--PAGE_BREAK--
1.4.
Финансовая система России.
Финансовая система России состоит из двух крупных блоков (рис.1) :
· финансы властных структур(государственные и муниципальные)
· финансы самостоятельных субъектов экономической сферы
Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет- это централизованный фонд денежных средств государства.
Федеральный бюджет- это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов Федерации включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Рис.1 Финансовая система РФ
Местные бюджеты — это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов, районные бюджеты в городах.
Внебюджетные фонды- это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Федеральный бюджет- важнейшее звено финансовой системы страны. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом и налогов и задачами финансовой политики государства.
Финансы самостоятельных субъектов экономической сферы представляют вторую честь финансовой системы РФ и включают финансы коммерческих организаций, т.е. хозяйствующих субъектов, финансы некоммерческих организаций и финансы населения.
Финансовая система – это не просто сумма блоков, звеньев, подзвеньев. Это система, которая представляет собой единое целое, все остальные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических взаимосвязей и отношений.
Глава 2. Анализ и оценка финансовой системы Республики Казахстан
2.1. Банковская система РК
В финансовую систему Казахстана входят такие ветви как:
— Банковская система РК
— Бюджетная система Казахстана
— Налоговая система.
После получения суверенитета в декабре 1990 года Казахстан сразу же приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В январе 1991 года был принят Закон « О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», что явилось по существу началом банковской реформы и создания двухуровневой банковской системы в стране. Республиканский государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан.
Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан (далее — Национальный Банк) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус. Национальный Банк представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. 14 апреля 1993г. был принят Закон «О банках в Республике Казахстан». В настоящее время действует Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года № 2155.
Организационная структура Национального банка состоит из центрального аппарата, совета директоров, правления, представительства в Москве, 16 территориальных филиалов, центра кассовых операций и хранения ценностей, а также 10 организаций и дочерних предприятий. В их состав входят: Казахстанский центр межбанковских расчетов НБК, Банковское сервисное бюро, Казахстанский монетный двор НБК, Банкнотная фабрика НБК, Казахстанский фонд гарантирования депозитов, Казахстанский Актуарный центр, Фонд гарантирования страховых выплат, Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», Резервный центр НБК «Q-BRO», Магистратура по программе MBA.
Высшим органом управления Нацбанка является Правление, возглавляемое председателем Нацбанка. Правление состоит из 9 человек в составе председателя, 4 должностных лиц Нацбанка, председателя Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, одного представителя Президента и двух представителей от правительства. Члены Правления утверждаются Президентом РК.
Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:
— разработка и проведение денежно-кредитной политики государства
— обеспечение функционирования платежных систем
— осуществление валютного регулирования и валютного контроля
— содействие обеспечению стабильности финансовой системы.
Национальный Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
— проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;
— осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;
— осуществление функции банка банков;
— осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;
— организация функционирования платежных систем;
— осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;
— управление золотовалютными активами Национального Банка;
— осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка и др.
— осуществление доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан.
Национальный банк — единственный государственный орган, обладающий эмиссионным правом выпуска банкнот в стране, единственного законного платежного средства. Нацбанк устанавливает порядок определения обменного курса валюты РК к денежным единицам иностранных государств.
В настоящий момент структура коммерческих банков в РК представлена 36 банками:
1. АО «Казахстанский инновационый коммерческий банк»
2. АО«Delta Bank»
3. АО«Kaspi Bank»
4. АО «Альянс Банк»
5. АО «АТФБанк»
6. АО «Банк „Астана-Финанс“
7. АО „Банк ЦентрКредит“
8. АО „БТА Банк“
9. АО „ДАНАБАНК“
10. АО „ДБ “RBS (Kazakhstan)»
11. АО «ДБ „Национальный Банк Пакистана“ в Казахстане
12. АО „ДОЧЕРНИЙ БАНК «КАЗАХСТАН-ЗИРААТ ИНТЕРНЕШНЛ БАНК“
13. АО „Евразийский банк“
14. АО „Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана“
15. АО „Заман-Банк“
16. АО „Казинвестбанк“
17. АО „Казкоммерцбанк“
18. АО „Мастербанк“
19. АО „Народный сберегательный банк Казахстана“
20. АО „Нурбанк“
21. АО „СЕНИМ-БАНК“
22. АО „Ситибанк Казахстан“
23. АО „Торгово-промышленный Банк Китая в Алматы“
24. АО „Хоум Кредит Банк“ (АО „МБ “Алма-Ата»)
25. АО «Цеснабанк»
26. АО «Эксимбанк Казахстан»
27. АО «ЭКСПРЕСС БАНК»
28. АО «БанкПозитив Казахстан (Дочерний банк Банка Апоалим Б.М.)»
29. АО «МЕТРОКОМБАНК»
30. АО ДБ «Альфа-Банк»
31. АО ДБ «Банк Китая в Казахстане»
32. АО ДБ «ТАИБ Казахский Банк»
33. АО СБ «ЛАРИБА-БАНК»
34. ДБ АО «HSBC Банк Казахстан»
35. ДБ АО «Сбербанк России»
36. Дочерняя организация Акционерного общества «БТА Банк» — Акционерное общество «Темiрбанк»
Лидирующие позиции закреплены за АО «БТА банк», АО «КАЗКОММЕРЦБАНК», АО «Народный Банк Казахстана», за ними следуют АО «Альянс Банк», АО «АТФБанк» и АО «Банк ЦентрКредит».
2008 год привнес достаточно много новых факторов, влияющих на казахстанский банковский сектор, которые складываются в новые доминанты развития финансовой системы Казахстана. Если рассматривать финансовые аспекты, среди тенденций, преобладающих в последнее время, можно выделить:
резкое сокращение темпов роста банковской системы; существенное ухудшение качества активов; снижение доходности казахстанских банков.
В данной статье, для большей наглядности, помимо данных по банковской системе в целом, приводится динамика данных по первой десятке крупнейших казахстанских банков, представляющих 92,4% активов банковской системы Казахстана (Таблица 1).
Таблица 1. Динамика активов казахстанских банков (млн. тенге)
С точки зрения роста, банковская система Казахстана переживает в настоящее время не самый лучший период. После продолжительного роста, связанного, в основном, с притоком внешних займов, темпы роста банковской системы существенно снизились: с 31,6% в 2007 году до 2,3% за 11 месяцев 2008 года. При этом к началу декабря 2008 года совокупные активы сократились на 1,8% по сравнению с показателями первого полугодия.
Очевидно, что в условиях мирового кризиса ликвидности у казахстанских банков нет возможностей дальнейшего привлечения сравнительно дешевых ресурсов. Первая пятерка банков (пожалуй, кроме Народного банка) привлекала ресурсы в достаточно солидных объемах, у некоторых аналитиков возникли подозрения в том, что ряд крупных казахстанских банков могут оказаться в затруднительной ситуации при выплате внешней задолженности.
Современное развитие казахстанской банковской системы характеризуется ликвидацией мелких ненадежных банков, слиянием банков и образованием крупных универсальных банков. Все это сопровождается усилением конкуренции между ними за клиентов. Главным средством в достижении данной цели является расширение спектра банковских услуг и доступность разным слоям населения, а также улучшение качества обслуживания. Использование банковских услуг позволяет значительно экономить время. Например, с помощью пластиковых карточек можно не только обналичивать деньги, но и производить различного рода платежи. А наибольшей популярностью среди казахстанцев по данным исследования Media Marketing Index1(сентябрь 2006 года), проводимого компанией TNS GALLUP MEDIA ASIA пользуется оплата коммунальных услуг через банк .
Диаграмма 1: Использование и намерение воспользоваться банковскими услугами.
Пятерку самых популярных банков Казахстана возглавляет Народный банк Казахстана. Его знают 81,8 % населения, а его услугами пользуются 61,3%. Замыкает пятерку лидеров Банк Каспийский. Услугами этого банка пользуются 7,7% населения Казахстана, а знают его 55%.
Таблица 1: Знание и пользование услугами банков. ТОР — 5
Популярность банков во многом зависит от активных рекламных компаний, которые проводятся практически по всем рекламным носителям. Лидером по рекламным затратам в 2006 году стал ТуранАлем Банк, затратив в целом на рекламу свыше $ 8 млн. Причем, большая часть рекламного бюджета была потрачена на телевизионную рекламу.
Таблица 2: Распределение рекламного бюджета по видам СМИ2. ТОР — 5
1 По данным MMI 2006 — опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более, среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил 2500 респондентов.
2 Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот.
2.2 Бюджетная система Казахстана
Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции — распределительную и контрольную. Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм. Бюджетный механизм — это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.
Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.
Бюджетное устройство — это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.
В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые в свою очередь подразделяются на областные, бюджеты городов и районов.
Государственный бюджет представляет собой свод республиканского и местных бюджетов без учета взаимопогашающих операций между ними. В Бюджетном кодексе РК государственный бюджет представлен понятием консолидированный бюджет — бюджет, который состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд РК.
17 декабря 1991 года был подписан первый Закон «О бюджетной системе», который определил бюджетное устройство Казахстана. Второй Закон был подписан 24 декабря 1996 года вследствие принятия Конституции и нового налогового законодательства. В 1997 году внедрена новая бюджетная классификация доходов и расходов, позволившая взаимоувязать расходы бюджетов с выполнением программ.
В апреле 1999 года принят третий Закон «О бюджетной системе». Произведено разделение доходной части между республиканским и местными бюджетами по видам поступлений, разграничены государственные функции. Важным шагом в реформировании бюджетного процесса стала реорганизация Агентства по стратегическому планированию, Министерства экономики и торговли, Министерства государственных доходов, Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов в 2002 году. Тем самым были разделены функции планирования и исполнения бюджета, а процессы стратегического, экономического и бюджетного планирования были консолидированы.
С 2005 года вступил в действие Бюджетный кодекс — единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены новые принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирования.
Введена вертикальная схема внутреннего контроля республиканского и местных бюджетов: внутренний контроль проводит Комитет финансового контроля Минфина. Функции внешнего контроля остаются за Счетным комитетом и ревизионными комиссиями маслихатов. Введен новый механизм перечисления средств в Национальный фонд. В целях эффективной реализации поставленных задач Нацфонда разработан метод сбалансированного бюджета с учетом положительного мирового опыта.
Бюджетная система основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности. В Бюджетном кодексе РК к этим общепринятым принципам добавлены принципы транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов. В доходной части бюджета государства основную долю занимают налоговые поступления — 90 %, а также существуют неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала.
Рассмотрение проекта республиканского бюджета осуществляется Республиканской бюджетной комиссией и определяется на предстоящий финансовый год не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году.
Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год вносится Правительством РК в Парламент РК не позднее 1 сентября. Утверждение республиканского бюджета происходит на совместном заседании палат Парламента РК не позднее 1 декабря текущего года.
Исполнение бюджета начинается 1 января и завершается 31 декабря текущего финансового года.
Правительство РК обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов.
Закон РК « О республиканском бюджете на 2008 год» был принят 6 декабря 2007 года.
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения.
Обе категории имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств.
Структура бюджета строится на основе бюджетной классификации и состоит из следующих разделов:
1)доходы:
— налоговые поступления;
— неналоговые поступления;
— поступления от продажи основного капитала;
— поступления трансфертов;
2)затраты;
3)операционное сальдо;
4)чистое бюджетное кредитование:
— бюджетные кредиты;
— погашение бюджетных кредитов;
5)сальдо по операциям с финансовыми активами:
— приобретение финансовых активов;
— поступления от продажи финансовых активов государства;
6)дефицит (профицит) бюджет;
7)финансирование дефицита (использование профицита)бюджета:
— поступление займов;
— погашение займов;
— движение остатков бюджетных средств.
Доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основах.
Налоговые поступления — налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Неналоговые поступления — обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные законодательными актами РК.
Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:
— от продажи государственного имущества;
— от продажи товаров из государственного материального резерва;
— от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности или предоставления их в постоянное или временное пользование;
— от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.
Поступления трансфертов — безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.
Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они подразделяются на следующие виды:
1) затраты, обеспечивающие деятельность государственных учреждений;
2) затраты, связанные с организацией и проведением мероприятий, не носящих постоянного характера;
3) затраты на государственный заказ — оплата государственными учреждениями товаров (работ, услуг), полученных от физических, юридических лиц и крестьянских хозяйств на основе гражданско-правовых сделок в рамках реализации бюджетных программ;
4) денежные выплаты физическим лицам — затраты, связанные с платежами физическим лицам в денежной форме в соответствии с законодательными актами РК, кроме денежных выплат работникам за труд;
5) иные виды затрат на выполнение обязательств государства.
Операционное сальдо — разница между доходами и затратами бюджета.
Чистое бюджетное кредитование — разница между бюджетными кредитами и их погашением.
В зависимости от срока предоставления бюджетные кредиты подразделяются на следующие виды: краткосрочные — до 1 года; среднесрочные — от 1 года до 5 лет; долгосрочные — от 5 до 30 лет.
Cальдо по операциям с финансовыми активами — разница между суммами приобретения финансовых активов и поступлений от продажи финансовых активов государства.
Динамика доходов государственного бюджета за 2005 — 2007 годы.
Анализ данных таблиц показывает, что значительный рост доходов государственного бюджета наблюдается в республике в 2005 году и составил 2098,5 млрд. тенге. Это было обусловлено ростом нефтедоходов, в частности корпоративного подоходного налога. За год поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога выросли в 2,2 раза составив 834,3 млрд. тенге, или 39,8 % доходов бюджета. В 2006 году было принято решение о том, что все нефтедоходы должны поступать в Национальный фонд РК, а с Нацфонда предусмотреть трансферты в республиканский бюджет. В результате использования этого механизма в 2006-2007 году в определенной степени уменьшились поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога.
Проведем анализ расходов государственного бюджета по
продолжение
--PAGE_BREAK--
Функциональным группам ( таблица 2) за 2005-2007гг.
Таблица 2-Исполнение государственного бюджета Казахстана
Наименование
2005
2006
2007
% соотношение
Удельный вес
Расходы и кредитование
820162
1062611
1325994
124,7
33,5
Расходы
788434
1021769
1324514
129,6
99,9
Государственные услуги общего характера
45136
63958
75641
118,3
5,7
Оборона
37710
47763
63684
134,2
84,2
Общественный порядок и безопасность
77709
91550
122253
133,5
191,9
Образование
121134
148941
200327
134,5
163,7
Здравоохранение
71119
89757
137843
153,6
68,8
Социальное обеспечение и социальная помощь
201304
239230
284798
119
206,6
Жилищно-коммунальное хоз-во
24513
33986
85889
252,7
30,2
Культура, спорт, туризм и информационное пространство
22831
33788
45245
133,9
52,7
Топливно-энергетический комплекс недропользование
6828
8486
19046
224,5
42,09
Сельское, водное, лесное хоз-во и охрана окр.среды
27736
45490
52654
115,7
276,5
Промышленность и строительство
4531
3865
3653
94,5
6,9
Транспорт и связь
49555
81235
99502
122,5
2723,8
Прочие
46756
86086
26770
31,09
26,9
Обслуживание долга
38936
35437
23705
66,9
8,9
Официальные трансферты
12636
12497
83604
668,9
35,3
Кредитование
31728
40842
1480
36
1,8
ИТОГО
2728758
3149991
3976602
156,3
268,9
Источник: Министерство финансов РК
В целом за анализируемый период доходы государственного бюджета в основном формируются за счет налоговых поступлений, удельный вес их в общем объеме доходов в среднем составляет более 90 %. При этом значительное налоговое поступление обеспечивается за счет корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость. С 2006 года увеличение поступления НДС связано с ростом объемов импорта. Сегодня более 70 % суммы поступления НДС в бюджет составляют товары, импортируемые на территорию РК.
В 2007 году расходы бюджета по сравнению с 2006 годом увеличены в 1,4 раза и составили в сумме 3113,5 млрд. тенге. В республике в последние годы определенные средства бюджета были направлены на поддержку реального сектора экономики. В 2004 году общая сумма бюджетных средств на реальный сектор составила 256,6 млрд. тенге, а в 2007 году — 653,3 млрд. тенге и увеличилась по сравнению с 2004 годом в 2,6 раза. При этом затраты бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство возросли в 3 раза, на развитие промышленности, архитектурной и строительной деятельности — 6,5 раза.
Социальные затраты государственного бюджета за 2007 год составили 1379,4 млрд. тенге и по сравнению с 2004 годом увеличились в 2,2 раза. При этом на образование затраты возросли в 2,4 раза, здравоохранение — 2,3 раза, социальную помощь и обеспечение — 1,9 раза.
--PAGE_BREAK--