--PAGE_BREAK--
Поступление в федеральный бюджет Российской Федерации налога на прибыль организаций 2007-2009
2007 год
2008 год
2009 год
1
2
3
4
5
6
7
Млрд. рублей
в % к итогу
млрд. рублей
в % к итогу
млрд. рублей
в % к итогу
Всего
641,2
100
761,1
100
195,4
100
из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам
545,7
85,1
667,5
87,7
110,3
56,5
с доходов, полученных в виде дивидендов
79,5
12,4
84,8
11,1
72,9
37,3
с доходов, полученных в виде процентов по государствен-
ным и муниципальным ценным бумагам
15,9
4,6
8,0
1,1
11,9
6,1
Источник: www.gks.ru.
Поступление налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году сократилось по сравнению с 2008 годом на 74,3%, по сравнению с 2007 годом на 30,5%. В общей сумме поступлений по данному налогу в 2009 году доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, сократилась по сравнению с 2008 годом на 31,2 % и составила 56,5%, при увеличении доли налога с доходов, полученных в виде дивидендов на 26,2 % (соответственно 37,3%). А в 2008 году в общей сумме поступлений по данному налогу доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам,увеличилась по сравнению с 2007 годом на2,6 % и составила 85,1%, при уменьшении доли налога с доходов, полученных в виде дивидендов на 1,3 % (соответственно 12,4%).
Таблица 3
Поступление в федеральный бюджет Российской Федерации налога на добычу полезных ископаемых 2007-2009 (
млрд. рублей)
2007 год
2008 год
2009 год
1
2
3
4
Всего
1122,9
1604,7
981,5
из него: нефть
1003,9
1493,0
887,6
газ горючий природный
98,8
90,5
75,0
газовый конденсат
7,9
8,4
6,6
прочие полезные ископаемые
12,3
12,8
12,4
Источник: www.gks.ru.
Из данных, показанных в таблице 3 видно, что в 2009 году поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 981,5 млрд. рублей, сократившись по сравнению с предыдущим годом на 38,8%. При этом доля поступлений налога на добычу нефти составила 90,4% и сократившись по сравнению с 2008 годом на 3,4%. Доля налога на добычу газа горючего природного увеличилась на 2%, составив 7,6%. В 2008 году поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1604,7 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 42,9%. При этом доля поступлений налога на добычу нефти составила 93,0% и увеличилась по сравнению с 2007 годом на 3,6%. Доля налога на добычу газа горючего природного сократилась на 3,2%, составив 5,6%.
Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в 2009 году составило 2984,0 млрд. рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья — 969,2 млрд. рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти — 2014,8 млрд. рублей.
Неналоговые доходы являются составной частью доходов федерального бюджета.
Таблица 4
Неналоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации 2007-2009 гг. (млрд. рублей)
2007 год
2008 год
2009 год
1
2
3
4
доходы от внешнеэкономической деятельности
2408,3
3584,9
2683,3
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
265,4
150,5
419,4
платежи при пользовании природными ресурсами
61,3
111,8
63,5
безвозмездные поступления
1,2
1,3
6,2
доходы от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности
0,0
0,0
1,4
Источник: www.gks.ru.
Наибольший удельный вес среди неналоговых поступлений в Федеральный бюджет составляют доходы от внешнеэкономической деятельности 91% (3584,9 млрд. рублей в 2008 году). По сравнения с 2007 годом они увеличились на 1176,6 млрд. рублей.В 2009 году они снизились на 901,6 млрд. рублей.На втором месте доходы от оказания платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, после уплаты налогов и сборов. Они составили в 2008 году 121,44 млрд. рублей, что на 6,24% больше, чем в 2007 году.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2009 году поступило 1 263 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году,а в 2008 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2007 году.
В Фонд социального страхования без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и другие) в 2009 году поступило 52 млрд. рублей, что на 19% меньше, чем в 2008 году, а в 2008 годупоступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 90 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году, ав 2008 году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 153 млрд. рублей, что соответствует уровню 2008 года, а в 2008 году поступило на 22,6% больше, чем в 2007 году.
Таким образом, анализ данных показывает, что налоговые доходы составляют большую часть доходов федерального бюджета РФ, около 60% всех доходов. Объем доходов федерального бюджета за весь год в 2007 году составил 7779,1 млрд. рублей, в 2008 году составил 9275,9 млрд. рублей, за весь год в 2009 году — 7336,8 млрд. рублей.
Исполнение бюджета 2009 финансового года осуществлялось в сложных кризисных условиях. Для смягчения ситуации основной объем расходов в 2009 году был сохранен, не смотря на существенное снижение доходов.
2.2. Анализ расходов федерального бюджета
Объем расходов федерального бюджета в 2008 году составил 7570,9 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 26,5% (2007 год-5986,6 млрд. рублей). Объем расходов в 2009 году составил 9636,8 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 27,3%.
Таблица 5
Расходы федерального бюджета 2007 — 2009 гг.
Источник: www.gks.ru.
Проанализировав таблицу 5 видно, что наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты: в 2007 году доля расходования этих средств составляет 31,8%, а если говорить о динамике этого показателя, то уже в соответствующем периоде следующего года (2008 года) он повышается на 3,5%, а в денежном эквиваленте увеличивается на 774,5 млрд. рублей. В 2008 году доля расходования межбюджетных трансфертов составляет 35,3%, а если говорить о динамике этого показателя, то уже в соответствующем периоде следующего года (2009 года) он повышается на 2,0%, а в денежном эквиваленте увеличивается на 918,9 млрд. рублей.
В 2007 году из федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов было направлено 259,1 млрд. рублей, в 2008 году — 264,5 млрд. рублей, а в 2009 году – 278,3 млрд. рублей.
Таблица 6
Расходы на реализацию приоритетных национальных проектов
за 2007-2009 гг. (млрд. рублей)
Национальные проекты
2007 год
2008 год
2009 год
1
2
3
4
«Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
62,5
90,5
91,2
«Здоровье»
121,2
128,7
111,9
«Образование»
53,1
45,3
30,9
«Развитие агропромышленного комплекса»
26,6
24,5
44,3
Источник: www.uvao.ru/uvao/ru/nacprojects
В 2007 году на реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» было направлено средств в объеме 62,5млрд. рублей, а в 2008 году — на 44,8% выше, чем в 2007 году. А вот в 2009 году на реализацию данного национального проекта было направлено средств на 0,8 % выше, чем в 2008 году.
На финансирование национального проекта «Здоровье» в 2007 году были направлены бюджетные ассигнования в объеме 121,2 млрд. рублей, а в 2008 году – на 6,2% выше, чем в 2007 году, в 2009 году – на 13,1% ниже, чем в 2008 году.
На реализацию национального проекта «Образование» в 2007 году из федерального бюджета было выделено 53,1 млрд. рублей, а в 2008 году – на 14,7% ниже, чем в 2007 году, в 2009 году – 31,8% ниже, чем в 2008 году.
На реализацию национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в бюджет 2007 года были направлены средства в объеме 26,6 млрд. рублей, а в 2008 году – на 7,9 % ниже, чем в 2007 году, в 2009 году – на 80,8% выше, чем в 2008 году.
Общая сумма расходов федерального бюджета 2007 года на реализацию мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в России, составляло 32,7 млрд. рублей, в 2008 году – 43,9 млрд. рублей, в 2009 году – 56,3 млрд. рублей.
Таким образом, объем расходов федерального бюджета за весь год в 2008 году составил 7570,9 млрд. рублей, по сравнению с 2007 годом он увеличился на 26,5%, так как в 2007 году объем расходов федерального бюджета за весь год составил 5986,6 млрд. рублей. Объем расходов федерального бюджета в 2009 году составил 9636,8 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 27,3%.
Проанализировав доходы и расходы федерального бюджета можно сделать вывод, что в 2007 году бюджет был выполнен с профицитом 1989,7 млрд.рублей, в 2008 году — с профицитом 1705,1 млрд.рублей, а вот в 2009 году с дефицитом2300 млрд.рублей. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3. Анализ консолидированного бюджета РФ
Объем доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2007 году составил 13250,7млрд. рублей, в 2008 году — 16003,9 млрд. рублей. Объем доходов в 2009 году составил 13420,7 млрд. рублей, сократившись по сравнению с 2008 годом на 19,3% .
В 2009 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 5543,5 млрд. рублей (88,2% от общей суммы налоговых доходов), региональных — 459,4 млрд. рублей (7,3%), местных налогов и сборов — 111,2 млрд. рублей (1,8%), налогов со специальным налоговым режимом — 169,8 млрд. рублей (2,7%), что на 20,9% меньше, чем за 2008 год.
Рис.1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2007-2009 гг. соответственно (в % к итогу)
Из рисунка 1 видно, что основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009 году обеспечили поступления налога на доходы физических лиц — 26,5%, налога на прибыль организаций — 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации — 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых — 16,8%.Аосновную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2008 году обеспечили поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации — 23%, налога на добычу полезных ископаемых — 20%, налога на доходы физических лиц – 17%. В 2007 году: налог на прибыль организации – 31%, налог на добавленную стоимость — 19%.
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009 году составило 1264,4 млрд.рублей и сократилось по сравнению с 2008 годом на 49,7%, а по сравнению с 2007 годом на 41,8%. В общей сумме поступлений по данному налогу в 2009 году доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с 2008 годом на 2,9 процентного пункта и составила 93,2%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 2,4 процентного пункта и составила 5,8%.
В 2009 году в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1665,0 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 0,03% меньше, чем в 2008 году и на 31,5% больше чем в 2007 году.
Акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2009 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило на сумму 327,4 млрд. рублей, что на 4,0% больше по сравнению с 2008 годом и на 13,6% больше чем в 2007 году. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с 2008 годом соответственно на 3,6 и 0,5 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо — снизилась соответственно на 2,8 и 0,6 процентного пункта.
В 2009 году поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1053,8 млрд. рублей, снизившись по сравнению с 2008 годом на 38,3%, а по сравнению с 2007 годом на 14,7%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 88,7% и снизилась по сравнению с 2008 годом на 3,3 процентного пункта, по сравнению с 2007 годом на 4,7 процентного пункта при увеличении доли налогов на остальные полезные ископаемые.
Поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, в 2009 году составило 2067,1 млрд. рублей (с учетом погашения задолженности в государственные внебюджетные фонды) и возросло по сравнению с 2008 годом на 0,3%, а по сравнению с 2007 годом на 1,2%.
Таблица 7
Неналоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации 2007-2009 гг. (млрд. рублей)
2007 год
2008 год
2009 год
1
2
3
4
доходы от внешнеэкономической деятельности
2408,3
3584,9
2683,3
доходы от использования имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности
525,0
439,5
651,9
платежи при пользовании природными ресурсами
82,4
136,9
85,2
безвозмездные поступления
17,7
74,3
132,4
доходы от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности
112,3
80,2
64,9
Источник: www.gks.ru.
Как видно из таблицы 7, наибольший удельный вес неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2007 — 2009 годах составляют доходы от внешнеэкономической деятельности.
В нижеприведенной таблице видно, что объем расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2009 году составил 15847,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 11,7% (в 2008 году – 13991,8 млрд. рублей) и увеличившись по сравнению с 2007 годом на 40,9%.
Таблица 8
2007 год
2008 год
2009 год
млрд.
руб.
в % к
итогу
млрд.
руб.
в % к
итогу
млрд.
руб.
в % к
итогу
1
2
3
4
5
6
7
Расходы — всего
11245,8
100
13991,8
100
15847,3
100
из них на:
общегосударственные вопросы
1166,7
10,4
1291,0
9,2
1290,6
8,1
из них на обслуживание государственного
и муниципального долга
175,2
1,6
188,2
1,3
236,6
1,5
национальную оборону
834,0
7,4
1043,6
7,5
1191,2
7,5
национальную безопасность и правоохранительную
деятельность
864,4
7,7
1092,1
7,8
1245,9
7,9
национальную экономику
1560,4
13,9
2258,6
16,1
2782,3
17,6
из нее на:
топливно-энергетический комплекс
33,5
0,3
40,1
0,3
75,0
0,5
сельское хозяйство и рыболовство
147,0
1,3
238,3
1,7
279,1
1,8
транспорт
580,7
5,2
290,0
2,1
372,7
2,4
дорожное хозяйство
580,5
5,2
640,4
4,6
601,9
3,8
связь и информатику
36,8
0,3
52,9
0,4
49,1
0,3
прикладные научные исследования в области национальной экономики
62,9
0,6
75,5
0,5
113,6
0,7
другие вопросы в области национальной экономики
589,9
5,2
788,1
5,6
1119,4
7,1
жилищно-коммунальное хозяйство
1101,4
9,8
1153,2
8,2
1006,0
6,3
социально-культурные мероприятия
5692,3
50,6
7122,1
50,9
8301,5
52,4
Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2007 -2009 гг.
Источник: www.gks.ru.
Рис.2.Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов 2007-2009 годов (млрд. рублей)
Из рисунка 2 видно, чтонаибольший удельный вес расходов занимают расходы на социально-культурные мероприятия, в 2009 году составившие 8301,5 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 16,6% (в 2008 году они составили 7122,1 млрд. рублей), а также увеличившись по сравнению с 2007 годом на 45,8% (в 2007 году — 5692,3 млрд. рублей).
Таким образом, объем доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2007 году составил 13250,7 млрд. рублей, а объем расходов составил 11245,8млрд. рублей. В 2008 году объем доходов составил 16003,9 млрд. рублей, объем расходов составил 13991,8млрд. рублей.А в 2009 году объем доходов составили 13420,7млрд. рублей, объем расходов — 15847,3 млрд. рублей. Проанализировав доходы и расходы консолидированного бюджетаРоссийской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов 2007-2009 годов можно сделать вывод, что в 2009 году расходы превысили доходы на 2426,6 млрд. рублей, то есть консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом. В отличие от 2009 года, в 2007-2008 годах бюджеты были исполнены с профицитом 2004,9 млрд. рублей и 2012,1 млрд. рублей соответственно.
3. Перспективы развития государственных доходов в современной России
Закон о федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг. подписан Президентом Российской Федерации и вступил в силу.
Доходы бюджета планируется получить в следующих размерах: в 2010 году – 6,950 трлн. рублей, в 2011 году – 7,456 трлн. рублей и в 2012 году – 8,070 трлн. рублей. При этом нефтегазовые доходы будут примерно составлять: 3,195 трлн. рублей, 3,312 трлн. рублей и 3,503 трлн. рублей соответственно.
Расходы федерального бюджета должны составить: в 2010 году – 9,887 трлн. рублей, в 2011 году – 9,390 трлн. рублей и в 2012 году- 9,681 трлн. рублей.
Дефицит федерального бюджета ожидается в 2010 году в размере – 2,937 трлн. рублей, или 6,8% ВВП, в 2011 году он должен сократиться до 1,934 трлн. рублей, или 4% ВВП, а в 2012 году – до 1,611 трлн. рублей, или 3% ВВП.
На протяжении последних десяти лет федеральный бюджет исполнялся с профицитом, превышение доходов над расходами обеспечивали высокие мировые цены на энергоносители.
Учитывая большую непредсказуемость этих доходов, было решено принять решение о том, чтобы использовать на расходы бюджета только разумную часть нефтегазовых доходов, сберегая остальные для того, чтобы при резком падении цен на нефть бюджет смог бы продолжать оплачивать возникшие обязательства.
Сегодня цена нефти намного ниже и экспорт уже не приносит прежних доходов, хотя по прогнозам нынешняя цена на нефть может подрасти до 100 дол. за баррель и даже выше. Но маловероятно, что на высоком уровне она останется на длительное время. И для этого имеются веские причины.
Одной из причин снижения цены на нефть может стать низкий спрос, который в 2010-2011 гг. не выйдет, по прогнозам, на докризисный уровень потребления нефти.
Другой серьезной причиной снижения цены на нефть является ожидаемое сокращение прироста потребления нефти. В ближайшие десять лет аналитики прогнозируют снижение прироста потребления нефти в мире в целом. Так, если до кризиса потребление нефти прирастало в год на 2%, то в долгосрочной перспективе темп прироста будет не выше 1%.
Еще одним фактором снижения цен на нефть станут новые технологии, которые увеличат извлекаемость углеводородов даже из выработанных месторождений, а также облегчат транспортировку нефти и газа из труднодоступных сейчас районов. Поэтому не следует сегодня ждать, что рынок нефти и газа в ближайшие годы будет снова расти быстрыми темпами.
Остаются и факторы, которые будут влиять на рост цены на нефть, в частности инфляция и курс доллара. Но, как ожидается, влияние факторов снижения цены будет превалировать.
Поэтому в расчетах доходов бюджета-2010 существенную долю которых составляют поступления от экспорта углеводородов, была принята среднегодовая прогнозная цена на нефть в 58 дол. за баррель, курс рубля к доллару – 33,9 рубля, хотя сейчас и цена на нефть и курс рубля значительно выше этого прогноза.
Если цена на энергоносители окажется существенно выше расчетной и бюджет получит дополнительные доходы, то они будут использованы для снижения бюджетного дефицита, позволят меньше, чем сегодня запланировано, расходовать существующие резервы. А это очень важно, поскольку на сегодняшний момент в Резервном фонде остается 1,8 трлн. рублей. Весь этот остаток в 2010 году будет полностью направлен на покрытие бюджетного дефицита.
С 2010 года планируется начать использование резервов Фонда национального благосостояния. В 2010 году по прогнозам потребуется взять из него 380 млрд. рублей. При таких темпах расходования средств этого фонда хватит на 3-4 года, и в 2013-2014 гг. страна может остаться без резервов, но с большими объемами социальных обязательств и государственного долга. Между тем главная задача федерального бюджета – безусловное выполнение взятых государством обязательств.
Вот почему необходимо, с одной стороны, максимально эффективно и экономно расходовать имеющиеся ресурсы, а с другой – изыскивать новые источники для бюджетных поступлений.
Дополнительные бюджетные доходы планируется получить от приватизации государственного имущества. В России слишком много предприятий находится в государственной собственности, поэтому с 2011 года активизируется процесс приватизации. Это будет способствовать развитию конкуренции, улучшению бизнес — среды, привлечению частных инвестиций, которые являются ключевыми в подъеме любой экономики. Приватизация даст серьезный толчок новым инвестициям для модернизации в России.
Структура расходов федерального бюджета на 2010 год практически не изменилась по сравнению с бюджетом-2009, за исключением трех направлений: увеличены объем межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду и ассигнования на обслуживание государственного долга, а также сокращены бюджетные расходы по разделу «Национальная экономика».
Дефицит бюджета-2010 составляет почти половину его доходной части. Большой дефицит бюджета сопряжен с большими заимствованиями. Однако, несмотря на то, что темпы увеличения нашего государственного долга значительные, они все-таки находятся на безопасном уровне, с точки зрения мировых стандартов, согласно которым размер государственного долга до 60% ВВП считается безопасным. В России принят более жесткий критерий – не более 30-40% ВВП. Но и по этим меркам нам еще далеко до угрожающего положения.
На покрытие дефицита в 2010 году будут направляться средства внутренних и внешних займов, а также средства Фонда национального благосостояния. Не исключается и возможность бездефицитного бюджета-2012 года – если конечно, цена на нефть существенно превысит 60 дол. за баррель. Однако в настоящее время Минфин не планирует повышать прогноз цены нефти на 2010 год и пересматривать прогноз валютного курса, а бюджет 2012 года сформулирован с дефицитом в размере 31% ВВП при сокращении государственных расходов.
В 2010 году государственный долг может составить 12,7% ВВП, в 2011 году – 14,6% ВВП, в 2012 году – 15,4% ВВП. Хотя это не представляет серьезной опасности, тем не менее, эти цифры достаточно велики. Поэтому позиция Минфина – обеспечивать долгосрочную сбалансированность бюджета, не наращивать до бесконечности бюджетные расходы, а всемерно повышать эффективность использования бюджетных ресурсов, тщательно определять цели, на достижение которых они будут израсходованы.
Бюджет-2010 в значительном объеме продолжит поддержку экономики, а направляться на цели покрытия дефицита бюджета в первую очередь будет Резервный фонд. В 2010 году на эти цели будет использовано около 1,8 трлн. рублей.
Сегодня Россия испытывает трудности, но нельзя сказать, что нам хуже, чем всем другим. Это не так. По отношению к России, к российской экономике не надо испытывать комплекс неполноценности. Важны оптимизм и уверенность в том, что все нынешние трудности будут успешно преодолены, уроки усвоены, и мы выйдем из кризиса не только более сильными, но и более мудрыми. продолжение
--PAGE_BREAK--