Курсоваяработа на тему:
«Финансовыйконтроль и аудит»
ПЛАН
Введение… стр. 2
I. Необходимость,задачи и принципы
финансового контроля
1.1. Необходимость финансовогоконтроля… стр. 5
1.2. Задачи и принципы финансовогоконтроля… стр. 6
II. Организация финансового контроля в Украине
2.1. Органы общегосударственногоконтроля… стр. 8
2.2. Другие органы финансового контроля… стр. 12
III. Формы и методы финансового контроля
3.1. Формы и методы финансовогоконтроля… стр. 14
3.1.1. Методы фактической проверки… стр. 14
3.1.2. Методы документальной проверки… стр. 19
3.1.3. Ревизии и проверки в финансовом контроле… стр. 23
IV. Сферы применения и принципы аудита
4.1. Необходимость и применениеаудита… стр. 24
4.2. Требования, предъявляемые каудиту… стр. 25
4.3. Цели, задачи и основныевиды аудита… стр. 26
4.4. Основные принципы и нормы(стандарты) аудита… стр. 29
V. Практика проведения аудиторскойпроверки… стр. 36
Выводы… стр. 41
Список литературы… стр. 43
Введение
Преобразование системы хозяйствованияставит вопрос о принципиальных изменениях в реализации контрольной функции каквнутри предприятия, так и со стороны внешних контролирующих органов. Этообъясняется тем, что большая часть органов контроля формировалась в недрахкомандно-административной системы управления. Их структура, цели и функции отображалипотребности этой системы.
Изменение отношений собственности,появление новых типов предприятий с принципиально новыми организационнымиструктурами управления предусматривают постепенное развитие контроля какнеотъемлемой части рыночной инфраструктуры. Повышение эффективности внешнегоконтроля за деятельностью предприятий отнюдь не исключает четкой организациисистемы внутреннего хозяйственного контроля.
Проблема состоит в оптимальномрегулировании степени вмешательства государства при реализации им контрольнойфункции в дела определенного хозяйничающего субъекта.
Рыночные отношения в Украине должныразвиваться цивилизованным путем, а доверие между деловыми партнерамиосновываться на надежной и полной информации о финансовых результатахдеятельности хозяйничающих субъектов.
Решение данной проблемы невозможнобез создания системы независимого финансового контроля — аудита.
Суть и содержание контроля не могутбыть основательно раскрыты в отрыве от сферы управленческой деятельности, которуюон обслуживает.
Финансовый контроль в экономическойлитературе часто неоправданно определяют как «контроль гривной». Насамом деле финансовый контроль, который осуществляется как внутри предприятия, таки относительно предприятия со стороны государства и негосударственных органовконтроля, реализуется с помощью финансовых инструментов (цена, прибыль,кредит), обусловленных товарно-денежными отношениями.
Объектом применения финансовогоконтроля является комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений сферыматериального производства и непроизводственной сферы. Итак, вместотрадиционного термина «финансовый контроль» целесообразно употреблятькатегорию «хозяйственный».
Будущее видение степени примененияфункции финансово-хозяйственного контроля формировалась тысячелетиями инеотрывно связано с возникновением, становлением и развитием функции учета(период — приблизительно 6 тысяч лет). Контрольная мысль зарождалась иразвивалась на фоне эволюции учетной.
На развитие функции контроля в Россиина всей ее территории, включая и окраины (современную территорию Украины),повлияли идеи немецкой научной школы. Акцент на процедурном, математическомаспекте не давал возможности рассматривать функции аудита и контроля, неотождествляя их. Это приводило к тому, что на элементы метода бухгалтерскогоучета «полагались надежды» по реализации контрольной функции учета.
К XVIII столетию в Украинесуществовала собственная судебная та юридическая система. В этот период бухгалтерскийучет Восточной и Центральной Украины развивался подобно учету в России.Относительно учета в Западной Украине, то он развивался под влиянием польскоймодели, которое в свое время формировалась в границах идей немецкой научнойшколы.
Вопрос о связи и самостоятельностифункций учета и контроля становится предметом раздумий на страницах специальнойлитературы как относительно управления, так, в частности, и относительно учета.
Анализ эволюции функцииконтроля с помощью изучения концептуальных основ национальных школ даетвозможность сделать вывод о том, что:
1) исторически функция контроляразвивалась, отображая все изменения того ли другого экономического порядка,той или другой эпохи общественного развития;
2) становлениегосударственности предусматривало наличие контроля, целью которого есть защитаинтересов государства относительно формирования государственного бюджета,контроля эффективности использование его средства;
3) деление сфер деятельности иинтересов между собственниками капитала и исполнительной дирекцией в лиценанимаемых служащих обусловило реализацию функции контроля в форме независимогофинансового контроля — аудита.
Кроме того, анализ теоретическихконцепций четверых национальных школ по проблемам учета (итальянской, немецкой,французской и англо-американской) дает основание утверждать, что любая из них,кроме англо-американской, функцию контроля не считала самостоятельной иотождествляла с учетом.
Причина этого состояла впреувеличении значения любого из элементов метода бухгалтерского учета(документирование, инвентаризация, стоимостная оценка, счета, двойная запись,балансовое обобщение, отчетность). Все эти элементы, образовывая накопленияучетно-экономической информации, не могут обеспечить реализацию функцииконтроля за законностью, экономической целесообразностью действий должностныхлиц относительно решения хозяйственных операций, их осуществления, принятия ихна учет и т.п.
Это в определенной мере было одним изфакторов, которые сдерживали прогресс развития как теории, так и практикиреализации обоих функций управления.
И только обращение к психологическимаспектам учета с целью преобразования его на орудие управления дало возможностьубедиться в прогрессивности идеи осознание самостоятельности и универсальностифункции контроля. Ее синтезирование с учетной и аналитической дает возможностьформировать представление о концепции информации и управление, обучетно-аналитической системе (УАС), которая дает возможность менеджерам любогоуровня на ее основе принимать управленческие решения. В данном случае речь идето внутрихозяйственном учете или системе контролинга, которая является одним изважнейших блоков информационного обеспечения системы контроля на микроуровне.
I. Необходимость, задачи и принципы
финансового контроля
1.1. Необходимостьфинансового контроля
В современныхусловиях создания основ рыночного хозяйства особое значение приобретаетфинансовый контроль.
В результате финансовогоконтроля различные уровни управления должны получить информацию о фактическомсостоянии бизнеса, финансах организации, выполнении обязательств по налогам,внебюджетным платежам, а так же использовании бюджетных средств. При этомэкономические интересы государственных органов управления, налоговых служб,администрации организации, его коллектива, учредителей и акционеров несовпадают. Каждая из сторон «тянет одеяло в свою сторону», т.е. стремитсяполучить максимальную выгоду для себя.
Государство заинтересовано вполучении максимума налогов и различных сборов для покрытия бюджетных расходов.
Хозяйственные субъектыстремятся получить большую массу прибыли, но при этом сократить налоги иразличные сборы в бюджет. В ряде случаев это достигается не за счет наращиванияобъемов производства и улучшения качества продукции, совершенствования технологиии организации производства, а за счет мошенничества, поиска различныхразночтений в законодательстве с тем, чтобы вносить в бюджет меньше налогов исборов. Иногда это достигается путем искажения учетных данных.
В то же время интересы вполучении информации у разных субъектов совпадают.
Банкам и заимодавцамнеобходима достоверная информация о прибылях и платежеспособности организаций.Их интересует способность организации погасить долги по кредитам и займам,платежи по процентам.
Фондовые биржи желаютполучить максимум дохода от покупки и продажи ценных бумаг. Поэтому онизаинтересованы в получении объективной информации о состоянии и перспективахразвития финансового положения своих клиентов. То же можно сказать обакционерах. Они озабочены вложенными средствами в организацию и размерамидивидендов. Их интересует реальная информация о развитии организации, ееперспективах, прочности финансового состояния.
Таким образом, каждыйхозяйствующий субъект, банки и физические лица, находящиеся во взаимоотношедниях с организациями, заинтересованы в получении достоверной информации об ихдеятельности. Владелец организации заинтересован в том, чтобыгосударство и третьи лица, от которых зависит дальнейшее развитие деятельности,были уверены в объективности информаци. Что касается пользователей информации,то они чаще всего не имеют специальных навыков для проверки достоверностиинформации или времени и материалов для такой проверки. Поэтому инициатива поизысканию таких возможностей в основном проявляется самим владельцеморганизации.
В таких условиях дляудовлетворения интересов владельца организации и других пользователейинформации о финансовой деятельности организации возникает необходимостьприбегать к получению доказательств о достоверности показателей учета, балансаи финансовой отчетности. Такие доказательства могут быть получены припроведении контрольно-ревизионных процедур учреждениями финансового контроля.Тем самым удовлетворяются потребности в объективной информации владельцаорганизации и других заинтересованных сторон.
Наличие достовернойинформации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала идает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономическихрешений.
1.2. Задачии принципы финансового контроля
Финансовый контроль – это один из элементов управленияфинансами; особая деятельность по проверке правильности стоимостногораспределения валового национального продукта, образования и расходованияфондов денежных средств.
Важнейшимипринципами финансового контроляявляются:
– независимость;
– гласность;
– превентивность (предупредительныйхарактер);
– действенность;
– регулярность;
– объективность;
– всеохватывающий характер.
В зависимости от субъектов, которыеосуществляют финансовый контроль, различают следующие его виды:
1. Государственный финансовыйконтрольпроводят государственные органы власти и управление. Весь государственныйконтроль делится на общегосударственный и ведомственный.
· общегосударственныйконтроль имеетчрезвычайно большое значение, от его организации и действенност во многомзависят пути экономического развития общественного производства, уровеньблагосостояния населения, масштабы теневой экономики и экономическихпреступлений. Проводят общегосударственный контроль Кабинет Министров,Министерство финансов, Государственная налоговая администрация и Государственнаяконтрольно-ревизионная служба, местные государственные администрации,Государственный таможенный комитет и др.;
· ведомственныйфинансовый контрольприменяется только по отношению к подведомственным предприятиям и организациями проводится контрольно-ревизионными подразделами министерств и ведомств. Впоследние годы в связи с ликвидацией большого количества министерств,появлением предприятий новых форм собственности масштабы ведомственного финансовогоконтроля значительно сократились.
2. Общественный финансовыйконтроль –осуществляют обществен-
ные организации (партии,движения, профсоюзные организации).
3. Аудит – новый вид финансового контроля.Это независимый внешний
финансовый контроль, основанный на коммерческихосновах.
II. Организация финансового контроляв Украине
2.1. Органы общегосударственногоконтроля
Важнейшее место среди органов,которые проводят общегосударственный контроль, принадлежит Государственнойналоговой администрации Украины и Государственной контрольно-ревизионной службе Украины.
1.Государственная налоговаяадминистрацияявляется центральным органом исполнительной власти, имеет статус министерства,состоит из Государственной налоговой администрации Украины, Государственной налоговойадминистрации в Автономной Республике Крым, областях, районах, городах ирайонах городов.
Главными задачами Государственнойналоговой администрации Украины являются:
· контроль засоблюдением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой исвоевременностью уплаты в бюджеты налогов, сборов, других обязательныхплатежей, установленных законодательством;
· принятие решенийотносительно наложения финансовых санкций и административных штрафов нанарушителей налогового законодательства и обеспечения их взыскания;
· защита интересовгосударства в судебных органах в делах, которые касаются уплаты налогов,собрания и других обязательных платежей;
· принятиенормативных и методических документов по вопросам налогообложения,бухгалтерского учета и отчетности на выполнение соответствующих законодательныхактов.
Права, которыми пользуютсягосударственные налоговые администрации:
1) осуществлять на предприятиях, вучреждениях и организациях всех форм собственности проверки бухгалтерской ифинансовой документации, связанной с начислением и уплатой налогов и сборов;получать от служебных лиц и граждан объяснения, справки по вопросам налогообложения;
2) получать бесплатно от предприятий,учреждений и организаций (включая банковские и финансовые), граждан справки продеятельность, полученные доходы, затраты, счета и другую информацию, в т.ч.такую, которая необходима для формирования информативного фондаГосударственного реестра физических лиц-плательщиков налогов и других обязательныхплатежей;
3) обследовать любыепроизводственные, складские, торговые и прочие помещения субъектовхозяйствование независимо от форм собственности и граждан;
4) требовать от руководителей идругих служебных лиц, предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан,которые проверяются, устранения выявленных нарушений законодательства проналоги и другие платежи, про предпринимательскую деятельность;
5) приостанавливать операциипредприятий, учреждений, организаций и граждан по счетам в финансово-кредитныхучреждениях;
6) изымать документы, которыесвидетельствуют про утаивание (занижение) объектов налогообложения, неуплатуналогов и платежей, а граждан -предпринимателей, которые нарушают порядокведения предпринимательской деятельности– регистрационное свидетельство, патенты с последующей передачей материалов онарушениях органам, которые выдали эти документы;
7) применять к предприятиям,учреждениям, организациям и гражданамфинансовые санкции, которые бываютдвух видов:
· при выявлениизаниженных сумм налогов и других платежей – в двойном размере доначисленныхсумм, а в случае повторного нарушения на протяжении года – в пятикратномразмере;
· занепредоставление или несвоевременное представление государственным налоговымадминистрациям налоговых деклараций, расчетов, аудиторских выводов идокументов, необходимых для вычисления и начисления налогов, сборов, платежей –в размере 10 % подлежащих к уплате сумм;
8) взымать в бюджеты игосударственные целевые фонды доначисленные по результатам проверок суммыналогов, платежей (суммы недоимки);
9) за несвоевременное выполнениебанковскими и другими финансово-кредитными учреждениями распоряженийгосударственных налоговых администраций про неопровержимое взыскание налогов,взносов, собрания, а также поручений субъектов хозяйствования и граждан наоплату этих платежей взымать с указанных учреждений пеню за каждый деньпрострочки, в размерах, установлених действующим законодательством;
10) накладыватьадминистративныештрафы на конкретных должностных лиц, граждан, виновных в нарушенияхдействующего финансового законодательства.
Размеры административных штрафовустанавливаются в определенных количествах необлагаемых налогами минимумов доходов граждан в зависимости от характера нарушений;
11) пользоваться беспрепятственно вслужебных целях средствами связи, которые принадлежат предприятиям, учреждениями организациям независимо от форм собственности;
12) в случае выявлениязлоупотреблений давать поручения органам государственной контрольно-ревизионной службы на проведение ревизий;
13) требовать от руководителейпредприятий, учреждений, организаций, которые проверяются, проведенияинвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств ирасчетов; в нужных случаях опечатывать кассы, составы, архивы;
14) предоставлять информацию изГосударственного реестра физических лиц – налогоплательщиков и другихобязательных платежей другим государственным органам соответственнодействующему законодательству.
2. Государственнаяконтрольно-ревизионная служба Украины действует при Министерстве финансовУкраины и ему подчиняется. Расходы на содержание этой службы финансируются изгосударственного бюджета.
Государственнаяконтрольно-ревизионная служба состоит из Главного контрольно-ревизионногоуправления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым,областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделов(отделов, групп) в районах, городах и районах городов.
Органы Государственнойконтрольно-ревизионной службы выполняют
следующие функции:
1) организовывают работуконтрольно-ревизионных подразделений на местах по проведению ревизий ипроверок, обобщают следствия ревизий и проверок, в случаях, предусмотренныхзаконодательством, сообщают о них органам законодательной и исполнительнойвласти;
2) проводят ревизии и проверкифинансовой деятельности, состояния и сохранения средств и материальныхценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах,государственных комитетах и других органах государственной исполнительнойвласти, в государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также напредприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджета и изгосударственных валютных фондов;
3) проводят ревизии и проверкиправильности расходования государственных средств на содержание местных органовгосударственной исполнительной власти, учреждений и организаций, которыедействуют за границей и финансируются за счет государственного бюджета;
4) контролируют полнотуоприходования, правильность расходования и сохранение валютных средств;
5) осуществляют контроль заустранением недостатков и нарушений, выявленных предшествующими ревизиями ипроверками;
6) разрабатывают инструктивные ипрочие нормативные акты о проведении ревизий и проверок;
7) осуществляют методическоеруководство и контроль за деятельностью подчиненных контрольно-ревизионныхподразделов; обобщают опыт проведения ревизий и проверок и распространяют егосреди контрольно-ревизионных служб, разрабатывают предложения относительноусовершенствования контроля.
По инициативе государственнойконтрольно-ревизионной службы ревизия или проверка предприятия, учреждения,организации может проводиться не чаще чем один раз в год. Но по поручениюправоохранительных органов ревизия или проверка может быть проведена в любоевремя.
Права государственныхконтрольно-ревизионных служб аналогичны тем, которыми пользуются налоговыеадминистрации.
2.2. Другие органы финансовогоконтроля
В 1997 г. был принят закон«О Расчетной палате Верховной Рады Украины», согласно которому должнабыть созданна Расчетная палата как постоянно действующий орган государственногофинансово-экономического контроля. Основными задачами палаты являются: контрольза своевременным выполнением Государственного бюджета, финансированиемобщегосударственных программ, заключением соглашений о государственных займах икредитах; контроль за использованием золотого запаса, драгоценных металлов,камней; предоставления кредитов и осуществления операций по размещению золотогорезерва и резерва в иностранной валюте. Палата будет осуществлять ревизии ипроверки по финансовым вопросам в аппарате Верховного Совета, органах исполнительнойвласти, Национального банка. Фонде государственного имущества, другихподчиненных Верховному Совету органах, а также на предприятиях и в организациях.
В современных условиях создания основрыночного хозяйства особого значения приобретает аудиторский контроль.
В 1993 г. в Украине был принятыйЗакон «Об аудиторской деятельности», который определяет правовыеосновы осуществления аудиторской деятельности и направленный на созданиесистемы независимого финансового контроля с целью защиты интересов собственника.
Закон определяет аудит как проверкупубличной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другойинформации относительно финансово-хозяйственной деятельности субъектовхозяйствование с целью определения достоверности их отчетности, учета, егополноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.
Аудит осуществляется независимымилицами – аудиторами или аудиторскими фирмами. Аудиторские проверки могутпроводиться по инициативе руководства или собственников, основателей,хозяйничающего субъекта. Кроме того, для определенного перечня предприятий иорганизаций действующим законодательством установленныйобязательныйаудит, в частности: банков, инвестиционных фондов, инвестиционныхкомпаний, других небанковских финансовых учреждений, которые осуществляютпривлечение средств граждан или привлечение или торговлю ценными бумагами(кроме операций по выпуску (эмиссии) собственных корпоративных прав), бирж,страховых компаний, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов.
III. Формы и методы финансового контроля
3.1. Формы и методы финансовогоконтроля
В зависимости от времени проведениявыделяют следующие формы фи-
нансового контроля:
предшествующий, который проводится до осуществленияфинансовых операций;
· текущий, в процессе финансовых операций(перечисление налогов, собрания, образование фондов денежного средства, осуществлениевыплат и др.);
· последующий, который проводится по окончанииопределенных периодов, по итогам месяца, квартала, года.
Термин «метод»означает совокупность приемов труда в какой-либо области, способ достижениякакой-то цели. Существуют различные приемы, характерные для специалистов разныхобластей знаний, которыми могут пользоваться контролирующие органы, применяя ихв зависимости от поставленной задачи. Знание специфики деятельностиопределенной организации в сочетании с приемами, выбранными правильно и вопределенной последовательности, позволяют аудиторам более эффективно проводитьпроверки.
Методы проверки принято подразделять на две группы: методыфактической (натуральной) проверки и методы документальной проверки.
3.1.1. Методы фактической проверки
К основным методам фактической проверки,которыми могут пользоваться контролирующие органы, исходя из правасамостоятельно определять формы и методы проверки, руководствуясь требованияминормативных актов и условий договора с субъектом или содержания поручениягосударственных органов, относятся:
· осмотр;
· обследование;
· инвентаризация;
· контрольный обмер;
· контрольный запуск сырья и материалов в производство;
· лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции;
· экспертная оценка;
· опрос;
· проверка объемов выполненных работ.
· и т.п.
Рассмотримнекоторые из этих методов.
Осмотр. С помощью этого метода можно выяснить, например,условия хранения имущества, документов; состояние производственных, складскихторговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные объекты: территорию, местахранения материальных активов, документов, производственное и торговоеоборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые аппараты. В процессеосмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушенияхили злоупотреблениях.
Обследование. Обследование представляет собой какбы продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами как нормативными, так иоправдательными; с получением объяснений от ответственных лиц. Эффективные результатыдает обследование при проверках технологии производства продукции в цехах,порядка приема, хранения, отпуска и реализации продукции, товаров.
Инвентаризация. Предприятия обязаны проводить инвентаризациюимущества и обязательств, в ходе которой необходимо проверять и документальноподтверждать их наличие, состояние и оценку.
Основнымицелями инвентаризации являются:
– выявление фактического наличия имущества;
– сопоставлениефактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
– проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризация являетсянаиболее эффективным методом фактической проверки достоверности показателейбаланса, являющегося составной частью бухгалтерской отчетности. К порядку проведения инвентаризации предъявляютсяопределенные требования. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии припроведении инвентаризации может служить основанием для признания ее результатовнедействительными. Очень важно, чтобы к документам, представляемым дляоформления описания недостачи ценностей и порчи сверх норм естественной убыли,были обязательно приложены решения следственных или судебных органов,подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ на взыскание ущерба свиновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отделатехнического контроля или соответствующих специализированных организаций(инспекций по качеству и др.).
Контрольный запуск сырья и материаловв производствоприменяют в тех случаях, когда необходимо установить фактический расход сырьяили материалов на производстве, выход полуфабрикатов, готовой продукции, количествоотходов. Применяют его и для проверки действующих или ранее действовавших напредприятии норм расхода сырья и материалов, технологического процесса,производительности оборудования и т.п. Для этого проводят соответствующийпроизводственный эксперимент (например, изготовление образцов изделий, выпечкакулинарной продукции и др.).
Передконтрольным запуском сырья в производство следует определить, по каким видамвыпускаемой продукции будет проведен эксперимент.При этом учитываются претензии к качеству изделий или сведения о перерасходе поотдельным видам материалов, завышенных нормах и т.д. Если экспериментомставят цель проверить фактическое производство готовой продукции, то необходимо,чтобы экспериментальное производство осуществлялось в тех же условиях, в том же порядке, в каком оно осуществлялосьранее. Если будет установлено, что характер и условия производства неизменились, то в качестве контрольного может быть принят любой очередной запусксырья в производство.
Благодаряэксперименту уточняются нормы, усиливается контроль за списанием фактическогорасхода сырья и выходом продукции. Кроме того, могут быть выявлены недостатки внормировании и технологии производства, искажения в качественных показателях продукциии другие нарушения.
Лабораторный анализ качестваматериалов, товаров, сырья и готовой продукции. Использование данного метода дает возможностьконтролировать качество поступающих материалов, товаров, сырья, а также готовойпродукции и полуфабрикатов; позволяет выявить факты использования некондиционногосырья, несоблюдение норм расхода. Эти и другие факты могут свидетельствовать,например, о нарушении технологического режима, установленных норм и т.д. Анализможет проводиться отделом технического контроля или соответствующимиспециализированными организациями (инспекцией по качеству и др.).Изъятие проб(образцов) для лабораторного анализа должно производиться в соответствии синструкциями о порядке инспектирования предприятий определенных отраслей народногохозяйства.
Экспертная оценка объектов проверки бывает необходима при исследованииспециальных вопросов. В соответствии с Законом Украины «Про аудиторскуюдеятельность» экспертом признается не состоящий в штате данной аудиторскойорганизации специалист, имеющий достаточные знания и (или) опыт в определеннойобласти (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета и аудита,и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области. В качествеэксперта аудиторская организация может использовать работу специализированнойорганизации, являющейся юридическим лицом. Так, может быть использована работаоценщика, инженера, геолога, актуария или другого эксперта. Эксперт, работукоторого аудиторская организация использует при проведении аудита, должениметь:
– соответствующую квалификацию, какправило, подтвержденную соответствующими документами (квалификационныйаттестат, лицензия, диплом и т.п.);
– соответствующий опыт и репутацию вобласти определенных знаний, подтвержденную, как правило, отзывами,рекомендациями, публикациями и т.п.
Опрос. Следует отметить, что контролирующим органампредоставлены права получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения,а также необходимую информацию от третьих лиц (по письменному запросу).
Следовательно,к получению подобных объяснений и справок от должностных лиц прибегают в техслучаях, когда необходимо установить достоверность фактов в процессе проверки,реальность хозяйственной операции, достоверность данных,отраженных в документах. Опрос можно делать устно или письменно. Объяснениясправочного характера не фиксируют, однако, для выяснения достоверности фактаможно предложить работникам предприятия дать объяснения в письменной форме.
Проверка объемов выполненных работ. С помощью обмера проверяют:
– соответствие характера, количестваи стоимости выполненных работ тем, которые указаныв актах приемки и нарядах, а также в проектах и смете;
– соответствие выполненных работ составу работ,предусмотренных сметными нормами, на основании которых составлены применяемыепри расчетах единичные расценки, калькуляции и прейскурантные цены;
– законченность объектов, конструктивных элементов,этапов и видов работ или их частей. Такую проверку проводят различнымиспособами, что зависит от характера работ и их результатов.
Косновным способам проверки относятся:
– контрольный обмер фактическивыполненных работ;
– сопоставление объема работ,указанных в актах приемки и в актах инвентаризации незавершенногостроительства, с объемом работ, указанных в оплаченных рабочих нарядах;
– встречная проверка операций по расчетам с другимиорганизациями;
– проверка сопутствующих операций по расчетам завыполненные и сданные работы.
Наиболеераспространен контрольный обмер фактически выполненных работ, применяемый для проверкивыполнения работ по строительству, капитальному и текущему ремонту зданий исооружений.
3.1.2. Методы документальной проверки
Другую группуметодов – методы документальной проверки – можно разделить на двегруппы: методы формальной проверки и методы проверки реальностиотраженных в документах обстоятельств.
К методам формальной проверки документовотносятся:
– проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и подлинности оформлениядокументов;
– сопоставление учетных и отчетных показателей сустановленными нормативами (нормативная проверка);
– проверка соответствия отраженных в документах операцийустановленным правилам; счетный контроль.
Общиеправила оформления документов для всех предприятийи организаций установлены Положениями о документах и документообороте в бухгалтерскомучете. Этими Положениями предусмотрено, что первичные документы должнысодержать для придания им юридической силы обязательные реквизиты. Таковымиявляются: наименование документа (формы), код формы; дата составления;содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (вколичественном и стоимостном выражении); наименование должностей лиц,ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ееоформления, личные подписи и их расшифровки. Кроме того, наименованиеорганизации, от имени которой составлен документ. В необходимых случаях могутбыть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и адреспредприятия, основание для совершения хозяйственной операции, зафиксированнойдокументом. Другие реквизиты определяются характером документируемыххозяйственных операций.
Сопоставлениеучетных и отчетных показателей с установленными нормативами (нормативнаяпроверка) позволяет выявить завышение (занижение) себестоимости продукции(работ, услуг), занижение размера удержаний из заработной платы, в том числеподоходного налога, занижение размеров отчислений во внебюджетные фонды, ошибкив применении норм естественной убыли товаров, в исчислении и уплате налога надобавленную стоимость и других налогов.
Проверкасоответствия отраженных в документах операций установленным правилам даетвозможность выяснить правомерность разнообразных хозяйственных операций. С еепомощью можно выяснить, например, выплату заработной платы другому лицу безпредъявления доверенности и т.п.
Счетныйконтроль позволяет выяснить правильность сделанных в документах, вбухгалтерских регистрах в формах отчетности вычислений (правильностьтаксировки, подсчета переходящих остатков ценностей в отчетах материально-ответственныхлиц, подсчета итогов и т.п.). Часто к этому методу прибегают для проверкиправильности подсчета итогов в горизонтальных и вертикальных графахрасчетно-платежных ведомостей. Счетный контроль обычно сопровождаетсяприменением других методов документальной проверки.
К методам проверки реальностиотраженных в документах обстоятельств относятся:
– сопоставление данных документов, отражающих операции с даннымидокументов, которые явились основанием для этих операций;
– проверка записей в регистрах бухгалтерского учета;
– сканирование;
– встречная проверка;
– взаимная проверка;
– контрольное сличение;
– восстановление натурально-стоимостного учета и др.
Рассмотрим методы проверки реальности отраженных вдокументах обстоятельств.
Одним из методов, входящих в этугруппу, является сопоставление данных документов, отражающих операции, сданными документов, которые явились основанием для этих операций. Например,можно выявить несоответствие суммы начисленной заработной платы сотруднику,указанной в расчетно-платежной ведомости, данным табеля выхода на работу. Дляиспользования этого метода надо знать, в каких производных документах отражаютданные, фиксируемые в первичных документах.
Проверказаписей в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности позволяет определитьдостоверность и точность отчетных данных — первостепенное требование кбухгалтерской отчетности. Система отчетных показателей должна соответствоватьзаписям в бухгалтерские регистры, которые в свою очередь обосновываютсядокументами. Проверка может вскрыть бездокументальные записи, т.е. записи безссылки и приложения оправдательных документов, необоснованную запись врегистре. Иногда путем сопоставления данных в регистрах аналитического исинтетического учета к одному и тому же счету удается выявить несоответствиезанесенных в них сумм, хотя и оформленных одним документом. Возможно сокрытиенедостач увеличением количества и суммы расхода товаров и тары в регистрахбухгалтерского учета.
Внимательного рассмотрения с точки зрениядокументальной обоснованности требуют также дополнительные и сторнировочныепроводки. Бухгалтерский баланс с прилагаемыми к нему формами отчетностипроверяют путем взаимоконтролируемых показателей, содержащихся в них, затем ссоответствующими данными регистров синтетического, аналитического учета, азатем первичных документов. При этом широко используется метод сканирования.
Сканирование— непрерывный просмотр операций для выявления нетипичных.
Встречнаяпроверка особенно эффективна при изучении операций, связанных с получением товаров,денежных и других средств в одной организации и отпуском их другой. Этот методсостоит в сопоставлении различных экземпляров одного и того же документа.Экземпляры соответствующих документов могут находиться в бухгалтериях разныхорганизаций.
Цельтакого сопоставления – установить тождество всех экземпляров одного и того жедокумента. Например, известны случаи, когда подлинная накладная (или ее копия)заменялась подложной, причем по дате, номерам и даже итоговой сумме она неотличалась от подлинной. Это обстоятельство затрудняйте обнаружениезлоупотребления при сверке расчетов. Однако два экземпляра одной накладнойсодержали расхождения в наименованиях ценностей, их количестве и ценах, хотядругие реквизиты совпадали.
Взаимнаяпроверка является разновидностью встречной. Она проводится по взаимосвязаннымоперациям в одной организации.
Пользуясь контрольным сличением, можно выяснить, небыло ли приписок в инвентаризационных ведомостях, не было ли завоза товаров идругих ценностей без документов. Часто этот метод применяют при проверке складскихтоварных операций.
Дляэтого сопоставляют данные последней инвентаризации с предыдущей у одного и тогоже лица на определенную дату в течение межинвентаризационного периода.Дополнение обобщенных результатов контрольного сличения подобным изучениемежедневного движения ценностей с подсчетом их остатков на конец каждого дняпозволит выявить расход этих ценностей за отдельные дни, превышающий суммупервоначального остатка и прихода. Такое положение может быть результатомразличных причин. Например, необоснованного уменьшения остатков ценностей наначало проверяемого периода, реализации неоприходованных ценностей, наличиябестоварных расходных документов.
Другойметод проверки реальности отраженных в документах обстоятельств –восстановление натурально-стоимостного учета. Данный метод дает возможность конкретноанализировать движение ценностей по каждому его виду в отдельности. Егосущность состоит в том, что на основе первичных документов по приходу и расходутоварно-материальных ценностей полностью восстанавливаетсянатурально-стоимостный их учет. Этот прием может применяться в техподразделениях, по которым натурально-стоимостный учет ценностей не ведется(например, в производствах), хотя все операции по их движению оформляютсявыпиской соответствующих документов. По данным этих документов, можновосстановить движение ценностей по их видам с выведением остатков.
Спомощью этого приема может быть выявлено, что при отсутствии недостач илиизлишков в условиях ведения стоимостного учета фактически в подразделенияхимеются недостача одного вида ценностей и излишки других, которые до этого встоимостном учете взаимно перекрывались.
3.1.3. Ревизиии проверки в финансовом контроле
Помимо вышеперечисленных методов финансового контроляиспользуют также ревизии и проверки, которые относят к методам документальнойпроверки.
Ревизия – это методдокументального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия,учреждения, организации, соблюдением законодательства в финансовых вопросах, достоверностью учета и отчетности; способ документального изобличения недостач,затрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждениефинансовых злоупотреблений. Ревизии бывают:
1. комплексные,которые охватывают все стороны деятельности предприятия;
2. частичные(охватывают лишь отдельные стороны);
3. тематические(одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);
4. плановые ивнеплановые;
5. сплошные ивыборочные (в зависимости от полноты привлечения документов).
Проверка – это обследования и определениеотдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятия,учреждения, организации или их подразделений.
Эффективностьфинансового контроля во многом зависит не только от знания методов проверки, нои от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами. Методыдокументальной проверки применяют не только в различном сочетании, но и сразличными методами фактической проверки, а также с логическим исследованиемфинансово-хозяйственных ситуаций. Кроме того, широко применяют на практикеспециальные методы для экономического анализа.
IV. Сферы применения ипринципы аудита
4.1. Необходимость и применениеаудита
В условияхрынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступаютв договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведениюкоммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должнаподкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использоватьфинансовую информацию.Достоверность информации подтверждается независимымаудитором.
Появление и развитие аудита всовременных условиях перехода к рынку обусловлено следующим:
· отмираниемнеэффективного ведомственного контроля;
· наличиемпредприятий новых форм собственности, для которых нет понятия «вышестоящаяорганизация», которая осуществляет контроль за их деятельностью;
· невозможностьюобщегосударственными органами финансового контроля охватить регулярными иглубокими проверками все субъекты хозяйствования, что и возлагается нааудиторские фирмы.
Собственники, и преждевсего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишенывозможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операциипредприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности,так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, ипоэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждениеинформации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательстванеобходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверкинеобходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям дляподтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Потребность вуслугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информациисо стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этойинформации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принятыхрешений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний дляпроверки информации;
4) частое отсутствие у пользователейинформации доступа для оценки ее качества.
Все эти предпосылкипривели к возникновению общественной потребности в услугах независимыхэкспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешениена право оказания такого рода услуг.
Аудиторские фирмы – этокоммерческие организации, и потому все свои услуги они выполняют за плату,размер которой обуславливается в договоре между заказчиком и аудиторскойорганизацией.
Затраты на проведение аудиторскихпроверок субъекты хозяйствования относят на себестоимость продукции, работ,услуг.
4.2. Требования, предъявляемые каудиту
Перед аудиторами ставятся высокиепрофессиональные требования. Так, аудитор должен иметьквалификационныйсертификат, который удостоверяет его квалификационную пригодность, атакжелицензию– т.е. разрешение на занятие аудиторскойдеятельностью. Сертификацию и лицензирование аудиторской деятельности в Украинеосуществляет Аудиторская палата.
При проведениипроверок аудиторы самостоятельно определяют формы и методы аудита на основаниидействующего законодательства, существующих норм и стандартов, условий договорас заказчиком, профессиональных знаний и опыта.
Аудиторы имеютправо получать все необходимые документы для проведения проверок, а такжеобъяснение к ним.
Аудиторы так жемогут проверять наличие денежных средств, имущества, других ценностей.
Наряду с этим аудиторы обязанынадлежащим образом предоставлять аудиторские услуги, сообщать собственникам,заказчикам о выявленных недостатках ведения бухгалтерского учета и отчетности,сохранять в тайне информацию, полученную при проведении аудита.
С целью обеспечения объективности ибеспристрастности в проведении аудиторских проверок действующимзаконодательством запрещается проведение аудита аудитором, который имеет личныеимущественные интересы, прямые родственные отношения с руководствомхозяйничающего субъекта, который проверяется, или является членом руководства,основателем или работником (то же. именно – по отношению к дочернимпредприятиям, филиалов).
Результаты проведенной аудиторскойпроверки оформляются аудиторским выводом, который является официальнымдокументом, который удостоверен подписью и печатью аудитора или аудиторскойфирмы. В нем должен быть сделанный вывод относительно достоверности отчетности,полноты и, соответствия действующему законодательству и нормативам бухгалтерскогоучета финансово-хозяйственной деятельности.
4.3. Цели, задачи и основныевиды аудита
Исходя из определений аудита– основной задачейаудиторской деятельности являетсяопределение достоверности отчетности экономических субъектов.
Основной целью аудиторскойдеятельностиявляется установление достоверностибухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствиясовершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам,действующим в Украине. Основные показатели (содержание, объем и формы) принятойв Украине бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектовопределяются соответствующим законом Украины, нормативными актами ВерховнойРады Украины, а в части бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и кредитныхучреждений — нормативными актами Национального банка Украины.
Аудит – это процесс, посредствомкоторого компетентный независимый работник накапливает и оцениваетсвидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся кспецифической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своемзаключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
И в теории, и на практикекрайне важно рассматривать аудит как:
а) процесс защиты интересовсобственников, подавляющая часть которых не составляет бухгалтерскуюотчетность, но для которых крайне важно, чтобы она не содержала существенныхискажений, а тем более злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации;
б) процесс уменьшения доприемлемого уровня информационного риска для других пользователей такойотчетности, публикуемой различными экономическими субъектами (хотя полноеустранение информационного риска при помощи аудита невозможно и такая цель(задача), если она будет однозначно поставлена перед аудиторами законодателем, просто нереальна.
Различают внутренний ивнешний аудит.
Внутренний аудит – неотьемлемый иважный элемент контроля в процессе непосредственного менеджмента. Потребность внем возникает в крупных организациях в связи с тем, что верхнее звено руководстване занимается повседневным контролем деятельности низших управленческихструктур.Внутренний аудит необходим для предотвращения потери ресурсов,локализации недостатков, своевременного предупреждения финансовых трудностей.Иными словами —это текущий контроль за осуществлением экономической политики икачеством управления предприятия.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальнымиаудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовойотчетности проверяемой организации. Выполнение такой независимой экспертизыхозяйственно-финансовой деятельности одновременно предполагает и разработкурекомендаций по улучшению финансовой стратегии организации, повышениюэффективности ее хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовойустойчивости и имеющихся резервов.
Внешний аудит призван:
· проверитьполноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат,доходов и финансовых результатов деятельности организации;
· проконтролироватьсоблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правилаведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов,обязательств и собственного капитала;
· выявитьрезервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств,финансовые резервы и возможность использования заемных источников.
Основная цель аудита может дополнятьсяобусловленными договором с клиентом задачами анализа правильности исчисленияналогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положенияорганизации, оптимизации затрат и результатов деятельности – доходови расходов.
В ходе аудита проверяетсяправильность составления баланса, отчета о прибыли и убытках, достоверность данныхпояснительной записки. При этом определяется:
1. все лиактивы и пассивы отражены в отчете;
2. все лидокументы использованы в отчете;
3. насколькофактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определенииучетной политики организации.
Отчет о прибыли и убытках аудиторпроверяет для установления правильности расчета балансовой и налого-облагаемойприбыли.
Аудиторы впроцессе своей деятельности решают также ряд других задач:
· помогают в организации бухгалтерского учета;
· оказывают помощь в восстановлении и ведении учета,составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· участвуют в налоговом планировании и расчете налогов;
· консультируют по отдельным вопросам ведения учета исоставления отчетности и др.
4.4. Основные принципы и нормы (стандарты) аудита
Аудит является одним извидов финансового контроля и поэтому основные принципы у них общие:
· независимость;
· гласность;
· превентивность(предупредительный характер);
· действенность;
· регулярность;
· объективность;
· всеохватывающийхарактер.
Существуют определенные нормыаудита (стандарты).Аудиторские стандарты формулируют единые основополагающиепредписания, определяющие нормативные требования к качеству и надежностиаудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверкипри их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандартыдолжны пересматриваться для максимального удовлетворения потребностей пользователейфинансовой отчетности.
На основе аудиторскихстандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а такжеединые требования для проведения экзаменов.
Аудиторские стандартыявляются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита иопределения меры ответственности аудиторов.
Стандарты определяют общийподход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросыметодологии, а также основные принципы, которым должны следовать всепредставители этой профессии. Аудитор, допускающий в своей практике отступлениеотстандарта, должен быть готов обосновать причину этого.
Значение стандартов состоит втом, что они:
· обеспечиваютвысокое качество аудиторской проверки;
· содействуютвнедрению в практику научных достижений;
· помогаютпользователям понять процесс проверки;
· создаютобщественный престиж профессии;
· устраняютконтроль со стороны государства;
· помогаютаудитору вести переговоры с клиентом.
С развитием транснациональныхкорпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международныегруппы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе.Проблемы в этой области практически одинаковы во всем мире. Поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблемуаудита, изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающихстандарты.
Создание стандартов аудита становитсянеобходимым и в Украине с учетом ее специфических особенностей и международногоопыта.
Международные стандарты применяются влюбых случаях проведения независимого аудита. Однако Международные стандарты непревалируют над местными.
Существуют так же этические нормыаудиторской деятельности, которые можно сформулировать как независимость;компетентность; добросовестность; объективность.
На практике профессиональныеорганизации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов оченьподробно и скрупулезно, пытаясь предусмотреть все возможные нюансы ихповедения.
Соблюдение этических нормпрофессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами ипрофессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостьюподдержать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора.
Нарушители этических нормпрофессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскомусообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб.
Сообщество аудиторов в целом и каждыйаудитор в отдельности осуждают неэтичное поведение отдельных аудиторов итребуют их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишенияквалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности.
Приведем кратко основные этическиенормы для аудиторов:
1. Соблюдение общепринятыхморальных норм и принципов
Аудиторы обязаны придерживатьсяобщечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях,жить и работать по совести. Руководствоваться в своих поступкахобщечеловеческим правилом: «Старайся не делать другим того, чего не хотелбы, чтобы сделали тебе»; соблюдать правила и нормы общей морали, правдивостьи честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность всуждениях и выводах, непримиримость к несправедливости, нарушениямморально-нравственных и правовых норм во всех их проявлениях.
2. Соблюдение общественныхинтересов
Внешний аудитор обязан действовать винтересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не толькозаказчика. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органахвласти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическимилицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли назаконных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, чтозащищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона либо справедливости,он обязан отказаться от их защиты.
3. Объективность аудитора
Объективной основой для выводов,рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемойинформации.
Аудиторы не должныпредставлять факты сознательно неточно или предвзято. Оказывая любыепрофессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать всевозникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость,предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности ихсуждений.
Поступки аудиторов, их решения изаключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц. Аудиторуследует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять наобъективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указываяна недопустимость давления на аудитора в любой форме.
4. Внимательность аудитора
При выполнении профессиональных услугследует проявлять максимальное внимание. Аудиторы должны внимательно и серьезноотноситься к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты,адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненныхспециалистов.
5. Независимость аудитора
Аудиторы обязаны отказаться отоказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в ихнезависимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
В заключении или в другом документе,составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязансознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости вотношении клиента.
6. Профессиональнаякомпетентность аудитора
Аудиторы обязаны обеспечитьдостаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, необходимых клиенту.
Принимая обязательство оказать определенныепрофессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности вданной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков с тем, чтобыдобросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиентуаудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех,в том числе новейших, нормативных актов.
7. Конфиденциальнаяинформация клиентов
Аудитор обязан сохранить в тайнеконфиденциальную информацию в делах клиентов, полученную при оказании профессиональныхуслуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращениянепосредственных отношений с ними.
Аудитор не должен использоватьконфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнениипрофессиональных услуг, для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны,а также в ущерб интересам клиента.
8. Налоговые отношения
Аудиторы обязанынеукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении во всех аспектах:они не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или инымобразом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересахдругих лиц.
При оказании профессиональныхуслуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этомон обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствоватьфальсификациям в целях уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговойслужбы.
О выявленных в ходепроведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства,ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщитьадминистрации клиента и ревизионной комиссии акционерного (хозяйственного)общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправлениянарушений и ошибок.
Рекомендации и советы в областиналогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме.При этом он стремится не обнадеживать клиента в том, что его рекомендацииисключают любые проблемы с налоговыми органами, а также должен предупредитьклиента, что ответственность за составление и содержание налоговых декларацийи иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.
9. Плата за профессиональныеуслуги
Плата за профессиональные услугиаудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимостиот объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложностиоказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степениответственности аудитора.
Размер оплаты профессиональных услугаудиторов не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результатаили обусловливаться иными обстоятельствами, кроме этих.
Аудитор не имеет права получать платуза профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных нормрасчетов.
Аудитор обязан воздерживаться отвыплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов либопередачу кому бы то ни было услуг третьей стороны.
Аудитор обязан заранее оговорить склиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональныеуслуги.
Аудитор необязан заранее объявлять о расценках за оказываемые услуги.
Сомнения в соблюдениипрофессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиентасоставляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональныеуслуги.
10. Отношения между аудиторами
Аудиторы обязаны доброжелательноотноситься к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельностии иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.
11. Отношения сотрудников саудиторской фирмой
Аттестованные аудиторы, согласившиесястать сотрудниками аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, всейсвоей деятельностью способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы,поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и инымисотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов.
Взаимоотношения сотрудников иаудиторской фирмы должны основываться на взаимной ответственности за выполнениепрофессиональных обязанностей, преданности и непредубежденности, постоянномсовершенствовании организации аудиторских услуг, их профессиональногосодержания.
12. Публичная информация иреклама
Публичнаяинформация об аудиторах и реклама аудиторских услуг могут быть представлены всредствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, в адресных и телефонныхсправочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов,руководителей и сотрудников аудиторских фирм.
Отсутствуют какие-либо ограничения вотношении места и частоты обнародования рекламы, размера и оформления рекламногообъявления.
Реклама аудиторских профессиональныхуслуг должна быть информативной, прямой и честной, выдержанной в хорошем вкусе,исключающей всякую возможность обмана и заблуждения потенциальных клиентовлибо возбуждения у них недоверия к другим аудиторам.
13. Действияаудитора, несовместимые с профессиональной деятельностью.
Аудитор не должен одновременно сосновной профессиональной практикой заниматься деятельностью, которая влияетили может повлиять на его объективность и независимость, соблюдение приоритетаобщественных интересов либо на репутацию профессии в целом и потомунесовместима с оказанием профессиональных аудиторских услуг.
Занятия какой-либо деятельностью,запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматриваетсякак несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональныеэтические нормы.
Выполнение аудитором двух или болеепрофессиональных услуг и заданий одновременно может рассматриваться как несовместимыедействия.
14. Аудиторские услуги вдругих государствах
Независимо от того, где аудитороказывает профессиональные услуги, в своем государстве или другом, этическиенормы его поведения остаются неизменными.
V.Практика проведения аудиторскойпроверки
(на примере «АвтоЗАЗ-DAEWOO», по материалам еженедельника«Галицкие контракты»)
Итоги аудиторскойпроверки СП «АвтоЗАЗ-Daewoo», которую проводила компания PriceWaterhouse Coopers для корпорации Ford (последняя изучает финансовоеположение Daewoo Motors, в том числе и ее украинского подразделения), не сталисенсацией.
Напомним, что в июлепрошлого года компания Daewoo Motors, вместе с 11 другими подразделениямикорпорации Daewoo Group, оказалась на грани банкротства. Спасли только резервныесредства и гарантии пролонгации долговых обязательств, которые предоставилиместные банки-кредиторы. Общие долги Daewoo Group на сегодняшний деньсоставляют порядка $70 млрд, включая $5-6 млрд займов от иностранных банков. УDaewoo Motors, который еще в прошлом году был вторым по величине производителемавтомобилей на рынке Южной Кореи, сейчас тоже накопились немалые долги,превышающие 8,6 триллионов вон ($7,6 млрд).
Желание приобрестипрактически обанкротившегося корейского автопроизводителя, имеющего предприятияв других частях мира, проявили несколько автомобильных гигантов: GeneralMotors, Ford иDaimler-Chrysler. Однако для Ford покупка Daewooстала принципиальным вопросом: благодаря ей «вечно второй» (послеGeneral Motors) Ford Motors может стать мировым лидером среди производителейавтомобилей — Daewoo способен выпускать ежегодно 2 млн машин, пользующихсянеплохой репутацией не только в Южной Корее или Юго-Восточной Азии, но и вВосточной Европе. Эксперты отмечают наличие у Daewoo такого козыря, какплацдармы на рынках, на которых присутствие Ford только обозначено.«Там, где позиции Daewoo сильны, наши позиции довольно слабы», — заявила представитель Ford Мира Кумар.
О том, что американскийFord больше всего заинтересован в покупке Daewoo Motors среди других мировыхавтогигантов, говорит хотя бы тот факт, что он единственный заказал аудиторскуюпроверку подразделений Daewoo. Для этого американцы решиливоспользоваться услугами всемирно известной аудиторской компании PriceWaterhouse Coopers, причем их особенно интересовало состояние трехвосточноевропейских подразделений Daewoo: польского, румынского и украинского.
Учитывая успехизарубежных заводов (польский в прошлом году выпустил и успешно продал около 220тыс. машин), украинское СП на их фоне выглядит скромно. Тем более, что у Fordуже есть негативный опыт производства автомобилей в странах бывшего СССР — нетак давно он остановил в Беларуси производство «Эскортов» из-за егонерентабельности и ничтожной емкости тамошнего рынка, поэтому и к Украинеотносится с предостережением.
О результатах аудитани представители компании Ford, ни Price Waterhouse Coopersникаких официальных заявлений не делали, поэтому судить о них остается разве что исходя из словруководства «АвтоЗАЗ-Daewoo». По словам председателя правления СП«АвтоЗАЗ-Daewoo» Олега Папашева, «Ford изучал СП с двух точекзрения: насколько привлекателен бизнес в Украине и насколько тягостныобязательства Daewoo за льготы, предоставленные в свое время СП.
Сегодня посоответствующему закону объем обязательств, по которым отвечает инвестор, ужесоставляет 167 млн гривен. Положение дел в СП, где такой огромный коллективвыпускает так мало продукции, где такие большие расходы на один автомобиль,компании Ford вряд ли понравилось. Поэтому в скором времени черезадминистративного директора всем руководителям подразделений будет доведен планиспользования рабочей силы. Это должно показать новому инвестору перспективу,жизнеспособность нашего предприятия, заинтересовать его в нас».
В случае окончательногоположительного решения компании Ford о покупке Daewoo Motors, которое должнобыть обнародовано буквально на днях, он выкупит и все имущество корейскойкомпании (подобным образом было создано СП «АвтоЗАЗ-Daewoo», когдаимущество «АвтоЗАЗа» было передано в уставный фонд СП, а его долгиостались на предприятии). Все заводы компании Daewoo Motors, как в Корее, так иза ее пределами, перейдут в полную собственность компании Ford, будет созданоновое юридическое лицо. Доля Daewoo Motors в украинском СП также перейдет всобственность нового инвестора, даже если запорожский завод компании Fordсовершенно не нужен.
По убеждению г-наПапашева, – «Скорее всего, „АвтоЗАЗ-Daewoo“ попадет в сферувлияния того подразделения вышеупомянутой иностранной компании, которое будетзаниматься Восточной Европой, развитием автомобилестроения в Польше, Румынии иУкраине. Заинтересованность не исчезла — использовать эти три завода дляпроизводства однотипных автомобилей, в первую очередь „Ланоса“. Чтокасается выпуска на мощностях „АвтоЗАЗа“ европейских моделей компанииFord, то это решение еще не принято».
Последнее высказываниестимулировало фантазии наблюдателей и породило предположения типа «еще непринято, значит может быть принято», хотя кроме этого «еще»никаких оснований для такого вывода нет. В то же время, независимо от сменыинвестора, на предприятии проводится плановая работа по обновлению корейскогомодельного ряда: вскоре в Украине будут собирать Daewoo Nubira новогопоколения, Matiz (он придет на смену Tico), Lanos с двигателем 1,6 куб. см,новую Leganza. Кроме того, в Запорожье проводятся работы по подготовкемелкоузловой сборки на главном конвейере модели Daewoo Lanos, на Мелитопольскоммоторном заводе для нее разработан новый отечественный двигатель объемом 1,3литра. По мнению запорожцев, новый инвестор не будет прекращать работы повнедрению автомобилей модельного ряда Daewoo.
По словам директора помаркетингу СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» Николая Евдокименко, «проверказавершена на трех украинских подразделениях компании — в Запорожье, Мелитополеи Ильичевске. По неофициальной информации, американцы остались довольны нашейработой. Наше предприятие, по их мнению, достаточно конкурентоспособно.Последнее звучит приятно, хотя люди сведущие не советуют принимать вежливыевысказывания иностранцев за чистую монету».
Руководство СП«АвтоЗАЗ-Daewoo», похоже, уже немного научилось работать в условияхжесткой конкуренции. Так, по сравнению с тем же периодом прошлого года, вполтора раза была увеличена продажа выпускаемых машин. Конвейеры«АвтоЗАЗа» и сборочного производства в Ильичевске теперь работаюттолько под реальные планы продаж, что позволяет не затоваривать склады и в тоже время содержать максимально возможный ассортимент модификаций на торговыхплощадях. Регулярно проводимые предприятием рекламные акции позволяютсущественно оживлять спрос на залежавшиеся модели.
Ситуацию наавтомобильном рынке Украины, которую также изучала Price Waterhouse Coopers, эксперты этой компании признали«неоднозначной». С одной стороны, количество автомобилей на тысячу жителей Украинынезначительно — 72 (тогда как в России — 106, Польше — 300, Германии — более500). Ежегодный прирост отечественного автопарка достигает 250 тысяч, чтозаметно вдохновляет как производителей, так и импортеров. В то же время рынокне защищен от «серого» ввоза без уплаты соответствующих налогов, чтоделает невыгодным производство внутри страны.
Однако сегоднянаблюдается положительная тенденция по решению этих вопросов, и в случаезаинтересованности американцев украинским рынком эксперты отмечают высокуювероятность того, что вопросы ужесточения протекционизма в отношенииотечественного производителя будут решены быстро. Понятно, возможности влияния«Форда» на украинских власть имущих с возможностями Daewoo несравнить. А это может означать очередное повышение таможеных ставок на импортавтомобилей, причем не только подержаных, но и новых, перекрытие любых лазеек взаконодательстве в части ввоза легковушек.
В целом выводыаудиторской компании, высказанные после проверки, носят лишь рекомендательныйхарактер, поэтому окончательное решение по поводу покупки Daewoo вместе с егоукраинским предприятием будет решаться по комплексу факторов, где родной«АвтоЗАЗ», хоть он и кажется нам пупом Земли, имеет значениетретьестепенное.
Главное
Ford заказал аудиторскуюпроверку дочерних предприятий Daewoo, в числе которых и украинское совместноепредприятие «АвтоЗАЗ-Daewoo».
По неофициальнымрезультатам аудита, на фоне других восточноевропейских заводов Daewooукраинский выглядит бледно.
Несмотря на приход новогоинвестора, модельный ряд Daewoo будет развиваться и в дальнейшем.
Не исключено, что послепередачи собственности корейцев американцам будут введены средства по защитеотечественного авторынка от импорта.
В данной статье показано,как по результатам аудита руководство компании FORD получилоинформацию о фактическом состоянии дел в СП «АвтоЗАЗ-Daewoo»,техническом и интеллектуальном потенциале предприятия, его менеджменте,выявило сильные и слабые стороны рынка автомобилей на Украине и т.п.
Данные аудиторскойпроверки будут использоваться руководством FORD для принятия окончательного решения оцелесообразности предполагаемого шага (покупки акций корейского производителя«Daewoo»), будет просчитан возможный экономический риск, перспективы будущего производства и перспективыповышения деловой активности, эффективности хозяйствования и т. п. (аудит,как отмечают американские специалисты, — это вид деятельности, заключающийся всборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономическогообъекта, осуществляемой компетентным независимым лицом, которое исходя изустановленных критериев, выносит заключение о качественной сторонефункционирования; под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемогоуровня информационного риска, т.е. вероятности того, что в финансовых отчетахсодержатся ложные или неточные сведения для пользователей финансовых отчетов).
P. S. Компания FORD все таки купила Daewoo вместе с его украинским предприятием.
Выводы
Контроль — это одна из функцийуправления,т.к. любой вид управления невозможен без контроля. Просто немыслимо никакоеуправление без проверки выполнения принятых решений, установленных требований.И тем более немыслимо никакое управление капиталом без текущего ипоследующего контроля за его состоянием, без профессионального выбора инвестицийи без проверок и анализов бухгалтерской отчетности.
В чем же состоит общая рольконтроля? Можно ли без него управлять чем бы то ни было?
В современном понимании управленияконтроль позволяет не только принимать более или менее верные, правильные решения,но и постоянно выявлять фактическое состояние дел на управляемых объектах (будьто автомобиль или телевизор), в том числе в хозяйственных системах различнойстепени сложности и структуризации (будь то мелкий магазин или большая, сложнаякорпорация, регион или государство).
Любая хозяйственная система — это система динамическая. Она развивается под воздействием своих внутреннихзакономерностей и противоречий, а также в результате взаимодействия сокружающей средой.
Бухгалтер — один из первыхпрофессионалов, который осознал необходимость системного подхода к описаниюпроцессов и результатов развития различных хозяйств. Через определенныеинтервалы времени такая система как экономический субъект обязанаотчитываться перед собственниками, а также перед некоторыми третьими лицами(налоговыми органами, банками, инвесторами и др.), находящимися во внешней (поотношению к системе) среде, причем для снижения уровня информационного шумацелесообразно проверять такие отчеты, подвергать их контролю.
Управление способствует достижениюцелей экономического субъекта (хозяйственной системы) путем эффективногоиспользования ее администрацией и персоналом различных материальных, трудовыхи производственных ресурсов. При этом если управляющая система (администрацияэкономического субъекта) выбирает и принимает наиболее удачные решения, то онаобеспечивает и сохранность такого «ядра» (изменяющегося набора элементов), иего «плавание» по структуре. Тем самым управление обеспечивает исключительновысокую степень приспосабливаемости системы к внешним условиям, а такжеустойчивость в траектории развития, в реализации функции системы.
Таким образом, управление в экономике- это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие на поведениехозяйственной системы, т.е. на происходящие в ней производственно-коммерческиепроцессы.
Специалисты по управлению и контролю(в том числе и аудиторы), вооруженные знаниями бухгалтерского учета и анализа,экономической кибернетики и т.п. и занимаются исследованием различныхвариантов поведения хозяйственной системы.
Список литературы
1. Закон Украины «ПроГосударственную налоговую службу в Украине»//
Дело. - 1994. - № 14.
2. Закон Украины " ПроГосударственную контрольно-ревизионную службу в
Украине"// Галицкие контракты. — 1993. - №10.
3. Закон Украины «Обаудиторской деятельности»// Дело.- 1993. - № 47.
4. Барышников Н.П. Организация иметодика проведения общего
аудита. — М.: Филин. - 1996.
5. Камышанов П.И. Практическоепособие по аудиту. — М.: ИНФРА — М. — 1998.
6. Кириленко О.П. Финансы: Учебноепособие. — Тернополь: Т.О.В. ЦМДС. — 1998.
7. Овсийчук М.Ф. Аудит. Организация.Методика проведения. - М.:
ТОО Интех. - 1996.
8. Сухарева Л.О. Эволюция функцииконтроля.// Финансы Украины. - 2000. - № 8.
9. СтельмащукН., Эстеркин Б., Матусяк С. «Контракты» заинтересовались ре- зультатами аудита «АвтоЗАЗ — DAEWOO»// Галицкие контракты. — 2000. - № 37.
10. Терехов А.А.Аудит. — М.: Финансы и статистика. — 1999.
11. Шеремет А.Д.,Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М. - 1995.