--PAGE_BREAK--1.2 Разновидности финансового планирования
Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. В систему финансовых планов входят:
· перспективные финансовые планы;
· сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях;
· финансовые планы коммерческих организаций;
· финансовые планы (сметы) бюджетных организаций.
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, что является главной формой реализации целей государства. Оно осуществляется на всех уровнях власти в целях: обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики; прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий; прогнозирование финансовых последствий реформ, программ; определения возможности реализации различных мер в области финансов.
Перспективный финансовый план, разрабатываемый на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года: из которых первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики,
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии государства и прогнозирование финансовой деятельности. В рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели государства, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов.
Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика государства по конкретным направлениям финансовой деятельности, налоговой, эмиссионной и т. д.
Основу перспективного планирования составляет прогнозирование. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансовой системы государства. Прогноз — это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование — это, прежде всего, обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения.
Сводный финансовый баланс– это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории. Составление сводного финансового баланса – это подготовительный этап разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; провести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. В таблице приведены основные показатели сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне.
Доходы
Расходы
1
2
1.Прибыль
1.Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)
2.Налог на добавленную стоимость и акцизы
2.Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы
3.Подоходный налог с физических лиц
3.Государственные дотации
4. Налоги на имущество
4.Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации
5.Средства для образования фонда социального страхования, пенсионного фонда, фонда страховой медицины и фонда занятости
5.Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)
6.Средства других бюджетных целевых фондов
6.Расходы на науку за счет бюджета
7.Отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы
7.Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов
8.Амортизационные отчисления
8.Расходы на оборону
9.Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи государственного имущества
9.Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)
10.Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности
10.Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)
11.Прочие доходы
11.Расходы по внешнеэкономической деятельности
12.Доходы на образование резервных фондов
13.Прочие расходы
Итого доходов:
Итого расходов:
Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Необходимость разработки территориальных сводных балансов обусловлена рядом факторов:
1. разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;
2. значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средства ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе (т.е. на территории области, района, города) сводного финансового баланса;
3. необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.
Основная задача территориального сводного финансового баланса определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов). Составление территориального сводного финансового баланса позволяет: достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории; точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой; сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе; повысить качество бюджетного планирования; скоординировать использование финансовых ресурсов, как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе; концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории; изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами; наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе; осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов; активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы; добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.
Финансовое планирование в коммерческих организациях. Внутрифирменное финансовое планирование, цель – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движение его денежных средств. Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планирование – это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов:
1. анализ финансовой ситуации и проблем, заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность определить проблемы.
2. прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которой будет протекать деятельность предприятия.
3. постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств.
4. выбор оптимального варианта – на основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматривается несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия.
5. составление финансового плана – составляется в виде баланса его доходов и расходов.
6. корректировка, увязка и конкретизация финансового плана – увязка показателей финансового плана с производственными и другими планами в установлении конкретных сроков их достижения
7. выполнение финансового плана – процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.
8. анализ и контроль – определение фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений.
Методы финансового планирования – для расчета показателей финансового плана используются различные способы и приемы: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование. Один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей – расчетно-аналитический. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Этот метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.
Балансовый метод – применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс имеет вид:
где Он – остатки средств на начало года;
П – поступление средств в планируемом периоде;
Р – расходы в планируемом периоде;
Ок– остаток средств на конец планового периода.
Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов, например норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды и другие. Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются: органами власти и управления на федеральном, региональном, местных уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды); ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.); предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).
Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала и др.
Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи.
Финансовый план предприятия. Его задачи: определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период; увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими; выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия; определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Финансовые планы предприятия могут быть перспективными (составляется на длительный срок, в нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе), текущими (составляется на год с поквартальной разбивкой, обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организации) и оперативными (включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой).
Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Его составление преследует две цели: внутрифирменное планирование и обоснование получения денежных средств из внешнего источника. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. Бизнес-план состоит из трех разделов: резюме (основные цели проекта, размер требуемых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости), основная часть (описание вида деятельности, описание продукции, оценка отрасли, рынок, маркетинг, план производства, организационный план, юридический план, анализ рисков, финансовый план), стратегия финансирования (стратегия финансового обеспечения проекта: размер денежных средств, необходимых для осуществления мероприятия, источники получения этих средств, срок окупаемости средств). Финансовый план является важнейшей частью бизнес-плана: в нем обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. В него включаются следующие разрабатываемые документы:
1. прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг) – разрабатывается на основе плана маркетинга, используются статистические данные, материалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, мнения экспертов и др.
2. план доходов и расходов включает: доходы от реализации продукции (услуг), себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации, общехозяйственные расходы, прибыль до уплаты налога, налоги, прибыль после уплаты налогов.
3. план денежных поступлений и выплат – оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, а также проверка синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия, т.е. наличие на его счете денег, необходимых для погашения финансовых обязательств.
4. баланс активов и пассивов – активы: текущие (денежная наличность, счета к получению, запасы готовой продукции, сырья, материалов, ценные бумаги и др.) и фиксированные (оборудование, амортизация и др.); пассивы и собственный капитал предприятия: долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства, собственный капитал предприятия.
5. план по источникам и использованию средств – показывает источники получения средств и их использования, изменения активов предприятия за определенный период. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия.
6. расчет точки достижения самоокупаемости – состояние в деятельности предприятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю. При этом суммарный объем продаж совпадает с суммой постоянных и переменных издержек предприятия и наступает безубыточность производства.
где К – количество произведенной продукции, при котором достигается безубыточность производства;
– сумма постоянных затрат, необходимых для производства продукции;
Ц – цена за единицу продукции;
– сумма переменных издержек, необходимых для изготовления единицы продукции.
Финансовое планирование в отраслях бюджетной сферы. Финансовое планирование в организациях, состоящих на бюджете, основано на составлении различных смет. На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов. Они могут быть: индивидуальные (для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия); общие (для группы однотипных учреждений или мероприятий); сметы расходов на централизованные мероприятия (разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке); сводные сметы (сметы в целом по ведомству). Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.
Основными методами планирования бюджетных расходов являются программно-целевой и нормативный. Программно-целевой метод заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для решения экономических и социальных задач. На использовании нормативного метода планирования расходов и выплат в значительной мере основано планирование средств на финансирование бюджетных мероприятий, составление смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами являются: либо денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей, либо нормы индивидуальных выплат, либо нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде. Нормы могут быть обязательными (устанавливаемые правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаемые ведомствами). Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом). Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Глава 2. Анализ динамики доходов федерального бюджета в 2003-2008гг
продолжение
--PAGE_BREAK--2.1 Оценка изменений структуры доходов федерального бюджета в текущих ценах
Таблица 1
Динамика экспорта топливной продукции РФ в 2003-2008* г.г.
2003
2004
2005
2006
2007
2008
ДФБ
2586
3429
4896
5046
5429
5839
Экспорт нефти
227,8
257,6
252,5
263
275
278
Экспорт газа
190
200,4
207,3
199
195
197
Экспорт нефтепродуктов
77,8
82,6
97
89,2
88,8
88,8
* данные по плану источник macro@economy.gov.ru
Анализ данных таблицы 1 позволяет судить о следующих тенденциях за анализируемый период 2003-2008 г.г. доходы федерального бюджета выросли в 2 раза, тенденция стабильна. Особенно быстрый рост зафиксирован в 2004 и 2006 г.г. почти на один триллион рублей. Это означает, что каждый год государство почти на 56% увеличило долю доходов. На экономический рост России влияли не только мировые цены, но и высокая динамика экспорта нефти, которая составляла в среднем более 10% в год. 2005 год в этом отношении стал переломным. Темпы роста экспорта резко упали и закладывались на 3% в 2006 году. Замедление темпов добычи нефти в 2007-2008 гг. обусловлено:
— снижением эффективности добычи нефти за счет ухудшения качества сырьевой базы отрасли и сложностью освоения новых месторождений;
— не достаточно высокой активностью нефтяных компаний в использовании ими финансовых ресурсов в существующих условиях.
Оценка прогноза экспорта нефти в 2006 году снижена до 263 млн. т (- 10.5 млн. т) в связи с сокращением экспортных поставок по железной дороге и соответствующим увеличением объемов переработки нефти. Снижению экспортных поставок нефти по железной дороге способствуют сложившиеся экономические условия (таможенные пошлины, транспортные тарифы).
Экспорт нефтепродуктов в 2006 году уменьшен с 97 до 89.2 млн. тонн снижение экспорта нефтепродуктов по сравнению с 2005 годом составило 8.1%.
Соответствующие изменения, учитывающие возможности перспективного спроса европейского рынка на российские нефтепродукты, внесены в прогнозные показатели по экспорту нефтепродуктов в 2007-2008 годах. Предусматривается снижение экспорта нефтепродуктов с 89.2 млн. тонн в 2006 году до 88.8 млн. тонн в 2008 году.
Оценка экспорта газа в 2006 году понижена с 207.3 до 199 млрд. куб. м.
С учетом прогноза ОАО «Газпром», внесены уточнения в экспортные объемы поставок газа на 2007-2008 годы. В 2007 году экспорт газа уменьшен со 199 до 195 млрд. куб. м из-за полного перевода Украины на поставки среднеазиатского газа. В 2008 годах экспорт газа увеличен со 195 до 197 млрд. куб. метров.
Таблица 2
Динамика структуры экспорта топливной продукции РФ в 2003-2008* г.г. в % от общих доходов.
2003
2004
2005
2006
2007
2008
ДФБ
100
100
100
100
100
100
Доля экспорта % нефти
8,81
7,51
5,16
5,21
5,07
4,76
Доля экспорта % газа
7,35
5,84
4,23
3,94
3,59
3,37
Доля экспорта % нефтепродуктов
3,01
2,41
1,98
1,77
1,64
1,52
Доля % нефти = (Экспорт нефти 200X × 100) ÷ ДФБ 200X
Доля % газа = (Экспорт газа 200X × 100) ÷ ДФБ 200X
Доля % нефтепродуктов = (Экспорт нефтепродуктов 200X × 100) ÷ ДФБ 200X
На основе данных этой таблицы построим график. На графике видно, что доля доходов от экспорта топливной продукции с каждым готом падает.
Таблица 3
Динамика темпов роста экспорта топливной продукции в 2003-2008* г.г. в % к
предыдущему году.
2003
2004
2005
2006
2007
2008
ДФБ
132,6
142,8
103,1
107,6
107,6
Экспорт нефти
113,1
98,0
104,2
104,6
101,1
Экспорт газа
105,5
103,4
96,0
98,0
101,0
Экспорт нефтепродуктов
106,2
117,4
92,0
99,6
100,0
темп роста
Замедление физических объемов экспорта нефти сказалось, в основном, на снижении общих темпов роста экспорта. Уменьшение темпов роста экспорта нефти в 2008 г. против 2004-2007 гг. связано с увеличением объемов переработки нефти и снижением темпов роста добычи нефти.
По экспорту нефтепродуктов в прогнозном периоде предполагается переход от повышательной тенденции в 2004-2005 гг. к понижательной тенденции, связанной как с замедлением роста объемов добычи нефти, так и с возрастанием потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах, с учетом необходимости надежного обеспечения топливом национального хозяйства в зимний отопительный период исходя из нормативных температурных условий. В связи с этим рост потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке в 2006 году оценивается порядка 5,7%, а в 2007-2008 гг. – со среднегодовым темпом в 1,7 процента. В период 2007-2008 гг. предполагается стабилизация экспорта нефтепродуктов на уровне 88,8 млн. тонн.
Таблица 4
Динамика экспорта топливной продукции РФ в 2003-2008*г.г. (с учетом ВВП)
2003
2004
2005
2006
2007
2008
ВВП
13285
16966
21598
27220
31220
34790
Экспорт нефти
227,8
257,6
252,5
263
275
278
Экспорт газа
190
200,4
207,3
199
195
197
Экспорт нефтепродуктов
77,8
82,6
97
89,2
88,8
88,8
Высокие темпы экономического роста более чем на половину определяются продолжающимся наращиванием экспорта. Несмотря на укрепление реального курса рубля, вклад отечественных производителей в удовлетворение внутреннего спроса повысился, что свидетельствует об определенном увеличении конкурентоспособности российских товаров.
Таблица 5
Удельный вес экспорта топливной продукции в 2003-2008*г.г.
2003
2004
2005
2006
2007
2008
ВВП
100
100
100
100
100
100
Доля % нефти
8,81
7,51
5,16
5,21
5,07
4,76
Доля % газа
7,35
5,84
4,23
3,94
3,59
3,37
Доля % нефтепродуктов
3,01
2,41
1,98
1,77
1,64
1,52
В 2005 году Россия отправила на экспорт 252,5 млн. тонн нефти, включая данные по Белоруссии, или 98% к показателю предыдущего года. Такие данные опубликовала Федеральная служба государственной статистики. Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 2005 году составил 5.16% против 7.51% в 2004 году, в 2003 8.81%. В 2007 планируется 5.07% против 2006 5.21%, в 2008 планируется 4.76%. Добыча газа в 2004 году составила 200.4 млрд куб. м. Росту добычи газа в большей степени способствовало увеличение добычи нефтедобывающими предприятиями и независимыми производителями газа, а также предприятиями ОАО «Газпром».
По данным Минпромэнерго экспорт газа в 2005 г. составил 207.3 млрд куб. м. Продолжается тенденция опережения темпов роста экспорта газа над темпами роста добычи газа. Удельный вес экспорта в общем объёме добычи газа уменьшился и составил 5.84% в 2004 году по сравнению в 2003 7.35%, в 2005 4.23%, в 2006 3.94% в 2007-2008 планируется 3.59% и 3.37%.
Таблица 6
Динамика темпов роста экспорта топливной продукции в 2003-2008* г.г. с учетом ВВП и инфляции
2003
2004
2005
2006
2007
2008
ВВП
27,7
27,3
26,0
14,7
11,4
ДФБ
32,6
42,8
3,1
7,6
7,6
Экспорт нефти
13,1
-2,0
4,2
4,6
1,1
Экспорт газа
5,5
3,4
-4,0
-2,0
1,0
Экспорт нефтепродуктов
6,2
17,4
-8,0
-0,4
0,0
Инфляция
11,7
10,9
9
7,3
5,3
Темп роста ВВП
127,7
127,3
126,0
114,7
111,4
продолжение
--PAGE_BREAK--