--PAGE_BREAK--
Каждое государство заботится о культурных учреждениях своей страны, но даже при финансировании учреждения культуры, выдаче необходимых средств, возникает ряд проблем. Памятники архитектуры зачастую имеют сложную форму и располагаются на площадках с различными грунтовыми условиями, иногда весьма непростыми. наиболее прогрессивными методиками диагностики грунтового основания являются:
Таблица № 4
1
методы малоглубинной сейсмометрии, позволяющие в условиях городской застройки идентифицировать состояние основания в целом;
2
методы электромагнитного сканирования с использованием георадаров;
3
методы неразрушающего контроля характеристик грунтов основания непосредственно на объекте, к примеру, в откопанных шурфах;
4
механические методы динамического и статистического зондирования для получения локальных характеристик среды, в частности, с помощью электронных влагомеров и проч.
Что же касается контроля состояния сооружения и его конструктивных элементов, в «передовики» сегодня выходят:
Таблица № 5
1
методы интегральной оценки несущих конструкций с использованием вибродиагностики
2
сейсмоакустические методы оценки конструкций, в том числе массивных кирпичных стен
3
геодезические методы определения пространственного положения объекта в целом с использованием лазерного сканирования;
4
методы тензометрии для оценки локального уровня деформаций и напряжений наиболее нагруженных зон;
5
пассивные методы акустической эмиссии для контроля состояния материалов и оперативного выявления характера деградационных процессов в несущих конструкциях.
Примечание: составлено автором[17]
Правительство стран уделяет огромное вниманию развитию инновационных технологий, для этого создаются институты, выделяется средства, увеличиваются рабочие места и т.д. Это всё безусловно необходимо. Инновационные технологии ведь смогут помочь более быстрой реконструкции памятников истории стран.
Государство стремится обеспечить высокий уровень жизни для своих граждан, увеличивая количество культурных учреждений и т.п. Но для полной работы этого механизма необходима помощь со стороны граждан. Это помощь заключается и в увеличении культурных учреждений и поддержка культурных учреждений на достаточно высоком уровне. Ведь как говорил Джон Кеннеди «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины.», от действий граждан зависит дальнейшее развитие и процветание государства.
1.3 Финансирование учреждений культуры
Основные виды источников финансирования культуры.
Финансирование учреждений культуры играет огромную роль, к основным источникам финансирования относится следующие:
Спонсорство
Патронаж
Благотворительность
это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т.д.
покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership). Более распространена в современной России другая форма патронажа – foundation– создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры.
Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам – тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения.
Следует отметить такой возможный источник финансирования учреждений сферы культуры, как международные проекты и программы.
И наконец, традиционным внебюджетным источником финансирования в сфере культуры является собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр.
Поэтому следует наращивать дополнительную активную коммерческую деятельность. Например, мало что мешает создать банк культуры – обыкновенный, в принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности в сфере культуры. [4]
Уже из приведенного перечня возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры возникают несколько очевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе говоря, что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что – только на основе бюджетного финансирования. Значит, во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством. В третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средства из различных источников
Культурная политика любого государства представляет собой отрефлексированный и ответственный выбор целей и приоритетов, создание механизмов их осуществления и целенаправленное выделение ресурсов. В общих чертах первой целью культурной политики является сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, поддержка художественного творчества и распространение всех форм культуры среди максимально широкой аудитории. Для понимания необходимости развития культуры в столь сложный для страны переходный период следует четко осознавать, что может дать обществу энергичная и предприимчивая культурная политика.
Во-первых, необходимо помнить о связи культуры и развития, или о культурном измерении как качественном измерении развития в самом широком смысле. Обществу нужна программа развития, которая помимо новых жизненных стандартов включает и другие ценности, способные мобилизовать дремлющие сегодня силы и энергию населения. Культурное измерение присутствует во всех сферах и входит составной частью во все современные проблемы, стоящие перед обществом, перед правительством страны: городское развитие, сохранение окружающей среды, защита прав национальных меньшинств, внешняя торговля, развитие телекоммуникаций и т. п. Это значит, что правительство в целом должно иметь понимание и должным образом оценивать важность культурной составляющей своей деятельности.
Важным аспектом является поиск новых ценностей, новых моральных и психологических точек отсчета в обществе, которое было полностью дестабилизировано произошедшими изменениями. В ситуации ценностных противоречий и поиска национальной идентичности сильная культурная политика может сыграть важную роль, развивая диалог идей и мнений, организуя обмены и контакты, способствуя распространению различных произведений. Кроме того культурная политика должна развивать сотрудничество, синергетику больших и малых культур, организаций, учреждений, государственного и частного секторов, города и села и т. п. Наконец, важной целью культурной политики является построение гражданского общества, где государство создает и гарантирует условия и структуры для расцвета прав личности, для действий многочисленных организаций и ассоциаций по реализации своих идей и проектов в условиях свободной конкуренции.
Установленный механизм хозяйствования бюджетных учреждений создает условия для дифференциации их финансового положения. Учитывая, что целью существования бюджетных учреждений является выполнение социальных функций, справедливой основой для дифференциации их финансового положения является эффективность в оказании социальных услуг. Однако в данном случае создаются условия для имущественного расслоения в бюджетной сети безотносительно не только к результативности их основной деятельности, но и к эффективности их предпринимательской деятельности. Ведь объемы внебюджетных доходов бюджетных учреждений зависят не столько от усилий их администрации, сколько от их местоположения, размеров и рыночной стоимости занимаемых площадей, объема направленных в них в советский период капиталовложений, ранее приобретенной репутации и пр. В результате одни учреждения существуют исключительно или преимущественно за счет бюджетного финансирования и испытывают острую нехватку средств, что зачастую приводит к невозможности нормального осуществления ими их основных функций. Для других объем внебюджетных средств сопоставим или даже превосходит объем сметного финансирования. Но, несмотря на существенные различия в положении указанных двух категорий бюджетных учреждений, подходы к их сметному финансированию одинаковы. Необходимость выделения бюджетных ассигнований на содержание квазигосударственных учреждений, которые вполне приспособлены к существованию в рыночных условиях, лишает государство возможности повысить (хотя бы до уровня покрытия необходимых затрат) объемы финансирования тех учреждений, которые по роду или условиям своей деятельности не способны существовать вне рамок государственного сектора.
Расширение масштабов предпринимательской деятельности бюджетных учреждений таит угрозу не только для государства, но и для потребителей бесплатных социальных услуг, так как неизбежно влечет за собой снижение качества и объемов их предоставления. Объективной тому причиной является возникновение конфликта между выполнением уставных задач и осуществлением предпринимательской деятельности бюджетного учреждения. При действующих принципах составления сметы ее объем не зависит от результатов основной деятельности учреждения, так как оплачиваются не услуги, а само функционирование бюджетного учреждения (в частности, зарплата персонала, коммунальные услуги, закупка инвентаря и т.д.). В этих условиях выполнение основных функций только «отвлекает» ресурсы от получения внебюджетных доходов. Поэтому естественной логикой поведения администрации бюджетных учреждений является расширение масштабов оказания платных услуг за счет уменьшения объема и снижения качества бесплатных. Таким образом, сметное финансирование бюджетных учреждений с высокой долей внебюджетных доходов становится неэффективным: государство за свои деньги не получает тех услуг, на которые оно вправе рассчитывать.
Используя бюджетное финансирование для покрытия части своих издержек, бюджетные учреждения находятся в более выгодных экономических условиях, чем их потенциальные конкуренты (если таковые могут существовать) по предоставлению таких же видов платных услуг. К тому же в ситуации, когда часть издержек деятельности, приносящей внебюджетные доходы, фактически покрывается за счет государства, администрация бюджетных учреждений лишается стимулов к снижению издержек по осуществлению этой деятельности.
Помимо прямого бюджетного финансирования бюджетные учреждения, в отличие от аналогичных организаций частного сектора, пользуются также бесплатными помещениями, прямыми и косвенными налоговыми льготами. Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.
Утвердившаяся в качестве инструмента финансовой политики дискриминация культуры и продолжение практики остаточного подхода к финансированию культурной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не позволяет эффективно использовать бюджетные средства и является, по существу, абсолютно бесперспективной политикой «тушения пожара».
Культура не может и не должна рассматриваться государством как «социальная сфера», занимая место между сиротами, инвалидами и вынужденными переселенцами. Государство вкладывает в культуру средства вовсе не из филантропических соображений, а потому, что в итоге это — самые выгодные вложения, дающие отдачу в виде цивилизованного общества, обладающего высокой способностью к модернизации и развитию, в виде гражданина, желающего и умеющего работать творчески.
Воздействие государства на культуру в каждой стране выстраивается исходя из уровня развития общества, потенциала культурного наследия, благосостояния населения, национальных, исторических и территориальных аспектов и нормативного регулирования данной отрасли. Будучи сегодня недостаточно богатым для того, чтобы делать дешевые приобретения, любое государство из соображений самосохранения должно адекватно участвовать в сохранении и развитии культурного потенциала нации. [4]
Глава 2 Анализ особенностей финансирования учреждений культуры в РК
2.1 Оценка современного состояния и проблемы финансирования
учреждений культуры в РК.
Развитие нашей страны в соответствии с долгосрочной стратегией «Казахстан — 2030» обеспечили достижение значительных успехов в проведении рыночных преобразований, обеспечении экономического роста и повышения уровня жизни населения. В Послании Президента народу Казахстана «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» изложены основные направления экономической и социальной политики, дальнейшей демократизации общества, развития культурно-образовательной и духовной сфер. Определена задача по дальнейшему обеспечению непрерывного и плодотворного поиска, перспективных путей устойчивого развития общества и государства, социальной сферы, в том числе и в области культуры. В Послании указаны не только цели и задачи, стоящие перед нашим обществом в деле изучения и восстановления национальной истории и обобщения многовекового опыта отечественной культуры, но и четкая методология их решения.
Таблица № 6
Масштабные направления деятельности
1
Создание целостной системы изучения огромного культурного наследия народа
2
Воссоздание значительных историко-культурных и архитектурных памятников
3
Создание развернутых художественных научных биографических серий
4
Создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы являющиеся потенциальным ориентиром при формировании культурной политики. Что предполагает значительное повышение роли культуры, как смыслообразующего фактора духовной жизни, ее ориентира на идейно-нравственные ценности казахстанского общества.
Параметрами достижения нового качества духовной жизни выступают культурная активность населения, обеспечение широких возможностей для раскрытия способностей и дарований каждого, достижение возможно высокого уровня согласия взаимодействующих между собой социокультурных групп населения. Создание условий для разнообразных культурных контактов на основе общепринятых идейно-нравственных ценностей.[13]
В период радикальных социально-экономических преобразований основной целью государственной политики в сфере культуры является сохранение богатого культурного наследия Казахстана, сложившейся ранее системы институтов культурной жизни страны. Главный позитивный итог реализации государственной политики в области культуры заключается в том, что, в целом, удалось сберечь ранее накопленный культурный потенциал республики Казахстан. В основном сохранена сеть культурных институтов Республики Казахстан, начался процесс создания негосударственных учреждений культуры, предотвращены попытки вывоза из Республики Казахстан культурных ценностей.(20, стр 201-203)
Как в столице, так и в регионах, сохранялся внутригосударственный культурный межнациональный обмен, новое качество получили связи Республики Казахстан с зарубежными странами в области культуры. Для сферы культуры в последнее десятилетие характерно снижение объемов бюджетного финансирования, что повлекло за собой значительное уменьшение объемов производственной деятельности учреждений культуры и искусства. Расходная часть государственного бюджета по отрасли «Культура» остается на минимальном уровне.[11]
Согласно Закону Республики Казахстан « О Культуре» от 15 декабря 2006 года № 207-III «Финансирование государственных учреждений культуры осуществляется за счет бюджетных средств и средств, поступающих в виде благотворительной и спонсорской помощи, и иных средств, используемых в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан.»[12]
Из-за отсутствия средств наиболее актуальными проблемами являются: строительство новых объектов культуры, проведение ремонта, технического оснащения сельских учреждений культуры и искусства, организация гастролей творческих коллективов по республике и за рубежом, проведение международных фестивалей и смотров-конкурсов, пополнение фондов сельских библиотек и музеев, информационное обслуживание населения. Требует совершенствования нормативная правовая база сферы культуры.(22, стр. 304-306)
На заседании глав правительства 4 апреля 2010 года в Республики Казахстан выявилось, что спортивных и культурных учреждений в Казахстане еще недостаточно много, зато медицинских – чересчур. Медицинских учреждений на данный момент построено достаточно много, что люди просто не посещают их. А культурные учреждения остаются на прежнем уровне и граждане от безвыходности вынуждены посещать культурные учреждения, состояние которых оставляет желать лучшего. Правительство выявило новый путь к развитию учреждений культуры в Республики Казахстан. В связи с этим разрабатываются и реализуются программы развития культуры в различных городах Казахстана, предполагается, что реализация программы позволит обеспечить создание соответствующей культурной среды по формированию новой социокультурной общности, сохранить и развить культурную ифраструктуру. Так например, «Программа развития культуры города Алматы на 2005-2011 годы», целью которой является возрождение, сохранение национальной культуры, историко-культурного наследия народа, в полной мере действует в настоящее время и достигает больших результатов. Финансирование программы, общая стоимость которой составляет 10 507 451.0 тенге, будет осуществляться из средств местного бюджета и внебюджетных источников.
Таблица № 7
№
Кол-во
Направления культурных учреждений
1
2
3
5
30
16
32
Концертно-зрелищные организации и коллективы
Театры
Музеи
Республиканские и городские библиотеки
Национальные культурные учреждения
В городе сосредоточены почти все учебные заведения, обеспечивающие систему подготовки кадров работников культуры и искусства. В Алматы насчитывается 126 недвижимых памятников: 81 – архитектуры и 45 – монументального искусства.
В современных условиях наше экономически крепнущее государство, формирующееся в Казахстане открытое общество, нуждается в создании соответствующей культурной среды, новых базовых социокультурных и поведенческих ценностей и в этих условиях необходимо уйти от узковедомственного понимания культуры, прежней практики «остаточного» внимания к вопросам развития культуры. Одним из социокультурных явлений нашего времени выступает распространение массовой культуры, когда ориентир в основном делается на зрелищность и развлекательность, культура становится потребительской, коммерциализованной сферой. Массовая культура сознательно ориентируется на «усредненные» слои населения. Индустрия развлечений привела к нравственной неразборчивости, распространению эстетически бессодержательных или даже примитивных ориентиров. В этих условиях перед органами культуры стоит важнейшая задача формирования такой социокультурной общности, которая опираясь на богатейшие достижения духовной и материальной культуры нашего народа органически восприняла бы многогранный опыт духовно-культурного развития всей мировой цивилизации
Политико-правовая культура рассмотрена как важнейший элемент общей культуры населения. Критически проанализированы различные парадигмы правопонимания в контексте исследования обычного права. Раскрыты механизмы социокультурной динамики политико-правовых воззрений в казахском обществе, показана их роль в исследовании идеологических позиций, программ, целей и установок различных социальных групп. Расходы по культуре составили 242,1 млн.тенге. За счет средств местного бюджета произведен капитальный ремонт объектов культуры на 18,3 млн. тенге. На укрепление материально-технической базы направлено 5,3 млн. тенге.
Динамика 1: Финансирование учреждений культуры
2009 год стал самым финансируемым в Республике Казахстан. Это послужило хорошим толчком для дальнейшего развития культуры в Республике Казахстан. На данный момент- 2010 год на 1 квартал является менее финансируемым, как констатируют казахстанские финансисты, данное финансирование является эхом Мирового Финансового Кризиса, так же сейчас огромные средства идут на стабилизации экономики. Но как обещает Правительство Республики Казахстан в скором времени ожидается стабилизация культурного сектора. .[13]
Правительство Республики Казахстан открывают различные учреждения, основной целью которых являются управлению культуры. В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативными документами Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан, решениями и распоряжениями Акима области и настоящим Положением. Управление проводит на территории области государственную политику в сфере культуры, осуществляет с этой целью межотраслевую координацию. Управление входит в единую систему управления культуры Республики и руководит деятельностью областных методических центров, государственных учреждений и государственных коммунальных казенных предприятий сферы культуры; утверждает учредительные документы государственных учреждений и предприятий, финансируемых из областного бюджета и выступает в отношении их уполномоченным органом. Управление является юридическим лицом, создано в форме «Государственного учреждения», имеет в рамках действующего законодательства соответствующие счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на государственном языке. Имеет право на оперативное управление имуществом, переданным ему учредителем. Имеет самостоятельный баланс или смету.
Основными целями Управления являются:
-обеспечение конституционного права граждан на пользование культурными услугами;
-разработка и реализация на территории Алматинской области единой государственной политики в сфере культуры, совершенствование культурного обслуживания населения области, дальнейшее развитие внутренних, культурных связей.
Управление осуществляет контроль и координацию за регулированием культурных взаимоотношений согласно действующему законодательству, обеспечением потребительских интересов жителей области в сфере культуры, координирует деятельность районных и городских структурных подразделений в разработке текущих и перспективных программ по развитию казахской национальной культуры и культуры других национальностей, проживающих на территории области;
— дальнейшее совершенствование библиотечного, информационного обеспечения жителей области; создание условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и представляемых библиотеками;
-разработка программ и участие в формировании и реализации общегосударственной политики в деле защиты, сохранения и использования памятников истории и культуры, музейных комплексов области, в том числе письменных, их реставрации и консервации;
— государственное обеспечение функционирования системы культуры в области и ее социальная защита в соответствии с потребности населения области и новыми социально-экономическими условиями его развития;
— проведение кадровой политики в области культуры, организация подготовки, повышения квалификации управленческих, библиотечных, музейных, культурно-просветительных работников для организации деятельности в условиях рыночных отношений;
-расширение сферы совместной деятельности органов культуры области с общественностью, средствами массовой информации, телевидением, управлением государственного и местного самоуправления.
Управление совместно с соответствующими подразделениями аппарата Акима области, органами местного самоуправления создает условия для развития культуры на основе принципов государственной политики в этой сфере: степени достижения социального равенства жителей области в приобщении к ценностям культуры, разнообразия учреждений культуры по видам собственности, направлением деятельности. Создает условия для наиболее полного проявления и
развития творческих сил, сохранения культурных традиций и новаторства в культуре, демократизма управления в системе культуры, представление гарантийного объема культурных услуг жителям области.
К основным направлениям деятельности культуры обносятся:
— осуществление государственной политики в области культуры и оказание помощи органам местного самоуправления по созданию условий для удовлетворения культурных запросов населения;
— организация, обеспечение возможности получения ими культурных услуг;
-обеспечение эффективности деятельности учреждений и предприятий культуры в районах и городах, областных учреждений, разработка регионального компонента содержания культуры.
Содействие в развитии областного телевидения для предоставления населению максимально широкого выбора телепрограмм; развитие посредством телевидения общенациональной культуры и образования, содействие в распространении культурно-просветительных, развлекательных программ, программ направленных на духовное и эстетическое воспитание населения укрепление семьи и утверждение здорового образа жизни.
В соответствии с основными задачами управление осуществляет следующие функции:
-Разрабатывает предложения по основным направлениям реализации государственной политики в сфере культуры
— Участвует в разработке и реализации правительственных областных целевых программ в сфере культуры
— Вносит в установленном порядке на проекты постановлений, решений и распоряжений по вопросам культуры.
— Анализирует и прогнозирует социальные процессы в сфере культуры, их воздействие на состояние и развитие социально-экономической ситуации в области, подготавливает областных органов и других организации информации о реализации направлений государственной политики и разрабатывает стратегию развития культуры области
— Организует проведение на базе областных методических центров научных исследований по проблемам культуры, обобщает и внедряет в практику их результаты.
-Осуществляет организационную поддержку программ государственных учреждений и государственных предприятий, общественных объединений сферы культуры.
— Формирует и выдает на конкурсной основе государственные социально-творческие заказы на создание произведений искусства, организует конкурсы и другие мероприятия, обеспечивающие создание высоко художественных произведений драматического, музыкального, хореографического, изобразительного, декоративно-прикладного, эстрадного искусства.
— Распоряжается в установленном порядке, выделяемыми средствами для финансирования программ и проектов в сфере культуры.
— Проводит финансирование областных мероприятий, проводимых согласно государственного заказа, а также мероприятий своих подразделений, проводимых по государственному заказу.
— Осуществляет руководство по учету, охране, реставрации, использованию и пропаганде памятников истории, материальной и духовной культуры, разрабатывает и утверждает в установленном порядке положения, правила, информации по вопросам охраны и использования историко-культурного наследия.
— Вносит в установленном порядке предложения о присвоении деятелям культуры и искусства области, гражданам, должностным лицам, внесшим вклад в развитие культуры почетных званий, представления к присуждению государственных наград и почетных званий, утвержденных Акимом области.
— Формирует и реализует единую стратегию в привлечении инвестиций для развития отрасли, расширения и реконструкции действующих предприятий. Разрабатывает на рассмотрение аппарата Акима области предложения по сохранению и развитию материально-технической базы учреждений культуры. Планирует и размещает заказы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту учреждений культуры, проводит экспертизу и утверждение проектно-сметной документации. Вносит предложения в аппарат Акима области по организации строительства и проектированию новых объектов системы культуры.
— Управление изучает обеспеченность культурно-просветительными, библиотечными кадрами учреждений культуры области, осуществляет прогнозирование их потребности в подготовке новых специалистов. Совместно с колледжами культуры области, областными курсами повышения квалификации работников культуры совершенствует систему повышения квалификации кадров области. Проводит и осуществляет контроль за соблюдением правил проведения аттестации кадров культуры.
— Разрабатывает и утверждает при наличии полномочий положения, уставы и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений культуры.
— Управление организует сбор информации от учреждений и предприятий и доводит до них информации по вопросам культуры. Координирует областные планы проведения культурных мероприятий, организуемые различными ведомствами, утверждает единые календарные планы культурного направления.
— Совместно с управлением по туризму и спорту участвует в разработке туристических и экскурсионных программ и маршрутов по памятным местам
-Совместно с заинтересованными управлениями, ведомствами и общественными организациями проводит работу по подготовке и развитию молодых талантов в искусстве, координирует развитие сети школ прикладного искусства, школ подготовки молодых певцов, кюйши, термеши, акынов, независимо от их подчиненности, а также организацию в них подготовительного процесса. Осуществляет подготовку фольклорных, эстрадно- цирковых хореографических, театральных, хоровых коллективов в области, обеспечивает их участие в областных, республиканских, международных конкурсах.
— Обеспечивает социальную и правовую защиту работников отрасли в соответствии с действующим законодательством.
— Управление на основании представлений акимов районов и городов назначает руководителей структурных подразделений (директоров домов культуры, директоров музеев, районных библиотек) и освобождает от должности руководителей этих структурных подразделений, а также назначает и освобождает руководителя государственного коммунального казенного предприятия.
Анализирует структуру и положение государственных учреждений и предприятий сферы культуры, квалификационные характеристики должностей работников, поддерживает творческие поиски, их новации, изучает и распространяет их опыт. Организует работу по развитию культуры труда управленческих кадров системы, их методическое, правовое обеспечение.
— Управление организует и осуществляет связи области по вопросам культуры с другими регионами страны, а также международные связи по предложению Комитета культуры Министерства культуры, информации и общественного согласия и по соглашению с Акимом области. Проводит совместные конференции, семинары, совещания по вопросам культуры.
— Управление рассматривает в установленном законодательством порядке заявления, жалобы граждан. Ведет прием граждан по личным вопросам, обеспечивает выполнение их законных требований и обоснованных просьб, принимает меры к устранению выявленных недостатков в деятельности подведомственных учреждений и предприятий.
— Управление имеет право:
— издавать приказы, инструкции, указания, правила на основании и во использование законодательных актов и нормативных документов Президента Республики Казахстан, правительства Республики Казахстан
— разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты по вопросам культуры в вышестоящие органы;
— Управление имеет право привлекать научно-исследовательские коллективы культуры и искусства, издательства, сценаристов, режиссеров-постановщиков, ученых искусствоведов для разработки и реализации научно-информационного обеспечения развития сферы культуры на договорных началах и контрактной основе. Все сделки, финансируемые из средств бюджета, регистрируются в отделении казначейства. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2 Пути стабилизации финансирования учреждений культуры в РК в
посткризисный период.
Определение роли государства в процессе формирования и развития рынка, его социальной ориентации, совершенствования механизма управления государственной собственностью приобретает в настоящее время первостепенное значение. Определенную роль в этом процессе играют и культурные учреждения.
В настоящее время в нашей стране в основе финансовых взаимодействий культурных учреждений лежат отношения по поводу движения денежных средств между различными участками общественного производства. Стабилизация правового положения культурных учреждений, повышение эффективности их деятельности в современных условиях необходимы для создания в целом условий устойчивого функционирования финансово-кредитной сферы, формирования и исполнения бюджета.
Стабилизировать финансирование учреждений культуры в короткие сроки просто невозможно. Так как для этого необходимо длительное время и как я писала раннее, необходимо менять саму психологию граждан Республики, ведь правительство уделяют финансированию учреждений культуры малую роль из-за незаинтересованности граждан Республики Казахстан в развитии культурных учреждений.
Существуют ряд положительных моментов, которые могут стабилизировать финансирование учреждений культуры в Республике Казахстан:
— Создание программ на поддержку и развитие культурных учреждений
-Привлечение инвестиций из зарубежных стран, за счёт корректного маркетинга, который будет направлен на зарубежных инвесторов.
-Изменение условий привлечения средств отечественного малого и среднего бизнеса, так чтобы ему было выгодно вкладывать средства в культурные учреждения Республики Казахстан
-Создавать условия для адаптации сферы культуры в рыночных отношениях
-Сформировать единое культурное пространство, создать условия для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам
-Необходима интеграция в мировой культурный процесс
-Развитие, внедрение и реализация информационных технологий так же положительно сыграет в финансирование учреждений культуры
Все эти аспекты безусловно смогут привлечь инвестиции с зарубежных государств, так же и привлечь государство к проблемам государственных учреждений культуры.[14]
В Республике Казахстан существуют многочисленные программы по развитию культуры, которые входят в исполнение уже со дня выхода программы. Так например согласно программе «Культурное наследие», на сегодняшний день в Республике Казахстан насчитывается более 25 тысяч исторических, археологических, архитектурных и скульптурных памятников, 11 тысяч библиотек, 147 музеев, 8 культурно-исторических заповедников. Основной задачей данной программы является обеспечение безопасности этих культурных памятников и архивных материалов. Многие исторические памятники не защищены от урбанизации, индустриализации и технократизации. Например, мавзолей Арыстанбаба в Южном Казахстане, мавзолей Асан-Ата и Айкожа в Кызылординской области, мечеть Жаркент в Алматинской области, историко-архитектурные памятники в ауле Турбан Южно-Казахстанской области, музейные памятники «Азарет султан», «Жидебай-Бореле», памятники культуры Мангыстау и Ордабасы. Если мы не будем сегодня уделять этому внимания в должной мере, то завтра будет уже поздно. В этом направлении Президентом были поставлены задачи на должном уровне и ведутся работы по сохранению памятников. Не случайно Мавзолей Кожа Ахмет Яссауи внесен ЮНЕСКО в Список Всемирного Культурного и Природного наследия. Теперь, наряду с такими всемирно известными памятниками как Великая Китайская Стена, Мавзолей Тадж-Махал, Церковь г. Берн, мавзолей К.А.Яссауи занял свое почетное место.
В прошлом году Правительством РК и ЮНЕСКО было подписано соглашение о сохранении петроглифов и наскальных рисунков в ущелье Тамгалы Алматинской области. Согласно данному соглашению государством Норвегия был выделен грант в размере сто тысяч долларов. Со своей стороны Министерство Культуры планирует открыть Государственный историко-культурный музей «Танбалы».
По разным причинам заграницу были вывезены ценные архивные и исследовательские документы. Ведется большая работа и будут выделяться деньги на воссоздание оригиналов и копий документов из государственного бюджета Республики Казахстан.
Одной из основных целей программ по развитию культуры в нашей республике является достижения прозрачности финансирования. Все эти программы создаются во благо граждан Республики Казахстан и правительство не преследует цели скрывать какие либо факты. Финансирование проектов, которые осуществлялись и будут осуществляться, фиксируется документально.2 млрд. тенге было выделено из республиканского бюджета на осуществление Госпрограммы «Культурное наследие». Из них на реставрацию и архивные исследования – 222 млн. 35 тысяч тенге; на создание общей системы культурного наследия – 96 млн. 87 тысяч тенге; на издание литературы национальной и мировой научной мысли – 323 млн. 222 тысячи тенге.
Одной из основных задач Программы является создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы. Не секрет, что это наше самое слабое место. Начиная с 90-х годов население республики стало меньше читать книги. Несмотря на то, что труды казахстанских писателей переиздаются и выходят в свет, много ценных произведений мыслителей Востока ещё не изучены. Поэтому Программой «Культурное наследие» предусмотрены экспедиции ученых-исследователей для изучения наследия мыслителей Аль-Фараби, Жусуп Баласагуни, Мухамед-Хайдар Дулати, Кадыргали Жалайыри в библиотеках и архивах таких городов как Казань, Уфа, Ташкент, Каир, Дамаск и др. Такие рукописи как, «Огыз-Нама», «Бабырнама», « Кодекс – Куманикус», «Книга Дедем Коркыта» представляют для казахского народа большую ценность. В планах Программы поиск рукописей отечественных и зарубежных мыслителей, запись на аудиокассеты исполнения традиционных произведений. Готовятся к выпуску «Иссык курган», «Города средних веков Казахстана», «Археология Казахстана», труды Геродота и Птолемея и др. мыслителей, также будет издан сборник о жизни арабов, персов, монгол с древних времен и до наших дней. «Слова предков», «Тупнуска», «Казахская литература в Китайской республике», «Литературное наследие», «История казахской литературы», «История казахского искусства», «Антология казахской музыки», «Лауреаты Нобелевской премии» и др. В рамках Программы вышеперечисленная литература планируется к изданию.Контроль по осуществлению данной Программы будет обеспечиваться Министерством Культуры, Информации, Науки и образования РК. По отраслям истории, этнографии, археологии, литературы, языкознания, культуры, социологии, востоковедения, фольклористики, педагогики, психологии будут вовлечены более 200 специалистов и ученых ВУЗов.
Для возрождения и развития культуры требуется улучшить условия труда для специалистов, занимающихся этой деятельностью. В настоящее время улучшились условия для эстрадных певцов, деятелям искусства вручаются госпремии, Президентские стипендии, бизнесменами нашего государства была учреждена премия «Тарлан». Но этого не достаточно. Мы не должны думать только об известных деятелях культуры, нельзя забывать и проблемах других специалистов. Например, в театре работают не только певцы. В настоящее время в театрах, музеях, библиотеках зарплата специалистов очень низкая. В известных Республиканских театрах средняя заработная плата основных работников – 10 тысяч тенге. [15]
Так же государство уделяет огромное внимание и развитию культуры на селе. Если раньше библиотеки и театры закрывались, то сейчас они начинают возобновлять свою работу. Например, с 2000 года. В Актюбинске, Костанае, Южном Казахстане открылись театры. Увеличилась численность музеев. В 2000 году их было 129, а в 2003 году – 145. За это время возобновили работу 500 библиотек, в некоторых селах открыли новые библиотеки. По сравнению с 2000 годом из местного и Республиканского бюджетов на развитие культуры села было выделено на 50 % больше средств. Если из года в год экономика Казахстана будет расти, то выделяемые средств будут увеличиваться. В Актюбинской области в настоящее время действуют 379организаций культуры и искусства всех форм собственности, в том числе 183библиотеки, 168 культурно –досуговых учреждений, 14 музеев, 3 театра, выставочный зал, областная филармония им. Г.Жубановой, государственная инспекция по охране историко-культурного наследия, областной планетарий, 2 кинотеатра, 3 Парка культуры и отдыха, областной Дом народного творчества, открыт областной Центр патриотического воспитания «Алия».В последние годы динамично развивается сеть учреждений культуры и искусства, о чем говорят следующие цифры: за десять месяцев текущего года возобновили работу и были открыты 19 учреждений культуры, из них 8библиотек, 8 клубов, 1 музей, Центр патриотического воспитания «Алия», Парк культуры и отдыха. В 183 библиотеках области книжный фонд составляет 3801,7 тыс.ед, охват читателей 216тыс.чел. Организационно методическими центрами библиотечной системы области являются областные детская, юношеская и универсальная научная библиотеки. Областная универсальная научная библиотека им. С. Баишева — крупнейшее книгохранилище Актюбинской области, книжный фонд которой составляет 321 700 документов, охват более 20тысяч пользователей. По своей структуре, тематическому и видовому разнообразию фонд библиотеки представляет собой культурную ценность. Большую работу по развитию самодеятельного народного творчества, оказанию методической и практической помощи сельским учреждениям культуры проводит областной Дом народного творчества, который ежегодно проводит конкурсы, фестивали, смотры: «Жас Даурен», «Балдаурен», айтысы, конкурсы жыршы, термеши, кюйши. Областной Дом народного творчества оказывает различные виды платных услуг населению: прокат сценических костюмов, аренда помещения, аренда звукоусилительной аппаратуры, запись фонограмм, написание сценариев, организация и культурное обслуживание юбилеев, праздников, свадеб, аренда автомашин, предоставление услуг тамады, певцов, инструменталистов, танцоров и т.д. [14]
В последние годы государство стало уделять внимание отечественному кинопроизводству. Национальной компании «Казахфильм» были выделены средства, открылся новый цех, было обновлено съемочное оборудование и открыто 420 новых рабочих мест. В целом работа ведется на должном уровне. Основная цель – становление казахстанской культуры на мировой уровень и для этого нами ведется плодотворная работа.[15]
Исторически известно, что такие выдающиеся личности, как Аль-Фараби и Султан Аз-Захир Бейбарс – выходцы из древних казахских земель. Однако этого мало, и наш долг доказать мировому сообществу то, что они являются частью тюркской культуры.Во время официального визита Президента страны Н.А. Назарбаева в Египет и Сирию было подписано Соглашение о строительстве в Дамаске мавзолея и историко – культурного центра Аль-Фараби, реставрации мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса, а также реставрации мечети Султана Аз-Захир Бейбарса в Каире. В рамках второго этапа реализации программы будет осуществлен комплекс мер по реализации положений межправительственного соглашения. Деятельность учреждений культуры направлена на повышение социальной эффективности, расширение степени доступности культурных услуг для населения. Особое внимание уделяется развитию культурно-досуговой деятельности и самодеятельного народного творчества учреждений. Так например за 2009 год в Республике Казахстан было проведено 1 069 контрольных мероприятий, на которые было потрачено 146 489,9 млн. тенге. В реализации национальных интересов Казахстана сегодня все отчетливее проявляется тенденция нового понимания культуры — как основы государственности, ресурса социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности.
Культура является важнейшим фактором духовно-нравственной, экономической и социально-политической стабильности в Казахстане.
Связь культуры с социальными и экономическими процессами, приобретая новое качество, обеспечивает овладение новыми технологиями, способствующими рационализации и повышению эффективности отраслей и всех видов общественно значимой деятельности.
Осуществление предлагаемого комплекса мер по дальнейшей реализации отраслевой программы «Культурное наследие на 2009-2011 годы» позволит:
1
повысить теоретическую и научную базу гуманитарной сферы науки Казахстана соответствующего тенденциям и направлениям мирового развития;
2
разработать единый механизм пропаганды историко-культурного наследия страны на мировой арене, учитывающий международные тенденции и направления, особенности культуры и менталитета казахского народа;
3
создать условия для развития целой отрасли науки культурологии;
4
пропагандировать национальное историческое наследие на международном уровне;
5
наладить деловые контакты с зарубежными научно-аналитическими центрами в сфере культуры, что позволит эффективно учитывать международные тренды данной сфере;
6
ввести в научный оборот все данные и материалы, собранные по стратегическому национальному проекту «Культурное наследие» на 2009 – 2011 годы;
7
включить систематизированные сведения, полученные по результатам реализации стратегического национального проекта «Культурное наследие» на 2009 – 2011 годы, в учебники и учебные программы средних и высших учебных заведений;
8
Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики.
В период, когда Казахстан вступил в новый этап строительства суверенного государства, необходимо, чтобы народ консолидировался вокруг идеи национального развития, чтобы историческое наследие стало символом единства народа и целостности страны. Настоящая Концепция позволит обеспечить сохранность и эффективное использование историко-культурного наследия, преобразовать стратегический национальный проект «Культурное наследие» на 2009 – 2011 годы в один из ключевых факторов стратегии устойчивого развития.
В настоящее время Министерство культуры финансирует учреждения и организации. Их перечень определяется правительством РК. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для Казахстана а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства.
Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:
Øоплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого, производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;
Øсодержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;
Øсодержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;
Øсодержание животных в зоопарках и цирках;
Øкомплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно — методическую деятельность;
Øматериальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;
Øоснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;
Øпроведение капитального ремонта;
Øреставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организации культуры;
Øдругие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.
Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организации культуры.
Массовая сеть государственных учреждений культуры финансируется за счет региональных и местных бюджетов. В зависимости от своего расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения различаются по масштабам деятельности, числу работников, охвату населения. Значительное количество мелких учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано в основном на бюджетное финансирование. Крупные муниципальные учреждения культуры имеют признаки юридического лица, среди которых наличие самостоятельной сметы доходов и расходов. Исходя из этого и финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.
По-разному строится и механизм общего объема бюджетных средств на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету крупной территориальной единицы делятся на две части. Первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая – для финансирования программ и мероприятий, а также обеспечения деятельности негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие отрасли. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статью расходов, при формировании которой применяется методология “от достигнутого уровня”, или же выделение средств осуществляется в определенной пропорции от расходов на содержание отрасли. За счет средств этой статьи могут финансироваться культурные программы и мероприятия как государственных, так и негосударственных учреждений культуры. В данном случае применяется программно-целевой метод обоснования и выделения средств. Этот метод можно отнести к числу новаторских. В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются, как правило, такие как:
Øсохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;
Øсохранение народных традиций (поддержка фольклорного ансамбля, центров декоративно-прикладного искусства, самодеятельного творчества и др.);
Øразвитие региональных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);
Øразвитие творчества детей и поддержки молодых дарований;
Øорганизация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни.
В условиях ограниченного финансирования при разработке той или иной программы избирается некоторая крупная социально значимая и общественно необходимая цель, которая может быть достигнута разными исполнителями. Для повышения эффективности выделяемых средств в условиях конкурентности применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа. Возможны варианты финансирования программ из различных источников. В этом случае орган управления культуры принимает долевое участие в финансировании. При оценке результативности предлагаемого набора условий, сформулированных заказчиком, расчеты и обоснования подвергаются независимой экспертизе. С участием экспертов определяются и приоритеты финансирования, для чего при главном распорядителе средств создаются экспертные советы. В его состав включаются специалисты, имеющие профессиональный авторитет в области культуры. Этот совет с максимальной объективностью оценивает каждое учреждение культуры и дает рекомендации главному распорядителю бюджетных средств и выделении средств на выполнение тех или иных мероприятий. Решение вопроса, как правило, основывается на системе критериев, среди которых целесообразность, экономическая эффективность, надежность реализации, социальная значимость, культурная преемственность, технологическая осуществимость, творческая подготовленность, методологическая обоснованность.
При подготовке учреждениями и организациями заявок на право получения государственного и муниципального заказа в области культуры важно выделить вид деятельности, самостоятельно сформулировать и оценить соответствие проводимого мероприятия установленным приоритетам и критериям финансирования.
В последние годы в экономическую и организационно-творческую жизнь органов управления и организации культуры внедряется принцип применения так называемого социально-творческого заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Процедура перечисления средств подобна процедуре финансирования программ. Однако отличительной особенностью при заключении договоров на реализацию социально-творческого заказа является то, что он разбивается на две части. Основная часть фиксируется и не может меняться ни органом управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть не фиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий и культурных услуг. Договор предусматривает определенные допуски для замены одних мероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешается вносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсных условий.
Если посмотреть на таблицу то мы можем заметить динамику финансирования учреждений культуры( кинематография и т.п), с 1995 годы по 2005 годы.
Динамика финансирования учреждений культуры( кинематография) №2
Таким образом, можно сделать вывод, что со временем финансированию учреждения культуры уделяется всё больше и больше внимания. И на 2009 год финансированию области кинематографии выделяется из бюджета около 343,7 млн.тг.
Если смотреть на ниже приведенную динамику финансирования ремонтно- реставрационных работ по сохранению памятников истории и культуры в Акмолинской области, можно сделать следующий вывод:
Без культурного наследия немыслимы современная жизнь суверенного Казахстана и перспективы его всестороннего развития. Культурное наследие является одной из основ формирования самосознания, обладает большим потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей. Мобилизация экономического ресурса культурного наследия – основа страновой регенерации. Сохранность исторической среды обеспечивает инвестиционную привлекательность республики. Она также приводит к широкому кругу непрямых выгод, которые станут достоянием всего казахстанского сообщества.
Базовый принцип государственной политики в области сохранения культурного наследия – комплексный подход к его сохранению, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития государства. Сохранение культурного наследия должно стать ключевым элементом стратегии устойчивого развития. [16] продолжение
--PAGE_BREAK--