Реферат по предмету "Финансы"


Управление финансами в условиях рыночных отношений

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра финансов, бюджета и страхования
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Тема № 5:

«Управление финансами в условиях рыночных отношений»

Москва

2009
Содержание



Введение

Управление финансами является составной частью об­щей системы управления. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества.

Развитие рыночных отношений в стране с 1991 г. обусловило повышение роли финансов в целом и финансов предприятий в частности. Финансы стали основными показателями, характеризующими конечные результаты деятельности субъектов. Все это привело к повышению роли управления финансами как на макро -, так и на микроуровне.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что финансы являются одним из важнейших экономических элементов, отражающего экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.

Цель данной работы состоит в том, чтобы определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль в системе управления экономическими отношениями.

Задачами нашего исследования являются характеристика базовых функций финансового управления, а именно: планирование и прогнозирование, финансовый контроль, регулирование финансовых процессов; рассмотрение вопросов правового оформления финансовых отношений. Роль финансового права в управлении финансами, а также дать характеристику финансовым органам управления.
1. Понятие управление финансами

Управление как таковое представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект и достижения определенного результата. Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости всех звеньев финансовой системы в сочетании с экономическими интересами государства и всех членов общества.

Управление финансами является составной частью об­щей системы управления социально-экономическими про­цессами в обществе. Реализация финансовой политики как цели управления финансами осуществляется посредством государственного регулирования финансовых отношений — доходов, налогов, процентов, амортизации, расходов и др., — составляющих объект управления. Объектами, на которые направлено управление финансами, выступают все виды финансовых отношений, складывающихся в экономической системе. В свою очередь, к субъектам управления финансами относятся организационные структуры, которые осуществляют его. Совокупность всех этих структур называется финансовым аппара­том.

Субъектами управления финансами в каждой из подсистем финансовой системы вы­ступают:

органы государственной власти и управления — го­сударственными финансами,

органы местного самоуправ­ления — муниципальными финансами;

хозяйствующие субъекты — финансами предприя­тий и организаций (коммерческих, в том числе кредитных нефинансовых и кредитных некоммерческих, в том числе бюджетных учреждений и негосударственных обществен­ных объединений, фондов);

домохозяйства (неюридические лица) — денежными доходами работающих членов и неработающих, но получающих пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты из централизованных и децентрализованных фондов финансо­вых ресурсов.1

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономичес­кой сбалансированности, профиците бюджета, снижении государ­ственного долга, твердости национальной валюты, в конечном сче­те, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Конкретными методами и формами управления финансами слу­жат:

финансовое планирование;

прогнозирование;

программирование;

финансовое регулирование;

финансовый контроль;

принятие финансового законодательства;

система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Система управления государственными финансами представлена в Приложении (см. схема 1).
1.1.Планирование, программирование и прогнозирование как функции финансового управления
В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. Можно подвести понятие «планирование» под более общее определение через «планомерность», которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование — это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сба­лансированности и пропорциональности. Применительно к фи­нансовому планированию — это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресур­сами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, оста­ющимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность — рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты нало­га и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам Федерации. Государство через увеличение или уменьше­ние этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на коорди­нацию деятельности всех органов финансовой системы. Относитель­ная обособленность отдельных звеньев системы финансов предоп­ределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

особенности форм и методов образования и использования де­нежных фондов;

отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выра­жается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, ко­торые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором от­ражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образо­вания и использования, структура доходов и расходов.

Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фон­да РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости на­селения РФ. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюд­жетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недо­статке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.

Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан. Для учета потребностей всех хозяйствующих субъектов страховой фонд формируется и используется в плановом порядке. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организа­ций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюд­жетного направления), в расходной — возмещение убытков от сти­хийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансиро­ванности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов — БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Эти документы разрабатываются Ми­нистерством экономики РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других подразделений финансовой системы. В ба­лансе отражается формирование и использование ресурсов, плани­руемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, стра­хового фонда, кредитного фонда, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позво­ляет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов Федерации, местных администраций; эффективно и обос­нованно перераспределить средства между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансовый баланс объединяет в единую сис­тему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного и кредитного планов и других финан­совых планов.

Непосредственно взаимосвязан со Сводным финансовым балан­сом другой синтетический баланс — баланс денежных доходов и расхо­дов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов насе­ления в наличной и безналичной форме:

заработная плата;

доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

пенсии и пособия;

стипендии;

доходы от обмена товарами между группами населения;

оплата товаров и услуг;

налоги и добровольные взносы;

сбережения во вкладах и займах.

Баланс определяет пропорции между доходами и расходами насе­ления, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, уве­личение объемов товарного предложения. В связи с этим баланс де­нежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарообо­рота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам Федерации Министерством экономи­ки РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов финансовой системы.

Показатели финансовых планов являются исходным материа­лом для анализа финансового положения государства, информа­ционной основой (базой) перспективного планирования. Систе­ма финансовых планов позволяет выявить объективные взаимо­связи и долговременные тенденции изменения структуры источ­ников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.

Несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже прочно вошли в деловую жизнь современной России, этого пока нельзя сказать о хозяйственном, в том числе финансовом планировании.

С переходом на рыночные отношения роль планирования не снижается, а многократно возрастает. Убедительным аргу­ментом, подтверждающим целесообразность планирования, является практика зарубежных компаний, где бизнес-планы разрабатываются повсеместно и на постоянной основе.

Финансовое программирование — метод финансового планирования,

использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

установление приоритетов государственных расходов по направлениям;

повышение эффективности расходования государственных средств;

прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономи­ческих факторов (ресурсных). При этом учитываются не только мас­штабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры име­ющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели. Программирование, как важный ме­тод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области фи­нансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования.

Финансовое программирование используется в развитых странах с 1960-х годов. Суть его заключается в составлении 5-летних «сколь­зящих» планов расходов. Каждый год план корректируется на осно­ве ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. Пока­затели при этом передвигаются (скользят) по 5-летней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели 1-го пред­стоящего года являются директивными (обязательными), а после­дующих 4-х лет — ориентировочными.

В настоящее время в Российской Федерации используются целе­вые комплексные программы, представляющие систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероп­риятий, направленных на достижение производственных целей, сба­лансированности по ресурсам и исполнителям.

Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансово­го положения государства, обоснование показателей финансовых пла­нов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5—10 лет) и долгосроч­ными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реаль­но возможного объема финансовых ресурсов, источников формиро­вания и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные вариан­ты развития и совершенствования системы финансов, формы и ме­тоды реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различ­ных методов:

построение эконометрических моделей, описывающих ди­намику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

корреляционно-регрессионный анализ;

метод непосредственной экспертной оценки.

Природа рыночного механизма обуславливает применение прогнозного подхода с элементами планирования.

Прогнозные и плановые расчеты базируются на использо­вании различных методов:

экстраполяции;

математического моделирования;

балансового.

Метод экстраполяции заключается в том, что плановые финансовые показатели определяются на основе анализа их динамики за ряд предыдущих периодов и выявления наметив­шихся тенденций роста или снижения. В плановых расчетах с использованием этого метода исходят из фактических показа­телей отчетного периода, корректируя их на относительно ус­тойчивые темпы изменений.

Нормативный метод основан на использовании в плани­ровании разнообразных норм и нормативов (экономических, технических, финансовых и других).

Метод математического моделирования заключается в построении математических моделей, имитирующих течение реальных экономических, социальных и финансовых процессов.

Для согласования ресурсов с направлением их использова­ния используется балансовый метод, который можно предста­вить в виде универсальной формулы:

О0+ П = Р + О1, где:

О0— остаток на начало;

П — поступление;

Р — расход;

О
х
— остаток на конец.2
1.2. Финансовый контроль
Финансовый контроль является одной из самых важных функций управления финансовой системой. Его содержание и назначение сводится к про­верке финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и субъектов отраслевого (ведомственного) и территориаль­ного управления. Объектом финансового контроля являют­ся распределительные отношения на стадии образования и в процессе использования финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансовой проверке подвергаются стоимостные показатели — выручка от реализации товаров и услуг, себестоимость, оплата труда, амортизационные отчисления, издержки обращения, цены и тарифы, прибыль, доходы от прочей реализации, внереализационные доходы и расходы, обязательные отчисления во внебюджетные фонды, использо­вание прибыли и др.

Финансовый контроль охватывает правильность формирования стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, составления и исполнения бюджета и внебюджетных фондов, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту и своевремен­ность налоговых платежей и неналоговых отчислений. Нарушение финансовой дисциплины карается экономически посредством финансовых санкций и в административном порядке (в отношении должностного лица)

Существует несколько видов финансового контроля: государственный, внутрифирменный и независимый (аудит).

Государственный финансовый контроль включает общегосударственный контроль, осуществляемый соответствующими органами государственной и исполнительной власти в любой сфере экономики и управления, и ведомственный контроль, проводимый министерствами в отношении подведомственных предприятий.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется финансовой службой предприятия, а в акционерном обществе, в кооперативной и общественной организации — ревизионной комиссией.

Независимый финансовый контроль (аудит) выполняют аудиторские фирмы в соответствии с заключаемым до­говором и за определенное вознаграждение. Аудиторская фирма проверяет финансовую отчетность и подтверждает достоверность информации. Заключение по проверке публикуется в открытой печати.

Наиболее распространенными формами финансово­го контроля являются проверки и ревизии. Проверки про­водятся по отдельным аспектам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Ревизия — это, по сути дела, комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный пе­риод. Ревизия проводится по соответствующей программе (цель, объект, перечень основных вопросов) и завершается составлением акта документальной проверки предприятия, в котором отражаются выявленные недостатки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, определяются финансовые санкции за нарушение финансовой дисципли­ны, меры по предупреждению подобных нарушений в бу­дущем и мобилизации внутрихозяйственных резервов ук­репления финансовой базы.

Организованная казначейством система постоянного кон­троля призвана способствовать сокращению числа таких нарушений в сфере использования федеральных бюджет­ных средств. Кроме того, по поручению Федерального Со­брания РФ и Счетная палата осуществляет жесткий конт­роль за целевым и эффективным использованием бюджет­ных ресурсов.

Финансовый контроль — это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятель­ностью всех экономических субъектов (государства, пред­приятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансо­во-хозяйственного законодательства в процессе формиро­вания и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэто­му в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровож­дает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Конкретные формы и методы организации финансового контроля есть практическое воплощение объективно при­сущего финансам как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охва­тывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяй­ствующих субъектов), финансовый контроль является мно­гоуровневым и всесторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех дру­гих экономических субъектов; финансовые нарушения вле­кут санкции и штрафы.

Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, включает следующие элементы:

ведомство главного ревизора-аудитора (Счетная па­лата) с подчинением непосредственно парламенту или пре­зиденту страны. Главная цель этого ведомства — общий контроль за расходованием государственных средств;

налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее по­ступление налогов;

контролирующие структуры в составе ведомств, осу­ществляющие проверки и ревизии подведомственных уч­реждений;

негосударственные контролирующие службы, осу­ществляющие на коммерческой основе проверку достовер­ности отчетной документации и законности финансовых опе­раций;

службы внутреннего контроля, основная задача ко­торых — поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.

Финансовый контроль — важный эле­мент системы управления финансами.
2. Правовое обеспечение системы управления финансами
Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в нашей стране от административно-командной системы управления крыночной. Кроме того, кардинальное изменение государственного устройства, построение федеративных отношений между органами власти непосредственно влияют на состав финансовой системы нашего государства, что диктует необходимость переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансового законодательства.

Установление и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину.

В настоящее время знание правовых основ функционирования финансов на всех уровнях управления позволяет финансовым работникам грамотно и эффективно управлять системой финансовых отношений, как в рамках отдельной организации, так и на государственном и муниципальном уровнях. Используя правовые нормы, органы государственной власти и местного самоуправления регулируют развитие отраслей экономики, обеспечивают ее стабильность и рост, сглаживают и устраняют негативные тенденции в ее развитии, воздействуют на объем и структуру финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования. В свою очередь необходимость реализации целей и задач финансовой политики, проводимой государством, стимулирует дальнейшее развитие содержательной части финансового права. Именно финансовая политика определяет вопросы разработки соответствующих финансово-правовых актов для ее реализации, состав правовых норм, которые они должны содержать, финансовые льготы и санкции, которые должны применяться в ходе управления финансами. Применение норм права для субъектов хозяйствования означает определенный порядок формирования их уставного (складочного) капитала, формирования и распределения прибыли, налогообложения, реализации амортизационной и инвестиционной политики, управления имуществом и решения других вопросов финансово-хозяйственной деятельности.

В ходе использования правовых норм в процессе управления финансами проявляется их «императивный» характер, под которым понимается активная практическая деятельность государства по организации финансовых отношений, разработке форм их проявления и использования. В результате этой деятельности субъекты права не могут по своему усмотрению и по собственной инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их.

В целях управления государственными финансами, регулирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и доходов населения субъекты власти используют финансово-правовые акты, которые представляют собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию, и содержат соответствующие правовые нормы по рассматриваемому вопросу.

Используемые в ходе управления финансами финансово-правовые акты весьма многообразны и классифицируются по различным признакам. По юридической силе эти акты подразделяются на законы и подзаконные акты; по уровню власти — на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы — на финансово-правовые акты, которые применяются для управления финансовыми отношениями в каждой сфере финансовой системы (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы.

Основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяются федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения. Кроме того, нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения, содержатся в ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической системы Российской Федерации; в ст. 35 – право частной собственности; ст. 71-73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансовых отношений. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе.

Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношения, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и др.

Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.3

Указы Президента РФ, как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов (например, Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

На основании постановлений Правительства РФ осуществляется правовое регулирование процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти в Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики. К примерам наиболее значимых из них в настоящее время относятся Постановление Правительства РФ от 20.05.98 № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, поскольку позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств. При этом правовому регулированию подлежат все составляющие процесса управления финансами — прогнозирование и планирование источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на макроуровне, управление исполнением бюджетов и порядок проведения финансового контроля за деятельностью государственных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления. К указанным нормативным актам относятся прежде всего приказы, письма и инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, органов Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, органов управления государственными социальными внебюджетными фондами.

В сфере финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм; федеральными законами об акционерных обществах, государственных (муниципальных) унитарных предприятиях, обществах с ограниченной ответственностью; финансовым законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке.

Эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому во всех странах правовым вопросам регулирования экономики государства уделяется повышенное внимание. В конституциях некоторых государств (например, в Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный раздел выделяются финансовые вопросы — финансовая конституция. В Российской Федерации современное финансовое право проходит новый виток в своем развитии, не все финансовые отношения получили четкую, правовую регламентацию, что на практике приводит к применению в ряде случаев директивного управления финансами, а не управления посредством закона. Вместе с тем многие действующие юридические нормы, в том числе относящиеся к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся:

• противоречия между федеральным и региональным (муниципальным) законодательством, что, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней бюджетной системы РФ, а с другой – к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ);

• противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативно-правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование;

• формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативно-правовых актов в финансовой сфере;

• наличие законов и нормативно-правовых актов, которые не исполняются в течение ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;

• нечеткие формулировки в нормативных документах, порождающие необходимость их уточнения и дополнения;

• сложный, псевдонаучный язык нормативных документов;

• несвоевременное принятие и опубликование в печати законов и подзаконных нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.

Решение указанных проблем в области финансового права позволит обеспечить стабильность развития экономики нашего государства, повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить действенность финансового контроля за деятельностью органов власти и отдельных организаций и укрепить финансовое положение государства.

В настоящее время функционирование финансовой системы России вступило на качественно новый этап, связанный с переходом к среднесрочному и далее долгосрочному финансовому планированию и созданию эффективной системы управления государственными финансами.

Российское государство и муниципальные образования в связи с использованием для выполнения своих задач системы осуществляют в лице своих органов соответствующую финансовую деятельность. Возникающие в процессе этой деятельности финансовые общественные отношения регулируются нормами особой отрасли права, а именно финансового права. В результате этого финансовая система приводится в действие. Следовательно, от уровня (качества) правовых норм и правоприменительной деятельности в данной сфере зависят эффективность действия финансовой системы и реализация социально-экономических программ страны. Это обуславливает необходимость глубокого изучения финансового права.

3. Система органов управления финансами в РФ

В этой части будут рассмотрены основные органы управления финансовой системы и их функции.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функциони­рование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собра­нию (ч. 3 ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопро­сам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной полити­ки, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кре­дитной системы, и осуществляет через Главное контрольное управление Президента РФ финансовый контроль.

Парламент Российской Федерации (Федеральное Собра­ние, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государ­ственной Думы) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает фи­нансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс).

Правительство Российской Федерации рассматривает фе­деральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реали­зацию финансовой политики, является Министерство финан­сов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство фи­нансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Рос­сийской Федерации, координирует деятельность других фе­деральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов Российской Федерации обеспе­чивает проведение единой финансовой, бюджетной, налого­вой и валютной политики в стране, координирует деятель­ность в этой сфере иных федеральных органов исполнитель­ной власти, издает инструкции, методические указания и дру­гие документы по вопросам организации финансовой деятель­ности. Осуществляя свои функции, Минфин России взаимо­действует с другими органами исполнительной власти — федеральными, органами субъектов Федерации, органами мес­тного самоуправления, а также общественными объединени­ями и иными организациями. Структура управления Министерства финансов РФ представлена в Приложении (см. схема 2).

В последнее время предприняты меры по усилению роли Министерства финансов РФ в финансовой деятельности го­сударства, которая в определенной мере была ослаблена, в частности, в связи с выделением из его компетенции вопро­сов налогообложения, надзора за страховой деятельностью и других и созданием соответствующих государственных служб.

Теперь Министерство финансов РФ стало правопреем­ником ряда самостоятельно существовавших служб, функ­ции которых перешли ему, а именно Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ по дра­гоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ. Изменена и организационная структура Министерства финансов РФ. И целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоров­лению экономики Минфину России разрешено иметь в соста­ве центрального аппарата наряду с другими подразделения­ми 16 департаментов по основным направлениям деятельности: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджет­ных отношений; финансирования государственного аппара­та; оборонного комплекса и правоохранительных органов; мак­роэкономической политики и банковской деятельности; уп­равления государственным внутренним долгом; управления государственным внешним долгом; международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности; отраслевого финансирования; страхового надзора; государственного фи­нансового контроля и аудита; методологии бухгалтерского учета и отчетности; правовой; информационно-технический; управления делами Министерства.

Основными задачами Министерства финансов РФ явля­ются:

совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджет­ной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в РФ, участие в разра­ботке и проведении единой политики в сфере форми­рования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

разработка проекта федерального бюджета и обеспече­ние его исполнения, составление отчета об исполне­нии федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внут­ренним и внешним долгом РФ;

осуществление в пределах своей компетенции государ­ственного финансового контроля; методологическое руководство аудитом (кроме аудита в банковской сис­теме, относящегося к функциям Центрального банка РФ);

методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетно­сти в Центральном банке РФ и кредитных организаци­ях).

Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России функции:

участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной влас­ти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от феде­ральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фон­дов;

разрабатывает с участием Министерства по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

принимает участие в определении ценовой поли­тики;

принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

разрабатывает предложения по выпуску и размеще­нию, а также осуществляет выпуск государственных внут­ренних займов РФ;

разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

осуществляет по поручению правительства сотруд­ничество с международными финансовыми организациями;

разрабатывает проекты программ внешних заимство­ваний РФ.4

Таким образом, деятельность Министерства финансов РФ распространяется на все звенья финансовой системы.

Подобные органы создаются субъектами Федерации – министерства финансов или финансовые управления. Кроме того, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления. В задачи всех этих органов входят:

организация финансовой деятельности на соответству­ющей территории, способствующей развитию рыноч­ных отношений в экономике, увеличению поступле­ний в бюджет;

анализ и прогнозирование развития экономики и фи­нансов;

составление проекта бюджета данной территории и обеспечение его исполнения, прогнозирование и состав­ление консолидированного бюджета, финансовое ис­полнение целевых внебюджетных фондов;

наблюдение за состоянием денежного обращения и кре­дита, участие в разработке и осуществлении мер по обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалан­сированности денежных доходов и расходов населения;

организация и проведение финансового контроля;

организация учета и отчетности в области финансов.

Министерство по налогам и сборам Российской Федера­ции и Федеральная служба налоговой полиции осуществля­ют контроль за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Налоговые инспекции обязаны:

действовать в строгом соответствии с законодатель­ством;

осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

вести в установленном порядке учет налогоплатель­щиков;

проводить проверки налогоплательщиков;

ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактичес­ки поступивших суммах налогов и других платежей в бюд­жет;

информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;

осуществлять возврат излишне уплаченных налого­вых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

С деятельностью Министерства по налогам и сборам была тесно связана работа Федеральной службы налоговой полиции РФ. Сфера деятельности налоговой полиции — пре­дупреждение, выявление и пресечение налоговых преступ­лений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Налоговая полиция имеет право налагать административный арест в установленном порядке на имущество лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и осуществлять проверки, оформляя их актами. Также она имеет право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Это направлено на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и должно повысить собираемость налогов.

Права и обязанности налоговых полицейских опреде­лены Законом «О федеральных органах налоговой полиции».

Важным департаментом Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета, осуществляет проведение государственной базовой политики, эффективное управление доходами и расходами федерального бюджета, контроль за поступлением, целевым и экономическим использованием государственных средств.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, кото­рый обязан:

проводить налоговые проверки по налогам, взимае­мым таможенными органами;

проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем ис­полнении ими налогового законодательства;

проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодатель­ством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересе­чении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Министерство государственного имущества РФ органи­зует управление государственным имуществом с целью по­лучения доходов неналогового характера (арендная плата, до­ходы от продажи государственного имущества).

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролиру­ет деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов. Банк России подотчетен Государственной Думе Российской Федерации.

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государст­венной власти, органы государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, при­нимать решения, противоречащие Федеральному закону о Банке России. Банк России представляет Государственной Думе и Пре­зиденту Российской Федерации информацию в порядке, установ­ленном федеральными законами.

В случае вмешательства в его деятельность Банк России ин­формирует об этом Государственную Думу и Президента Россий­ской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет следующие функции в области внешнеэкономиче­ской и инвестиционной деятельности:

разработку основных направлений инвестиционной полити­ки с участием заинтересованных министерств и ведомств;

разработку предложений внешнеэкономической политики;

развитие экономических связей в России и осуществление совместных программ и проектов с участием заинтересованных министерств и ведомств;

определяет осуществление внешнеэкономических операций по важнейшим товарам и услугам, а также объем федеральных валютных поступлений и платежей;

участвует в формировании баланса привлечения и использо­вания иностранных кредитных ресурсов, в установлении экс­портных и импортных тарифов и пошлин;

осуществляет подготовку предложений в области регулиро­вания внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с участием за­интересованных министерств и ведомств.

Важное место в управлении финансами занимает Государст­венная регистрационная палата при Министерстве экономи­ческого развития и торговли РФ, созданная в 1994 году. В ее функции входит:

регистрация предприятий с иностранными инвестициями;

ведение государственного реестра предприятий с иностран­ными инвестициями и аккредитации представительств иностран­ных компаний;

регистрация российских инвестиций за рубежом.

Министерство экономического развития и торговли РФ при проведении конкурсов по размещению централизованных инве­стиционных ресурсов предусматривает долевую государствен­ную поддержку в размере до 40% стоимости проекта.

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган — Счетная палата Российской Федерации, ее основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

Проведение финансовой политики в субъектах Федера­ции, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые уч­реждения.

За последние годы произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов. Приняты федеральные законы об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В результате упорядочено бюджетное устройство субъектов Российской Федерации, разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровнях.

Вместе с тем по мере развития финансовых взаимоотношений в Российской Федерации между органами власти всех уровней реализация сформированного бюджетного законодательства Российской Федерации требует осуществления комплекса мероприятий, как в области совершенствования межбюджетных отношений, так и в области повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

Необходимо обеспечить стабильность налогового законодательства и межбюджетных отношений в Российской Федерации в целях осуществления достоверного и объективного среднесрочного бюджетного планирования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны иметь право самостоятельно в рамках единой методологии детализировать бюджетную классификацию в соответствии со спецификой и потребностями каждого бюджета.

Представление прозрачной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является необходимым условием обеспечения эффективного и устойчивого управления государственными и муниципальными финансами. Основой процесса достижения этой цели должны стать требования к публичному раскрытию информации о планах, условиях и результатах деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Прозрачность облегчает контроль со стороны общества за эффективностью управления государственными и муниципальными финансами, повышает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за принятые решения, содействует укреплению внутренней дисциплины в государственных и муниципальных учреждениях.

В настоящее время в открытом доступе на регулярной основе существуют отдельные элементы статистической информации о состоянии региональных и муниципальных финансов, в числе которых присутствует отчетность об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Реализация мер по повышению эффективности межбюджетных отношений должна обеспечить завершение процесса системного реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, а также создание эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами власти в Российской Федерации, способной к самостоятельному развитию на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.
Заключение

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что управление финансами в Российской федерации и в других странах играет важную роль. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами — финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В условиях рынка роль финансов значительно возросла — организация любой хозяйственной деятельности требует финансового обеспечения. На основе проведенного исследования, можно сказать, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании денежных средств в целях выполнения функций. Также можно сказать, что финансы необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами — совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами — финансовый аппарат.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России финансовое управление имеет особое значение, оно призвано обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

В данной работе были показаны основные задачи и функции органов управления финансовой системы РФ, дана характеристика основным правовым актам, на которых основано управление финансами, а также правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Несмотря на различные достижения в области финансового управления, органам управления финансами на федеральном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов предстоит сложная работа в перестройке системы управления.
Список используемой литературы
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» (изменен: 31.12.2002 N 199-ФЗ);

Статья 84, пункт «е» Конституции РФ: «Обращение Президента РФ к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями»;

Управление финансами (финансы предприятий): Учебник / А.А. Володин и др. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 504с.;

Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие / А.М. Литовских, И.К. Шевченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003;

Финансы и кредит: Учебное пособие для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений / Т.М. Трускова, Л.В. Трускова. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 352с;

6. Финансовое право: Учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2008. – 768с.;

7. Финансы. Финансы организаций (предприятий): Краткий курс / Н.А. Лупей. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. — 258с;

8. Финансы: Учебное пособие (с применением структурно-логических схем) / П.Н. Шуляк Н.П. Белотелова. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. — 452с;

9. Финансы: Учебное пособие / А.И. Деева. — 2-е изд. перераб. и доп. — M.: Издательство «Экзамен», 2004. — 416с;

10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М: Юрайт-М, 2002 .— 504с;

11. www.businesspravo.ru/
Приложения
Приложение 1

С/>ИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ


/>/>/>/>


Субъект

у/>правления




И/>нструмент

в/>оздействия




Объект

у/>правления




Конечная

ц/>ель




Финансовая

система




Финансовая

политика




Система

финансов




Финансовая

устойчивость


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оппозиция «природа — культура» в историософии Повести временных лет
Реферат Ільних навчальних закладах міста комплексне соціально-педагогічне дослідження потреб соціокультурного середовища у характері інноваційних перетворень в освіті м
Реферат Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины
Реферат Глід колючий глуха кропива біла горіх волоський
Реферат Разработка и исполнение государственных (муниципальных) контрактов
Реферат Апагуни Артур Эдуардович, кандидат медицинских наук, Анисимов Игорь Николаевич, кандидат медицинских наук, Мосиянц Вачаган Григорьевич, ассистент Еникеев Марат Рафаэлевич, ассистент учебное пособие
Реферат Формування маркетингової стратегії виходу українських туристичних компаній на європейський ринок
Реферат Экспериментальное исследование процесса профилактики эмоционального выгорания педагогов
Реферат Цивільно-правова відповідальність за екологічні правопорушення
Реферат История развития футбола 2
Реферат Инфляция и способы борьбы с ней
Реферат Мероприятия по по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии УП Эндвест-Трейд
Реферат Ethan Frome By Edith Wharton 2 Essay
Реферат «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться»
Реферат Правовой режим иностранных инвестиций