--PAGE_BREAK--
Глава IIХарактеристика динамики и структуры доходов и расходов федерального бюджета РФ в период 2007-2009 годов
2.1 Основные параметры федерального бюджета
Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации, представляет собой основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде Федерального закона. Именно он – главное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех российских граждан.
Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов (См.: рисунок 1).
Рисунок 1- Основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы.
За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).
В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).
Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).
Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.
23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).
В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
· 2008
o Доходы — 6644,4 млрд руб.
o Расходы — 6570,3 млрд руб.
· 2009
o Доходы — 7465,4 млрд руб.
o Расходы — 7451,2 млрд руб.
· 2010
o Доходы — 8090,0 млрд руб.
o Расходы — 8090,0 млрд руб.
3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:
· 2008
o Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲21,2%)
o Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲5%)
· 2009
o Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲16,6%)
o Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲11,2%)
· 2010
o Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲16,3%)
o Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲11,7%)
24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:
· 2009
o Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.
o Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.
02 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
· 2010
o Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.
o Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
· 2011
o Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.
o Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.
· 2012
o Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.
o Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.
2.2 Характеристика и анализ динамики доходов федерального бюджета РФ
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления (См.: таблица 1).
Согласно классификации доходов бюджетов Федеральный бюджет РФ формируется за счет налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.
Налоговые доходы, формирующие основную часть доходов Федерального бюджета РФ – 94,5% (2009 г.), включают:
1. Налоги на прибыль, доходы (налог на прибыль организаций; налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам). Процент исполнения составил в 2007 г. 93%
2. Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог). Если в период 2003-2004 гг. доля ЕСН составляла 16-17% от всех налоговых поступлений Федерального бюджета РФ, то в 2007 г. тенденция изменилась, и его удельный вес уменьшился до 8%.
3. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; акцизы). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов, в частности, основная часть поступлений приходится на НДС –93%.Однако характеристика динамики доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. показывает, что ее доля в налоговых доходах с каждым последующим годом уменьшается.
4. Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ; акцизы). В 2009 г. их процент исполнения составил 91%.
5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов). Процент исполнения этой группы доходов в 2009 г. составил 93%
6. Государственная пошлина. Ее удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ незначителен
7. Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины; таможенные сборы; доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана и др.). В динамике доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы доходов.
Неналоговые доходы, составляющие незначительную долю доходов Федерального бюджета РФ – 5,5% (2009 г.), включают:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Эта группа доходов имеет наибольший вес в структуре неналоговых поступлений. В динамическом ряде доходной части Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. наблюдается отчетливая тенденция уменьшения их доли в общем объеме неналоговых поступлений.
2. Платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи при пользовании недрами; плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; плата за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных категорий). В 2007 г. поступления по этим платежам составили 57 195 922 516,62. руб. от всех неналоговых доходов Федерального бюджета РФ, что значительно меньше, чем в последующие годы.
3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборы и т.д.). В 2005 г. удельный вес по данному виду доходов составил 33,3% или 125 млрд. руб.
4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Удельный вес данных доходов в составе неналоговых поступлений Федерального бюджета РФ незначителен – 0,2% в 2007 г., 1,1% — в 2008 г. и 0,5% — в 2009 г.
5. Административные платежи и сборы. Доля данного вида неналоговых поступлений по отношению к ВВП за период 2007-2009 гг. находилась на постоянном уровне — 0,01%. Тем не менее, их вес в структуре неналоговых доходов за тот же период колебался с 1,4% в 2007 г. до 0,7% в 2008 г. и с 0,7% в 2008 г. до 1% в 2009 г.
6. Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Они так же, как и административные платежи и сборы, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, составляют малую часть неналоговых доходов Федерального бюджета РФ — 0,9-1,4% (0,01% к ВВП) за рассматриваемый период.
7. Прочие неналоговые доходы. Их доля в общем объеме неналоговых поступлений в 2009 г. составила 2,4% (или 23 млрд. руб. в абсолютном значении).
Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг., показала, что основными источниками доходной части бюджета являются:
· единый социальный налог (8-16% от доходов бюджета),
· налог на добавленную стоимость (33,7-39,1%),
· таможенные пошлины (13,9-26,1%),
· налог на добычу полезных ископаемых (7,5-14%),
· налог на прибыль организаций (5,8-7,6%)
· акцизы (2,5-9,6%).
2.3 Характеристика и анализ динамики расходов федерального бюджета РФ
Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В 2005 г. в функциональную классификацию были внесены существенные изменения, и теперь она предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера.
Разделы этой классификации предусматривают направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства (См.: таблица 2 и таблица 3):
1. Общегосударственные вопросы (функционирование главы государства – Президента РФ; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления; функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов надзор; обслуживание государственного и муниципального долга;; фундаментальные исследования; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; международные отношения и международное сотрудничество и др.). Их доля в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2009 гг. имеет тенденцию к увеличению. Это свидетельствует об увеличении затрат на финансирование государственного аппарата.
2. Национальная оборона (вооруженные силы РФ; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны и др.). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета с каждым годом увеличивается, однако по отношению к ВВП ее доля – 12-14%. Так, в 2008 году затраты на национальную оборону составили 14% от всего объема расходов (или 1040,9 млрд. руб. в абсолютном значении).
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; органы исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; обеспечение противопожарной безопасности и др.). В динамическом ряде расходной части Федерального бюджета РФ 2008-2009 гг. прослеживается тенденция к увеличению доли этих затрат в общем объеме расходов – в 2008 г. она составляла 835,6 млрд. руб.), в 2009 г. –1006,3 млрд. руб.), а в 2010 г. ожидается –1062,4млрд. руб.).
4. Национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливо и энергетика; исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водные ресурсы; лесное хозяйство; транспорт; связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики). В 2009г. по сравнению с 2008 г. удельный вес этой группы в составе всех расходов Федерального бюджета РФ увеличился на 5%.
5. Жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства). Расходы на ЖКХ в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ незначительны – в 2008 г. они составили 2%, а в 2009 г. –1%.
6. Охрана окружающей среды (охрана растительных и животных видов и среды; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета РФ также небольшой и остается примерно на одном уровне.
7. Образование (дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; переподготовка и повышение квалификации; высшее профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования; другие вопросы в области образования). В 2008 г. удельный вес по данному виду расходов в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ составил 5% или 355 млрд. руб.
8. Культура, кинематография и средства массовой информации (культура; кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средства массовой информации; другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации). В процентах к ВВП доля этих затрат в период 2008-2009 гг. не изменялась и находилась на уровне отметки в 1%.
9. Здравоохранение и спорт (здравоохранение; спорт и физическая культура; прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта; другие вопросы в области здравоохранения и спорта). В динамике расходов Федерального бюджета РФ 2008-2009 гг. изменений не наблюдается, доля данной группы затрат – 4%.
10. Социальная политика (пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; борьба с беспризорностью, опека, попечительство; прикладные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики). Как видно из Приложения 3, расходы на ее проведение с 2008 по 2009 г. сократились на 1%.
11. Межбюджетные трансферты (финансовая помощь бюджетам других уровней; фонды компенсаций; фонд регионального развития; трансферты внебюджетным фондам). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре расходов Федерального бюджета РФ — 2674,6 млрд. руб. (2008 г.). В частности, предоставление бюджетных средств осуществляется в основном в форме трансфертов внебюджетным фондам – 1580 млрд. руб. (2008 г.). Динамика 2008-2009 гг. показала, что с каждым последующим годом доля расходов на межбюджетные трансферты в составе всех расходов увеличивается.
Таблица 2- Расходы федерального бюджета РФ на 2008-2010 гг. (в рублях)
Таблица 3- Расходы федерального бюджета РФ на 2007г. (в рублях)
Наименование
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом " О федеральном бюджете на 2007 год" *
Исполнено
Процент исполнения
1
2
3
4
Расходы бюджета – всего
6 532 285 724 300,00
5 064 807 055 054,01
77,53
Общегосударственные вопросы
1 109 441 444 300,00
644 975 308 451,84
58,13
Национальная оборона
840 622 736 200,00
650 219 468 730,32
77,34
Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность
676 400 338 000,00
550 475 418 280,02
81,38
Национальная экономика
741 059 371 900,00
542 593 609 443,21
73,21
Охрана окружающей среды
8 250 664 900,00
6 541 002 135,46
79,27
Культура, кинематография и средства массовой информации
70 876 072 000,00
56 745 630 420,47
80,06
Здравоохранение и спорт
277 005 721 600,00
144 480 563 887,14
52,15
Социальная политика
283 948 692 100,00
182 648 582 951,36
64,32
Межбюджетные трансферты
1 940 919 654 800,00
1 779 197 897 997,29
91,66
Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+")
911 637 687 700,00
1 824 884 880 597,53
200,18
Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры расходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. показала, что наибольший объем непроцентных расходов за этот период пришелся на:
· межбюджетные трансферты (35-36%),
· расходы на национальную оборону,
· национальную безопасность и правоохранительную деятельность (10-15%),
· расходы на общегосударственные вопросы (10-12%)
· национальную экономику (14-19).
Данные позволяют охватить взглядом все расходы федерального бюджета. Также предлагаем сравнение структуры расходов по статьям (См.: рисунок 2).
2010 г. — плановый период.
Рисунок 2- Структура бюджетов на 2009 и 2010 годы.
Глава IIIПерспективы развития федерального бюджета РФ
3.1 Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения
Если анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом 2009 года (См.: таблицу 2), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд (или -27%).
Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие подстатьи расходов изменились значительнее всего.
Приведем диаграмму лидеров изменений среди подстатей расходов (См.: рисунок 3):
Рисунок 3- Изменение расходов бюджета 2010, по сравнению с бюджетом 2009, млрд.руб.
Межбюджетные трансферты
Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 млрд, однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ (См.: рисунок 4).
продолжение
--PAGE_BREAK--