--PAGE_BREAK--
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ПРИ ВЫПОЛЕНИИ СРП 1.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
В последнее время законодатели уделяют немало внимания сельскохозяйственной отрасли. Так, очередь дошла и до корректировки налоговых аспектов. С 2009 года спектр возможностей по минимизации выплат в бюджет у плательщиков ЕСХН расширился.
Основная проблема, которая волнует сельхозпроизводителей – это проблемаучета и восстановления «входного» НДС всегда была камнем преткновения для налогоплательщиков при смене режима налогообложения. У плательщиков ЕСХН этой проблемы нет — в главе 26.1 НК РФ четко определено, как поступать с суммами НДС, принятыми к вычету до перехода на специальный налоговый режим или учтенными в составе расходов в период его применения. Напомним, что соответствующие поправки приняты Федеральным законом от 05.04.2004 N 16-ФЗ и действуют с 1 января 2004 г.
Суммы НДС, принятые к вычету до перехода на специальный налоговый режим, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат (п.8 ст.346.3 НК РФ). Подчеркнем, что речь идет о вычетах по товарам (включая основные средства и НМА), работам, услугам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС.
При возврате к общему режиму налогообложения налогоплательщик не вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные ему по товарам (работам, услугам), приобретенным в период применения специального режима налогообложения. Такое требование логично. Ведь эти суммы НДС налогоплательщик уже включил в расходы при исчислении налоговой базы по ЕСХН.
Единственная проблема с НДС, которая пока не разрешена на законодательном уровне, следующая: как исчислить налоговую базу по налогу при утрате налогоплательщиком права на применение специального режима налогообложения. Ведь в такой ситуации он обязан пересчитать налоги исходя из правил общего режима налогообложения за весь налоговый период. Как определить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет? Можно ли принять к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за время применения специального режима налогообложения. Ответа на эти вопросы гл.26.1 НК РФ не дает.
В рамках совершенствования законодательства следует:
— четко и ясно прописать в налоговых нормативно-правовых актах порядок исчисления налоговой базы по налогу при утрате налогоплательщиком права на применение специального режима налогообложения (ЕСХН);
- определить возможность, порядок и сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую перечислению в бюджет.
Так же возникает масса вопросов в связи с тем, что реализация большинства продовольственных товаров (например, мяса, молока и зерна) облагается по ставке НДС 10%. В то же время сельхозпредприятия приобретают многие товары (сельхозтехнику, ГСМ и т.п.), которые облагаются по ставке 18%. Поэтому сумма вычетов по данному налогу у сельхозпредприятий, как правило, превышает сумму начислений. Получается, бюджет зачастую должен вернуть сельхозпредприятию часть «входного» НДС.
У плательщиков ЕСХН обязанности по начислению и уплате НДС нет, но нет и права на вычет «входного» налога. Для некоторых сельхозпредприятий это является существенным минусом.
При переходе на уплату ЕСХН у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникает и другая проблема: как строить ценовую политику? Потребителями сельхозпродукции могут быть как физические лица и предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, так и организации и предприниматели — плательщики этого налога. Плательщики ЕСХН не являются плательщиками НДС и не имеют права предъявлять налог покупателям. Поэтому покупатели, применяющие общий режим налогообложения, лишаются права на вычет «входного» НДС. Для многих покупателей это может быть невыгодно.
В отношении решения этой проблемы необходима государственная поддержка конкурентоспособности сельхоз продукции.
В общем сельское хозяйство и система его налогообложения множество проблем и недостатков. И государство просто обязано поддерживать сельское хозяйство. Но существуют факты абсолютно обратного. Стоит лишь привести пример того, что, начиная с 2009 года, налогоплательщики ЕСХН лишились возможности облагать по сниженным ставкам сельхозналога суммы полученных дивидендов. Такая политика не указывает на поддержку и пониженные ставки необходимо ввести повторно.
И в рамках общей поддержки сельхозпроизводителей:
— целевые единовременные дотации и субсидии сельхозпроизводителям на приобретение высококачественного сырья (семян и зерна высшего сорта, молодняка племенных пород скота), что должно стимулировать не на количество, а на качество производимой сельхоз продукции;
— одновременно с распределением дотационных средств должна быть создана комиссия либо комитет по контролю за соблюдением целевого расходования выделенной денежной помощи сельхоз производителями, исключая возможность так называемого «отмывания денег».
1.2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
Поддержание и расширение энергетической базы в любой стране являются весьма дорогостоящим делом. Это обусловлено необходимостью привлекать огромные средства для организации крупномасштабных и дорогостоящих работ. Бесспорно, что осуществление таких огромных затрат выходит за пределы возможностей бюджетного финансирования. Недостаточными оказываются и возможности местного промышленного и банковского капитала. Таким образом, в условиях дефицита средств, мобилизуемых из местных источников, страны, встающие на путь осуществления крупных энергетических проектов, особенно в нефтяном и газовом секторе, обычно прибегают к внешним заимствованиям и привлечению прямых и портфельных инвестиций из-за границы. Это является общепринятой практикой не только для развивающихся государств, стран с переходной экономикой, но и для ведущих промышленно развитых держав.
Реализация проектов на условиях СРП привлекает инвесторов в первую очередь благодаря установлению стабильного и благоприятного правового и налогового режима.
В настоящий момент в России осуществляется 4 крупных проекта освоения нефтегазовых месторождений на условиях СРП: «Сахалин-1», «Сахалин-2», Харьягинское и Самотлорское, объем инвестиций, в которые превысил 1,5 миллиарда долларов США.
Для повышения эффективности и ускорения реализации нефтегазовых проектов на условиях СРП, необходимо:
1. Создать единый государственный орган по регулированию деятельности СРП. Основой для этого должна стать Комиссия Правительства РФ по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации СРП. Новый государственный орган должен обладать необходимыми полномочиями и ресурсами для комплексного решения всех вопросов, связанных с СРП, что позволит сократить период подготовки Соглашений, устранить параллелизм и дублирование при получении различного рода согласований, разрешений, сертификатов, лицензий и ускорит получение продукции и доходов по проектам.
При формировании единого государственного органа необходимо предусмотреть создание координационного центра по организации работ по привлечению конкурентоспособных российских подрядчиков в работах по СРП, созданию эффективного механизма подготовки и финансовой поддержки российских предприятий с целью повышения их конкурентоспособности.
Создание такого государственного органа позволит добиться единой государственной политики в области подготовки, реализации и контроля за исполнением соглашений о разделе продукции.
2. Создать и модернизировать нормативно-правовую базу по СРП, в том числе принять или усовершенствовать первоочередные нормативные акты по:
· налоговому регулированию, включая вопросы возмещения НДС при СРП;
· заключению, исполнению и контролю за исполнением СРП, принимая во внимание первоначальные конкурсные условия;
· декларированию коммерческого открытия;
· составу и порядку возмещения затрат при реализации СРП, в том числе – по разделению затрат при создании совместной инфраструктуры проектов;
· формированию и использованию ликвидационного фонда;
· пограничному, таможенному, а также банковскому регулированию и бухучету;
· порядку применения международных норм и стандартов;
· экологической безопасности и реагированию на чрезвычайные ситуации;
· безопасности мореплавания при исполнении СРП на континентальном шельфе;
· категоризации рыбохозяйственных водоемов и компенсации ущерба морским биологическим ресурсам при исполнении СРП.
Необходимы отдельные нормативные акты, учитывающие специфику СРП, заключенных до принятия закона «О соглашениях о разделе продукции» (ст. 2.7) с целью реализации согласованных ранее условий СРП по этим проектам.
3. Разрешить противоречия в части законодательного регулирования режима налогообложения при исполнении СРП, предусмотренного Налоговым Кодексом и законодательством о СРП. Ускорить работу по разработке отдельной главы по налоговому режиму СРП во второй части Налогового Кодекса, при этом предусмотрев уплату роялти и прибыльной продукции как в денежной, так и в натуральной форме, а также механизм нулевой ставки НДС для российских подрядчиков с целью повышения их конкурентоспособности. Принять соответствующие нормативные акты по применению положений Налогового Кодекса в отношении режима СРП.
4. Создать и доработать механизмы, которые обеспечат необходимые условия и гарантии со стороны Правительства РФ для поддержки российских инвесторов при получении ими кредитов для финансирования их доли участия в проектах СРП.
5. Уточнить компетенцию и полномочия субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр или ведутся работы по СРП, в области подготовки, реализации и контроля за исполнением Соглашения.
6. Создать необходимые условия для российских и иностранных инвесторов, способствующие успешной добыче и сбыту нефти и газа в России и за рубежом, решив вопросы:
· правовой стабилизации СРП;
· связанные с дисбалансом мировых и внутренних цен на углеводороды;
· правительственных гарантий на долгосрочные закупки газа для нужд российских потребителей с учетом положений заключенных СРП.
7. В связи с приближающимся исчерпанием 30%-ной «ресурсной квоты на СРП» рассмотреть вопрос об исключении из этой квоты запасов действующих месторождений.
продолжение
--PAGE_BREAK--
РАЗДЕЛ 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ 2.1.1. Характеристика предприятия
27 декабря 2007 года гражданка Пугачева А.Б. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Ее предприятие занимается переработкой и оптовой продажей рыбы и морепродуктов. Данная продукция реализуется различным продовольственным магазинам оптовыми поставками.
ИП Пугачева А.Б. зарегистрирована в ИФНС России по Орджоникидзевскому району города Уфы № 46, о чем было получено свидетельство о регистрации данного предприятия в качестве налогоплательщика с образованием юридического лица.
До 01.01.09 организация применяла общий режим налогообложения. В 2009 году переходит на упрощенную систему налогообложения
ИП Пугачева А.Б. осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: город Уфа, Соединительное шоссе, 3.
Кроме того, так же с 1 января 2009 года ИП Пугачева А.Б. открывает магазин розничной торговли по адресу: город Уфа, Кольцевая 10. В этом магазине ИП Пугачева А.Б. реализует покупные товары в розницу и использует единый налог на вмененный доход.
В августе 2009 года ИП Пугачева А.Б. покупает вакуумный аппарат для расширения ассортимента производимой продукции.
Численность работников предприятия составляет 10 человек.
С 1.01.10 г. возвращается на общий режим налогообложения.
2.1.2. Финансово-хозяйственная деятельность ИП Пугачевой А.Б.
Для осуществления своей деятельности ИП Пугачева А.Б. совершает различные финансово – хозяйственные операции, перечень которых отражен в Таблице 1. Данные операции совершаются в течение 2009 года.
1.
Хозяйственные операции
Таблица 1
№
Вид операции
Дата
Сумма
В том числе НДС
УСН/
ЕНВД
1
2
3
4
5
1 квартал
1
Оплата кассового аппарата
04.01.2009
8000
1440
ЕНВД
2
Оплата регистрация кассового аппарата
04.01.2009
1500
270
ЕНВД
3
Оплата договора по обслуживанию кассового аппарата (на год)
04.01.2009
3000
540
ЕНВД
4
Оплата сырья для перераб. (рыба, морепродукты, соль и т.д.)
05.01.2009
600000
108000
УСН
5
Оплата товаров в магазин от поставщиков
05.01.2009
50000
9000
ЕНВД
6
Оплата покупателями вяленой рыбы
06.01.2009
65000
-
УСН
7
Реализация товаров через розничную торговлю
06.01.2009
70000
-
ЕНВД
8
Оплата договора с Госстандартом на сертификацию выпускаемой продукции (на 1 год)
10.01.2009
100000
18000
УСН
9
Оплата услуг ветеринарной службы
15.01.2009
800
144
УСН
10
Оплата покупателями копченной/соленой рыбы
16.01.2009
800000
-
УСН
11
Оплата коммунальных платежей (цех)
25.01.2009
13000
2340
УСН
12
Оплата коммунальных платежей (магазин)
25.01.2009
5000
900
ЕНВД
13
Оплата приобрет. сырья
для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)
27.01.2009
100000
18000
УСН
14
Выдача заработной платы за январь
31.01.2009
150000
-
УСН/ЕНВД
15
Перечисление средств в пенсионный фонд
31.01.2009
21000
-
УСН/ЕНВД
16
Перечисление средств в ФСС
31.01.2009
4500
-
УСН/ЕНВД
17
Оплата покупателями копченной/соленой рыбы
28.01.2009
1250000
-
УСН
18
Оплата покупных канцелярских товаров
10.02.2009
800
144
УСН/
ЕНВД
19
Оплата банковского обслуживания
20.02.2009
2500
450
УСН
20
Оплата приобрет. сырья
для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)
25.02.2009
400000
72000
УСН
21
Выдача заработной платы за февраль
28.02.2009
150000
-
УСН/ЕНВД
22
Перечисление средств в пенсионный фонд
28.02.2009
21000
-
УСН/ЕНВД
23
Перечисление средств в ФСС
28.02.2009
4500
-
УСН/ЕНВД
24
Реализация товаров через розничную торговлю
03.03.2009
65000
-
ЕНВД
25
Оплата покупателями вяленой рыбы
09.03.2009
70000
-
УСН
26
Оплата услуг ветеринарной службы
15.03.2009
800
144
УСН
27
Оплата телефонной связи
30.03.2009
1000
180
УСН/
ЕНВД
28
Выдача заработной платы за март
31.03.2009
143142,85
-
УСН/ЕНВД
29
Перечисление средств в пенсионный фонд
31.03.2009
19282,65
-
УСН/ЕНВД
30
Перечисление средств в ФСС
31.03.2009
4294,3
-
УСН/ЕНВД
2 квартал
1
Выдача командировочных работникам
3.04 — 5.04.2009
3450
-
ЕНВД
2
Оплата приобр. сырья
для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)
05.04.2009
500000
90000
УСН
3
Оплата покупки компьютера
10.04.2009
20000
3600
УСН/
ЕНВД
4
Оплата купленных товаров в магазин от поставщиков
11.04.2009
50000
9000
ЕНВД
5
Оплата услуг ветеринарной службы
17.04.2009
800
144
УСН
6
Реализация товаров через розничную торговлю
30.04.2009
60000
-
ЕНВД
7
Выдача заработной платы за апрель
30.04.2009
150000
-
УСН/ЕНВД
8
Перечисление средств в пенсионный фонд
30.04.2009
21000
-
УСН/ЕНВД
9
Перечисление средств в ФСС
30.04.2009
4500
-
УСН/ЕНВД
10
Оплата покупателями вяленой рыбы
03.05.2009
220000
-
УСН
11
Выдача командировочных работникам
5.05 — 10.05.2009
7200
-
УСН/
ЕНВД
12
Оплата банковского обслуживания
20.05.2009
2500
450
УСН
13
Оплата коммунальных платежей (цех)
25.05.2009
13000
2340
УСН
14
Оплата коммунальных платежей (магазин)
25.05.2009
5000
900
ЕНВД
15
Оплата покупки холодильного оборудования (4 холодильника)
26.05.2009
500000
90000
УСН
16
Оплата приобретенного сырья
для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)
31.05.2009
400000
72000
УСН
17
Выдача заработной платы за май
31.05.2009
150000
-
УСН/ЕНВД
18
Перечисление средств в пенсионный фонд
31.05.2009
21000
-
УСН/ЕНВД
19
Перечисление средств в ФСС
31.05.2009
4500
-
УСН/ЕНВД
20
Оплата телефонной связи
31.05.2009
1000
180
УСН/
ЕНВД
21
Оплата покупателями реализованной копченной/соленной рыбы
04.06.2009
2400000
-
УСН
22
Реализация товаров через розничную торговлю
04.06.2009
60000
-
ЕНВД
23
Оплата покупки электронных весов
15.06.2009
5000
900
УСН
24
Оплата покупки канцелярских товаров
30.06.2009
800
144
УСН/
ЕНВД
25
Выдача заработной платы за июнь
30.06.2009
150000
-
УСН/ЕНВД
26
Перечисление средств в пенсионный фонд
30.06.2009
21000
-
УСН/ЕНВД
27
Перечисление средств в ФСС
30.06.2009
4500
-
УСН/ЕНВД
3 квартал
1
Оплата приобретенного сырья
для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)
04.07.2009
900000
162000
УСН
2
Оплата услуг ветеринарной службы
12.07.2009
800
144
УСН
3
Оплата покупных товаров в магазин от поставщиков
17.07.2009
50000
90000
ЕНВД
4
Оплата покупателями реализованной вяленой рыбы
20.07.2009
190000
-
УСН
5
Реализация товаров через розничную торговлю
30.07.2009
100000
-
ЕНВД
6
Выдача заработной платы за июль
30.07.2009
150000
-
УСН/ЕНВД
7
Перечисление средств в пенсионный фонд
30.07.2009
21000
-
УСН/ЕНВД
8
Перечисление средств в ФСС
30.07.2009
4500
-
УСН/ЕНВД
9
Выдача премий работникам
13.08.2009
5000
-
ЕНВД
10
Оплата покупки вакуумного аппарата
18.08.2009
80000
14400
УСН
11
Оплата банковского обслуживания
20.08.2009
2500
450
УСН
12
Оплата коммунальных платежей (цех)
25.08.2009
13000
2340
УСН
13
Оплата коммунальных платежей (магазин)
25.08.2009
5000
900
ЕНВД
14
Выдача заработной платы за август
31.08.2009
150000
-
УСН/ЕНВД
15
Перечисление средств в пенсионный фонд
31.08.2009
21000
-
УСН/ЕНВД
16
Перечисление средств в ФСС
31.08.2009
4500
-
УСН/ЕНВД
17
Оплата покупателями реализация вакуумированных морепродуктов
05.09.2009
100000
-
УСН
18
Оплата покупателями реализованной копченной/соленной рыбы
10.09.2009
1600000
-
УСН
19
Оплата покупных товаров в магазин от поставщиков
12.09.2009
50000
9000
ЕНВД
20
Оплата покупки мебели в магазин (стеллажи, витрины)
15.09.2009
200000
36000
ЕНВД
21
Оплата покупки мебели в цех (разделочные столы, ванны для засолки)
15.09.2009
500000
36000
УСН
22
Оплата приобретенного сырья
для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)
20.09.2009
500000
90000
УСН
23
Реализация товаров через розничную торговлю
25.09.2009
90000
-
ЕНВД
24
Оплата телефонных переговоров
27.09.2009
1000
180
УСН/
ЕНВД
25
Оплата покупателями реализованной копченной/соленой рыбы
30.09.2009
100000
-
УСН
26
Оплата покупных канцелярских товаров
31.09.2009
800
144
УСН/
ЕНВД
27
Выдача заработной платы за июнь
31.09.2009
150000
-
УСН/ЕНВД
28
Перечисление средств в пенсионный фонд
31.09.2009
21000
-
УСН/ЕНВД
29
Перечисление средств в ФСС
31.09.2009
4500
-
УСН/ЕНВД
4 квартал
1
Оплата приобретен. сырья
для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)
06.10.2009
700000
126000
УСН
2
Оплата покупных товаров в магазин от поставщиков
12.10.2009
50000
9000
ЕНВД
3
Оплата услуг ветеринарной службы
17.10.2009
800
144
УСН
4
Оплата покупателями реализованной вяленой рыбы
18.10.2009
270000
-
УСН
5
Выдача материальной помощи работникам
30.10.2009
5000
-
ЕНВД
6
Выдача заработной платы за октябрь
30.10.2009
150000
-
УСН/ЕНВД
7
Перечисление средств в пенсионный фонд
30.10.2009
21000
-
УСН/ЕНВД
8
Перечисление средств в ФСС
30.10.2009
4500
-
УСН/ЕНВД
9
Реализация товаров через розничную торговлю
05.11.2009
100000
-
ЕНВД
10
Оплата покупателями реализованной копченной/соленной рыбы
07.11.2009
1630000
-
УСН
11
Оплата покупки автомобиля
18.11.2009
150000
27000
УСН/
ЕНВД
12
Оплата банковского обслуживания
20.11.2009
2500
450
УСН
13
Оплата коммунальных услуг (цех)
25.11.2009
13000
2340
УСН
14
Оплата коммунальных услуг (магазин)
25.11.2009
5000
900
ЕНВД
15
Выдача заработной платы за ноябрь
30.11.2009
150000
-
УСН/ЕНВД
16
Перечисление средств в пенсионный фонд
30.11.2009
21000
-
УСН/ЕНВД
17
Перечисл. средств в ФСС
30.11.2009
4500
-
УСН/ЕНВД
18
Оплата покупных товаров в магазин от поставщиков
07.12.2009
100000
18000
ЕНВД
19
Оплата приобрет. сырья
для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)
09.12.2009
1200000
216000
УСН
20
Оплата покупателями реализованных вакуумированных морепродуктов
05.12.2009
100000
-
УСН
21
Выдача материальной помощи работникам
13.12.2009
6000
-
ЕНВД
22
Оплата канцелярских товаров
15.12.2009
800
144
УСН/
ЕНВД
23
Оплата телефонной связи
27.12.2009
1000
180
УСН/
ЕНВД
24
Оплата покупателями реализованной копченной/соленной рыбы
29.12.2009
1300000
-
УСН
25
Реализация товаров через розничную торговлю
30.12.2009
170000
-
ЕНВД
26
Выдача заработной платы за декабрь
30.12.2009
150000
-
УСН/ЕНВД
27
Перечисление средств в пенсионный фонд
30.12.2009
21000
-
УСН/ЕНВД
28
Перечисление средств в ФСС
30.12.2009
4500
-
УСН/ЕНВД
2. Штат сотрудниковИП Пугачевой А.Б. и причитающиеся им суммы окладов выглядят следующим образом:
Таблица 2
№
Фамилия И.О.
Должность
Оклад (руб.)
Стаж
1
2
3
3
1
Орбакайте К.П.
Уборщица
5000
20
2
Николаев И.А.
Охранник в магазине
9000
4
3
Киркоров Ф.Б.
Продавец в магазине
14000
3
4
Королева Н.С.
Производственный работник (засолка, нарезка)
12000
4
5
Галкин М.В.
Производственный работник (засолка, нарезка)
12000
2
6
Меладзе В.Е.
коптильщик
16000
5
7
Крутой И.А.
коптильщик
16000
7
8
Пресняков В.В.
коптильщик
16000
1
9
Апина А.М.
бухгалтер
25000
25
10
Моисеев Б.Ю.
технолог
25000
27
На данном предприятии работают 10 человек, не считая ИП. ИП Пугачева А.Б., бухгалтер, уборщица заняты и делами цеха по переработке рыбы и делами, связанными с магазином. Охранник в магазине и продавец заняты только в магазине, а два производственных работника, три коптильщика и технолог – в работе цеха.
Кроме заработной платы так же на предприятии производятся и другие, незапланированные выплаты. К таковым относятся:
· Премия охраннику в магазине Николаеву И.А. была выплачена 13 августа 2009 года в сумме 5000 рублей, что было предусмотрено руководством предприятия и связано с производственным процессом.
Согласно пунктам 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года №33н, расходы организации на оплату труда работников организации формируют расходы по обычным видам деятельности. Таким образом, выплата премии Николаеву И.А. связана с производственным процессом и начисленная премия будет включаться в состав расходов по обычным видам деятельности.
· Рассчитаем пособие по временной нетрудоспособности (больничный) для коптильщика Преснякова В.В. по формуле:
П = (В/КД)*СС*КДб (1)
Где П – сумма пособия по нетрудоспособности, но не более 16125 рублей (для государственных предприятий условие обязательное, а в коммерческих – на усмотрение руководителя и разница выплачивается за счет фирмы);
В– сумма заработной платы за предыдущие двенадцать календарных месяцев, за которые начислялись взносы в ФСС;
КД– количество календарных дней в периодах, за которые начислялись взносы в ФСС;
СС – ограничение трудового пособия в зависимости от трудового стажа работника;
КДб– количество календарных дней приходящихся на период временной нетрудоспособности.
П= (16000*12/365)*0,6*15 = 4734 (руб.).
Количество дней, в которые коптильщик Пресняков В.В. болел, с 15 марта 2009 года по 29 марта 2009 года, равно 15 дням (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»).
Т.к. стаж работы Преснякова В.В. 1 год, то ограничение пособия равно 60% от средней заработной платы.
Пособия по временной нетрудоспособности не включаются в отчисления на пенсионное страхование.
· Командировочные продавцу Киркорову Ф.Б. были выплачены в размере (в сутки):
100 рублей – суточные,
300 рублей – проезд,
500 рублей – проживание в гостинице
250 рублей – питание.
Киркоров Ф.Б. находился в командировке с 3 апреля 2009 года по 5 апреля 2009 года. Всего 3 дня.
Итого командировочные для Киркорова Ф.Б. составили:
К = (100+300+500+250)*3=3450 (руб.).
Согласно «Положению об особенностях направления работников в служебные командировки», при направлении работника в командировку ему должен быть выдан денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения, а также суточные.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 155-ФЗ от 22 июля 2008 года в главы 26.2 и 26.3 НК РФ, регулирующие упрощенную систему налогообложения (УСН) и Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), с 2009 года нормирование суточных и полевого довольствия больше не применяется (соответствующие изменения были внесены в подпункт 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ранее же налогоплательщики учитывали суточные и полевое довольствие в пределах, установленных Правительством РФ для налога на прибыль (Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 93).
Следовательно, ИП Пугачева А.Б. определяет суточные самостоятельно. Расходы на оплату проезда и проживание будут включаться в расходы, учитываемые при уменьшении налоговой базы, только при документальном подтверждении.
Киркоров Ф.Б. предоставил документы, подтверждающие проживание в гостинице, билеты на автобус и талоны на питание.
· Материальная помощь охраннику магазина Николаеву И.А. была выплачена в размере 4000 рублей, по усмотрению руководства предприятия.
Данная выплата не подлежит налогообложению в соответствии с п.1, пп.3 статьи 238 НК РФ. Материальная помощь не включается в налоговую базу отчислений на пенсионное страхование.
Данные об указанных выплатах отражаются в таблице 3:
Таблица 3
№
Фамилия И.О.
Вид выплаты
Дата
Сумма (руб.)
1
2
3
4
1
Николаев И.А.
премия
18.08.2009
5000
2
Киркоров Ф.Б.
командировочные
3.04 — 5.04.2009
3450
3
Пресняков В.В.
больничный
15.03-29.03.2009
4734
4
Николаев И.А.
материальная помощь
13.12.2009
4000
· Отчисления на добровольное страхование:
Так как у ИП Пугачевой А.Б. заключен договор добровольного страхования с фондом социального страхования (ФСС), то ежемесячно она перечисляет в ФСС 3 % от фонда оплаты труда, которые включаются в расходы при расчете единого налога и авансовых платежей.
· Отчисления в фонд пенсионного страхованиясоставляют 14% от фонда оплаты труда работников предприятия.
3. Данные об основных средствах, имеющихся у предприятия, отражены в таблице 4:
Таблица 4
№
вид основного средства
дата приобретения
срок полезного использования
первоначальная стоимость
остаточная стоимость
1
2
3
4
5
1
Принтер/
Сканер
30.11.2008
2,5 года
10000
9000
2
Компьютер
30.11.2008
2,8 года
18000
16000
3
Автомобиль
05.11.2008
7 лет
200000
140000
4
Здание цеха для переработки рыбы
15.09.2008
25 лет
1200000
1200000
5
Электронные весы
15.06.2009
2,3 года
5000
5000
6
Компьютер
10.04.2009
3 года
20000
20000
7
Вакуумный аппарат
18.08.2009
6 лет
80000
80000
8
Кассовый аппарат
04.01.2009
7 лет
8000
8000
9
Мебель в магазин (стеллажи, витрины)
15.09.2009
7 лет
200000
200000
10
Мебель в цех (разделочные столы, ванны для засолки)
15.09.2009
7 лет
500000
200000
11
Автомобиль
18.11.2009
7 лет
150000
150000
продолжение
--PAGE_BREAK--2.1.3 Специальные налоговые режимы в деятельности предприятия
1 января 2009 года ИП Пугачева А.Б. подает заявление в ИФНС России по Орджоникидзевскому району города Уфы № 46 с желанием перейти на упрощенную систему налогообложения по основному виду деятельности: переработка рыбы и морепродуктов. С этой же даты предприятие переходит на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с налоговой ставкой равной 15%.
При данном специальном налоговом режиме существуют свои особенности:
· Уплачиваемый налог можно уменьшить на величину отчислений из заработной платы работников в фонд пенсионного страхования,
· Основные средства, имеющиеся у предприятия до перехода на упрощенную систему налогообложения, списываются исходя из сроков их полезного использования и остаточной стоимости на дату перехода на упрощенную систему налогообложения,
· Перечень расходов, уменьшающих доход предприятия при определении единого налога при упрощенной системе налогообложения, определен в статье 346.16 НК РФ
ИП Пугачева А.Б. имеет договор с фондом социального страхования, поэтому сумма пособий по временной нетрудоспособности не включаются в расчет фонда оплаты труда сотрудников. Но в то же время 3% фонда оплаты труда работников включаются в расходы предприятия.
Предприятие имеет основные средства, такие как принтер/сканер, компьютер, автомобиль и здание цеха для переработки рыбы и морепродуктов, приобретенные до даты перехода на упрощенную систему налогообложения.
Так как срок полезного использования принтера/сканера составляет 2,5 года, то он списывается в течение 2009 года в полном размере остаточной стоимости равными долями в каждом отчетном периоде.
Так как срок полезного использования компьютера составляет 3 года, то он списывается в течение 2009 года в полном размере остаточной стоимости равными долями в каждом отчетном периоде.
Так как срок полезного использования автомобиля составляет 7 лет, то он списывается в течение 2009 года в размере 50% от остаточной стоимости равными долями в течение каждого отчетного периода.
Так как здание цеха для переработки рыбы и морепродуктов имеет срок полезного использования 25 лет, то они списываются в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями по 10% в течение каждого года и каждого отчетного периода.
Так же, с 1 января 2009 года вместе с производством по переработке рыбы ИП Пугачева А.Б. открывает магазин розничной торговли. Этот вид деятельности подпадает под перечень видов деятельности, к которым применяется единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Переход на данный режим налогообложения является обязательным. Налоговая ставка единого налога на вменный доход равна 15%.
При данном специальном налоговом режиме единый налог рассчитывается по следующей формуле:
ЕН = (ФП * БД * К1 * К2)*15% (2)
Где ФП – финансовый показатель деятельности предприятия (установлен законодательством),
БД– базовая доходность предприятия (устанавливается законодательством),
К1, К2– корректирующие коэффициенты-дефляторы.
К1 в 2009 году равен 1,148 (приказ Минэкономразвития РФ «Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год»), а К2 в городе Уфе равен 1,0 (установлен решением Совета городского округа город Уфа РБ от 17 ноября 2005 г. N 2/5 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (с изменением и дополнением от 23 ноября 2006 г.), вступил в силу с 1 января 2007 года).
Сумма единого налога на вменный доход может быть уменьшена на сумму отчислений из заработной платы работников в фонд пенсионного страхования (ОПС). При расчете единого налога на вмененный доход списание основных средств не учитывается.
Если предприятие имеет основные средства, используемые при совмещении различных специальных налоговых режимах, то они включаются в расходы при определении налога пропорционально доходам предприятия.
Так же, при определении заработной платы общих сотрудников, в данном случае бухгалтера, уборщицы и самого индивидуального предпринимателя Пугачевой Аллы Борисовны, она рассчитывается пропорционально количеству сотрудников занятых только в одном из двух специальных налоговых режимах.
2.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРИМЕНЯЮЩЕГО СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ 2.2.1. Операции, совершаемые в рамках совмещения налоговых режимов
На предприятии ИП Пугачевой А.Б. существуют такие расходы, которые связаны с двумя специальными налоговыми режимами. Можно назвать такие операции «общими». Их перечень отражен в таблице 5:
Таблица 5
№
Вид операции
Дата
Сумма
В том числе НДС
УСН/
ЕНВД
1
2
3
4
5
1
Покупка канцелярских товаров
10.02.2009
800
144
УСН/
ЕНВД
2
Плата за телефон
30.03.2009
1000
180
УСН/
ЕНВД
3
Покупка компьютера
10.04.2009
20000
3600
УСН/
ЕНВД
5
Покупка канцелярских товаров
30.06.2009
800
144
УСН/
ЕНВД
6
Плата за телефон
27.09.2009
5000
900
УСН/
ЕНВД
7
Покупка канцелярских товаров
04.10.2009
800
144
УСН/
ЕНВД
8
Покупка автомобиля
18.11.2009
150000
27000
УСН/
ЕНВД
9
Плата за телефон
27.12.2009
1000
180
УСН/
ЕНВД
Расходы по данным операциям являются общими для деятельности производства по переработке рыбы и морепродуктов и для розничного магазина. Т.к. эти расходы можно учесть только при расчете единого налога в упрощенной системе налогообложения, то они будут уменьшать налогооблагаемую базу на величину, пропорциональную доходам предприятия, полученным по двум видам деятельности. Итак, рассмотрим каждый специальный налоговый режим, применяемый ИП Пугачевой А.Б., по отдельности и начнем с упрощенной системы налогообложения.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2.2. Упрощенная система налогообложения
Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения для ИП Пугачевой А.Б. является доход, уменьшенный на величину расходов. Единый налог уплачивается авансовыми платежами, рассчитанными нарастающим итогом. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, девять месяцев, а налоговым периодом является календарный год. Авансовые платежи необходимо уплатить не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным периодом. Единый налог по итогам года ИП Пугачева А.Б. обязана уплатить одновременно с подачей налоговой декларации не позднее 30 апреля года следующего за налоговым периодом.
Для расчета единого налога необходимо определить все виды доходов и расходов ИП Пугачевой А.Б…
Доходы, связанные с деятельностью, которая находится на упрощенной системе налогообложения, отражены в таблице 6:
Таблица 6
Доходы
Отчетный период (в руб.)
1 квартал
2 квартал
3квартал
4квартал
От реализации вяленой рыбы
135000
220000
190000
270000
От реализации копченной/соленой рыбы
2050000
2400000
2600000
2930000
От реализации вакуумированных морепродуктов
-
-
100000
100000
Итого
2185000
2620000
2890000
3300000
Далее необходимо определить расходы предприятия ИП Пугачевой А.Б., так же связанные с деятельностью по УСН, отразив их в таблице 7:
Таблица 7
Расходы
Отчетный период (в руб.)
1 квартал
2 квартал
3квартал
4квартал
Приобретение сырья
для переработки (рыба, морепродукты, соль и т.д.)
1100000
900000
1400000
1900000
Плата за телефон (ст. 346.16 п.1 п.18)
940
960
940
920
Заключение договора с Госстандартом на сертиф. выпускаемой продукции (на 1 год) (ст. 346.16 п.1 п.26)
100000
-
-
-
Расходы за услуги ветеринарной службы (ст. 346.16 п.1 п.17)
1600
800
800
800
Коммунальные платежи
(цех)
13000
13000
13000
13000
Покупка канцелярских товаров (ст. 346.16 п.1 п.17)
752
758
752
736
Банковское обслуживание
2500
2500
2500
2500
Покупка компьютера (ст. 346.16 п.3 п. 3)
-
19200
-
-
Покупка холодильного оборудования(4 холодильника) (ст. 346.16 п.3 п. 3)
-
500000
-
-
Покупка электронных весов (ст. 346.16 п.3 п. 3)
-
5000
-
-
Покупка вакуумного аппарата(ст. 346.16 п.3 п. 3)
-
-
80000
-
Покупка мебели в цех (разделочные столы, ванны для засолки) (ст. 346.16 п.3 п. 3)
-
-
500000
-
Покупка автомобиля (ст. 346.16 п.3 п. 3)
-
-
-
138000
Итого:
1218792
1442218
1997992
2055956
Расходы по оплате телефона, покупке канцелярских принадлежностей и покупке автомобиля и компьютера являются общими для двух видов деятельности предприятия. Необходимо соотнести их пропорционально общему доходу ИП Пугачева А.Б.. Рассчитаем доли доходов от УСН и ЕНВД в общем доходе по каждому отчетному периоду и отразим данные в таблице 8:
Таблица 8
ЕНВД
Iквартал
IIквартал
IIIквартал
IVквартал
Дусн
2185000
2620000
2890000
3300000
ДЕНВД
135000
120000
190000
270000
Дусн + ДЕНВД
2320000
2740000
3080000
3570000
Доля енвд
0,06
0,04
0,06
0,08
УСН
Iквартал
полугодие
9 месяцев
год
ДУСН
2185000
4805000
7695000
10995000
ДЕНВД
135000
255000
445000
715000
Доля УСН
0,94
0,96
0,94
0,92
Расходы в каждом отчетном периоде на оплату телефонной связи – 1000 руб., на покупку канцелярских товаров — 800 р. Автомобиль был приобретен за 150000 руб., а компьютер за 20000 руб…
Таким образом, расходы по данным операциям в каждом отчетном периоде будут составлять:
1 квартал:
Плата за телефон =1000*94% = 940 руб.;
Покупка канцелярских товаров = 800*94% = 752 руб..
2
квартал:
Плата за телефон =1000*96% = 960 руб.;
Покупка канцелярских товаров = 800*96 = 758 руб.;
Покупка компьютера = 20000*96%=19200 руб..
3
квартал:
Плата за телефон =1000*94% = 940 руб.;
Покупка канцелярских товаров = 800*94% = 752 руб.
4 квартал:
Плата за телефон =1000*92% = 920 руб.;
Покупка канцелярских товаров = 800*92% = 736 руб.;
Покупка автомобиля = 150000*92% = 138000 руб..
Далее необходимо списать основные средства, которые предприятие приобрело до перехода на упрощенную систему налогообложения исходя из их остаточной стоимости и срока полезного использования, отразив полученные данные в таблице 9:
Таблица 9
Расходы
Отчетный период
1 квартал
2 квартал
3 квартал
4 квартал
Принтер/Сканер
3760
3840
3760
3680
Компьютер
2250
2250
2250
2250
Автомобиль
16450
16800
16450
16100
Здание цеха для переработки рыбы
30000
30000
30000
30000
Итого
52460
52890
52460
52030
При расчете ЕНВД основные средства не учитываются. Тогда основные средства, которые используются в деятельности относимой на УСН, и в деятельности относимой на ЕНВД будут учитываться следующим образом:
· Принтер/сканер (используется только в деятельности находящейся на УСН):
Так как срок полезного использования 2,5 года (менее 3 лет), то он включается в расходы равными долями в первый налоговый период:
9000*0,25=2250 (руб.) – за каждый отчетный период.
· Компьютер (он используется, например, для заполнения налоговой отчетности бухгалтером как для ЕНВД, так и для УСН):
Так как срок полезного использования компьютера 2,8 года (менее 3 лет), то списывается он равными долями в первый налоговый период. Так же нужно учесть, что это основное средство необходимо включить в расходы пропорционально выручке, полученной от деятельности, находящейся на упрощенном режиме налогообложения:
1 квартал:
16000*0,25*94% = 3760 (руб.)
2 квартал:
16000*0,25*96% = 3840 (руб.)
3 квартал:
16000*0,25*94% = 3760 (руб.)
4 квартал:
16000*0,25*92% = 3680 (руб.)
· Автомобиль (он так же используется для деятельности отнесенной на ЕНВД и на УСН):
Так как срок полезного использования автомобиля 7 лет, то он включается в расходы в сумме 50% от остаточной стоимости за первый налоговый период, равными долями. Так же нужно учесть, что это основное средство необходимо включить в расходы пропорционально выручке, полученной от деятельности, находящейся на упрощенном режиме налогообложения:
1 квартал:
140000*0,25*50%*94% = 16450 (руб.)
2 квартал:
140000*0,25*50%*96% = 16800 (руб.)
3 квартал:
140000*0,25*50%*94% = 16450 (руб.)
4 квартал:
140000*0,25*50%*92% = 16100 (руб.)
· Здание цеха для переработки рыбы (используется только для деятельности переведенной на УСН):
Т.к. срок полезного использования 25 лет (более 15 лет), то он включается в расходы в размере 10 % от остаточной стоимости в течение 10 лет равными долями в каждом отчетном периоде:
1200000*0,25*10% = 30000 (руб.) – в каждом отчетном периоде.
Рассчитаем фонд оплаты труда работников ИП Пугачева А.Б. и отчисления в фонд пенсионного страхования из их заработной платы, отразив данные в таблице 10:
Таблица 10
Отчетный период
Фонд оплаты труда
ОПС
3 % от оплаты труда
1 квартал
368742,85
53333,5
11062,3
2 квартал
377400
54581,9
11322
3 квартал
368742,85
53333,5
11062,3
4 квартал
373800
54005,1
12114
Заработная плата коптильщика Преснякова В.В., в связи с выплатой пособия по временной нетрудоспособности в марте, составляет:
ЗП = ЗПполож./Драбочие*Дотработанные (3)
Где ЗПполож. – заработная плата работника за данный месяц;
Драбочие- количество рабочих дней в месяце;
Дотработанные– количество отработанных работником дней в соответствующем месяце.
ЗП(март)= 16000/21*12 = 9142,85(руб.).
Заработную плату уборщицы Орбакайте К.П. и бухгалтера Апиной А.М. нужно рассчитать, учитывая то, что они занимаются работой относящейся к двум СНР. Необходимо учесть, что эти работники относятся к двум специальным режимам налогообложения и необходимо их заработную плату включить в фонд оплаты труда пропорционально выручке, полученной от деятельности, находящейся на упрощенном режиме налогообложения:
--PAGE_BREAK--2.2.3. Единый налог на вмененный доход
ИП Пугачева А.Б. занимается розничной торговлей в арендованном магазине, находящемся по адресу ул. Кольцевая 10. этот вид деятельности относится к ЕНВД и переход на него является обязательным.
Предприятие уплачивает единый налог на вменный доход с 1 января 2009 года по виду деятельности - розничная торговля.
Ставка единого налога на вмененный доход составляет 15%. Данный единый налог рассчитывается по формуле:
ЕН = (ФП*БД*К1*К2)*15% (7)
Где ФП – финансовый показатель деятельности предприятия (установлен законодательством),
БД– базовая доходность предприятия (устанавливается законодательством),
К1, К2– корректирующие коэффициенты-дефляторы.
Финансовым показателем деятельности магазина является площадь торгового зала. Она составляет 20 м2. Базовая доходность по данному виду деятельности установлена законодательством в размере 1800 рублей за метр квадратный в месяц.
Определим доходы по данному виду деятельности и отразим их в таблице 11:
Таблица 11
Доходы
Отчетный период
1 квартал
полугодие
9 месяцев
год
От реализации товаров в розницу через магазин
300000
120000
190000
270000
Итого:
300000
120000
190000
270000
Сумма единого налога на вменный доход может быть уменьшена на сумму отчислений в фонд пенсионного страхования и отчислений в фонд социального страхования из заработной платы работников. Но уменьшить налог на сумму пенсионных отчислений можно не более чем на 50% от суммы налога.
Рассчитаем фонд оплаты труда работников магазина и отчисления в фонд пенсионного страхования и ФСС из их заработной платы и сведем полученные данные в таблицу 12:
Таблица 12
Отчетный период
Фонд оплаты труда
ОПС
ФСС
1 квартал
74400
10525
2232
Полугодие
76050
10723
2281,5
9 месяцев
79400
11225
2382
Год
74400
10562
2232
В фонд оплаты труда включаются все выплаты, причитающиеся работникам. К ним относятся премии, командировочные, материальная помощь. Пособия по временной нетрудоспособности не включаются, так как предприятие имеет договор с фондом социального страхования. А остальных выплат работникам, занятым в деятельности, относящейся к УСН и общим работникам, нет.
Заработную плату уборщицы Орбакайте К.П. и бухгалтера Апиной А.М. нужно рассчитать, учитывая то, что они занимаются работой относящейся к двум СНР. Необходимо учесть, что эти работники относятся к двум специальным режимам налогообложения и необходимо их заработную плату включить в фонд оплаты труда пропорционально выручке, полученной от деятельности, находящейся на ЕНВД:
--PAGE_BREAK--