--PAGE_BREAK--
ВВЕДЕНИЕ
Каждое предприятие нуждается в капитале: сначала при создании и строительстве предприятия, затем в осуществлении инвестиций в новое оборудование взамен устаревшего, в поддержание непрерывности производства: выплата заработной платы, покупка сырья и материалов, расходы на реализацию продукции. Финансирование этих нужд происходит как за счет собственных (прибыль, получаемая за счет осуществления различных видов деятельности, амортизационные отчисления, поступления от продажи собственных акций и др.), так и заемных средств (кредиты, субсидии и др.). Помимо этих форм существуют особые формы финансирования: лизинг, факторинг.
Особенность финансирования потребностей предприятия заключается в том, что притоки и оттоки денежных ресурсов происходят по времени разновременно и неодинаковыми по их величине. Следовательно, для того чтобы обеспечить стабильное и поступательное развитие предприятия, необходимо, чтобы оплата всех вышеназванных потребностей происходила своевременно и в полном объеме, чего можно добиться только при условии осуществления сбалансированности (равновесия) между притоком и оттоком денежных средств как по времени, так и количеству. Эта сбалансированность не является результатом чисто механического установления сроков притоков и оттоков финансовых ресурсов в результате хозяйственной деятельности предприятия. Она базируется на организации производства и реализации продукции, обеспечивающей достижение такого финансового состояния предприятия и его платежеспособности, которые позволяли бы ему успешно функционировать и вкладывать капитал в расширение производства. Это обусловливается тем, что финансовое состояние предприятия и платежеспособность — результат его производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, связанной с реализацией продукции по ценам, приносящим ему прибыль, с одной стороны, и умения эффективно распорядиться собственным и привлеченным капиталом, с другой стороны.
Актуальность финансовой политики и финансового механизма заключается в том, что финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований экономических законов, все развитие государства базируется на финансах, поэтому эта тема и ее проблемы всегда являются актуальными.
Цель работы – изучить теоретические особенности финансовой политики и финансового механизма государства, практическую её реализацию. В первой главе раскрывается финансовая политика государства, ее стратегия и тактика, механизм управления финансами предприятия. Во второй главе рассматривается анализ конкретного предприятия АО «Павлодарэнерго». Даётся его краткая характеристика, внутренняя и внешняя среда, проводится анализ основных технико-экономических показателей предприятия и делаются выводы по результатам анализа. В третьей главе рассматриваются перспективы применения финансовой политики и финансового механизма на предприятиях Казахстана.
1 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
1.1 Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики.
Финансовая политика — это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством и другими экономическими агентами в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики.
В системе материалистической диалектики финансовая политика, как и всякая другая политика, относится к надстройке, в отличие от финансовых отношений, которые она выражает, являющихся базисными — выступающими как часть производственных отношений определенной общественно-экономической формации.
Как и экономическая политика в целом, финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований экономических законов — сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической жизни общества.
Производственные отношения в обществе, определяемые экономическими законами, проявляются через категории. Экономические категории — это выражение однородных экономических отношений, которые характеризуют определенную сторону экономической жизни и представляются в абстрактном, обобщенном виде: к ним относятся цена, финансы, страхование, кредит, прибыль и т.д.
Финансы, как экономическая категория, основывается на действии экономических законов (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона возвышении потребностей, закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закона экономии времени).
Финансовая политика реализуется в реальной хозяйственной жизни через финансовый механизм. Последний представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами. Посредством финансового механизма происходит управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и денежных накоплений для выполнения государственных программ экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах действительности.
Поскольку финансы как более общая экономическая категория состоит из отдельных финансовых субкатегорий с меньшей степенью абстракции (налогов, бюджета и т.д.), то можно выделить с известной степенью самостоятельности налоговую политику, бюджетную политику, политику хозяйствующих субъектов, политику государственного заимствования и соответствующие им механизмы — налоговый, бюджетный, хозяйствующих субъектов, государственно-кредитный, финансового планирования, управления финансами, финансово-правовой, страховой.
Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодоления возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.
Финансовый механизм воплощает намеченные государством финансовые мероприятия в конкретные, адресные, реальные результаты — расширенное воспроизводство финансовых ресурсов, входящих в состав стоимости всех многочисленных элементов общественного продукта, нематериальных благ, услуг и ценностей на всех уровнях и в сферах общественно-экономической жизни. Многообразие результатов воспроизводства вызывает соответствующее многообразие форм и методов экономического (хозяйственного) механизма, составной и неотъемлемой частью которого является финансовый механизм.
Таким образом, прослеживается замкнутая круговая закономерность, когда процесс производства, определяемый экономическими законами общественной формации, наличием определенных производственных отношений и соответствующих категорий регулируется экономической политикой, которая воплощается в действие хозяйственным механизмом; последний, в свою очередь, способствует воссозданию реальных результатов воспроизводства в соответствующем количественном и качественном выражении. Эта диалектическая закономерность действует по нарастающему принципу в виде диалектической спирали (при нормальных условиях воспроизводства).
Поэтому от финансовой политики и финансового механизма, как составных частей экономической политики и механизма зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно работающий финансовый механизм способствует социально-экономическому развитию общества. Существует и обратная тенденция: если финансовая политика не в полной мере учитывает действие экономических законов или находится с ними в противоречии, то соответствующий финансовый механизм не в полной мере или не в состоянии использовать производственные возможности национального хозяйства, отрасли, региона и т.д.; в этом случае экономическое развитие общества тормозится, накапливаются негативные явления, появляются антиобщественные процессы. Такая ситуация складывается при применении административно-волевых, чрезмерно централизованных методов управления, которые игнорируют требования объективных экономических законов.
История развития государства имеет примеры противоположных подходов к решению задач общества с использованием финансов, финансовой политики и механизма ее осуществления. Так, в бытность Советского Союза использовались жесткие, чрезмерно централизованные директивные меры. Часть этих мер, относящихся к чрезвычайным, вызывалась напряженной обстановкой, необходимостью преодоления ситуаций, в которых решалась судьба государства. В ряде случаев жесткие меры, в том числе и финансовые, определялись неправильными подходами в хозяйственной жизни, волевыми, непродуманными решениями, некомпетентным руководством экономикой и финансами. В такие периоды наблюдалась, по принципу обратной связи, замедление темпов роста общественного производства, диспропорции в экономике и финансах, падение жизненного уровня народа, дефициты товаров и услуг, усиление негативных социальных проявлений в общественной жизни.
История показывает, что политика и механизм ее реализации, сориентированные на экономические интересы людей, на стимулирование их активности с использованием максимальной совокупности товарно-денежных отношений, инициативы и творчества каждого работника, приносят высокие результаты.
Финансовая политика начала периода самостоятельного развития Казахстана отличалась непоследовательностью и противоречивостью.
С одной стороны, на выбор политики оказывали влияние факторы дестабилизации в постсоветском пространстве и финансовые мероприятия вынужденно следовали проводимым в других странах, особенно в России. Это определялось общностью хозяйственных связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой общественно-экономической формации, что сопровождалась радикальной ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась так называемая «шоковая терапия» в целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных ограничений, государственной монополии на ключевые виды экономической деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального хозяйства.
С другой стороны, проводились поспешные, неподготовленные мероприятия, которые общество не воспринимало как объективно необходимые в Казахстане. В их числе волевые решения по экстренному преобразованию производственных отношений, стремление к централизации финансов, некорректный предел собственности в ходе разгосударствления и приватизации, необоснованная передача иностранным компаниям ключевых производств и отраслей национальной экономики, игнорирование интересов субъектов сферы материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения и дополнения законодательства и нормативных актов. В данном случае отсутствовала обоснованная экономическая стратегия, а тактические мероприятия финансовой политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных причинно-следственными связями, в результате — устранение негативных явлений в одном звене вызывало их возникновение в другом.
В целом это привело к значительному разрушению производительных сил, углублению структурных диспропорций, затяжному кризису экономики и общества, резкому падению жизненного уровня населения. Такова цена нарушения критериев эволюционного развития общества, в которой значительная доля связана с несоблюдением основных принципов экономической и финансовой политики.
Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.
При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:
1) разработка научно-обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;
2) формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;
3) практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.
Целью финансовой политики в Казахстане является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по обеспечению экономического роста на основе индустриально-инновационного развития, структурной перестройки национального хозяйства, активизации внешнеэкономической деятельности путем интеграции экономики страны в мировое хозяйство, бесперебойному и увеличивающемуся финансированию социальныхпрограмм. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения в рыночных процессах от инфляции, безработицы, потери доходов.
В республике продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и механизма ее осуществления.
Задачи, решаемые финансовой политикой:
а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;
б) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;
в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.
При проведении финансовой политики важное значение имеют осуществление следующих принципов финансовой политики:
— соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, прогнозов и планов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;
— обеспечение планомерной организации финансовых отношений;
— сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
— создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);
оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.
1.2 Тактика финансовой политики государства
Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодоления возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.
В программах развития экономики и углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому оздоровлению экономики и активизации денежно-кредитной политики, развития потребительского рынка с расширением доли отечественных производителей, обеспечении стабильности производства, укреплении хозяйственных связей. Основными направлениями развития рыночных отношений являются:поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры.
В соответствии с этими программами финансовая политика и деятельность финансовой системы в переходный период к рынку направлены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную их мобилизацию в бюджет, другие целевые фонды бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных программами и планами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого экономического роста.
Как ближайшая цель — решить проблему финансового оздоровления национального хозяйства на основе стабилизации экономики.
1.3 Механизм управления финансами предприятия
Перед предприятием постоянно возникают вопросы: куда и когда, в каком количестве следует вкладывать имеющиеся финансовые ресурсы, как их оптимально распределить по производственным нуждам (рисунок 1).
Каждое из вышеназванных направлений имеет свои особенности проявления. Но, несмотря на их различие при принятии управленческого финансового решения следует исходить из того, что, во-первых, финансирование должно происходить в тех направлениях, которые дают максимальную отдачу как по времени, так и экономическому эффекту; во-вторых, все расходы должны быть покрыты в основном собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников; в-третьих, финансирование того или иного направления должно осуществляться на основе оптимизации источников денежных средств.
Рисунок 1 Основные направления приложения финансовых ресурсов
Такую функцию выполняет подсистема управления финансами предприятия. Это обусловливается тем, что финансовое управление на основе финансовой оценки результатов от действий, связанных с производством продукции или оказания услуг, их продажей и покупкой сырья и материалов и т.д., определяет их приемлемость с позиций реализации целей развития предприятия, с одной стороны, и устанавливает условия в финансовых терминах, позволяющие обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия, с другой стороны. Кроме того, управление финансами позволяет максимизировать благосостояние собственников предприятия (акционеров) через оптимизацию распределения прибыли и/или стоимости капитала, что является конечной целью деятельности предприятия.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рисунок 2 Многоуровневая функциональная система управления финансовой деятельностью предприятия
В отличие от других подсистем управлению финансами предприятия присущи следующие особенности: высокий динамизм в управлении, что связано с большой динамичностью изменений текущих операций на рынке; ориентация текущих финансовых решений на стратегические цели по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами; большое разнообразие форм осуществления финансовой деятельности, что выражается прежде всего в наличии большого набора платежных инструментов как по получаемым доходам, так и по осуществляемым расходам; различные источники получения средств для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности; разнообразные схемы кредитования, в том числе и формирование кредиторской задолженности;
— применимость финансовой оценки и к «нефинансовым» управленческим решениям, это объясняется тем, что в финансовых терминах можно описать большинство из управленческих решений по производству, рынкам, инвестициям.
К функциям финансового менеджмента как специальной области управления предприятием относят указанные на рисунке 2.
Каждая из вышеназванных функций характеризуется своими целями и методами их реализации.Так, например, для управления активами важно следующее: выявление реальной потребности в активах исходя из предусматриваемых масштабов производственной деятельности предприятия и оптимизация состава активов с позиций комплексного их использования; обеспечение ликвидности оборотных активов; ускорение их оборачиваемости, а также выбор эффективных источников их финансирования.
В то же время для управления капиталом основным является обеспечение его возрастания (капитализация), а управление денежными потоками направлено на сбалансированность между притоками и оттоками как по их величине, так и по срокам.
Исходя из сущности управления финансами предприятия его можно представить в виде интегрированной системы, состоящей из подсистем управления финансовыми отношениями и управления денежными фондами (рисунок 3).
Рисунок 3 Система управления финансами предприятия
Из рисунка 3 следует, что финансовые отношения как в самом предприятии, так и с другими субъектами рынка характеризуются своей многогранностью. Так, отношения внутри предприятия охватывают производственно-платежные аспекты как в области производства, так и выхода предприятия на рынок со своей продукцией. Финансовые отношения предприятия связаны с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами. Это выражается в основном с перечислением туда налогов и отчислений.Вместе с тем функционирование финансовых отношений предполагает наличие источников получения финансовых средств. Но это только одна сторона вопроса, другая заключается в том, что результативность этих отношений во многом зависит от оптимизации источников образования денежных средств на предприятии и их эффективном использовании. Именно в этом проявляется интегрированность системы управления финансами.
Действенность интегрированной системы управления финансами предприятия (рисунок 3) будет достигнута, если она в своем построении и функционировании придерживается ряда принципов управления. Основные из них:1. Интегрированность системы управления финансами с общей системой управления. Это позволяет, с одной стороны, нацелить все финансовые ресурсы на эффективную реализацию стратегических и текущих задач, стоящих перед производственно-хозяйственной деятельностью, а с другой стороны, дать оценку результатов различных видов деятельности в финансовых терминах и тем самым создать условия для выбора эффективного варианта развития предприятия с позиций достижения лучших конечных результатов. 2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Дело в том, что распределение и использование финансовых ресурсов и вытекающая отсюда организация денежного оборота теснейшим образом взаимосвязаны. 3. Неповторяемость принимаемых управленческих решений в силу динамичности развития хозяйственной среды. 4. Оценка принимаемых финансовых решений должна основываться на взаимосвязанной системе показателей и критериев. Соблюдение этих принципов и особенностей развития финансового менеджмента позволит сформировать должный ресурсный потенциал предприятия, обеспечивающий его высокую конкурентоспособность и стабильное экономическое развитие предприятия в стратегическом плане.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО»
2.1 Краткая характеристика предприятия АО «Павлодарэнерго»
Акционерное общество «Павлодарэнерго» представляет собой предприятие по производству, транспортировке и реализации тепловой и электрической энергии.
Акционерное общество «Павлодарэнерго» зарегистрировано Управлением юстиции Павлодарской области в качестве хозяйствующего субъекта 27июня 2002 года.
Энергетика Павлодарской области имеет свою историю. Она начала свое развитие со строительства в 1955 году Экибастузской ТЭЦ и павлодарской ТЭЦ-2. Это были первенцы энергосистемы, небольшой мощности, которые обеспечивали электрической и тепловой энергией Павлодар, Экибастуз, Ермак, комбинат «Майкаинзолото» и рабочий поселок Майкаин. За годы восьмой и девятой пятилеток с вводом в строй энергоемких промышленных предприятий строились и павлодарская ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3. В 1975 году вступила в строй действующих Ермаковская ГРЭС. В 1961 году было создано «Павлодарэнерго». Эта организация объединила все энергетические объекты и электросети в единую энергосистему. Павлодарская энергосистема имела мощность по выработке электроэнергии в 3088 тысяч кВт и была самой большой в республике. Электрическая энергия транспортировалась по линиям электропередачи в Омскую, Карагандинскую, Целиноградскую, Семипалатинскую области и Алтайский край. Создание энергетических систем является ведущим направлением в развитии электроэнергетики. Высокая экономическая эффективность энергетических систем прослеживается в целом ряде преимуществ, из которых основными являются повышение надежности и бесперебойности энергоснабжения, снижение максимумов нагрузки в системе за счет выравнивания суточных графиков нагрузки, экономия топлива на станциях в результате наиболее экономичных режимов их загрузки. Все это обуславливает снижение издержек производства и себестоимости энергии, как на отдельных станциях, так и по системе в целом.
Акционерное общество «Павлодарэнерго» осуществляет свою хозяйственную деятельность на основании действующего законодательства и Устава.
АО «Павлодарэнерго» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счет в банке, круглую печать с указанием своего наименования, товарный знак, торговую марку, логотип и иные фирменные реквизиты и атрибуты, действует на основании полного хозрасчета и самоокупаемости.
Общество обладает имуществом, обособленным от имущества своих участников, несет ответственность по своим обязательствам в пределах имущества и не отвечает по обязательствам своих участников.
2.2 Внутренняя и внешняя среда предприятия
Любая фирма функционирует в двух состояниях: как замкнутая внутренняя система и как элемент общей экономической системы государства. В этом смысле принято говорить о внутренней и внешней среде бизнеса.
Внешняя среда может быть охарактеризована следующими элементами, оказывающими существенное влияние на деятельность предприятия: правовая система государства, политическая ситуация, физическая, географическая и технологическая среда, экономическое состояние и обстановка в обществе, социально-культурная среда, партнерская финансово-кредитная сфера, а также сфера международного экономического сотрудничества.
Партнерская финансово-кредитная сфера определяет финансовые, оперативные и деловые возможности предприятий. Ее формируют предприятия-поставщики и предприятия-покупатели; коммерческие банки; финансовые и инвестиционные компании, пенсионные фонды, страховые компании; аудиторские и нотариальные конторы; транспортные фирмы; рекламные бюро; организации средств связи и коммунальных услуг; информационные службы и другие контрагенты фирмы.
Проблему выбора надежных бизнес-партнеров фирма решает обычно тремя способами. Во-первых, стремятся иметь деловые отношения, прежде всего, с постоянными и проверенными партнерами. Во-вторых, большинство договоров заключают обычно с дополнительной подстраховкой в виде специальных форм контрактов. При этом часто для защиты от возможных рисков привлекают страховые компании. В-третьих, оплачивают специальные услуги банков и других организаций по предоставлению информации о финансовом состоянии предполагаемого партнера.
Успех предприятия связывают с тем, насколько удачно оно контактирует с
внешней средой. Макросреда характеризуется тем, что АО «Павлодарэнерго» должно учитывать воздействие макросреды и ее реальное состояние,
микросреда характеризует взаимодействие с другими хозяйствующими
субъектами.
К микросреде относятся поставщики и потребители.
Основными поставщиками в АО «Павлодарэнерго» являются:
- ТОО «Ерт1с-ОРДА», поставляющее уголь;
— ТОО «Теплокомплект-Павлодар», который является поставщиком реагентов:
— ТОО «SUNRISЕ-Плюс» поставляет спецодежду и спецобувь;
— АО «Казэнергокабель».
В число потребителей входят:
— АО «Энергоцентр»;
— АО «ПНХЗ»;
— АО «КРЗ»;
— АО «Каустик».
Трудовые ресурсы — наиболее подвижная часть производственных сил. Это — люди с их способностью производить продукцию и услуги в процессе переработки материальных ресурсов с помощью технологий, путём использования знаний, умений, навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы, физических и интеллектуальных способностей. Однако для организации производственной деятельности покупаются не способности людей как таковые, а право на использование этих способностей в течение оговоренного контрактом времени для создания определенного вида благ. В современных условиях обучение персонала и повышение квалификации рассматривается фирмой как процесс образования человеческого капитала.
В современном обществе для экономической деятельности важное значение приобрел такой весьма специфический фактор производства как информация. Информационные ресурсы в целом, как и информационные технологии играют особую роль, являясь важнейшим условием координации как непосредственно процесса производства, так и управления фирмой. продолжение
--PAGE_BREAK--