--PAGE_BREAK--
1.2. Организационная структура налоговой инспекции
Налоговая инспекция района Центр непосредственно подчиняется Государственной Налоговой Инспекции по муниципию Кишинэу. Место Государственной Налоговой инспекции по муниципию Кишинэу можно проследить в Схеме 1. «Организационная структура Государственной налоговой службы».
Схема 1. «Организационная структура Государственной налоговой службы»
Структура Государственной налоговой инспекции по муниципию Кишинэу показана в Приложении 1. «Структура Государственной налоговой инспекции по муниципию Кишинэу».
Таким образом, начальник Налоговой инспекции района Центр управляет следующими подразделениями:
1) Управление налогового администрирования, которое в свою очередь подразделяется на два отдела:
· Отдел принятия деклараций и отчётов;
· Отдел обслуживания налогоплательщиков.
2) Управление организации налогового контроля, которое делится на два отдела:
· Отдел 1;
· Отдел 2.
3) Отдел по налогообложению и учёту налогоплательщиков;
4) Отдел регистрации платежей.
Функциональная схема работы Налоговой инспекции района Центр совпадает с аналогичными схемами работы налоговых инспекций других районов и выглядит следующим образом:
Схема 2. Функциональная схема работы Налоговой инспекции района Центр
Численность и функциональные обязанности работников Налоговой инспекции района Центр определяются методическими рекомендациями, разработанными Главной Государственной Налоговой Инспекцией. В соответствии с данными рекомендациями можно более подробно говорить об Отделе №1 и Отделе №2 по обслуживанию клиентов.
Отдел №1 по обслуживанию клиентов включает:
· Отдел НДС, который занимается учётом экономических субъектов – плательщиков НДС и акцизов, их регистрацией и аннулированием, проверкой и исполнением заявок на выдачу налоговых накладных, контролирует информационную базу по НДС и акцизам, проверяет своевременность представления деклараций по НДС и акцизам, анализ налоговых потерь, связанных с НДС и др. В этом отделе работает 4 сотрудника;
· Отдел подоходного налога, который занимается проверкой своевременности представления декларации по подоходному налогу, анализирует заявления, связанные с подоходным налогом, проверка правильности расчёта и выплаты налога, прогнозирование дохода национального публичного бюджета от сбора подоходного налога в следующем отчётном периоде, контроль процедуры по легализации капитала, проверка правильности и мониторинг расчётов всех видов показателей, связанных с подоходным налогом и др. В этом отделе работает 3 сотрудника;
· Отдел местных налогов и сборов, дорожных сборов и обязательного медицинского страхования занимается проверкой предоставления расчётов по выплате налогов, проверкой своевременного представления налогоплательщиками отчётов, сотрудничеством с остальными территориальными подразделениями и контроль информационной базы по данным налогам, мониторинг и проверка правильности представления расчётов и обеспечение максимальной эффективности поступлений в бюджет социального страхования. В отделе работает 2 сотрудника;
· Отдел консультаций клиентам, который занимается обеспечением обратной связи с экономическими агентами, предоставлением адекватных и верных ответов на запросы налогоплательщиков в устной и письменной формах, организацией семинаров по популяризации налогового законодательства, анализ различных заявлений от налогоплательщиков, включая заявления на участие в конкурсе «Лучший налогоплательщик года» и др. В этом отделе работает 2 сотрудника;
· Отдел учёта налогоплательщиков (архив) занимается регистрацией и ведением учёта экономических агентов и их филиалов, выдачей сертификатов о присвоении фискального кода, архивацией данных о налогоплательщиках, заполнением личных дел, мониторингом процедуры ликвидации экономических агентов, регистрацией в Информационной системе налоговой инспекции, сотрудничеством с другими государственными органами и др. В отделе работает 3 сотрудника;
· Отдел налоговых проверок занимается осуществлением налоговых визитов в случае регистрации экономического агента, изменения его юридического адреса, смены учредителя, в случае наличия заявок на налоговые накладные, открытия банковских счетов, а также проведением плановых проверок и др. В отделе работает 3 сотрудника.
Начальник Отдела №1 по обслуживанию клиентов несёт ответственность за соблюдение законодательных и нормативных актов, имеющих отношение к данному отделу налоговой инспекции, занимается мониторингом выполнения всех вышеперечисленных функций, планированием, проверкой и контролем, разработкой планов работы и написанием отчётов о полученных результатах в отчётном периоде, передачей информации вышестоящим органам, обеспечивает взаимодействие с другими отделами, участвует в собраниях и семинарах, участвует в выборе персонала налоговой инспекции, обеспечивает конфиденциальность определённой информации и др.
Отдел №2 по обслуживанию клиентов включает:
· Отдел принятия отчётов обеспечивает налогоплательщиков формулярами налоговых накладных, принимает от налогоплательщиков налоговые отчёты, в том числе и повторные, вводит необходимую информацию в Информационную компьютерную систему, принимает меры по отношению к экономическим агентам, которые не предоставили или предоставили несвоевременно отчёты, формирует и регистрирует пакеты налоговых отчётов и др. В отделе работает 4 сотрудника;
· Отдел выдачи сертификатов о взятии на учёт банковских счетов, открытых налогоплательщиками – 1 сотрудник;
· Отдел выдачи сертификатов об отсутствии или наличии задолженности перед национальным публичным бюджетом – 1 сотрудник;
· Отдел применения контрольно-кассовых машин занимается регистрацией и снятием с учёта контрольно-кассовых машин, проверяет регистр контрольно-кассовых машин, даёт рекомендации по их правильной эксплуатации и др. В отделе работает 1 сотрудник;
· Отдел администрирования Информационной системы учёта налоговой инспекции занимается мониторингом процессов приёма/передачи различного рода информации в электронном виде, организовывает и поддерживает постоянные обновления информации, устраняет ошибки в работе системы и др. В отделе работает 1 сотрудник;
Ответственность и полномочия начальника Отдела №2 по обслуживанию клиентов схожи с вышеперечисленными, относящимися к начальник Отдела №1 по обслуживанию клиентов.
Всего в Налоговой инспекции района Центр работает около 40 человек. Возрастная структура персонала следующая:
· 4,8% сотрудников в возрасте с 20 до 24 лет;
· 27,6% сотрудников в возрасте с 25 до 34 лет;
· 25,9% сотрудников в возрасте с 35 до 44 лет;
· 29% сотрудников в возрасте с 45 до 54 лет;
· 12,7% сотрудников – более 55 лет.
С 1 января 2009 года вступил в силу закон о государственной должности и статусе государственного служащего № 158-XVI, предусматривающий оценку профессиональных достижений служащего ГНС один раз в год и установление индивидуально для каждого служащего определенных задач.
В связи с этим, в первые месяцы текущего года были установлены индивидуальные задачи и показатели достижений служащих структурных подразделений главной государственной налоговой инспекции, а также начальников территориальных налоговых инспекций. Был установлен объем работ, подлежащих выполнению каждым подразделением, количество человек, необходимых для этих целей, уровень квалификации персонала и др.
В то же время в целях установления вклада каждого служащего, в частности, уровня вознаграждения, был внедрен новый метод индивидуальной оценки.
1.3. Анализ деятельности налоговой инспекции
С получением Республикой Молдова независимости сразу появилась необходимость в собственной налоговой системе, которая обеспечила бы нормальное развитие рыночной экономики со своими принципами, потребностями и законами. На самом деле, еще до провозглашения независимости, 7 марта 1990 года Совет министров МССР утвердил документ, предписывающий создание городских и районных государственных налоговых инспекций. Именно эта дата считается днем рождения налоговой системы нашей страны. Т.е. налоговой системе Республики Молдова уже более 20 лет.
Начиная с 1991 года, в Республики Молдова применяется собственное налоговое законодательство, а в 1992 году были приняты Закон об основах налоговой системы и Закон о государственной налоговой службе. Таким образом, на территории нашей страны начали внедряться общие экономические, правовые и организационные принципы формирования налоговой системы, виды налогов и компетенции государственной власти, прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов, ответственности за нарушение законодательства.
Действовавшие в советский период налоговые отношения были далеки от того, чтобы играть ключевую роль в жизни государства и системе взаимоотношений между гражданами и государством. Это естественно, так как плановая экономика и командно-административная система предоставляла государству иные источники ресурсов, необходимых для функционирования. Налоги, выплачиваемые гражданами, играли незначительную роль. Поэтому, с переходом к рыночной экономике, создавать налоговую систему, основанную на рыночных принципах, пришлось практически с нуля. Кроме того, власти с самого начала столкнулись с полным отсутствием налоговой культуры среди граждан. Эта ситуация, сопряженная со многими и не всегда положительными явлениями, характерными для переходного периода, серьезно усложнила процесс укрепления нашей налоговой системы.
Органы Налоговой Службы выполняют функции налогового администрирования в качестве основной задачи, а их деятельность регламентируется налоговым законодательством. Вместе с тем в настоящее время, в отличие от практики других стран, в задачи налоговых органов входит и администрирование местных налогов и сборов, которое требует существенных усилий.
Налоговая инспекция взаимодействует и с другими органами публичной власти. Органы публичной власти предоставляют налоговому органу сведения и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него полномочий, за исключением сведений, предоставление которых прямо запрещено законом.
Органы центрального и местного публичного управления выделяют своих должностных лиц для оказания содействия налоговому органу в выполнении возложенных на него полномочий. Решение о выделении должностного лица принимается в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса от налогового органа, за исключением случаев, требующих оперативного вмешательства.
По требованию правоохранительных органов налоговый орган содействует в определении налоговых обязательств по уголовным делам, а также при судебном разбирательстве дел, связанных с нарушением налогового законодательства.
Налоговый орган взаимодействует с другими органами публичной власти в рамках полномочий, предусмотренных налоговым законодательством, и разрабатывает методические указания в области администрирования местных налогов и сборов согласно действующему законодательству.
Налоговый орган самостоятельно определяет свою программу деятельности. Осуществление контроля и другие действия налогового органа не могут быть приостановлены никем, кроме как органами, уполномоченными на то на основании законодательства.
Благодаря тому, что территориальные Государственные Налоговые Инспекции (ГНИ) напрямую подчиняются ГГНИ, персонал которой нормальным образом должен был быть занят проектированием политик и проблем стратегического менеджмента, отвлекаются от этого в связи с его привлечением в решение операционных проблем, обеспечение помощи и контроля деятельности территориальных ГНИ является комплексной, а процесс коммуникации трудным в связи с большим количеством территориальных ГНИ, размещенных по всей территории Республики Молдова.
По мнению экспертов, Государственная налоговая служба нуждается в переходе от анализа деятельности, основанной на отчетности о реализации задач, к оценке достижений, основанной на анализе выполнения целей, установленных для обеспечения улучшения существующего положения, роста качества и продуктивности действий. Реализация вышеперечисленных задач требует инициирования комплекса мер, реализации специального стратегического плана, который должен включать совершенствование всех элементов налоговой системы: законодательная база, культура налоговых взаимоотношений, использование технологических процессов, материально-техническое обеспечение Государственной налоговой службы и др. Эти составляющие тесно связаны между собой. Изменение одних без соответственного совершенствования остальных не приведет к успеху. В связи с этим Постановлением Правительства № 1208 от 20 октября 2006 г. Была утверждена «Стратегия развития Государственной налоговой службы на 2006 — 2010 годы».
Реализация предусмотренных этой стратегией мер должна содействовать выполнению миссии налоговой системы, систематизации и предвидению действий налогового органа, улучшению инвестиционного климата, а также предупреждению уклонения от уплаты налогов. Кроме того, совершенствование процедур налогового администрирования должно положительно повлиять на исключение случаев, приводящих к нарушению профессиональной этики.
Основные положения стратегического плана внесены в Таблицу 1.
Таблица 1. Основные положения стратегического плана
Функциональная и
структурная
консолидация
Служба является консолидированной системой, способной обеспечить выполнение своей миссии в контексте изменений, имеющих место в обществе
Человеческие ресурсы
Развитие менеджмента человеческих ресурсов, который призван обеспечить учреждение адекватным персоналом с точки зрения как качества, так и количества, способным поднять идеалы Службы и достичь успехов в своих действиях.
Налогоплательщики
Эффективное обслуживание налогоплательщиков, расширение спектра услуг и высокое их качество, профессиональная помощь, уважительное отношение налоговой администрации.
Управление
Администрирования крупных
налогоплательщиков
Управление, способное предоставить качественную помощь крупным налогоплательщикам.
Налоговые процедуры
Репроектирование и перераспределение налоговых процессов для обеспечения ихэффективности и действенности, консолидация целей
Информационные технологии
Автоматизация налоговых процедур в целях усовершенствования налогового администрирования и предоставления эффективной и гибкой помощи
Но не все запланированные цели были достигнуты. В ходе выполнения программы были выявлены многочисленные риски:
Таблица 2. Риски и смягчающие факторы выполнения стратегического плана
Выявленные риски
Смягчающие факторы
Отсутствие финансирования/технической помощи или ее задержка
Быстрая связь с партнерами по развитию по вопросам, исходящим из Стратегического плана и предложения по технической помощи
Уровень готовности среды (налогоплательщики, персонал Службы, гражданское общество и т.д.) к изменениям, предусмотренным Стратегическим планом
Организация и проведение кампаний по массовой информации
Потеря квалифицированного, обученного и специализированного персонала
Развитие более совершенных методов управления человеческими ресурсами. Установление тесной связи между механизмами оплаты труда и возмещения, способностями и результатами сотрудников
Отсутствие непрерывности в предоставлении консультаций
В процессе приобретения консалтинговых услуг акцент ставится на непрерывности предоставленных экспертами краткосрочных услуг
Отсутствие политической и менеджерской поддержки
Политическая и менеджерская поддержка Стратегического плана. Постоянное информирование Правительства о достижениях, полученных в результате внедрения Стратегического плана.
Недостаточное оснащение Службы необходимыми знаниями и оборудованием не позволяет осуществлять деятельность эффективно. Ограниченная площадь, отсутствие средств на ремонт и содержание помещений не благоприятствуют деловой среде и не ведут к современному управлению.
Немаловажным является и развитие информационных технологий. По-прежнему остаётся необходимость усовершенствования методов информации, что принесет существенную пользу для лучшего согласования и связи между смежными действиями, позволит развивать более широкую специализацию, улучшит поддержку территорий и сократит поток отчетности.
В этом контексте миссия системы информационных технологий состоит в разработке, развитии и внедрении современной информационной системы, которая поддержит Службу в осуществлении своих задач.
В территориях имеется по одному работнику, который выполняет функции администратора информационной системы. В Налоговой Инспекции района Центр эта должность также принадлежит одному сотруднику.
Информационная система в настоящее время охватывает путем внедрения адекватных информационных действий на более высоком или низком уровне большинство основных функций Службы. Информационные действия создаются на центральном уровне и внедряются на всех уровнях. На центральном уровне эти действия осуществляются на основе имеющихся на этом уровне данных, а в территориях — на базе данных, существующих у них. На центральном уровне создается база данных о налоговых декларациях и переходит на территориальный уровень. На территориальном уровне база данных пополняется информациями о регистрации налогоплательщиков, о регистрации плательщиков НДС и акцизов, о владельцах патентов, о контрольно-кассовых аппаратах, о распоряжениях по приостановлению операций по банковским счетам, инкассовых поручений и т.д., которые в свою очередь переходят на центральный уровень.
Важным направлением развития информационной системы Службы являются технологии, основанные на Интернете, а именно: создание инструментов для централизации информации и ее процессирование из центральной базы данных, в режиме on-line, из любой точки в соответствии с правами доступа. Другим направлением развития информационных технологий является изменение структуры телесвязи с территориальными налоговыми органами посредством центра специальных телесвязей.
Информационная система Службы находится в непрерывном развитии в целях
оптимального покрытия функций Службы. Для развития информационной системы и ее поддержания на современном уровне требуются ежегодные финансовые ассигнования для приобретения инструментов soft-ware для анализа и управления информационными системами, платформами, которые представляют инструменты администрирования, конфигурации, безопасное распределение отчетов. Из-за недостатка человеческих ресурсов прогресс в направлении развития информационной системы протекает медленно, так как все силы мобилизуются на выполнение текущих работ. Работы по разработке конкретного soft-а необходимо осуществлять на основе договоров с третьими лицами — специализированными фирмами в области. Для сохранения и развития системы Службе необходима команда хорошо подготовленных профессионалов. Эта команда может быть сформирована только в течение нескольких лет. Учитывая скорость, с которой развиваются информационные технологии, необходимо профессиональное обучение работников управления информационных технологий в специальных центрах обучения. Кроме того, дальнейшее ее развитие позволит применять опыт других стран Европейского Союза, развивать электронную связь с налогоплательщиками, модернизировать обмен информациями с другими центральными отраслевыми органами и органами местного публичного управления путем развития услуг web, стандартов и процедур безопасности информации, укреплять роль и место информационных технологий на уровне Службы, модернизировать действия, основанные на устаревших технологиях и на переходе к технологиям, основанным на Интернете, осуществлять вложения и модернизацию технического оборудования в соответствии с технологическим прогрессом и с передовыми требованиями в информационной системе.
На основании постановления Правительства №1065 от 19 сентября 2008 года, было создано Государственное предприятие «Fiscservinform» (учредителем является Главная Государственная Налоговая Инспекция при Министерстве Финансов Республики Молдова), которое предоставляет услуги по развитию и интегрированию информационных систем для публичного сектора, а также обеспечивает доступ налогоплательщиков к электронным фискальным услугам. В тоже время, предприятие оказывает лицензированные услуги в сфере проектирования, разработке, внедрения и поддержке информационных систем и ресурсов. В качестве дополнительных услуг, Г.П. «Fiscservinform» предлагает регистрацию и выдачу цифровых подписей, а также оказывает услуги по консультации внедрения электронных фискальных услуг.
В 2009 году посредством портала электронных налоговых услуг ГП «Fiscservinform» внедрило новые информационные технологии в целях улучшения налогового администрирования и взаимодействия с налогоплательщиками. Вот некоторые из новых предоставляемых услуг:
· Услуга ”Электронная декларация” – представляет собой метод по заполнению и сдаче налоговых отчетов посредством сети интернет;
· Услуга ”Быстрая декларация” – представляет собой альтернативный автоматизированный метод по заполнению и поддаче налоговых деклараций, используя последние достижения в Би – дименсиональной кодификации (Бар код);
· ”Расширенный доступ к информации о налогоплательщике” – данная услуга была модифицирована и содержит более детальную информацию о проверяемом налогоплательщике;
· ”Персональная информация налогоплательщика” – новая услуга, которая позволяет пользователю получить информацию о налоговых выплатах, типах налогов, транзакциях и остаточных суммах, а также другую информацию по поводу его налоговой ситуации;
· ”Налоговый контроль” – позволяет экономическому агенту получить информацию, связанную с запланированной налоговой проверкой;
· «Скачать формуляры” – услуга предоставляет возможность скачать самые актуальные формуляры налоговых деклараций;
· »Налоговые накладные” – услуга позволяет проверить налоговую накладную на ее владельца, введя фискальный код, серию и номер налоговой накладной, заявитель получает подтверждение о том, что данная налоговая накладная принадлежит юридическому лицу, чей фискальный код был введен;
· ”Электронный почтовый ящик” – данная услуга представляет собой создание электронного почтового ящика на сайте электронных фискальных услуг, с целью упрощения взаимообмена информацией между налогоплательщиком и Государственной Налоговой Службой;
· ”Расширенный фискальный календарь” – данная услуга была модернизирована, получив новые функции, которые в свою очередь позволяют наиболее быстрым методом получить все нотификации с фискального календаря;
· «Форум” – инновационный элемент сайта, целью которого является быстрый обмен информацией связанной с электронными фискальными услугами, обмен опытом в использовании данных услуг, а также поддержка со стороны специалистов «Fiscservinform»;
· ”Он-лайн поддержка” – подразумевает предоставление информационной поддержки в режиме реального времени;
и другие.
Основным элементом интегрированной информационной системы Государственной Налоговой Службы является техническая инфраструктура. В 2009 году для обеспечения непрерывного функционирования, сохранности данных и взаимодействия с другими национальными информационными системами был создан Информационный Центр Данных. Информационный Центр Данных является технико-информационной структурой, включающей необходимое оборудование для исполнения основных функций – обработка и сохранение налоговой информации.
Исходя из того, что одной из основных задач Службы является обеспечение полного и своевременного сбора налоговых платежей, критериями оценки ее деятельности можно считать уровень исполнения обязанности по сбору и уровень сокращения задолженности, тем не менее не существует достижений, а также системы оценки деятельности, которая определила бы динамику эффективности деятельности по сравнению с результатами деятельности других налоговых служб.
Для предоставления необходимой поддержки налогоплательщикам в направлении «восстановления» их деятельности, государственные и территориальные налоговые инспекции в 2009 году заключили множество договоров по эшелонированию и/или отсрочке платежей.Так, в целях сокращения задолженностей перед национальным публичным бюджетом, а также увеличения поступлений в бюджет, на протяжении 2009 года, были осуществлены способы принудительного исполнения налоговых обязательств, в соответствии с положениями ст.194 Налогового Кодекса, по результатам которого были получены доходы с банковских счетов налогоплательщиков и их дебиторов, из касс налогоплательщиков, в результате продажи арестованного имущества налогоплательщика, добровольная оплата в результате наложения ареста.
В целях осуществления своих стратегических задач, обеспечения контроля соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства Налоговая Инспекция осуществляет проверки. Проверки, сделанные инспекторами Налоговой Инспекции района Центр за 2009 год, проанализированы в Таблице 3. продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 3. Проверки, сделанные инспекторами Налоговой Инспекции района Центр за 2009 год
Показатель
Значение
1. Количество проверок
878
2.Количество результативных проверок
833
3.Результативность проверок (%)
94,9
4.Документальные проверки
156
5.Тематические проверки
473
6.Оперативные проверки
249
7.Дополнительно рассчитанные налоги (тыс.лей)
1276,4
8. Налоговые санкции
74,67%
Таким образом, за 2009 год было проведено 878 проверок, из которых 94,9% стали результативными. Наибольший удельный вес составили тематические проверки – 54%, на втором месте оперативные проверки -28%, и менее всего документальные проверки -18%.
По результатам налогового контроля количество выявленных нарушений за 2009 год превысило этот же показатель 2008 года. Но в результате перепроверок налоговых документов и решений относительно причин нарушения налоговых нарушений, применяемые санкции были уменьшены.
По ситуации на 30.09.2010 в городе Кишинёв стоят на учёте в налоговой 90920 экономических агентов. Ниже конкретная информация по сектору Центр.
Таблица 4. Информация о зарегистрированных экономических агентах по сектору Центр
Сектор
Кол-во экономич. агентов на 30.09.2010
Информация за последние 9 месяцев
Взяты на учёт
Ликвиди-рованы
Переведены в другие сектора
Приняты из других секторов
Приостановившие
деятельность
Центр
18899
625
73
183
148
1
В Таблицу 5 внесена информация по сектору Центр об отчётах по IALи IAZза 2009 год:
Таблица 5. Информация по сектору Центр об отчётах по IAL
и IAZ
за 2009 год
Сектор
IAL
IAZ
Должны были представить
Предста-вили
Соотношение
не представили/
представили
Должны были представить
Предста-вили
соотношение не представили/
представили
Центр
4435
4398
37/99,2
729
718
11/98,5
Таким образом, в 2009 году отчёты IALпредставили 99,2% экономических агентов, а отчёты IAZ– 98,5%. Показатели достаточно высокие.
Информация по сектору Центр по выплатам и представлении отчётности по дивидендам высчитанным и выплаченным на предприятиях с долей государственной собственности представлена в Таблице 6.
Таблица 6. Информация по сектору Центр по выплатам и представлении отчётности по дивидендам высчитанным и выплаченным на предприятиях с долей гос. собственности
Сектор
Кол-во экономич. агентов, которые имеют долю в государственной собственности
Агенты, которые получили доход за 2009год
Кол-во экономич. агентов, которые рассчитали/
выплатили дивиденды
Сумма рассчитанных дивидендов/
Выплаченных
(тыс.лей)
Центр
17
6
5/6
152700,6/153933,4
Из данных Таблицы 6 видно, что из 17 экономических агентов, которые имеют долю государственной собственности, за 2009 год получили доход только 6 и выплатили дивиденды на сумму 153933,4 лей.
Информация по сектору Центр по получению и выплатам чистой прибыли государственными предприятиями представлена в Таблице 7.
Таблица 7. Информация по сектору Центр по получению и выплатам чистой прибыли государственными предприятиями
Сектор
Кол-во государст-венных предприятий
Предприятия, которые получили чистую прибыль за 2009год
Кол-во предприятий, которые рассчитали/
выплатили чистую прибыль в бюджет
Сумма чистой прибыли рассчитанной/
выплаченной
(тыс.лей)
Центр
58
31
31/31
22145,3/20583,7
Таким образом, за 2009 год из 58 государственных предприятий чистую прибыль получило только 31 предприятие. Из 22145,3 лей чистой прибыли выплачено в бюджет 92,5%.
На дату 30.09.2010 по городу Кишинёв было зарегистрировано 113 плательщиков акциз. Информация по сектору Центр представлена в Таблице 8:
Таблица 8. Плательщики акциз по сектору Центр
Сектор
Количество плательщиков акциз, зафиксированных на 1.01.2010
Количество плательщиков акциз зарегистрированных/
аннулированных на протяжении 9 месяцев 2010г.
Количество плательщиков акциз, зафиксированных на 30.09.2010
Центр
36
-/16
20
По данным Таблицы 8 видно, что за последние 9 месяцев 2010 года в секторе Центр не было зарегистрировано ни одно нового плательщика акциз, но 16 были аннулированы.
Сведения о предоставленных отчётах и уплаченных налогах по дорожным сборам по сектору Центр представлены в Таблице 9.
Таблица 9. Сведения о предоставленных отчётах и уплаченных налогах по дорожным сборам по сектору Центр
Сбор за пользование автомобильными дорогами авто, зарегистрированные в РМ
Кол-во эк.аг., которые должны предоставить расчёт
1226
Кол-во эк.аг., которые предоставили расчёт
150
Рассчитанная сумма (тыс.лей)
324,29
Уплаченная сумма(тыс.лей)
7440,53
Сбор за пользование автомобильными дорогами авто с превышением общей массы
Кол-во эк.аг., которые должны предоставить
-
Кол-во эк.аг., которые предоставили расчёт
-
Рассчитанная сумма(тыс.лей)
169,31
Уплаченная сумма(тыс.лей)
163,14
Сбор за пользование охранной зоной автомобильных дорог за чертой населённого пункта для строительно-монтажных работ
Кол-во эк.аг., которые должны предоставить
12
Кол-во эк.аг., которые предоставили расчёт
5
Рассчитанная сумма(тыс.лей)
7,65
Уплаченная сумма(тыс.лей)
— 16,85
Сбор за пользование охранной зоной автомобильных дорог за чертой населённого пункта для размещения наружной рекламы
Кол-во эк.аг., которые должны предоставить
16
Кол-во эк.аг., которые предоставили расчёт
14
Рассчитанная сумма(тыс.лей)
3,13
Уплаченная сумма(тыс.лей)
192, 79
Сбор за пользование охранной зоной автомобильных дорог за чертой населённого пункта для размещения объектов дорожного сервиса
Кол-во эк.аг., которые должны предоставить
12
Кол-во эк.аг., которые предоставили расчёт
9
Рассчитанная сумма(тыс.лей)
Уплаченная сумма(тыс.лей)
13,09
По данным таблицы видно, что наибольший удельный вес в общей сумме, уплаченной по дорожным сборам, имеет сбор за пользование автомобильными дорогами автомобилями, зарегистрированными в РМ.
Сведения о предоставленных отчётах и уплаченных налогах по сборам за природные ресурсы по сектору Центр представлены в Таблице 10.
Таблица 10. Сведения о предоставленных отчётах и уплаченных налогах по сборам за природные ресурсы по сектору Центр
Наименование сбора
Экономические агенты, которые должны были представить отчёт/представившие отчёт
Уровень представления в %
Сбор за воду
23/23
100
Сбор за добычу полезных ископаемых
2/2
100
Данные Таблицы 10 говорят об уровне представления отчётов по сборам за природные ресурсы равному 100%.
Сведения о предоставленных отчётах и уплаченных налогах по местным налогам и сборам по сектору Центр внесены в Таблицу 11.
Таблица 11. Сведения о предоставленных отчётах и уплаченных налогах по местным налогам и сборам по сектору Центр
Налог
Число плательщиков
Уровень представления отчётов, %
Сумма, тыс.лей
(на 30.09.2010)
1.Сбор за предоставление услуг по перевозке пассажиров на территории муниципиев, городов и сёл
6
100
48,86
2.Сбор за размещение рекламы
243
100
77,01
3.Курортный сбор
-
-
-
4.Сбор за организацию аукционов и лотерей
1
100
-
5. Рыночный сбор
13
100
7,5
6. Сбор на благоустройство территории
6851
100
592,61
7.Сбор за временное проживание
27
100
78,89
8.Сбор за объекты торговли и/или объекты по оказанию социальных услуг
2040
98,6
542,16
9. Сбор за использование местной символики
3
100
3,92
10. Сбор за парковку автотранспорта
25
100
6,9
Исходя из данных Таблицы 11, можно утверждать, что уровень представления отчётов по местным налогам и сборам почти достигает 100%. Набольшее число плательщиков и наибольшая сумма платежей у сбора на благоустройство территории.
В Таблице 12 проведён анализ эффективности поступлений в бюджет на 30.09.2010 по сектору Центр (тыс. лей).
Таблица 12. Анализ эффективности поступлений в бюджет на 30.09.2010 по сектору Центр (тыс. лей).
Бюджет
План
Перечислено
%
Государственный бюджет
945278
917811
97
Бюджет АТО
352445
373383
106
Фонд обязательного медицинского страхования
889843
904423
102
Фонд социального страхования
229562
217612
95
Всего по сектору Центр
2417128
2413229
100
Таким образом, в среднем эффективность поступлений в бюджет на 30.09.2010 по сектору Центр составляет 100%, хотя план по отчислениям в фонд социального страхования выполнен на 95%, а план по отчислениям в государственный бюджет – на 97%, зато план по отчислениям в бюджет АТО и фонд обязательного медицинского страхования превышает 100%.
Анализ налоговых поступлений по всем типам налогов и сборов представлен в Таблице 13.
Таблица 13. Анализ налоговых поступлений по всем типам налогов и сборов (тыс.лей)
Налог или сбор
Налоговая инспекция сектор Центр
01.01.2010
30.09.2010
+/-
НДС
15264
12712
-1552
Акцизы
1010
1234
+224
Дорожный фонд
57260
10252,4
-47008
Налог на доходы от з/п
30333
23835
-6498
Налоги на другие доходы
9941
11956
+2015
Сбор за объекты торговли и/или объекты по оказанию социальных услуг
4131
4257
+126
По данным Таблицы 13 видно, что увеличение налоговых поступлений произошло по акцизам, по сбору за объекты торговли и/или объекты по оказанию социальных услуг, а также налогам на другие доходы, но гораздо более резким было уменьшение поступлений от НДС, от налогов на доходы от заработной платы и, особенно, уменьшились поступления в дорожный фонд – на 47 млн. лей.
Сведения по налогоплательщикам — физическим лицам за 2007, 2008, 2009 года по сектору Центр внесены в Таблицу 14.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 14. Сведения по налогоплательщикам — физическим лицам за 2007, 2008, 2009 года по сектору Центр
№
Показатель
2007 год
2008 год
2009 год
1.
Количество физических лиц, граждан РМ из базы данных
5776
4205
4276
2.
Количество физических лиц проверенных
4791
3260
5
2.1.
Количество человек, у которых были обнаружены расхождения в расчётах налогов, нарушения и др.
2255
2851
2.2.
Количество физических лиц, которые подали декларацию/ без деклараций
2534/2
410/0
4/0
3.
Уровень проверки (%)
82,9
77,5
-
4.
Рассчитанные поступления в бюджет, всего (тыс.лей):
1937,2
249,8
2,5
4.1.
Подоходный налог (тыс.лей):
1525,1
194,8
2,2
4.2.
Налоговые санкции (тыс.лей):
412,1
55,0
0,3
5.
Перечисленные поступления в бюджет, всего(тыс.лей):
1869,7
249,0
2,5
5.1.
Подоходный налог (тыс.лей):
1498,5
194,2
2,2
5.2.
Налоговые санкции (тыс.лей):
371,2
54,8
0,3
5.3.
Снижение штрафов в соответствии со ст.234(2) Налогового кодекса РМ
27,5
По данным Таблицы 14 видно резкое снижение практически всех показателей в 2009 году по сравнению с предыдущими годами. Несмотря на то, что количество физических лиц граждан РМ в базе данных немного увеличилось, количество физических лиц проверенных снизилось с 3260 до 5, рассчитанные поступления в бюджет уменьшились почти в 100 раз, в том числе поступления от подоходного налога уменьшились почти в 89 раз, налоговые санкции уменьшились в 183 раза, что отрицательно характеризует работу Налоговой Инспекции в 2009 году.
Глава 2. Содержание и порядок взимания отдельных видов налогов: НДС и подоходного налога
2.1. Содержание и порядок взимания НДС
Налог на добавленную стоимость (далее — НДС)— общегосударственный налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части стоимости поставленных товаров, оказанных услуг, подлежащих налогообложению на территории Республики Молдова, а также части стоимости облагаемых товаров, услуг, импортируемых в Республику Молдова.
Впервые НДС был введен 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит г-ну Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %.
Субъектами налогообложения являются:
а) юридические и физические лица, зарегистрированные или подлежащие регистрации в соответствии с требованиями статьи 112 или 1121 НК;
b) юридические и физические лица, импортирующие товары, кроме физических лиц, импортирующих товары для личного пользования или потребления, стоимость которых не превышает лимит, установленный действующим законодательством;
с) юридические и физические лица, импортирующие услуги, независимо от того, зарегистрированы они или нет в соответствии со статьей 112 или 1121НК.
Объектами налогообложения являются:
а) поставка товаров, услуг субъектами налогообложения, являющаяся результатом их предпринимательской деятельности в Республике Молдова;
b) импорт в Республику Молдова товаров, услуг, за исключением импортируемых физическими лицами товаров для личного пользования или потребления, стоимость которых не превышает лимит, установленный действующим законодательством.
Устанавливаются следующие ставки НДС:
a) стандартная ставка — в размере 20 процентов от облагаемой стоимости импортируемых товаров и услуг и поставок, осуществляемых на территории Республики Молдова;
b) сниженные ставки в размерах:
— 8 процентов — на хлеб и хлебобулочные изделия (190120000, 190540, 190590300, 190590600, 190590900), молоко и молочные продукты (0401, 0402, 0403, 0405, 040610200), поставляемые на территорию Республики Молдова, за исключением предназначенных для детей продовольственных товаров, не облагаемых НДС в соответствии с пунктом 2) части (1) статьи 103 НК;
— 8 процентов — на лекарства, как предусмотренные в Государственном реестре медикаментов, так и разрешенные Министерством здравоохранения, импортируемые и/или реализуемые на территории Республики Молдова, а также лекарства, изготовленные в аптеках по магистральным рецептам, содержащие одобренные ингредиенты (лекарственные вещества);
— 8 процентов — на товары, импортируемые и/или поставляемые на территорию Республики Молдова, указанные в товарных позициях 3005, 300610, 300620000, 300630000, 300640000, 300660, 300670000, 370790, 380840, 382100000, 382200000, 4014, 4015, 481890, 900110900, 900130000, 900140, 900150, 901831, 901832, 901839000;
— 5 процентов — на природный и сжиженный газ как импортируемый, так и поставляемый на территории Республики Молдова;
с) нулевая ставка — на товары и услуги, поставляемые в соответствии со статьей 104 НК (товары, услуги на экспорт и все виды международных пассажирских и грузовых перевозок, электрическая энергия, тепловая энергия и горячая вода, поставляемая населению распределительными сетями, товары, услуги, поставляемые в зону свободного предпринимательства, товары, поставляемые в магазины duty-free и др.).
Порядок исчисления и уплаты НДС
Субъекты налогообложения, указанные в пункте а) статьи 94 НК, обязаны декларировать в соответствии со статьей 115 и уплачивать в бюджет за каждый налоговый период, установленный в соответствии со статьей 114, сумму НДС, которая определяется как разница между суммой НДС, уплаченной или подлежащей уплате потребителями за поставляемые им товары, услуги, и суммой НДС, уплаченной или подлежащей уплате поставщикам при приобретении товарно-материальных ценностей, услуг (включая НДС на импортируемые товарно-материальные ценности), используемых для осуществления предпринимательской деятельности в соответствующий налоговый период, с учетом права на зачет согласно статье 102 НК.
При наличии превышения суммы НДС, уплаченной или подлежащей уплате поставщикам при приобретении товарно-материальных ценностей, услуг, над суммой НДС, полученной или подлежащей получению от потребителей за поставляемые им товары, услуги, разница переносится на следующий налоговый период и становится частью суммы НДС, подлежащей уплате за приобретаемые в этот период товарно-материальные ценности, услуги, за исключением случаев, предусмотренных НК.
При наличии превышения суммы НДС на приобретаемые предприятиями, производящими хлеб и хлебобулочные изделия, и предприятиями, перерабатывающими молоко и производящими молочные продукты, товарно-материальные ценности и услуги над суммой НДС на поставки хлеба, хлебобулочных изделий, молока и молочных продуктов разница возмещается из бюджета в пределах стандартной ставки НДС, умноженной на стоимость поставки, подлежащей обложению по сниженной ставке. Возмещение НДС осуществляется в порядке, установленном Правительством, в срок, не превышающий 45 дней.
Субъекты налогообложения, импортирующие услуги для осуществления предпринимательской деятельности, уплачивают НДС в момент осуществления платежа за импортируемую услугу.
Если причиной превышения суммы НДС на приобретаемые товарно-материальные ценности, услуги является осуществление субъектом налогообложения поставки, подлежащей обложению по нулевой ставке, то он имеет право на возмещение суммы превышения НДС на приобретаемые товарно-материальные ценности, услуги, уплаченной посредством банковского счета и/или погашения сумм в счет возмещения налогов согласно положениям настоящей статьи, части (3) статьи 103 и статьи 125 НК, в пределах стандартной ставки НДС, умноженной на стоимость поставки, подлежащей обложению по нулевой ставке.
Возмещение НДС осуществляется в порядке, установленном Правительством, в срок, не превышающий 45 дней. Возмещение НДС осуществляется в счет погашения задолженностей хозяйствующих субъектов (или их кредиторов) перед национальным публичным бюджетом, за исключением налоговых обязательств, администрируемых таможенными органами, а в случае отсутствия задолженностей – на банковский счет хозяйствующего субъекта.
Если сумма НДС по товарно-материальным ценностям и/или услугам, приобретаемым предприятиями, осуществляющими лизинговую деятельность, превышает сумму НДС по поставкам материальных ценностей или услуг, осуществленным по договорам финансового и/или операционного лизинга, то сумма превышения возмещается из бюджета в пределах стандартной ставки НДС, умноженной на стоимость данных поставок материальных ценностей или услуг. Возмещение НДС осуществляется в порядке, установленном Правительством, в срок, не превышающий 45 дней.
Юридические и физические лица, импортирующие товары для осуществления предпринимательской деятельности, уплачивают НДС до или в момент подачи таможенной декларации, то есть до непосредственного ввоза товаров на территорию Республики Молдова. Физические лица, импортирующие товары для личного пользования или потребления, стоимость которых превышает лимит, установленный действующим законодательством, уплачивают НДС в момент таможенного досмотра багажа и только в части стоимости, превышающей установленный лимит.
Зачет НДС на приобретаемые товарно-материальные ценности, услуги
Субъектам налогообложения, зарегистрированным согласно статьям 112 и 1121, при уплате НДС в бюджет разрешается зачет уплаченной или подлежащей уплате поставщикам-плательщикам НДС суммы НДС на товарно-материальные ценности, услуги, приобретаемые для осуществления облагаемых поставок в процессе предпринимательской деятельности. Разрешается зачет НДС на импортируемые услуги, приобретенные субъектами налогообложения для осуществления налогооблагаемых поставок в процессе предпринимательской деятельности, только в случае уплаты в бюджет НДС по указанным услугам в соответствии с положениями статьи 115.
Субъектам налогообложения, зарегистрированным согласно статьям 112 и 1121, разрешается зачет уплаченной или подлежащей уплате поставщикам-плательщикам НДС суммы НДС по расходам, осуществленным до момента регистрации и связанным с приобретением основных средств производственного назначения в сфере сельского хозяйства, строительством и реконструкцией объектов производственного назначения в сфере сельского хозяйства, посадкой и содержанием молодых насаждений, выращиванием молодняка и содержанием стада.
Уплаченная или подлежащая уплате сумма НДС на приобретаемые товарно-материальные ценности, услуги, которые используются для поставок освобожденных от НДС, не подлежит зачету и относится на затраты или расходы. Данное положение не распространяется на поставки, осуществленные в соответствии с пунктом 23) части (1) статьи 103 НК.
Уплаченная или подлежащая уплате сумма НДС на приобретаемые товарно-материальные ценности, услуги, которые используются для осуществления как облагаемых, так и необлагаемых поставок, подлежит зачету, если относится к облагаемым поставкам.
Сумма зачета НДС определяется ежемесячно путем применения условного коэффициента к уплаченной или подлежащей уплате сумме НДС на приобретаемые товарно-материальные ценности, услуги, которые используются для осуществления как облагаемых, так и необлагаемых поставок.
Освобождение от уплаты НДС
Не облагаются НДС импорт товаров, услуг и осуществленные субъектами налогообложения поставки товаров, услуг, являющихся результатом их предпринимательской деятельности в Республике Молдова:
· жилье, земля, их аренда, право на их поставку и аренду, за исключением комиссионных, связанных с такими сделками;
· некоторые продовольственные и непродовольственные товары для детей;
· государственное имущество, выкупаемое в порядке приватизации;
· детские дошкольные учреждения, клубы, санатории и другие объекты социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, и т.п.
· товары, услуги учреждений образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом, при условии направления средств, полученных от поставки данных товаров, услуг, на общеобразовательные цели;
· выполняемые уполномоченными на то органами услуги (действия), за которые взимается государственная пошлина;
· конфискованное, бесхозяйное имущество, имущество, перешедшее по праву наследования государству, имущество предприятий, находящихся в процессе несостоятельности, клады;
· услуги по уходу за больными и престарелыми, а также товары, предназначенные для подготовки пакетов малоимущим старикам за счет благотворительных организаций и бесплатно им распределенные;
· медицинские услуги, за исключением косметических; а также лекарственное сырье, материалы, изделия, первичная и вторичная упаковка, используемые для приготовления и производства лекарств;
· товары собственного производства студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений и т.п.;
· почтовые услуги, включая доставку пенсий, субсидий, пособий;
· услуги по захоронению и кремированию трупов людей или животных и связанная с этим деятельность;
· услуги городского общественного транспорта, услуги по перевозке пассажиров в пригородном и междугородном сообщении автомобильным, железнодорожным и речным транспортом, а также услуги по реализации билетов на городской общественный, пригородный и междугородный автомобильный, железнодорожный и речной пассажирский транспорт;
· импортируемые акцизные марки, предназначенные для маркирования подакцизных товаров;
и другие.
Не облагаются НДС:
· товары при ввозе их на таможенную территорию и помещении под таможенные режимы транзита, переработки под таможенным контролем, таможенного склада и под таможенные назначения уничтожения, отказа в пользу государства;
· отечественные товары, ранее вывезенные и возвращенные в течение трех лет в неизменном состоянии;
· товары, помещенные под таможенный режим временного ввоза, и продукты переработки после переработки вне таможенной территории в соответствии с таможенными правилами;
· товары, размещаемые и реализуемые в магазинах duty-free;
· продукция лечебно-производственных (трудовых) мастерских при психиатрических больницах Министерства здравоохранения, в которых работают инвалиды;
· поставки товаров, услуг, осуществляемые внутри зоны свободного предпринимательства;
· импорт юридическими лицами товаров, не предназначенных для коммерческой деятельности, таможенная стоимость которых не превышает 50 евро;
и другие.
Сроки налогового обязательства
Датой налогового обязательства по НДС является дата поставки. Датой поставки считается дата отпуска товара, оказания услуги, за исключением случаев, предусмотренных НК.
Для товаров датой поставки считается дата отпуска (передачи) товаров потребителю или, в случае транспортировки товара, дата начала транспортировки, за исключением экспортируемых товаров, для которых датой поставки считается дата вывоза их с территории Республики Молдова.
При поставке недвижимости, строительстве объекта на участке потребителя датой поставки считается дата поступления недвижимости, объекта строительства в собственность потребителя.
Для услуг датой поставки считается дата оказания услуги, дата выписки налоговой накладной или дата осуществления полной или частичной оплаты субъекту налогообложения, в зависимости от того, что имело место ранее.
В случае, если налоговая накладная выписана или оплата получена до момента осуществления поставки, датой поставки считается дата выписки налоговой накладной или получения оплаты, в зависимости от того, что имело место ранее.
Если товары, услуги поставляются регулярно в течение определенного периода времени, оговоренного в договоре, датой поставки считается дата выписки налоговой накладной или дата получения каждого регулярного платежа, в зависимости от того, что имело место ранее.
В случае поставки товаров и услуг по договору лизинга (финансового или операционного) датой поставки считается дата лизинговых платежей, установленная в договоре. В случае внесения лизинговых платежей авансом датой поставки считается дата получения авансового платежа.
Регистрация субъектов налогообложения
Субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, за исключением органов публичной власти, публичных учреждений, предусмотренных в статье 51, публичных и частных медико-санитарных учреждений, указанных в статье 511, и обладателей предпринимательского патента, обязан зарегистрироваться как плательщик НДС, если он в течение любых 12 следующих друг за другом месяцев осуществлял поставки товаров, услуг на сумму, превышающую 300000 леев, за исключением поставок, освобожденных от НДС. Субъект обязан официально уведомить об этом Государственную налоговую службу, заполнив соответствующий формуляр, и зарегистрироваться в срок не позднее последнего дня месяца, в котором было допущено превышение. Субъект считается зарегистрированным с первого дня месяца, следующего за месяцем, в течение которого было допущено превышение.
Субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, вправе зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, если он в течение любых 12 следующих друг за другом месяцев осуществлял облагаемые поставки товаров, услуг (за исключением импортируемых) на сумму, превышающую 100000 леев, при условии, что оплата за эти поставки осуществляется покупателями в форме расчетов по перечислению на банковские счета субъекта предпринимательской деятельности, открытые в финансовых учреждениях, имеющих налоговые отношения с бюджетной системой Республики Молдова. Субъект считается зарегистрированным с первого дня месяца, следующего за месяцем, в течение которого было допущено превышение, о чем была официально уведомлена Государственная налоговая служба, после заполнения соответствующего формуляра.
При регистрации субъекта налогообложения Государственная налоговая служба обязана выдать ему утвержденный в установленном порядке регистрационный сертификат с указанием: а) наименования (имени) и юридического адреса субъекта налогообложения; b) даты регистрации; с) фискального кода субъекта налогообложения.
Субъект, которому оказываются импортные услуги, стоимость которых вместе со стоимостью поставок товаров, услуг, осуществляемых им в течение любых 12 следующих друг за другом месяцев, превышает 300000 леев, обязан зарегистрироваться в качестве плательщика НДС.
Для регистрации в качестве плательщика НДС субъект предпринимательства обязан официально уведомить об этом Государственную налоговую службу, заполнив формуляр, утвержденный Главной государственной налоговой инспекцией. Субъект считается зарегистрированным начиная с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором был представлен соответствующий формуляр.
Аннулирование регистрации плательщика НДС осуществляется в порядке, установленном Государственной налоговой службой. Государственная налоговая служба вправе самостоятельно аннулировать регистрацию плательщика НДС в случае, если: a) общая стоимость облагаемых поставок субъекта налогообложения в течение любых 12 следующих друг за другом месяцев не превышала суммы в 100000 леев; b) субъект налогообложения не представлял декларацию о НДС за каждый налоговый период; c) информация, представленная субъектом налогообложения, является недостоверной. Датой аннулирования регистрации в качестве плательщика НДС считается дата составления акта контроля, на основании которого принято решение начальника (заместителя начальника) налогового органа об аннулировании регистрации.
Налоговый период по НДС
Налоговым периодом по НДС считается календарный месяц начиная с первого дня месяца. При аннулировании регистрации последний налоговый период начинается в первый день месяца, в котором произошло аннулирование, и заканчивается в последний день месяца, когда вступил в силу акт об аннулировании регистрации.
Декларирование НДС и его уплата
Каждый субъект налогообложения обязан представлять декларацию о НДС за каждый налоговый период. Декларация составляется на официальном бланке, который представляется в Государственную налоговую службу не позднее последнего дня месяца, следующего за месяцем, в котором закончился налоговый период. Каждый субъект налогообложения должен уплачивать в бюджет сумму НДС, подлежащую уплате, за каждый налоговый период не позднее даты, установленной для представления декларации за этот период, за исключением уплаты в бюджет НДС на импортируемые услуги, уплата которого осуществляется в момент платежа за импортируемую услугу.
Пример заполнения Декларации по НДС представлен в Приложении 2. «Заполнение декларации по НДС на примере предприятия SRL«Alit».
Налоговая накладная
Субъект налогообложения, осуществляющий облагаемую поставку на территории страны, обязан представить покупателю налоговую накладную на данную поставку. Представление налоговой накладной осуществляется на момент возникновения налогового обязательства, за исключением случаев, определенных Главной государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов. Налоговая накладная должна содержать следующие сведения: 1) порядковый номер накладной; 2) наименование (имя), адрес и фискальный код поставщика; 3) дату выписки накладной; 4) дату поставки, если она не совпадает с датой выписки накладной; 5) наименование (имя) и адрес покупателя; 6) вид поставки; 7) для каждого вида поставки товаров, услуг: количество товара; цену единицы товара без НДС; ставку НДС; сумму НДС на единицу товара; общую сумму поставки товаров, услуг, подлежащую уплате; общую сумму НДС.
Для розничной торговли и поставки услуг в специально отведенных местах с оплатой за наличные выписка налоговой накладной не требуется (за исключением случаев, когда этого требует покупатель) при соблюдении следующих условий:
а) субъект налогообложения ведет учет полученной и уплаченной наличности в каждом пункте торговли и оказания услуг с применением контрольно-кассовых машин. Запись производится в момент получения или уплаты наличности. По окончании рабочего дня ежедневно подводится баланс;
b) по окончании рабочего дня ежедневно в соответствующую учетную документацию вносится общая сумма НДС на осуществленные поставки, а в документацию по учету приобретаемых товарно-материальных ценностей вносятся данные налоговых накладных, оплаченных наличными.
Учет товаров, услуг
Каждый субъект налогообложения обязан вести учет всего объема поставляемых товаров, услуг и приобретаемых товарно-материальных ценностей, услуг. В розничной торговле, в сфере обслуживания субъекты налогообложения обязаны вести ежедневный учет всех поставляемых товаров, оказываемых услуг, оплачиваемых наличными. Отчеты по поставляемым товарам, услугам и приобретаемым товарно-материальным ценностям, услугам должны быть подготовлены в срок не позднее месяца со дня окончания налогового периода по НДС.
Документация по учету приобретаемых товарно-материальных ценностей, услуг должна содержать следующие сведения: a) серию и номер налоговой накладной; b) дату получения налоговой накладной; с) наименование (имя) поставщика; d) краткое описание поставки; е) общую стоимость поставки без НДС; f) общую сумму НДС.
Налоговые накладные на приобретаемые /поставляемые товарно-материальные ценности, услуги регистрируются в соответствующем журнале в порядке их получения /отпуска. Испорченные или аннулированные налоговые накладные хранятся у субъектов налогообложения.
Информация по экономическим агентам, которые являются плательщиками НДС по сектору Центр, представлена в Таблице 15.
продолжение
--PAGE_BREAK--