--PAGE_BREAK--1.2.1.НАЛОГ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ (НДС)
В1991г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в установленной единой ставке — 7%. В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.
Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В1994г. он составил 21087 млн. долл., или7,7% от общего поступления всех налогов. Более широкая экономическая база и низкая ставка позволяют уменьшить искажающее воздействие на рынок и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.
Само по себе введение этого налога означало существенное улучшение налоговой системы Канады, однако оно привело и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимается одновременно с провинциальными налогами с розничных продаж. Два налога существуют в сфере розничной торговли параллельно, принося массу неудобств продавцам, вынужденным калькулировать два налога с разными базами и приспосабливать к ним систему бухгалтерского учета. С другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным налогом.
За исключением провинции Альберта и двух территорий, все провинции взимают местные налоги с продаж.
С1 апреля1997г. Нью-Брансуик, Новая Шотландия Ньюфаундленд объединяют свои местные налоги с продаж с федеральным налогом на товары и услуги ("GST"). Комбинированная ставка равна15% (7% —федеральная ставка и8% — провинциальная). Объединенный налог включается в розничные цены, но вся сумма уплаченного налога отражается в чеке.
С1 сентября1996г. в регионах Канады действуют следующие ставки налогов с розничных продаж:
§ Ньюфаундленд— 12%;
§ Новая Шотландия— 11%;
§ о. Принца Эдуарда— 10%;
§ Нью-Брансуик— 11%;
§ Квебек— 6,5% (в Квебеке взимается объединенный налог: провинциальный и федеральный);
§ Онтарио— 8%;
§ Манитоба— 7%;
§ Саскачеван— 9%;
§ Британская Колумбия— 7%, называется «налог на социальные услуги», им облагается потребление товаров и определенных видов услуг.
К определенным видам товаров и услуг могут применяться другие ставки данного налога. Например, в провинции Онтарио— стандартная ставка налога— 8%, но для алкогольных напитков, продаваемых в специализированных магазинах, ставка увеличена до12%..
1.2.2.АКЦИЗЫ
В налоговой системе Канады выделяются акцизы двух типов. Во-первых, акцизные налоги, которые вводятся в действие и регулируются Законом об акцизных налогах 1970 г. (с учетом множества последующих поправок и уточнений). Во-вторых, это акцизные сборы, которые регулируются Законом об акцизах (также от 1970 г.). Хотя эти два типа акцизов достаточно близки, есть и некоторые различия, касающиеся групп подакцизных товаров, ставок и других элементов налогообложения.
В настоящее время список товаров, облагаемых акцизными налогами, включает такие позиции, как табачные изделия, вино, автомобильное и авиационное топливо, большие автомобили, кондиционеры для пассажирского транспорта, часы и ювелирные изделия, авиационные тарифы. В отличие от акцизных налогов, круг которых достаточно широк и по существу может быть неограничен, акцизные сборы вводятся только на алкоголь и табак (табачные изделия). Цель их введения, кроме чисто фискальных, предоставление возможности дополнительного контроля за производством и распределением этой категории товаров. Они формируют некий дополнительный механизм для действующей системы лицензирования производства и торговли этими товарами.
Акцизные налоги представляют собой один из типов акцизного обложения в стране. Ставки акцизных налогов носят характер либо специфический, т. е. устанавливаются в твердых суммах на единицу физического измерения товара (на блок сигарет, на литр жидкости и т. д.), либо адвалорный, т. е. устанавливаются в процентах от цены производителя.
Федеральные ставки акцизных налогов в отношении табачных изделий не являются едиными для всей страны: на территории Квебека, Нью-Брансуика, Новой Шотландии, Острова Принца Эдуарда и Онтарио федеральные ставки относительно понижены, что связано с программой борьбы с контрабандой и нелегальным их оборотом на территории этих провинций.
Огромную проблему для Канады представляет нелегальная торговля табачными изделиями, особенно в ее восточных провинциях. Это обусловлено, во-первых, открытой границей с США, притом что уровень налогообложения в целом и акцизного обложения табачных изделий в частности в США существенно (в несколько раз) ниже, чем в Канаде; во-вторых, специфическим налогообложением (точнее, с отсутствием такого обложения) в отношении товаров, поставляемых и реализуемых на территории индейских резерваций. В результате формируется достаточно мощный поток табачных изделий, нелегально поступающих из резерваций и из-за рубежа. По оценкам потери федерального бюджета от нелегального оборота составляли около 40% доходов, а потери бюджета провинции Квебек превышали 75% доходов провинциального бюджета по данной статье.
1.3.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.3.1.ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
Федеральный налог на доходы физических лиц и провинциальный налог на доходы с физических лиц платятся непосредственно физическим лицом или некорпорированным бизнесом один раз год с общей суммы доходов их всех источников.
Если из валового дохода гражданина вычесть расходы, связанные с его получением, то остается доход как объект налогообложения. Произведя из него определенные законом вычеты, получим налогооблагаемый доход.
Доход классифицируется по шести позициям:
-заработная плата;
-предпринимательский доход;
-доход от имущества, сдаваемого в аренду;
-доход от инвестиций: проценты, дивиденды;
-приращение капитала;
-прочие доходы, включая пенсии, дотации и др.
Из дохода вычитаются платежи в пенсионные фонды; профсоюзные взносы и членские взносы в ассоциации; расходы на содержание детей; расходы, связанные с инвестициями, процентные выплаты по ссудам; убытки, полученные за предыдущие годы.
В соответствии с реформой 1987 года в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, и в каждом регионе — свои местные ставки подоходного налога, что представлено в таблицах 1 и 2:
Таблица 1
Ставки федерального подоходного налога
Доход, тыс. долл.
Максимальная федеральная ставка,%
-29 590
17
29 590 -59 180
26
более59 180
29
Наличие провинциального подоходного налога существенно меняет картину. Провинциальный налог исчисляется как процент от федерального налога. Ставки колеблются от 43% в северо-западных территориях до 38% в провинциях Ньюфаундленд, Нью-Брансуик и Саскачеван. За счет этого фактическое обложение федерально-провинциальным подоходным налогом находится в пределах от 26 до 45%.
Таблица 2
Ставки подоходного налога с физических лиц,
действующих в регионе
Провинция,
территория
Основная ставка,
%
Основная
федерально-провинциальная ставка,%
Ньюфаундленд Новая Шотландия о. Принца Эдуарда
21,0* 19,0** 19,0
52,3 50,3 50,3
Нью-Брансуик
20,1
51,4
Квебек
21,6
52,9
Онтарио
21,6
52,9
Манитоба
19,1
50,4
Саскачеван
20,6
51,9
Альберта
14,8
46,1
Брит. Колумбия
22,9
54,2
Юкон
15,3
46,6
Северо-западные территории
13,0
44,4
* Ставка составляет69% от основной федеральной. В Ньюфаундленде существует пяти процентный дополнительный налог на сверхдоходы.
** Основная ставка равна59,5% основной федеральной. С1 июля1997г. ставка провинции снизится до 19,5% основной федеральной. В настоящее время с дохода, превышающего10000 канадских долларов, берется дополнительный налог в размере10%.
В остальных регионах существуют свои особенности применения различных ставок для различных сумм дохода.
Таким образом, налоговая система построена на одинаковом обложении доходов, независимо от их величины и формы вложения капитала, а также на обложении реальных величин доходов.
Большое значение в системе подоходного налога с населения имеет налог на прирост рыночной стоимости активов. Если ранее только половина этого дохода подпадала под налооболожение, причем реальная ставка совокупного федерально-провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время облагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирост рыночной стоимости возросла до 30%.
Обязательные взносы в государственный фонд страхования занятости и государственный пенсионный фонд отчисляются в форме вычита заработной платы. При отчислении средств в фонд занятости работодатели ежемесячно платят 4,06 доллара с каждых 100 долларов фонда заработной платы. У работников вычитаются суммы из расчета 2,09 доллара на каждые 100 долларов заработка. Взносы в государственный пенсионный фонд с 2003 года отчисляются по ставке 9,9% от суммы заработка. От уплаты пенсионных взносов освобождены работники, оплучающие менее 3,5 тыс.долларов в год. Вместе с тем такие взносы не взымаются и с сумм, превышающих определенный максимум (39000 долларов год).
1.3.2. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ КОРПОРАЦИЙ
В налоговой системе Канады преобладает прямое налогообложение. Наиболее регулируещее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль корпораций.
Удельный вес поступлений от налога на прибыль корпораций составляет примерно 10% в общих доходах федерального бюджета и 4% в доходной части бюджетов провинций.
Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка 28% (для компаний обрабатывающей промышленности -23%).провинциальные ставки налога на прибыль представлны в таблице 3.
Таблица 3
Ставки налога на прибыль,
действующие в регионах
Провинция,
территория
Основная ставка,
%
Основная федерально-провинциальная ставка,%
Ньюфаундленд
14,0*
43,12
Новая Шотландия
16,0"
45,12
о. Принца Эдуарда
15,0
44,12
Нью-Брансуик
17,0
46,12
Квебек
(от вида деятельности)
8,9-16,25
38,02-45,37
Онтарио
15,5
44,62
Манитоба
17,0
46,12
Саскачсван
17,0
46,12
Альберта
15,5
44,62
Брит. Колумбия
16,5
45,62
Юкон
15,0
44,12
Северо-западные территории
14,0
43,12
продолжение
--PAGE_BREAK--
Основный налоговые льготы для корпораций включают:
-инвестиционный налоговый кредит;
-налоговый кредит на расходы НИОКР;
-ускоренные нормы амортизации;
-льготные условия налогообложения стоимости активов;
-скидки на истощение недр и др;
Постоянно увеличивающийся дефицит федерального бюджета привел к более рациональному использованию налоговых льгот, что прежде всего выразилось в сужении сфер их применения и в уменьшении размеров. В1987г. были отменены инвестиционный налоговый кредит и скидка на корректировку товарно-материальных запасов.
Снижены нормы амортизации для пассивной части основного капитала в горнодобывающей промышленности для бурового оборудования, рабочих частей машин, рекламного оборудования.
Сохранены льготы на стимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит для атлантических провинций составляет15%, а для специально выделенной группы районов— 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет30% для всех компаний и45% — для обрабатывающего сектора в отдельных районах.
Для стимулирования развития сельского хозяйства и рыболовства также предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей.
Цель одной из них— привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве переходит к детям без необходимости пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости активов. Его оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.
Другая льгота состоит в праве усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.
Третья льгота связана с методом исчисления дохода для фермеров и рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.
Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса.
К малым относятся компании с годовыми продажами от2 до20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или равной200 тыс. долл., в которых занято меньше или100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет97% от числа всех компаний. Основные сферы их деятельности— услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка— 12%. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране.
В налоговой системе преобладает прямое налогообложение, в котором основную долю занимает подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль компаний.
Последние тенденции в развитии налоговой системы связаны с расширением базы налогообложения и снижением размеров ставок налогов и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические процессы.
1.4.НАЛОГОБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА
1.4.1. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
Налоги на имущество относятся к категории косвенных налогов. В историческом плане система налогообложения имущества была привнесена американскими лоялистами, бежавшими в Канаду после Американской революции (1775–1783 гг.); им был привычен принцип самоуправления, по которому местным органам предоставлялось право вводить и собирать налоги. Канадское правительство приняло такую систему и рассматривало ее как средство изыскания средств для финансирования местных потребностей. В 19 веке все имущество облагалось налогом. Однако регулировать обложение налогом такой совокупности движимого и недвижимого имущества (дома, лодки, земли, предметы домашнего обихода) было достаточно трудно, поскольку на день оценки многие виды налогооблагаемых предметов могли быть перемещены.
В настоящее время налог на имущество в Канаде продолжает оставаться наиболее важным источником поступлений в бюджет муниципалитетов, которые идут на обеспечение местных нужд, таких как пожаротушение, уборка мусора, расчистка снега. Муниципальные советы, исходя из своих потребностей, определяют сумму денежных средств, собираемых посредством налога на имущество, и устанавливают ставки налога. Оценка же стоимости недвижимого имущества является прерогативой провинциальных властей. Следовательно, регулирование взимания налога на имущество осуществляется законодательством провинций и нормативными актами муниципальных властей.
Имущество в провинциях Канады разделено на классы с целью его оценки. Основными из них являются жилье, коммерческие здания и сооружения и имущество промышленных предприятий. (В Онтарио, например, 7 классов, 9 – в Британской Колумбии). Как правило, за единицу принимается первый класс имущества – жилье или жилье и фермерское хозяйство, остальные классы имеют коэффициенты по отношению к этому классу собственности. Таким образом, каждый класс имущества имеет свою ставку налогообложения.
В Онтарио в соответствии с новой «Справедливой системой оценки имущества» имущество разделено на следующие классы.
Таблица 4
Классы имущества в Онтарио и соотношение
между налоговыми ставками различных классов имущества.
Классы имущества Коэффициенты соотношения
Жилье/фермерское хозяйство
1
Многоквартирные дома
1,3
Новые многоквартирные дома
1,0
Имущество коммерческих организаций
1,1
Промышленное имущество
1,3
Трубопроводы
0,919
Обрабатываемые земли
0,25
Контролируемые леса
0,25
продолжение
--PAGE_BREAK--
Внутри классов имущества коммерческих организаций, промышленной собственности муниципалитеты выделяют отдельные подклассы. Так, коммерческие организации подразделяются на парковки, офисные здания, торговые центры; для промышленной собственности выделяют крупные промышленные объекты.
Особое отношение к владению обрабатываемой землей; для этого вида имущества выделен специальный класс, и ставка налогообложения для него составляет 25% от налоговой ставки первого класса имущества – жилье/фермерское хозяйство. По такой же ставке облагаются и контролируемые леса.
Налоговая ставка на свободные площади, принадлежащие коммерческим организациям, составляет 70% от ставки на имущество коммерческих организаций, а для свободных промышленных площадей – 65% от ставки промышленного имущества. По выбору муниципалитета может быть установлена единая ставка на свободные площади в коммерческих и промышленных организациях (от 65 до 70%).
Благотворительные и приравненные к ним организации получают возврат налогов от муниципалитета, который устанавливается в соответствии с Законом о муниципалитетах. При этом возврату подлежит не менее 40% налогов на имущество, оплачиваемых благотворительными обществами, которые занимают площади, относящиеся к коммерческому или промышленному классу имущества. Муниципалитетам предоставлена возможность увеличения возврата до максимальной величины в 100% и распространять возврат на другие классы собственности.
С 1998 года в провинции Онтарио введена новая система «справедливого» налогообложения. Она обеспечивает определенную гибкость в деятельности муниципалитетов, в частности, им предоставлено право:
· устанавливать пониженные ставки налогов на имущество коммерческих организаций, имеющих невысокую стоимость;
· отдельным подзаконным актом переводить новое жилье в многоквартирных домах в специальный класс имущества и облагать его более низкой ставкой на период до 8 лет с целью поощрения строительства новых многоквартирных домов; по истечении 8 лет этот многоквартирный дом включают в существующий класс многоквартирных домов;
· поэтапно, в течение 8 лет, вводить изменения ставок налогов.
Ключевым элементом системы налогообложения имущества является его оценка, которая в Онтарио осуществляется в соответствии с Законом об оценке имущества (Assessment Act). Ответственность за его выполнение возложена на Министерство финансов Онтарио, точнее его Департамент оценки имущества. Провинция разделена на 31 регион по оценке имущества. Каждый регион имеет Уполномоченного по оценке, который отвечает за всю работу по оценке имущества в рамках вверенного ему региона. Уполномоченный непосредственно имеет дело с налогоплательщиками, муниципалитетами и правлениями школ.
С 31 декабря 1998 года непосредственно проведение оценки имущества в Онтарио осуществляется Корпорацией по оценке муниципальной собственности(Municipal Property Assessment Corporation – MPAC). Все муниципалитеты Онтарио являются членами этой новой некоммерческой организации. Создание MPAC позволило устранить прежние несоответствия в оценках имущества, проводить ее одновременно на одну и ту же дату и, в целом, сделать муниципальную систему налогообложения справедливой и равной для всех жителей и организаций Онтарио. Закон об оценке имущества установил даты оценки имущества по всей провинции Онтарио.
В соответствии с новой системой текущая оценка имущества представляет собой оценку, определяемую стоимостью реализации имущества при его продаже от добровольно идущего на сделку продавца желающему совершить сделку покупателю при независимых конкурентных отношениях между участниками сделки.
Налог на имущество исчисляется следующим образом:
текущая оценка имуществаХ налоговая ставка муниципалитета = муниципальный налог на имущество
текущая оценка имущества Х ставка образовательного налога = образовательный налог на имущество
образовательный налог на имущество + муниципальный налог на имущество = налог на имущество
Ниже приведен пример налоговых ставок одного из регионов Онтарио – региона Йорк.
Таблица 5
Принятые налоговые ставки региона Йорк на 2006 год
Класс имущества
Налоговые ставки
Жилье/фермерское хозяйство
0,557186%
Многоквартирные дома
0,724341%
Новые многоквартирные дома
0,557186%
Имущество коммерческих организаций
0,612904%
Промышленное имущество
0,724341%
Трубопроводы
0,512053%
Обрабатываемые земли
0,139296%
Закон 79 провинции Онтарио 1998 года «О справедливости в отношении налогоплательщиков» (The Fairness for Property Taxpayers Act) установил предел или максимальное повышение налогов в соответствии с реформой оценки имущества в Онтарио.
В этой связи муниципалитетам предлагается поэтапно осуществлять переход к новой системе оценки имущества в течение 8 лет, ограничивая увеличение налогового бремени. Так, начиная с 1998 года, предел повышения налога на имущество для таких классов, как коммерческое, промышленное имущество, многоквартирные дома составил 10% в 1998 году, по 5% в последующие годы, 1999 – 2001 гг. С 2001 года муниципалитеты могут покрывать расходы, проистекающих от установления пределов налогов на имущество, прибегая к другим способам их финансирования.Градация налогообложения. Муниципалитетам предоставляется возможность применения сниженных налоговых ставок к коммерческому или промышленному имуществу невысокой стоимости, что реализуется созданием 2 или 3 налоговых диапазонов оценки стоимости, к которым применяются различные налоговые ставки. Два налоговых диапазона — это диапазон низкой ставки налогообложения и диапазон высокой ставки налогообложения; три диапазона — к низкой и высокой налоговой ставке добавляется еще и средняя.
Например, в диапазоне низкой оценки налоговая ставка составляет 3%, в диапазоне высокой ставки – 4%. Если стоимость имущества коммерческой или промышленной организации составляет 400 тыс. долл., и это относится к категории невысокой стоимости, то ставка налогообложения составляет 3%. Если же текущая оценка стоимости оказывается выше, то низкая ставка в 3% применяется к 400 тыс. долл., а к остальной сумме применяется ставка в 4%.
Итак, налогообложение имущества в Канаде регулируется на провинциальном и муниципальном уровнях. В соответствии с законодательством провинций имущество разбивается на классы, среди которых, например, выделено имущество коммерческих организаций, промышленных предприятий, многоквартирных домов, трубопроводы, обрабатываемые земли и контролируемые леса и определено отношение каждого класса к первому (жилье), принятому за единицу. Для каждого класса имущества муниципалитеты устанавливают ставки налога.
Самым противоречивым и спорным вопросом определения налога на имущество является вопрос оценки его стоимости. Так, в Онтарио в целях установления единой справедливой системы оценки введена с 1998 года новая система и разработаны принципы перехода к ней муниципалитетов провинции. Она основана на единых датах и методики оценки. В целях облегчения налогового бремени в случае повышения налогов предложен поэтапный переход, а также к отдельным классам имущества – коммерческим организациям, имеющим невысокую стоимость, – применение сниженных ставок налога. Установлены скидки на налог в размере от 30 до 35% в случае незанятых площадей в коммерческих организациях и промышленных предприятиях. Для благотворительных организаций определен возврат налогов, если они занимают площади в коммерческих и промышленных организациях.
С целью активизации строительства нового жилья в Онтарио действуют скидки на налоги на имущество новых многоквартирных домов.
Правовая база налогообложения имущества постоянно совершенствуется с целью достижения справедливого отношения ко всем налогоплательщикам.
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАНАДЫ
2.1.КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КАНАДЫ
Классификация
РФ
Канада
По уровню установления
1.Федеральный бюджет
2.Региональный бюджет
3.Местный бюджет
1.Федеральный бюджет
1.Провинциальный бюджет
3.Местный бюджет
Налоги, уплачиваемые в Федеральный бюджет
1.НДС
2.Налог на прибыль
3.ЕСН
4.НДФЛ
5.Акцизы
6.Государственная пошлина
7.Таможенная пошлина
8.Водный налог
9.Налог на добычу полезных ископаемых
10.Сбор за пользование объектами животного мира и водных ресурсов
1.Подоходный налог с населения
2.Налог на корпорации
3.Налог на товары и услуги
4.Акцизы
5.Таможенные пошлины и взносы в фонды социального страхования, на долю которых приходится 50% от общей суммы собираемости доходов в бюджет
Налоги, уплачиваемые в Региональный бюджет (РФ), Провинциальный бюджет (Канада)
1.Транспортный налог
2.Налог на имущество организаций
3.Налог на игорный бизнес
1.подоходный налог с населения
2.налог с продаж
3.налог на прибыль корпораций
4.акцизы
5.взносы в фонды социального страхования
6.налог на дарение
7.рентные платежи
8.регистрационные и лицензионные сборы, доля которых в общем балансе налогов составляет 40%
Налоги, уплачиваемые в Местный бюджет
1.Земельный налог
2.Налог на имущество физических лиц
1.Налог на недвижимость
2.Налог на предпринимательство
(которые составляют долю 10% в общей системе налоговых поступлений в бюджет)
По способу переложения
1.прямые
2.косвенные
1.прямые
2.косвенные
Прямые налоги
1.Налог на прибыль
2.НДФЛ
3.ЕСН
4.Водный налог
1.Подоходный налог
2.Налог на прибыль
3.Налог на имущество
Косвенные налоги
1.Акцизы
2.Таможенная пошлина
3.НДС
1.Акцизы
2.Налог на товары и услуги
3.Налог с продаж
В соответствии с реформой 1987 года в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога, которые зависят от величины дохода, и в каждом регионе — свои местные ставки подоходного налога, что представлено в таблицах 1 и 2:
Таблица 1
Ставки федерального подоходного налога
Доход, тыс. долл.
Максимальная федеральная ставка,%
-29 590
17
29 590 -59 180
26
более59 180
29
Таблица 2
Ставки подоходного налога с физических лиц,
действующих в регионе
Провинция,
территория
Основная ставка,
%
Основная
федерально-провинциальная ставка,%
Ньюфаундленд Новая Шотландия о. Принца Эдуарда
21,0* 19,0** 19,0
52,3 50,3 50,3
Нью-Брансуик
20,1
51,4
Квебек
21,6
52,9
Онтарио
21,6
52,9
Манитоба
19,1
50,4
Саскачеван
20,6
51,9
Альберта
14,8
46,1
Брит. Колумбия
22,9
54,2
Юкон
15,3
46,6
Северо-западные территории
13,0
44,4
В РФ налоговые ставки устанавливаются в зависимости от типа дохода.
Тип дохода
Налоговая ставка, %
Основные доходы
13
Выигрыши лотерей, крупные призы, необычные страховые доходы, необычные проценты*
35
Доходы нерезидентов
30
Дивиденды
9
* Крупные призы — св.2000 рублей; необычные страховые доходы — свыше ставки рефинансирования; необычные проценты по вкладам/займам более/менее 3/4 ставки рефинансирования в рублях или 9% в валюте.(ст.224 НК РФ)
Ставка налога на прибыль Канады складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка 28% (для компаний обрабатывающей промышленности -23%).провинциальные ставки налога на прибыль представлены в таблице 3.(см.таблицу 3)
В РФ максимальная ставка налога на прибыль определена НК РФ и составляет 24%, соответственно, 6,5% перечисляется в ФБ (Федеральный бюджет), 17,5- в Региональный бюджет. Для некоторых категорий ставка может быть понижена до 13,5%.(ст.284 НК РФ)
Налоговые ставки на доход иностранных организаций:
10%- доходы, связанные с международными перевозками 20%- для всех остальных доходов
Доходы, полученные в виде дивидендов:
1. 9%- для доходов, полученных резидентами от Российских организаций
2. 15%- если одна сторона нерезидент
Доходы, по операциям с отдельными видами долговых обязательств
15%- на доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам, кроме выпущенных после 1 января 2007 года.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО
Задача :
ООО «Мир» был приобретен 01.01.2007 объект основных средств стоимостью 535000 рублей со сроком полезного использования 5 лет. Амортизация начисляется линейным способом, начиная с месяца, следующего за месяцем приобретения, т.е. с 01.02.2007. рассчитайте сумму налога на имущество организации нарастающим итогом за каждый квартал 2008 года и укажите сроки уплаты налога за каждый квартал.
Налог на имущество является региональным, прямым налогом.
Налоговая база определяется, как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Стоимость имущества для целей налогообложения определяется, как первоначальная стоимость за минусом износа, исчисленного по установленным нормам амортизационных отчислений.
Налоговым периодом налога на имущество является календарный год.
Налоговая ставка-2,2%.
При определении НБ имущество учитывается по его остаточной стоимости.
Рассчитаем норму амортизации за год:
Норма амортизации=100/5=20%
Сумма амортизации за год=20%*535000=107 000руб.
Согласно ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете амортизация начисляется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем приобретения.
Ежемесячная норма амортизации = 107 000/12=8 917руб.
Для расчета НБ по налогу на имущество организации необходимо рассчитать остаточную стоимость.
Стоимость остаточная
на 01.01.08: 535 000-8916*11=436 913 рублей
на 01.02.08: 436 913-8917=427 996 рублей
на 01.03.08: 427 996-8917=419 079 рублей
на 01.04.08: 419 079-8917=410 162 рублей
на 01.05.08: 410 162-8917=401 245 рублей
на 01.06.08: 401 245-8917=392 328 рублей
на 01.07.08: 392 328-8917=383 411 рублей
на 01.08.08: 383 411-8917=374 494 рублей
на 01.09.08: 374 494-8 917=365 577 рублей
на 01.10.08: 365 577-8 917=356 660 рублей
на 01.11.08: 356 660-8 917=347 743 рублей
на 01.12.08: 347 743-8917=338 826 рублей
на 31.12.08: 338 826-8 917=329 909 рублей
Рассчитаем среднегодовую стоимость имущества по кварталам нарастающим итогом с начала года.
Среднеквартальная стоимость имущества определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения стоимости имущества на 1-ое число каждого месяца отчетного периода и 1-ое число месяца, следующего за отчетным периодом, на кол-во месяцев в отчетном периоде, увеличенного на единицу.
Среднеквартальная стоимость имущества за:
1-ый квартал: (436 913+427 996+419 079+410 162)/4=1 694 150 рублей
Полугодие: (436 913+427 996+419 079+410 162+401 245+392 328+383 411)/7=
=2 871 134 рублей
9месяцев: (436 913+427 996+419 079+410 162+401 245+392 328+383 411+374 494+
+365 577+356 660)/10=3 967 865 рублей
Среднегодовая стоимость:
(436 913+427 996+419 079+410 162+401 245+392 328+383 411+374 494+365 577+ продолжение
--PAGE_BREAK--
+356 660+347 743+338 826+329 909)/13=349 802 рублей
Рассчитаем авансовые платежи за каждый квартал текущего года. Для этого умножим рассчитанную сумму налога на 1/4.
Авансовые платежи за:
1-ый квартал: 1 694 150*1/4*1/4*2,2%=2 329 рублей
Полугодие: 2 871 134*1/4*1/7*2,2%=2 256 рублей
9 месяцев: 3 967 865*1/4*1/10*2,2%=2 182 рублей
Сумма налога за год: 349 802*2,2%=7 696 рублей
Сумма, подлежащая перечислению в бюджет: 7 696-2 329-2 256-2 182=929 рублей
Срок уплаты налога:
Налог перечисляется ежеквартально авансовыми платежами не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. По итогам налогового периода в бюджет доплачивается разница между начисленной суммой налога за год и уплаченными авансовыми платежами.
2.2. ИСЧИСЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
Задача:
На начало 2008 года на балансе ООО «Мир», которое находится в Санкт-Петербурге, числилось 17 автомобилей ВАЗ-2109 с мощностью двигателя 75 л.с. 25 марта 2008 года 7 автомобилей ВАЗ-2109 было продано, 20 июня 2008 года 1 автомобиль ВАЗ-2109 был угнан. 23 сентября 2008 года ООО «Мир» закупило 7 автомобилей ВАЗ-2121 с мощностью двигателя 80 л.с., одни из которых был снят с учета 3 ноября 2008 года после аварии. Рассчитайте сумму транспортного налога за 2008 год и укажите сроки уплаты.
Транспортный налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Если транспортное средство, зарегистрированное на налогоплательщика, списывается с учета в течение года, то сумма налога умножается на коэффициент, который рассчитывается, как отношение месяцев владения полных и неполных к числу месяцев в году.
НБ по транспортному налогу определяется, как мощность двигателя в л.с., указанная в техническом паспорте транспортного средства. В связи с тем, что транспортный налог является региональным — ставки устанавливаются Субъектами РФ.
В соответствии с изменениями, внесенными Законодательством Санкт-Петербурга «о транспортном налоге», предусмотренными с 1 января 2008 года увеличение существующих ставок налога для владельцев легковых автомобилей до 100 л.с.-20 рублей.
Рассчитаем налог по машинам ВАЗ-2109:
17 автомобилей всего, из них:
7 автомобилей продано 25.03.08
1 автомобиль угнан 20.06.08
Сумма налога на автомобили, которые числились на балансе весь год:
17-7-1=9*75*20=13 500 рублей
Сумма налога для 7 автомобилей, которые были проданы:
7*75*20*3/12=2 625 рублей
Сумма налога для 1 автомобиля, который был угнан:
1*75*20*6/12=750 рублей
Общая сумма налога по машинам ВАЗ-2109:
13 500+2 625=16 125 рублей
Рассчитаем налог по машинам ВАЗ-2121:
Всего закуплено 7автомобилей 23.09.08
1 автомобиль снят с учета 03.11.08
Сумма налога для 6 автомобилей, которые числились на балансе весь год:
7-1=6*80 *20*4/12=3 200 рублей
Сумма налога для 1 автомобиля, который снят с учета после аварии?
1*80*20*3/12=400 рублей
Общая сумма налога по машинам ВАЗ-2121:
3 200+400=3 600 рублей
Сумма транспортного налога за 2008 год:
16 125+3 600=19 725 рублей
Налог уплатить до 31.01.2009.
2.3. ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Задача:
ООО «Мир» приобрело:
03.01.08-товары для дальнейшей реализации на сумму 3 950 000 рублей с учетом НДС 18%,
15.01.08-реализовало все приобретенные товары на сумму 4 820 000 рублей с учетом НДС 18%,
ООО «Мир» приобрело:
13.04.08-товары для дальнейшей реализации на сумму 3 350 000 рублей с учетом НДС 18%, из которых товары на сумму 100 000 рублей до 25.05.08 не были оплачены,
25.05.08-реализовало все приобретенные товары на сумму 4 300 000 рублей с учетом НДС 18%,
ООО «Мир» приобрело:
14.08.08-товары для дальнейшей реализации на сумму 4 180 000 рублей с учетом НДС 18%,
01.09.08. реализовало все приобретенные товары на сумму 5 180 000 рублей с учетом НДС 18%,
ООО «Мир» приобрело:
03.10.08. товары для дальнейшей реализации на сумму 4 150 000 рублей с учетом НДС 18%,
19.10.08. реализовало все приобретенные товары на сумму 5 270 000 рублей с учетом НДС 18%, из которых товары на сумму 100 000 руб.до 19.10.08 не были приняты на учет
Рассчитайте сумму НДС к уплате в бюджет отдельно за квартал и сумму НДС к уплате в бюджет за 2008 год, укажите сроки уплаты НДС за каждый квартал. Заполните декларацию по НДС за год.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создавая на всех стадиях производства и определяемой, как разница между стоимостью реализованных товаров и себестоимостью.
Сумма НДС рассчитывается, как произведение налоговой базы на налоговую ставку.
НБ является отпускная цена по операциям реализации и приобретения. При реализации товаров, работ, услуг НБ определяется как стоимость реализации товаров с учетом акцизов за вычетом НДС.
Для принятия НДС к вычету должны быть выполнены следующие условия:
1. товары должны быть оплачены;
2. приняты на учет;
3. предназначены для производства;
Сумма НДС уплачивается в бюджет до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
НДС по операциям приобретения за 1-ый квартал:
3 950 000*18/118=602 542 рублей
НДС по операциям реализации за 1-ый квартал:
4 820 000*18/118=735 254 рублей
Сумма НДС к уплате в бюджет за 1-ый квартал:
735 254-602 542=132 712 рублей
НДС по операциям приобретения за 2-й квартал:
(3 350 000-100 000)*18/118=495 763 рублей
100 000*18/118=15 254 рублей -после 25 мая
НДС по операциям реализации за 2-й квартал:
4 300 000*18/118=655 932 рублей
Сумма НДС к уплате в бюджет за 2-й квартал:
655 932-495 763-15 254=144 915 рублей
НДС по операциям приобретения за 3-й квартал:
4 180 000*18/118=637 627 рублей
НДС по операциям реализации за 3-й квартал:
5 180 000*18/118=790 169 рублей
Сумма НДС к уплате в бюджет за 3-й квартал:
790 169-637 627=152 542 рублей
НДС по операциям приобретения за 4-ый квартал:
4 150 000*18/118=633 051 рублей
НДС по операциям реализации за 4-й квартал:
(5 270 000-100 000)*18/118=788 644 рублей
Сумма НДС к уплате в бюджет за 4-й квартал:
788 644-633 051=155 593 рублей
Сумма НДС за год:
132 712+144 915+152 542+155 593=585 762 рублей
Сроки уплаты: за 1-й квартал-до 20 апреля, за 2-й квартал-до 20 июля, за 3-й квартал- до 20 октября, за 4-й квартал-до 20 января.
2.4. ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ),
ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ЕСН)
Задача:
В штате ООО «Мир» работает 10 человек, ежемесячные вклады которых на протяжении 2008 года составляют:
Иванов-13 000 рублей
Петров-8 000 рублей
Сидоров-9 000 рублей
Цветков-13 000 рублей
Николаев-8 000 рублей
Соколов-9 000 рублей
Степанов-9 000 рублей
Захаров-6 000 рублей
Ильин-13 000 рублей
Андреев-13 000 рублей
Иванов- инвалид 2 группы;
Цветков- ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
Соколов, Захаров, Андреев имеют 1 ребенка школьного возраста;
У Ильина на иждивении 3 детей.
Рассчитайте суммы ЕСН (отдельно по каждому работнику), которые нарастающим итогом должно внести ООО «Мир» в каждый их фондов за 2008 год. Укажите сроки уплаты ЕСН.
Рассчитайте сумму НДФЛ, которую за каждого работника должно перечислять ООО «Мир» в бюджет в 2008 году, являясь налоговым агентом. Укажите срои уплаты НДФЛ.
ЕСН
ЕСН признается денежное выражение выплат нарастающим итогом с начала года. Ставка ЕСН устанавливается в зависимости от совокупного дохода с начала года. Сумма ЕСН начисляется ежемесячно, нарастающим итогом. Сумма ЕСН рассчитывается с учетом ЕСН, уплаченного за текущий год.
Порядок исчисления и уплаты налога определяется НК РФ ч.2 гл.24.
Этот налог предназначен для мобилизации средств на государственное, пенсионное и социальное обеспечение (страхование) граждан, а также на мед.помощь.
ЕСН уплачивается работодателем, организациями, ИП, ФЛ., а также ИП, адвокаты за себя и своих работников.
Для н-ков, производящих выплаты ФЛ, объектом налогообложения являются выплаты, начисленные в пользу ФЛ.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетный период-квартал, полугодие,9 месяцев.
Ставки налога дифференцированы в зависимости от категории н-ка, величины НБ, соц.направленности(ПФ, ФСС, ФОМС) и являются регрессивными.
Расчет ЕСН за год на каждого работника
Работники
Совокупный доход
ФБ
(20%)
ФСС (2,9%)
ФФОМС (1,1%)
ТФОМС
(2,0%)
ЕСН
(26%)
Иванов
156 000
31 200
4 524
1 716
3 120
40 560
Петров
96 000
19 200
2 784
1 056
1 920
24 960
Сидоров
108 000
21 600
3 132
1 188
2 160
28 080
Цветков
156 000
31 200
4 524
1 716
3 120
40 560
Николаев
96 000
19 200
2 784
1 056
1 920
24 960
Соколов
108 000
21 600
3 132
1 188
2 160
28 080
Степанов
108 000
21 600
3 132
1 188
2 160
28 080
Захаров
72 000
14 400
2 088
792
1 440
18 720
Ильин
156 000
31 200
4 524
1 716
3 120
40 560
Андреев
156000
31 200
4 524
1 716
3 120
40 560
Итого
1 212 000
242 400
35 148
13 332
24 240
315 120
Срок уплаты: ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
НДФЛ
Порядок исчисления и уплаты НДФЛ определены НК РФ ч.2, гл.23. это прямой налог, построен на резидентском принципе. Уплачивается на все территории страны по единым ставкам.
Объектом налогообложения являются доходы, полученные налогоплательщиком.
Льготы предоставляются в форме налоговых вычетов. Стандартный налоговый вычет уменьшает НБ ежемесячно:
3 000- для лиц, получивших лучевую болезнь вследствие ЧК;
500- инвалидам детства, герои Советского Союза;
400-у работающих граждан, доход которых не превышает 20 000 (предоставляется только по основному месту работы);
Если н-к имеет право на несколько вычетов, то ему предоставляет 1 максимальный;
600-у ФЛ на каждого ребенка в возрасте до 24 лет до месяца, в котором доход не превысил 40 000, вдовам и одиноким родителям предоставляется в двойном размере.
НБ включает все полученные налогоплательщиком доходы за минусом вычетов.
Налоговая ставка для резидентов=13%.
Иванов — (13 000-500)*12*13%=19 500 рублей
Петров – (8 000*12-400*3)*13%=12 324 рублей
Ильин – (13 000*12-400*1-600*3*3)*13%=19 526 рублей
Сидоров – (9 000*12-400*2)*13%=13 936 рублей
Цветков – (13 000-3 000)*12*13%=15 600 рублей
Николаев – (8 000*12-400*2)*13%=12 376 рублей
Соколов – (9 000*12-400*2-600*1*4)*13%=13 624 рублей
Степанов – (9 000*12-400*2)*13%=13 936 рублей
Захаров – (6 000*12-400*3-600*1*6)*13%=8 736 рублей
Андреев – (13 000*12-400*1-600*1*3)13%=19 994 рублей
2.5.. ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
Задача:
Имеются следующие данные о доходах и расходах ООО «Мир» за 2008 год:
1 квартал – внереализационные доходы 100 000 рублей;
2 квартал – внереализационные доходы 150 000 рублей;
3 квартал — внереализационные доходы 170 000 рублей;
командировочные расходы 40 000 рублей, из них сверх нормы 15 000 рублей;
4 квартал — внереализационные доходы 170 000 рублей;
Представительские расходы 20 000 рублей, их них сверх нормы 11 000 рублей;
На основании вышеперечисленных данных, а также данных, указанных в заданиях 1-4, рассчитайте налог на прибыль нарастающим итогом за каждый квартал и укажите сроки уплаты( налог на имущество организации и транспортный налог включите в расходы в 4 квартале). Заполните налоговую декларацию по налогу на прибыль за год.
Налог на прибыль рассчитывается, как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
НБ является денежное выражение прибыли, представляющая собой разницу между доходами и расходами, которые подразделяются на доходы и расходы от основной деятельности и внереализационные доходы и расходы. Ставка налога зависит от вида получения дохода. Основная ставка – 24%, из которых 17,5% поступает в Региональный бюджет, а 6,5 % - в Федеральный бюджет.
Налог на прибыль рассчитывается нарастающим итогом, по окончании каждого отчетного периода заполняется налоговая декларация, рассчитываются авансовые платежи, которые уплачиваются до 28 числа месяца, следующего за отчетного периодом. По окончании года уплачивается налог до 28 марта следующего года.
Расчет налога за 1 квартал:
Выручка за 1 квартал:
4 820 000*100/118=4 084 746 рублей
Расход на основную деятельность за 1 квартал:
3 950 000*100/118=3 347 458 рублей
Расход на з/п за 1 квартал:
101 000*3=303 000 рублей
Расход на ЕСН за 1 квартал:
303 000*26%=78 780 рублей
Внереализационные доходы= 100 000 рублей
Прибыль за 1 квартал:
4 084 746-3 347 458-303 000-77 780+100 000=456 508 рублей
Налог на прибыль:
456 508*24%=109 562 рубля
В ФБ=456 508*6,5%=29 673 рублей
В Региональный бюджет=456 508*17,5%=79 889 рублей
Авансовый платеж: 456 508*1/3=152 169 рублей
Расчет налога за полугодие:
Выручка за полугодие:
(4 820 000+4 300 000)*100/118=7 728 814 рублей
Расход на основную деятельность за полугодие:
(3 950 000+3 350 000-100 000)*100/118=6 101 695 рублей
Расход на з/п за полугодие:
101 000*6=606 000 рублей
Расход на ЕСН за полугодие:
606 000*26%=157 560 рублей
Внереализационные доходы за полугодие:
100 000+150 000=250 000 рублей
Прибыль за полугодие:
7 728 814-6 101 695-606 000-157 560+250 000=1 113 559 рублей
Налог на прибыль за полугодие:
1 113 559*24%=267 254 рублей
В ФБ: 1 113 559*6,5%=72 381 рублей
В Региональный бюджет: 1 113 559*17,5%=194 873 рублей
8. Авансовый платеж: (267 254-109 562)*1/3=52 564 рублей
Расчет налога за 9 месяцев:
Выручка за 9 месяцев:
(4 820 000+4 300 000+5 180 000)*100/118=12 118 644 рублей
Расход на основную деятельность за 9 месяцев:
(3 950 000+3 350 000-100 000+4 180 000)*100/118=9 644 068 рублей
Расход на з/п за 9 месяцев:
101 000*9=909 000 рублей
Расход на ЕСН за 9 месяцев:
909 000*26%=26 260 рублей
Внереализациооный доход:
100 000+150 000+170 000=420 000 рублей
Командировочные расходы:
40 000-15 000=25 000 рублей
Прибыль за 9 месяцев:
12 118 644-9 644 068-909 000-26 260+420 000-25 000=1 934 316 рублей
Налог на прибыль за 9 месяцев: продолжение
--PAGE_BREAK--