--PAGE_BREAK--В экономико-математическую модель включают только главные факторы.
Обоснованность выбранных моделей проверяется путем расчета среднеквадратического отклонения полученных данных от фактических и коэффициенты вариации.
Среднеквадратическое отклонение Zопределяется по формуле
_ ∑ ( у – ух )2
Z = √ n
где у и ух – фактическое и расчетное значение искомого показателя соответственно; п – число наблюдений.
Коэффициент вариации (Кп) представляет собой процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметическому значению отчетного показателя (например, прибыли):
_
± Z 100
Кп= у
Среднеарифметическое значение показателя определяется по формуле
_
_ ∑ У ,
У = m
где m– число периодов.
Коэффициент вариации показывает, что если отклонение расчетных показателей от фактических незначительно, то модель пригодна для планирования. Для предприятий актуальными являются два направления финансового планирования: стратегические и текущие.
Современные предприятия составляют различные виды финансовых планов: годовые финансовые планы, валютные, кассовые, кредитные планы движения денежных средств, платежные календари и др. [10, с. 224]
1.4. Процесс планирования
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. [9, с. 236]
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. [4, с. 278]
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением [9, с. 237].
Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
Глава 2. Виды финансового планирования
2.1. Перспективное (стратегическое) финансовое планирование
В условиях рыночных отношений предприятия стали свободны от опеки со стороны государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта. [12, с. 32 ]
Планирование развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования. [7, с. 83]
Перспективное, стратегическое финансовое планирование представляет собой исследование и разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе в течение 3 – 5 лет. Оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования, что проявляется в росте финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта.
Стратегическим планом предприятия некоторые ученые считают бизнес-план. Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:
· изучить емкость и перспективы будущего рынка сбыта;
· оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы продлить потенциальную прибыльность дела;
· обнаружить все «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;
· определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояние дел.
Бизнес-план состоит из ряда разделов: характеристика продукта, оценка рынка сбыта; конкуренция; стратегия маркетинга; план производства; организационный план; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план; стратегия финансирования; резюме.
Финансовый аспект бизнес-плана представлен в разделе «Финансовый план» и разделе «Стратегия финансирования».
Девятый раздел обобщает в стоимостной форме материал предыдущих разделов. Он включает:
1) прогноз объема реализации;
2) баланс денежных расходов и поступлений;
3) таблицу доходов и затрат;
4) сводный баланс активов и пассивов предприятия;
5) график достижения безубыточности.
В девятом разделе излагается план получения средств для создания или развития предприятия: общий объем средств для реализации данного проекта, их источники, окупаемость проекта и получение дохода инвестора на вложенный капитал.
Составление финансовых расчетов как части бизнес-плана затруднено ввиду отсутствия единых методических подходов к их составлению.
В современных условиях сложно говорить о стратегическом финансовом планировании на предприятиях, речь скорее может идти о финансовом прогнозировании, т. е. разработке вероятного представления о предельных и желательных состояниях объекта в будущем. Это может быть прогнозирование финансового положения предприятия, отдельных показателей – прибыли, доходы от ценных бумаг и др. [10, с. 229]
2.2. Годовое финансовое планирование
Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий. Он разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов предприятия, или его бюджет.
Форма годового финансового плана (расчетный баланс доходов и расходов) приведена в таблице 3.2.1. [10, с. 231]
продолжение
--PAGE_BREAK--Табл.3.2.1. Примерная форма доходов и расходов предприятия
Наименование показателей
Отчетный период
Планируемый период
уточненный
план
ожидаемое
исполнение
в ценах отчетного периода
в ценах планового периода
1. Доходы и поступления
1. Общая прибыль
2. Амортизация
3. Прирост устойчивых пассивов
Всего доходов и поступлений
2. Расходы и отчисления
1. Производственное развитие (фонд накопления)
2. Социальное развитие (фонд потребления)
3. Резервный фонд
4. Другие расходы
Всего расходов и отчислений
Превышение доходов над расходами
3. Платежи в бюджет
1. Налог на прибыль
2. Налог на доходы
3. Налог на недвижимость
4. Другие налоги
Всего платежей в бюджет
Превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета
4. Ассигнования из бюджета
1.
2.
3.
Всего ассигнований из бюджета
Превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет
Годовой финансовый план должен разрабатываться в несколько этапов. Начало этой работы обычно совпадает со сроками составления проекта бюджета республики (май – июнь года, предшествующего планируемому).
На втором этапе (в ноябре – декабре года, предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчеты с учетом основных показателей плана экономического и социального развития народнохозяйственного комплекса республики на планируемый год. Во внимание следует принять сведения о росте средней заработной платы и минимальном ее уровне, изменения индексов цен на материальные и топливно-энергитические ресурсы, а также изменения налоговой, финансовой и финансово-кредитной политики правительства.
В процессе реализации финансовых планов может неоднократно возникать необходимость в уточнении финансовых расчетов по причинам, зависящим как от самого предприятия, так и в силу действия внешних факторов.
Финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционерам либо учредителям предприятия, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом предприятия решать финансовые вопросы.
Финансовый план с расчетами к нему или выписка из финансового плана о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения предприятия. Эта информация первоначально используется в процессе составления бюджета региона. В последующем на ее основе ведется учет и контроль за фактическим поступлением средств в бюджет.
По решению вышестоящего органа финансовый план может предоставляться ассоциации, концерну, отраслевому министерству для согласования и обобщения плановых заданий и выработки финансовой политики.
В ряде случаев (при получении кредитов, открытии финансирования по капвложениям) финансовый план с расчетами необходимо предоставить кредитному учреждению для обоснования состава и размера собственных финансовых ресурсов, необходимости привлечения заемных средств.
Для составления финансового плана используются следующие источники информации:
· бухгалтерский баланс за 2 – 3 года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета;
· данные об объеме производства;
· смета затрат на производство или свод общих расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
· сметы затрат на содержание объектов социально-культурной сферы (детсад, дом культуры и т. д.);
· данные об объемах капитальных вложений;
· сведения о движении основных фондов и оборотных средств;
· отпускных цен;
· анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год;
· лимиты расходов по отдельным статьям затрат, например, на фирменную одежду, командировочные и др.;
· нормы амортизационных отчислений;
· нормативы собственных оборотных средств, платежей в бюджет и отчислений в централизованные фонды государства.
Формой финансового плана на предприятии служит баланс доходов и расходов, включающий три раздела;
1. Доходы и поступления средств;
2. Расходы и отчисления;
3. Взаимоотношения с бюджетом (платежи в бюджет, ассигнования из бюджета).
Составление финансового плана предполагает включение в бюджет комплекса расчетов доходов и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет; а также разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку самого финансового плана как сводного документа.
Расчеты выполняются по определенным формам. Формы рекомендуется согласовывать с органами, которым они будут предоставлены (отраслевое министерство, ассоциация, концерн, местный орган власти, финансовые и налоговые формы).
Состав показателей, их детализация по каждому разделу финансового плана могут быть разными, т. е. укрупненными или детальными, а также в зависимости от пользователей информации. Финансовый план, составляемый для нужд самого предприятия, рекомендуется заполнять с полной расшифровкой доходов, расходов и отчислений.
Документ, для передачи тому или иному органу управления, может (если нет специальных требований к заполнению) составляться по упрощенной форме, в которой отражается лишь важнейшие виды доходов, направление средств и платежей в бюджет, источником уплаты которых является прибыль.
Расчеты по планированию отдельных источников доходов и расходов выполняются на основании соответствующих методик, правил и принципов. Выполненные расчеты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путем составления шахматной таблицы. Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия по принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учетом их целевого использования и очередности по статьям затрат. Например, балансовая прибыль прежде всего направляется на уплату платежей в бюджет, штрафов по хозяйственным договорам и финансовых санкций, а затем может быть использована на собственные нужды. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста норматива собственных оборотных средств, а в оставшейся части оборотных средств – на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.
Возможный вариант шахматной таблицы приведен в табл. 3.2.2. [10, с. 234]
продолжение
--PAGE_BREAK--Табл. 3.2.2. Проверочная таблица к балансу доходов и расходов
Направление средств
Источники покрытия
Общая прибыль
амортизация
Прирост устойчивых пассивов
прочие
всего
1. Налог на прибыль
2. Отчисления в фонд накопления
3. Отчисления в фонд потребления
4. Резервный фонд
5. Прочие расходы
Всего
продолжение
--PAGE_BREAK--
Составление «шахматки» начинается с заполнения итоговых граф по доходам и расходам предприятия. После этого выполняется балансировка на уровне отдельных статей доходов и расходов предприятия и проверяются ее результаты. Последние предполагают равенство итогов по каждой статье затрат сумме источников финансирования; в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия (направления средств) в планируемом году. При достижении баланса доходов и расходов следует перейти к заполнению финансового плана предприятия.
Заполнение финансового плана предполагает разноску показателей «шахматки» по соответствующим разделом финансового плана, подсчет итогов по разделам и расчет следующих четырех проверочных показателей:
· превышение доходов над расходами;
· превышение расходов над доходами;
· превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета;
· превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.
Финансовый план считается правильно составленным, если величина превышения доходов над расходами равна сумме превышения платежей в бюджет над ассигнованиями в бюджете, в размер превышения расходов над доходами – величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет. В реальной жизни должна соблюдаться одна из пар балансирующих между собой показателей. [10, с. 230]
2.3. Оперативные финансовые планы
В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств. [9, с. 251]
Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. [11, с.179]
Платежный календарь – основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надежным инструментом управления денежными потоками предприятия. [10, с. 235]
Основной целью разработки платежного календаря является установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.
Период планирования определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики деятельности и экономической сообразности. Он может быть равен месяцу, пятнадцати дням, декаде, пяти или одному дню.
Установленной формой платежного календаря нет. Наиболее распространенной формой является его построение в разрезе двух разделов:
· предстоящие расходы и платежи;
· предстоящие поступления денежных средств.
В первом разделе указываются все расходы и платежи, проходящие через расчетный, спецссудный или контокоррентный счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, банкам, бюджету, срочные платежи по заработной плате, поставщикам, отчисления в централизованные бюджетные и внебюджетные фонды, налоги по наступающим срокам, расходы на инвестиции, суммы погашения банковских кредитов и процентов по ним, расходы на выплату дивидендов, на социальные нужды коллектива и все другие затраты.
Во втором разделе указываются планируемые источники покрытия затрат: переходящие остатки на расчетном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокоррентном счете, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и иных ценностей, доходы от операций с ценными бумагами, поступление дебиторской задолженности покупателей, ассигнования из бюджета, ссуды банков, бюджетные ссуды и займы, займы и финансовая помощь других субъектов хозяйствования, прочие доходы и поступления.
В платежном календаре денежные расходы и поступления средств должны быть сбалансированы. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платежном календаре планируется излишек средств. Это положительное сальдо выразится в росте переходящего остатка денег на расчетном счете (или кредитовом сальдо на спецссудном или на контокоррентном счете). По экономическому содержанию излишек средств в одном периоде выступает в качестве денежных сбережений для последующего периода. В зависимости от периода планирования и своей величины преходящий остаток может стать источником приращения доходов предприятия, например, в виде процента по банковским депозитам или дохода по банковскому векселю.
Если планируемые расходы превышают ожидаемое поступление средств (вместе с переходящими остатками), то в платежном календаре отражается недостаток денежных средств. В таком случае необходимо изыскать дополнительные источники средств или перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период. Решения должны быть приняты оперативно.
В числе принимаемых мер по сбалансированию расходов и поступлений средств могут быть следующие:
· изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты;
· получение коммерческого кредита у поставщиков;
· продажа определенной партии продукции по пониженной цене;
· выездная торговля;
· выплата части заработной платы в натуральной форме;
· использование средств с депозитных, трастовых счетов, ранее открытых в банке;
· получение овердрафта или иного кредита в банке;
· решение вопроса о пролонгации банковских ссуд;
· обращение к налоговой инспекции с просьбой о взыскании налогов со счетов дебиторов;
· решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (получении налогового кредита).
Названные меры целесообразно использовать и в случае, если дебетовое сальдо по контокоррентному счету превышает установленный максимальный размер кредита согласно договору банка с заемщиком.
Примерная форма платежного календаря приведена в таблице 2.3.1. [10, с. 238]
Табл. 2.3.1. Платежный календарь по расчетному счету на первую неделю месяца
Показатели
млн. р.
1. Расходы
1.1. Неотложные нужды
1.2. Заработная плата и приравненные к ней платежи
1.3. Налоги
1.4. Оплата счетов продавцов за товарно-материальные ценности
1.5. Просроченная кредиторская задолженность
1.6. Погашение ссуд банка
1.7. Уплата процентов за кредит
1.8. Прочие расходы
ИТОГО расходов
2.Поступления денежных средств
2.1. От реализации продукции, работ, услуг
2.2. От реализации ненужных товарно-материальных ценностей
2.3. Поступления дебиторской задолженности
2.4. Прочие поступления
ИТОГО поступлений
3. Балансирующие статьи
3.1. Превышение поступлений над расходами
3.2. Превышение расходов над поступлениями
продолжение
--PAGE_BREAK--