Реферат по предмету "Финансы"


Финансовое планирование 8

--PAGE_BREAK--        Производственные накладные расходы включают все прочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и на труд. Сюда относятся такие расходы, как амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в себестоимость, арендная плата и другие.
        После производственного бюджета составляются бюджет общих и административных расходов и бюджет денежных средств. Все бюджеты представлены в виде смет.
        Финансовый менеджер оценивает финансовое положение компании по следующим вопросам:
определяет статьи, которые в прошлые периоды изменялись прямо пропорционально изменению объема реализованной продукции;
определяет планируемый объем реализации;
оценивает соответствующие статьи в соответствии с предполагаемым изменением объема реализации. Например, если в прошлом материально-производственные запасы изменялись прямо пропорционально изменению объема реализации, то при росте реализованной продукции на следующий год на 20% материально-производственные запасы при прочих равных условиях также увеличатся на 20%.
        Таким образом, можно высчитать по балансу необходимость в дополнительных источниках внещнего финансирования, обусловленных планируемым приростом реализованной продукции.
        В целях финансирования в отечественной практике привлекают акционерный и партнерский капитал, так как получение банковских кредитов в настоящее время очень затруднино. Для определения стратегии компании, а также для гарантии перед инвесторами в надежности вкладываемых ими средств составляют бизнес-план.
БИЗНЕС-ПЛАН
        Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.
        Бизнес-план является неотъемлимой основной частью деловых проектов. Хотя в российское законодательство в настоящее время не закрепляет обязанность разработки бизнес-проекта и отечественной литературы по рассматриваемой проблеме явно недостаточно, его разработка адекватно реальным жизненным условиям необходима.
        Бизнес-план решает задачи не только оперативного планирования, но может иметь и стратегические цели, а также решать задачи по внешнеэкономической деятельности предприятия при установлении или расширении деловых контактов с поставщиками и потребителями продукции. В этой сфере бизнес-план может помочь решить проблему финансирования. Более того он может убедить инвесторов и партнеров в наличии шансов на коммерческий успех, что предприятие имеет перспективные возможности развития, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.
        Важна роль руководителя в разработки бизнес-плана с привлечением экспертов, аналитиков, консультантов, т.е. специалистов. На практике для разработки предприятием бизнес-плана руководстводителю полезно иметь организационный план. Основные его разделы:
экспресс-анализ и оценка текущего финансового состояния предприятия;
анализ влияния на хозяйственную деятельность предприятия внешних и внутренних факторов;
определение целей, формулировка количественно определенных задач на планируемый период хозяйственной деятельности предприятия;
программа выполнения организационного плана с указанием сроков выполнения и ответственных исполнителей.
        Основная часть бизнес-плана имеет организационный и производственный характер. Соответствующие разделы бизнес-плана в обобщенном виде дают представление о продукции, планируемой к производству, ее основных качествах, дизайне, упаковке, организации сбыта сервиса после продажи. Обязательно обосновывается примерная цена продажи и затраты на ее производство. В состав бизнес-плана входит детально разработааный производственный план, а также результаты маркетинговых исследований.
         Заключительный раздел бизнес-плана – финансовый план, выражающий все разделы в стоимостном выражении.
Финансовый план, как раздел бизнес-плана
        В финансовом плане рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе анализа текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации продукции на рынках в последующие периоды. Цель финансового плана – сформулировать и предоставить всеобъемлющую систему проектировок, отражающих финансовые результаты деятельности компании. Этот раздел наиболее важнен для инвестора, так как именно из него он узнает, на какую прибыль можно рассчитывать. Подготовленный надлежащим образом, финансовый план может быть использован для оценки резервов фирмы, а также для разработки ее детального бюджета.
        Наиболее важным элементом здесь является ожидаемый объем продаж. Достоверность данного прогноза очень важна, так как остальные разделы финансового плана базируются в основном на этом важном элементе.
        Второй важнейший прогноз относится к себестоимости реализованной продукции и валовой прибыли. Оба показателя зависят от затрат, связанных с производственной деятельностью или с приобретением активов, а также политики цен.
        Финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции или услуг. Как отмечалось выше, финансовый план включает три документа: отчет о прибылях и убытках, план-баланс и отчет о движении денежных средств.
        На основе отмеченных трех документов проводится анализ финансовых ресурсов фирмы и выбирается схема финансирования инвестиционных проектов. В плане учитываются как показатели финансового состояния фирмы, так и показатели эффективности инвестиций. Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности в ходе реализации намеченного – прибыльность, рентабильность капитала, показатели финансовой деятельности (ликвидности и финансовой устойчивости). Вторая группа свидетельствует об эффективности инвестиций в конкретные проекты – сроки окупаемости, показывающие время возврата вложенных средств и характеризующие риск проекта.
        В завершающей части финансового плана обычно присутствует анализ безубыточности, демонстрирующий, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнять своевременные свои денежные обязательства.

                                Финансовый раздел бизнес-плана включает разработку следующих типовых документов:
        Прогноз финансовых результатов предлагается составлять по форме, в которой рассматриваются следующие показатели: выручка отреализации, затраты на производство реализованной продукции, результат от реализации, резальтат от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций, балансовая прибыль, платежи в бюджет из прибыли и, наконец, чистая прибыль.
        Прогноз финансовых результатов будет достоверным только тогда, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей. Выручка от реализации продукции определяется исходя из прогнозных объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен.
        Финансовое прогнозирование – важнейший элемент финансового планирования – составляет основу для расчета планового бюджета предприятия, включающего обычно целый комплекс документов: план реализации, план производства, бюджет запасов, план (либо календарь) прямых материальных затрат, план по оплате труда, планы накладных производственных, реализационных и административных расходов, плановый отчет о доходах, план движения денежных средств (денежных потоков), платежный календарь и, наконец, плановый баланс. Интерференция кратко- и долгосрочных аспектов финансового менежмента присутствует в финансовом прогнозировании в самой явной форме. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью – расчет потребностей во внешнем финансировании. Основные шаги прогнозирования потребностей финансирования:
Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами;
Составление прогноза переменных затрат;
Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж;
Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.
Потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования. Существует два главных метода финансового прогнозирования. Один из них – бюджетный, основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана. Баланс характеризует финансовое положение предприятия на конкретную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке. Информация о деятельности за прошлые года дает возможность для принятия финансовых решений.
Второй метод, обладающий преимуществами простоты и лаконичности называют «методом процента от продаж» (первая модификация) и «методом формулы» (вторая модификация). Все вычисления делаются на основе трех предположений:
Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Это означает, что и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.
Процент увеличения стоимости основных средств расчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиям бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т.п.
Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденты и чистой рентабильности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабильность реализованной продукции) и вычитаются дивиденты (прогнозируемая чистая прибыль, умноженная на норму распределения чистой прибыли на дивиденды).
Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы пассивами – это и будет потребная сумма дополнительного внешнего финансирования. Рассчитать эту сумму можно также по формуле:
ПОТРЕБНОСТЬ В
ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ТЕМП ТЕМП ЧИСТАЯ
ВНЕШНЕМ = Афакт х РОСТА — Пфакт х РОСТА — ПРИБЫЛЬ факт х
ФИНАНСИРОВАНИИ ВЫРУЧКИ ВЫРУЧКИ ВЫРУЧКАфакт
                                                ДИВИДЕНТЫ факт
х ВЫРУЧКАпрогн х (1- ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬфакт);
где: Афакт – изменяемые активы отчетного баланса; П факт – изменяемые пассивы отчетного баланса).
        Формула свидетельствует, что потребность во внешнем финансировании тем больше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабильность реализованной продукции.
        Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. Прогноз может казаться в чем-то менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан. Основой прогнозирования является обощение и анализ имеющийся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.
        Модель дисконтных денежных потоков формируется на основе прогноза результатов финансово-хозяйственной деятельности. При этом общий финансовый результат рассчитывается как сумма дисконтированных (т.е. уменьшенных на доход, нарастающих за определенный срок по формуле сложных процентов) денежных потоков каждого года реализации плана финансового оздоровления в текущей дисконтируемой остаточной стоимости за пределами планируемого периода. Необходимость составления этой модели объясняется тем, что многие из затрат, показываемых в прогнозе финансовых результатов, не отражаются на порядке платежей. Например, материалы могут быть оплачены задолго до того, как эти затраты попадут в прогноз прибылей и убытков. Можно сделать вывод, что прибыль не всегда означает избыток денег на расчетном счете и в кассе и наоборот.
        В статье «Финансовое планирование как метод осуществления финансово-экономической стратегии компании» Н.В.Зозуля описал: «Критерием эффективности бизнес-проекта является положительное значение чистой дисконтированной стоимости. Дисконтирование стоимости – это определение текущей стоимости будущих денежных доходов фирм, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтивная стоимость проекта, тем он эффективнее» (Финансы, №10, 1998).
        Основная задача прогноза путем составления модели денежных потоков заключается в проверке синхронности поступлений и расходования денежных средств, определении будущей ликвидности предприятия.
        Точка безубыточности (порог рентабильности) определяется графическим и аналитическим путем. Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные (условно-постоянные), не зависяшие от изменения объема производства продукции, и переменные (условно-переменные, величина которых изменяется с ростом или сокращением объема производства). Порог рентабильности определяется как выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но не получает и прибылей, т.е. финансовых средств от реализации после возмещения переменных затрат хватает лишь на покрытие постоянных затрат, и прибыль равно нулю.
        Точка безубыточности рассчитывается на основе суммирования постоянных и переменных затрат в условиях непредсказуемой инфляции. Методика определения постоянных и переменных затрат на производство тоже достаточно сложна. Непосредственно в балансах предприятий двнных об условно-постоянных и переменных затратах не имеется. На практике для признания порога безубыточности предприятию достаточно иметь балансовую прибыль.
       
ТЕКУЩЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
        Текущее финансовое планирование является планированием «осуществления», оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия также состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках и плана бухгалтерского баланса.
        Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может меняться и в каком-то квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.
        Процесс текущего финансового планирования можно рассмотреть на примере составления годового плана движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. План движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оотоки, в том числе все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка отреализации продукции (работ, услуг), от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предполагается получить в течение года или квартала. При необходимости привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск акций и/или облигаций. В расходной части – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит (в части, причитающейся соответственно с действующим порядком за счет прибыли), направления использования чистой прибыли (накопления, потребление, резервный фонд).
        Налог на добавочную стоимость и акцизы в плане движения средств не отражаются, так как они взымаются до образования прибыли. Как в доходной, так и в расходной частях плана отражаются поступления (притоки) и расходы (оттоки) денежных средств по трем видам деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой. Сальдо по каждому виду деятельности образуется как разность итоговых величин разделов доходной и расходной частей.
        С помощью такой формы плана предприятие может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах.
        Благодаря плану движения денежных средств планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия. Это дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования в случае возникновения дефицита средств. В плане должны быть представлены источники покрытия дефицита, в этом случае план считается окончательно составленным.
        Разработка плана движения денежных средств происходит в несколько этапов. На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли. Плановая сумма амортизационных отчислений определяется на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов (по группам) и норм амортизуемых отчислений.
        На втором этапе на основе нормативов составляется система затрат, которая включает основные расходы на сырье и материалы ( в соответствии с техническими требованиями), прямые издержки на оплату рабочей силы (научно обоснованные основные ставки заработной платы) и накладные расходы. Стандартные нормы затрат разрабатываются на основе определенной методики. Уровень принятых стандартов позволяет выявить те участки предприятия, которые мешают его эффективному функционированию и препятствуют выпуску конкурентоспособной продукции.
        На следующем этапе опеределяется выручка от реализации продукции. В качестве исходной точки берется прошлогодняя выручка от реализации. Эта величина изменяется в текущем году в результате изменения: себестоимости сравниваемой продукции; цен на реализуемую продукцию предприятия; цен на покупные материалы и комплектующие; оценки основных средств и капиталовложений предприятия; оплаты труда (в связи с возможной инфляцией).
        Необходимым условием разработки плана является сбалансированность объема производства с прогнозом объема реализации продукции. Для предприятия целесообразно задействовать все производственные мощности и оптимизировать величину материальных запасов. Это является неотъемлемой частью составления годового производственного плана.
        Следующим документом является плановый отчет о прибылях и убытках, в котором уточняется спрогнозированный на перспективу размер получаемой прибыли на предстоящий год.
        Так как в России небольшой опыт разработок финансовых планов большой интерес вызывают зарубежные методики планирования. Например, «метод разработки финансового плана на нулевой основе». Каждый вид деятельности в начале текущего года должен доказать свое право на дальнейшее существование. Для этого менеджеры должны подготовить план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем прибыли от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. Если окажется, что у какой-то сферы деятельности низкий рейтинг, то может оказаться целесообразно перевести ресурсы в более эффективную сферу.
        Заключительным документом финансового плана является составление бухгалтерского баланса на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах в активах и пассивах в результате планированных мероприятий, и показывает состояние имущества и финансов предприятия.
        В результате сравнения фактических показателей с плановыми осуществляется финансовый контроль. Особое внимание при этом уделяется следующему:
выполнению статей текущего финансового плана для выявления отклонений и причин, которые сигнализируют от улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства на это;
определению темпов роста доходов и расходов за прошедший год для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов;
наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового года
       
ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
        В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Оперативный план необходим для эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.
        Оператиное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
        Платежный календарь позволяет решать следующие задачи:
организация учета временной «стыковки» денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;
ежедневный учет изменений в информационной базе;
анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;
анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.
        Платежный календарь составляют на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Необходимо учитывать объемы производства и реализации, состояние запасов, дебиторскую задолженность в целях контроля за финансовым планом. Притоки и оттоки денежных средств должнгы быть сбалансированы. Информационной базой платежного календаря служат планы, составленные на предприятии: план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений; а также выписки по счетам предприятия и прилоьжения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработной платы; внутренние приказы.
        Процесс составления платежного календаря можно разделить на 6 этапов:
Выбор периода планирования. Как правило, это – квартал или месяц; декада.
Планирование объема реализации продукции (работ, услуг) осуществляется с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменений остатков за период планирования.
Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов).
Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде.
Определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планированияэ
Подведение итогов показывает недостаток или излишек средств у предприятия.
        Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств на расчетном счете, которые являются страховым запасом. Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями с учетом остатка средств на счетах означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этом случае необходимо перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период, ускорить по возможности отгрузку и реализации продукции, принять меры по изысканию дополнительных источников. Излишек говорит о стабильности и платежеспособности предприятия.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.