--PAGE_BREAK--· симптомы. Совершенные компанией ошибки начинают выявлять все известные симптомы приближающейся неплатежеспособности: ухудшение показателей (скрытое при помощи «творческих» расчетов), признаки недостатка денег. Эти симптомы проявляются в последние два или три года процесса, ведущего к банкротству, который часто растягивается на срок от пяти до десяти лет.
При расчете А – счета конкретной компании необходимо ставить либо количество баллов согласно Аргенти, либо «0» – промежуточные значения не допускаются. Каждому фактору каждой стадии присваивают определенное количество баллов и рассчитывают агрегированный показатель – А-счет (таблица 1.2).
Таблица 1.2. Метод А-счета для предсказания банкротства.
Недостатки
Балл согласно Аргенти
Директор-автократ
8
Председатель совета директоров является также директором
4
Пассивность совета директоров
2
Внутренние противоречия в совете директоров (из-за различия в знаниях и навыках)
2
Слабый финансовый директор
2
Недостаток профессиональных менеджеров среднего и нижнего звена (вне совета директоров)
1
Недостатки системы учета:
—
Отсутствие бюджетного контроля
3
Отсутствие прогноза денежных потоков
3
Отсутствие системы управленческого учета затрат
3
Вялая реакция на изменения (появление новых продуктов, технологий, рынков, методов организации труда и т.д.)
15
Максимально возможная сумма баллов
43
«Проходной балл»
10
Если сумма больше 10, недостатки в управлении могут привести к серьезным ошибкам
—
—
Ошибки
—
Слишком высокая доля заемного капитала
15
Недостаток оборотных средств из-за слишком быстрого роста бизнеса
15
Наличие крупного проекта (провал такого проекта подвергает фирму серьезной опасности)
15
Максимально возможная сумма баллов
45
«Проходной балл»
15
—
Симптомы
—
Ухудшение финансовых показателей
4
Использование «творческого бухучета»
4
Нефинансовые признаки неблагополучия (ухудшение качества, падение «боевого духа» сотрудников, снижение доли рынка)
4
Окончательные симптомы кризиса (судебные иски, скандалы, отставки)
3
Максимально возможная сумма баллов
12
—
Максимально возможный А-счет
100
«Проходной балл»
25
Большинство успешных компаний
5-18
Компании, испытывающие серьезные затруднения
35-70
Если сумма баллов более 25, компания может обанкротиться в течение ближайших пяти лет.
—
—
Чем больше А-счет, тем скорее это может произойти.
—
Перейдём к рассмотрению количественных методов.
Наиболее простой из методик диагностики банкротства является двухфакторная математическая модель, при построении которой учитывается всего два показателя: коэффициент текущей ликвидности и удельный вес заёмных средств в пассивах. На основе статистической обработки данных по выборке фирм в странах с рыночной экономикой были выявлены весовые коэффициенты для каждого из этих факторов.
Для США данная модель выглядит следующим образом:
Х = -0,3877 – 1,0736 х L4 + 0,0579 х ЗСп,
где ЗСп – доля заемных средств в пассивах;
если Х > 0,3, то вероятность банкротства велика;
если -0,3
если Х
если Х = 0, то вероятность банкротства равна 0,5.
Применение данной модели для российских условий было исследовано в работах М.А. Федотовой, которая считает, что весовые коэффициенты следует скорректировать применительно к местным условиям, и что точность прогноза двухфакторной модели увеличится, если добавить к ней третий показатель – рентабельность активов. Однако новые весовые коэффициенты для отечественных предприятий ввиду отсутствия статистических данных по организациям-банкротам в России не были определены.
Если первые два из этих показателей соответствуют нормативным значениям (как минимум 2 и 0,1 соответственно), то на основе динамики коэффициента текущей ликвидности рассчитывается третий показатель – коэффициент утраты платежеспособности (Куп), который оценивает, сможет ли предприятие в ближайшие три месяца выполнить свои обязательства перед кредиторами:
где З – срок выполнения обязательств перед кредиторами – 3 месяца;
Т – отчётный период в месяцах;
Ктл факт – фактическое значение коэффициента текущей ликвидности в конце отчётного периода;
Ктл нач – значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчётного периода;
Ктл норм – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности.
Если Куп 1, то в течение 3 месяцев предприятие будет платежеспособным.
Если же структура баланса по первым двум приведённым показателям признаётся неудовлетворительной, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности (Квп) за период, равный шести месяцам:
Если Квп 1, то организация в течение 6 месяцев восстановит платежеспособность.
Как уже отмечалось выше, в современной практике финансово-хозяйственной деятельности зарубежных фирм для оценки вероятности банкротства наиболее широкое применение получили модели, разработанные Э. Альтманом и У. Бивером. Они создали модели, которые являются наиболее точными в условиях рыночной экономики. Это многофакторные модели прогнозирования банкротства, которые обычно состоят из пяти-семи финансовых показателей. В практике зарубежных финансовых организаций для оценки вероятности банкротства наиболее часто используется так называемый «Z-счёт» Э. Альтмана, который представляет собой пятифакторную модель, построенную по данным успешно действующих и обанкротившихся промышленных предприятий США.[2]
Суть метода заключается в составлении и анализе аддитивной модели вида:
где Y – результирующая функция;
xi – элементы вектора факторов Х.
Значение функции Y определяется с помощью уравнения, переменные которого отражают некоторые ключевые характеристики анализируемой корпорации – ее ликвидность, скорость оборота капитала и т. д. Если для данной корпорации коэффициент превышает определенную пороговую величину, то фирма зачисляется в разряд надежных, если же полученный коэффициент ниже критической величины, то финансовое положение такого предприятия внушает опасения и выдавать кредит не рекомендуется.
В формуле Альтмана используются пять переменных:
х1 – отношение оборотного капитала к сумме активов корпорации;
х2 – отношение нераспределенного дохода к сумме активов;
х3 – отношение операционных доходов (до вычета процентов и налогов) к сумме активов;
х4 – отношение рыночной стоимости акций корпорации к общей сумме активов;
х5 – отношение суммы продаж к сумме активов.
В модели Альтмана применяется метод множественного дискриминантного анализа. Классификационное «правило», полученное на основе уравнения, гласит:
· если значение Y меньше 1,767, то фирму следует отнести к группе потенциальных банкротов;
· если значение Y больше 1,767, фирме в ближайшей перспективе банкротство не угрожает.
Позднее, в 1978 г., Э. Альтман разработал подобную, но более точную модель, позволяющую прогнозировать банкротство на горизонте в пять лет с точностью в семьдесят процентов. В этой модели используются следующие показатели:
· рентабельность активов;
· динамика прибыли;
· коэффициент покрытия процентов;
· отношение накопленной прибыли к активам;
· коэффициент текущей ликвидности;
· доля собственных средств в пассивах;
· стоимость активов предприятия.
У. Бивер предложил пятифакторную систему для оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства, содержащую следующие индикаторы:
· рентабельность активов;
· удельный вес заёмных средств в пассивах;
· коэффициент текущей ликвидности;
· доля чистого оборотного капитала в активах;
· коэффициент Бивера (отношение суммы чистой прибыли и амортизации к заёмным средствам).
Весовые коэффициенты для индикаторов в модели У. Бивера не предусмотрены и итоговый коэффициент вероятности банкротства не рассчитывается. Полученные значения данных показателей сравниваются с их нормативными значениями для трёх состояний фирмы, рассчитанными У. Бивером: для благополучных компаний, для компаний, обанкротившихся в течение года, и для фирм, ставших банкротами в течение пяти лет.
Р.С. Сайфуллин и Г.Г. Кадыков предложили использовать для оценки финансового состояния предприятий рейтинговое число:
R = 2 * Ко + 0,1 * Ктл + 0,08 * Ки + 0,45 * Км + Кпр
где Ко – коэффициент обеспеченности собственными средствами;
Ктл – коэффициент текущей ликвидности;
Ки – коэффициент оборачиваемости активов;
Км – коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции);
Кпр – рентабельность собственного капитала.
При полном соответствии финансовых коэффициентов их минимальным нормативным уровням рейтинговое число будет равно единице и организация имеет удовлетворительное состояние экономики. Финансовое состояние предприятий с рейтинговым числом менее единицы характеризуется как неудовлетворительное.
В шестифакторной математической модели О.П. Зайцевой предлагается использовать следующие частные коэффициенты:
· Куп – коэффициент убыточности предприятия, характеризующийся отношением чистого убытка к собственному капиталу;
· Кз – соотношение кредиторской и дебиторской задолженности;
· Кс – показатель соотношения краткосрочных обязательств и наиболее ликвидных активов, этот коэффициент является обратной величиной показателя абсолютной ликвидности;
· Кур – убыточность реализации продукции, характеризующийся отношением чистого убытка к объёму реализации этой продукции;
· Кфр – соотношение заёмного и собственного капитала;
· Кзаг – коэффициент загрузки активов как величина, обратная коэффициенту оборачиваемости активов.
Комплексный коэффициент банкротства рассчитывается по формуле со следующими весовыми значениями:
Кком = 0,25х Куп + 0,1хКз + 0,2хКс + 0,25хКур + 0,1хКфр + 0,1хКзаг.
Весовые значения частных показателей для коммерческих организаций были определены экспертным путём, а фактический комплексный коэффициент банкротства следует сопоставить с нормативным, рассчитанным на основе рекомендуемых минимальных значений частных показателей: Куп = 0; Кз = 1; Кс = 7; Кур = 0; Кфр = 0,7; Кзаг = значение Кзаг в предыдущем периоде.
Если фактический комплексный коэффициент больше нормативного, то вероятность банкротства велика, а если меньше – то вероятность банкротства мала.
Все вышеописанные методики диагностики кризисной ситуации (банкротства) коммерческой организации имеют ряд недостатков, которые серьёзно затрудняют их применимость в условиях переходной российской экономики:
· двух-трёхфакторные модели не являются достаточно точными. Точность прогнозирования увеличивается, если во внимание принять большее количество факторов.
· «импортные» модели Э. Альтмана и У. Бивера содержат значения весовых коэффициентов и пороговых значений комплексных и частных показателей, рассчитанные на основе американских аналитических данных шестидесятых и семидесятых годов. В связи с этим они не соответствуют современной специфике экономической ситуации и организации бизнеса в России, в том числе отличающейся системе бухгалтерского учёта и налогового законодательства и т.д. Отсутствие в России статистических материалов по организациям-банкротам не позволяет скорректировать методику исчисления весовых коэффициентов и пороговых значений с учётом российских экономических условий, а определение данных коэффициентов экспертным путём не обеспечивает их достаточной точности.
· различия в специфике экономической ситуации и в организации бизнеса между Россией и развитыми рыночными экономиками оказывают влияние и на сам набор финансовых показателей, используемых в моделях зарубежных авторов.
· в моделях зарубежных авторов не учитываются некоторые важные показатели, специфические для российского рынка, например, доля денежной составляющей в выручке.
· период прогнозирования в вышеуказанных методиках и моделях колеблется от трёх – шести месяцев до пяти лет, а в некоторых моделях срок прогнозирования вообще не указывается. В условиях нестабильной и динамично реформируемой к рыночным отношениям экономической системы России использование периода прогнозирования, равного пяти годам, как это имеет место в моделях зарубежных авторов, по нашему мнению, преждевременно, и необходимо использовать более короткие промежутки времени (до одного – двух лет).
· в некоторых методиках используются показатели, отличающиеся высокой положительной или отрицательной корреляцией или функциональной зависимостью между собой. Это приводит к ненужному усложнению этих методик, не увеличивая точности прогнозирования.
· указанные методики дают возможность определить вероятность приближения лишь стадии кризиса (банкротства) коммерческой организации и не позволяют прогнозировать наступление фазы роста и других фаз её жизненного цикла.
Таким образом, в качестве оценки кризисного положения предприятия целесообразно использовать не только качественные, но и количественные показатели.
2. Признаки, процедуры банкротства
2.1 Признаки банкротства
В законе определен понятийный аппарат, используемый для целей данного закона. Наиболее важным является определение понятия несостоятельности (банкротства).
Несостоятельность (банкротство), определяется законом как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.[3]
При этом к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные взносы в бюджет соответствующего уровня. Минимальный размер обязательств должен составлять для юридических лиц – не менее 100 000 руб.
Действие закона распространяется на все юридические лица за исключением казенных предприятий, политических партий и религиозных организаций. Отношения, связанные с участием иностранных лиц в качестве кредиторов, регулируются этим законом в случае, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Соответственно, решения судов иностранных государств по делам о банкротстве признаются на территории РФ на основе международных договоров РФ, а при их отсутствии – на началах взаимного соглашения, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Важным для применения закона является определение признаков банкротства (ст. 3). Нас в нашей работе интересует пункт 2 данной статьи, касающийся коммерческих организаций. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.[4]
продолжение
--PAGE_BREAK--Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей (ст. 4) определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. При этом арбитражным судом принимается решение об открытии конкурсного производства в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. На дату открытия конкурсного производства устанавливается величина денежных обязательств перед кредиторами и обязательных платежей в бюджет. Величина обязательств в иностранной валюте определяется по курсу ЦБ РФ на дату введения каждой процедуры банкротства.
Наличие признаков банкротства в соответствии с федеральным законом определяется размером денежных обязательств за переданные товары, работы и услуги; обязательств по займам с учетом процентов, размером задолженности вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лицам по трудовому договору, по авторским договорам, обязательств перед учредителями, обязательств перед гражданами вследствие причинения вреда их жизни или здоровью), а также размером обязательных платежей (без учета штрафных и иных финансовых санкций). Указанные штрафные и иные финансовые санкции не учитываются при определении наличия признаков банкротства.
2.2 Сущность процедур банкротства
Закон регулирует порядок и условия проведения процедур банкротства и мер по его предупреждению.
Для реализации требований федерального закона предусмотрены процедуры, по которым в законе даны необходимые определения. Это процедуры:
· наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
· финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
· внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
· конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
· мораторий – процедура приостановления исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.[5]
Основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта.
На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет, в основном, контрольно-надзорные, а также руководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК для судебного разбирательства, жалоб и заявлений лиц, участвующих в деле. Суду принадлежит руководящая роль – в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т. п.
Наблюдение – процедура банкротства, целью которой является исполнение судебного акта арбитражного суда и осуществление подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству.
Наблюдению предшествует процедура проверки требований кредитора. Эта новая процедура предусмотрена законом Российской Федерации о банкротстве и проводится после получения отзыва должника на заявление кредитора. Таким образом, только суд может подтвердить обоснованность требований кредиторов и принять решение о введении процедуры наблюдения. Если суд установит, что требования кредиторов необоснованны, он отказывает в рассмотрении заявления.
Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным АПК (глава 19), без каких-либо особенностей, за исключением обязательности проведения его в коллегиальном составе, состоящем, из не менее чем, трех профессиональных судей арбитражного суда.
В случае если должник имеет признаки несостоятельности, оснований для введения реабилитационных процедур не имеется, суд выносит решение о признании должника банкротом и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства (ст. 53 Закона).
Открытие конкурсного производства осуществляется по решению арбитражного суда о признании должника банкротом. Оно вводится сроком на один год, по ходатайству участвующего в деле лица срок может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев. Исполнение обязательств должника может быть осуществлено либо собственником имущества должника (унитарного предприятия), либо учредителями, либо третьими лицами на основе реестра требований кредиторов в любое время до окончания конкурсного производства. На основе отчета конкурсного управляющего, кандидатура которого утверждается арбитражным судом, суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Открытие конкурсного производства связано с наступлением определенных последствий с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. К ним относятся:
· наступление срока исполнения денежных обязательств и обязательных платежей с даты открытия конкурсного производства;
· прекращение начисления штрафов, пеней, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
· прекращение признания сведений о финансовом состоянии должника конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;
· прекращение исполнения требований по всем исполнительным документам и передача их судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
· требования кредиторов могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, о признании недействительными ничтожных сделок, о требовании имущества из чужого незаконного владения;
· снятие ранее наложенных арестов на имущество и прекращение наложения новых арестов;
· прекращение полномочий руководителя должника и иных органов управления должника за исключением органов управления, которые в соответствии с учредительными документами принимают решения о заключении крупных сделок и соглашений об условиях представления третьими лицами денежных средств для исполнения обязательств должника;
· руководитель должника, временный управляющий, внешний управляющий должны передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные ценности в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего;
· представители учредителей унитарного предприятия (собственника имущества должника) обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве в ходе конкурсного производства.[6]
Отдельными статьями (ст. 128, 129) Федерального закона о банкротстве регулируются полномочия конкурсного управляющего.
В Федеральном законе о банкротстве (ст. 131) дано определение имущественных ценностей должника, составляющих конкурсную массу. Это имущество, имеющееся у должника на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе данного производства. Из этого имущества исключаются имущество, изъятое из оборота, и имущественные права должника, связанные с лицензией на осуществление отдельных видов деятельности. Отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога.
Для учета конкурсной массы имущества должника управляющий имеет право привлекать бухгалтеров и аудиторов.
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
· судебные расходы должника, в том числе расходы по опубликованию сведений о введении наблюдения, о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и о прекращении конкурсного производства (ст. 28);
· расходы по выплате вознаграждения арбитражному управляющему и реестродержателю;
· расходы по текущим коммунальным и эксплуатационным платежам организации-должника;
· задолженность по оплате труда работников должника за период;
· конкурсного производства, а также за период рассмотрения вопроса о признании должника банкротом;
· требования кредиторов, возникшие и до признании должника банкротом в период после принятия арбитражным судом заявления о признания должника банкротом;
· расходы по проведению мероприятий, связанных с недопущением экологической или техногенной катастрофы в результате прекращения деятельности организации-должника;
· иные расходы, связанные с проведением конкурсного производства.
Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется ГК РФ (ст. 855). Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
· в первую очередь удовлетворяются требования граждан за причинение вреда жизни и здоровью, а также компенсация морального вреда;
· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, по оплате труда по трудовому договору и по оплате вознаграждений по авторским договорам;
· в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Новый закон о банкротстве предусмотрел, что на время введения внешнего управления проценты и пени по просроченным платежам, в том числе и налоговым, начисляться только в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского Кодекса (по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации). По окончании внешнего управления – неустойки, штрафы и пени могу быть представлены кредитором к оплате только в размере, существовавшем до введения внешнего управления.
2.3 Реабилитационные процедуры
Случаи, когда арбитражный суд по результатам судебного разбирательства выносит определение, можно условно разделить на две группы: при введении реабилитационной процедуры и при прекращении производства по делу (оставлении заявления без рассмотрения).
Законом предусмотрены две реабилитационные (другое наименование – реорганизационные) процедуры: внешнее управление и финансовое оздоровление.
Решение об их введении принимается арбитражным судом в случаях, когда должник имеет признаки несостоятельности, но предполагается, что его платежеспособность может быть восстановлена. Определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления является промежуточным судебным актом: в случае восстановления платежеспособности по результатам указанных процедур, арбитражный суд прекращает производство по делу (ст. 57 Закона), если же платежеспособность не восстановлена, арбитражный суд, как правило, принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства (ст.88, 119 Закона).
Прекращение производства по делу о банкротстве производится арбитражным судом в случаях: восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления, заключения мирового соглашения и утверждения его судом, отказа всех кредиторов от требований о признании должника банкротом, удовлетворения всех требований кредиторов, завершения конкурсного производства (ст. 57 Закона). Указанные случаи прекращения производства по делу о банкротстве можно квалифицировать как отсутствие правовой необходимости в продолжение рассмотрения дела ввиду выполнения целей банкротства – института материального и процессуального права.
Санация – реорганизационная процедура. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.
Санация предприятия проводится в трех основных случаях:
· до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
· если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает условия своей санации;
· если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.
В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм.
1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:[7]
· погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;
· погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;
· перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;
· выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.
2. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.
Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.
Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.
3. Финансово-правовые аспекты.Нормативно-правовое регулирование
3.1 Сравнительный анализ законодательств о банкротстве 1992, 1998 и 2002 гг.
Пожалуй, начать следует с того, что закон 2002 г. в несколько раз превосходит по объему Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», существовавший в России с 1992 г., что свидетельствует о более детальном подходе законодателя к проблемам банкротства в нашей стране.
Серьезные изменения внесены не только в существующую процедуру банкротства, но и в само понятие «банкрот». В соответствии с дефиницией, закрепленной в старом законодательстве, банкротом признавалось лицо «неспособное удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и бюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника». Как следует из этого определения, для признания лица банкротом суду было необходимо установить величину стоимости имущества должника, сравнить ее с величиной его задолженности, затем оценить структуру его баланса, и лишь затем сделать окончательный вывод о кредитоспособности должника. Если прибавить ко времени, которое суд должен был тратить на эти процедуры, еще три месяца, которые должны были истечь со дня наступления обязательства по оплате долга до подачи в суд иска о признании лица банкротом, то нетрудно представить, сколько времени кредитору приходилось ждать возврата своих средств. Кроме того, процедура банкротства вообще не могла применяться в тех случаях, когда стоимость имущества должника, пусть незначительно, но превышала сумму его обязательств, а структура его баланса признавалась удовлетворительной. Для кредитора такое положение вещей означало дальнейшую отсрочку возможности взыскать с должника причитающуюся сумму.
продолжение
--PAGE_BREAK--