Реферат по предмету "Финансы"


Финансовая система РФ 10

--PAGE_BREAK--



Рис. 2
         За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: “государство-предприятие” (ГП), “предприятие-государство” (ПГ), “государство-государство” (ГГ), “предприятие-население” (ПН), “население-государство” (НГ), “население-предприятие” (НП), “предприятие-предприятие” (ПП), “население-население” (НН), “государство-население” (ГН). Связь “государство-государство” характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь “предприятие-предприятие” отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь “население-население” определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.



2          АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2. 1 Характеристика финансовой системы РФ
Финансовая система — это совокупность подразделений и звеньев распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение. Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Поэтому в совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

·                     общегосударственные финансы;

·                     финансы предприятий и организаций.

Финансовая система в её широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

Краткую характеристику и роль отдельных структурных подразделений финансовой системы РФ рассмотрим ниже.

Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.

Бюджетная система России— это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.

Государственный бюджет Российской Федерации— форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.

Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение — финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.

Государственный кредитотражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит — это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Фонд страхованияобеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

Финансы предприятийявляются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.

Предприятия производственной сферы в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на основе полного хозяйственного (коммерческого) расчета.

Хозяйственный (коммерческий) расчет производственных предприятий основан на трех принципах: финансовой самостоятельности, рентабельности, самофинансирования за счет полученной прибыли.

Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.

Однако не все предприятия (организации) строят свою работу на принципах коммерческого расчета. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.

Таким образом, в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:

·                     финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

·                     финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;

·                     финансы государственных и муниципальных предприятий;

·                     финансы общественных организаций (объединений).

Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.

Кредитно-банковская система— это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.
2.2. Анализ финансовой деятельности государства
Деятельность государства в области финансов, реализуется прежде, всего при выполнении им следующих функций:

— распределительной, которая на государственном уровне связана с:

• межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах большей эффективности и рационального использования национального дохода;

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (обучение, социальное страхование, здравоохранение);

• перераспределением доходов между различными социальными группами населения (малоимущие, многодетные и т.д.).

— контрольной, которая проявляется в контроле за распределением ВВП и национального дохода. Реализуется эта функция через систему органов исполнительной власти.

— стимулирующей — состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов и методов может оказать воздействие на развитие предприятия, целых отраслей и экономики в целом. Как уже говорилось, финансы — экономическая и правовая категория, т.е. конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

По данным Министерства финансов РФ, динамика доходов федерального бюджета в январе-ноябре 2001 — 203 гг., например, была такова (в % к общей сумме доходов):

Таблица 1.

Динамика доходов федерального бюджета январь-ноябрь 2001 — 2003г.

 

2001

2002

2003

Налог на прибыль

15,8

14,1

9,5

НДС

33,6

39,2

40,6

Акцизы

11,3

12,8

11,4

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

20,6

21,6

17,0

Неналоговые доходы

5,7

6,7

8,2

Прочие доходы, включая целевые бюджетные фонды

13,0

5,6

13,3

Итого

100

100

100



По данным таблицы 1 видно, что по сравнению с 2001г в 2003г наблюдался рост доходов федерального бюджета, но не по всем статьям, например налог на прибыль в 2003 г уменьшился на 6,3 п.п., а налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции уменьшился на 3,6 п.п.

В последнее время в Российской Федерации возник и новый метод использования денежных средств — бюджетное кредитование. Так, в соответствии со ст. 62 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» Правительство РФ вправе осуществлять в 2000 г. расходы федерального бюджета на условиях возвратности на агропромышленный комплекс, а также на условиях возвратности и платности расходов на целый ряд мероприятий, предусмотренных этой статьей Закона. Однако законы о федеральных бюджетах, например, на 2002 и 2003 годы подобных статей расходов не предусматривали.

Государство использует фонды денежных средств также для погашения своих задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.

Остановимся на функции финансового контроля.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» функции государственного контроля с учетом распределения полномочий возложены на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и контрольно-ревизионное управление), Государственную налоговую службу РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Контроль за состоянием республиканского бюджета в Российской Федерации и его исполнением осуществляет созданный при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

В структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора.

Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.

Финансовые органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках.

Финансовый контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

Налоговые инспекции — это органы оперативного финансового контроля. Они осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы. В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитражном или гражданском суде.

 Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.

В рамках своей компетенции Федеральная служба организует проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным и иным внешнеторговым операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Итак, в целом можно заключить, что финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.
2.3  Перспективы финансового благосостояния

населения России
При разработке планов реформирования финансово-кредитной политики Российской Федерации не учитываются интересы населения, в частности — перспективы роста его сбережений. Между тем, по наблюдению ряда исследователей, для такого поверхностного отношения к благосостоянию населения есть свои предпосылки, которые кроются все в той же текущей финансовой политике. Так, например, как отмечает М.Яндиев, к настоящему времени основное звено финансовой системы РФ — бюджет — формируется во многом благодаря налогообложению добычи и реализации за рубежом полезных ископаемых (сырья) и получения так называемых нефтедолларов, а также газодолларов, никельдолларов и пр… Низкая производительность труда в стране, компенсируемая, таким образом, высокими доходами от «проедания природных ресурсов». В свою очередь данное обстоятельство обуславливает и соответствующее негативное отношение власти к фактически не производящему прибавочной стоимости населению. Необходимость последнего в этом случае вообще можно поставить под вопрос, поскольку доходы государства формируются не за счет труда граждан, а за счет банальной распродажи недр. Это негативное отношение, по мнению автора, проявляется в откровенном невнимании власти к нуждам населения.

Высказанная точка зрения находит свое подтверждение и в ходе анализа основного финансового документа страны — бюджета (причем любого уровня власти), которые ни в какой форме не нацелены на удовлетворение потребностей населения. В качестве аргумента можно назвать тот факт, что ни в одном законе о бюджете нет прямой и безусловной связи между расходованием бюджетных средств и ростом благосостояния граждан, укреплением их здоровья, улучшением экологии, усилением правопорядка. Более того, у органов власти не существует единого и объективного понимания того, что же это такое, например, благосостояние граждан и в чем заключается его рост. Для одних благосостояние — это зарплата, для других — пенсия, для третьих — бизнес. Для одних рост благосостояния — это лишние сто рублей, для других — тысяча долларов. Фактически единственными формами «заботы о населении» в современной России остаются повышение зарплаты бюджетникам и снижение подоходного налога. Кроме того, ни в одном регионе нет прямой и безусловной зависимости между, например, ухудшением экологической обстановки, определяемой на основе набора объективных показателей, и кадровой ответственностью первых лиц органа власти. Точно также не существует взаимосвязи между здоровьем граждан и, предположим, размерами бюджетного финансирования здравоохранения в данном регионе.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розробка уроків з географії
Реферат Краткое содержание Кот в сапогах Шарль Перро
Реферат Физика в школе сегодня и завтра
Реферат Виницкая область (Укр.)
Реферат HempWhy It Should Be Legalize Essay Research
Реферат Состав бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка
Реферат Модемы: использование в сетях, различия в архитектуре, сравнительные характеристики, особенности эксплуатации. Нештатные ситуации и их разрешение. Диагностика и тестирование.
Реферат Святочные гадания русских старожил
Реферат Продразвёрстка
Реферат 1. Предмет и основные понятия региональной экономики: экономическое районирование, регион, административно-территориальное образование, федеральный округ
Реферат Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации 2
Реферат Сущность и технико-экономическая оценка ультразвуковой обработки
Реферат Фізичні основи роботи комп’ютера
Реферат «Основы организации и проведения научных исследований – 2011»
Реферат Математическое моделирование работы систем массового обслуживания