--PAGE_BREAK--
Выручка от реализации продукции, работ и услуг - это та сумма денежных средств, которая поступила на счет предприятия, связанных с реализацией продукции, работ и услуг.
В состав выручки предприятия, кроме выручки от реализации продукции, работ и услуг может входить выручка от других видов деятельности:
— реализация имущества;
— размещение денежных средств на депозитных счетах;
— сдача имущества и т.д.
В западной экономике выручка = объем продаж.
Выручка от реализации зависит от:
# количества реализованной продукции;
— прямопропорциональная зависимость
— зависит от объема выпуска продукции и от размера переходящих остатков;
# ассортимента реализованной продукции
— чем больше удельный вес дорогостоящих изделий в структуре ассортимента, тем боль -
ше выручка;
# качества реализованной продукции
— качество продукции позволяет увеличить выручку за счет расширения рынка сбыта.
# уровня цен;
Цены бывают :
— регулируемые
# оптовые(ТЭК, добывающие отрасли, монополии), фактор влияния цен на выручку от самих предприятий не зависит.
# розничные— торговые надбавки, входящие в состав розничных цен. Уровень торговой надбавки не более 25% (для районов Крайнего севера — 45%) .
— свободные
— основная часть среди всех цен;
— определяют выручку предприятий.
Отпускная цена предприятия
Оптовая цена предприятия
себестоимость прибыль НДС спецналог акциз
20 % 1,5 % 10-80 %
Фактор влияния уровня цен на выручку от самих предприятий не зависит.
Розничные— торговые надбавки, входящие в состав розничных цен.
Уровень торговой надбавки не более 25 % ( для районов Крайнего Севера — 45 % ) .
Оптовая цена предпритияРозничная цена предприятия
Наценка снаб/сбыт.Рознично — торго -
организацийвая наценка
ИздержкиИздерж -
снаб/сбыт.НДС — 20% ки обра- Прибыль
орг — ции щения
Прибыль НДС
16,26
3. Планирование выручки от реализации.
Планирование выручки осуществляется предприятием самостоятельно на стадии разработки финансового плана. Планирование необходимо для:
— .............;
— определения прибыли;
— составления оперативного финансового плана предприятия
( платежный календарь), кассового плана;
При правильном, рациональном планировании выручки в распоряжении будут находиться
денежные средства .
Расчет выручки от реализации ( Вр ).
Вр = Остаток нереализованной+ Товарный + Остаток нереализованной +/ -Ценовой
продукции на начало года выпуск продукции на конец года фактор
Методы планирования выручки от реализации продукции :
1.Поассортиментный (прямого счета).
2.Укрупненный.
(1)Расчет выручки ведется по каждой позиции ассортимента отдельно.
(2)Основан на подсчете всей продукции без выделения отдельных групп.
(1)Как правило, в бухгалтерском балансе остатки нереализованной продукции учитываются по производственной себестоимости, а для планирования выручки их необходимо перевести в оптовые цены предприятия. Используется коэффициент пересчета стоимости остатков из производственной себестоимости в оптовые цены предприятия (k) — отношение стоимости товарной продукции в оптовых ценах к ее производственной себестоимости в IV квартале текущего года. При расчете остатков готовой продукции k определяется по выпуску продукции в текущем квартале текущего года, для расчета остатков товаров отгруженных — по основе стоимости отгруженных товаров в IV квартале текущего года.
При (2) составляемтоварный баланс предприятия, который составляется на базе формулы расчета выручки от реализации. Он составляется за отчетный период используется в качестве базы для прогнозирования выручки исходя из темпов роста производства в планируемом периоде.
3. Использование выручки предприятия.
Выручка предприятия используется на :
— возмещение затрат предприятия :
* материальные затраты
* образование амортизационного фонда
* создание ремонтного фонда
* оплата труда работников предприятия
* отчисления во внебюджетные фонды
* налоговые платежи, включенные в себестоимость
* прочие расходы.
— уплата косвенных налогов
— уплата налоговых платежей, относимых на финансовые результаты предприятия :
* налог на прибыль
* налог на имущество
* налог на рекламу
* налог на содержание непроизводственной сферы.
— создание резервных фондов предприятия
— создание фонда накопления и фонда потребления предприятия
— выплата дивидендов.
Процесс накопления выручки посредством финансов
Фонд возмещенияВаловый доход
Амортизационный Фонд оборотных Фонд оплаты Отчисления на социальные
фондсредствтруда нужды
Чистый доход
ПрибыльКосвенные налоги
Цена = Затраты + Прибыль + Косвенные налоги
В соответствии с Положением о составе затрат (Инструкция о порядке формирования затрат на оплату труда) налог с суммы превышения оплаты труда составляет 39%)
Сумма превышения=Фонд оплаты труда — нормируемая величина фонда оплаты труда
Реально денежные накопления в 3-х формах:
прибыль
косвенные налоги
отчисления на социальные нужды
Прибыль— это объемный абсолютный показатель, результирующий показатель деятельности предприятия.
Помимо массы прибыли на расчетном счете, в кассе и так далее, мы можем получать по учетным регистрам показатели деятельности предприятия. Прибыль, как главный финансовый источник деятельности предприятия, есть не одномоментное значение, а система прибылей и доходов, которые складываются из нескольких источников, формирующих доходы предприятия. К числу главных относят следующие:
- прибыль от реализации продукции, работ и услуг предприятия;
- прибыль от прочей реализации;
- доходы от внереализационных операций (за минусом расходов по этим операциям);
- балансовая прибыль (валовая);
- чистая прибыль;
- налогооблагаемая прибыль;
- необлагаемая налогом прибыль;
- консолидированная прибыль (представляет собой сводную прибыль по бухгалтерской отчетности. Эта прибыль от корпоративной деятельности: по ряду причин отдельные предприятия образуют финансово-хозяйственный комплекс, который с одной стороны имеет самостоятельный юридический статус, а с другой стороны нацелен на решение единых задач, что способствует получению высокого уровня прибыли, так как наличие консолидации позволяет уменьшить налогообложение).
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг — разница между выручкой от реализации (без налога на добавленную стоимость) и затратами, которые обусловили ее создание. Это — главная цель деятельности предприятия. Но предприятие, как и любой другой хозяйственный субъект, обладает свободой выбора и может получать прибыль и из других источников.
Прибыль от прочей реализации — выделают здесь прибыль от реализации:
- основных фондов и другого имущества (по причине убыточности или неэффективности содержания). Это дополнительная доходная часть — цена реализации может быть выше остаточной стоимости, в этом случае и возникает дополнительных доход;
- отходов основного производства;
- нематериальных активов;
- других материальных и нематериальных активов, которые могут быть реализованы предприятием.
Доходы от внереализационных операций — сумма доходов, получаемая от внереализационных операций и увеличивающая прибыль, должна рассматриваться с двух сторон:
- доходы по внереализационным операциям;
- доходы от прочей реализации.
Доходы по внереализационным операциям:
- доходы, получаемые предприятием от долевого участия в деятельности других предприятий;
- дивиденды по акциям, доходы по ценным бумагам (государственным краткосрочным облигациям, векселям и так далее);
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- доходы от дооценки производственных запасов и изготовленной продукции;
- полученные суммы штрафов, пени, неустоек;
- доходы от возмещения причиненных убытков;
- прибыль прошлых лет;
- положительные курсовые разницы по операциям с валютой;
- безвозмездно получаемые средства, спонсорская помощь;
- прочие доходы и поступления, не связанные с производством и реализацией продукции.
Расходы по внереализационным операциям:
- «бросовые затраты» (к ним относятся начатые, но не реализованные заказы и продукция);
- содержание законсервированных мощностей на предприятии (при отсутствии этих расходов оборудование перестает существовать, например это характерно для машиностроительного, химического оборудования: поддержание соответствующей температуры, влажности);
- потери от простоев по вышеизложенным причинам (не компенсируются виновниками);
- потери от уценки запасов;
- убытки по операциям с тарой (предприятие работает с тарой, которая является оборотной и имеет высокую залоговую стоимость, но потребитель может вам ее запросто не вернуть — предприятие несет убытки);
- судебные и арбитражные издержки;
- суммы сомнительных долгов, которые подлежат резервированию в соответствии с действующим законодательством;
- убытки от долгов, нереальных к взысканию;
- убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
- некомпенсируемые убытки и потери от стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств;
- убытки от хищений, виновники по которым не найдены;
- отрицательные курсовые разницы по операциям с валютой.
Балансовая прибыль — совокупность прибыли от реализации продукции, работ и услуг, прибыли от прочей реализации и доходов от внереализационных операций. Это валовая прибыль, которая и отражается в балансе.
Чистая прибыль — это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты соответствующих налогов, источником уплаты которых и является прибыль. Этот остаток позволяет решать задачи предприятия и используется им без каких-либо регламентаций.
Исходя из целесообразности, предприятия могут создавать или не создавать фонды и резервы, используемые как дополнительные источники финансирования затрат, не включаемых в себестоимость продукции.
Если предприятие не создает фонды, то эти затраты будут отражаться как использование прибыли по мере их возникновения.
Хотя и не существует жесткой регламентации использования прибыли, выделяет три основные направления ее использования:
1. Создание специальных фондов и резервов:
* фонд накопления;
* фонд потребления;
* резервные или страховые фонды.
Фонд накопления — главным источником его формирования является прибыль, но могут использоваться и другие источники:
- безвозмездно полученные средства;
- средства бюджета (любого уровня);
- централизованные фонды вышестоящих организаций и добровольных объединений (первое характерно для государственных предприятий; причина объединений предприятий — защита собственного сегмента рынка).
Основные направления использования фонда накопления:
- приобретение и строительство основных фондов (как производственного, так и непроизводственного назначения);
- финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- подготовка и переподготовка кадров;
- уплата процентов по ссудам сверх установленных законом размеров.
Фонд потребления — источник средств предприятия для социального развития, материального стимулирования работающих. Учитываются выплаты в денежной и материальной форме, дивиденды, проценты, выплаченные по акциям трудового коллектива, различные социальные льготы, материальная помощь, выплачиваемая на предприятии.
Резервный фонд, как правило, формируется предприятием в размерах 10-50% (при соответствующих формах собственности создание резерва обязательно, пример — акционерные общества). Необходимость создания резерва заключается в том, что в рыночной экономике предприятия являются субъектами рисковой деятельности, поэтому создается резерв на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия возможной кредиторской задолженности. Помимо прибыли предприятие может зачислять в фонд эмиссионных доход — разницу между номинальной и продажной ценой акций.
I.Рассчитать коэффициент рентабельности на начало и конец периода
( 9 видов) и 4 коэфф. ликвидности
Коэфф. рентабельности продаж, % (R1). Расчет: прибыль от реализ./выручка от реализ
н. R1 = (203438682/1231261784)*100% = 16,522%
к. R1= (161084023/887230674)*100% = 18,155%
2)Коэфф. Рентабельн. основн. деят.,% (R2). Расчет: приб. от реализ./затраты на реализ.
н. R2 = (806071267/425190517)*100% = 189,57%
к. R2 = (569824627/317406047)*100% = 179,525%
3) Коэфф. непроф. деаятельности. % (R3). Расчет: приб. отчетн. пер./выр. от фин-хоз. деят.
продолжение
--PAGE_BREAK--