Содержание
Введение
Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы — важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.
Государственные и муниципальные финансы — это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.
Государственные финансы — это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.
В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.
Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было, не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.
Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.
Все эти проблемы свидетельствуют о том, что система государственных и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить.
Состояние изученности проблемы. Существующие подходы к проблеме разработки и управления финансовой политикой муниципального образования как к комплексу мероприятий, обеспечивающих социально-экономическое развитие, сводятся только к проблеме укрепления муниципальных бюджетов, при этом под ними понимаются собственные финансовые средства местных органов власти. Такой подход прослеживается у большинства авторов, как А.Г. Воронин, А.Н. Широков, Г.В. Барабашев, В.Г. Игнатов, Л.И. Сергеев, В.В. Иванов и другие. Вместе с тем у ряда авторов можно найти определенные указания на необходимость, в условиях явной недостаточности собственных средств местных органов власти, рассмотрения возможности управления всеми финансовыми возможностями территории с целью привлечения средств для социально- экономического развития. Это такие авторы как В.Е. Рохчин — исследование проблем стратегического социально-экономического развития городов, М.И. Яндиев, поднимаются эти вопросы в материалах деятельности Российского научного центра местного самоуправления -руководитель С.Н. Юркова.
Незначительность исследования проблем разработки и управления финансовыми потоками с целью привлечения средств для обеспечения социально-экономического развития муниципального образования и, соответственно, отсутствие методик формирования механизма управления
местными финансами, уже сегодня необходимых практике, определили выбор темы и ее актуальность.
Целью исследования является обоснование проблем, связанных с разработкой и реализацией финансовой политикой муниципальных образований Российской Федерации.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические и методологические аспекты финансовой политики;
Исследовать проблемы разработки и реализации финансовой политики Черняховского муниципального района Калининградской области;
Предложить мероприятия, направленные на совершенствование механизмов разработки и реализации финансовой политики Черняховского муниципального района Калининградской области.
Предметом исследования выступают разработка и реализация финансовой политикой муниципального образования Российской Федерации.
Объектом исследования является финансовая политика муниципального образования Российской Федерации.
Поставленная цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические и методологические аспекты финансовой политики
1.1 Финансовая политика государства и финансовый механизм
Финансовая политика — это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:
1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;
6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.1
Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что критерием оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что в конечном счете должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.
Особенно велика роль финансовой политики в эпоху кардинальных изменений в обществе, как это происходило в России в 90-е гг. С одной стороны, с помощью финансовой политики можно достаточно быстро заблокировать действующий хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения финансовых ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений.2
Финансовая политика государства включает следующие элементы:
• бюджетная политика;
• налоговая политика;
• ценовая политика;
• кредитно-денежная политика;
• таможенная политика;
• политика внешних и внутренних заимствований;
• политика в области международных финансов.
Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная политика. Бюджетная политика — это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемости бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; уровень монетизации бюджетного дефицита; величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамика ВВП; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает:
• совокупность организационных форм финансовых отношений;
• порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
• методы финансового планирования;
• формы управления финансами и финансовой системой;
• финансовое законодательство.
Использование финансового механизма осуществляется специальными, организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Мингосимущество РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль за использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.3
1.2 Сущность и функции муниципальных финансов
Важнейшим звеном финансовой системы являются муниципальные финансы, обеспечивающие органы местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Сущность муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения местными органами власти своих функций.
В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рис. 1).
Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов
Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.
В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.4
Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.
Прежде всего, это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:
1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);
2) содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;
3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;
4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.
Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.
Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. То же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.
Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом, достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге — служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.5
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовое ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле.
В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:
1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.6
2. Разработка и реализация финансовой политики Черняховского муниципального района Калининградской области
2.1 Характеристика Черняховского муниципального района
Черняховский муниципальный район образован Законом Калининградской области от 30.06.2008 года № 262 «Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования», расположен в центре Калининградской области. Северная часть Черняховского района граничит с Неманским и Славским районами, на востоке — с Гусевским районом, на юго-западе — с Правдинским и Гвардейским районами, на юге граничит с Озерским районом. Административным центром является город Черняховск.
Площадь территории района составляет 1285,75 км², численность населения 40505 человек. Основной промышленный потенциал — производственные предприятия.
С 2008 года в состав Черняховского муниципального района входят:
Черняховское городское поселение;
Калужское сельское поселение;
Каменское сельское поселение;
Свободненское сельское поселение
Структуру органов местного самоуправления Черняховского муниципального района образуют:
Совет депутатов муниципального образования «Черняховский муниципальный район» (Совет депутатов Черняховского района);
Глава муниципального образования «Черняховский муниципальный район» (глава Черняховского муниципального района);
Администрация муниципального образования «Черняховский муниципальный район» (администрация Черняховского района);
контрольно-счетная палата муниципального образования «Черняховский муниципальный район» (контрольно-счетная палата Черняховского района).
Совет депутатов Черняховского муниципального района, глава муниципального района, администрация муниципального района взаимодействуют в интересах жителей района для решения вопросов местного значения. Порядок их взаимодействия определяется настоящим Уставом и принятыми на его основе нормативными правовыми актами.
Изменение структуры органов местного самоуправления Черняховского муниципального района осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования «Черняховского муниципального района».
Органы местного самоуправления Черняховского муниципального района не входят в систему органов государственной власти.
Администрация Черняховского муниципального района – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.
Местной администрацией руководит глава муниципального района на принципах единоначалия.
Структура Администрации Черняховского муниципального района утверждается районным Советом депутатов по представлению главы администрации Черняховского муниципального района. В структуру администрации Черняховского муниципального района могут входить отраслевые, межотраслевые и территориальные органы администрации муниципального образования.
Структура Администрации Черняховского муниципального района включает в себя:
Главу администрации, 3 его заместителей,
главного архитектора муниципального района,
управление делами,
комитет по финансам, формированию и казначейскому исполнению бюджета,
управление муниципального имущества и земельных отношений,
отдел бухгалтерского учета администрации (централизованная бухгалтерия),
управление экономической политики,
правовое управление,
контрольно-ревизионный отдел,
управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и градостроительства,
управление культуры и спорта,
управление гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны окружающей среды,
управление образования и охраны детства,
управление социальной защиты населения,
управление сельского хозяйства,
отдел записи актов гражданского состояния администрации,
отдел правового обеспечения,
отдел муниципального имущества и земельных отношений,
отдел по культуре, спорту и молодежной политике,
отдел ГО и ЧС,
отдел жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и транспорта,
отдел по экономической политике и вопросам потребительского рынка,
отдел по финансам и бюджету,
При этом штат и численность Администрации района определяется Главой района.7
2.2 Анализ финансовой политики Черняховского муниципального района
Основные направления финансовой политики Черняховского муниципального района на 2010 год определены в соответствии с основными направлениями бюджетной политики.
Бюджетное планирование на среднесрочную перспективу осуществляется в ситуации, при которой сохраняются высокие риски продолжения глобального экономического кризиса. Нужна разумная политика сдерживания роста муниципальных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для муниципалитета и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.
Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития муниципалитета в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных целей.
С учетом реализации бюджетной политики в предыдущий период, сформированных целей и приоритетов в 2010-2012 годах необходимо обеспечить решение следующих основных задач.
1.Совершенствование структуры публичных обязательств и механизмов финансового обеспечения бюджетных услуг в целях оптимизации системы социальной поддержки населения.
Учитывая развитие системы государственных публичных обязательств, необходимо оценить результативность социальных мандатов. Необходимо произвести отказ от неэффективных социальных выплат. Следует четко разделить социальные и экономические функции бюджета в обеспечении предоставления государственных услуг. Исключительно за счет бюджетных средств должны финансироваться услуги, гарантированные законодательством. В остальных случаях муниципальные услуги должны минимизировать элемент поддержки граждан, стимулирующий иждивенческий подход к общественным благам, препятствующий надлежащему контролю со стороны пользователей услугами.
2.Продолжение развития элементов бюджетирования, ориентированного на результаты.
3.Совершенствование методики формирования среднесрочного финансового плана с целью повышения качества планирования, обеспечения оптимальности решений при распределении ресурсов и принятии бюджетных обязательств.
4.Совершенствование механизмов муниципального финансового контроля.
Необходимо обеспечить исполнение норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующих муниципальный контроль и ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Оперативное введение их в практику повысит эффективность и действенность финансового контроля па территории муниципального района.
5.Создание единой системы управления муниципальным имуществом, включающей в себя обеспечение мероприятий по поддержанию в надлежащем техническом состоянии муниципального имущества, проведение ремонтных работ, обеспечение охраны, в т.ч. противопожарной.
6.Бюджетное инвестирование.
В условиях тенденций последних лет развития сектора бюджетных инвестиций наблюдается минимальное планирование бюджетных средств на данные цели. Действующие муниципальные программы, в основном, предусматривают дополнительное финансирование за счет программных мероприятии на содержание учреждений. Бюджетное инвестирование в сложившихся условиях целесообразно осуществлять на условиях софинансирования и целевого планирования расходов на реализацию муниципальной инвестиционной программы.
В целях эффективной реализации бюджетного процесса необходимо продолжать работу, направленную на:
-проведение оптимизации и повышение эффективности бюджетных расходов,
-соблюдение нормативов расходов на содержание органов муниципальной власти и управления,
-проведение оптимизации численности работников бюджетной сферы и органов местного самоуправления,
-недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам,
-проведение оптимизации текущих расходов за счет переориентации расходов на ресурсосбережение, установление приборов учета,
-осуществление мониторинга исполнения бюджета,
-организацию мониторинга и оценку качества организации и осуществления бюджетного процесса.
Финансовая политика ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Черняховского района на предстоящий год и направлена на достижение следующих основных целей:
повышение уровня жизни населения в Черняховском районе;
обеспечение роста налоговой базы в целях стабильного наращивания доходной части бюджета Черняховского района;
создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетных ресурсов и безусловное исполнение действующих обязательств;
повышение эффективности бюджетных расходов;
Реализация намеченных мероприятий проводимой финансовой политики в 2010 году позволит улучшить экономическую среду и экономическую стабильность в районе.
Черняховское муниципальное образование является многофункциональным, имеет потенциал для развития сельского хозяйства, промышленности и туризма, транспортного комплекса.
Значительный рост промышленного производства предполагается обеспечить за счет стабильной работы действующих предприятий промышленности, реконструкции предприятий, технической и технологической модернизации производства, ввода новых производственных мощностей, а также привлечения инвестиций.
В настоящее время промышленность муниципального образования представлена заводами технологического машиностроения, кожевным, керамическим. Также развивается деревообрабатывающий комбинат (производство мебели и паркета), предприятия пищевой промышленности, конезавод.
Экономическую основу местного самоуправления составляют: муниципальная собственность и средства местного бюджета. Для эффективной работы муниципальной собственности и пополнения бюджета одной из важных сторон является работа администрации по привлечению инвестиций бюджетов всех уровней и внебюджетных средств. Создание условий для привлечения инвестиций, открытия новых предприятий способствует организации новых рабочих мест, росту налогооблагаемой базы, увеличению объема собственных доходов местного бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства предусматриваются только в соответствии с долгосрочными целевыми программами.
Так, в 2009 году на территории Черняховского района реализована целевая Программа модернизации системы теплоснабжения, на которую было затрачено 7,9 млн. руб.
Кроме того, разработана и реализована муниципальная Программа переподключения потребителей тепловой энергии от встроенных котельных к магистральным сетям г. Черняховска.
В 2009 году под влиянием финансового кризиса ситуация на рынке труда Черняховского района осложнилась. Вследствие снижения потребительского спроса на продукцию и услуги, многие предприятия сократили объемы производства, перешли на односменный режим работы, провели сокращение рабочих мест, ввели режим неполного рабочего времени.
Снизился спрос на рабочую силу, увеличился уровень безработицы, возросла напряженность на рынке труда.
В первом полугодии 2009 года уровень регистрируемой безработицы возрастал ежемесячно, достигнув своего пика в июле, и составил 5,2%. Если на 1 января 2009 года численность безработных граждан составляла 603 человека, то на 1 августа 2009 года — 1666 человек.
Благодаря активной совместной работе по реализации антикризисных мер напряженность на рынке труда к концу 2009 года снизилась более чем в 3 раза. Уровень регистрируемой безработицы в декабре составил 3,9%.
Основным критерием оценки деятельности районной администрации было и остается умение пополнить доходную часть бюджета и грамотно распорядиться его расходной частью.
В 2009 году исполнение бюджета по доходам составило 791,1 млн. руб. или 111,2% к соответствующему периоду 2008 года, при этом собственные доходы бюджета поступили в объеме 286,8 млн. руб.
Налоговые доходы составили 194,9 млн. руб., подоходный налог — 146,7 млн. руб. или 99% к уровню 2008 года.
Неналоговые доходы поступили в сумме 91,9 млн. руб.
Финансовая помощь из областного бюджета планировалась в размере 504,4 млн. руб., поступило 504,3 млн. руб. или 96,6% к плану.
В 2009 году исполнение бюджета по расходам составило 758,1 млн. руб.
Превышение расходов над доходами (дефицит бюджета) составил 25,5 млн. руб. или 2,7% к расходам бюджета 2009 года, что на 41% меньше уровня 2008 года. Дефицит бюджета в 2008 году составлял 43 млн. руб. или 5,4% в расходах бюджета 2008 года.
Приоритетными расходами в структуре бюджета в 2009 году стали расходы на социально-культурную сферу. В суммарном выражении эти расходы составили 573 млн. руб. Их доля в объёме бюджета составила 60,7%.
Наибольший удельный вес в структуре расходов 2009 года занимают:
расходы на образование – 39,8%;
расходы на жилищно-коммунальное хозяйство – 22,5%;
расходы на социальную защиту населения – 10,7%;
расходы на здравоохранение и спорт – 6,1%;
расходы на культуру и средства массовой информации – 4%.
За 2009 год исполнение расходной части местного бюджета составило 758,1 млн. руб., в том числе расходы:
*на жилищно-коммунальное хозяйство – 143,9 млн. руб.,
*на образование – 330,3 млн. руб.,
*на здравоохранение и спорт – 37,6 млн. руб.,
*на культуру и средства массовой информации — 30,1 млн. руб.,
*на социальную защиту населения – 89,4 млн. руб.
Из общего объема расходов бюджета в 2009 году направлено:
*на оплату коммунальных услуг — 24 млн. руб. или 133,3% к уровню 2008 года;
*на увеличение стоимости основных средств 87,2 млн. руб. или 101% к уровню 2008 года;
*на выплату межтарифной разницы (на компенсацию предприятиям ЖКХ разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения) – 85,6 млн. руб.;
*на благоустройство – 29 млн. руб. или 113% к уровню 2008 года;
*расходы на содержание муниципальных учреждений культуры – 25,7 млн. руб. или 87% к уровню 2008 года;
*на выплату пособий на детей, находящихся под опекой, а также переданных на воспитание в патронатные (приемные) семьи – 26,4 млн. руб. или 116,3% к уровню 2008 года;
*на предоставление мер социальной поддержки малоимущим гражданам 15,3 млн. руб.;
*на оказание адресной помощи малоимущим гражданам – 1 млн. руб.;
*на финансирование мероприятий по реализации в условиях кризиса дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда в условиях кризиса — 14 млн. руб. или в 11,4 раза больше 2008 года.
В целях развития налогового потенциала в 2009 году уделялось особое внимание экономическому анализу финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий на основе постоянной работы балансовых комиссий.
В целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств и предотвращения коррупции продолжает действовать и активно совершенствуется конкурсный механизм размещения муниципального заказа.
Так, в 2009 году проведено 470 торгов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд (в 2008 году – 280 торгов). Заключено контрактов на общую сумму 89 млн. руб. (в 2008 году – на 62 млн. руб.). Суммарная начальная цена контрактов, выставленных на торги за счет всех источников финансирования, составила 112 млн. руб. Сумма экономии бюджетных средств составила 23 млн. руб. (в 2008 году – 8,5 млн. руб.).8
Объем финансовых средств Фонда определяется решением районного Совета «О местном бюджете» на соответствующий год.
Меры социальной поддержки за счет различных источников бюджета Черняховского района к 2010 году:
— участникам и инвалидам Великой Отечественной войны (социальная выплата на приобретение жилья);
— пожилым гражданам и инвалидам (в стационаре Черняховской районной больницы функционируют социальные койки);
-малообеспеченным пенсионерам и инвалидам, детям из остронуждающихся и асоциальных семей (выделяется бесплатное питание в муниципальной Благотворительной столовой);
— членам семей погибших военнослужащих (производятся денежные выплаты);
— в иных случаях.
Приоритетным направлением администрации Черняховского района по-прежнему является увеличение темпов жилищного строительства с учётом привлечения различных источников, в том числе средств граждан, долевого строительства, средств частных инвесторов, ипотечного кредитования граждан в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё — гражданам России». Позитивное влияние на динамику экономического роста оказало увеличение производства в строительстве. За 9 месяцев 2009 года в Черняховском районе по виду деятельности «Строительство» выполнено работ на сумму 25510 тыс. руб.
Значительным сектором экономики района являлась в 2009 году сфера торговли. Многие предприниматели успешно адаптировались к новым экономическим условиям и, несмотря на кризис, сумели открыть новые торговые предприятия. Объем оборота розничной торговли за 9 месяцев 2009 года составил 1750559 тыс. руб.
На территории Черняховского района реализовывается государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, участниками которой являются сельхозтоваропроизводители всех организационно-правовых форм собственности и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства.
За 9 месяцев 2009 года произведено скота и птицы на убой в живом весе 155,2 тонн или 72,4% к уровню 2008 года. Производство молока составило 1133,0 тонны или 92,3% к уровню 2008 года. Надои молока на одну корову молочного стада составили 2763 кг или 97,3% к уровню 2008 года.
В районе продолжается реализация целевых программ. В рамках программы «Социальное развитие села» отремонтированы электрические линии в поселке Пушкарёво Свободненского сельского поселения на сумму 95,0 тыс. руб., завершена реконструкция сетей водоснабжения в поселке Привольное Калужского сельского поселения, стоимость — 4,011 млн. руб. Благодаря участию в муниципальной программе «Ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных системах земель сельскохозяйственного назначения» в текущем году работы по очистке каналов, общая стоимость которых составляла 2114,55 тыс. руб., проведены в двух сельскохозяйственных предприятиях.
На территории Черняховского муниципального района также реализуются три направления приоритетного национального проекта «Развитие АПК»: «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», «Ускоренное развитие животноводства», «Обеспечение доступным жильём молодых специалистов (или их семей) в сельской местности.
Несмотря на финансово-экономический кризис, на территории Черняховского района продолжают реализовываться начатые ранее и новые инвестиционные проекты. Один из приоритетных — «Дальнейшее развитие транспортно-логистического центра на базе «стыковки» западно-европейской железнодорожной колеи и российской». Сданы в эксплуатацию первые две пусковые очереди производственно-складского комплекса для приемки и хранения поступающих по импорту из Евросоюза новых легковых автомобилей, их таможенного оформления и последующей поставки на территорию России (ООО «Черняховский Автомобильный Терминал»). Сданы в эксплуатацию первая и вторая очереди контейнерного терминала по приемке контейнеров из Европы, перевалке и временному хранению грузовых контейнеров (ООО «ДВ Транспорт»).
Еще одно перспективное направление — строительство кранового пути на станции Черняховск Ново-Западного парка Калининградской железной дороги, что позволит расширить деятельность железной дороги и увеличить объемы железнодорожных перевозок (Филиал ОАО «РЖД»).
Ощутимы позитивные изменения, произошедшие в прошедшем году в сфере образования. Открыт детский сад № 1 на 96 мест в здании бывшего детского дома, две дополнительные группы на 40 мест на базе СОШ № 3 и еще одна группа на 20 мест для детей 5-7 лет при СОШ № 5.
В рамках реализации программы «Приоритетный национальный проект «Образование», а также комплексного проекта модернизации образования 6 педагогов стали победителями конкурса «Лучший учитель». Общий призовой фонд составил 352 тыс. руб. Кроме этого, закуплено учебное оборудование на сумму 3,5 млн. руб., продолжены дополнительные выплаты классным руководителям в сумме 2,2 млн. руб., по направлению «Школьный автобус» приобретено 2 автобуса на сумму 5,23 млн. руб.
С 2009 года общеобразовательные учреждения Черняховского района участвуют в экспериментальном проекте по совершенствованию организации питания учащихся. В рамках данного проекта проведены ремонт и установка вентиляции, электроснабжения, текущий ремонт школьных столовых, приобретено высокотехнологичное оборудование, мебель, кухонный инвентарь и посуда для оснащения пищеблоков, приобретены транспортные средства для обеспечения доставки школьного питания.
Участие Черняховского района в данном проекте позволило обеспечить стопроцентный охват школьников горячим питанием.
Районной администрацией запланировано строительство новой современной школы в микрорайоне «Южный». 18 сентября 2010 г. объявлен открытый конкурс на разработку рабочего проекта школы на 1500 мест с возможностью использования проекта повторного применения. На эти цели из местного бюджета выделены средства в размере 1,691 млн. руб.
За 9 месяцев 2009 года общий объем расходов на образование за счет средств местного бюджета составил 220,2 млн. руб.
В Черняховском районе реализуется также Целевая программа «Дети-сироты». Общий объем финансирования составил 6,137 млн. руб. Кроме того, в 2009 году для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отремонтировано 7 квартир, на ремонт которых из местного бюджета выделено 1,5 млн. руб.
В 2009 году в Черняховском районе действовали подпрограммы муниципальной целевой программы «Развитие здравоохранения на период 2007 — 2011 г.г.»: «Здоровый ребенок», «Безопасность учреждений», «Предупреждение и борьба с туберкулезом», «Вакцинопрофилактика», «Анти-СПИД», а также целевая программа «Безопасность учреждений». На реализацию этих программ за 10 месяцев 2009 года израсходованы средства местного бюджета в объеме 645 тыс. руб. или 109,4% к уровню 2008 года.
Черняховский район участвует в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». В рамках реализации проекта в 2009 году на основе конкурсного размещения муниципального заказа было закуплено медицинское оборудование для МУЗ «Черняховская ЦРБ» на сумму 9,4 млн. руб.
За 9 месяцев 2009 года в МУЗ «Черняховская ЦРБ» выполнены ремонтно-строительные работы на сумму 2,998 млн. руб. Кроме того, проведены ремонтные работы Покровского и Привольненского фельдшерско — акушерских пунктов. За 9 месяцев 2009 года на здравоохранение из средств местного бюджета израсходовано 27,9 млн. руб.
Не одна из социальных программ, действующих на территории района, не была закрыта в текущем году, и все нуждающиеся категории населения получали социальную поддержку.
В областную инвестиционную программу на 2010-2011 годы включены 4 объекта по предложениям муниципального образования «Черняховский муниципальный район»:
1. Реконструкция котельной — 2010 год.
Экономию между заявленными и отторгованными средствами в размере 7,7 млн. руб. имеется возможность направить на нужды муниципалитета подобного объекта. В настоящее время проходит экспертизу закольцовка теплосети от котельной ЧАРЗ до котельной СП «Экология и энергетика».
2. Строительство канализационных очистных сооружений в г. Черняховске — 2011 год.
На основании проведенного конкурса заключен контракт и ведется разработка ПСД на строительство очистных сооружений.
Разработка ПСД разделена на два этапа:
— ПСД очистных сооружений:
— ПСД внеплощадочных сетей (коллектор, 2 насосные станции):
3. Реконструкция встроенных нежилых помещений под отдел ЗАГС в жилом доме г. Черняховск — 2010 год.
Срок реализации проекта: 2009-2010гг.
Общий объем финансирования: 5705,2 тыс. рублей (средства областного бюджета), в т.ч.:
— 2009 год — 499,0 тыс. рублей ;
— 2010 год — 5206,2 тыс. рублей.
В помещении проведены следующие работы:
— согласно ПСД установлены перегородки из гипсоблоков и кирпича;
— произведена замена оконных проемов (зал регистрации, банкетный зал, кабинет начальника, холл, техническое помещение);
— стены во всем помещении обшиты гипсоплитой, произведена шпатлевка стен;
— уложены деревянные утепленные полы (кабинет специалистов, холл, коридор, тамбур, техническое помещение, архив);
— производится наклейка плитки на стены в санузлах.
4. Реконструкция спортивного зала гимназии № 2 в г. Черняховске, 2010 -2011 — 31546 тыс.руб.
5. Строительство автодороги к объекту « Новая деревня» и возмещение процентной ставки.
Программа «Жилище», подпрограмма « Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».
Объемы финансирования в 2010 году:
— строительства автодороги — 15 000 тыс.руб., в том числе 3 000 тыс. руб. местный бюджет;
— возмещение процентной ставки 17217 тыс.руб., в том числе 86 тыс.руб. местный бюджет.
В 2009 году разработана и утверждена муниципальная инвестиционная Программа на 2009-2014 годы, проведено согласование объектов Программы с министерствами Правительства Калининградской области для включения в федеральную и региональную программы на условиях софинансирования.
Объекты Программы:
*Строительство канализационных очистных сооружений в г. Черняховске.
*Строительство родильного дома в г. Черняховске.
*Реконструкция нежилого здания под физкультурно-оздоровительный комплекс.
*Строительство общеобразовательной школы на 1500 ученических мест в микрорайоне «Южный» (Победы) г. Черняховска.
*Строительство детского сада на 240 мест в г. Черняховске.
*Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Черняховске в составе объектов: универсальный спортивный зал, оздоровительный развлекательный комплекс, ледовая арена на основе проекта повторного применения.
*Строительство межпоселкового газопровода высокого давления от АГРС г. Гусева к АГРС г. Черняховска.
Политика в области муниципального долга направлена на повышение кредитного рейтинга Черняховского района, характеризующего район как надежного заемщика.
3. Совершенствование механизмов разработки и реализации финансовой политики Черняховского муниципального района
Основными доходными источниками местных бюджетов являются налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций, так называемые «упрощенка» и «вмененка», земельный налог и арендная плата за земли.
Среднесрочный финансовый план Черняховского муниципального района на 2008-2010 годы сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и является финансовым выражением среднесрочной стратегии развития Черняховского муниципального района.
Бюджетная и налоговая политика Черняховского муниципального района на среднесрочную перспективу определены с учетом завершения в 2008 году переходного периода проведения реформы местного самоуправления в Российской Федерации и полномасштабного перехода в 2009-2010 годах к составлению на территории Калининградской области бюджетов городских и сельских поселений.
Основными направлениями проводимой в Черняховском муниципальном районе бюджетной политики остаются повышение жизненного уровня населения Черняховского муниципального района:
увеличение размеров заработной платы и пенсий,
дальнейшее развитие и совершенствование системы мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Черняховском муниципальном районе,
обеспечение населения доступным и комфортным жильем.
Налоговая политика учитывает налоговые преобразования в Российской Федерации, направленные на повышение эффективности мер по сбору налогов, дальнейшее снижение налогового бремени.
Реализация намеченных мероприятий проводимой бюджетной и налоговой политики в 2010 году опирается на восстановление благоприятной экономической среды и макроэкономической стабильности в районе.
Прогноз темпов роста промышленного производства на период 2010-2012 годов основан на реализации мер по стимулированию инновационного развития промышленной деятельности, технологической модернизации промышленных объектов; на предположении роста реальных доходов населения и предприятий, расширении внутреннего и инвестиционного спроса, привлечении в экономику области дополнительных трудовых ресурсов, успешном завершении предприятиями реализуемых инвестиционных проектов.
Рост производства товаров и услуг на территории области будет являться основой роста финансовых показателей отраслей экономики, прежде всего, прибыли и фонда оплаты труда.
Доходы консолидированного бюджета Черняховского района на 2010 год прогнозировались с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации. В расчетах доходов консолидированного бюджета Черняховского муниципального района также учитывалось повышение собираемости обязательных платежей в бюджет в результате дальнейшего совершенствования мер администрирования налоговых платежей, а также усиления ответственности за собираемость администраторов неналоговых платежей — структурных подразделений Администрации Черняховского муниципального района.
4. Расчетная часть по составлению баланса финансовых ресурсов региона
Исходные данные для составления финансового баланса региона
Расходы секторов
Данные за базовый год, млн. руб.
Домашние хозяйства
расходы на покупку недвижимости
67,8
приобретение товаров
4915,8
приобретение услуг у нефинансовых организаций
1279,6
общественное питание
190,0
приобретение рублевых облигаций промышленных корпораций без посредников
2,6
приобретение акций промышленных компаний, находящихся в свободном обращении
64,2
капитальные инвестиции
143,0
прирост депозитов в банках
504,8
приобретение ценных бумаг банков
1,4
Прирост стартовых взносов за счет населения:
239,3
— Пенсионный фонд РФ
73,4
— негосударственные пенсионные фонды
71,1
— страховые компании
94,9
вклады в ПИФы
64,5
выплата процентов по кредитам
24,0
уплата НДФЛ
466,6
чистое приобретение государственных ценных бумаг
0,0
уплата других налогов
34,4
Нефинансовые предприятия
выплата заработной платы и доходов типа заработной платы
2283,5
доходы от предпринимательской деятельности
1079,2
выплата дивидендов населению
66,8
капитальные инвестиции
2650,2
вложения в корпоративные ценные бумаги и займы без посредников
326,9
прирост кредиторской задолженности по взаиморасчетам за поставленную продукцию (прирост непроплаченной поставки)
-461,4
прирост дебиторской задолженности (деньги, уплаченные за ранее поставленные товары)
486,4
прирост товарно-материальных запасов
307,4
вложения в акции промышленных корпораций
79,4
выплата дивидендов организациям нефинансовой сфере
100,2
прирост депозитов и векселей банков
417,7
прирост средств на расчетных и текущих счетах
210,6
прирост страховых взносов и резервов
26,0
уплата единого социального налога
746,1
уплаченные проценты по кредитам
254,9
доходы финансового сектора от инвестиционных операций в нефинансовом секторе
66,8
уплата налога на прибыль организаций
538,7
уплата НДС и налога с продаж
959,9
уплата акцизов
350,4
взнос платежей за пользование природными ресурсами
402,0
уплата налогов на имущество
141,0
уплата налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
1186,8
поступления от приватизации государственного имущества
1098,0
походы целевых бюджетных фондов
121,9
Финансовый сектор
кредиты выданные населению
161,1
проценты, выплаченные по депозитам населению
112,6
выплаты страховых компаний населению
47,3
процентные доходы населения по ценным бумагам
186,2
оплата труда
380,6
выданные организациям нефинансовой сферы кредиты, учтенные векселя
799,9
выплата процентов по депозитам и векселям организациям нефинансовой сферы
54,5
участие в капиталах промышленных корпораций
44,5
приобретение облигаций промышленных корпораций
49,5
приобретение акций промышленных корпораций
93,2
чистый прирост средств в банках от банков-резидентов: корсчета, кредиты и депозиты
13,3
чистый прирост средств страховых компаний в банках
8,1
чистый прирост средств НПФ в банках
35,5
чистый прирост средств ПФ в России
73,4
проценты по МБК, депозитам, векселям и корсчетам в банках
10,0
уплата налога на прибыль организаций
31,5
платежи за использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
243,4
выплата процентов по депозитам государственных учреждений
1,1
прирост кредитов банков, в том числе Центрального банка, выданных правительству
477,0
ценные бумаги, приобретенные правительством у Центрального банка
-51,3
Государство
выплата заработной платы бюджетникам
1141,8
выплата пенсий
1280,4
выплата стипендий и пособий
1190,6
расходы по инвестиционным программам
167,0
финансирование экономики, в т.ч.:
2030,8
— промышленность, энергетика и строительство
341,2
— сельское хозяйство и рыболовство
70,0
— транспорт, связь и информатика
42,9
— дорожное хозяйство
113,8
— жилищно-коммунальное хозяйство
261,0
— социально-культурные мероприятия
1201,9
закупки вооружений, оборудования, спецтехники
— гособоронзаказ
115,6
счета и депозиты государственных органов
9,6
участие в капитале финансовых организаций
0,0
прирост средств правительства на счетах ЦБ
56,6
проценты, выплачиваемые правительством по государственным ценным бумагам
9,0
доходы от внешнеэкономической деятельности
53,2
расходы на:
891,4
— международную деятельность
28,7
— национальную оборону
364,0
— правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства
311,2
— государственное управление
187,7
Финансовый баланс региона
Секторы-плательщики (расходы)
Секторы-получатели (доходы)
Всего расходов:
домашние хозяйства
нефинансовые предприятия
финансовый сектор
государство
1
2
3
4
5
6
1. Домашние хозяйства
4915,8
1469,6
1504,9
107,8
7998,1
2.Нефинансовые предприятия
2615,9
100,2
5111,7
5611,6
13439,4
3. Финансовый сектор
380,6
-
1615,7
775,1
2771,4
4. Государство
-
-
-
5810,6
5810,6
Всего доходов:
7912,3
1569,8
8232,3
12305,1
30019,5
Заключение
Финансовая политика — это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:
1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;
6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.
Важнейшим звеном финансовой системы являются муниципальные финансы, обеспечивающие органы местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Сущность муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного и обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения местными органами власти своих функций.
В Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование определено как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления». При этом в статье 2 этого же закона,
определено, что местное самоуправление в Российской Федерации — «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».
В свою очередь вопросы местного значения здесь же определяются как «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом » Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации".
Исходя из этого, логично было бы считать, что финансы муниципального образования — это те финансовые отношения, которые участвуют в осуществлении им своих уставных задач. Однако, зафиксированные законодательством понятия и термины в области общественных отношений, связанных с функционированием
муниципального образования, не дают полной картины реально
существующих процессов и, кроме того, на наш взгляд, имеют
логические изъяны.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. — М.— 12.12.1993. (в редакции от 21.07.2007 №5-ФКЗ).
Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации». — Ст. 6.(с изменениями и дополнениями от 26.04.2007).
.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Часть первая Официальный текст. М.: Юрайт-Издат. 2007
Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: Финансы: ЮНИТИ, 2001. – 312 с.
Брайчева Т.В. Государственные финансы. — СПб.: Питер, 2001. – 148 с.
Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2003. – 346 с.
Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2002. – 258 с.
Государственные и муниципальные финансы / Под ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 274 с.
Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 460 с.
Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. – 364 с.
Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2002. – 148 с.
Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
Резников С.С. Государственные финансы. — М.: Финансы и статистика, 2005. – 294 с.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской – М.: Изд-во «Юрайт» 2007 – 543 с.
Финансы в системе государственного и муниципального управления / Под ред. Л.А. Бабурина. — М., Ростов-на Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 242 с.
www.
chernyahovsk
.
s
u – официальный сайт муниципального образования «Черняховский муниципальный район»