политику. Наименьший удельный вес в общей сумме расходов занимают расходы на транспорт, дорожное хозяйство и информатика, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий0,02%.
Общий объем расходов бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» в сумме 1527706 тыс.рублей; предельный размер дефицита бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» в сумме 14739,6рублей.
Так как доходы Йошкар-Олы равны 154 26445,6 р., а расходы равны 1527706 тыс. р., то дефицит бюджета составил:
1 542 445,6 –1 527 706 =14739,6 (нет необходимости в финансировании из вышестоящего бюджета).
Для уменьшения дефицита бюджета следует рациональнее использовать доходные средства и с большей ответственностью подходить к планированию бюджета со стороны государственных чиновников.
В целом можно сделать вывод о том, что проблемы, связанные с формированием региональных бюджетов, в основном требуют решения на федеральном уровне.
Анализ бюджета
В ходе бюджетного года по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:
• уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;
• уровень устойчивости территориального бюджета;
• факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
• приемлемость и справедливость с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.
В современной практике работы финансовых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей, а вопросы, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.
продолжение
--PAGE_BREAK--