--PAGE_BREAK--
2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Процедура формирования учетной политики.
Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами. Если последними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике. [20, стр.514]
В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной политики:
1) по аналогии со сходными операциями;
2) исходя из общих определений и критериев;
3) на основе признанной практики.
В первом случае речь идет об ориентации на требования, принятые для учета сходных операций, и общие принципы системы бухгалтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые непосредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство операций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и критерии признания, описанные, в частности, в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и бухгалтерском законодательстве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнанную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допустим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практика не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие – единство учетной политики в организации, т.е., другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах. Это означает:
· во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой.
· во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров. [14, стр.75]
В рамках группы взаимосвязанных организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную учетную политику. Вместе с тем учетная политика членов группы должна согласовываться. Координирующим органом в процессе согласования выступает головная (материнская, холдинговая) организация.
Процесс формирования учетной политики состоит из этапов:
1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
2) выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгалтерского учета;
3) обоснование исходных положений построения учетной политики;
4) идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;
5) выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;
6) оформление избранной учетной политики.
Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов, при адекватности которых эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведется из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством поверки каждого отобранного на предыдущем этапе способа системой соответствующих критериев. На шестом, заключительном, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.
На выбор способа ведения учета влияют факторы (см. схему 3)
Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах.
2.2. Порядок принятия учетной политики и контроль за ее соблюдением.
Согласно законодательству Российской Федерации учетная политика утверждается руководителем организации. [18, стр.42] Формирование же ее наряду с другими функциями относится к компетенции главного бухгалтера. В разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. Поскольку хозяйственная ситуация непостоянна, что предопределяетсоответствующие корректировки учетной политики, может целесообразным создание в организации специальной комиссии по разработке учетной политики со статусом постоянно действующей. В ее функции должны входить анализ хозяйственной ситуации и законодательства, отслеживание изменений в системе бухгалтерских стандартов, анализ новых способов ведения учета, выработка предложений об установлении или изменении учетной политики, подготовка проектов соответствующих распорядительных документов, анализ исполнения избранной учетной политики. В состав комиссии должны входить сотрудники, имеющие большой опыт работы, досконально знающие специфику деятельности организации, разбирающиеся в действующем хозяйственном, бухгалтерском и налоговом законодательстве. Не исключена возможность привлечения к разработке учетной политики специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских) или независимых экспертов. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации или лицами, им на то уполномоченными.
В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.
Внутренний контроль за выполнением учетной политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией (если таковая создается в организации), причем задачи контроля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конечные результаты деятельности организации, а также точности соблюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интересах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимаемые администрацией решения реализуют цели собственников.
Внешний контроль за выполнением учетной политики осуществляют независимая аудиторская организация (аудитор), а также государственные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы). Как и в случае с внутренним контролем, цели и задачи контроля названных организаций различны: аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной политики характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам; контроль государственных органов, как правило, преследует лишь одну цель – установление соответствия избранных организацией способов ведения бухгалтерского учета требованиям и предписаниям законодательства.
[14, стр.77-79]
Таким образом, формирование учетной политики же относится к компетенции главного бухгалтера. Но в разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб.
2.3. Документальное оформление учетной политики.
Учетная политика, избранная организацией, подлежит оформлению соответствующей документацией, основное назначение которой состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем организации. Необходимость в этом обусловливается двумя факторами:
· во-первых, нормальная деятельность организации невозможна без упорядоченности ее внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет;
· во-вторых, влияние учетной политики (главным образом составляющих ее методических приемов и способов) на результаты работы организации столь существенно, что требует решения (формального и по существу) ее первого руководителя.
К числу документов, оформляющих учетную политику, в частности, относятся приказы и распоряжения руководителя организации, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров, участников товарищества и др.). Выбор типа документа зависит от внутреннего распорядка организации и характера закрепляемого в нем вопроса учетной политики. Организации, основанные на единоначалии, наиболее часто используют в данной области такой вид распорядительных документов, как приказ руководителя (генерального директора, президента и т. п.).
Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского Учета (графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, Должностные инструкции и др.). Цель их издания – оформить порядок применения тех или иных способов, избранных организаций, а также технические аспекты использования различных элементов учетной политики.
Помимо документов, специально посвященных учетной политике, важны учредительные документы (устав, учредительный договор и др.), закладывающие основы построения хозяйственной и управленческой систем организации. Наряду с определением предмета деятельности организации, ее статуса, порядка функционирования учредительные документы должны отражать ряд вопросов бухгалтерского учета. Обычно в них включают следующие формулировки:
· бухгалтерский учет и отчетность ведутся в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством (включение этого положения избавляет от необходимости подробно описывать методику и процедуры бухгалтерского учета);
· отчетным годом для ведения бухгалтерского учета считается период с 1 января по 31 декабря включительно;
· финансовые результаты деятельности устанавливаются по данным годового бухгалтерского отчета (если собственники согласовали промежуточные отчетные даты, например на 1-е число каждого месяца, квартала, по состоянию на которые они хотят получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации, состоянии ее имущества и счета прибылей и убытков, то учредительные документы должны фиксировать такие даты);
· бухгалтерский отчет организации за год рассматривается и утверждается общим собранием акционеров (в акционерных обществах) или собранием участников (в обществах с ограниченной ответственностью и др.);
· перед представлением общему собранию акционеров годовой бухгалтерский отчет должен быть проверен и подтвержден назначенным последним независимым аудитором. [14, стр.79-80]
Очевидно, что различные составляющие учетной политики оформляются документами разного уровня. Методические, организационные и отдельные технические способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжениях руководителя организации, ибо согласно действующему законодательству именно на нем лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правилами, устанавливаемыми главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета в организации.
2.4. Изменения в учетной политике.
Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. [16, стр.31]
Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной политики хозяйственной ситуации, под которой понимаются внутренние и внешние условия функционирования организации. В частности на учетную политику могут оказать влияние такие события в хозяйственной жизни, как: запрет или ограничение той или иной деятельности; изменение условий договоров, заключаемых с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе с государственными органами, и поставщиками материально-технических ресурсов, услуг; введение или отмена государственного регулирования цен на продукцию; реструктурирование источников формирования финансовых ресурсов; изменение условий внешнеэкономической деятельности; ужесточение или либерализация налогового режима; уровень инфляции и др. [14, стр.85]
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы. [16, стр.31]
Последствия изменений тех или иных способов, составляющих учетную политику организации, неодинаковы. Если изменения касаются ее технических и организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка же методических приемов может отразиться на финансовых результатах деятельности организации и тем самым изменить картину ее финансового положения, что в свою очередь повлияет на выводы и действия пользователей бухгалтерской отчетности. Такие изменения должны быть оценены в стоимостном выражении на основании выверенных организацией данных (результатов инвентаризации) на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Последствия изменений в учетной политике могут быть оценены: 1) как разница в стоимости активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений; 2) как непогашенная величина первоначальной стоимости активов. Например, при переходе от оценки готовой продукции по фактической производственной себестоимости к оценке по нормативной производственной себестоимости последствия могут быть измерены исходя из стоимости одного и того же объема готовой продукции двумя способами. Отклонение фактической себестоимости от нормативной составит сумму, квалифицируемую как последствие изменения учетной политики, поскольку на эту сумму в момент перехода уменьшится (если отклонение положительное) или увеличится (если отклонение отрицательное) прибыль организации. [14, стр.85-86
]
В связи с изменением учетной политики организация должна определить порядок регулирования разниц, возникающих при переходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо решить, будет возникшая разница включена в издержки производства (обращения) или отнесена на чистую прибыль либо капитализирована. Порядок списания указанной разницы предполагает установление не только источника, за счет которого это делается, но и времени списания. Оно может быть произведено единовременно в период, когда выявлена разница, или в течение некоторого времени (полгода, год или др.), следующего за этим периодом. При решении данного вопроса во внимание принимаются такие факторы, как финансовое состояние организации, возможные налоговые последствия, предписания бухгалтерских правил.
Пример.Организация принимает решение отказаться от начисления в новом году тех или иных резервов предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, на ремонт основных средств и т. д.). Остатки резервов, числящиеся по состоянию на 31 декабря отчетного года, должны быть присоединены к прибыли отчетного года.
Так же, как и сама учетная политика, документальному оформлению подлежат изменения в ней (имеется в виду необходимость издания соответствующего распорядительного документа и доведение его до сведения всех заинтересованных должностных лиц и других работников организации).
2.5. Раскрытие учетной политики в отчетности.
Принятая организацией учетная политика должна раскрываться (предаваться гласности) для внешних пользователей финансовой информации. [19, стр.182] В данном случае речь идет о раскрытии в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения бухгалтерского учета. Чтобы проанализировать состояние организации на основе ее финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение (ухудшение) дел или корректировку методов исчисления этих показателей. Иными словами, заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.
Обычно в публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь те, которые существенно влияют на представление о финансовом положения организации, ее денежном обороте или результатах ее деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут повлиять на интерпретацию данных. Раскрываться должны способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные выводы по ней. Очевидно, что главным образом это относится к методическим способам ведения учета. Что касается технического и организационного аспектов системы бухгалтерского учета, то, поскольку их знание не является определяющим для пользователей отчетности, они могут не описываться в отчете. [14, стр.87-88]
Кроме положений, отличных от общепризнанных, раскрываемая информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных организацией: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности организации; в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых. В данном случае речь идет о таких сведениях, как: амортизационная политика в отношении основных средств; порядок начисления амортизации по нематериальным активам; метод оценки сырья, материалов и подобных ценностей; создаваемые резервы предстоящих расходов; метод признания прибыли по долгосрочным договорам; способ отражения в отчетности полученных займов и др.
Особое внимание следует уделить описанию изменений в учетной организации, происшедших как в течение отчетного года, так и в его начале, по сравнению с годом, предшествующим отчетному и существенно влияющих (содержательно и количественно) на оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности. Речь идет об отчетности как отчетного, так и последующих периодов. Раскрытие этих случаев позволяет оценить характер колебаний тех или иных показателей отчетности. Описание должно сопровождаться раскрытием причин изменений и стоимостной оценкой их последствий с тем, чтобы внести полную ясность в вопрос о том, как изменения в учетной политике повлияли на финансовое состояние и финансовые результаты деятельности организации.
Информация об учетной политике должна содержать также указание на то, какие новые правила (стандарты) бухгалтерского учета организация стала использовать в отчетном периоде. Такие сведения позволят заинтересованным лицам составить представление о круге нормативных актов, на который ориентируется организация при ведении учета и составлении отчетности, а также оценить степень «современности» финансовых данных. [14, стр.88-89]
Таким образом, в процессе функционирования организации возникает необходимость внесения изменений в избранную учетную политику.
Последствия таких изменений могут быть оценены:
1) как разница в стоимости активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений;
2) как непогашенная величина первоначальной стоимости активов. В случае изменения учетной политики организация должна определить порядок регулирования разниц, возникающих при переходе к использованию новых способов ведения учета. Кроме этого, принятая организацией учетная политика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации.
продолжение
--PAGE_BREAK--