Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Особенности организации и методика проведения соревнований по лыжным гонкам в основной общеобразовательной школе

Оглавление Введение 3 Глава 1. Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам 1. История соревнований по лыжным гонкам 2. Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания3. Планирование соревнований 4. Подготовка к проведению соревнований .5. Материально-техническое обеспечение соревнований 6. Работа судейской коллегии 7. Подготовка мест соревнований .24 1.8.

Соревнования по лыжным гонкам 29 Глава 2. Методика проведения соревнований по лыжным гонкам в основной общеобразовательной школе . .1. Лыжные гонки в школе 1. Гонка с раздельным стартом 2. Гонка преследования 3. Эстафеты 4. Спринт 5. Спринт - эстафеты 6. Командная гонка 44 Заключение .45 Библиография 47 Приложение 50

Введение В школах физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма. Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами физической подготовки и в первую

очередь гимнастикой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости. Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем, а также соревнования по лыжным гонкам. Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных

и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях. Лыжные гонки в районах со снежной зимой - один из основных и наиболее массовых видов спорта. Он включен в программы физического воспитания средних школ, профессионально-технических училищ, техникумов,

вузов. Значение лыжного спорта определяется его воздействием на здоровье занимающихся, широким развитием физических, моральных и волевых качеств, привитием жизненно важных двигательных умений и навыков. Оздоровительное знание лыжного гонок заключается в благотворной обстановке занятий, вовлечении в динамическую, разностороннюю работу при передвижении на лыжах всех основных групп мышц, активной деятельности органов дыхания и кровообращения, протекающей в благоприятной обстановке, возможности легко регулировать нагрузку.

Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, улучшают общее и эмоциональное состояние организма. Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются морально - волевые качества смелость и настойчивость, дисциплинированность и

трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ. Цель исследования теоретически обосновать эффективность проведения соревнований по лыжным гонкам в основной общеобразовательной школе. Задачи исследования 1. Раскрыть исторические предпосылки и современное состояние лыжного спорта. 2. Выявить особенности организации и проведение лыжных гонок.

3. Выявить педагогические условия, способствующие повышению эффективности организации и проведению соревнований по лыжным гонкам. 4. Изучить организационно-методические условия реализации соревнований по лыжным гонкам в основной общеобразовательной школе. 5. Предмет исследования особенности организации и методика проведения соревнований по лыжным гонкам в основной общеобразовательной школе. Объект исследования соревнования по лыжным гонкам в основной общеобразовательной

школе их организация и методика проведения. Гипотеза исследования следует предположить, что педагогическая особенность организации и методика проведения соревнований по лыжным гонкам в основной общеобразовательной школе будет осуществляться успешно если 1. Педагогически правильно организованы и методически правильно проведены соревнования. 2. Обеспечены единство и взаимосвязь школы, семьи. Методы исследования исследование педагогического опыта, изучение теоретического материала, анализ научной

литературы по теме исследования. Глава 1. Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам 1. История соревнований Лыжные гонки стали проводиться в скандинавских странах во второй половине XVIII века, а первые официальные соревнования в этом виде спорта состоялись в Норвегии в 1767 году. В конце XIX-начале XX века в различных странах лыжный спорт получил массовое развитие. Стали создаваться лыжные клубы в Норвегии - в 1874 году, в

Финляндии - в 1886 году, в Германии - в 1891 году, в Австрии и Швеции - в 1892 году, в России - в 1895 году, в США - в 1900 году. С 80-90-х годов XIX века в Скандинавии проводятся различные международные соревнования по лыжному спорту. Одними из наиболее популярных стали Холменколленские игры в Норвегии, названные так по месту их проведения с 1883 года.

Лыжные гонки стали основой программы Северных игр, которые начали проводиться с 1901 года, раз в четыре года, с участием спортсменов Финляндии и Швеции, а с 1913 года - и Норвегии. В России первые состязания лыжников состоялись в Петербурге в 1894 году. Трасса была проложена по заснеженной Неве. В 1910 году на Международном конгрессе, проходившем в

Христианин, позднее переименованный в Осло, была создана Международная лыжная комиссия. В 1910 году был проведен первый чемпионат России. В 1924 году была основана Международная федерация лыжного спорта FIS - ФИС. В ее ведении и поныне находится развитие этого вида спорта, включающего не только лыжные гонки, но и прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, горнолыжный спорт, фристайл.

В 1924 году был проведен первый чемпионат СССР. В 1925 году был проведен первый чемпионат мира по лыжному спорту. Чемпионат состоялся в Чехословакии в Янске-Лазне. На чемпионате мира были разыграны медали в лыжных гонках на 18 и 50 км, а также в прыжках на лыжах с трамплина и лыжном двоеборье. В 1920-30-е годы советские гонщики неоднократно выступали на международных соревнованиях. На I зимней Олимпиаде в Шамони в 1924 году одновременно с олимпийскими наградами победителям

и призерам были вручены медали чемпионата мира, что впоследствии стало традицией для всех олимпийских состязаний лыжников. Первоначально чемпионаты мира проводились ежегодно, затем, начиная с 1950 года, ФИС установила четырехлетний цикл - четные неолимпийские годы, а с 1985 года - двухлетний - нечетные годы. В 1954 году впервые приняли участие в чемпионате мира в Фалуне, Швеция, где по две золотые медали завоевали

Владимир Кузин в гонках на 30 и 50 км и Любовь Козырева в гонке на 10 км и эстафете. Наибольших успехов в лыжных гонках добивались спортсмены скандинавских стран и СССР России . Среди российских лыжников двукратный чемпион мира, 1970 год, и двукратный олимпийский чемпион, 1972 год, Вячеслав Веденин, четырехкратная олимпийская чемпионка,

1972 год и 1976 год, и пятикратная чемпионка мира, 1970 год и 1974 год, Галина Кулакова, четырехкратная олимпийская чемпионка, 1976 год, 1980 год и 1992 год, и четырехкратная чемпионка мира, 1974 год, 1982 год, 1985 год и 1991 год, Раиса Сметанина, олимпийский чемпион, 1976 год, и чемпион мира, 1978 год, Сергей Савельев, четырехкратный олимпийский чемпион,

1980 год и 1984 год, Николай Зимятов, шестикратная олимпийская чемпионка, 1992 год и 1994 год, и трехкратная чемпионка мира, 1991 год и 1993 год, Любовь Егорова, трехкратная олимпийская чемпионка в эстафете, 1992 год, 1994 год и 1998 год, и четырнадцатикратная чемпионка мира период 1989-1997 годы, Елена Вяльбе, пятикратная олимпийская чемпионка, 1992 год,

1994 год и 1998 год, и девятикратная чемпионка мира, период 1993-1999 годы, Лариса Лазутина. Среди зарубежных гонщиков наиболее высокие результаты показали финны Вейкко Хакулинен - трехкратный олимпийский чемпион, 1952 год и 1956 год, Эро Мянтюранта - трехкратный олимпийский чемпион, 1960 год и 1964 год, его соотечественница Марья-Лииса

Хямяляйнен-Кирвесниеми - трехкратная олимпийская чемпионка, 1984 год, швед Гунде Сван - четырехкратный олимпийский чемпион, 1984 год и 1988 год, норвежец Бьерн Дэли - восьмикратный олимпийский чемпион, 1992 год, 1994 год и 1998 год, в 1999 удостоенный титула Лучший лыжник 20 века . За весь период своего развития, соревнования по лыжным гонкам претерпели немало

изменений. В середине 1980-х годов, в связи с возникновением новой техники бега - коньковый ход , или свободный стиль , способ преодоления каждой дистанции был регламентирован правилами и программой соревнований. В лыжном спорте постоянно появляются новые соревновательные упражнения, многие из которых по мере внедрения могут обрести официальный статус вида лыжного спорта, вплоть до включения в Олимпийскую программу - они отнесены к показательным буксировка лыжника, полеты на лыжах на дельтапланах,

спуск с горных вершин, мини-лыжи трюки на лыжах прыжок на лыжах с обрыва с парашютом, прыжок на лыжах с самолета без парашюта, спуск на скорость лыжника и автогонщика. На I Зимних Олимпийских играх в Шамони Франция, 1924г лыжный спорт был представлен лыжными гонками на дистанции 18 и 50км, прыжками на лыжах с трамплина и северным двоеборьем прыжки с трамплина и лыжная гонка . Кроме того, в программе появились гонки преследования , очередность старта в которых определяется

по результатам состязаний, проведенных накануне - по так называемой системе Гундерсена , несколько раньше вошедшей в практику лыжного двоеборья. По регламенту состязаний если первые гонки - 30 км, мужчины, и 15 км, женщины, проводятся классическим стилем, то последние - 50 км, мужчины, и 30 км, женщины свободным и наоборот. По системе Гундерсена в первый день лыжники бегут классическим стилем -

10 км, мужчины, и 5 км, женщины, на следующий день - свободным - 15 км, мужчин, и 10 км, женщины. В эстафетах первые два этапа преодолеваются классическим стилем, третий и четвертый - свободным. Особое место в лыжных гонках занимают так называемые сверхмарафоны. Начало им положил проведенный в 1922 году между шведскими городами Селен и Моро 90-километровый пробег Ваза-лоппет , названный в честь шведского короля

Густава Вазы, который совершил этот переход в начале XVI века в ходе освободительной войны с датчанами. Сверхмарафоны проводятся во многих странах мира, в том числе и в России под названием Лыжня России с 1983 года. Электронная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия Четырнадцать сверхмарафонов объединены в постоянную систему соревнований

World Loppet - Мировой сверхмарафон , созданную в 1978 году. За весь период своего развития лыжного спорта совершенствовалась и техническая сторона тренировок и соревнований. Существенные изменения произошли в технологии подготовки лыж перед тренировочными занятиями и соревнованиями. Созданы и успешно применяются специальные приборы, которые дают возможность лучше - с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, погодных условий, состояния трасс лыжных гонок и

некоторых других факторов - осуществлять смазку лыж. Широкое применение новых лыжных мазей и парафинов - с форовыми добавками, силиконом и специальными порошками, значительно улучшает качество скольжения лыж. В лыжном спорте - в тренировке спортсменов, в том числе и лыжников-гонщиков - значительно возросла роль подготовки, осуществляемой в горных условиях.

В разных странах созданы современные, отлично оснащенные спортивные базы в горах. Лыжные трассы, проложенные в высокогорье, позволяют спортсменам в летний и осенний периоды существенно увеличить количество тренировочных занятий, проводимых на снегу. Более широкой популяризации лыжных гонок в различных странах в числе других мер, предпринимаемых ФИС, способствует и то, что наряду с соревнованиями в этом виде спорта на зимних

Олимпийских играх и чемпионатах мира стали регулярно проводиться и многоэтапные - в течение всего сезона - соревнования в лыжных гонках на Кубок мира, этапы которых организуются в разных местах. 1.2. Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания Двигательные качества спортсменов взаимосвязаны. Например, от уровня силовых качеств лыжника зависят быстрота, выносливость и другие качества. В зависимости от специфики вида лыжного спорта уровень физических

качеств неодинаков. Например, лыжников-гонщиков, биатлонистов, двоеборцев отличает, прежде всего, выносливость, горнолыжников и прыгунов с трамплина - сила и быстрота. Развитие выносливости. Выносливость - это способность спортсмена работать интенсивно длительное время. Так как продолжительность работы определяется, в конечном счете, наступлением утомления, то выносливость можно охарактеризовать, как способность сохранять работоспособность, преодолевая утомление.

Выносливость развивается в течение многих лет, причем неравномерно сначала быстро, а затем развитие ее замедляется. Выносливого человека отличает высокая работоспособность, он меньше тратит энергии и способен продолжать работу при значительных изменениях в организме. Для преодоления утомления как обязательного условия тренировки с целью развития выносливости нужны значительные физические усилия. Начинающих лыжников следует приучать к большим нагрузкам постепенно

вначале с помощью средств ОФП, при которых упражнения выполняются с низкой интенсивностью в равномерном темпе, затем использовать длительные циклические упражнения, выполняемые в переменном темпе, и далее совершенствовать локальную мышечную выносливость и выносливость к работе в постепенно усложняющихся условиях. Общая выносливость - способность лыжника продолжительное время выполнять любую физическую работу выдерживать нагрузку , в которой участвуют различные группы мышц и которая способствует улучшению

результатов в избранном виде спорта. Общая выносливость - это основа развития специальной выносливости. Специальная выносливость - это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую работу в течение времени, предусмотренного требованиями спортивной дисциплины. Специальная выносливость лыжников-гонщиков, биатлонистов и двоеборцев требует комплексного развития выносливости, характеризующейся общей, скоростной и силовой подготовленностью, достаточного владения

техникой передвижения на лыжах, развития опорно-двигательного аппарата. Скоростная выносливость - это способность лыжника в течение определенного времени выполнять работу с соревновательной и превышающей ее интенсивностью. Выделение ее как одного из компонентов специальной выносливости предполагает выработку у гонщика способности сохранять на протяжении всей дистанции оптимальную скорость.

Скоростная выносливость отрабатывается путем прохождения отрезков от 500 м до 5 км. При систематической тренировке скоростная выносливость лыжника повышается. Лыжный спорт. Учебник для средних физкультурных учебных заведений. Под ред. Матвеева Э. М. М. Физкультура и спорт , 1975. При ходьбе по пересеченной местности лыжнику необходимо непрерывно отталкиваться руками и ногами.

На протяжении всей дистанции лыжник прилагает усилия, которые он должен поддерживать на определенном уровне. Это требует специфической силовой подготовленности. Сочетание в этом случае силы и времени позволяет говорить о силовой выносливости - способности спортсмена как можно дольше сохранять усилия в двигательном акте при прохождении дистанции. При развитии общей и специальной выносливости следует учитывать и регулировать скорость передвижения,

длительность упражнения и число повторений, продолжительность и характер отдыха. По мере повышения тренированности при одной и той же частоте сердечных сокращений скорость движения постепенно увеличивается. Для развития выносливости применяются, как правило, циклические упражнения. Развитию общей выносливости содействуют различные общеразвивающие и основные упражнения ходьба, бег, гребля, езда на велосипеде, передвижение на лыжах и т.п. при равномерном или переменном методах тренировки.

Специальная выносливость развивается с помощью основных и вспомогательных упражнений передвижение на лыжах, лыжероллерах, бег, имитационные упражнения и др. при равномерном, переменном, интервальном, повторном и соревновательном методах тренировки. При выборе упражнений для развития специальной выносливости и методики их применения следует учитывать время, необходимое для поддержания высокой работоспособности спортсмена в зависимости от длины дистанции, трассы спуска, количества повторений и т.д интенсивность,

с которой спортсмен должен в течение этого времени выполнять упражнения, и условий выполнения упражнений пересеченность, характер и длина трассы, мощность трамплина и т.п Развитие силы. Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Сила развивается методом максимальных усилий выполнение упражнений с около предельными и предельными отягощениями , методом во - вторых усилий выполнение упражнений с непредельными

отягощениями и до отказа , методом динамических усилий выполнение упражнений с отягощениями разного веса с большой скоростью . Упражнения для развития силы основных групп мышц выполняются перед основными упражнениями. Они способствуют овладению техникой того или иного вида лыжного спорта. Очень важно учитывать степень проявления силы в данном виде лыжного спорта и оптимально сочетать ее с другими необходимыми для лыжника качествами. Например, лыжникам-гонщикам, биатлонистам и двоеборцам

при прохождении ими дистанции нужна не абсолютная максимальная сила , а умение достаточно долго выполнять силовую работу при отталкивании руками и ногами силовая выносливость . В то же время, чтобы эффективно отталкиваться ногами особенно при коньковых ходах , необходимо прилагать усилия как можно быстрее, а это зависит от уровня развития скоростно-силовых качеств спортсмена. Эти разновидности развиваются методами повторных и динамических усилий с использованием тренажеров,

отягощений, амортизаторов и с помощью специальных основных упражнений. Отдельные группы мышц можно развивать при передвижении на лыжероллерах, лыжах бесшажным ходом за счет только одновременного или попеременного отталкивания руками, использования прыжковой имитации и др. Вначале с помощью силовых упражнений развивают последовательно всю мускулатуру и слабые мышцы, затем - отдельные мышечные группы, имеющие важнейшее значение.

Силовые упражнения необходимо чередовать с упражнениями на расслабление, растягивание. Развивать и поддерживать силовые показатели лыжников необходимо в течение всего года. Для развития силы и силовой выносливости весьма полезны круговая тренировка, а также другие методы тренировки, применяемые в усложненных условиях передвижения. Развитие быстроты. Быстрота - это способность спортсмена выполнять двигательные действия в минимальное

для данных условий время. Так, например, лыжник-прыгун должен уметь своевременно и быстро отталкиваться на столе трамплина, горнолыжник - обладать быстротой реакции на старте и быстро проходить ворота. Быстрота движений определяется функциональными возможностями организма уровнем развития силовых качеств, гибкости, умением быстро и своевременно расслаблять определенные мышцы. Быстроту движений следует совершенствовать, достигнув определенного уровня скоростно-силовой подготовленности.

При развитии быстроты наиболее эффективен повторный метод тренировки с продолжительным отдыхом. В тренировочном цикле упражнения для развития быстроты целесообразно выполнять после дня отдыха. На каждом занятии перед упражнениями на развитие быстроты целесообразно выполнять задания, связанные с совершенствованием техники, упражнения для развития отдельных групп мышц. С целью развития быстроты используется ряд методических приемов выполнение двигательных действий в

облегченных условиях, что позволяет спортсмену преодолевать свой барьер быстроты бег под уклон, лидирование, подвески и т.п чередование упражнений, выполняемых в облегченных и затрудненных условиях, выполнение упражнений с включением различных сигналов световых, звуковых и др являющихся приказом внезапно изменить направление движения или другого действия, использование различных тренажеров и приспособлений. Быстроту необходимо развивать с помощью специальных упражнений, упражнений для отдельных групп мышц

и целостных упражнений. Упражнения выполняются кратковременно с предельной интенсивностью. Развитие гибкости. Гибкость - способность спортсмена выполнять движения с большой амплитудой - зависит от умения своевременно расслаблять определенные группы мышц, от эластичности мышц и связок. Для развития гибкости применяются упражнения на растягивание с отягощениями и без них при постепенном увеличении числа повторений. Гибкость имеет значение во всех видах лыжного спорта и развивается в процессе

круглогодичной подготовки спортсменов. Развитие ловкости. Ловкость - способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать двигательную деятельность при внезапном изменении обстановки. Ловкость - это сложное качество, требующее высокой координации движений. Методика развития ловкости имеет специфические особенности. В первую очередь это развитие способности делать сложные движения в быстро меняющейся обстановке.

Позднее можно включать упражнения, требующие быстроты и точности выполнения движения и приспособления к быстро меняющимся условиям. Следующий этап - выполнение этих упражнений в еще более сложных условиях. Не менее важна в лыжном спорте способность удерживать равновесие, т.е. сохранять устойчивое положение тела при разнообразных движениях и позах. Для развития этой способности применяются упражнения, выполняемые в затрудненных условиях, на различной высоте при действии факторов, нарушающих устойчивое положение

тела. Во всех видах лыжного спорта важно умение расслаблять мышцы. От скорости расслабления во многом зависит результат спортсмена. При этом важно не только уметь расслабить мышцы, но и делать это быстро. 1.3. Планирование соревнований Календарь школьных соревнований должен содержать не только сроки, но и краткую программу. Более подробные сведения о каждом состязании излагаются в положении о соревновании,

которое и является основным документом для участвующих организаций. В положении указывается 1. Наименование соревнования 2. Цели и задачи 3. Место и время проведения 4. Руководство подготовкой и проведением соревнования 5. Участники школа, допускаемые к соревнованиям, возраст участников 6. Программа по дням 7. Порядок определения победителей в личном и командном зачетах.

8. Порядок награждения победителей. 9. Сроки и порядок подачи заявок. Форма заявки. Подробность изложения отдельных пунктов положения зависит от масштаба соревнований. Так, не требует особой детализации положение о небольших личных соревнованиях коллективов физкультуры. В то же время необходимо очень четко продумать и оговорить все в положении о школьных или межшкольных, в котором принимают участие лыжники разных школ, о соревнованиях в различных видах лыжного спорта.

Должны быть точно оговорены условия допуска команд и отдельных участников, численный состав команды, документы, наличие которых обязательно для каждого участника. Важным пунктом является программа соревнований. Она во многом определяет подготовку к состязаниям - выбор дистанции, длину отдельных кругов и др. При проведении многодневных соревнований участникам за исключением младших возрастных групп, юношей и девушек обычно не ограничивают число выступлений.

Однако в день должно быть не более одного, что предусмотрено правилами соревнований. Часы начала отдельных видов программы могут быть установлены лишь после получения всех заявок и определения участников в каждом виде. Желательно к программе приложить данные о местности, где будет проходить дистанции гонок, с указанием суммы перепада высот и профиля трассы. В пункте положения о порядке определения победителей в личном и командном зачетах должны быть четко

и ясно сформулированы все вопросы, указаны состав команды и число зачетных участников в отдельных видах программы. В соревнованиях, где участвуют лишь сильнейшие спортсмены и основным критерием должно являться высокое мастерство отдельных участников, применяют систему командного зачета по сумме очков. Иногда применяются специальные таблицы. Тогда результаты зачетных участников на всех дистанциях переводят в очки. По сумме очков определяют место команды. Эта система более объективная.

1.4. Подготовка к проведению соревнований Успех проведения лыжных соревнований в значительной мере зависит от организации подготовительной работы. Фактически она начинается с момента опубликования положения о соревнованиях. С этого времени ведется подготовка участников в спортивных организациях учебно-тренировочная работа планируется с учетом срока и программы соревнований, комплектуется и планируется команда. Лица, на которых возложена ответственность за организацию и проведение соревнования, разрабатывают

подробный план работы, в котором предусматриваются материально-массовая работа по популяризации мероприятия, вопросы медицинского обслуживания и работы судейской коллегии. Для подготовки соревнований меньшего масштаба обычно привлекаются бюро соответствующей лыжной секции, тренеры по лыжному спорту, учителя назначенный главный судья соревнований, а если есть лыжная база, то и ее работники. Высокие результаты спортсменов определяет не только хорошая физическая подготовка,

но и хорошо подготовленная трасса. На ней не должно быть большого количества крутых подъемов, также слишком крутых с резкими поворотами спусков, поэтому место подготовки трассы должно выбираться тщательным образом. Сейчас на мировых соревнованиях используется искусственный снег, но на соревнованиях более низкого уровня, такие как школьные, лыжные трассы прокладываются в зимний, весенний период на настоящем естественном снегу. Соревнования могут быть перенесены ввиду низкой температуры, сильного снегопада

и тумана. Если соревнования начались, но условия не позволяют их дальше продолжать, то они могут быть отменены или перенесены с согласия лидеров или их представителей. 1.5. Материально-техническое обеспечение соревнований Заготовку судейского инвентаря следует начинать заблаговременно, так как часть его приходится готовить своими силами, например флаги, плакаты, доски для размещения объявлений и флажки для разметки дистанций.

Примерный перечень инвентаря 1 Флажки для разметки дистанции гонок 2 Флаги для ограждения дистанции внутри стартового городка 3 Знамена и флаги оформления, лозунги. 4 Указатели километража на дистанциях гонок. 5 Плакаты СТАРТ и ФИНИШ со стойками 6 Доски объявлений и схемы дистанции гонок 7 Бечевка с флажками для ограждения отдельных дистанций гонок и трассы слалома и канат для ограждения

стартового городка. 8 Фанерки и папки для судей и контролеров 9 Нагрудные номера участников нагрудные 10 Повязки для судей 11 Судейские флажки для отмашки 12 Бланки судейских документов, канцелярские принадлежности 13 Лопаты железные и деревянные, грабли Перечисленный инвентарь, по существу, должен быть на каждой лыжной базе, где проводятся соревнования. 1.6. Работа судейской коллегии

Численный состав судейской коллегии, проводящей соревнование, определяется масштабом соревнования, количеством видов лыжного спорта, включенных в программу. Главный судья, его заместители, главный секретарь, начальник дистанции гонок, начальник горнолыжных трасс приступают к работе с момента их назначения. Остальной состав включается в работу с первого заседания судейской коллегии с представителями участвующих школ, разбора поступивших заявок и проведения жеребьевки.

Главный секретарь подготавливает всю документацию к первому заседанию. При проведении крупных соревнований, в программе которых несколько видов лыжного спорта, рекомендуется создавать главную судейскую коллегию. Сюда входят главный судья, главный секретарь, заместители главного судьи и главного секретаря по видам. Она руководит работой судейских коллегий по отдельным видам. На первом заседании судейской коллегии проводится жеребьевка.

Для нее используют заполненные карточки участников для каждой дистанции отдельно. Жеребьевка может быть общей для всех участников или групповой, при которой спортсменов распределяют на несколько групп в зависимости от квалификации и показанных ранее результатов. Разбивает на группы авторитетная организация, например тренерский совет или сами представители участвующих организаций. Очередность старта каждой из групп определяется главным судьей до начала жеребьевки, порядок

же старта участников внутри групп выявляется жеребьевкой. Например, лыжники могут быть разбиты на три группы первая - сильнейшая, вторая - средняя, третья - слабейшая. Главный судья назначает следующий порядок старта начинает стартовать вторая группа, за ней первая, далее третья. Групповая жеребьевка ставит в более равные условия сильнейших лыжников - претендентов на победу. В соревнованиях по горнолыжным видам группа в 15 человек определяется по результатам предыдущих

состязаний. Внутри групп порядок старта определяется жеребьевкой. Во второй попытке старт дается в обратном порядке - первым стартует участник под номером 15, затем - под номером 14 и т.д. Но сильнейшая группа начинает и вторую попытку первой. Проводить жеребьевку лучше всего, использую дополнительные карточки участников. Секретарь соревнований, проверив карточки на одну из дистанций и убедившись, что ни один из участников

не пропущен, тщательно перемешивает их. Главный судья предлагает представителям выделить кого-либо для проведения жеребьевки или поручает одному из судей участвовать в жеребьевке. При групповой жеребьевке сначала выявляют порядок старта участников группы, стартующей первой. Если в группе 30 человек, им достаются номера с 1 по 30. Идущие следом участники группы сильнейших получают номера с 31 и т.д.

Во время жеребьевки в карточку каждого участника заносится доставшийся ему номер, а после нее - стартовое время спортсмена. В начале заседания объявляется порядок старта и интервал. При одиночном старте интервал 30 секунд, парами - 1 мин. Второй вариант значительно облегчает работу секретариата и радиокомментатора при подсчете результатов. Карточка участника и финишные листки с порядком прихода участников и их результатами являются основными

рабочими документами. В них запрещается вносить какие-либо исправления. Судейская коллегия должна пользоваться бланками общепринятой формы, имеющейся в правилах соревнований. В соответствии с проведенной жеребьевкой по карточкам составляют стартовый протокол. Его размножают и вывешивают на доске объявлений, выдают представителям, стартовой бригаде, секретариату. В процессе жеребьевки судьи подготавливают нагрудные номера и выдают их представителям.

Главный судья напоминает представителям о порядке проведения соревнований первого дня, о параде открытия. Целесообразно подготовить для представителей команд памятку, в которой перечислены их обязанности, порядок проведения состязаний, расписание движения транспорта, номера нужных трамваев и автобусов. Затем главный судья уточняет поименный состав судейских бригад, проводит инструктаж судей и назначает время явки на соревнования. 1.7. Подготовка мест соревнований

Выбор и подготовка современных трасс, гонок и слалома требует много времени и труда. Поэтому начинать это лучше летом - удобнее провести расчистку намеченных трасс слалома от кустарника, камней и пней, выровнять глубокие ямы и канавы. Для усложнения трассы можно оставить некоторые неровности и небольшие бугры. Желательно привлекать к работе лыжников во время летних и осенних тренировок на местности. Выбором трасс для гонок руководит старший преподаватель будущих гонок.

Он должен сочетать в себе качества опытного лыжника и судьи, хорошо знать местность. Трудность трассы должна соответствовать спортивной квалификации участников, причем самая сложная трасса должна быть не опасной. Трассу точно промеряют. Лыжная трасса для девочек 3 км, и мальчиков 5 км, в зависимости от возраста участников. Участники соревнований, занявшие 1 места в каждой возрастной группе на каждой дистанции, награждаются ценными призами и дипломом 1 степени.

Командное первенство определяется по наибольшей сумме очков, набранных участниками команды по таблице. Все дистанции начинаются в стартовом городке, расположенном вблизи места размещения участников. Если нет постоянного специально оборудованного городка, то необходимо подобрать ровную площадку, по возможности закрытую от ветра длиной 100-150 метров, шириной 50-60 метров. Такие размеры позволяют проложить три стартовые и три финишные лыжни и давать одновременный старт 25-30

участникам эстафет. Для поддержания порядка и удобства работы судей стартовый городок ограждают канатами. У входа в городок желательно поставить контроллеров, которые пропускали бы лишь очередных стартующих участников и судей. Коридоры, по которым проходят лыжни, ограждают флагами на древках метровой высоты - на них можно натянуть бечевку с маленькими флажками. На линии старта и финиша устанавливают стойки с плакатами

СТАРТ и ФИНИШ . Перед началом соревнований на стойках СТАРТ навешивают фанерные щитки. Перед линией старта, ближе к выходу, устанавливают постоянную или переносную отопляемую будку с окнами на три стороны, позволяющие информатору наблюдать за положением во всех коридорах. В этой же будке располагается секретариат, который обрабатывает материалы, поступившие с финиша. Расположение мест старта и финиша внутри городка зависит от формы и направления дистанций, необходимости

перехода участников с одного круга на другой. Дистанция может иметь форму круга или овала. Либо составляться из нескольких петель. При сравнительно ограниченной площади для прокладки дистанции малый круг может проходить внутри большого или даже два круга - средний и малый - внутри большого. Участники идут по своему кругу один раз, что позволяет свободно давать старт любому количеству спортсменов. Простейшая форма трассы, удобная для проведения небольших соревнований внутриклассных состязаний в

школе прямая дистанция с одним поворотом и возвращением по параллельной лыжне. Дистанцию промеряют в одном направлении обслуживает ее один контроллер. Приступая к подготовке дистанций, начальник трассы знакомится с районом соревнований по карте и на местности. Затем, составив наметки расположения отдельных кругов, промеряют трассу, избегая пересечения или чрезмерного сближения отдельных дистанций, проезжих дорог, мест, где может выступить вода болото,

ручьи . Измерения проводят стальным тросом или мягким телефонным проводом длиной 50 м. Промер начинают с линии старта. Измерительный трасс прикрепляют к нижнему концу лыжной палки идущего первым лыжника. Двигаясь в лыжне, прокладываемой начальником дистанции, он останавливается по сигналу идущего сзади, когда трос полностью натянется. На уровне переднего конца троса сбоку от лыжни он делает зарубку на снегу, втыкает флажок разметки и пишет на снегу цифру 1 .

Движение продолжается. Идущий сзади лыжник, дойди до отметки 1 , снова подает сигнал и идущий первым опять делает зарубку и пишет цифру. Пройдя 20 отрезков лыжни, ставят особую отметку, означающую конец первого километра. На месте таких отметок во время соревнований размещают указатели километража, которые показывают, сколько километров пройдено. Промеряя трассу, начальник выбирает места для расстановки контролеров, пунктов питания и медицинской помощи, расположения связистов с полевыми телефонами или рациями.

Намечают схему возможной эвакуации пострадавших лыжников. Контролеров расставляют в местах, по возможности укрытых от ветра, на дальних концах петель дистанции, в местах больших скоплений лыжников. Контролер обязан не только записывать номера проходящих лыжников, но и поддерживать порядок на определенном участке лыжни, наблюдать за сохранностью разметки, оказывать первую помощь пострадавшим участникам. В помощь контролерам можно назначить так называемых скользящих

контролеров и общественные патрули. Параллельно двум размеченным лыжням метрах в трех-четырех от них хорошо проложить третью лыжню, поставив на ней указатели Лыжня для зрителей . Подготовка такой лыжни, несомненно, создает дополнительные хлопоты. Однако гуляющие лыжники на дистанции стали настоящим бедствием. Желание зрителей наблюдать за соревнованиями на разных участках дистанции вполне естественно.

Прокладка специальной лыжни для них - это в определенной степени выход из положения. Может оказать, что промеренный круг длиннее или короче, чем намечалось. Тогда от какой-либо километровой отметки изменяют длину ближайшей петли. Затем соответственно передвигают другие указатели километров. О промерах всех дистанций нужно составить акт за подписью начальника трасс.

Во время соревнований его в увеличенном виде вывешивают на большом щите. Схемы дистанций на большом щите желательно рисовать разными цветами, а трассы обозначать цветными цифрами, соответствующими разметке данных дистанций. Рядом со схемой желательно вывесить профили всех трасс. На них наносят в соответствующем масштабе длину всех отрезков равнины, подъемов и спусков с указанием крутизны. Эти данные начальник дистанции определяет во время промера.

Крутизна склона измеряется с помощью угломера, состоящего из самодельного транспортира с отвесом. Все результаты измерений наносят на миллиметровую бумагу, сохраняя соответствующий масштаб. За два-три дня до начала соревнований готовят лыжню. Лучше делать это с помощью специальной машины, если ее нет, то к подготовке привлекают достаточное число опытных лыжников. Если снег глубокий и рыхлый, то для уплотнения лыжни необходимо провести 15

- 20 человек. Рекомендуется утрамбовать и место упора палками. Для этого группе лыжников придется пройти несколько впереди, а средняя колонна пройдет несколько сзади, чтобы привести лыжню в полный порядок. Таким же образом готовят и вторую лыжню. Склоны подъемов и спусков должны быть достаточно широкими, а снежный покров плотно утоптан. Особенно уплотнены должны быть склоны спусков, где участникам придется выполнять повороты на скорости.

Предварительная, не очень частая разметка может быть проведена за 2 - 3 дня до на чала гонок, чтобы иногородние участники могли ознакомиться с дистанциями. Окончательная разметка делается утром в день соревнований. Выполняют ее контролеры вод руководством начальника трасс и его помощников. Каждый контролер получает нагрудный номер, фанерную доску с контрольными листами, запас разметки, несколько

указателей километража и индивидуальный медицинский пакет. Флажки разметки ставят в 1 м от лыжни с внутренней стороны трассы, а на поворотах - снаружи. На прямых участках, на открытых местах флажки ставят через 10 - 15 м, а в лесу при поворотах - чаще. Все лыжни, пересекающие трассу, отходящие от нее в сторону, засыпают снегом и затаптывают, перегораживают ветками деревьев.

Вся подготовка трассы должна быть закончена с таким расчетом, чтобы начальник дистанции не позднее, чем за полчаса до первого старта, мог доложить главному судье о готовности. 1.8. Соревнования по лыжным гонкам Соревнования желательно открывать парадом участников, приветствием и подъемом флага. Поскольку участникам, судьям и зрителям предстоит долго быть на морозном воздухе, нужно провести торжественную часть очень четко и коротко.

И в дальнейшем все старты нужно давать в точно назначенное время, чтобы участники могли провести разминку и к указанному в протоколе времени явиться на старт. До начала соревнований сверяют все часы, хронометры, по которым будут работать бригады на старте и финише и судья-информатор, поддерживающий с ними связь. За 15 мин. до старта по радио сообщают, сколько минут осталось до первого старта, и так повторяют несколько

раз. За 4 - 5 мин. до старта стартер с флагом и хронометром секретарь стартера со стартовыми протоколами выходят на линию старта, а помощник стартера вызывает в стартовый городок первых 5- 8 участников, а при парном старте - первые Три - четыре пары и проверяет их фамилии по стартовому протоколу. Участники стартуют по времени, указанному в протоколе. Время не явившихся участников выдерживается. Для удобства подсчета часы - хронометр устанавливают на 12

час. 00 мин. 00 сек при этом одиночно стартующий участник под номером 1 стартует в 12 час. 00 мин. 30 сек при парном старте первая пара уходит в 12 час. 01 мин. За одну минуту до старта первая пара выстраивается на линии старта и секретарь отмечает явку в стартовом протоколе. За 10 сек. стартер подает команду Внимание . За 5 сек. до старта он начинает считать

Пять-четыре - три- два - один. Марш Опоздавший к старту может, отметившись в протоколе у секретаря стартера, принять старт, но время ему зачитывается, значащееся в стартовом протоколе. Закончив старт, секретарь стартера подсчитывает число стартовавших, записывает его в стартовом протоколе и сдает документы в секретариат, сообщив о числе стартовавших бригаде на финише. При старте командам например, гонки патрулей интервал на старте увеличивают до 2 и более мин.

За 5 сек. до старта подает команду Пять секунд! и поднимает вверх пистолет или флаг, а затем дает старт выстрелом или командой Марш одновременно опуская флаг. В соревнованиях по гонкам, если одновременно разыгрывается две или три дистанции, должны работать две или три самостоятельные группы судей, стоящие из бригад старта и финиша. При большом числе участников в бригаду на финише может входить несколько судей.

Руководит работой бригады старший судья на финише. Один, судя с флагом, фиксирует прохождение участником линии финиша, а хронометрист и его секретарь - время. Еще один судья называет номер участника, а его секретарь записывает этот номер в финишный листок. После заполнения очередных финишных листков, на которые заносит по 10 результатов, один из судей передает их в секретариат для подсчетов. В небольших соревнованиях на финише могут работать и двое судей.

Хронометрист называет номер приближающегося участника и его время на финише, секретарь ведет запись этих данных. Полученные с финиша результаты в секретариате заносят на карточки участников. Заполненные карточки подкалывают в порядке показанных результатов. Это дает возможность информатору не только объявлять результаты финишированных участников, но периодически сообщать результаты лучшей тройки, пятерки, десятки.

Их подготавливает помощник информатора. При наличии связи с отдельными точками на дистанции находящиеся там судьи сообщают о прохождении участниками пунктов, а на финише помощник информатора, получив эти данные от связиста, высчитывает чистое время спортсмена на отрезке и передает его информатору. Численность бригады информации зависит от масштабов соревнований. На крупных состязаниях в нее входят старший судья, руководящий работой всей бригады судьи на пунктах

связи на дистанции и на финише секретарь, вносящий результаты финишированных участников в протоколы, вывешенные на щитках для информации зрителей. Бригада информации должна заранее подготовить данные об участниках. Эти сведения можно сообщать, когда спортсмены выходят на линию старта. Все объявленные результаты являются предварительными до проверки контрольных листов и подсчета времени. Гурский А.В. Лыжные гонки Смоленск Смоленский гос. ин-т физ. культ 1990 80 с.

После финиша последних участников судьи на финише сверяют, вело стартовавших и финишировавших и, если оно совпадает, докладывают главному судье о закрытии дистанции. В противном случае сообщают начальнику трассы, что не все участники финишировали. Тогда по стартовым протоколам выясняют фамилии и принадлежность к коллективу не явившихся и вызывают представителя команды для оказания помощи в организации поисков.

Представили организаций обязаны немедленно докладывать судейской коллегии о сошедших с дистанции спортсменах. Они не имеют права уходить с соревнований, пока их последний участник не финиширует. Получив от главного судьи сообщение, что все лыжники закончили гонки, начальник трассы и его помощники снимают контролеров. Контролеры собирают разметку и указатели. Вместе с ними начальник трассы проверяет контрольные листы и, убедившись, что все участники прошли

дистанцию правильно, докладывает главному судье о том, что трасса закрыта, сдает контрольные листы в секретариат. Главный секретарь с помощниками по заполненным карточкам участников подсчитывает командные результаты. Их утверждают на заключительном заседании судейской коллегии. Все итоговые материалы размножают и раздают представителям участвовавших организаций. Все сведения о ходе соревнований и их итогах сообщают представители прессы, радио и телевидения.

На торжественном вечере главный судья сообщает итоги прошедших соревнований, победителям вручают призы и дипломы. Глава 2. Методика проведения соревнований по лыжным гонкам в основной общеобразовательной школе 2. 1. Лыжные гонки в школе Данную главу я построил на примере соревнования лыжных гонок, проходившие в средней общеобразовательной школе. До проведения соревнования каждая команда должна совершить минимум 2-3 лыжные прогулки в лес со своими преподавателем, где и познакомится с будущими трассами.

Вся дистанция соревнований должна быть хорошо размечена, чтобы у участников не возникало сомнений по поводу ее прохождения. В наиболее сложных местах должны стоять судьи-контролеры. В программу современных соревнований по лыжным гонкам входят гонки с раздельным стартом, гонка преследования, масс-старт гонка с общего старта , спринт гонки с выбыванием и эстафета. Дистанции разделяются как по протяженности, так и по способам их преодоления классическим стилем, свободным

стилем и со сменой стилей. Гонки с общего старта - один из наиболее зрелищных видов лыжного спорта. Но организация соревнований подобного рода требует большей подготовки. Поляна старта и зона финиша должны быть намного больше. Ведь одновременно принимают старт несколько десятков спортсменов. Поэтому на старте должно быть не менее пяти, а лучше 10 параллельных лыжней.

По всей дистанции должны быть две, а то и три лыжни. Для проведения соревнований свободным стилем ширина трассы должна быть также шире, чем в индивидуальной гонке. При распределении стартовых лыжней можно руководствоваться следующими принципами жеребьевки - когда стартовый номер участника и его стартовая лыжня определяется жребием накануне соревнований по рейтингу - например, более удобную первую стартовую лыжню получает спортсмен, победивший в предыдущих

соревнованиях вчера или в прошлом году на соревнованиях подобного рода . 2-й номер и, соответственно, лыжню получает спортсмен, занявший 2-е место, и т.д. Спортсмены, не участвовавшие в прошлых соревнованиях, занимают оставшиеся места на старте. рис. 1 Центральную лыжню получает спортсмен с первым номером. По правую руку от него располагаются участники с четными номерами, по левую - с нечетными.

Участники с более дальними номерами занимают места во втором ряду, следующие - в третьем и т.д. Расстояние между рядами - 7 метров. Крепления спортсменов, расположившихся на первой линии, должны быть установлены на линии старта по команде Внимание . По сигналу стартера команда Марш , выстрел стартового пистолета, взмах флажка, сигнал радио и т. п. все принимающие участие в гонке одновременно направляются на дистанцию.

Дистанцию в гонке с общим стартом нужно проложить таким образом, чтобы спортсмены младшей возрастной группы могли преодолеть дистанцию в 500 метров, средней возрастной группы - 800 метров, старшей - 1000 метров смотри схемы трасс . На каждом отрезке трех дистанций нужен судья-контролер. вариант 1, вариант 2 1 - для младшей возрастной группы 2 - для средней возрастной группы 3 - для старшей возрастной группы.

2.1.1. Гонка с раздельным стартом Лучше всего первыми провести соревнования в гонке с раздельным стартом. Длина дистанции должна быть удобной для младшей возрастной группы например, 500 метров . Цель этих состязаний - сравнить скоростные способности лыжников. В этих соревнованиях могут участвовать все желающие. Соревнования проводятся отдельно среди мальчиков и среди девочек.

Интервал между стартующими - 30 сек. При большом количестве участников интервал между стартующими можно сократить до 20 сек. или даже до 15 сек. Для обслуживания этих соревнований понадобятся судья на старте, судья на финише и судья-контролер на дистанции. Еще до старта контролер занимает свое место в дальней части дистанции на повороте, развороте, подъеме, в зависимости от трассы , где последовательно записывает проходящих мимо него участников по нагрудным стартовым номерам если есть или по фамилиям участников.

За 30 сек. до старта первого участника судья на старте и судья на финише одновременно включают свои секундомеры. Предварительно точность хода обоих секундомеров проверяется. При показаниях секундомера 00 мин. 30 сек. судья на старте отправляет на дистанцию первого участника, через 30 сек второго и т. д. Судья на старте записывает всех участников согласно времени их старта в стартовый протокол, проверяет экипировку и одежду ребят.

Судья на финише записывает время финиша участников в финишный протокол. При большом количестве участников судье на финише необходим помощник, который будет записывать показания секундомера, выкрикиваемые судьей на финише, в финишный протокол. По окончании соревнований результаты финишного и стартового протоколов, а также показания судьи-контролера переписываются в сводный протокол. После этого результаты прохождения дистанции высчитываются следующим

образом от времени финиша участника отнимается время его старта. Например, лыжник Сергеев, стартовавший в 3.30, пересек линию финиша в 7.25. Его результат в этой гонке будет высчитываться следующим образом время финиша 7.25 - время старта 3.30 3.55. Следует напомнить, что в минуте 60 секунд, а не 100 как можно ошибочно считать при подобного рода вычислениях . После подсчета всех результатов и сверки показаний контролеров составляется итоговый протокол соревнований.

2.1.2. Гонка преследования В зависимости от количества участников в первой гонке к гонке преследования можно допустить 30 лучших спортсменов при условии, что от каждого группа будет не менее 4 участников. Можно этого правила и не придерживаться, если позволяют возможности лыжной базы. Зона старта и финиша в гонке преследования должна быть более широкой, чем в гонке с раздельным стартом. Для обслуживания соревнований нам также понадобятся судья на старте, судья на финише и судья-контролер.

Главным отличием лагерных соревнований от официальных соревнований по лыжным гонкам является то, что первым в гонке преследования будет стартовать не победитель первой гонки, а спортсмен, занявший последнее место. Вторым - занявший предпоследнее место и т.д. Последним примет старт победитель гонки с раздельным стартом. Интервал между стартующими спортсменами равен той разнице во времени, которая была у них со спортсменом,

занявшим последнее место в предыдущей гонке. В этих соревнованиях можно обойтись одним секундомером. Одновременно со стартом первого ранее последнего спортсмена судья на старте включает секундомер и контролирует выход участников на дистанцию. Судья на финише помогает ему в этом. После выхода на дистанцию последнего бывшего победителя участника оба судьи переходят в зону финиша, где принимают участников. Один объявляет номера если есть спортсменов и их время, другой записывает

их в протокол финиша. Если судьи не могут определить победителя, то победу 1-2-е места могут разделить два участника, а следующий спортсмен займет 3-е место. Таким образом, все участники получают примерно равные шансы на победу. В случае, если спортсмен не вышел на старт, его место остается свободным. Участники, не принимавшие участия в гонке с раздельным стартом, до гонки преследования не допускаются.

2.1.3. Эстафеты Это самая интересная и захватывающая часть соревнований по лыжным гонкам. В школьных соревнованиях эстафеты можно проводить с общим стартом и с гандикапом и т.д. При проведении соревнований с общим стартом нужно руководствоваться инструкцией о проведении гонки с масс - стартом. В зависимости от возраста дети преодолевают разную длину дистанции своего этапа , после него касанием руки любой части тела следующего спортсмена передают эстафету.

Рекомендуемая длина этапа для младшей возрастной группы - 500 м, средней - 800 м, старшей - 1000 м. В отличие от гонки с общим стартом, при подготовке дистанции следует создать коридор для передачи эстафеты. В обязанность судьи на старте будет также входить контроль за соблюдением правила передачи эстафеты в установленном коридоре. Если не брать в расчет старт, то это не менее зрелищный вид соревнований.

Принцип организации подобных состязаний такой же, как и в гонке преследования. Однако временный промежуток между стартами команд определяется особым способом. При вычислении гандикапа будем также руководствоваться протоколом индивидуальной гонки с раздельным стартом на 500 метров. При подготовке дистанции нужно немного увеличить стартовый коридор и значительно расширить финишный. Дистанция эстафеты должна быть точно такой же, как и в индивидуальной гонке.

Исходя из результатов, отраженных в протоколе, вычислим результаты команд отрядов путем сложения лучших четырех результатов. Команда вправе изменить состав соревнующихся ребят в эстафете, но гандикап все равно будет составлен по четырем лучшим в гонке. В нашем случае суммарный результат лучших четырех гонщиков Результат 1-ой группы равен 2.24 2.39 2.53 3.26 11.22 Результат 2-ой группы равен 1.41 2.01 2.29 4.06 10.17

Результат 3-ей группы равен 2.35 2.50 3.04 3.47 12.16 Результат 4- ой группы равен 2.40 2.44 8.05 8.27 21.56 Результат 5-ой группы равен 3.43 3.53 3.55 6.33 18.04 Результат 6-ой группы равен 3.42 4.15 5.17 5.18 18.32 Таким образом, в эстафете преследования первым примет старт команда 4 группы учащихся.

Через 3 мин. 24 сек. будет стартовать 6 группа, затем через 28 сек 5 группа, потом 3 группа, за ним 1-й и последним примет старт команда 2-ой группы. Состав эстафетной команды - 4 человека. Длина каждого этапа - 500 метров. К соревнованиям в этой эстафете можно допустить и команду педагогов, но для этого судейская бригада должна располагать их результатами в личной гонке. Таким образом, если все участники повторят в точности свой результат, то на финиш должны одновременно

выйти все команды, хотя интервал старта между первой и последней эстафетной четверкой может быть более одного этапа. Эстафеты можно провести отдельно для мальчиков и для девочек, а можно сделать и комбинированную эстафету. Например, 2 этапа мальчиков и 2 этапа девочек, как с фиксированной последовательностью прохождения этапов мальчиками и девочками, так и с произвольной. Тогда при расчете нужно складывать лучшие результаты мальчиков и девочек на дистанции 500 метров.

Если в индивидуальной гонке от отряда приняло участие менее четырех спортсменов, то при вычислении стартового времени нужно еще раз прибавить время лучшего спортсмена команды. 2.1.4. Спринт Это один из молодых видов соревнований по лыжным гонкам, все более набирающий свою популярность. Соревнования в спринте, как и в гонке преследования, проводятся в два этапа классификация и гонки с выбыванием. Для проведения соревнований с детьми разных возрастов необходимо подготовить 3 различных

коротких дистанции с общим для всех стартом и финишем. Можно использовать тот же принцип построения дистанций, который представлен на предложенных выше схемах трасс. Длина спринтерских дистанций для младшей возрастной группы - 200 метров для средней - 300 метров для старшей - 400 метров. Первый этап. Классификация. Все желающие принять участие в этих соревнованиях участвуют в предварительной

гонке с раздельным стартом. Причем дети разных возрастов состязаются на различных дистанциях, а их результаты заносят в один итоговый протокол. Старт - раздельный. При большом количестве участников старт можно давать не через 30 сек а через 20 или даже 15 сек. Можно использовать и парный старт через 30 сек. Все результаты заносятся в общий протокол, независимо от преодоленной дистанции, а в следующий этап выходят ребята, показавшие лучшие 16 результатов.

Второй этап. Гонки с выбыванием. Лучшие 16 лыжников по итогам квалификации составляют 4 четвертьфинальных забега по 4 участника в каждом. Забеги составляются следующим образом. Первый четвертьфинал образуют спортсмены, занявшие 1, 8, 9 и 16-е места в квалификации второй четвертьфинал образуют спортсмены, занявшие 4, 5, 12 и 13-е места в квалификации третий четвертьфинал образуют спортсмены, занявшие 2, 7, 10 и 15-е места в квалификации четвертый четвертьфинал образуют спортсмены, занявшие 3, 6, 11

и 14-е места в квалификации. Спортсмен, имеющий лучший результат в квалификации, имеет право выбора стартовой позиции. В следующий раунд полуфинал выходят спортсмены, занявшие 1-е и 2-е места в четвертьфиналах. Полуфинальные пары образуются следующим образом 1-й полуфинал - спортсмены, занявшие 1-е и 2-е места в 1-м и 2-м четвертьфиналах 2-й полуфинал - спортсмены, занявшие 1-е и 2-е места в 3-м и 4-м четвертьфиналах. Спортсмены, занявшие 1-е и 2-е места в полуфиналах, образуют финальный забег, в котором разыгрывают 1-4-е

места. Можно также провести утешительный финал, в котором спортсмены, занявшие 3-е и 4-е места в полуфиналах, между собой разыграют место с 5-го по 8-е. 2.1.5. Спринт - эстафеты В этом виде соревнований 2 сильнейших лыжника команды последовательно проходят свою дистанцию так же, как в спринте младшая возрастная группа - 200 метров, средняя - 300 метров, старшая - 400 метров .

Причем каждый из участников пробегает свою дистанцию по 3 раза. Сначала 1-й спортсмен - 1-й этап, затем 2-й спортсмен - свой 1-й этап. Затем 1-й спортсмен - свой 2-й этап, затем 2-й спортсмен - свой 2-й этап и т.д. Так же, как и в обычной эстафете, передача эстафеты производится касанием руки любой части тела спортсмена в коридоре передачи эстафеты. Старт в этих соревнованиях общий с трехметровым интервалом от впереди

стоящего спортсмена. В стартовом коридоре для каждой команды необходимо выделить лыжню. рисунок линия старта Расстояние между лыжнями 1,5 метра. Стартующим нельзя менять свою лыжню, пока они не пересекут стартовую линию. Порядок старта определяется исходя из результатов квалификации в спринте. Для этого сложить результаты двух лучших спринтеров команд. В нашем случае это результаты девочек. 1-ая команда -

2.44 2.58 5.42 2-ая команда - 2.59 3.16 6.15 3-якоманда - 2.50 3.05 5.55 4-ая команда - 2.52 3.24 6.16 5-ая команда - 3.01 3.04 6.05 6-ая команда - 2.47 2.54 5.41 Преимущество, а следовательно, и лучшую лыжню на старте 1 будет иметь та команда, у которой хуже эта сумма. В нашем случае по первой лыжне будет стартовать команда 4-ой команды, по второй - 2-ой команды, по третьей - 5-ой команды, по четвертой -

3-ей команды, по пятой - 1- ой команды, по шестой - 6- ой команды. Команда вправе выставить в спринт-эстафету других лыжников, а не тех, результаты которых мы учитывали. Но на распределении порядка старта команд это не отразится. Эти соревнования можно проводить отдельно среди мальчиков и девочек. А можно также проводить и комбинированную эстафету 1 мальчик и 1 девочка от команды .

В последнем случае при распределении стартовых лыжней нужно руководствоваться результатами лучшего мальчика и лучшей девочки в квалификации спринта. 2.1.6. Командная гонка Этот вид уже не встречается в лыжных соревнованиях, однако он очень интересен для состязаний детей в школах. Суть соревнований состоит в том, что команда лыжников обычно из четырех человек проходит своей группой всю дистанцию, не отрываясь, первый от последнего более чем на 50 метров.

Длина дистанции - такая же, как и в гонке с раздельным стартом 500 метров. При расчете гандикапа между командами учитывается разница в результате четвертых лыжников команд при составе команды - 4 человека . То есть учитываются только результаты спортсменов, показавших четвертые результаты в своих командах в индивидуальной гонке с раздельным стартом. В нашем случае первыми старт в командной гонке примут спортсмены 4-ой команды, вторыми -

5-ой, через 1 мин. 56 сек Третьими будут стартовать лыжники 6-го, через 3 мин. 9 сек. после первой команды. Четвертыми старт примут спортсмены 2-го, пятыми - 3-го, и шестыми уйдут на дистанцию лыжники 1-ой команды. Вся команда принимает старт одновременно. Спортсмены могут, как выстроиться в колонну, так и встать все на линию старта если есть 4 лыжни . При подготовке трассы нужно учитывать, что должно быть достаточно

места для обгона одной команды другой. Если команда разрывается более чем на 50 метров, судьи вправе ее дисквалифицировать. Побеждает та команда, которая раньше пересечет финишную линию. Результат фиксируется по ноге последнего участника команды. Соревнования можно проводить как отдельно среди мальчиков и девочек, так и смешанными командами. В таком случае гандикап будет высчитываться по результатам спортсменов, имеющих худший результат в

индивидуальной гонке. Заключение Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью профессией человека. Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является вне учебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы

работы, то есть сугубо на добровольных началах. Изложенные понятия дают общее представление о физическом воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Занятие лыжными гонками является важным средством физического воспитания и спорта, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. Лыжные гонки, с одной стороны, выступают как фактор активного отдыха и повышения общей работоспособности,

способствующий улучшению состояния здоровья, с другой стороны, как фактор развития функциональных возможностей и уровня физических качеств, расширения диапазона двигательных навыков и умений и повышения устойчивости организма человека к психическому стрессу и умственному перенапряжению. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физическое воспитание как общественно-педагогическое явление. Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание

физических качеств человека. Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей силовых, скоростных, выносливости, и т. д. и определяют в комплексе общий уровень физический работоспособности. В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого

человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках.

В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности. Физическое воспитание школьников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в школьнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные школьники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе. В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую,

личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Библиография 1. Бергер Г.И Бергер Ю.Г. Урок физкультуры. Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры М. Владос Пресс, 2002.2. 2. Вилевскиого, К. Х. Грантыниного

М. ЮНИТИ, 2004-345с. 3. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса М. Физкультура и спорт. 1985 126 с. 4. Гурский А.В. Лыжные гонки Смоленск Смоленский гос. ин-т физ. культ 1990 80 с. 5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник для студентов высших учебных заведений М.

Советсткий спорт, 2003. 6. Лыжный спорт. Учебник для средних физкультурных учебных заведений. Под ред. Матвеева Э. М. М. Физкультура и спорт , 1975. 7. Мартынов В.С. Комплексный контроль в зимних видах спорта М. Физкультура и спорт, 1991 171 с. 8. Масленников И Смирнов Г. Лыжные гонки М. ФиС, 1999. 9. Матвеев

Л.П. Теория и методика физической культуры - М. Физкультура и спорт, 1991 542 с. 10. Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе М. Владос Пресс, 2001. 11. Правила соревнований по лыжным гонкам 2001-2005 гг. Федерация лыжных гонок России М. Спорт Академ Пресс, 2001. 12. Теория и методика физического воспитания.

Под ред. Б. А. Ашмарина. 13. Физическое воспитание. Под ред. Потапова А. Д Ростов-на-Дону Феникс, 2004-378с. 14. Физическая культура. Под ред. С.К. Елисеевой М. Логос, 2003-314с. 15. Физическая культура в школе. Под ред. Э. И. Кузнецовой М. ИНФРА-ДАНА, 2003-296с.

16. Шефер И.В. Спорт в школе М Дрофа, 2002-300с. 17. Чукардин Г.Б Лыжный спорт. Технологии физкультурно-спортивной деятельности Учебное пособие Г.Б Чукардин, Н.И. Семенов СПб. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001 120 с. 18. Теория и методика физического воспитания В 2 т Т. 1 Общие основы теории и методики физического воспитания

Т. 2 Методика физического воспитания различных групп населения Учебник для вузов под ред. Круцевич Т.Ю. 19. Максименко А.М Издательство Воениздат Основы теории и методики физической культуры Издание 2-е дополненное, 2001. 20. Физическая культура 1-11кл. Развернутое тематическое планирование по комплексной программе под ред.

В.И.Ляха, Л.Б.Кофмана, Г.Б.Мейксона. Приложение



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.