Реферат по предмету "Финансы"


Управление финансовыми рисками 2

--PAGE_BREAK--В зависимости от величины вероятных потерь целесообразно разделить их на три группы:
 потери, величина которых не превышает расчетной при­были, можно назвать допустимыми;
 потери, величина которых больше расчетной прибыли относятся к разряду критических — такие потери придется возмещать из кармана предпринимателя;
 еще более опасен катастрофический риск, при котором предприниматель рискует понести потери, превышающие все его имущество.
Говоря о том, что риск измеряется величиной возможных вероятных потерь, следует учитывать случайный характер таких потерь. Вероятность наступления события может быть определе­на объективным методом и субъективным.
Объективным методом пользуются для определения вероят­ности наступления события на основе исчисления частоты, с которой происходит данное событие.
Субъективный метод базируется на использовании субъек­тивных критериев, которые основываются на различных пред­положениях. К таким предположениям могут относиться сужде­ние оценивающего, его личный опыт, оценка эксперта по рей­тингу, мнение аудитора-консультанта и т.п.     [1, c. 356]
Таким образом, в основе оценки финансовых рисков лежит нахождение зависимости между определенными размерами по­терь предприятия и вероятностью их возникновения. Эта зави­симость находит выражение в строящейся кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь.

2. Сущность и содержание риск-менеджмента 2.1. Структура системы управления рисками Риск — это финансовая категория. Поэтому на степень и вели­чину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансо­вого менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент пред­ставляет собой часть финансового менеджмента.
В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство по­лучения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопреде­ленной хозяйственной ситуации.
Конечная цель риск-менеджмента соответствует целевой функ­ции предпринимательства. Она заключается в получении наи­большей прибыли при оптимальном, приемлемом для предприни­мателя соотношении прибыли и риска.
Риск-менеджмент представляет собой систему управления рис­ком и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.
Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управ­ления.
Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стра­тегии, отбросив все другие варианты. После достижения постав­ленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разра­ботки новой стратегии.
Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики уп­равления является выбор оптимального решения и наиболее при­емлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рис­ковые вложения капитала и экономические отношения между хо­зяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К этим экономическим отношениям относятся отношения между страхо­вателем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между пред­принимателями (партнерами, конкурентами) и т.п.
Субъект управления в риск-менеджменте — это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхова­нию, аквизитор, актуарий, андеррайтер и др.), которая посредст­вом различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта уп­равления.
Процесс воздействия субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, пе­редачу, переработку и использование информации. В риск-менед­жменте получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.
Информационное обеспечение функционирования риск-ме­неджмента состоит из разного рода и вида информации: статис­тической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п.
Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, страхового события, наличии и ве­личине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков,  о дивидендах и процентах и т.п. [5, c. 455–456]
Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Многие виды информации часто составляют предмет коммерческой тайны. По­этому отдельные виды информации могут являться одним из ви­дов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в ка­честве вклада в уставный капитал акционерного общества или то­варищества.
Менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается получить любую информацию, даже самую пло­хую, или какие-то ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему (молчание — это тоже язык общения) и использовать их в свою пользу. Информация собира­ется по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают уже полновесной информационной ценностью.
Наличие у финансового менеджера надежной деловой инфор­мации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерчес­кие решения, влияет на правильность таких решений, что, есте­ственно, ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Над­лежащее использование информации при заключении сделок сво­дит к минимуму вероятность финансовых потерь.
Любое решение основывается на информации. Важное значе­ние имеет качество информации. Чем более расплывчата инфор­мация, тем неопределеннее решение. Качество информации дол­жно оцениваться при ее получении, а не при передаче. Информа­ция стареет быстро, поэтому ее следует использовать оперативно.
Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать инфор­мацию, но также хранить и отыскивать ее в случае необходимости. [5, c. 457]
2.2. Функции риск-менеджмента Риск-менеджмент выполняет определенные функции. Различают два типа функций риск-менеджмента:
1)         функции объекта управления;
2)         функции субъекта управления.
К функциям объекта управления в риск-менеджменте относит­ся организация:
·                   разрешения риска;
·                   рисковых вложений капитала;
·                   работы по снижению величины риска;
·                   процесса страхования рисков;
·                   экономических отношений и связей между субъектами хозяй­ственного процесса.
К функциям субъекта управления в риск-менеджменте отно­сятся:
·                   прогнозирование;
·                   организация;
·                   регулирование;
·                   координация;
·                   стимулирование;
·                   контроль.
Прогнозирование в риск-менеджменте представляет собой разра­ботку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование — это предви­дение определенного события. Оно не ставит задачу непосредст­венно осуществить на практике разработанные прогнозы. В динамике рис­ка прогнозирование может осуществляться как на основе экстра­поляции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенден­ции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на ос­нове предвидения этих изменений требует выработки у менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.
Организация в риск-менеджменте представляет собой объедине­ние людей, совместно реализующих программу рискового вложе­ния капитала на основе определенных правил и процедур. К этим правилам и процедурам относятся: создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаи­мосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.
Регулирование в риск-менеджменте представляет собой воздей­ствие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения от­клонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возник­ших отклонений.
Координация в риск-менеджменте представляет собой согласо­ванность работы всех звеньев системы управления риском, аппа­рата управления и специалистов.
Стимулирование в риск-менеджменте представляет собой по­буждение финансовых менеджеров и других специалистов к заин­тересованности в результате своего труда. [5, c. 458]
Контроль в риск-менеджменте представляет собой проверку ор­ганизации работы по снижению степени риска. Посредством кон­троля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действия, доходности рисковых вложений капитала, соотношении прибыли и риска, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы, организацию финансовой работы, организацию риск-менеджмента. Контроль предполагает анализ результатов мероприятий по снижению степени риска.

3. Организация риск-менеджмента 3.1. Этапы организации риск-менеджмента Риск-менеджмент по экономическому содержанию представля­ет собой систему управления риском и финансовыми отношения­ми, возникающими в процессе этого управления.
Как система управления, риск-менеджмент включает в себя процесс выработки цели риска и рисковых вложений капитала, определение вероятности наступления события, выявление степе­ни и величины риска, анализ окружающей обстановки, выбор стратегии управления риском, выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и способов его снижения (т.е. приемов риск-менеджмента), осуществление целенаправ­ленного воздействия на риск. Указанные процессы в совокупнос­ти составляют этапы организации риск-менеджмента.
Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.
Первым этапом организации риск-менеджмента является опре­деление цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цель риска — это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. Цель рисковых вложений капитала — получение максимальной прибыли.
Следующим важным моментом в организации риск-менедж­мента является получение информации об окружающей обстанов­ке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступле­ния события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость. Управление риском означает пра­вильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной дея­тельности.
Для предпринимателя важно знать действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность.
Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.
На основе имеющейся информации об окружающей среде, ве­роятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и вели­чины риска.
Это позволяет правильно выбрать стратегию и приемы управ­ления риском, а также способы снижения степени риска. [5, c. 461-462]
На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим ка­чествам. Об этом подробнее будет рассказано в следующей главе.
При разработке программы действия по снижению риска необ­ходимо учитывать психологическое восприятие рисковых реше­ний. Принятие решений в условиях риска является психологичес­ким процессом. Поэтому наряду с математической обоснованнос­тью решений следует иметь в виду проявляющиеся при принятии и реализации рисковых решений психологические особенности человека: агрессивность, нерешительность, сомнения, самостоя­тельность, экстраверсию, интроверсию и др.
Одна и та же рисковая ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Поэтому оценка риска и выбор финансового решения во многом зависит от человека, принимающего реше­ния. От риска обычно уходят руководители консервативного типа, не склонные к инновациям, не уверенные в своей интуиции и в своем профессионализме, не уверенные в квалификации и про­фессионализме исполнителей, т.е. своих работников.
Неотъемлемым этапом организации риск-менеджмента являет­ся организация мероприятий по выполнению намеченной про­граммы действия, т.е. определение отдельных видов мероприя­тий, объемов и источников финансирования этих работ, конкрет­ных исполнителей, сроков выполнения и т.п.
Важным этапом организации риск-менеджмента являются кон­троль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового реше­ния.
Организация риск-менеджмента предполагает определение ор­гана управления риском на данном хозяйственном субъекте. Ор­ганом управления риском может быть финансовый менеджер, ме­неджер по риску или соответствующий аппарат управления: сек­тор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала и т.п. Эти секторы или отделы яв­ляются структурными подразделениями финансовой службы хо­зяйствующего субъекта.
Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функ­ции:
 проведение венчурных и портфельных инвестиций, т.е. рис­ковых вложений капитанов в соответствии с действующим за­конодательством и уставом хозяйствующего субъекта;
 разработка программы рисковой инвестиционной деятель­ности;
 сбор, обработка, анализ и хранение информации об окружаю­щей обстановке;
 определение степени и стоимости рисков, стратегии и при­емов управления риском;
 разработка программы рисковых решений и организация ее выполнения, включая контроль и анализ результатов;
 осуществление страховой деятельности, заключение догово­ров страхования и перестрахования, проведение страховых и перестраховых операций, расчетов по страхованию;
 разработка условий страхования и перестрахования, установ­ление размеров тарифных ставок по страховым операциям;
 выполнение функции аварийного комиссара, выдача гаран­тии по поручительству российских и иностранных страховых компаний, возмещение убытков за их счет, поручение другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.