Содержание
Введение
1. Содержание финансовой политики
2. Типы финансовой политики
3. Современные тенденции реализации финансовой политики России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных и социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованной концепции развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей. Также субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, партии, профсоюзы и другие социальные общности.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов. Финансовая тактика — это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей, например, бюджет страны, принимаемый на очередной год. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, отечественный и зарубежный опыт финансового строительства, а также историю развития финансов.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время экономическое и социальное развитие общества, на которое воздействует государство через финансовую политику, особенно важно.
Предмет изучения данной курсовой работы — составные части финансовой политики, ее типы, основные направления и цели, а также их реализация.
Целью нашей курсовой работы является изучение финансовой политики государства и ее реализация на современном этапе. Исходя из цели курсовой задачами работы являются: определить понятие финансовой политики; ее функции; отдельно рассмотреть составляющие финансовой политики: бюджетную, денежно-кредитную, налоговую и таможенную политику; рассмотреть различные классификации типов финансовой политики; рассмотреть направления финансовой политики России на 2007 г., а так же определить степень реализации этих направлений и прогнозы их выполнения на конец 2007 года.
Курсовая работа включает в себя 3 главы.
В первой главе раскрыты теоретические основы финансовой политики: приведено определение финансовой политики, ее содержание и определение ее функций.
Во второй главе рассматривается классификация типов финансовой политики.
В третьей главе представлены современные направления финансовой политики и тенденции ее осуществления в России.
При написании курсовой работы использовался материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также интернет-ресурсы.
1. Содержание финансовой политики
Вся система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства базируется на финансовой политике, которая является составной частью экономической политики.
Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. [13, c.527]
Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.
В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов. [7, c.185]
Содержание финансовой политики определяется:
соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;
разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов. [11, c.231]
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Так, общая стратегическая задача развития — модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста, на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом выделяются следующие приоритетные задачи финансовой политики:
формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;
существенное снижение налогового бремени и повышения эффективности налоговой и таможенной системы;
создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;
достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;
организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии. [13, c.562]
Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, денежно-кредитную политику.
Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:
финансовое обеспечение выполнением государством своих функций;
поддержание финансовой стабильности в стране;
обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
создание условий для социально-экономического развития.
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. [12, c.315]
Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Ключевые проблемы, которые характеризуют текущее состояние бюджетной системы:
несбалансированность обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;
недостаточно четкое разграничение полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;
избыточность долгового бремени;
неэффективность значительной части бюджетных расходов, несоответствие их структуры ценовым ориентирам экономического развития;
незавершенность построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.
Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов и решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной межбюджетных отношений и управления государственными финансами. [10, c.67-68]
Задачами бюджетной политики на очередной финансовый год могут быть:
инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая федеральные целевые программы;
четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами всех уровней, формирование новой системы финансовой поддержки регионов;
урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета;
проведение реструктуризации государственного долга и введение единой системы управления государственным долгом;
совершенствование казначейских технологий и управления государственными финансами и др. [7, c.157]
Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Она играет важную роль в стимулировании инновационной сферы. Выделяют основные задачи налоговой политики:
значительное снижение и выравнивание налогового бремени;
упрощение налоговой системы;
минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
ликвидация налогов с оборота;
снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;
создание условий для легализации прибылей предприятий;
сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков. [12, c.340]
Современная налоговая политика в России связана с проведением налоговой реформы, целью которой является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Налоговую реформу намечено проводить по следующим трем направлениям:
во-первых, совершенствование налогового законодательства;
во-вторых, установление жесткого оперативного контроля над соблюдением налогового законодательства, пересечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;
в-третьих, совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства. [11, c.212]
Реализация мер, предусмотренных налоговой реформой, должна позволить привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, а также существенно повысить собираемость налогов.
Таможенная политика — целенаправленная деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и так далее. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары. Политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны. [18]
Основными средствами реализации таможенной политики являются:
таможенные пошлины, сборы (тарифное или экономическое регулирование);
процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное или административное регулирование). [4, c.4]
В России осуществляется единая таможенная политика. Ее целями являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики РФ.
Основные направления таможенной политики:
совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
совершенствование таможенного дела с учетом перспектив вступления РФ во Всемирную торговую организацию;
применение мер защиты российского рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, от импорта недоброкачественных и опасных товаров;
содействие привлечению иностранных капиталовложений;
совершенствование валютного контроля;
совершенствование нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов.--PAGE_BREAK--
Россия стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. В целом таможенное дело в РФ развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. [14, c.74-75]
Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит следующие основные приоритетные задачи:
сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;
продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, развития безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;
контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке, и решаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны. [3, c.15]
В реализации финансовой политики России в XXI веке более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в области валютного регулирования. Таким образом, в начале XXI века финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной. [12, c.362]
Мы дали определение финансовой политики, определили составляющие финансовой политики, охарактеризовали бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Выделяют несколько путей или сценариев проведения политики, которые необходимо рассмотреть в следующей главе нашей курсовой работы.
2. Типы финансовой политики
Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, регулирующую и планово-директивную.
Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа». До конца 20-х годов ХХ столетия основным типом финансовой политики большинства стран был именно этот ее вариант, основателями которого являются Адам Смит и Давид Риккардо. Основа финансовой политики, по мнению «классиков», — достижение полной свободы рыночных отношений, а рынок — основной регулятор, обеспечивающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. То есть классическая финансовая политика направлена на невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Управление финансовой деятельностью осуществлялось одним органом — министерством финансов. Государство должно было обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами, стремясь максимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.
Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и другие). При такой политике разрабатывается финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Главным доходом становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Увеличивается роль финансового кредита, на его основе проводится политика дефицитного финансирования. Изменяется система управления финансами. Возникает несколько самостоятельных специализированных органов, которые занимаются планированием бюджета и бюджетных расходов, финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная теория — разновидность финансовой политики, не связанная с отказом регулирования как ее цели, но ограничивающая вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей плана, вслед за которым шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию, и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов. Основная задача финансового механизма — создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Управление финансами осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми вопроса использования финансового механизма в народном хозяйстве. [13, c.312-316]
В России проводится специфический тип финансовой политики, характеризующийся жестким принудительным воздействием государства на сферу денежного обращения, государственные расходы идоходы бюджетных отраслей иучреждений. Вотношении частного сектора реализуется политика либерализации, что, однако, не должно было бы противопоставляться государству, особенно вусловиях глобализации мировой экономики ифинансовых процессов. [6, c.33]
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида:
политика экономического роста;
политика стабилизации;
политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов и снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избегания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией. [12,.380-383]
Исходя из механизма воздействия финансовой политики на хозяйство страны выделяют два типа финансовой политики:
недискреционная финансовая политика, с использованием встроенных стабилизаторов;
дискреционная политика, проводимая непосредственно правительством.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику.
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:
Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым, смягчая спад. Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.
Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике.
Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.
Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.
Несмотря на, безусловно, полезные способности налоговой системы к стабилизации, необходимо целенаправленное влияние правительства на экономическую ситуацию, так как:
1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора.
2) Политические и другие внеэкономические соображения препятствуют пассивным действиям правительства.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Основными орудиями такой политики являются:
общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
социальные программы;
правительственные закупки;
государственные инвестиции;
изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
управление налоговым гнетом. [11, c.216-221]
Можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:
1) Политика в области государственных расходов.
2) Фискальная политика.
Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами.
Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие — безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются неэффективным инструментом дискреционной политики.
Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды. Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей стабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.
Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, — правительственные закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы. [9, c.15-18]
Сущность фискальной политики заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла.
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. Выделим главные принципы фискальной политики:
а) _Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. продолжение
--PAGE_BREAK--
б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентоспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности.
в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
д) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.
е) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
ж) _Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.
Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:
Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов.
Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).
Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).
Дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков: политические трудности, связанные с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом. [7, c. 200-213]
Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с трудностями, которые постигли российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.
Для того, чтобы определить эффективность финансовой политики в России, в третьей части нашей курсовой работы представлены тенденции реализации финансовой политики современной России, выявленные посредством анализа.
3. Современные тенденции реализации финансовой политики России
Анализ основных тенденций финансовой политики позволяет выделить следующие ее стратегические направления в современной России.
Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня, а также обеспечение экономического роста.
Повышение эффективности финансового регулирования: внутренняя дисциплина, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами.
Встраивание финансовой системы России в международную финансовую систему. Обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента. Также необходимо укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Под укреплением рубля мы понимаем его товарное и ресурсное обеспечение, равноправное его положение среди других валют, а при успешном решении этих задач — превращение рубля в сильную валюту.
Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.
Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.).
Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. Например, ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) — потенциальных носителей валюты за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.
Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам. Во-первых, нужно выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций. Сегодня депозитная ставка в Сбербанке РФ в среднем в 2-3 раза ниже ставки, по которой банк выдает кредит1). Поэтому возможности для повышения депозитной ставки существуют и вполне реальны. Во-вторых, целесообразно создать систему страхования вкладов, хотя бы на первом этапе в Сбербанке РФ. В-третьих, нужно разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита. В-четвертых, необходимо разработать и ввести в действие закон о возврате кредита, без которого весьма сложно построить надежную депозитную политику банков.
Платежный баланс страны необходимо сделать надежным инструментом управления финансовыми потоками страны, формирования необходимых для выхода из кризисных ситуаций золотовалютных резервов, которые должны быть достаточными, что позволит осуществлять закупку импортных товаров и выплаты по внешним долгам в течение как минимум года.
Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.
Обеспечение сбалансированности бюджета. Главное — обеспечить высокое качество разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.
В бюджете должен быть создан технологически организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. Важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.
Необходимо в каждом субъекте Федерации наряду с региональным бюджетом иметь с соответствующим правовым статусом консолидированный бюджет, который в этом случае может быть инструментом управления финансами как в центре, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. В ближайшие 3-5 лет не следовало бы резко изменять сложившиеся пропорции между бюджетами разных уровней.
Важно совершенствовать и налоговую политику. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.
Увеличение коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. — до 50%1).
Существенной модернизации требует платежно-расчетная система. Необходимо, во-первых, усилить ответственность ЦБ за организацию расчетов и образование неплатежей. Во-вторых, ЦБ должен выделить в особую группу коммерческие банки, которые включились бы в единую технологию расчетов. В-третьих, в ближайшие годы необходимо создать единый клиринго-расчетный центр, который обеспечил бы расшивку неплатежей, используя инструменты кредитования и целевой эмиссии, не пытаясь накачать деньгами обанкротившихся субъектов рынка.
Пожалуй, одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты.
Планируются серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой.
Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств. [12., c.24-35]
Рассмотрим основные направления бюджетной политики на 2007 год и их реализацию. Бюджетная политика на 2007 год и на период до 2009 года соответствует долгосрочным целям социально-экономического развития РФ:
повышение качества жизни населения;
обеспечение безопасности и правопорядка;
развитие институтов гражданского общества;
повышение конкурентоспособности экономики. [1, c.4]
Бюджет 2007 года представляет собой составную часть трехлетнего финансового плана (2007-2009 гг.). В бюджете 2007 года предусмотрены: доходы — 6,9 трлн. руб. (23% ВВП), расходы — 5,4 трлн. руб. (18% ВВП), профицит — 1,5 трлн. руб. (5% ВВП).
В Стабилизационный фонд в 2007 году планируется направить дополнительно около 0.9 трлн. руб. [5, c.44]
В 2007-2009 гг. правительство предполагает поменять структуру доходов федерального бюджета: снизить долю доходов от нефтегазового экспорта и повысить долю налогов. По видимому, в перспективе, рост бюджетных доходов за счет НДС приведет к некоторому относительному уменьшению покупательной способности населения. Тем не менее, совокупный спрос будет продолжать оказывать давление на рост цен. Этому, как представляется, будет способствовать и рост бюджетных расходов, которые в 2007 году увеличатся: на социальные нужды — на 26%, на образование — на 33%, на правоохранительную деятельность — на 50%. [2, c.4-5].
По предварительной оценке исполнения федерального бюджета за январь-октябрь 2007, бюджет исполнен по доходам на 88,8%, к утвержденной росписи поступлений доходов на 2007 год, по финансированию расходов — на 87,7% к бюджетной росписи расходов на 2007 год с изменениями.
Совокупный объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в рублевом эквиваленте по состоянию на 1 января 2007 года составил 2 346,92 млрд. рублей. А по состоянию на 1 ноября 2007 года, совокупный объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в рублевом эквиваленте составил 3 649,25 млрд. рублей1). [15]
Рассмотрим положение денежно-кредитной политики. Накопленный в предшествующие годы экономический потенциал позволяет оптимистически смотреть на развитие России в ближайшем будущем. Прогноз роста ВВП в 2007 году пересматривался в сторону повышения. Основания к этому дает существенный рост инвестиций. Это дало экспертам основание полагать, что рост ВВП составит 6% (ЦМАКП) или даже 7% (Альфа-Банк). Международные экономические организации прогнозировали рост ВВП России в 2007 году на уровне 6 — 6,5%. [3, c.6]
Правительством и Банком России была определена задача снизить инфляцию в 2007 году до 6,5-8%. Ожидаемое снижение инфляции, рост экономики, повышение склонности населения к сбережению при сохранении процесса дедолларизации обусловили оценку Банком России прироста спроса на деньги по агрегату М2 в 2007 году в интервале 19-29%. Для обеспечения контроля за соответствием денежно-кредитных показателей уровню инфляции и исходя из собственных прогнозов цены на нефть Банк России составил денежную программу в четырёх вариантах в соответствии со сценариями социально-экономического развития на 2007 год.
В зависимости от сценарных вариантов спроса на деньги темп прироста денежной базы мог составить 16-24%. [18]
Фактически же в I квартале 2007 года объем ВВП увеличился на 7,9%. Промышленное производство в январе-мае по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросло на 7,4%. Наиболее быстрыми темпами увеличивался выпуск продукции в обрабатывающих производствах. Высокими темпами росло предложение отдельных видов услуг, особенно связи и розничной торговли.
Расширение производства поддерживалось значительным увеличением внутреннего спроса. Рост реальных денежных доходов населения обусловливал увеличение потребительских расходов. В январе-апреле расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении возросли, по оценке, на 13% к соответствующему периоду предыдущего года. Инвестиции в основной капитал увеличились на 19,9%.
В начале 2007 года продолжилось сокращение численности безработных и увеличение численности занятого в экономике населения.
По оценкам Минэкономразвития России, прирост ВВП в 2007 году составит 6,5%, промышленного производства — 5,2%. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 9,8%, оборот розничной торговли — на 11,6%, инвестиции в основной капитал — на 12,8%. Целевой ориентир по инфляции (6,5-8%) в 2007 году не будет выполнен. По предварительным прогнозам инфляция составит 10-11%. [17]
В сфере таможенной политики на 2007 год существует необходимость синхронизации администрирования таможенных платежей с действиями Правительства по реализации новой концепции развития таможенных органов и мерами таможенной политики. Члены комиссии высказали целесообразность целенаправленных усилий на исключение из хозяйственной практики «серых схем», «фирм-однодневок», используемых от ухода от таможенных и налоговых платежей при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Предусматривается снижение ставок ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование, не производимое в России, дифференциация ввозных таможенных пошлин в отношении компонентов и комплектующих, используемых для промышленной сборки продукции на территории РФ, и ввозимых для иных целей. Кроме того, планируется активизировать применение сезонных таможенных пошлин для более гибкого реагирования на конъюнктуру цен на мировых рынках. Также планируется дифференцировать ставки ввозных таможенных пошлин на кузова легковых автомобилей в зависимости от сроков их эксплуатации с тем, чтобы пресечь импорт в Россию подержанных легковых автомобилей, ввозимых в разобранном виде по сниженным ставкам пошлин. [6, c.35-37]
Кроме того, в течение 2007 г планируется отменить экспортные пошлины на товары химического синтеза и готовую продукцию деревообработки, включая целлюлозу и пиломатериалы. Также в течение 2008-2010 гг будет продолжена работа по совершенствованию определения страны происхождения товаров. В 2007 г таможенные органы должны перечислить в федеральный бюджет 3 трлн 123,71 млрд руб. продолжение
--PAGE_BREAK--
В доход федерального бюджета Федеральная таможенная служба внесла сумму 2 566,19 млрд. рублей, что составляет 82,2% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2007 год. [15]
В ближайшие годы необходимо скоординированное совершенствование налогового законодательства и налогового администрирования, а также активизация диалога правительства с бизнесом относительно условий, способствующих последовательному выходу бизнеса из тени. В частности, важным элементом совершенствования налогового администрирования должно стать совершенствование контроля за использованием механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения, а также борьба с уклонением от уплаты НДС. Меры, направленные на совершенствование налогового администрирования, также позволят снять наиболее болезненные для бизнеса вопросы, связанные с упорядочением процедур осуществления налогового контроля, повысят защищенность налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов. [16]
Проводимая в среднесрочной перспективе налоговая политика направлена на устранение имеющихся перекосов и необоснованных барьеров при исчислении налогов, а также норм, нарушающих нейтральность применения налогов и приводящих к необоснованному изъятию средств из оборота налогоплательщиков.
Важнейшее значение для бизнеса имеет и решение с 2007 года вопроса о совершенствовании механизма применения нулевой ставки для экспортеров, предусматривающей переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам, а с 2008 года переход от месячного к квартальному налоговому периоду по НДС. [3, c.28-29]
Кроме того, с 2007 года подлежат введению и другие налоговые меры по следующим направлениям:
Изменения в области акцизного налогообложения (изменение существующего порядка уплаты акцизов на нефтепродукты, изменение порядка применения адвалорных ставок акцизов на табачные изделия, индексация специфических ставок акцизов по большинству подакцизных товаров на 8,5%).
Совершенствование налогообложения при добыче нефти, направленное на стимулирование инвестиций и рост добычи нефти (установление дополнительного понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки, а также введение нулевой налоговой ставки на НДПИ для новых месторождений).
Другие меры, в том числе увеличение размеров социальных налоговых вычетов на обучение граждан и их близких родственников в образовательных учреждениях, а также на их лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации, распространение налоговой льготы по ЕСН в части неначисления налога на выплаты наемным работникам, являющихся инвалидами, на налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей, разрешение учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль расходов на НИОКР (в том числе не давших положительных результатов в течение одного года). [6, c.39-40]
В ближайшие годы также будут приняты решения, носящие точечный, строго направленный характер, касающиеся отдельных, наиболее приоритетных сфер деятельности. Такие, как например, налоговое стимулирование инновационной деятельности и выполнения научно-исследовательских работ.
Объем выпадающих доходов федерального бюджета в 2007 году по сравнению с 2006 годом в результате изменения налогового законодательства должен был составить 166,7 млрд. рублей. [17]
На 1 ноября 2007 года Федеральной налоговой службой было получено 3 074,74 млрд. рублей, что составило 87,0% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2007 год1).
В последней главе мы рассмотрели основные направления финансовой политики России, в частности направления бюджетной, денежно-кредитной, таможенной и налоговой политики. Мы отметили промежуточные результаты, а так же прогнозы результатов на конец 2007 года по этим направлениям.
Заключение
Таким образом, мы изучили содержание, типы, основные направления финансовой политики и ее реализацию. Финансовая политики включает в себя следующие составляющие: бюджетную, налоговую, таможенную и денежно-кредитную. Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Таможенная политика — целенаправленная деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Деятельность денежно-кредитной политики состоит в сохранении уровня инфляции, совершенствовании платежной системы, контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса.
При определении типов существует несколько классификаций финансовой политики. В соответствие с основной классификацией выделяют классическую, регулирующую и планово-директивную политики. Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют: политику экономического роста, политику стабилизации и политику ограничения деловой активности. Исходя из механизма воздействия финансовой политики на хозяйство страны выделяют два типа финансовой политики: дискреционную политику, проводимую непосредственно правительством и недискреционную, с использованием встроенных стабилизаторов.
Выбранные направления финансовой политики России и поставленные задачи, поставленные перед бюджетной, налоговой, таможенной и денежно-кредитной политикой на 2007 год в основном выполняются и по прогнозам будут реализованы к концу года.
Список использованной литературы
Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2007 году» // Финансы. — 2006. — № 6. — С.3-8
Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 гг.» // Финансы. — 2007. — № 3. — С.3-12
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год // Деньги и кредит. — 2007. — № 9. С.4-29
Бендиков М.А., Хрусталев О.Е. Некоторые финансовые аспекты реализации научно-промышленной политики/ М.А. Бендиков, О.Е. Хрусталев // Финансы и кредит. — 2007. — № 15. — С.2-8
Бушмин Е. Особенности федерального бюджета 2007 года: основные характеристики. Трехлетнее планирование/ Е. Бушмин // Экономическая политика. — 2006. — № 4. — С.43-51
Ермакова Е.А. Государственные финансы в финансовой системе России/ Е.А. Ермакова // Финансы и кредит. — 2007. — №3. -С.32-40
Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 240 с.
Лаврушин О.И. Взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики/ О.И. Лаврушин // Финансы и кредит. — 2006. — №1. -С.2-7
Мамедов А.А. Страховая политика как составная часть финансовой политики государства/ А.А. Мамедов // Страховое дело. — 2004. — №2. — С.14-19
Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста/ В. Сенчагов // Вопросы экономики. — 2007. — №5. — С.65-80
Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов. /Под. ред.Г.Б. Полякова. — М.: Юнити, 2001. — 315с.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского; О.В. Врублевской. — М.: Юрайт — Издат, 2007
Финансы, денежное обращение и кредит: учебник 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов — М.: Проспект 2007. — 720с.
Швецов Ю.Г., Камнев И.М. Теоретические аспекты финансов как экономической категории / Ю.Г. Швецов, И.М. Камнев // Финансовый бизнес. — 2007. — № 2. — С.70-77
http://www.minfin.ru
http://www.finam.ru
http://www.prime-tass.ru
openbudget.ru/docs_rf/napr_budpol_2007. pdf Ссылки (links):
www.minfin.ru/www.finam.ru/www.prime-tass.ru/