СОДЕРЖАНИЕ
Инструменты финансового анализа и планирования: финансовая отчетность, примерная схема анализа, показатели ликвидности, коэффициенты платежеспособности, коэффициенты обеспеченности, показатели рентабельности, долговременные тенденции, процентный и индексный анализ
Формы организации бизнеса. Налоги с доходов физических лиц. Налоги с доходов юридических лиц. Финансовая система. Значение финансовых рынков. Движение средств в экономике
Финансовые институты. Распределение средств и процентные ставки. Рынки денег и капиталов. Изменение финансовой среды и финансовые инновации. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Инструменты финансового анализа и планирования: финансовая отчетность, примерная схема анализа, показатели ликвидности, коэффициенты платежеспособности, коэффициенты обеспеченности, показатели рентабельности, долговременные тенденции, процентный и индексный анализ
Бухгалтерские отчеты являются важнейшей основой финансового анализа. Перед тем как приступить к их обработке и фундаментальному анализу содержащейся в отчетности информации, аналитик должен серьезно изучить методику расчета отдельных статей.
Если финансовый аналитик выводит расчетные показатели, не обладая глубоким знанием проблематики, просто «по инструкции», основываясь на приведенных в бухгалтерских отчетах цифрах и не пытаясь понять, что за этими цифрами скрывается, то такой поверхностный подход может привести к неправильной оценке, ошибочным заключениям и, возможно, к принятию неверных решений. Каждый аналитик должен иметь это в виду и сделать все для того, чтобы избежать ошибочных выводов, сделанных в результате переоценки или недооценки определенных данных.
Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен, прежде всего, собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности (19, С. 43).
Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия является бухгалтерский баланс (форма № 1). Актив баланса характеризует имущественную массу предприятия, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческого дела (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке. В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы хозяйственного оборота предприятия по функциональному признаку. Актив баланса состоит из трех разделов. Так, в разделе 1 “Внеоборотные активы” отражаются здания, сооружения, машины, оборудование; долгосрочные финансовые вложения; инвестиции в дочерние и иные предприятия; нематериальные активы.
Раздел II актива баланса “Оборотные активы” отражает величину материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и т.д.; наличие у предприятия свободных денежных средств, величину дебиторской задолженности и прочих активов.
В разделе III отражаются непокрытые убытки прошлых лет и отчетного года.
В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.
Так, в разделе 1 актива баланса показано недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т.е. подвижность этого имущества в хозяйственном обороте, самая низкая.
В разделе II актива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, т.е. ликвидность, выше, чем элементов раздела 1. Ликвидность же денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.
В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы, прежде всего, разделяется по субъектам: перед собственниками хозяйства и перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.).
Обязательства перед собственниками (собственный капитал) состоят, в свою очередь, из двух частей:
1) из капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения хозяйства и впоследствии в виде дополнительных взносов извне;
2) из капитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности, фондируя часть полученной прибыли в виде накоплений.
Внешние обязательства предприятия (заемный капитал или долги) подразделяются на долгосрочные и краткосрочные (сроком до 1 года). Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов и др. на имущество предприятия, С экономической точки зрения внешние обязательства — это источник формирования активов предприятия, а с юридической — это долг предприятия перед третьими лицами.
Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная (перманентная) часть баланса. За ним следуют остальные статьи (8, С. 34).
Наиболее важными задачами анализа баланса являются:
оценка доходности (рентабельности) капитала;
оценка степени деловой (хозяйственной) активности предприятия;
оценка рыночной устойчивости;
оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.
Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.
На основе информации баланса внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения.
Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (форма № 5), которое состоит из следующих разделов:
1. Движение заемных средств (долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов) с выделением ссуд, не погашенных в срок.
2. Дебиторская и кредиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная), а также обеспечения (полученные и выданные).
3. Амортизируемое имущество: нематериальные активы; основные средства; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
4. Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.
5. Финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные, паи и акции других предприятий, облигации и другие ценные бумаги, предоставленные займы и др.).
6. Затраты, произведенные организацией (по элементам).
7. Расшифровка отдельных прибылей и убытков.
8. Социальные показатели: численность персонала; отчисления на социальные нужды (в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд, в Фонд занятости, на медицинское страхование).
9. Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах:
арендованные основные средства;
товары, принятые на ответственное хранение;
товары, принятые на комиссию;
износ жилищного фонда;
износ объектов внешнего благоустройства;
списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;
прочие.
Данные формы № 5 вместе с балансом и показателями формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках” используются для оценки финансового состояния предприятия.
Форма № 2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величина балансовой прибыли или убытка и слагаемые этого показателя (17, С. 56):
прибыль (убыток) от реализации продукции;
финансовый результат от прочей реализации (от реализации основных средств и нематериальных активов) и других финансовых операций;
доходы и расходы от прочих внереализационных операций (штрафы, убытки от безнадежных долгов и т.п.).
В форме № 2 представлены также затраты предприятия на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной или производственной себестоимости, коммерческие расходы, управленческие расходы, выручка нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Показаны суммы налога на прибыль и отвлеченных средств. Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей.
Таким образом, анализ финансового состояния, как составляющая часть экономического анализа, изучает финансовое состояние хозяйствующих субъектов и результаты производственно-хозяйственной деятельности. Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Основным источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам — целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам — выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Вторая группа пользователей бухгалтерской отчетности — это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.--PAGE_BREAK--
Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.
Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в их естественной форме, т.е. в форме движения капиталов [7, c. 94].
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов — это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводятся историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Можно выделить среди них шесть основных методов:
горизонтальный анализ;
вертикальный анализ;
трендовый анализ;
метод финансовых коэффициентов;
сравнительный анализ;
факторный анализ.
Горизонтальный(временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
Вертикальный(структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый анализ— сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей(коэффициентов) — расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Сравнительный(пространственный) анализ — это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными [6, c. 76].
Факторный анализ— это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Показатели, характеризующие финансовое состояние можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.
Степень платежеспособности предприятия обычно оценивается при помощи финансовых коэффициентов ликвидности:
1. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывают как отношение денежных средств и быстрореализуемых краткосрочных ценных бумаг к текущей – краткосрочной задолженности:
/>
В мировой практике достаточным считается значение коэффициента абсолютной ликвидности, равное 0,2 — 0,3, то есть предприятие может немедленно погасить 20 — 30 % текущих обязательств.
2. Коэффициент ликвидности определяют как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим обязательствам:
/>
По оценкам, принятым в международной практике, значение коэффициента должно быть 0,8 — 1.
3. Общий коэффициент покрытия, который часто называют просто коэффициентом покрытия, дает общую оценку платежеспособности предприятия. Коэффициент покрытия представляет интерес для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия. Его вычисляют по формуле
/>
Нормальное значение этого коэффициента составляет 2,0-2,5.
Финансовую устойчивостьи автономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделами актива и пассива), которая характеризуется несколькими показателями.
1. Коэффициент автономии характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Низкое значение коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств:
/>
Считается нормальным, если значение показателя коэффициента автономии больше 0,5, то есть финансирование деятельности предприятия осуществляется не менее, чем на 50% из собственных источников.
2. Долю заемных средств определяют по формуле
/>
Данное отношение показывает, сколько заемных средств привлекало предприятие на 1 руб. собственных средств, вложенных в активы.
3. Коэффициент инвестирования — соотношение заемных и собственных средств – является еще одной формой представления коэффициента финансовой независимости:
/>
Рекомендуемые значения: 0,25 – 1.
Коэффициенты рентабельности. Кроме уже рассмотренных коэффициентов рентабельности, при анализе финансового состояния рассчитывают и другие модификации, характеризующие различные стороны деятельности предприятия.
1. Коэффициент рентабельности продаж. Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия:
/>
2. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании:
/>
3. Коэффициент рентабельности оборотных активов. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства:
/>
4. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства:
/>
5. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности:
/>
Коэффициенты деловой активностипозволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Среди этих коэффициентов рассматриваются такие показатели как фондоотдача, когда речь идет о внеоборотных активах, оборачиваемость оборотных средств, а также оборачиваемость всего капитала.
Формы организации бизнеса. Налоги с доходов физических лиц. Налоги с доходов юридических лиц. Финансовая система. Значение финансовых рынков. Движение средств в экономике
Начиная собственное дело, очень важно выбрать оптимальную организационно-правовую форму своего предприятия.
В настоящее время в России существуют различные организационно-правовые формы предприятий, а также частное предпринимательство
Основные формы организации бизнеса:
Индивидуальный предприниматель
Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое самостоятельно занимается хозяйственной деятельностью.
Общество с ограниченной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью представляет собой объединение нескольких физических и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только за счет вкладов учредителей.
Акционерное общество
Открытое акционерное общество — акционерное предприятие, акции которого свободно продаются на фондовом рынке. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Закрытое акционерное общество — организационно-правовая форма предприятия, которая в целом похожа на общество с ограниченной ответственностью. Но существуют и некоторые отличия.
Закрытое акционерное общество создается, как и общество с ограниченной ответственностью, одним или несколькими учредителями. Но только акционерное общество имеет право выпускать акции, причем эти акции в закрытом акционерном обществе распределяются между его учредителями. Закрытое акционерное общество не имеет учредительного договора, а вместо него подписывается договор о создании, хотя этот документ содержит все те же пункты, что и учредительный договор общества с ограниченной ответственностью. продолжение
--PAGE_BREAK--
Во всех официальных документах перед наименованием предприятия должна присутствовать аббревиатура АО.
Товарищество
В числе организационно-правовых форм, наиболее приемлемых для повышения эффективности предпринимательской деятельности — простое товарищество или консорциум, которые являются временными объединениями для осуществления предпринимательской деятельности и достижения иных целей, является, в ряде случаев, наиболее подходящим вариантом.
Кооперативы
Кооператив — объединение лиц с целью совместной хозяйственной деятельности или совместного потребления товаров и услуг. Средства кооператива образуются из паевых и членских взносов, а также прибыли от хозяйственной деятельности. По характеру деятельности различают производственные, потребительские, промысловые, сбытовые, снабженческие, кредитные, строительные и другие кооперативы
Государственные унитарные предприятия.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Каждая из этих форм имеет свои недостатки и свои преимущества.
Выбор определенной организационно-правовой формы предприятия зависит от множества различных факторов. Набор и действие этих факторов неодинаковы для разных видов бизнеса.
Налог на доходы физических лиц – в РФ налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами. Объект налогообложения: для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, — доход, полученный от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ; для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — от источников в РФ.
Для целей налогообложения к доходам от источников в РФ относятся: а) дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; б) страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ; в) доходы, полученные от использования в РФ права на объекты интеллектуальной собственности; г) доходы, полученные от предоставления в аренду, и доходы, полученные от иного использования имущества, находящегося на территории РФ; д) доходы от реализации (недвижимого имущества, находящегося в РФ; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организации; прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу); е) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в РФ. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений; ж) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, выплачиваемые в соответствии с действующим российским законодательством или выплачиваемые иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; з) доходы от использования любых транспортных средств, включая морские или воздушные суда, трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроволочной связи, средств связи, компьютерных сетей, находящихся или зарегистрированных (приписанных) в РФ, владельцами (пользователями) которых являются налоговые резиденты РФ, включая доходы от сдачи их в аренду, а также штрафы за простой (задержку) судна сверх предусмотренного законом или договором срока, в т.ч. при выполнении погрузочно-разгрузочных работ; и) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности на территории РФ.
При исчислении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу, которая определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. При получении налогоплательщиком дохода от организаций (предприятий) и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), а также имущественных прав налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) или прав, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ. При этом в стоимость этих товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, акцизов, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога с продаж. Налоговым кодексом РФ установлены особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды, по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, от долевого участия в деятельности организации, определения доходов отдельных иностранных граждан.
Среди налогов с доходов юридических лиц можно выделить следующие виды налогов:
Налог на добавленную стоимость — взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. Ряд товаров, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождается от налога на добавленную стоимость. [2, с.112]
Налог на доходы от денежных капиталов — вид налога, которым могут облагаться дивиденды и проценты, получаемые от акций и облигаций, проценты по банковским вкладам, выигрыши по займам.
Налог на нераспределенную прибыль — налагается на нераспределенную на дивиденды часть прибыли акционерных компаний, страховых обществ, банков и других организаций-налогоплательщиков, выплачивающих дивиденды. Дополняет более общий налог на прибыль корпораций.
Налог на прибыль — существующий во всех странах с рыночной экономикой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по пропорциональным ставкам. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов, на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков, расходов на научно-исследовательские работы, на рекламу и представительство).
Налог на прирост капитала — налог на доходы физических и юридических лиц, полученные от имущественных сделок в виде продажи, дарения, обмена имущества, предоставления его в пользование другим лицам.
Налог на продажу — налог, устанавливаемый в процентах к стоимости (цене) продаваемых товаров и услуг. Разновидность акциза.
Налог на сверхприбыль корпораций — дополнительный налог на прибыль, величина которого намного превышает установленные нормы прибыли.
Налог на собственность — налог на недвижимость (землю и здания) и на личную имущественную собственность.
Налог на ценные бумаги — налог, взимаемый с эмитентов акций, облигаций и других ценных бумаг, а также налог на биржевые сделки.
Налог на экспорт и импорт — налог, уплачиваемый экспортерами и импортерами в процентах к стоимости экспортируемых и импортируемых товаров.
Налог с наследства и дарений — налог, уплачиваемый юридическими лицами при переходе имущества от одного лица к другому по праву наследования либо в виде дарения.
Налог с оборота — налог в виде процента от цены произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. Относится к числу косвенных налогов. Широко использовался в Советском Союзе, где составлял основную долю поступлений в государственный бюджет. Разновидностью налога с оборота стал налог на добавленную стоимость.
Финансовая система — взаимосвязанные звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный и коммерческий кредит, страховые и резервные фонды, фондовый рынок, финансы предприятий и организаций различных форм собственности; совокупность различных сегментов финансовых отношений, каждый из которых имеет специфику в формировании и использовании денежных средств.
Финансовый рынок – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. Функции финансовых рынков:
— активная мобилизация временно свободных средств из многих источников;
— эффективное распределение свободных ресурсов между потребителями ресурсов;
— определение наиболее эффективных направлений использования финансовых ресурсов (связано с ценообразованием);
— формирование рыночных цен на отдельные финансовые инструменты, что определяет спрос и предложение на финансовом рынке;
— осуществление квалифицированного посредничества между продавцом и покупателем финансовых инструментов (брокеры, дилеры);
— ускорение оборота средств, способствующее активизации экономических процессов.
Фактически он представляет собой совокупность институтов, направляющих поток денежных средств от кредиторов к заемщикам и обратно. Основной функцией этого рынка является трансформация бездействующих активов в ссудный и инвестиционный капитал. Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Понятие финансового рынка настолько многогранно, что без разделения его на сегменты понять принципы его функционирования невозможно.
/>
Рис. 1.
Типичное предприятие реального сектора как правило выступает в роли покупателя на финансовом рынке. Схема на рис.2 показывает связь между предприятием и рынком, а также основные финансовые инструменты, эмитируя которые предприятие сможет приобретать на рынке необходимый капитал. [8, с.42]
/>
Рисунок .2. Схема взаимодействия предприятия с финансовым рынком
Модель движения денежных средств наиболее распространена и необходима, т.к. деньги, как известно, всеобщий эквивалент, и в современной экономической системе сделать что-либо без них при прочих равных невозможно. продолжение
--PAGE_BREAK--
Финансовые институты. Распределение средств и процентные ставки. Рынки денег и капиталов. Изменение финансовой среды и финансовые инновации. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски
Финансовый институт — организация, участвующая в финансово-кредитной системе, как то: банк, страховая компания, инвестиционный фонд (инвестиционная компания), пенсионный фонд, взаимный фонд и др.
Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег, а также формирование равновесной цены. Необходимо вначале определить понятие денежной массы: денежная масса — совокупность всех денежных средств, находящихся в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве. В структуре денежной массы выделяют активную (денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот) и пассивы (денежные накопления и остатки на счетах, которые потенциально могут быть расчетными средствами), а также квази-деньги (т.е. средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов) Денежная масса подразделяется на МО, М1, М2, МЗ. МО — это денежная наличность, находящаяся в обращении. М1 включает наличные деньги и чековые вклады (в том числе дорожные чеки аккредитивы). В корзине наличных денег находится и разменная монета, составляющая обычно не более 3% наличности. Преобладающее значение в М1 стран развитой рыночной экономики имеют чековые платежи, которые в США, к примеру, обслуживают не менее 90% стоимости сделок. Такие прогрессивные формы безналичных расчетов, как чековые платежи и чековое обращение, позволяют резко сократить потребность в банкнотах. Но они «работают» лишь при одном условии: держатель чековых вкладов должен иметь возможность обратить их в наличные деньги по первому требованию. В России чековые расчеты в сфере личного потребления делают первые шаги; в отношениях между юридическими лицами они представлены в виде хорошо знакомой «безналички», но так как не выполняется это основное условие, то курс наличного рубля является более высоким по отношению к безналичному. Денежная масса М2 = М1 + срочные вклады, облигации государственных займов (так называемая потенциальная наличность). В России показатель М2 включает М1, срочные и прочие счета. Дополнительные составляющие М2 обладают способностью самовозрастать. Темп приращения М2 зависит от процентной ставки.
Срочные депозиты и государственные облигации легко реализовать — они относятся к «высоко ликвидным средствам», т. е. Обладают возможностью быть легко истраченными. Вообще понятие ликвидности предполагает наличие двух свойств: возможности использования в качестве средства платежа и способности сохранять свою стоимость. Ликвидными средствами считаются также акции и облигации частных корпораций, но степень их ликвидности ниже, чем у государственных ценных бумаг (т. е. выше плата за совершение сделок с ними) Выделяют показатель М3: МЗ = М2 + крупные вклады (депозитные сертификаты). В инфляции участвует прежде всего М1, однако при инфляционном скачке в процесс вовлекаются все большие денежные массы, определяемые последовательно параметрами М2, МЗ. Показатели М1 и М2 рассчитываются соответствующими финансовыми ведомствами и, как правило, публикуются. Обычно М2 в несколько раз превышает М1 (в России М1 составляет 1/3 М2). В денежной политике используется еще один показатель — Мх, включающий помимо М2, валютные депозиты. Денежная наличность реализует созданный в течение года валовой национальный продукт (ВВП). Однако важно помнить о том, что каждая денежная единица в течение года может участвовать в целом ряде купли продажи или платежей. Соотношение между ВВП и денежной массой (М) определяет скорость обращения денег (V). [5, с.72]
Скорость обращения денег можно выразить общей формулой:
V = ВВП/М.
Этот показатель весьма важен для регулирующей практики. Если денежная масса оборачивается медленно, то это означает, что коэффициент размещения (расходования) национального продукта низок; относительно высокая V может свидетельствовать как об достаточно быстром размещении товаров и высокой конъюнктуре, так и о недостатке платежных средств. Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа, зависит от предложения банковского сектора (под предложением денег (MS) понимается общее количество, которое складывается из М1 и М2 и М3) и спроса на деньги (т.е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную суммарную денежную массу в виде наличных денег или вкладов до востребования) Денежный рынок является частью рынка активов, на котором продаются и покупаются деньги, облигации, акции (финансовые активы), земля и недвижимость (реальные активы)
Финансовые инновации — методы, применяемые фирмами с целью осуществления сделок с новыми видами финансовых активов или в виде новых операций с действующими активами
Существует большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в существующем законодательстве. Рассмотрим два понятия, которые дополняют друг друга и охватывают общее содержание риска.
Первое определение заключается в том, что риск определяют как вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Следовательно, риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события, возможности неудачи, возможности опасности.[2, с. 56]
Второе определение риска сопряжено с понятием «ситуация риска».
Ситуацией, вообще, называется сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности. Обстановка может способствовать или препятствовать осуществлению данного действия.
При ситуации риска существует возможность количественно и качественно определять степень вероятности того или иного варианта и ей сопутствуют три условия:
наличие неопределенности;
необходимость выбора альтернативы (включая отказ от выбора);
возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив.
Ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности. При ситуации неопределенности вероятность наступления результатов решений или событий в принципе неустанавливаема. Следовательно, ситуация риска является разновидностью ситуации неопределенности, т.к. в ней наступление событий вероятно и может быть определено.
Риск — это событие, способное (в случае его реализации) оказать влияние на ход выполнения проекта. Риски существуют во всех проектах, но не всегда реализуются. Риск, который реализовался, превращается в проблему.
Риск-менеджмент — система управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе управления организацией. Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов человеческой деятельности.
Многие виды деятельности связаны с определённой долей риска. С ним сопряжены труд и отдых, спорт и быт, научно-технический прогресс. Риск может быть большим или меньшим, но избежать его вообще ни в какой деятельности невозможно. Менеджер, избегающий принятия рискованных решений, считается опасным для организации, обрекающим её на застой. Риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента. В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределённой хозяйственной ситуации. Конечная цель риск-менеджмента заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном для предпринимателя соотношении риска и прибыли.
Риск-менеджмент включает стратегию и тактику управления. Под стратегией риск-менеджмента понимается искусство управлять риском в неопределённой хозяйственной ситуации. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих основной линии развития.
В стратегии риск-менеджмента применяются следующие принципы:
1. Добиваться максимума выигрыша. Это значит, что из всех возможных вариантов вложений капитала (в промышленный проект, страховое дело и т.д.) выбирается вариант, приносящий наибольший доход при приемлемом для инвестора риске. [7, с. 76]
2. Обеспечивать оптимальную вероятность результата, то есть из всех возможных вариантов решения выбрать такое, при котором результат будет удовлетворять финансового менеджера и организацию.
3. Выбирать оптимальную колеблемость результата, то есть такое решение, при котором вероятности выигрыша и проигрыша для одного и того же вложения капитала будут иметь небольшой разрыв.
4. Достигать оптимального сочетания выигрыша и величины риска. Менеджер оценивает ожидаемые величины выигрыша (дохода, прибыли) и риска (проигрыша, убытков) и принимает решение вложить капитал в то мероприятие, которое позволяет получить ожидаемый выигрыш и одновременно избежать большого риска.
Тактика риск-менеджмента — это конкретные методы и приёмы достижения поставленной цели в конкретных условиях, выбор оптимального решения в данной хозяйственной ситуации.
Объектами управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала, страхование риска и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска, в том числе отношения со страхователем и кредиторами, между предпринимателями (партнёрами, конкурентами).
Субъект управления в риск-менеджменте — это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и др.), которая осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Направления деятельности финансового менеджера в риск-менеджменте: регулирование, то есть воздействие на объект управления с целью устранения возникающих отклонений в деятельности организации; координация (согласованность) работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов; стимулирование специалистов к заинтересованности в результатах своего труда; контроль организации работы по снижению степени риска.
Главную роль в риск-менеджменте играет получение надёжной и достаточной в данных условиях информации, поскольку это позволяет принять конкретное решение относительно действий в условиях риска. Такая информация должна включать осведомлённость о вероятности того или иного рискового события, о наличии и величине спроса на товары фирмы, о финансовой устойчивости и платёжеспособности своих клиентов, партнёров, конкурентов, о ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхования. Наличие у финансового менеджера надёжной деловой информации позволяет ему быстро принимать финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений, что, естественно, ведёт к снижению потерь и увеличению прибыли.
Риск-менеджмент может выступать и в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности, формы предпринимательства. Сфера предпринимательской деятельности риск-менеджмента — страховой рынок, где объектом купли-продажи являются страховые услуги, предоставляемые гражданам и хозяйствующим субъектам страховыми компаниями.
Международная практика позволила сформулировать некоторые правила риск-менеджмента: [1, с. 143]
Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
Надо думать о последствиях риска.
Нельзя рисковать многим ради малого.
Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.
При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.
Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.
Таким образом, финансовый менеджер, прежде чем принять решение о рисковом вложении капитала, должен: определить максимально возможный объём убытка по данному риску; сопоставить его с объёмом вкладываемого капитала; сопоставить его с финансовыми ресурсами фирмы и определить, не приведёт ли потеря этого капитала к банкротству.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализы: учебник» — М.: Финансы и статистика, 2005
Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?». — М.: Финансы и Статистика, 2006
Экономика предприятия: Учебник/ Под. ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М,2005.
Шеремет А. Д. Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий – М: ИФРА – М,2006.
Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности» — М.: Финансы и статистика, 2006
«Финансы»/ Под ред. В.В. Ковалева. М., 2006
«Финансы и кредит» Под ред. А.М. Ковалевой. М., 2006.
Крейнина М.Н. «Финансовое состояние предприятия. Методы оценки».- М. .: ИКЦ «Дис», 2005
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа» — М.: ИНФРА- М, 2006
М.А.Поморина. Проблемы финансового менеджмента российских банков. — Банковское дело № 9. 2006
Жyрнал «Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию», N 37,38 за 2006 год
Дубова И. А. «Правовой статус кредитной организации» // «Законодательство» №2 2006
Винслав Ю. Финансовый менеджмент в крупных корпоративных структурах // Российский экономический журнал. — 2005. — № 3. Ссылки (links):
yas.yuna.ru/?1879053312@0812874496yas.yuna.ru/?1879053312@0805389312