--PAGE_BREAK--Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.
Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. [26]
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.
Работа предприятия в условиях рыночной экономики связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.
Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может пополнять резервный капитал. Норматив отчислений от прибыли в резервный капитал устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителем или действующим законодательством (в части акционерных обществ). Кроме того прибыль направляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального характера; а также на выплату дивидендов и доходов.
Условно чистая прибыль распределяется в двух направлениях на накопление и потребление. При этом под накоплением понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия). [25]
За счет средств накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие. При этом осуществление капитальных вложений за счет собственной прибыли не уменьшает ее величину. Происходит преобразование финансовых средств в имущественные ценности. Накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.
Под чистой прибылью направленной на потребление понимаются средства направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию, материальному поощрению коллектива предприятия, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.
Средства потребления складывается из двух частей: на оплату труда и выплату на социальное развитие. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты социального характера это направление средств на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.
Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно – финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции. [17]
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в сумме отчислений.
Распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников.
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.
Итак, мы проследили последовательность формирования и использования финансовых результатов деятельности предприятия, начиная с прибыли от продаж и кончая чистой прибылью.
1.2. Бухгалтерский и налоговый учет финансовых результатов
Организации получают основную часть прибыли от продажи продукции, товаров, работ и услуг (реализационный финансовый результат). Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затратами на ее производство и продажу. Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяют по счету 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.
К счету 90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета:
1 «Выручка»;
2 «Себестоимость продаж»;
3 «Налог на добавленную стоимость»;
4 «Акцизы»;
9 «Прибыль/убыток от продаж».
Сумма выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту субсчета 1 «Выручка» счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Одновременно себестоимость проданных продукции, товаров, работ и услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» И др. в дебет субсчета 2 «Себестоимость продаж» счета 90 «Продажи».
Начисленные по проданной продукции (товарам, работам, услугам) суммы НДС и акцизов отражают по дебету субсчетов 3 «Налог на добавленную стоимость» и 4 «Акцизы» счета 90 и кредиту счета
68 «Расчеты по налогам и сборам».
Организации — плательщики экспортных пошлин могут открывать
к счету 90 субсчет 5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.
Субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 1-5 счета 90 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 2, 3, 4 и 5 и кредитового оборота по субсчету 1 счета 90 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают со счета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90
«Продажи» (кроме субсчета 9), закрываются внутренними записями
на счет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по каждому
виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а при необходимости и по другим направлениям (по регионам продаж и т.п.).
Для обобщения информации об операционных и внереализационных доходах и расходах используют счет 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:
1 «Прочие доходы»;
2 «Прочие расходы»;
9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
На субсчете 1 «Прочие доходы» учитывают поступления активов, признаваемых прочими доходами (за исключением чрезвычайных). На субсчете 2 «Прочие расходы» учитывают операционные и внереализационные расходы, признаваемые прочими расходами (за исключением чрезвычайных). Субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» используется для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Записи по субсчетам 1 и 2 счета 91 производят накопительно течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 1 и кредитового оборота по субсчету 2 определяется сальдо прочих доходов и расходов. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается со счета 91 -9 на счет «Прибыли и убытки». Таким образом, на отчетную дату счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо не имеет.
По окончании отчетного года субсчета 1 и 2 закрывают внутренними записями на субсчет 9 счета 91.
Состав операционных доходов и расходов определен ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.
Основную часть операционных доходов и расходов составляют доходы и расходы от выбытия имущества (кроме продажи готовой продукции (работ, услуг и товаров)) и от участия в других организациях (поступления и расходы, связанные с предоставлением займов ( во временное пользование активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, поступления и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, прибыль / убыток от участия в совместной деятельности).
В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 внереализационными доходами и расходами являются:
− штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, полученные и уплаченные;
− активы, полученные и переданные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
− поступления в возмещение и возмещение причиненных организации убытков;
− прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
− суммы кредиторской, депонентской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
− курсовые разницы;
− перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
− прочие внереализационные доходы и расходы.
Поступления от уплаты штрафов, пеней, различных неустоек) и других видов санкций отражают по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» и дебету счетов учета денежных средств и расчета с дебиторами.
Уплаченные организацией суммы штрафов, пеней, неустоек и суммы от других санкций отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счетов учета денежных средств. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций, в состав расходов от внереализационных операций не включают, а относят на уменьшение прибыли (т.е. на счет 99 «Прибыли и убытки»).
Прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году, отражают
по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», убытки оформляют обратной бухгалтерской проводкой.
Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списывают в дебет счета 76 и кредита счета 91. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается с кредита счета 76 на счет средств резерва сомнительных долгов (счет 63) или в дебет счета 91.
Прочие внереализационные расходы и потери списываются с дебета или кредита соответствующих счетов в момент их выявления на счет 91.
Например, затраты по аннулированным производственным заказам списывают в дебет счета 91 с кредита счетов 20 «Основное производство» (на стоимость неиспользованных полуфабрикатов, деталей и узлов), 97 «Расходы будущих периодов» (на сумму затрат по подготовке производства, относящихся к аннулированным заказам) и др.
Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.
Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используется счет 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету – расходы и убытки.
Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.
Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:
• финансового результата от продажи продукции (работ, услуг);
• финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);
• операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);
• внереализационных прибылей и убытков;
• чрезвычайных доходов и расходов.
Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 «Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результат от продажи имущества, операционные и внереализационные доходы и расходы вначале отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого затем ежемесячно списывают на счет 99.
Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет 9? без
предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п. -
Кроме того, по дебету счета 99 отражают суммы начисленного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 99 и 68.
продолжение
--PAGE_BREAK--С введением в действие главы 25 НК РФ в российском законодательстве впервые установлена обязанность налогоплательщиков по ведению налогового учета. Глава 25 лишь систематизирует порядок ведения налогового учета в единые регистры и законодательно закрепляет обязанность по ведению налогового учета. Однако бесспорно, что налоговый учет по налогу на прибыль находится в наиболее сильном взаимодействии с системой бухгалтерского учета. Прибыль представляет собой основной экономический показатель деятельности организации. Все правила ведения бухгалтерского учета, по сути, предназначены для формирования полной и достоверной информации о прибыли. Поэтому налоговый учет по налогу на прибыль нельзя рассматривать как простое дополнение к обычному, бухгалтерскому. Это самостоятельная система учета.
Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Сравним бухгалтерский и налоговый учет доходов:
Налоговый учет (статья 248 НК РФ)
Бухгалтерский учет (статья 4 ПБУ 9/99
Два вида доходов:
Три вида доходов:
1.доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав – доходы от реализации. Статья 248 НК РФ
2.внереализационные доходы. Статья 250 НК РФ.
1. доходы по обычным видам деятельности
2.операционные доходы
3. внереализационные доходы.
Доходы, отличные от доходов по обычным видам деятельности, считаются прочими доходами. К прочим доходам также относятся чрезвычайные доходы.
Размер доходов определяется по первичным документам и документам налогового учета. Из доходов исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Налогоплательщик определяет налоговую базу на основании доходов от реализации. К таким доходам относятся:
-выручка от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства,
-выручка от реализации ранее приобретенных товаров,
-выручка от реализации имущественных прав.
К внереализационным доходам, учтенным за отчетный период в соответствии со статьей 250 НК РФ, относят такие поступления налогоплательщику, которые не связаны с выручкой от реализации продукции (работ, услуг) по обычным видам деятельности организации.
Чтобы определить налоговую базу по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.
Рассмотрим классификацию расходов в сравнительной таблице:
Для целей налогового учета
Для целей бухгалтерского учета
1) расходы, связанные с производством и реализацией продукции
2) внереализационные расходы
1) расходы по обычным видам деятельности
2) операционные расходы
3) внереализационные расходы
4) к прочим расходам также относятся чрезвычайные расходы
В соответствии со статьей 252 НК РФ любые затраты могут быть приняты к уменьшению налогооблагаемой прибыли при одновременном соблюдении следующих условий:
- затраты связаны с деятельностью, приносящей прибыль
- затраты экономически обоснованы
- затраты документально подтверждены.
Также существует перечень нормируемых расходов. Приведем для примера таблицу нормируемых затрат:
Виды нормируемых расходов
Нормы в соответствии с главой 25 НК РФ
1
2
Расходы на рекламу
1% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) для приобретения призов, для рекламных розыгрышей во время проведения массовых рекламных компаний
Представительские расходы
4% от расходов на оплату труда
Страхование жизни и негосударственное пенсионное обеспечение
12% от расходов на оплату труда
Добровольное медицинское страхование
3% от расходов на оплату труда
Страхование имущества
10% от выручки
Резерв по сомнительным долгам
Не лимитируется
Ремонт основных средств
Не лимитируется
Командировочные расходы:
А) проживание
Б)суточные
А) не лимитируются
Б) 100 рублей в сутки
Расходы на образование работников
Не лимитируется
1.3. Анализ финансовых результатов предприятия
Информационной базой учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия является «Баланс предприятия» форма № 1, «Отчет о прибылях и убытках» форма № 2.
Подготовка и обработка информации о финансовых результатах предприятия и о внешних и внутренних условиях является важной частью управления предприятием. Этот процесс осуществляется с применением различных технических средств для сбора, переработки, хранения и передачи информации, необходимой для оперативного принятия решения, учета и контроля за ходом производства. [11]
Информационная база анализа и диагностики финансовых результатов предприятия основана на организационном нормировании, бухгалтерском учете и отчетности, финансовой, статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации.
Анализ и диагностика финансовых результатов предприятия требует соответствующей подготовки и обработки исходных данных, которые классифицируются следующим образом:
1.Общие сведения о предприятии.
2.Информация о системе управления технико-экономической деятельности предприятия.
3.Специальные сведения о технологии производственного процесса и основных производственных результатов.
4.Информация об экономической деятельности предприятия.
5.Данные о финансовых результатах.
6.Сведения об общей эффективности деятельности предприятия.
Исходные материалы для анализа обычно оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок по соответствующим разделам. Проанализировав информационную базу, можно выделить резервы, спланировать работу предприятия, организовать ее выполнение и соответствующий контроль в целях достижения наибольшей эффективности технико-экономической деятельности при наименьших затратах. [46]
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов являются:
• оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности),
• факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг),
• анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности,
• анализ и оценка использования чистой прибыли,
• выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства и обращения.
Под методом анализа финансовых результатов понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними. [50]
В процессе анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.
Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.
Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.
На практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный ( временный ) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный ( структурный ) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный анализ — это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т.п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ — анализ влияния и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.
Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез — соединение отдельных элементов в общий результативный показатель. [47]
При анализе состава и динамики балансовой прибыли используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций. Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюджет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль. Чистая прибыль — это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. [40]
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. [46]
Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
%РП=∑(VPПф)/ ∑(VPПпл) (1)
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
∑(VPПф х Цпл)- ∑(VPПф х Спл) (2)
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(VPПф х Цф)- ∑(VPПф х Спл) (3)
По данным таблицы 1 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Таблица 1
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Изменение суммы прибыли за счет:
Объема реализации продукции
∆П (VPП) = Пусл1 – Ппл (4)
структуры товарной продукции
продолжение
--PAGE_BREAK--∆П стр = Пусл2 – Пусл1 (5)
средних цен реализации
∆П цен = Пусл3 – Пусл2 (6)
себестоимости реализованной продукции
∆П с = Пф – Пусл3 (7)
Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:
∆Пуд=∑[( УДai- УДплi) хПпл/100 ] х VPП общ.ф (8)
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель:
∆Пуд=∑[( УДai- УДплi) х Rпл/100 х100 ] х VPП общ.ф (9)
где Rпл — плановая рентабельность і-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VPПi), себестоимости (Ci) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П= VPПi (Цi – Ci) (10)
Методика расчета влияния факторов способом цепных подстановок:
Ппл = VPППЛ(ЦПЛ -Спл) (11)
Пус1 = VPПф(Цпл -Спл) (12)
ПУсл2 = VPПФ(ЦФ -Спл) (13)
Пф = VPПф(Цф — Сф) (14)
∆Побщ = Пф — Ппл (15)
∆ПVPП = Пусл1 — Ппл (16)
∆ПЦ = Пусл2 ~ ПуслХ (17)
∆П с = — Пф — Пусл2 (18)
Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Полученные данные показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен, и какие факторы оказали положительное влияние, а какие — отрицательное, и в какой степени.
Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций; убытки от стихийных бедствий и т.д.
Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
Сумма полученных дивидендов зависит от количества приобретенных акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, налоговой и амортизационной политикой государства, уровнем процентной ставки за кредит и т.д. Недостаточно высокий уровень квалификации экономических кадров, невладение законами рынка, неумение оценить конъюнктуру рыночных законов могут принести предприятию большие убытки. При оценке результатов финансовой деятельности большую пользу могут дать межхозяйственные сравнения, изучение опыта работы других предприятий на рынке ценных бумаг.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость)
издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3)показатели, характеризующие доходность капитала и его
частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):
R3= Пб/ З или R3= Пч/ З (19)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции или чистой прибыли на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Rn= Пб/ В или Rn = Пч/ В (20)
Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (К) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
Rк = Пб/ К или Rn = Пч/ К (21)
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. [46]
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
В факторном анализе рассчитывают также влияние факторов на рентабельность собственного капитала. Для расчета влияния факторов рентабельности продаж, оборачиваемости активов и степени автономии организации на этот показатель используют выражение:
R СК = Коб А * Rпр * 1/КА =В/А*Пп/В*А/СК (22)
где Rпр — рентабельность продаж,
Коб А — коэффициент оборачиваемости активов,
KА — коэффициент автономии,
Пп— прибыль от продаж,
В — объем реализации товаров,
А — средний итог баланса,
СК — средний размер источников собственных средств.
Влияние каждого из указанных факторов определяем методом цепных подстановок. Следует отметить, что вместо средних значений в проведенных расчетах допустимо использование моментных величин.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).
МД=П+А, (23)
откуда
П=МД-А. (24)
С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.
При анализе финансового состояния предприятия необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зону безопасности). С этой целью предварительно все затраты предприятия следует разбить на две группы в зависимости от объема производства и реализации продукции: переменные и постоянные.
Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются пропорционально объему производства продукции. Это расходы сырья, материалов, энергии, топлива, зарплаты работников на сдельной форме оплаты труда, отчислений и налоги от зарплаты и выручки и т.д.
Постоянные затраты не зависят от объема производства и реализации продукции. К ним относятся амортизация основных средств и нематериальных активов, арендная плата, расходы на управление и организацию производства, зарплата персонала предприятия на повременной оплате и др.
Постоянные затраты вместе с прибылью составляют маржинальный доход предприятия.
Деление затрат на постоянные и переменные и использование показателя маржинального дохода позволяет рассчитать порог рентабельности, то есть ту сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянные расходы предприятия.
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит, не прибыли, не убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии затраты – объем продаж – прибыль. Для определения их уровня используем графический и аналитический способ.
Для удобства вывода формул используем следующие обозначения:
Т – точка безубыточности;
МД – маржинальный доход;
Умд – уровень маржинального дохода;
С – себестоимость;
Зпост – постоянные затраты;
Зпер– переменные затраты;
П – прибыль;
В – выручка от реализации.
В соответствии с этими обозначениями формула маржинального дохода имеет вид:
МД = П + Зпост, или МД = В – Зпер (25)
Сумма постоянных затрат можно взять в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» стр. 30,40. Управленческие + коммерческие расходы.
Уровень маржинального дохода рассчитывается по формуле:
Уровень МД = МД / В (26)
Расчет точки безубыточности производится по формуле:
Т = Зпост / Умд (27)
Рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах можно по формуле:
Т = К х (Зпост / МД), (28)
где К- количество произведенных товаров и услуг
Для наглядности можно нарисовать график безубыточности, где по оси абсцисс откладывается объем реализации продукции, по оси ординат – постоянные затраты, переменные и прибыль. Пересечение линии выручки и затрат – есть порог рентабельности. В этой точке выручка равна затратам. Выше ее зона прибыли, ниже- зона убытков. Отрезок линии выручки от этой точки до верхней и есть запас финансовой устойчивости.
В заключении необходимо обобщить все результаты анализа и сделать более точный диагноз финансовому состоянию предприятия, а также его прогноз на перспективу. Следует разработать также конкретные мероприятия, которые позволят улучшить финансовое состояние предприятия. Прежде всего, это мероприятия, направленные на увеличение производства и реализации продукции, повышение его качества и конкурентоспособности, снижение себестоимости, рост прибыли и рентабельности, ускорение оборачиваемости капитала и более полное и эффективное использование производственного потенциала предприятия.
Преимущество рассмотренной методики анализа финансовых результатов состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе «директ-костинг», т.е. их группировки на постоянные и переменные. [46]
Глава 2. Организация учета и анализа финансовых результатов на ООО «Родонит».
2.1. Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Родонит» было создано в соответствии с действующим Гражданским законодательством РФ и Федеральным Законом от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» 10 марта 2004 г.
Организационно-правовая форма предприятия: частная.
Место государственной регистрации предприятия: РФ, 454128, г.Челябинск, ул.Братьев Кашириных, д. 120.
Основной целью деятельности предприятия является удовлетворение потребительского спроса физических и юридических лиц, организация производства и новых рабочих мест, получение прибыли.
Предметом деятельности предприятия являются:
- торговля (оптовая и розничная) спортивными товарами, рыболовными принадлежностями, туристическим снаряжением, лодками и велосипедами;
- торговля (оптовая и розничная) по заказам;
- торговля (оптовая и розничная) фотоаппаратурой, оптическими и точными приборами;
- торговля (оптовая и розничная) металлическими и неметаллическими конструкциями и т.п.;
- выездная торговля, проведение ярмарок;
- предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества.
Указанными видами деятельности предприятие занимается только на основании полученной лицензии. Предприятие вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность, соответствующей целям и задачам предприятия и не противоречащей действующему законодательству.
Предприятие является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет расчетные счета и другие счета в кредитных учреждениях, в том числе в иностранной валюте, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, указание на место нахождения предприятия.
В собственности предприятия находится имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Имущество предприятия образуется за счет личных средств учредителей, вложенных в Уставный капитал, из дополнительных взносов в имущество, доходов от производственно-хозяйственной деятельности, краткосрочных кредитов и иных поступлений.
продолжение
--PAGE_BREAK--Организационная структура ООО «Родонит» представляет собой совокупность подразделений торгового, вспомогательного и хозяйственного назначения, осуществляющих свою деятельность на основе разделения труда внутри предприятия. Организационную структуру ООО «Родонит» можно охарактеризовать как двухуровневую линейную (рис.1). Она позволяет осуществлять оперативное и эффективное руководство данным предприятием и взаимодействие отдельных служб.
2.2. Учет финансовых результатов на ООО «Родонит»
ООО «Родонит» получает основную часть прибыли от реализации товаров и услуг. Прибыль определяют как разницу между выручкой от реализации товаров без НДС и затратами на ее закуп и продажу. Финансовый результат от предоставления услуг и реализации товаров отражается на счете 90 «Продажи». Доходами от обычного вида деятельности считают выручку от продажи товаров и услуг, реализованной по договорам поставок, купли-продажи, а также по поступившим заказам.
Расходом принято считать:
— доставка продукции покупателям;
— энергия, топливо, материалы;
— запасные части к производственному оборудованию и машинам;
— заработная плата работников;
— отчисления из заработной платы.
К счету 90 «Продажи» открыты субсчета:
90-1 «Выручка»
90-2 «Себестоимость продаж»
90-3 «Налог на добавленную стоимость»
90-9 «Прибыль/ убыток от продаж».
Субсчет 90-9 «Прибыль/ убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц. Запись по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3 производится накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, и кредитового оборота по субсчету 90-9 определяют результат от продаж за отчетный месяц.
Выявленную прибыль или убыток ежемесячно списывают с субсчета 90-9 на счет 99 «Прибыли или убыток». Поэтому счет 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. Аналитический учет реализации организуется как по отдельным видам товаров и услуг в натуральном выражении, так и в разрезе платежных документов. Учитывается общее количество товаров, оставшейся на начало и на конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями и реализованной. Основанием для заполнения раздела 2 ведомости является ведомость за прошлый месяц, платежные документы и приказы-накладные на отгруженную продукцию отчетного месяца, а также выписки банка из расчетного счета организации.
Следует отметить, что в указанном регистре ведется и аналитический учет прочей реализации основных средств, материальных ценностей и прочих активов.
Наиболее типичные операции по учету прибыли по основным видам деятельности и корреспонденции счетов:
Таблица 2.1.
Корреспонденции счетов по учету прибыли от реализации
Наименование операций
Дебет
Кредит
Признана выручка от продажи
62
90-1
Отражен НДС
90-3
68,76
Признаны расходы по обычным видам деятельности
90-2
20,26,44,45
Отражено поступление выручки на расчетный счет
51
62
Определен финансовый результат (прибыль)
90-9
99
Определен финансовый результат (убыток)
99
90-1
Для обобщения информации об операциях о внереализационных доходах и расходах используется счет 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету открыты субсчета:
91-1 «Прочие доходы
91-2 „Прочие расходы“
91-9 „Сальдо прочих доходов и расходов“
На субсчете 91-1 „Прочие доходы“ учитывают поступления активов „признаваемых прочими доходами (за исключением чрезвычайных).
На субсчете 91-2 “Прочие расходы» учитывают операционные и внереализационные расходы, признаваемые прочими расходами (за исключением чрезвычайных).
Субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» используется для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 91-1 и 91-2 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-1 и кредитового по субсчету 91-2 определяется сальдо прочих доходов и расходов. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, на отчетную дату счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо не имеет.
По окончании отчетного года субсчета 91-1 и 91-2 закрываются внутренними записями на субсчет 91-9.
Основную часть операционных доходов составляют проценты банка и субаренда. В составе операционных расходов налог на имущество, а также расходы по расчетно-кассовому обслуживанию в банке и амортизация основных средств, сданных в аренду
Полученные доходы и расходы оформляют следующими записями:
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму арендной платы)
Кт 91 «Прочие доходы и расходы»
Дт 91 «Прочие доход и расходы» (на сумму %, полученных от банка)
Большую часть внереализационных доходов предприятия составляют: суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и т.д. В составе внереализационных расходов: суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком давности, убытки прошлых лет, признанные в отчетном году и относительно небольшие суммы штрафов за нарушение хозяйственных договоров.
Бухгалтерские записи аналогичны записям по операционным доходам и расходам.
Наиболее типичные операции по учету прибыли по прочим видам деятельности и корреспонденции счетов:
Таблица 2.2.
Корреспонденция счетов по учету прибыли от операционных и внереализационных доходов и расходов.
Наименование операций
Дебет
Кредит
Признана выручка от продажи
62
91
Отражен НДС
91
68,76
Признаны расходы по операционным и внереализационным видам деятельности
91
01,20,26,44,45,60,69,70,76
Списан убыток безнадежной к получению дебиторской задолженности
91
60,62
Получены штрафы, пени и неустойки
50,51
91
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате
91
50,51,60,62,76
Начислены налоги за счет финансовых результатов
91
68
Отражено поступление выручки на расчетный счет
51
62,76
Определен финансовый результат (прибыль)
91
99
Определен финансовый результат (убыток)
99
91
На исследуемом предприятии внедрена комплексная бухгалтерская система «1С: Бухгалтерия». Предлагаемый комплекс программ позволяет решать весь спектр задач организации как бухгалтерского, так и налогового учета.
Система формирует полный набор стандартных отчетов. Пользователь имеет возможность самостоятельно создать любую форму отчетности, не прибегая к помощи программиста. Сервис системы позволяет самостоятельно определить названия всех граф, таблиц, а также контекстных подсказок.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется главным бухгалтером. Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости, обеспечения его финансовой устойчивости. Главный бухгалтер также оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа. Подчиняется директору и заместителю директора предприятия, сообщает им обо всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предложением способы их устранения. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников и принимает меры по обеспечению их исполнения.
Учетная политика формируется главным бухгалтером ООО «Родонит» и утверждается руководителем организации, исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований. Приказ по учетной политике для целей бухгалтерского учета в ООО «Родонит» был утвержден от 30 декабря 2006 года.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета оформлена не отдельным документом — Положением, а утверждена приказом.[28]
Учетная политика для целей бухгалтерского учета предприятия состоит из 2-х разделов. Раздел 1 раскрывает методические аспекты учетной политики.
Во втором разделе учетной политики, раскрывающем организационную форму бухгалтерской службы указано, что бухгалтерская служба как структурное подразделение возглавляется главным бухгалтером.
Применяемая форма бухгалтерского учета в ООО «Родонит» — журнально-ордерная.
Учетной политикой не описана схема организации бухгалтерской службы, конкретно нет точных указаний кто осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
В третьем пункте содержится информация о технологии обработки информации, там указано, что предприятие ведет бухгалтерский учет на стандартных компьютерах с использованием программы «1С:». На основании требований к программам и регистрам бухгалтерского учета приведенных в Методических рекомендациях Минфина СССР и ЦСУ СССР от 20.02.81г. №35/34-Р/426 «По организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники».
Пунктом 7 указан перечень лиц имеющих право подписи первичных учетных документов, однако, не предусмотрен перечень применяемых учетных регистров их построение, последовательность и способы записи в них, за исключением порядка выдачи в подотчет наличных денежных средств. Согласно пункта 8 указаны цели выдачи подотчетных суммы, приведен список лиц имеющим право получения этих средств, суммы и сроки составления авансового отчета.
Учетной политикой предусмотрен рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические счета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета.
ООО «Родонит» применяет типовую корреспонденцию счетов, предусмотренную Планом счетов бухгалтерского учета.
Не нашло отражения в учетной политике ООО «Родонит» порядок и сроки составления бухгалтерской отчетности, а также ответственные лица за ее составление.
В пункте 6 учетной политики указано, что внутрипроизводственный контроль осуществляется с помощью специализированной профессиональной организации на договорной основе.
В целях обеспечения данных бухгалтерского учета и отчетности в организации проводится инвентаризация, только в тех случаях, которые предусмотрены законодательством.
Учетная политика для целей налогообложения разработана в целях соблюдения на предприятии ООО «Родонит» единых правил налогового учета. Учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную предприятием обоснованную совокупность принципов организации и методов ведения налогового учета. [29]
Согласно учетной политике в организации ООО «Родонит» применяется метод начисления для доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль в соответствии со статьями 271 и 272 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях налогообложения налогоплательщик может начислять амортизацию одним из следующих методов: линейным или нелинейным.
В учетной политике организации определено, что для целей налогообложения прибыли установлен линейный метод амортизации по объектам амортизируемого имущество.
Организация ООО «Родонит» для целей налогообложения прибыли установила, что распределение объектов амортизируемого имущества по амортизационным группам первая группа «Машины и оборудование» вторая группа «Хоз.инвентарь».
Порядок определения стоимости покупных товаров при их включении в состав расходов – по стоимости единицы товара.
Ежемесячные авансовые платежи налога на прибыль осуществляются в равных долях в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
Убыток организации признается в будущих налоговых периодах.
Организация последовательно придерживается принятой учетной политики из года в год.
Пунктом 2.8. учетной политики определены регистры налогового учета по объектам, это сводные формы систематизированных данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями налогового законодательства. Желательно более подробнее определить такие источники данных для налогового учета как бухгалтерские регистры, данные аналитического учета, применяемые счета бухгалтерского учета для отражения сведений, используемых для целей налогообложения и другие.
Вывод: на основании проведенного исследования было выявлено, что ученая политика ООО «Родонит» не полностью раскрыта для внешних пользователей бухгалтерской информации – в том объеме и в той степени, как то предусмотрено Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.
При разработке учетной политики для целей налогового учета не были учтены следующие элементы:
— при формировании учетной политики не придавалось значение оптимизации налоговых платежей по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, в частности, при варианте признания доходов следует установить особые условия в договорах (переход права собственности по оплате товаров). Дату реализации для исчисления и учета НДС необходимо выбрать наиболее эффективную с точки зрения налогообложения — по оплате;
— при формировании учетной политики на ООО «Родонит» для целей бухгалтерского и налогового учета не было уделено внимание оформлению учетной политики. Пункты не имеют определенного порядка, отсутствуют организационно-технические аспекты учетной политики для целей налогообложения. Целесообразно издать один приказ, в котором предусмотреть организационно-технический аспект, учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета.
— в учетных политиках не использовался вариант создания резервов: резерв по сомнительным долгам; резерв на предстоящую оплату отпусков; резерв на ремонт основных средств. Указанные резервы дадут преимущества в части уменьшения налоговой нагрузки по налогу на прибыль, равномерно распределят предстоящие расходы в течение налогового периода.
2.4. Анализ финансовых результатов на ООО «Родонит»
Анализ приведенных данных в таблице 7 свидетельствует о том, что изменения в структуре прибыли отрицательны. Темпы роста выручки от реализации ниже темпа роста себестоимости, так темп роста выручки составлял в 2005 г –372,01 %, в 2006 г – 109,17 %, в 2007 г – 91,24 %, в то время как рост себестоимости составлял в 2005 г –375,54 %, в 2006 г – 116,11 %, в 2007 г – 95,14 %,. Это является отрицательным моментом в деятельности предприятия.
Возросла доля коммерческих расходов с 2,66 % до 4,1 % в составе выручки, темп их роста в 2007 г превосходит темп роста себестоимости и выручки.
Уровень управленческих расходов существенно не изменился их доля в выручке в 2007 г составила 8,73 %.
В течение трех лет удельный вес прибыли от продаж в выручке имеет отрицательную тенденцию. Так в 2005г. доля прибыли продаж составила 13,52 %, в 2006 – 10,37%, а в 2007г. — 3,92%.
Прочие виды доходов составляют только операционные доходы и расходы, но в течение изучаемого периода, указанный вид деятельности приносил убытки в 2005г - 682тыс.руб, 2006г. –116 тыс.руб., в 2007г. – 104 тыс.руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--