Введение 3
Глава 1.Экономическая природа ценных бумаг 5
1.1. Сущность государственных ценных бумаг 5
1.2. Виды государственных ценных бумаг 10
1.3.Становление и развитие рынка ценных бумаг вКазахстане 15
Глава 2. Состояние рынка ценных бумаг на современном этапе 20
2.1. Современное состояние рынка ценных бумаг 20
2.2. Роль банков в развитии рынка ценных бумаг 26
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг 31
Заключение 44
Списоклитературы 47Введение
Развитие рынка государственных ценных бумагхарактеризуется положительными тенденциями и происходит на фоне сохраняющегосяравновесного состояния системы долгосрочных базовых факторов, в числе которыхустойчивая динамика обменного курса и относительно низкий уровень инфляции.
Сегодня всем ясно: без подъема реального сектора экономикиКазахстана нет будущего. Подъем экономики невозможен без инвестиций.Активизация инвестиционного спроса, структурная перестройка экономики, еерадикальное технологическое обновление, создание эффективных технологическихинститутов, защита внутреннего рынка, поддержка экспорта — все это должнослужить основой для проводимых реформ.
Многие десятилетия в Казахстане, по существу, не было нифинансового рынка, ни его инфраструктуры: частных коммерческих иинвестиционных банков, бирж, страховых обществ и т.п. В стране не существовалоконкуренции между производителями товаров и услуг, в том числе финансовых,которые являются двигателем общественного прогресса. Рыночная экономикатребует использования потенциальных возможностей финансового рынка, которыйпредставляет собой важнейший источник ее роста. По структуре финансовый рынокстраны состоит из трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга рынков:денежный, кредитный и рынок ценных бумаг[1].
Переход Казахстана от жестко централизованнойплановой экономики к рыночной, регулируемой государством, в сложившейсяэкономической ситуации в Казахстане требует ускоренного и научно обоснованногосоздания финансового рынка и его ключевого звена — рынка ценных бумаг,способного оперативно отрегулировать структуру национального хозяйства,остановить спад производства, развить наиболее перспективные отраслипроизводства.
Значительная роль рынка ценных бумаг отводится и встабилизации национальной валюты Казахстана, снижении темпов инфляции. Рынокценных бумаг — это не обособленная система, а сегмент рынка, который не можетфункционировать без всестороннего развития рыночной экономики в целом.Состояние финансового рынка зависит от ряда факторов, среди которых главнуюроль играют темпы инфляции. Дело в том, что при спаде производства ибезудержном росте инфляции многие преимущества фондового рынка, всегдасчитающегося надежным средством защиты сбережений от инфляции, становятсяабсурдом [2].
Рынок ценных бумаг — регулятор многих стихийно протекающихпроцессов в рыночной экономике. Это относится, прежде всего, к процессуинвестирования капитала. Рынок ценных бумаг позволяет конкретным формамкапитала оперативно концентрировать и продавать необходимые средства дляосуществления конкретных проектов по ценам, устраивающим и кредиторов, изаемщиков.
Цель курсовой работыизучить состояние рынка ценных бумаг в Казахстане.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой ирешить следующие задачи:
1. Определить сущность и виды ценныхбумаг, а так же рассмотреть становление и развитие рынка ценных бумаг вКазахстане.
2. Изучить современное состояние рынкаценных бумаг и деятельность банков на фондовом рынке.
3. Исследовать проблемы и перспективырынка ценных бумаг в Казахстане.Глава 1. Экономическая природа ценных бумаг1.1. Сущность государственных ценных бумаг
Рынок краткосрочных займов илиоблигаций, обычно представляет заимствования на срок от одного года до пятилет. Обычно эти инструменты обращаются на организованных биржах, но структураценообразования по этим инструментам делает их привлекательными только длянебольшого круга профессиональных инвестиционных институтов и непредставляющими интереса для частных лиц.
Рынок среднесрочных займов илиоблигаций. Среднесрочные ценные бумаги -это термин, который до недавнеговремени использовался только в Великобритании и США и представлял облигации сосроком погашения от 5 до пятнадцати лет (в Великобритании) или от двух до,десяти лет (в США). Правительство других государств не привлекали средства напериоды более 10 лет.
Бессрочные облигации. Этиоблигации, выпускаемые правительством, не имеют конкретной даты погашения.Выпуск таких инструментов может осуществляться по нескольким причинам, которыебудут обсуждаться позже этой главе. Достаточно сказать, что инвесторы будутотноситься к таким инструментам по-разному, и цены на них будут меняться гораздо быстрее, чем полюбым датированным инструментам[3].
Поскольку такие правительственныезаимствования представляют собой кредиты государству, то кредиторы будутожидать не только возврата своих средств, но также и плату за использованиеих денег. Поскольку по кредиту такие платежи называются процентными, методы,которые правительство может использовать для выплаты эти процентов, называются«видами процентов».
По дисконтированию правительство включает всеначисляемые на заимствование проценты и выплачивает вместе с основной суммойдолга. Соответственно первоначальная сумма, предоставляемая в кредитгосударству, будет меньше той суммы, которую государство выплачивает в концесрока. Традиционно этот метод применяется практически да всех краткосрочныхбумаг, но в последние годы он также стал популярен для более долгосрочныхинструментов.
При купонных платежах государствоустанавливает фиксированную годовую процентную ставку (купон), которыйвыплачивается кредиторам либо раз в год, либо раз в полгода. В этом случае тасумма, которую государство заимствует в начале периода, будет равняться тойсумме, которую оно выплатит в конце периода. Этот метод используетеправительствами для большинства государственных облигаций.
Поскольку покупательная сила денегв будущем может быть меньше, чем в настоящий момент (поскольку цены, какправило, растут с течением времени — ценовая инфляция), то государства всебольше и больше понимают, что для того, чтобы поощрять инвесторов предоставлятьсвои средства в кредит, они должны сделать свои продукты болеепривлекательными. Основой для индексации является публикуемая государствомстатистика инфляции. Инфляционный ценовой индекс будет расти по мере роста ценна основные товары и услуги, и соответственно правительство будет привязыватькупонные платежи (проценты) и основную сумму долга (сумма к погашению) к этом)индексу, что даст инвесторам стабильный доход от их средств в реальномвыражении.
В процессе заимствования средствзаемщик должен продумать, как он будет погашать займ, а кредитор долженучитывать вероятность того, что его средства могут к нему не вернуться. Обадолжны, таким образом, решить, какая процентная ставка должна выплачиваться позайму. Совершенно очевидно, что заемщик хочет получить средства по наименьшейвозможной ставке, а кредитор хочет предоставить средства в кредит по наивысшейвозможной ставке. Для того чтобы обе стороны могли найти славку, которая лежитгде-то посередине, необходимо учесть ряд факторов. Эти факторы могутрассматриваться как другие факторы эмиссии, самым важным из которых являетсякредитоспособность.
Кредитоспособность используется для определенияспособности заемщика ответить по своим финансовым обязательствам. В принципеэто рейтинг способности погасить заем, и погасить в той форме, что ипервоначальное заимствование. Считается, что правительства будут существоватьвсегда, хотя люди, которые входят в состав правительства, будут меняться. Еслиинвестор считает, что будущее правительство какой-либо страны сможет вернутьдолг, то тогда кредитный рейтинг будет высоким (хорошим). Чем выше кредитныйрейтинг, тем ниже процентная ставка, которая будет выплачиваться кредитору[4].
Поскольку правительства являютсякрупными заемщиками по разным причинам, то наиболее важный факторкредитоспособности для кредитора — это стабильность государства. Кредитор такжебудет чувствовать себя более уверенно, если он увидит, что политика государствав области заимствований и планы использования средств характеризуютсяпостоянством и что государство остается верным своим принципам заимствования.Как уже говорилось, чем больше стабильности демонстрирует государство, темменьший уровень процентных ставок потребуют кредиторы.
Если вернуться к покупательной силе валюты (посравнению с тем, какой она будет в будущем), необходимо также обратить вниманиена прогноз инфляции в стране. Если цены на товары, дома и т. д. растут быстро,то считается, что инфляция высока. Если же цены растут медленно с течениемвремени, то тогда считается, что инфляция низкая. Поскольку кредитор знает, чтопройдет какое-то время прежде, чем он получит свои деньги назад, то, естественно,он обеспокоен уровнем инфляции. Этот фактор распространяется на все видызаимствований независимо от того, является ли заемщиком государство илипредприятие. В принципе, чем меньше уровень инфляция в настоящий момент и попрогнозам, тем меньше будет процентная ставка, требуемая кредитором. Совершенноочевидно, что по этим трем факторам — стабильность государства, способность кпогашению, уровень инфляции — чем хуже ситуация, тем скорее это приведет ктому, что кредитор затребует более высокую процентную ставку, под которую онпредоставит кредит, если он вообще на это пойдет.
Правительствам не требуется сразувся сумма для финансирования какого-либо проекта. Пройдет несколько месяцевили лет прежде, чем будут завершены некоторые проекты. В таких случаяхправительство может искать источники получения полной суммы, но в настоящиймомент запросит только ее часть.
Существует два способа решенияэтого вопроса: первый — заимствовании в форме траншей, когда правительствопривлекает средства от кредиторов с последующим выпуском на рынок облигаций стаким же сроком погашения, которые могут быть приобретены другими кредиторами.Если был продемонстрирован хороший спрос (со стороны кредиторов) наопределенные облигации и правительство удовлетворено той процентной ставкой,которую оно выплачивает, то государство может организовать дополнительныйвыпуск таких облигаций. Поскольку рыночные силы спроса и предложения преследуютпротивоположные цели, то на свободном рынке цены устанавливаются на том уровне,который является приемлемым для обеих сторон. Поэтому если первый кредиторзнает, что будет предложено больше облигаций, то в том случае, если он захочетих продать, он будет конкурировать с государством. В результате по своемупервоначальному кредиту он будет ожидать получения более высокой процентнойставки для того, чтобы компенсировать эту потерю привилегий.
Обратная ситуация складывается,если правительство использует второй метод и выпускает облигации с частичнойоплатой. При этом методе правительство получает от кредиторов обязательствоприобрести его облигации, но просит внести только часть суммы, а остальноеразрешает заплатить позже. В этой ситуации кредитор не ожидает, чтоправительство организует дополнительные выпуски облигаций, но он может неплатить всю сумму сейчас. Кредитор также может продать облигацию другомупокупателю, и тогда он не должен будет вносить оставшуюся сумму, так как теперьэто будет обязанностью нового кредитора. Необходимо помнить о том, что, чемдольше срок погашения займа и чем больше его сумма, тем выше риск невозврата. Всвязи с этим оба фактора приведут к тому, что кредитор будет требовать более высокуюпроцентную ставку. Таким образом, в данном случае, поскольку кредиторпредоставляет меньше денег, то он будет ожидать, что правительство предложитему более низкую процентную ставку.
Хотя это не играет большой роли,все-таки следует учитывать частоту выплат по купону, т. е. выплачивает липравительство годовую сумму процентов раз в год или чаще. Если купон в размере10% выплачивается один раз в год в конце года, то кредитор знает, что на конецгода он заработает только 1,0% от предоставленной в кредит суммы. Если жекупон выплачивается два раза в год, т. е. правительство выплачивает 5% попрошествии первых шести месяцев и 5% в конце года, то тогда ситуация укредитора несколько лучше. Хотя правительство выплатило все те же 10% годовых,все-таки кредитор может предоставить в кредит те 5%, которые он получил в концепервого полугодия, и также заработать на них проценты (реинвестировать).Поскольку это означает, что кредитор имеет возможность получить больший доходот полугодовых купонов, то тогда для того, чтобы получить такой же уровень доходности,что получатель одного платежа по купону, он может позволить себе потребоватьнесколько меньшую ставку.
Размещение ГЦБ в РеспубликеКазахстан обычно происходит через Министерство финансов РК или Национальныйбанк РК.
ГЦБ могут размещаться различнымиметодами (аукционы, торги, открытая продажа и закрытое распространение и т.д.На первичном рынке размещение выполняется на аукционах Министерства финансов иНБ РК. Обращение бумаг на вторичном рынке происходило вне биржевых площадок.
Национальный Банк РеспубликиКазахстан демонстрирует гибкий подход к проблеме управления денежной базой спомощью своих краткосрочных долговых обязательств. Ноты использовалисьэмитентом исключительно по своему декларированному назначению.
В течение года решающее влияние наликвидность ЦБ — наиболее популярного финансового инструмента в Казахстане — оказывали два фактора: уровень инфляции и спекулятивная привлекательностьвалютного рынка
Покупателем ГЦБ могут быть любыеюридические и физические лица, в том числе нерезиденты.
Основными инвесторами являются:население, банки второго уровня, пенсионные фонды, страховые компании,инвестиционные фонды.
ПреимуществаГЦБ перед другими ценными бумагами:
1. Доход от ЦБ не облагаютсяналогом.
2. Высокий относительный уровеньнадежности и соответственно минимальный риск потери капитала и доходов по нему[5].
Таким образом, ГЦБ удостоверяютимущественные права держателя в отношениях займа, заемщиком в которых выступаетправительство Республики Казахстан или Национальный банк РК.1.2. Видыгосударственных ценных бумаг
Основные виды ГЦБ в РеспубликеКазахстан:
ØКраткосрочные казначейскиеобязательства ГККО (МЕККАМ);
ØСреднесрочные казначейскиеобязательства ГСКО (МЕОКАМ);
ØСпециальные казначейские обязательстваГСКО (МЕАКАМ);
ØИндексированные казначейскиеобязательства ГИКО (МЕИКАМ);
ØКраткосрочные казначейские валютныеобязательства ГКВО СМЕКАЕМ);
ØСреднесрочные казначейские валютныеобязательства ГСКВО (МЕОКАВМ);
ØСпециальные валютные государственныхоблигаций СВГО (АВМЕКАМ);
ØНациональные сберегательные облигации(НСО);
ØНоты Национального банка РК(специальные, краткосрочные валютные и краткосрочные ноты (в тенге)[6];
Государственные краткосрочныеказначейские обязательства.
Название «государственное краткосрочное казначейское обязательство» на казахском языке именуется «МЕККАМ» — «мемлеккeтiк кыскамерзiмдi казьнашылык мiндеттеме».
Цель выпуска — расширение рынкаценных бумаг и увеличение доли неинфляционного покрытия дефицита республиканскогобюджета.
Государственные краткосрочныеказначейские обязательства МЕККАМ выпускаются в дематериализованной форме сосроком обращения три, шесть и двенадцать месяцев, размещаются и обращаютсяпутем ведения соответствующих записей на счетах их держателей в депозитариифинансового агента и субдепозитариях первичных дилеров.
Государственные среднесрочныеказначейские обязательства.
Казначейские обязательстваявляются государственными ценными бумагами, выпускаются Министерством финансовРеспублики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан и свободнообращаются на рынке ценных бумаг Казахстана в соответствии с действующимзаконодательством Республики Казахстан.
Название «государственноесреднесрочное казначейское обязательство» (ГСКО) на казахском языкеименуется — «Мемлекеттiк ортамерзiмдi казынашылык мiндеттеме» (МЕОКАМ).
Цель выпуска — диверсификациирынка государственных ценных бумаг и увеличения доли источников неинфляционногопокрытия дефицита республиканского бюджета
Номинальная стоимостьказначейского обязательства — 1000 тенге.
«Положение о порядке выпуска,обращения и погашения государственных среднесрочных казначейских обязательствРеспублики Казахстан со сроком обращения два и три года» утвержденопостановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июня 1997 года N 945
Специальные казначейскиеобязательства
Специальные казначейскиеобязательства являются государственными ценными бумагами, выпускаются Министерствомфинансов Республики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан исвободно обращаются на рынке ценных бумаг Казахстана в соответствии сдействующим законодательством Республики Казахстан.
Название «государственноеспециальное казначейское обязательство» (ГСКО) на казахском языкеименуется — " Мемлекеттiк арнаулы кызынашылык мiндеттеме" (МЕАКАМ).
Цели выпуска — переоформлениезадолженности Правительства Республики Казахстан перед Национальным банкомРеспублики Казахстан по полученным кредитам в 1991-1997 годах в государственныеценные бумаги.
Срок обращения десять лет.
Номинальная стоимость специальныхказначейских обязательств 1.000 (одна тысяча) тенге.
«Положение о порядке выпуска,обращения и погашения государственных специальных казначейских обязательствРеспублики Казахстан» утверждено постановлением Правительства РеспубликиКазахстан от 30 декабря 1997 г. N 1859
Индексированные казначейские обязательства на государственном языке — " Мемлекеттiк индекстелгенказынашылык мiндеттеме" (МЕИКАМ) являются государственными ценнымибумагами, выпускаются Министерством финансов Республики Казахстан от лицаПравительства Республики Казахстан с целью финансирования текущего дефицитареспубликанского бюджета и свободно обращаются на рынке ценных бумагКазахстана, в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.Цель выпуска — диверсификация финансовых инструментов, используемых дляфинансирования дефицита республиканского бюджета.
Сроком обращения три месяца иболее на территории Республики Казахстан.
Номинальная стоимостьиндексированного казначейского обязательства — 1000 тенге.
«Правила выпуска, обращения ипогашения государственных индексированных казначейских обязательств РеспубликиКазахстан со сроком обращения три месяца и более» утверждены постановлениемПравительства Республики Казахстан от 10 марта 1999 года N 220.
Государственные краткосрочныеказначейские валютные обязательства.
Название «государственноекраткосрочное казначейское валютное обязательство» (ГКВО) нагосударственном языке именуется — " Мемлекеттiк кыскамерзiдi казынашылыквалюталык мiндеттeме" (МЕКАВМ).
Номинальная стоимостьказначейского обязательства -100 долларов США.
Срок обращения три, шесть, девятьи двенадцать месяцев на территории Республики Казахстан.
«Правила выпуска, обращения ипогашения государственных краткосрочных казначейских валютных обязательствРеспублики Казахстан со сроком обращения три, шесть, девять и двенадцатьмесяцев» утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 9апреля 1999 года N 398.
Государственные среднесрочныеказначейские валютные обязательства
Название «государственныесреднесрочные казначейские валютные обязательства» на государственномязыке — " Мемлекеттiк орта мерзiмiдi казьшашылык валюталык, шндеттеме" (МЕОКАВМ).
Цели выпуска — расширения видовинструментов, используемых для финансирования дефицита республиканскогобюджета.
Казначейские валютныеобязательства выпускаются в бездокументарной форме, размещаются аукционнымметодом и обращаются путем ведения соответствующих записей на счетах«депо» их держателей в закрытом акционерном обществе«Центральный депозитарий ценных бумаг» (далее — Депозитарий) и насчетах «депо», открытых у первичных дилеров на рынке государственныхценных бумаг по их инвесторам.
Номинальная стоимостьказначейского валютного обязательства -100 долларов США.
«Правила выпуска, размещения,обращения, погашения и обслуживания государственных среднесрочных казначейскихвалютных обязательств Республики Казахстан со сроком обращения один год иболее» утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от«18» апреля 2000 года N 597.Специальные валютные государственные облигации
Специальные валютныегосударственные облигации (АВМЕКАМ) номинальной стоимостью 100 долларов СШАвыпускаются Министерством финансов Республики Казахстан от лица ПравительстваРеспублики Казахстан.
Цель выпуска — защита пенсионныхактивов накопительных пенсионных фондов.
Срок обращения пять лет.
«Правила выпуска, обращения ипогашения специальных валютных и государственных облигаций со сроком обращенияпять лет» утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 5апреля 1999 года N 363
Национальные сберегательныеоблигации
Национальные сберегательныеоблигации выпускаются Министерством финансов Республики Казахстан в дематериализованнойформе сроком обращения 364 дня (52 недели). Проценты по доходностивыплачиваются ежеквартально.
Ноты Национального БанкаРеспублики Казахстан.
Представляют собой инструментденежно-кредитной политики, предназначенный для регулирования денежной массы вобращении.
Краткосрочные ноты со срокомпогашения до 90 дней первоначально продаются по цене ниже номинальнойстоимости, а погашаются по номинальной стоимости. Выпускаются вбездокументарной форме с номинальной стоимостью 100 тенге, цена отсечения — минимальная дисконтированная цена. Удовлетворение заявок начинается снаименьшего дисконта и заканчивается при том дисконте, при которомисчерпывается объем эмиссии.1.3.Становлениеи развитие рынка ценных бумаг в Казахстане
Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироватьсяв первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращатьнехарактерные для центральных банков функции в пользу стандартных. Вчастности, Национальный банк стал предоставлять прямые кредиты правительствуна покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготнойставке) и одновременно сокращать их объемы.
В 1998 году прямое кредитование правительства былополностью прекращено, а весь правительственный долг перед Национальным банкомбыл переоформлен в специальные десятилетние облигации МЕАКАМ. Со своейстороны с 1994 года министерство финансов начало переходить к неинфляционнымметодам финансирования дефицита бюджета — заимствованию на внутреннем рынкепутем выпуска ценных бумаг. Первыми ГЦБ были трехмесячные казначейские обязательства.В течение первых 6 месяцев аукционы по ним проводились редко и нерегулярно,примерно один раз в месяц, но уже к концу года они стали проводитьсяеженедельно.
Сейчас частота проведения аукционов по размещению ГЦБминистерства финансов увеличилась до 2-3 раз в неделю. Значительно выросли иобъемы размещения. Если не учитывать специальные ценные бумаги МЕАКАМ иАВМЕАКАМ, то их годовой выпуск увеличился с 1995 года по 2000 год более чем в 6раз, с Т10,5 до Т61,2 млрд. В 1999 году в связи с апрельской девальвацией тенгеинтерес к тенговым ГЦБ упал. Министерство финансов с целью поддержания рынканачало выпускать краткосрочные валютные ЦБ, а также осуществило выпускспециальных валютных облигаций АВ-МЕКАМ. В настоящее время краткосрочныевалютные ценные бумаги полностью погашены, а пятилетние были конвертированы вмае 2000 года в еврооблигации.
Валютные ГЦБ не принесли их владельцам каких-либосверхдоходов. Они имели повышенную доходность только в период с апреля по июнь1999 года (по 3-х месячным — по сентябрь). Период повышенной доходности затемсменился периодом очень низкой доходности по причине стабилизации курсатенге, после чего их доходность стала сравнима с доходностью тенговых бумаг.
ГЦБ министерства финансов являются не толькоинструментом заимствования правительства на внутреннем рынке, но и инструментомрегулирования денежной базы Национального банка на вторичном рынке. В связи стем, что Национальный банк не может приобретать ГЦБ на первичном рынке, аобъем их на вторичном рынке пока очень невелик, то портфель ГЦБ Нацбанканедостаточен для целей регулирования денежной базы. Поэтому Национальный банк с1995 года был вынужден выпускать свои ценные бумаги — ноты.
Ноты Национального банка имеют короткие сроки обращения — от7 до 91 дня, достаточные для оперативного регулирования денежной базы ипоэтому они не конкурируют с ценными бумагами правительства. В апреле 1999года, в период введения режима свободно плавающего обменного курса,Национальным банком также выпускались валютные ноты, в том числе в разовомпорядке специальные ноты для защиты пенсионных активов.
Увеличение объемов поступлений в республиканский бюджет в2000 году определило относительно невысокую потребность бюджета в заемныхсредствах, и в этом году впервые за годы существования рынка ГЦБ объемпогашения ценных бумаг превысил объем их размещения. Кроме того, министерствофинансов снизило объемы заимствования и увеличило сроки размещениягосударственных казначейских обязательств. Наблюдалась устойчивая тенденцияснижения уровня доходности на внутреннем рынке: только за 2000 год доходностьпо краткосрочным бумагам снизилась более чем в 2 раза.
Высокийуровень ликвидности на финансовом рынке при значительном снижении чистойэмиссии ценных бумаг правительства привел к тому, что Национальный банк длярегулирования избыточной ликвидности банков был вынужден в прошлом годуувеличить выпуск тенговых краткосрочных нот более чем в два раза по сравнению с1999 годом. Объем выпуска нот составил Т132,5 млрд., что привело кзначительному увеличению доли нот НБК в структуре всех государственныхтенговых бумаг в обращении.
Рынок ГЦБ развивался не только в направленииколичественного роста, за эти годы на нем произошли глубокие качественныеизменения. Постоянно расширяется спектр государственных ценных бумаг,увеличиваются сроки их обращения. Если в 1994 — 1996 годах эмитировалисьтолько краткосрочные бумаги (3-х, 6-ти и 12-и месячные бумаги), то с 1997 годаэмитируются и среднесрочные дисконтированные и индексированные бумагиминистерства финансов.
Начиная с 2000 года объем выпуска среднесрочныхценных бумаг становится значительным и их выпуск достигает Т11,2 млрд., или23,4 % от всего выпуска тенговых ГЦБ министерства финансов. С 2000 годарегулярно выпускаются двух и трехлетние дисконтированные и индексированные поинфляции ценные бумаги, по которым отмечается достаточно устойчивый спрос.Так, в 2001 году, несмотря на снижение доходности, по отдельным видам этихбумаг спрос превышал предложение более чем в 5-6раз.
В первом квартале текущего года рынок ГЦБ развивалсядостаточно динамично и характеризовался положительными тенденциями: прекращенвыпуск валютных ценных бумаг, удлиняются срокивыпуска тенговых инструментов и значительно снизилась доходной к ним.Стабильность обменного курса тенге способствовала существенному снижениюинфляционных и девальвационных ожиданий инвесторов и повышению спроса на ГЦБ. Вэтих условиях возможным постепенное удлинение сроков заимствования и снижениедоходности при первичном размещении и казначейских обязательств.
Дальнейшее развитие рынка ГЦБ по мнению Национальногобанка, должноидти в направлении еще большего расширения спектрагосударственных ценных бумаг (в частности, увеличения сроков обращениясреднесрочных ценных бумаг до 5 лет). Это поможет рынку приобрестинадежные среднесрочные индикаторы, что будет способствовать становлению вКазахстане развитого капитала и развитию вторичного рынка.Сложившаясямакроэкономическая ситуация весьма благоприятна для решения этой задачи: всреднесрочном плане прогнозируется дальнейшее снижение темпов инфляции.
Вывод: рынок ценных бумаг служит важнейшим механизмомоздоровления финансовой системы и преодоления спада производства, а также впреодолении инфляционных процессов. РЦБ позволяет реализовать основноенаправление бюджетной политики по безинфляционному покрытию государственногобюджета.Глава 2. Состояние рынка ценных бумаг насовременном этапе2.1.Современное состояние рынка ценных бумаг
Сейчас Казахстан стоит на пути развития рынка ценных бумаг,учитывающего как исторические казахстанские традиции, так и опыт стран сразвитой рыночной экономикой.
Как известно, основная цель развития рынка ценных бумаг-содействовать эффективному развитию экономики Казахстана, ускорениюфинансовой стабилизации и экономическому росту на основе активизации работывсех субъектов рыночной экономики, в первую очередь, населения.
Рынок ценных бумаг может развиваться только при нормальныхтоварно-денежных отношениях и отношениях собственности. Преобразованиегосударственной собственности в формы собственности, адекватные новым рыночнымотношениям, в значительной мере осуществляется путем ее приватизации.
В последние десятилетия приватизация имела место во многихстранах мира. Особенно интенсивно она проводилась в Англии. Но в странахЗапада приватизация происходила в период развитой рыночной экономики, когдаемкость рынка позволяла поглотить любое количество акций приватизируемыхпредприятий. У нас же ситуация иная.
В условиях неразвитого казахстанского рынка ценных бумагприватизация, напрямую связанная с акционированием, является начальнымимпульсом для формирования рынка ценных бумаг, поскольку позволяет участвоватьв нем большинству предприятий и населения. С воссозданием рынка ценных бумагценные бумага превращаются в финансовые инструменты, доступные широким слоямнаселения.
В целом, развитие рынка ценных бумаг позволитстимулировать рост сбережений населения и расширить выбор объектовинвестирования, создать механизм активного воздействия на работу предприятийпутем установления курсов ценных бумаг, отражающих их финансовое состояние, атакже повысить эффективность работы различных финансовых институтов путемоперативного управления фондовым портфелем.
В рыночной экономике важная цель отводится ценным бумагамкак инструменту аккумулированияфинансовых ресурсов и направления их в сферы наиболее прибыльного использованиякапитала, инвестирования производства в отраслях, испытывающих хроническийнедостаток капиталовложений, привлеченияв хозяйственный оборот временно свободных средств юридических и физическихлиц.
Вкладчиков, прежде всего, интересуют доходность инадежность ценной бумаги. Инфляционное обеспечение денег постоянно вносит своикоррективы. Любой инвестор стремится получить не только существенный приростсвоего капитала в номинальном виде, но и сделать это какможно быстрее.Никто не желает в условиях постоянного роста цен оставлять свои средства вНеликвидных ценных бумагах на длительный срок. Таким образом, общее состояниеэкономики, рост цен, банкротство финансовых институтов накладываютопределенные ограничения на становление и нынешнее состояние рынка ценныхбумаг в Казахстане. С формированием экономической системы, а также принятиемНациональной программы разгосударствления и приватизации ускорился процессформирования основных элементов рынка ценных бумаг. Преобразованиегосударственных предприятий в АО позволило использовать им один из наиболееэффективных Механизмов привлечения инвестиций — выпуск акций[7].
Дополнительный импульс развитию рынка ценных бумаг даетполитика секьюритизации страны, т.е. процесса расширения использования ценныхбумаг в качестве инструмента, опосредствующего движение ссудного капитала, атакже придания другим Инструментам форм, традиционно присущих ценным бумагам.Этот опыт накоплен многими странами, и в настоящее время государство дляпокрытия дефицита бюджета все чаще прибегает не к эмиссиям денежных знаков, а квыпуску государственных ценных бумаг. На этот же путь становятся имуниципалитеты.
Рынок ценных бумагоблегчает и расширяет доступ всем субъектам экономики к получению необходимыхим денежных ресурсов. Выпуск акций позволяет получать финансовые ресурсыбесплатно и бессрочно, до конца существования предприятий; выпуск облигацийпозволяет получать кредит на более выгодных условиях по сравнению с условиямибанков-монополистов, что способствует дальнейшему развитию рынка ценных бумаг[8].
Как и многие страны, вставшие на путь рыночной экономики,Казахстан сталкивается со значительными трудностями в развитии рынка ценныхбумаг. Отсутствие в прошлом этого вида деятельности, помимо соответствующихгосударственных законодательных актов, требует целенаправленного стимулированияего развития, поддержания обратной связи между участниками рынка ценных бумаги регулирующими органами, выработки у широких слоев населения культурыобращения с ценными бумагами, привития интереса к инвестированию, устранениянегативного представления о «нетрудовом» характере доходов,получаемых от вложения в ценные бумаги.
Еще к началу прошедшего 1999 г. государству удалось решитьбольшинство из задач, касающихся проблемы развития рынка ценных бумаг,поставленных в Программе развития от 1996 г., в реализации которой удалосьсоздать и развить инфраструктуру фондового рынка. Но ее успешная реализация темне менее не дала реальной активизации фондового рынка страны и вовлечения винвестиционный процесс широкого спектра потенциальных участников.
К 2001 году уже полностью сформирован рынок государственныхценных бумаг, имеющий налаженную инфраструктуру и отработанные механизмыпроведения операций[9]. Государственные ценные бумаги являютсяодним из самых надежных видов ценных бумаг, обращающихся на казахстанскомфондовом рынке[10]. Также создана базоваязаконодательная, институциональная и техническая инфраструктура рынканегосударственных эмиссионных ценных бумаг[11]. Рынок корпоративных ценных бумаг вКазахстане развивается не столь активно, хотя именно данный элементфинансовой системы во многом предопределяет эффективность функционированиярыночной экономики.
Программа развития рынка ценных бумаг на 1999 -2000 гг.исходит из того, что активизация фондового рынка и увеличение его объемов неявляются самоцелью. Необходимо избежать ошибок, совершенных многимиразвивающимися странами, создавшими спекулятивные рынки, неизбежные крахикоторых приводят к общему кризису экономики. Сложившаяся ситуация влечет засобой пересмотр роли иностранных портфельных инвестиций в формированиивнутреннего рынка ценных бумаг. Целью новой программы и является задействованиерынка ценных бумаг как эффективного механизма мобилизации и перераспределениявнутренних сбережений и средств потенциальных иностранных инвесторов с созданиемнеобходимых условий для привлечения портфельных инвестиций в реальнуюэкономику[12].
B Казахстанестабильно продолжает функционировать рынок государственных ценных бумаг, представленныйна 1 января 2000 г.:
— номинированными в тенге государственными казначейскимиобязательствами Министерства финансов Республики Казахстан (МЕККАМ — 3,6,12месяцев в обращении);
- государственными среднесрочными казначейскими обязательствами(МЕОКАМ — 24);
— специальными казначейскими обязательствами сосроком обращения десять лет (МЕАКАМ — 120);
— национальными сберегательными облигациями (НСО);
— краткосрочными нотами Национального банка, используемымив целях регулирования денежной массы;
- государственными индексированными казначейскими обязательствами(МЕИКАМ — 3,6,12)
- номинированными в долларах США специальными валютнымигосударственными облигациями (АВМЕКАМ);
— краткосрочными валютными обязательствами (МЕКАВМ-3,6,9,12);
- дисконтными и купонными облигациями гг. Алматы и Астаны,соответственно.
По состоянию на 1 января 2000 г. суммарный объем находящихсяв обращении государственных ценных бумаг Республики Казахстан составляет112970,0 млн. тенге, в том числе номинированных в тенге — 66528,8 млн. тенге,номинированных в доллаpax США — 46441,21 млн. тенге.-4
Удельный вес негосударственных ценных бумаг, а также ценныхбумаг международных финансовых организаций составляет 1899,8 млн. тенге[13].
В 2000 г. существенное развитие получили казахстанскиеинституциональные инвесторы. Деятельность Национальной комиссии будетнаправлена на сохранение имеющихся позитивных тенденций и на решениесуществующих проблем.
Стабилизация ситуации на рынке ценных бумаг и его подъем наступилив 2000–2001 гг. Основным фактором общего улучшения ситуации стала активизациярынка корпоративных облигаций, который до 1998 г. в Казахстане практически несуществовал.
В 2002 году объем выпуска государственных ценных бумаг составил пономинальной стоимости 200099,1 млн. тенге, что на 19,3% больше чем в 2001 году.
В целом если 2000 год можно назвать годом реального запуска рынканегосударственных облигаций и стабилизации институциональной инфраструктурыфондового рынка, то в 2001 году были предприняты меры по повышениюпривлекательности инвестирования в ценные бумаги. Одним из значимых событий2001 года стало упразднение Национальной комиссии Республики Казахстан поценным бумагам с передачей ее функций и полномочий Национальному Банку.
К 2003 году рынок ценных бумаг Казахстана можно считатьсформированным, хотя существует много проблем.
Сегодня казахстанский рынок ценных бумаг — механизм дляудовлетворения взаимных интересов инвесторов и эмитентов (данная оценка находитподтверждение в результатах обзора международными экспертами стран Центральной,Восточной Европы и СНГ). И хотя потенциал рынка ценных бумаг реализован далеконе полностью, его позитивные достижения и тенденции развития налицо.
Таким образом, на сегодняшний день состояние экономикиКазахстана, на мой взгляд, не может быть полноценного рынка ценных бумаг,потому что уровень его развития во многом зависит от благосостояния населения,которое определяет спрос на ценные бумаги. Поэтому экономический рост,сопровождаемый увеличением доходов населения, главный фактор возрождения рынкаценных бумаг. Сказать, что в нашей республике рынок ценных бумаг вообще не былразвит, нельзя. Хоть и в малой степени, но обращение государственных ценныхбумаг имели место. Однако развитие рынка ценных бумаг за счет выпускакорпоративных ценных бумаг приобрело особую актуальность лишь в настоящеевремя.2.2. Роль банков в развитии рынка ценных бумаг
B Казахстанекоммерческие банки также рассматривают деятельность на рынке ЦБ как одно изважнейших направлений своей деятельности. Многие из них уже создали или создаютструктурные подразделения по работе с цепными бумагами, которые функционируюттаким образом, что банки в одних случаях являются инвесторами, в других —эмитентами, в третьих — посредниками.
Выступая в качестве инвесторов, коммерческие банки покупаютценные бумаги государства, различных акционерных обществ и таким образомформируют свой портфель ценных бумагу. Интерес банков заключается, даже, нестолько в получении в будущем дивидендов, сколько в возможности участия вкачестве акционеров в управлении делами той или иной компании. Присутствует иопределенный спекулятивный интерес. Если дела данной компании пойдут успешно,ее акции будут котироваться высоко, и в определенный момент их можно будетпродать, реализовав прибыль в виде курсовой разницы.
Инвестиционная деятельность казахстанских коммерческихбанков на РЦБ в настоящее время значительно отличается от той, которуюпроводят, например, коммерческие банки США. Главная цель формирования портфеляЦБ коммерческих банков США — обеспечение ликвидности банковских операций. Считается,что ссудные операции несут в себе значительный риск, поэтому определенная доляресурсов банка должна находиться е формевысоколиквидных активов, в частности вложений в ценные бумаги. Однако это нелюбые ценные бумаги, а главным образом облигации займов федеральногоправительства, обладающие высоким рейтингом надежности и хорошей ликвидностью.В результате в случае потребности в дополнительных кредитных ресурсах банкможет получить их путем реализации ценных бумаг из своего портфеля, а приизбытке кредитных ресурсов обратить соответствующую их часть в высоколиквидныеЦБ.
Портфели ценных бумаг отечественных коммерческих банковотчасти формируются из акций акционерных обществ, которые, как правило,возникли недавно, и будущее их неизвестно. Инвестиции в такие ценные бумагивысоколиквидными активами назвать нельзя, они близки по риску к кредитнымвложениям. И если кредитный риск ограничивается, как правило, несколькимимесяцами, то акции являются бессрочными ценными бумагами, и в связи с этимсредства, вложенные в них, подвержены даже большему риску, чем кредитныевложения. Преодолеть подобную ситуацию можно только путем развития рынкагосударственных ценных бумаг. В этом случае портфели ЦБ коммерческих банковбудут иметь структуру, более соответствующую их функциональному назначению какрегуляторов ликвидности.
Коммерческие банки в Казахстане играют активную роль встановлении фондового рынка.
В ближайшем будущем получат развитие и такие направленияработы коммерческих банков с ценными бумагами, как доверительные трастовыеоперации с векселями. С принятием «Временного положения о вексельнойсистеме расчетов» Национальным банком РК в сферу банковской деятельностивошла еще одна ценная бумага.
Сегодня в Казахстане конкурируют между собой банки,представляющие два разных направления развития экономики — капитализмбюрократический и капитализм частнопредпринимательский. Но поскольку управлятьэкономикой (а значит, определять пути ее развития) может только тот, ктовладеет собственностью, то и рынок ценных бумаг (как определяющий, комупринадлежат титулы собственности и обеспечивающий их перемещение) приобретаетособую экономическую и историческую значимость.
Какие бы цели не ставили перед собой банки на фондовомрынке или в иных областях, для их достижения им в первую очередь нужнысредства. В данном случае интерес представляют средства, образованные за счетэмиссии ценных бумаг.
Их роль изначально весьма значима: без эмиссии ценных бумагне может быть образован уставной капитал банка и поэтому невозможно само егосуществование. Может возникнуть вопрос: стоит ли называть доли собственности,приобретаемые участниками банков, акционерного общества закрытого типа,ценными бумагами? В принципе — да, и не столько исходя из самого названияобщества, сколько из того, что эти доли несмотря на все ограничения все жемогут менять владельцев
Впоследнее время банки все более активноприобретают ценные бумаги других предприятий и организаций. Цель у них та же,что и у инвесторов, вкладывающих средства в акции банков, — закрепление засобой прав собственности. Достигается это путем участия в образовании новыхпредприятий или акционировании уже существующих. Банки в силу спецификидеятельности и практически полного отсутствия зарубежной конкуренциивыигрывают битву за собственность, которая с момента начала приватизацииявляется скрытой пружиной, приводящей в действие многие рычаги в экономикеКазахстана. Но, оттесняя конкурентов от контроля за экономикой, финансовыйкапитал сталкивается с не менее мощной силой — государством. Практически неигравший самостоятельной роли при социализме Национальный банк Республикисегодня укрепил свою независимость и усилил свою роль в регулированииденежно-кредитной сферы. Наращивается золотовалютный резерв Нацбанка, который кконцу 2000 г.составил 1,7 млрд. долларов, 2002 г. – 1, 83 млрд. долл..
Наиболее мощные потенциальные инвесторы в Казахстане —коммерческие банки, так как созданные инвестиционные приватизационные фондыпока не способны осуществлять реальные инвестиционные программы.
Коммерческий банк (тем более небольшой) должен оберегатьсвою независимость. Люди, им владеющие, обязаны помнить, как легко может уйтиот них реальный контроль за делом. Если все-таки потребовалась дополнительнаяэмиссия, то следует отдать предпочтение закрытой подписке. Всеми средствами(поддержанием курса акций, трастовыми договорами, дополнительнымисоглашениями) необходимо стремиться ограничить участие новых акционеров вуправлении банком.
Законодательство разрешает коммерческим банкам выпускатьследующие виды ценных бумаг: акции, облигации, депозитные и сберегательныесертификаты, чеки и векселя. И хотя банки реализуют это право по мере своихвозможностей, привлекательность того или иного финансового инструмента для егоэмитента и покупателя остается неодинаковой. Разница в отношении различныхвидов ценных бумаг определяется намерениями инвесторов и законодательнымиограничениями в этой сфере.
Коммерческиебанки могут выступать в качестве имитентов собственных акций, облигаций,векселей, депозитных сертификатов и других ценных бумаг, а так же ролиинвесторов, приобретая ценные бумаги за свой счет, и, наконец, банки имеютправо проводить посреднические операции с ценными бумагами, получая за этокомиссионное вознаграждение (рис. 1)
Вывод:сегодня значение портфеля государственных ценных бумаг для банков качественноменяется. Если раньше банки могли рассчитывать на достаточно адекватнуюрыночным индикаторам доходность по государственным ценным бумагам, то сейчаспортфель государственных ценных бумаг в большей степени рассматривается какгибкий технологичный инструмент управления ликвидностью банка, который намногофункциональнее корреспондентского счета.
Схема деятельности коммерческих банков на РЦБ./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Рынок ценных бумаг /> />
Коммерческий банк /> /> /> /> /> /> />
Финансовый брокер /> />
Инвестиционный консультант /> />
Доверенное лицо /> />
Депозитарий />
Рис. 1Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынкаценных бумаг
Одной из основных проблем, тормозящих развитие рынка ценныхбумаг в Казахстане, является неразвитая законодательная база. Действующеезаконодательство не полностью раскрывает такие вопросы функционирования рынкаценных бумаг, как обеспечение защиты прав и интересов инвесторов, создание идеятельность управляющих инвестиционными фондами, эмиссия и обращениепроизводных ценных бумаг и др.[14]. Основной причиной, негативноповлиявшей на развитие казахстанского рынка ценных бумаг, стал глобальныйфинансовый кризис развивающихся рынков, в результате которого иностранныеинвесторы начали ускоренный вывод из Казахстана своих капиталов. Существовалтакже ряд субъективных причин, по которым рынок не получил нормальногоразвития.
Как мы уже отмечали, процесс развития рынка ценных бумагносит сложный и зачастую неоднозначный характер. Основополагающим принципомданного процесса должны быть комплексность и системность, что позволитсбалансировано и гармонично эволюционировать всем элементам рынка.[15]
Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновениюдругих рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения ивзаимостимулирования. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себякапиталы, а с другой, перемещает их через механизм ценных бумаг на другиерынки, способствуя их развитию[16]. Масштабы и значение рынка ценныхбумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономическогопроцесса, процесса воспроизводства вообще. Поэтому все участники рынка имеютпрямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно организован ижестко контролировался в первую очередь самым главнымего участником- государством.
Казахстанский фондовый рынок пока не перешел к стадии активногороста, что выражается в низкой эмиссионной активности организаций — эмитентов негосударственных ценных бумаг. Определенный оптимизм вызывает тотфакт, что в IV квартале 1999 г. произошло повышение цен и увеличениеобъемов сделок со всеми наиболее популярными акциями.
Можно сделать вывод о подтверждении сделанных ранееНациональной комиссией прогнозов относительно постепенного увеличения объемовсделок с наиболее популярными акциями и цен на них вследствие повышенияинвестиционной активности КУПА. Положительный опыт в выпуске принципиальнонового инструмента — облигаций местных исполнительных органов – будет способствовать тому, что в будущем финансовый рынок получит дополнительныеинструменты, а казахстанская экономика — дополнительные финансовые ресурсы.[17]
Следует напомнить, что все сделки с ценными бумагами осуществляются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеющимиразрешение на совершение тех или иных операций, купля-продажа ценных бумагпроизводится в письменной форме путем подписания сторонами договора. Фондовыебиржи в своих правилах ведениябиржевой торговли могут предусмотреть и иные требования к форме совершениясделок с участием профессиональных посредников. При совершении сделок с ценнымибумагами профессионалы рынка ценных бумаг, осуществляя консультационнуюдеятельность при даче рекомендаций по операциям с ними, должны прежде максимальнополно установить инвестиционные цели и задачи клиента, сохранять коммерческуютайну обо всех его сделках и не допускать ознакомления с ней третьих лиц.Все операции с ценными бумагами (с фондовыми особенно) подробнорегламентируются нормативными актами, но в Казахстане это пока не регулируется[18].
Что касается практической реализации программы«голубые фишки», предусматривающей вывод на организованный фондовыйрынок части государственных пакетов акций наиболее крупных и привлекательныхдля инвесторов казахстанских компаний, то это по времени совпало с началом мировогофинансового кризиса.
Не способствует популяризации негосударственных ценныхбумаг и действующая система налогообложения, предоставляющая государственнымценным бумагам и банковским депозитам заведомо более выгодные условия посравнению с негосударственными Ценными бумагами [19].
Казахстан постоянно испытывает влияние мировыхфондовых бирж, на которых обращаются различные ценные бумаги. На крупнейшей вмире фондовой бирже в Нью-Йорке обращаются акции (в основном, именные)внутренних (американских) и иностранных компаний, облигации (именные и напредъявителя), инвестиционные сертификаты. На Токийской бирже торгуют, главнымобразом, именными акциями внутренних эмитентов и небольшим процентом долговыхценных бумаг (именных и предъявительских). На Лондонской фондовой биржеобращаются иностранные и внутренние ценные бумаги (на предъявителя и именные,соответственно). Это — твердопроцентные акции и облигации государственныхзаймов, а также инвестиционные сертификаты .
В каждой стране существует не одна, а целая системафондовых бирж. По роли, которую играют отдельные биржи в национальных биржевыхсистемах, можно выделить группу стран с моно- и полицентрическими системамифондовых бирж.
Всистемах первого типа доминирует одна биржа, расположенная в главномфинансовом центре страны, остальные имеют региональное значение (США, Италия,Франция, Япония). Так, на Миланской и Парижской фондовых биржах сосредоточенооколо 95% национального оборота ценных бумаг, на Нью-Йоркской и Токийской, — соответственно, 84 и 80%. Развитие организованного фондового рынка в Казахстанепроисходит в рамках этой биржевой системы.
Полицентрические системы фондовых бирж функционируют вГермании, Австрии, Канаде, Швейцарии. Деятельность региональных бирж, какправило, направлена на обслуживание ценных бумаг местных компаний и часто невыходит за рамки определенного района. Однако надо отметить тенденциюобъединения провинциальных бирж. К полицентрическому устройствуорганизованного рынка ценных бумаг тяготеет российская биржевая система, представленнаязначительным количеством региональных структур. Фондовый рынок, как и всяэкономика в целом, не застрахован от спадов и других потрясений, иногдавызывающих паралич всей экономической деятельности. Рынок ценных бумаг всегдабыл и будет индикатором финансово-экономического здоровья государства: резкоепадение биржевых курсов служит грозным предзнаменованием общей финансовойкатастрофы в стране, всякое же оживление экономики немедленно сказывается наобъемах финансовых операций[20].
В целях активизации фондового рынка Национальная комиссияРеспублики Казахстан по ценным бумагам разработала проект программы развитияфондового рынка на 1999 — 2000 гг., который направлен для обслуживания заинтересованнымминистерствам и ведомствам.
Новая программа обращена на формирование фондового рынка вкачестве эффективного механизма мобилизации и перераспределения средствотечественных и иностранных инвесторов, привлечения инвестиций в реальнуюэкономику Казахстана. Одна из основных ее задач — совершенствование регулированияфондового рынка и финансового рынка в целому.
Ожидается, что в нынешнем году процесс развития казахстанскогорынка ценных бумаг будет носить эволюционный характер. В этот период, скореевсего, не произойдет усиления стагнационных процессов. Наиболее вероятнымсценарием развития событий представляется увеличение объемов сделок с наиболеепопулярными ценными бумагами. Представляются вероятными следующие изменения винфраструктуре рынка ценных бумаг: количество небанковских организаций к концу2000 г. составит не более 10 — 15, на базе KASE и Центральногодепозитария будет создана общереспубликанская торгово-расчетная система,позволяющая, во-первых, участвовать в биржевых торгах, находясь в любомрегионе Казахстана, во-вторых, осуществлять различные сделки по способам их заключенияи исполнения, в-третьих, обеспечивать высокую степень прозрачности фондовогорынка.
Сокращение количества брокеров-дилеров — небанковских организацийи регистраторов — не окажет негативного влияния на общее состояние рынкаценных бумаг, так как будет компенсировано обеспечением доступа клиентов излюбых регионов Казахстана к их услугам через посредников, осуществляющихдеятельность на рынке ценных бумаг, и их действующими и потенциальнымиклиентами.
Для полноценного функционирования рынка ценных бумагнеобходимо создание механизма государственного регулирования фондового рынка,сочетающего в себе учет интересов инвесторов и государства, с максимально возможнымего невмешательством в практику фондовой торговли. Следует постоянно изучатьопыт других стран, чтобы в процессе развития рынка ценных бумаг избежатьмногих ошибок. Значительный импульс придаст участие иностранных инвесторов,помощь компетентных международных организаций[21].
В Казахстане было бы полезным при Национальной комиссии поценным бумагам организовать специализированный отдел аналитиков, готовящиханалитическую информацию для открытой печати, что заинтересует и расширитвозможности инвесторов для вложения свободных средств в ценные бумаги и послужитсвоеобразным «толчком» развития рынка ценных бумаг.
Планируется:
1) обеспечить развитиевнутренних институциональных инвесторов и таким образом решить проблемупривлечения сбережений населения в экономику Казахстана;
2) повысить инвестиционную привлекательностьказахстанских негосударственных ценных бумаг;
3) сбалансировать спрос и предложение на ценные бумаги,
создав, с одной стороны, широкий выбор инструментов, а сдругой, устойчивую инвесторскую базу;
4) завершить приватизацию государственных пакетов акций«голубых фишек».
Еще разподчеркнем, что для привлечения на фондовый рынок максимально широкого спектраинвесторов государство в большей степени будет ориентироваться на возможностивнутренних инвесторов. Основная ставка может быть сделана на различные формыколлективного инвестирования. Государство также должно поддерживатьиностранных портфельных инвесторов, ориентированных на долгосрочное присутствиена казахстанском рынке ценных бумаг. Необходимо защитить внутренний финансовыйрынок с помощью контроля притока иностранных инвестиций в те или иные секторыэкономики, а также их перераспределение, исходя из приоритетов государства.
Отечественный рынок ценных бумаг должен предоставить гражданамреспублики возможность беспрепятственного участия в процессе становления рынкаи использования ценных бумаг как альтернативного варианта инвестированиясвободных финансовых ресурсов. Именно эти возможности позволят реализоватьпредлагаемую Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагаммодель развития рынка ценных бумаг[22].
В целом, при выполнении всех запланированных мероприятий вКазахстане удастся создать все необходимые условия для развития рынка ценныхбумаг в качестве регулятора всех рыночных отношений и механизма мобилизациисвободных финансовых ресурсов в различные отрасли и секторы экономики.
Рынок государственных ценных бумаг формировалсяпостепенно. Во-первых, наращивались объемы обращающихся на рынке ценных бумаг.Это относится как к первичному (см. рис. 1), так и к вторичному рынку ГЦБ (см.рис. 2).
/>
Рис. 2. Объем выпущенных ГЦБ
/>
Рис. 3.Объемы сделок на вторичном рынке ГЦБ[23]
Создание за относительно короткое время удовлетворительнофункционирующего рынка государственных ценных бумаг является плюсом для экономикистраны, тем не менее данный рынок имеет противоречия, которые должны бытьустранены путем его дальнейшего совершенствования. Во-первых, этот рынокконцентрирует большую часть всех свободных рыночных ресурсов, отвлекая их темсамым от инвестиционных вложений в реальный сектор экономики. Поэтому долженсохраняться контроль за тем, чтобы эмиссия ГЦБ оставалась в границах, не подрывающихинвестиционные перспективы. Во-вторых, постоянное наращивание выпуска государственныхдолговых обязательств приводит к повышению расходов государства по обслуживаниюдолга, а также нарушает соотношение потоков финансовых ресурсов междугосударством и предприятием.[24]
Противоречия функционирования рынка ГЦБ могут быть преодоленыпутем дальнейшего совершенствования этого сегмента финансового рынка.
Основными направлениями дальнейшего развития внутреннегорынка государственных ценных бумаг, на наш взгляд, станут:
- снижение доходности государственных ценных бумаг;
- реструктуризация внутреннего долга в пользу более долгосрочныхзаимствований;
- расширение круга держателей государственных ценных бумаг;
- развитие сектора государственных ценных бумаг местныхорганов управления (муниципальных ценных бумаг).
Основным условием развития финансового рынка являетсяснижение доходности государственных ценных бумаг, так как высокая доходностьведет не только к увеличению стоимости обслуживания государственного долга, нои повышает общий уровень цен на заемные ресурсы. Сейчас многие коммерческиебанки рассматривают рынок ГЦБ как наиболее надежный и в достаточной степенидоходный объект вложения свободных финансовых ресурсов. Именно поэтому в своемарсенале они в большинстве случаев имеют два основных источника доходов — вклады в инструменты рынка государственных ценных бумаг и комиссионные запредоставление услуг. Все это значительно осложняет ситуацию с инвестированиемреального сектора экономики.[25]
Необходимо отметить, что в процессе развития все же удалосьзначительно снизить доходность государственных ценных бумаг, за счетактивизации на рынке накопительных пенсионных фондов данная тенденция, возможно,будет сохраняться. Однако достичь оптимального уровня доходности,соответствующего реальным возможностям экономической системы, на сегодняшнийдень пока не удалось.
Одной из мер по снижению стоимости обслуживания государственногодолга является его реструктуризация в пользу более долгосрочных заимствований.Министерством финансов предпринимаются шаги по удлинению сроков займов, тем неменее сейчас, как и прежде, в структуре рынка ГЦБ большую часть занимаюткраткосрочные инструменты.
Кроме того, стоимость обслуживания государственного долгаможно уменьшить, увеличив число инвесторов, желающих участвовать в кредитованиигосударства. На сегодняшний день актуальным является привлечение на рынокнаселения и нерезидентов. Что касается населения, то сегодня оно практическине участвует на рынке государственных долговых обязательств. В Казахстанепо-прежнему основная доля государственных ценных бумаг приобретаетсяпервичными дилерами за свой счет. Ранее, до апреля 1999 гМинистерствомфинансов Республики Казахстан эмитировались национальные сберегательныеоблигации, предназначенные для размещения в т.ч. и среди физических лиц. Но всвязи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса тенге внастоящее время данные ценные бумаги оказались практически не востребованы.Поэтому для привлечения сбережений населения необходимо использовать новыеликвидные инструменты, которые могут быть возвращены эмитенту в любое времяили по истечении определенного срока держания. При этом важную роль играетстоимость государственных облигаций, которая должна быть минимальной, т.е.доступной большинству граждан.
Помимо привлечения сбережений населения, значительноувеличить возможности инвестиционного механизма позволяет участие нерезидентовна рынке ценных бумаг. Первый шаг в направлении решения данной задачи ужесделан — принято принципиальное решение о допуске нерезидентов на внутреннийрынок государственных ценных бумаг.
Перспектива участия иностранных инвесторов на рынке ценныхбумаг будет напрямую зависеть от умения преодолеть кризис доверия со сторонызападных инвесторов, которые еще очень плохо знакомы с условиями иособенностями отечественного фондового рынка, чтобы в больших масштабахзаняться операциями с новыми для них инструментами.
Дальнейшее совершенствование рынка государственныхдолговых обязательств предполагает развитие сектора государственных ценныхбумаг местных исполнительных органов.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетнойсистеме» местные исполнительные органы имеют право заимствовать средства уюридических и физических лиц, иностранных государств для финансированиярегиональных инвестиционных программ, согласованных с правительствомРеспублики Казахстан. Заимствование может осуществляться в форме договоров(соглашений) займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов.Основываясь изданном праве, Мангыстауская область впервые в истории финансовогорынка Казахстана произвела эмиссию валютных облигаций местных исполнительныхорганов на сумму около 3 млн. долл. США. Этому примеру вскоре последовалиместные исполнительные органы Атырауской области, городов Алматы и Астаны.
Таким образом, первые шаги в развитии рынка муниципальныхценных бумаг сделаны. Однако в настоящее время предложение ГЦБ местныхисполнительных органов еще весьма ограничено.
Превратить рынок муниципальных облигаций в мощное средствопривлечения капитала можно лишь предпринимая меры по дальнейшему его совершенствованию.Во-первых, необходимо решить макроэкономическую проблему, связанную сденьгами «под матрасом», которые необходимо заставить работать на экономикустраны. Во-вторых, нужно завершить формирование первоначальнойнормативно-правовой базы, регулирующей выпуск государственных ценных бумагместных исполнительных органов, а также разработать стандарты бухгалтерскогоучета, которые сделают местные органы управления более прозрачными структурами.В-третьих, рынку муниципальных ценных бумаг необходима эффективноорганизованная и функционирующая инфраструктура в лице профессионалов попроектированию, юридическому оформлению и рейтингованию займов. В-четвертых,эффективному функционированию рынка муниципальных ценных бумаг будетспособствовать развитие местного самоуправления в республике.
Потенциал рынка муниципальных ценных бумаг неограничен, иего развитие может стать одним из ключевых компонентов роста экономики вближайшие годы.
Говоря о дальнейшем развитии рынка государственных ценныхбумаг, нельзя не затронуть вопроса о перспективах заимствования намеждународных рынках капитала.
Перспективы казахстанских еврооблигационных выпусков будутзависеть как от государственного подхода к регулированию внешних займов, так иот тенденций развития мирового рынка после недавнего кризиса. Относительнаявыгодность еврооблигаций по отношению к внутренним государственным ценнымбумагам будет зависеть, во-первых, от сравнительной динамики их доходности,во-вторых, от темпов прироста курсов иностранных валют.
В будущем возможен выход на рынок еврооблигаций и квазисуверенныхзаемщиков в лице местных органов управления. Но для начала местным исполнительныморганам необходимо приобрести достаточный опыт по выпуску ценных бумаг на внутреннемрынке.
В Казахстане будет сформирована система государственногорегулирования фондового рынка, позволяющая обеспечить эффективную защиту прав иохраняемых законом интересов инвесторов. Для создания реальных механизмовреализации данной задачи будет, прежде всего, усилена роль Национальнойкомиссии Республики Казахстан по ценным бумагам как органа государственногорегулирования рынка ценных бумаг. В этих целях в ходе реализации Программы:
– будут расширены полномочия Национальной комиссии вчасти регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумагс предоставлением ей права на самостоятельное наложение административныхсанкций по отношению к данным участникам;
– Национальной комиссии будут представленыдополнительные права на осуществление контроля за деятельностью эмитентов справом наложения административных санкций в части выполнения ими отдельных нормзаконодательства, определяющих порядок их деятельности и входящих в компетенциюНациональной комиссии;
– в наиболее крупных областных центрах республикибудут созданы территориальные подразделения Национальной комиссии;
– будет разработан и представлен для принятияПарламентом Республики Казахстан закон «О защите прав и охраняемых закономинтересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Вывод: в целом формирование развитого иустойчивого рынка государственных долговых обязательств в перспективе будетзависеть от общей экономической ситуации в стране. Государству же необходимосоздать все условия для развития стимулов к сбережению, накоплению итрансформации их в инвестиции.
Заключение
Важное место среди инструментов фондового рынказанимают государственные ценные бумаги (ГЦБ). Во всем мире государства и ихучреждения являются крупнейшими заемщиками капитала.
С помощью рынка государственных ценных бумаг осуществляетсязаимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческихбанков, финансовых компаний и населения, и полученные таким образом денежныересурсы используются для неинфляционного финансирования дефицитареспубликанского и местных бюджетов. Кроме того, данный сектор фондового рынкаимеет особо важное значение Для экономики страны как инструментденежно-кредитной политики, как ключевой показатель состояния финансовойсистемы государства, а также ориентир Для зарубежных инвесторов.
В Казахстане в последние годы наблюдается некотороеувеличение личных сбережений населения, хотя их удельный вес от ВВП пока ещенизок. Ограниченность личных сбережений, психологическая неподготовленностьнаселения к инвестированию в ценные бумаги явились одной из причин передачигосударственной собственности широким массам населения на безвозмездной основес использованием механизмов ПИКов (приватизационных инвестиционных купонов).
Многие страны на протяжении своей истории прибегали к приватизациикак способу повышения эффективности работы конкретных отраслей ипроизводства. Но если в развитых странах передача государственных предприятийвелась в условиях сложившейся рыночной экономики и, что Особенно важно, вусловиях функционирующего фондового рынка, то страны бывшего социалистическоголагеря вступили на путь приватизации, не имея широкого развития частногосектора, рынка ценных бумаг, накоплений для поглощения реализуемойгосударственной собственности. Используя опыт Венгрии, Польши, Чехии, Словакии,России, Казахстан создает экономику, ориентированную на рыночные структуры исвободное предпринимательство на основе использования системы акционирования,позволяющей разделить стоимость крупных государственных фондов на сотни итысячи долей, продать их заинтересованным лицам и организациям.
Решающую роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграли приватизацияи акционирование государственных предприятий — акционерные общества сталиглавными субъектами этого рынка. По существу, казахстанский рынок ценных бумагсуществует немногим более восьми лет. Первые его элементы появились в 1991 г.,когда на базе законодательства СССР стали создаваться АО, брокерские фирмы,фондовые биржи.
Естественно, в годы его становления не складывалосьчеткого понимания того, что такое ценные бумаги, зачем и как регистрировать ихэмиссии, как защищать права инвесторов и т.д. Поэтому 1991 — 1994 гг.рассматриваются как «учебный период». Если проследить за дальнейшимразвитием рынка ценных бумаг, то можно увидеть, что в 1995 — 1996 гг. государствоосознавало, что существующая инфраструктура фондового рынка явно не совершеннаи требует дальнейшего развития. В этих целях 28 марта 1996 г. Правительствосвоим постановлением утвердило Программу развития рынка ценных бумаг вРеспублике Казахстан. Появились первые регистраторы и учебные центры, которыеподготовили около тысячи специалистов. 31 декабря 1996 г. было принятоПостановление Правительства «Об утверждении перечней хозяйствующихсубъектов, часть которых будет реализована на фондовой бирже», т.е.«Программа „голубые фишки“.
К концу 1996 г. на рынке ценных бумаг определились двеведущие и конкурирующие между собой фондовые биржи — Центральноазиатская иКазахстанская, первоначально созданная как Казахстанская межбанковскаявалютная биржа. В 1997 г. образовано ЗАО „Центральный депозитарий ценныхбумаг“, вместе с Казахстанской фондовой биржей (далее -KASE) ставшееядром технической инфраструктуры фондового рынка. В настоящее время Центральныйдепозитарий и KASE полноценно функционируют.
В 1997 г. появились первые банки-кастодианы. Важнейшимсобытием, произошедшим в этом же году и предопределившим развитие рынка ценныхбумаг Казахстана на последующие годы, стало принятие Закона „О пенсионномобеспечении в Республике Казахстан“, в соответствии с которым с 1998 г. встране введена в действие накопительная пенсионная система.
Мировая практика показывает, что рынок ценных бумагявляется эффективным механизмом мобилизации финансовых ресурсов и сбереженийнаселения, оптимального перераспределения средств в экономике страны.Список литературы
1. Аналитическая информация о состоянии рынка ценных бумагРеспублики Казахстан // Рынок ценных бумаг Казахстана, N 1, 2000. С. 19 — 28.
2. Аналитическая информация о состоянии рынка ценных бумагРеспублики Казахстан // Рынок ценных бумаг Казахстана, N 1, 2000. С. 19 — 28.
3. Аналитическая информация о состоянии рынка ценных бумагРеспублики Казахстан // Рынок ценных бумаг Казахстана, N 1, 2000. С. 19 — 28.
4. Бексултанова А.Ж.Рынок ценных бумаг Казахстана, Алматы: Атамура, 2000, с.41-53.
5. БерзонН.И., Булкова Е.А., Кожевников Н.А., Чаленко А.В. Фондовый рынок. М., Вита-пресс.1998.
6. Галанов В. А.,Басова А. И. Рынок ценных бумаг, Алматы, Данкер, 1996.
7. Государственные ценные бумаги. Итоги 2000 года. «Рынокценных бумаг Казахстана». 2001. № 2. С. 22-27.
8. Джолдасбеков А., Аягузов К. Краткий обзор развитияфондового рынка Республики Казахстан в 1991 — 1994 гг. // Рынок ценных бумагКазахстана. №12, 1999, с. 19-23
9. ДжолдасбековА., Иванова A. Историческая справка о системегосударственного регулирования рынка ценных бумаг Peспyблики Казахстан // Рынок ценных бумаг Казахстана. N 6, 1999.С. 30.
10. Есенов Б.Проблемы и перспективы развития фондового рынка в Казахстане//Саясат. N 6,1999. С. 72.
11. ИльясовК.К. . Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Подред.– Алматы: Бiлiм, с. 11-112.
12. Инвестиционные возможности Казахстана. А., 1997. С. 112.
13. Информационное сообщение Национальнойкомиссии // Рынок и право: приложение к журналу „Рынок ценных бумагКазахстана“. N5(6), 1999. С.З.
14. Каленова С.О. Оразвитии рынка ценных бумаг в Казахстане. // Рынок ценных бумаг Казахстана. №6,1999. с. 4-5
15. КарагузовФ. Ценные бумаги и регулирование их обращения в Республике Казахстан. А.:Каржы-Каражат, 1995. С.50-53.
16. Омаров Ж.Ж.Регулирование рынка ценных бумаг // Саясат. №1, 2000. с. 4-8.
17. Основы формирования рынка государственных ценных бумаг // Рынок ценныхбумаг Казахстана. N9, 1999.С. 3.
18. Привлекательны ли акции ?// Каржы-Каражат. N 5, 1999. С. 68.
19. Рынок ценных бумаг / Под ред. В Л. Галанова,А.И. Басова. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 160.
20. Рынокценных бумаг / Под ред. В Л. Галанова, А.И. Басова. М.: Финансы и статистика,1998. С. 160.
21. Рынок ценных бумаг Казахстана: проблемы формирования и развития / Подред. М.Б. Кенжегузина. А., 1998. С. 5.
22. Сейткасимов Г.С., Ильясов Л.А. Ценные бумаги ифондовый рынок. А..- Экономика, 1998. С. 4-40, 166.
23. Статистическийбюллетень Национального банка Республики Казахстан. Алматы, 1998. № 1.
24. Ценные бумаги. Учебник / Под ред. В ИКолесникова, B.C. Торкановского. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 69.