Реферат по предмету "Финансы"


Финансовое планирование и проблемы его совершенствования

--PAGE_BREAK--1.2 Организация  и процесс планирования.


Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа

по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано.

Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей  и ответственности при расчете бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down  (сверху-вниз) и по методу  build-up (снизу-вверх). По методу  break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия,  форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.[4]

Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование  как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в  то время, когда возникает такая потребность.Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для

этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.


                                                                                                                                                  1.3 Финансовый план


Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:

1. Прогноз объемов реализации.

Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:

n   первый год — данные приводятся помесячно

n   второй год — данные приводятся поквартально

n   третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

2. Баланс денежных расходов и поступлений.

Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.

Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:
n   первый год — данные приводятся помесячно

n   второй год — данные приводятся поквартально

n   третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

3. Таблицу доходов и затрат.

Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:

n   первый год — данные приводятся помесячно

n   второй год — данные приводятся поквартально

n   третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

Среди анализируемых показателей выделяются:

а) доходы от продаж товаров;

б) издержки производства товаров;

в) суммарная прибыль от продаж;

г) общепроизводственные расходы (по видам);

д) чистая прибыль (строка в) минус строка г) ).

4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия.

Назначение — главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

5.График достижения безубыточности.

Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).

С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.

Стратегия финансирования и анализ развития. В этом разделе должен излагаться план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:

1. Сколько требуется средств для реализации данного проекта.

Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана «Финансовый план».

2. Источники финансовых ресурсов и форма их получения.

Источниками могут служить:

а) собственные средства;

б) кредиты банков;

в) привлечение средств партнеров;

г) привлечение средств акционеров и так далее.

3. Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них.[5]

Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.

Классическая форма баланса доходов и расходов включает четыре раздела:

1. Доходы и поступления средств.

2. Расходы и отчисления средств.

3. Платежи в бюджет.

4. Ассигнование из бюджета.

Первые два раздела могут балансироваться разделами, определяющими окончательный результат (сальдо) взаимоотношений хозорганов с бюджетом, то есть третьими и четвертыми разделами. Превышение расходов и отчислений средств над доходами и поступлениями средств финансируется привлечением средств за счет выпуска ценных бумаг за счет полученных кредитов или займов, либо целевыми ассигнованиями из бюджета — государственная субвенция для государственных предприятий. Каждый раздел баланса включает соответствующие показатели.

В первый раздел баланса включаются: чистый доход; амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд (резерв); долгосрочные кредиты банков на капитальные вложения; средства фонда накопления, направляемые на финансирование капитальных вложений и других плановых затрат; экономия от снижения себестоимости по строительным монтажным работам; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; выручка от реализации выбывшего имущества; поступления налога на добавленную стоимость и акцизов; средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве; средства от продажи ценных бумаг; прирост оборотных средств; прирост (сокращение) краткосрочных кредитных вложений банков; другие привлеченные средства.

Раздел «Расходы и отчисления средств» отражает.

Важнейшие показатели расходной части: расходы на развитие экономики (финансирование капитальных вложений, затраты на прирост оборотных средств, государственные субвенции), расходы по внешнеэкономическим операциям; отчисления в фонды потребления; расходы на социально-культурные мероприятия; расходы на управление и оборону; прирост краткосрочных кредитных вложений и средств для предоставления долгосрочных кредитов.

Сводный финансовый баланс, таким образом, представляет собой систему финансовых показателей, характеризующих финансовые ресурсы национального хозяйства. Состав показателей, включаемых в сводный финансовый баланс, показывает, что он является инструментом обеспечения сбалансированности материальных и финансовых пропорций плана социально-экономического развития страны. При построении на пятилетний период с разбивкой по годам этот баланс предопределяет масштаб и характер развития финансовых и кредитно-денежных отношений. Сводный финансовый баланс составляется по укрупненным показателям без конкретной привязки их к министерствам и ведомствам. Так, предусмотренная в нем сумма чистого дохода не распределяется по субъектам, то есть по адресам. То же касается и расходов. С помощью данного баланса подготавливается основа для адресного финансового планирования, осуществляемого в процессе составления государственного бюджета и финансовых планов хозяйствующих субъектов.

Раздел «Платежи в бюджет» включают: платежи всех видов налогов, в том числе налога на добавленную стоимость и акцизов.

В разделе «Ассигнования из бюджета» предусматриваются на следующие мероприятия: государственные централизованные капитальные вложения; операционные расходы, финансируемые по решениям правительства и местных органов власти; возмещение расходов по разнице себестоимости и цен; другие расходы целевого назначения.

Хозяйствующие субъекты с небольшими оборотами средств составляют финансовые планы, состоящие из двух разделов: доходов и расходов, где возможные ассигнования из бюджета включаются в состав доходов, а платежи в бюджет — в состав расходов.

Характерной особенностью баланса доходов и расходов является то, что в нем отражаются конечные результаты хозяйственно-финансовой деятельности, а промежуточные -обороты денежных средств — нет.

Расчеты и фиксация оборотов денежных средств осуществляются в специальном финансовом плане — платежном календаре. В разделе «Поступления» отражаются: доход от реализации продукции, работ и услуг, поступления краткосрочных кредитов банков, просроченной дебиторской задолженности, прочие поступления денежных средств, остаток средств в кассе и на банковском счете. В разделе «Расходы» отражаются затраты на приобретение товарно-материальных ценностей, оплату труда, уплату налогов, погашение ссуд банков, уплату вознаграждения интереса, прочие расходы. Таким образом, с помощью платежного календаря осуществляется оперативное финансовое планирование в течение коротких промежутков времени (от месяца до пяти дней в зависимости от объемов оборотов).

Платежный календарь дополняет баланс доходов и расходов в части конкретизации и последовательности сроков расчетов, что обеспечивает их своевременность.

Некоторые особенности имеются в финансовых планах сельскохозяйственных предприятий, организаций кооперации.

Организации и учреждения некоммерческих видов деятельности непроизводственной сферы, как правило, не имеют собственных источников доходов и финансируются из бюджета. Они ежегодно разрабатывают сметы, представляющие собой вид финансовых планов. В них указываются предусмотренные планом количественные показатели (например контингент учащихся, штатная численность персонала) и потребность в финансировании по каждому направлению затрат, рассчитанная по установленным нормам.

Путем суммирования смет отдельных организаций и учреждений формируются сводные сметы министерств, ведомств, отделов местных органов управления. Проекты сводных смет согласовываются с финансовыми органами и учитываются при составлении государственного бюджета республики.

    продолжение
--PAGE_BREAK--ГЛАВА 2. ВАЖНЕЙШИЕ ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ


Некоторые из наиболее важных показателей и характеристик содержатся в отчетном балансе. Сошлемся на такой пример (табл. 1).

Таблица 1

Компания «МОНОЛИТ»



Отчетный баланс по состоянию на 31 декабря 2010г. (тыс. у.е)



Стоимость

Амортизация

Остаточная

стоимость

ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ







Земля

20



20

Сооружения

144

40

104

Оборудование

36

12

24

Всего:

200

52

148

ОБОРОТНЫЕ ФОНДЫ







Запасы

72





Дебетовая часть счетов

100





Касса

20





КРАТКОСРОЧНЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА







Всего



192



Торговые кредиторы



64



Всего:





128

Чистые вложенные активы





276

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗА СЧЕТ:







— акционерного капитала





150

— резервов





76

— заемного капитала с 10% ставкой





50

ОБЩИЙ ВЛОЖЕННЫЙ КАПИТАЛ





276









Счет прибылей и убытков и оборота по состоянию на 31 декабря 2010г. (тыс. у.е.)

СБЫТ





400

Минус издержки сбыта





300

Валовая прибыль





100

Минус расходы





100

ПРИБЫЛЬ ОТ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ





76

Налоги





28

Прибыль после налогооблажения





48

Примечание:







1.Запас в начале отчетного периода





88

2.Дивиденты по акциям





15

3.Рыночная стоимость акции номиналом 1у.е.





2.5 у.е.




Первичные относительные показатели.Среди них прежде всего следует выделить возврат от вложенного капитала (окупаемость), который равен прибыли после налогообложения, поделенной на разность между общей стоимостью имущества и краткосрочными долговыми обязательствами и умноженной на 100%. Если подставить в формулу данные табл. 1, получим

(48/276) х 100 = 17.4%

Под вложенным капиталом понимается общая стоимость имущества (по рыночной цене) минус краткосрочные долговые обязательства. Существуют и другие определения, но для всех них отправной точкой является вышеизложенное. Отдача от вложенного капитала (ОВК) является важным показателем эффективности менеджмента.

Норма прибыли характеризуется соотношением между чистой прибылью и объемом продаж. Этот показатель оценивает приемлемость продажных цен и эффективность производства. Он равен прибыли после налогообложения, разделенной на объем сбыта, умноженный на 100%, то есть

(48/400) х 100 = 12.0%

Оборот капитала.Этот показатель характеризует соотношение между объемом сбыта и вложенным капиталом, то есть оценивает степень, до которой чистые вложенные активы генерируют сбыт. Отметим, что этот показатель выражается как коэффициент, а не как процент. Если объем сбыта равен 400, а вложенный капитал — 276, то оборот капитала составит то есть каждая единица вложенного капитала обеспечила сбыт на 1,45 у.е.

400/276 = 1.45

Соответствующий агрегатный первичный показатель равен норме прибыли, помноженной на оборот капитала:

12.0 х 1.45 = 17.4

Соотношение оборотного капитала и суммы краткосрочных обязательств.Этот показатель увязывает объем действующего капитала и платежеспособность предпринимателя.

Оборотный капитал



    192



3

——————————————

=

————

=



Краткосрочные обязательства



    64



1


Уровень ликвидностиозначает оценку способности фирмы к удовлетворению краткосрочных долговых обязательств. Определяется как отношение ликвидных фондов (т. е. оборотные фонды минус запасы) к краткосрочным обязательствам. Если ликвидные средства равны 120, а краткосрочные обязательства — 64, то уровень ликвидности составит[11, 391]

120/64 = 1.9 : 1.


    продолжение
--PAGE_BREAK--                                       


2.1 Производные относительные показатели
Оборот запасовуказывает на эффективность контроля запасов. Следует избегать чрезмерных запасов в целях препятствования неэкономичному связыванию действующего капитала. Вычисляется как соотношение издержек сбыта и среднего уровня запасов, то есть
300/((88 + 72)/2) = 3.75 (раза, или примерно каждые 97 дней).


Средний период погашения покупательской задолженностиуказывает на уровень, в пределах которого потребители оплачивают продажу в кредит. Является мерой измерения эффективности кредитного контроля. Получается при делении дебетовой части счетов на средний ежедневный объем продаж:
(100/400) х 365 = 91 (день)
Оборачиваемость кредитоввычисляется как соотношение между кредитовой частью счетов и издержек сбыта или закупок (если они известны). Полученное умножается на 365 дней:
(64/384) х 365 = 60 (дней)


2.2 Показатели доходности


Уровень доходности дивидендов— это уровень отдачи от обычных акций по отношению к их рыночной цене. Определяется как отношение дивиденда и рыночной цены акций, умноженное на 100%:
(15/2.5) х 100% = 6%
Доходность акции— указание держателю обычной акции о возможном доходе, если бы вся достигнутая прибыль была распределена. Доход означает прибыль после налогообложения применительно к держателю обычной акции, включая любые преференциальные дивиденды и т. п.

Доходность акции определяется как отношение между доходами от обычной акции и рыночной ценой акции, умноженное на 100%:
(48 : 150)/2.5 х 100 = 12.8 %
Соотношение курса акции и доходовоценивает число лет, в течение которых акция окупится (при неизменной рыночной цене).

       Рыночная цена



     2.5





——————————

=

————

=

7.8 (лет)

      Доходы от акции



48 : 150







Уровень «джиринга» капитала(Gearing) является показателем взаимосвязи между капиталом с фиксированными процентами (привилегированные акции и долговые обязательства) и обычными акциями. Компания с большим объемом обычных акций именуется низкоприводной, а компания с преобладанием капитала с фиксированными процентами — высокоприводной. Этот показатель определяется как отношение суммы привилегированных акций (если таковые имеются) и долговых обязательств к капиталу от обычных акций:

50/150 = 1 : 3
2.3 Затоваривание


Затоваривание является проблемой, возникающей в связи со слишком быстрым увеличением сбыта. В конечном счете возникает серьезный дефицит наличности, означающий, что требования по выплате зарплаты, налогов и долгов не будут удовлетворены.

Типичным примером является ситуация, когда компания принимает дополнительные заказы. Это означает наем дополнительных рабочих или сверхурочные. В то же время необходимы дополнительные закупки сырья в кредит. Если производственный цикл достаточно продолжителен, то, несмотря на то что наличные будут выплачиваться более или менее последовательно, в рассматриваемый период может и не быть дополнительных поступлений средств. Дополнительно произведенная продукция будет продаваться без замедлении, но в определенных обстоятельствах может принять форму накопления запасов. В таком случае нехватка наличности может привести к снижению цен на продукцию в целях увеличения сбыта, но это скажется на прибыльности.

Анализируя ситуацию, показанную в отчетном балансе, очень важно обнаружить признаки затоваривания. Наиболее значимыми из них являются следующие:

n   бизнес занимает гораздо больше времени, чем требуется для выплаты всех кредитов. Это не всегда просто обнаружить. Указателем может стать увеличение общих заимствований;

n   увеличение запасов без увеличения их оборачиваемости;

n   рост уровня заимствований до тех пор, пока доля заимствований по отношению к активам держателей акций не станет чрезмерной;

n   общая прибыль начинает уменьшаться;

n   любые неожиданные взлеты или падения различных показателей.

Необходимо напомнить, что лучше сравнить данные за три и более лет, чтобы исключить вероятность случайных изменений данных.

Сравнения

Внутренние сравнения

Внутренние сравнения должны делаться между подразделениями и группами продукции. Однако во многих случаях такие сравнения затруднительны, поскольку вложенный капитал и прибыль по каждому подразделению различны.

Внешние сравнения

Результаты деятельности компании должны сравниваться с итогами конкурентов, хотя это и имеет ограниченную ценность по следующим причинам:

n   счета подготавливаются на основе длительного периода;

n   разные компании имеют различия в прибылях и издержках;

n   влияние различий в направлениях деятельности;

n   использование трансфертных цен между компаниями одной группы, обусловливающее несопоставимость данных.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.