--PAGE_BREAK--1.2 Пользователи информации финансовой отчетности
В условиях рынка предприятия являются независимыми производителями. Однако финансовые результаты их деятельности интересуют достаточно большое количество пользователей информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пользователями информации финансовой отчетности являются лица, физические или юридические, которые непосредственно или опосредованно заинтересованы в деятельности организации.
К первой группе относятся те, кто связан с организацией участием в капитале, долговыми или другими хозяйственными операциями. Это администрация (руководство) компании, персонал (служащие), собственники, поставщики, покупатели и клиенты, займодавцы, инвесторы, государственные органы и внебюджетные фонды.
Вторая группа включает тех, кто использует информацию финансовой отчетности в чисто профессиональных целях. Они не заинтересованы в деятельности компании напрямую, но представляют и защищают интересы первой группы потребителей. Сюда относятся аудиторы и аудиторские фирмы, консультанты по финансовым вопросам, юристы и юридические фирмы, специалисты в области ценных бумаг и фондовых бирж (брокеры и дилеры), пресса и информационные агентства, профсоюзы, научно-исследовательские организации, регулирующие органы, широкая публика и др.
В рамках настоящей работы мы рассмотрим только первую группу. Для целей экономического анализа пользователей этой группы, как правило, подразделяют на внутренних и внешних. Критерием деления выступает информация о деятельности компании, которую могут получать пользователи в зависимости от своих интересов. Таким образом, к внутренним пользователям относят руководство компании и ее собственников, которые могут использовать в своих целях всю полезную информацию, которую можно получить по данным финансового и управленческого учета. К внешним пользователям соответственно относятся все остальные. Для анализа деятельности и финансового положения предприятия они могут использовать только финансовую отчетность, открыто публикуемую и предоставляемую компанией всем заинтересованным пользователям.
Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Определение его на ту или иную дату говорит о том, насколько рационально предприятие управляло своими финансовыми ресурсами в течение отчетного периода. Однако, как известно, партнеров и акционеров интересует не процесс, а результат, т.е. именно показатели финансовой устойчивости, которые можно определить на основе данных публичной отчетности.
Собственники заинтересованы в отчетности прежде всего для оценки эффективности использования капитала и принятия в случае необходимости соответствующих мер. Руководству организации отчетность требуется в целях осуществления управленческого учета, финансового анализа, планирования и прогнозирования, контроля за структурными подразделениями, службами и исполнителями. Она также нужна для создания благоприятного впечатления о предприятии у кредиторов и инвесторов. Финансовая отчетность также нужна для работы с контрагентами — поставщиками и потребителями продукции, в том числе с кредиторами предприятия.
Банки, кредиторы, заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить целесообразность предоставления кредитов, условия их предоставления, оценить риск по возвратности кредитов и уплате процентов. Заимодавцев, предоставляющих долгосрочные кредиты, интересует не только ликвидность предприятия по краткосрочным обязательствам, но и платежеспособность предприятия с позиции ее стабильности в будущем, т.е. интересует также информация, позволяющая судить о прибыльности бизнеса.
Инвесторов (в том числе потенциальных собственников) интересует оценка риска и доходности осуществляемых и предполагаемых инвестиций, способность предприятия генерировать прибыль и выплачивать дивиденды.
Поставщиков и подрядчиков интересует, сможет ли предприятие в срок рассчитаться с ними по своим обязательствам, т.е. ликвидность баланса и финансовая устойчивость как фактор стабильности партнера.
Покупатели и заказчики заинтересованы в информации, свидетельствующей о надежности существующих деловых связей и определяющей перспективы их дальнейшего развития.
Работники заинтересованы в информации о прибыльности и стабильности предприятия как работодателя, с целью иметь гарантированную оплату своего труда и рабочее место.
Органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций, ведения статистического наблюдения и других. По данным финансовой отчетности предприятия Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и ее территориальные агентства проводят анализ и оценку финансового состояния предприятия с точки зрения установления неудовлетворительной структуры баланса для подготовки решения по неплатежеспособным предприятиям.
Налоговые органы пользуются данными отчетности для реализации своего права (равно как и должник, кредитор и прокурор), предусмотренного Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве), на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств. Критерием для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий являются ликвидность и финансовая устойчивость предприятия.
Акционеров, собственников предприятия интересует также размер дивидендов, прибыльность предприятия в будущем, его ликвидность и финансовая устойчивость с точки зрения рискованности вложенного капитала.
Внутренние пользователи (руководители, менеджеры) на основе бухгалтерской отчетности проводят анализ и оценку показателей финансового состояния предприятия, определяют тенденции его развития, готовят информационную базу финансовой отчетности, обеспечивающую всех заинтересованных пользователей.
Информация бухгалтерской отчетности служит основой для принятия решений по инвестиционной, финансовой и операционной деятельности.
Внутренний анализ направлен на прогнозирование расширения производственной деятельности, выбора источников и возможности привлечения инвестиций в те или иные активы, сохранения ликвидности предприятия или вероятности его банкротства. Сама бухгалтерская (финансовая) отчетность может служить оценкой работы менеджеров (по коэффициентам, характеризующим финансовой положение, внешние пользователи могут судить о работе менеджеров). Кроме того, само предприятие заинтересовано в надежных партнерах и обращается к прочтению их отчетности и отчетности будущих потенциальных контрагентов.
Обеспечение пользователей (прежде всего внешних) полной и объективной информацией о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов является важнейшей задачей международных стандартов, в соответствии с которыми строятся концепции развития современного российского бухгалтерского учета и отчетности.
Согласно принятой концепции в настоящее время Минфином РФ утверждены положения по бухгалтерскому учету (стандарты), регламентирующие порядок формирования бухгалтерской информации и порядок раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Использование на практике требований по раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренных соответствующими положениями (стандартами), дает более полную информационную базу для объективного и всестороннего анализа финансового состояния предприятия, устойчивого его развития.
Таким образом, информация, в которой заинтересованы все пользователи, должна давать возможность оценить способности предприятия воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, генерировать прибыль, стабильно функционировать, а также давать возможность сравнить информацию за разные периоды времени для того, чтобы определить тенденции интересующих пользователей показателей и финансового положения в целом.
Мы видим, что у каждого партнера компании – свой критерий экономической выгодности, поэтому показатели финансового состояния должны быть такими, чтобы каждый партнер мог сделать выводы с точки зрения своих интересов.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Структура финансовых показателей предприятия
Экономический анализ и анализ финансовой отчетности имеют ряд характерных особенностей: это использование системы показателей, изучение причин изменения этих показателей, а также выявление и измерение взаимосвязей между ними. Задача анализа состоит в раскрытии и изучении причин изменения показателей, входящих в систему. Все причины этих изменений выявить практически невозможно и нецелесообразно, требуется лишь установить наиболее существенные из них.
Независимо от того, с какой целью и кем проводится анализ, при применении традиционного набора финансовых показателей важно не упустить какие-либо ключевые показатели и дать им правильную интерпретацию.
Финансовые показатели можно упорядочить по признаку операционной деятельности предприятия с учетом рыночной ориентации.
Рис. 1. Структура финансовых показателей предприятия[2]
В предлагаемом подходе основным показателем признается показатель прибыльности собственного капитала, т.е. на первое место ставятся интересы собственника. Этот показатель обеспечивается главным образом двумя факторами: прибыльностью продаж и оборачиваемостью активов. Оценка показателей ликвидности также является неотъемлемой частью аналитических процедур. Они предназначены для того, чтобы предостеречь руководителей компании от излишнего увеличения оборачиваемости. Некоторые авторы считают, что традиционные показатели ликвидности и платежеспособности в последнее время все чаще подводят финансовых аналитиков. Для анализа денежных потоков предлагается использовать информацию, содержащуюся в отчете о движении денежных средств, т.к. денежные потоки основаны на факте наличия или отсутствия денежных средств у компании. «Более надежную информацию о денежных потоках дает отчет о движении денежных потоков, цифрами которого сложнее манипулировать, т.к. они реальны, в отличие от абстрактных бухгалтерских прибыли, выручки и расходов»[3].
Отдачу от использования вложенных собственником средств можно увеличить за счет привлечения долгосрочных заемных ресурсов. Эта часть деятельности организации (финансовая) характеризуется группой показателей структуры капитала. Если организация является открытым акционерным обществом, имеет смысл анализировать рыночные показатели, т.е. прибыль на одну акцию, коэффициент дивидендных выплат и т.п.
В целом можно сказать, что оцениваются обычно группы показателей, характеризующие следующие аспекты финансового состояния предприятия:
— платежеспособность;
— кредитоспособность и финансовая устойчивость;
— оборачиваемость оборотных активов и кредиторской задолженности. Расчеты с дебиторами и кредиторами.
— использование производственных ресурсов и формирование затрат. Факторный анализ себестоимости.
— выручка и прибыль от продаж;
— движение денежных потоков;
— эффективность инвестиционных проектов;
— рентабельность имущества и капитала.
Параграф 2. Анализ финансовой отчетности
2.1Внешний анализ
2.1.1 Показатели, необходимые для кредитующих банков.
Как уже было сказано ранее, банки в первую очередь интересует вопрос о платежеспособности предприятия, т.е. о его возможности своевременно расплачиваться по краткосрочным обязательствам с помощью ликвидных оборотных средств и одновременно продолжать бесперебойную деятельность. Под средствами здесь в первую очередь понимаются деньги на счетах организации. Также потенциальными средствами для погашения долгов являются дебиторская задолженность и запасы товарно-материальных ценностей, которые при определенных условиях можно обратить в деньги.
Теоретически, предприятие готово к погашению долгов, т.е. платежеспособно, если оборотные средства превышают сумму задолженности. Однако на практике, если предприятие направит на погашение долгов все оборотные средства, то в тот же момент прекратится его деятельность, т.к. из средств производства у него останутся только основные средства. Таким образом, платежеспособным можно считать предприятие, величина оборотных средств которого значительно превышает сумму задолженности.
Понятие платежеспособности тесно связано с понятием ликвидности. «Под ликвидностью какого-либо актива понимают его способность трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена»[4]. Исходя из определения, мы видим, что чем короче период, тем выше ликвидность данного типа активов.
В практике финансового анализа для определения способности предприятия расплачиваться по своим текущим обязательствам используют показатели, рассчитываемые на основе ликвидности баланса.
Наиболее общий показатель платежеспособности (Лоб) позволяет определить, насколько устойчива ситуация в компании. Считается, что при нормальном функционировании его значение должно быть больше 1 (не в условиях инфляции). Показатель рассчитывается по формуле:
Лоб=(А1+0,5А2+0,3А3)/(П1+0,5П2+0,3П3);
где: А1 – наиболее ликвидные оборотные активы (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения);
А2 – быстро реализуемые оборотные активы (краткосрочная ДЗ);
А3 – медленно реализуемые оборотные активы (запасы, НДС, прочие ОА);
П1 – пассивы с наибольшей срочностью погашения (краткосрочная КЗ);
П2 – краткосрочные кредиты и займы, прочие краткосрочные обязательства;
П3 – долгосрочные обязательства.
Ликвидность и платежеспособность могут оцениваться с помощью ряда абсолютных и относительных показателей, которые условно можно классифицировать следующим образом:
--PAGE_BREAK--2.2 Внутренний анализ
2.2.1 Анализ эффективности управления организацией
Основными внутренними пользователями информации финансовой отчетности являются менеджеры компании (руководство). Они заинтересованы в том, чтобы предприятие развивалось динамично, максимально эффективно использовались все его ресурсы. Как известно, для своих целей руководство компании может использовать не только финансовую отчетность, но и любую другую полезную информацию, например, данные управленческого учета. Однако для целей данной работы мы будем рассматривать только те показатели, которые можно извлечь из публичной финансовой отчетности.
Существует множество показателей результативности деятельности фирмы (внутрифирменной эффективности). Для удобства их можно разделить на три группы:
1) оценка степени соответствия планам, нормам, нормативам;
2) оценка динамичности развития фирмы;
3) оценка уровня эффективности использования ресурсов фирмы.
Первая группа имеет отношение исключительно к управленческому учету, а потому в данной работе рассматриваться не будет.
Для оценки динамичности развития фирмы можно использовать систему из трех показателей: активы фирмы, объем продаж, прибыль. Их рост в динамике свидетельствует о положительных тенденциях развития фирмы. Идеальным считается следующее соотношение:
100%
где: TA – темы изменения совокупного капитала
TR – темп изменения объемов реализации
TP – темп изменения прибыли
Данная система неравенств известна как «золотое правило экономики предприятия». «Логика здесь очевидна: фирма должна расти, а сделанные инвестиции должны приносить достаточную отдачу – в противном случае бизнес неэффективен»[12].
Для оценки уровня эффективности использования ресурсов фирмы целесообразно выделить 4 основные группы ресурсов: трудовые, материальные, финансовые и средства в расчетах.
Эффективность использования трудовых ресурсов оценивается с помощью показателя производительности труда, который рассчитывается как отношение выручки от продаж к численности работников.
Оценка эффективности использования материальных ресурсов имеет большую значимость по сравнению с трудовыми ресурсами, т.к. необходимые данные приведены в балансе. Основным оценочным показателем является фондоотдача, которая определяется как частное от деления выручки на среднюю стоимость основных средств. Он показывает, сколько рублей выручки приходится на один рубль вложений в основные средства. Показатель ресурсоотдачи отличается лишь тем, что в знаменателе приводится вся сумма активов организации.
Аналогично оценивается и эффективность использования собственного капитала. Коэффициент отдачи собственного капитала – это отношение выручки к средней величине собственного капитала.
Основными показателями эффективности использования материальных ресурсов являются показатели оборачиваемости. Коэффициенты оборачиваемости рассчитываются как отношение выручки (себестоимости) к средней величине ресурса.
Например, коэффициент оборачиваемости запасов (Кобз) представляет собой отношение себестоимости к средним совокупным запасам. Он измеряется в оборотах и показывает, сколько раз в течение отчетного периода обернулись денежные средства, вложенные в запасы. В динамике его рост является положительной тенденцией, т.к. происходит ускорение оборачиваемости средств в запасах.
Период оборота запасов (оборачиваемость) определяется путем деления количества дней в отчетном периоде на коэффициент оборачиваемости. Показатель измеряется в днях и показывает, сколько в среднем дней денежные средства находились в производственных запасах.
Увеличение скорости оборота влечет за собой уменьшение остатков оборотных активов и временное высвобождение денежных средств. Замедление оборачиваемости напротив приводит к росту оборотных активов и вызывает потребность в дополнительном финансировании.
Финансовая деятельность предприятия связана с привлечением внешних источников средств. В систему показателей, характеризующих доходность финансовой деятельности можно включить рентабельность инвестиций (ROI), цену (стоимость) заемного капитала, а также коэффициенты, характеризующие структуру пассивов.
Показатель ROIпозволяет оценить способность руководства компании обеспечить необходимую отдачу от вложенного капитала.
На практике применяются различные способы расчета ROI. Например, этот показатель может быть представлен в виде отношения прибыли до налогообложения к валюте баланса, уменьшенной на величину краткосрочных обязательств.
Стоимость заемного капитала можно определить по формуле:
Цзк = %(1-Сн)/ЗК[13]
где: % — проценты за пользование заемными средствами
Сн – ставка налога на прибыль
ЗК – средняя величина заемного капитала
Показатели рентабельности собственного капитала, заемных средств и рентабельности инвестиций можно увидеть во взаимосвязи в следующем соотношении, используемом для оценки влияния эффекта финансового рычага:
Рск = ROI+ЗК/СК(ROI — Цзк)
где: Рск – рентабельность собственного капитала
ROI– рентабельность инвестиций
Цзк – цена заемного капитала
Это соотношение определяет границу экономической целесообразности привлечения заемных средств. Пока рентабельность вложений в предприятие выше цены заемных средств, рентабельность собственного капитала будет расти тем быстрее, чем выше соотношение заемных и собственных средств. Но по мере роста доли заемных средств чистая прибыль начинает сокращаться, в результате рентабельность вложений в предприятие падает, становясь меньше цены заемных средств. А это приводит к падению рентабельности собственного капитала.
Рассмотренная взаимосвязь является характеристикой эффективности финансовой деятельности предприятия, т.к. она отражает влияние на рентабельность собственного капитала условий привлечения заемных средств.
Под средствами в расчетах понимаются денежные средства, находящиеся в виде дебиторской задолженности. Эффективность управления дебиторской задолженностью в большой степени зависит от рациональности и надежности системы расчетов с контрагентами, а оценивается, как и другие активы с помощью показателей оборачиваемости.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности это частное от деления выручки от продаж на среднюю величину дебиторской задолженности в отчетном периоде. Показатель оборачиваемости в днях рассчитывается аналогично периоду оборота запасов. Снижение этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Ускорение оборачиваемости приводит к дополнительному вовлечению средств в оборот, а замедление – к оттоку средств из хозяйственного оборота.
Величину дополнительно привлеченных (высвобожденных) средств можно рассчитать по формуле:
П(В)=(В/Д)(Тоб к.п. – Тоб н.п.),
где: В – выручка
Д – длительность анализируемого периода
Тоб к.п. и Тоб н.п. – период оборота оборотных активов на начало и конец периода.
Чтобы охарактеризовать степень отвлечения денежных средств в запасах из оборота используется показатель продолжительности операционного цикла. Он представляет собой сумму показателей оборачиваемости материалов, готовой продукции и дебиторской задолженности. Благоприятной тенденцией является снижение этого показателя.
Эффективность финансовой деятельности фирмы в части расчетов с контрагентами характеризуется не только своевременностью востребования дебиторской задолженности, но и рациональной политикой в отношении кредиторов. Совместное влияние дебиторской и кредиторской задолженности на эффективность циркулирования денежных средств выражается через показатель продолжительности финансового цикла. Финансовый цикл представляет собой сумму операционного цикла в днях и периода оборачиваемости кредиторской задолженности.
Параграф 3. Учетная политика организации и ее роль в формировании представления о фирме
продолжение
--PAGE_BREAK--