Реферат по предмету "Финансы"


Рынок ценных бумаг РК

Введение                                                                                           3
Глава 1.Экономическая природа ценных бумаг     5
1.1.    Сущность государственных ценных бумаг                                  5
1.2. Виды государственных ценных бумаг                                          10
1.3.Становление и развитие рынка ценных бумаг вКазахстане        15
Глава 2. Состояние рынка ценных  бумаг на современном этапе                                                                                                           20
2.1. Современное состояние рынка ценных бумаг                              20
2.2. Роль банков в развитии рынка ценных бумаг                              26
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг                                                                                                           31
Заключение                                                                                   44
Списоклитературы                                                                  47Введение
Развитие рынка государственных ценных бумагхарактеризуется положительными тенденциями и происходит на фоне сохраняющегосяравновесного состояния системы долгосрочных базовых факторов, в числе которыхустойчивая динамика обменного  курса и относительно низкий уровень инфляции.
Сегодня всем ясно: без подъема ре­ального сектора экономикиКазахстана нет будущего. Подъем экономики невозможен без инвестиций.Активизация инвестиционного спроса, структурная перестройка экономики, еерадикальное технологическое обновление, создание эффективных технологическихинститу­тов, защита внутреннего рынка, поддер­жка экспорта — все это должнослужить основой для проводимых реформ.
Многие десятилетия в Казахстане, по существу, не было нифинансового рын­ка, ни его инфраструктуры: частных ком­мерческих иинвестиционных банков, бирж, страховых обществ и т.п. В стране не существовалоконкуренции между про­изводителями товаров и услуг, в том чис­ле финансовых,которые являются дви­гателем общественного прогресса. Рыноч­ная экономикатребует использования потенциальных возможностей финансо­вого рынка, которыйпредставляет собой важнейший источник ее роста. По струк­туре финансовый рынокстраны состоит из трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга рынков:денежный, кредитный и рынок ценных бумаг[1].
Переход Казахстана от жестко цент­рализованнойплановой экономики к рыночной, регулируемой государством, в сложившейсяэкономической ситуации в Казахстане требует ускоренного и на­учно обоснованногосоздания финансо­вого рынка и его ключевого звена — рынка ценных бумаг,способного оперативно отрегулировать структуру национального хозяйства,остановить спад производ­ства, развить наиболее перспективные отраслипроизводства.
Значительная роль рынка ценных бу­маг отводится и встабилизации нацио­нальной валюты Казахстана, снижении темпов инфляции. Рынокценных бумаг — это не обособленная система, а сегмент рынка, который не можетфункциониро­вать без всестороннего развития рыноч­ной экономики в целом.Состояние фи­нансового рынка зависит от ряда факто­ров, среди которых главнуюроль играют темпы инфляции. Дело в том, что при спаде производства ибезудержном росте инфляции многие преимущества фондо­вого рынка, всегдасчитающегося надеж­ным средством защиты сбережений от инфляции, становятсяабсурдом [2].
Рынок ценных бумаг — регулятор многих стихийно протекающихпроцессов в рыночной экономике. Это относится, прежде всего, к процессуинвестирова­ния капитала. Рынок ценных бумаг по­зволяет конкретным формамкапитала оперативно концентрировать и продавать необходимые средства дляосуществления конкретных проектов по ценам, устраи­вающим и кредиторов, изаемщиков.
Цель курсовой работыизучить состояние рынка ценных бумаг в Казахстане.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой ирешить следующие задачи:
1.           Определить сущность и виды ценныхбумаг, а так же рассмотреть  становление  и развитие рынка ценных бумаг вКазахстане.
2.           Изучить современное состояние рынкаценных бумаг и деятельность банков на фондовом рынке.
3.           Исследовать проблемы и перспективырынка ценных бумаг в Казахстане.Глава 1. Экономическая природа ценных бумаг1.1.    Сущность государственных ценных бумаг
Рынок краткосрочных займов илиоблигаций, обычно представляет заим­ствования на срок от одного года до пятилет. Обычно эти инструменты обращаются на организованных биржах, но структураценообразования по этим инструментам делает их привлекательными только длянебольшого круга про­фессиональных инвестиционных институтов и непредставляющими интереса для частных лиц.
Рынок среднесрочных займов илиоблигаций. Среднесрочные ценные бумаги -это термин, который до недавнеговремени использовался только в Великобритании и США и представлял облигации сосроком погашения от 5 до пятнадцати лет (в Великобритании) или от двух до,десяти лет (в США). Правительство других государств не привлекали средства напериоды более 10 лет.
Бессрочные облигации. Этиоблигации, выпускаемые правительством, не имеют конкретной даты погашения.Выпуск таких инструментов может осуществляться по нескольким причинам, которыебудут обсуждаться позже этой главе. Достаточно сказать, что инвесторы будутотноситься к таким инструментам по-разному, и цены на них будут меняться гораздо быстрее, чем полюбым датированным инструментам[3].
Поскольку такие правительственныезаимствования представляют собой кредиты государству, то кредиторы будутожидать не только возврата своих средств, но также и плату за использованиеих денег. Поскольку по кредиту такие платежи называются процентными, методы,которые правительство может использовать для выплаты эти процентов, называются«видами процентов».
По дисконтированию правительство включает всеначисляемые на заимствование проценты и выплачивает вместе с основной суммойдолга. Соответственно первоначальная сумма, предоставляемая в кредитгосударству, будет меньше той суммы, которую государство выплачивает в концесрока. Традиционно этот метод применяется практически да всех краткосрочныхбумаг, но в последние годы он также стал популярен для более долгосрочныхинструментов.
При купонных платежах государствоустанавливает фиксированную годовую процентную ставку (купон), которыйвыплачивается кредиторам либо раз в год, либо раз в полгода. В этом случае тасумма, которую государство заимствует в начале периода, будет равняться тойсумме, которую оно выплатит в конце периода. Этот метод используетеправительствами для большинства государственных облигаций.
Поскольку покупательная сила денегв будущем может быть меньше, чем в настоящий момент (поскольку цены, какправило, растут с течением времени — ценовая инфляция), то государства всебольше и больше понимают, что для того, чтобы поощрять инвесторов предоставлятьсвои средства в кредит, они должны сделать свои продукты болеепривлекательными. Основой для индексации является публикуемая государствомстатистика инфляции. Инфляционный ценовой индекс будет расти по мере роста ценна основные товары и услуги, и соответственно правительство будет привязыватькупонные платежи (проценты) и основную сумму долга (сумма к погашению) к этом)индексу, что даст инвесторам стабильный доход от их средств в реальномвыражении.
В процессе заимствования средствзаемщик должен продумать, как он будет погашать займ, а кредитор долженучитывать вероятность того, что его средства могут к нему не вернуться. Обадолжны, таким образом, решить, какая процентная ставка должна выплачиваться позайму. Совершенно очевидно, что заемщик хочет получить средства по наименьшейвозможной ставке, а кредитор хочет предоставить средства в кредит по наивысшейвозможной ставке. Для того чтобы обе стороны могли найти славку, которая лежитгде-то посередине, необходимо учесть ряд факто­ров. Эти факторы могутрассматриваться как другие факторы эмиссии, самым важным из которых являетсякреди­тоспособность.
Кредитоспособность используется для определенияспособности заемщика ответить по своим финансовым обязательствам. В принципеэто рейтинг способности погасить заем, и погасить в той форме, что ипервоначальное заимствование. Считается, что правительства будут существоватьвсегда, хотя люди, которые входят в состав правительства, будут меняться. Еслиинвестор считает, что будущее правительство какой-либо страны сможет вернутьдолг, то тогда кредитный рейтинг будет высоким (хорошим). Чем выше кредитныйрейтинг, тем ниже процентная ставка, которая будет выплачиваться кредитору[4].
Поскольку правительства являютсякрупными заемщиками по разным причинам, то наиболее важный факторкредитоспособности для кредитора — это стабильность государства. Кредитор такжебудет чувствовать себя более уверенно, если он увидит, что политика государствав области заимствований и планы использования средств ха­рактеризуютсяпостоянством и что государство остается верным своим принципам заимствования.Как уже говори­лось, чем больше стабильности демонстрирует государство, темменьший уровень процентных ставок потребуют кредиторы.
Если вернуться к покупательной силе валюты (посравнению с тем, какой она будет в будущем), необходимо также обратить вниманиена прогноз инфляции в стране. Если цены на товары, дома и т. д. растут быстро,то счи­тается, что инфляция высока. Если же цены растут медленно с течениемвремени, то тогда считается, что инфляция низкая. Поскольку кредитор знает, чтопройдет какое-то время прежде, чем он получит свои деньги назад, то, есте­ственно,он обеспокоен уровнем инфляции. Этот фактор распространяется на все видызаимствований независимо от того, является ли заемщиком государство илипредприятие. В принципе, чем меньше уровень инфляция в на­стоящий момент и попрогнозам, тем меньше будет процентная ставка, требуемая кредитором. Совершенноочевидно, что по этим трем факторам — стабильность государства, способность кпогашению, уровень инфляции — чем хуже ситуация, тем скорее это приведет ктому, что кредитор затребует более высокую процентную ставку, под которую онпредоставит кредит, если он вообще на это пойдет.
Правительствам не требуется сразувся сумма для финансирования какого-либо проекта. Пройдет несколько ме­сяцевили лет прежде, чем будут завершены некоторые проекты. В таких случаяхправительство может искать ис­точники получения полной суммы, но в настоящиймомент запросит только ее часть.
Существует два способа решенияэтого вопроса: первый — заимствовании в форме траншей, когда правительствопривлекает средства от кредиторов с последующим выпуском на рынок облигаций стаким же сроком погашения, которые могут быть приобретены другими кредиторами.Если был продемонстрирован хороший спрос (со стороны кредиторов) наопределенные облигации и правительство удовлетворено той процентной ставкой,которую оно выплачивает, то государство может организовать дополнительныйвыпуск таких облигаций. Поскольку рыночные силы спроса и предложения преследуютпротивоположные цели, то на свободном рынке цены устанавливаются на том уровне,который является приемлемым для обеих сторон. Поэтому если первый кредиторзнает, что будет предложено больше облигаций, то в том случае, если он захочетих продать, он будет конкурировать с государством. В результате по своемупервоначальному кредиту он будет ожидать получения более высокой процентнойставки для того, чтобы компенсировать эту потерю привилегий.
Обратная ситуация складывается,если правительство использует второй метод и выпускает облигации с час­тичнойоплатой. При этом методе правительство получает от кредиторов обязательствоприобрести его облигации, но просит внести только часть суммы, а остальноеразрешает заплатить позже. В этой ситуации кредитор не ожида­ет, чтоправительство организует дополнительные выпуски облигаций, но он может неплатить всю сумму сейчас. Кредитор также может продать облигацию другомупокупателю, и тогда он не должен будет вносить оставшуюся сумму, так как теперьэто будет обязанностью нового кредитора. Необходимо помнить о том, что, чемдольше срок погашения займа и чем больше его сумма, тем выше риск невозврата. Всвязи с этим оба фактора приведут к тому, что кредитор будет требовать более высокуюпроцентную ставку. Таким образом, в данном случае, поскольку кре­диторпредоставляет меньше денег, то он будет ожидать, что правительство предложитему более низкую процент­ную ставку.
Хотя это не играет большой роли,все-таки следует учитывать частоту выплат по купону, т. е. выплачивает липравительство годовую сумму процентов раз в год или чаще. Если купон в размере10% выплачивается один раз в год в конце года, то кредитор знает, что на конецгода он заработает только 1,0% от предоставленной в кредит сум­мы. Если жекупон выплачивается два раза в год, т. е. правительство выплачивает 5% попрошествии первых шести месяцев и 5% в конце года, то тогда ситуация укредитора несколько лучше. Хотя правительство выплатило все те же 10% годовых,все-таки кредитор может предоставить в кредит те 5%, которые он получил в концепервого полу­годия, и также заработать на них проценты (реинвестировать).Поскольку это означает, что кредитор имеет возмож­ность получить больший доходот полугодовых купонов, то тогда для того, чтобы получить такой же уровень до­ходности,что получатель одного платежа по купону, он может позволить себе потребоватьнесколько меньшую ставку.
Размещение ГЦБ в РеспубликеКазахстан обычно происходит через Министерство финансов РК или Националь­ныйбанк РК.
ГЦБ могут размещаться различнымиметодами (аукционы, торги, открытая продажа и закрытое распространение и т.д.На первичном рынке размещение выполняется на аукционах Министерства финансов иНБ РК. Обращение бу­маг на вторичном рынке происходило вне биржевых площадок.
Национальный Банк РеспубликиКазахстан демонстрирует гибкий подход к проблеме управления денежной базой спомощью своих краткосрочных долговых обязательств. Ноты использовалисьэмитентом исключительно по своему дек­ларированному назначению.
В течение года решающее влияние наликвидность ЦБ — наиболее популярного финансового инструмента в Казах­стане — оказывали два фактора: уровень инфляции и спекулятивная привлекательностьвалютного рынка
Покупателем ГЦБ могут быть любыеюридические и физические лица, в том числе нерезиденты.
Основными инвесторами являются:население, банки второго уровня, пенсионные фонды, страховые компании,инвестиционные фонды.
ПреимуществаГЦБ перед другими ценными бумагами:
1.      Доход от ЦБ не облагаютсяналогом.
2.        Высокий относительный уровеньнадежности и соответственно минимальный риск потери капитала и до­ходов по нему[5].
Таким образом, ГЦБ удостоверяютимущественные права держателя в отношениях займа, заемщиком в которых выступаетпра­вительство Республики Казахстан или Национальный банк РК.1.2. Видыгосударственных ценных бумаг
Основные виды ГЦБ в РеспубликеКазахстан:
ØКраткосрочные казначейскиеобязательства ГККО (МЕККАМ);
ØСреднесрочные казначейскиеобязательства ГСКО (МЕОКАМ);
ØСпециальные казначейские обязательстваГСКО (МЕАКАМ);
ØИндексированные казначейскиеобязательства ГИКО (МЕИКАМ);
ØКраткосрочные казначейские валютныеобязательства ГКВО СМЕКАЕМ);
ØСреднесрочные казначейские валютныеобязательства ГСКВО (МЕОКАВМ);
ØСпециальные валютные государственныхоблигаций СВГО (АВМЕКАМ);
ØНациональные сберегательные облигации(НСО);
ØНоты Национального банка РК(специальные, краткосрочные валютные и краткосрочные ноты (в тенге)[6];
Государственные краткосрочныеказначейские обязательства.
Название   «государственное  краткосрочное   казначейское   обязательство»   на   казахском   языке  именуется «МЕККАМ» — «мемлеккeтiк кыскамерзiмдi казьнашылык мiндеттеме».
Цель выпуска — расширение рынкаценных бумаг и увеличение доли неинфляционного покрытия дефицита респуб­ликанскогобюджета.
Государственные краткосрочныеказначейские обязательства МЕККАМ выпускаются в дематериализованной форме сосроком обращения три, шесть и двенадцать месяцев, размещаются и обращаютсяпутем ведения соответствующих записей на счетах их держателей в депозитариифинансового агента и субдепозитариях первичных дилеров.
Государственные среднесрочныеказначейские обязательства.
Казначейские обязательстваявляются государственными ценными бумагами, выпускаются Министерством фи­нансовРеспублики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан и свободнообращаются на рынке цен­ных бумаг Казахстана в соответствии с действующимзаконодательством Республики Казахстан.
Название «государственноесреднесрочное казначейское обязательство» (ГСКО) на казахском языкеименуется — «Мемлекеттiк ортамерзiмдi казынашылык мiндеттеме» (МЕОКАМ).
Цель выпуска — диверсификациирынка государственных ценных бумаг и увеличения доли источников неинфля­ционногопокрытия дефицита республиканского бюджета
Номинальная стоимостьказначейского обязательства — 1000 тенге.
 «Положение о порядке выпуска,обращения и погашения государственных среднесрочных казначейских обяза­тельствРеспублики Казахстан со сроком обращения два и три года» утвержденопостановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июня 1997 года N 945
Специальные казначейскиеобязательства
Специальные казначейскиеобязательства являются государственными ценными бумагами, выпускаются Мини­стерствомфинансов Республики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан исвободно обращаются на рынке ценных бумаг Казахстана в соответствии сдействующим законодательством Республики Казахстан.
Название «государственноеспециальное казначейское обязательство» (ГСКО) на казахском языкеименуется — " Мемлекеттiк арнаулы кызынашылык мiндеттеме" (МЕАКАМ).
Цели выпуска — переоформлениезадолженности Правительства Республики Казахстан перед Национальным банкомРеспублики Казахстан по полученным кредитам в 1991-1997 годах в государственныеценные бумаги.
Срок обращения десять лет.
Номинальная стоимость специальныхказначейских обязательств 1.000 (одна тысяча) тенге.
 «Положение о порядке выпуска,обращения и погашения государственных специальных казначейских обяза­тельствРеспублики Казахстан» утверждено постановлением Правительства РеспубликиКазахстан от 30 декабря 1997 г. N 1859
Индексированные казначейские обязательства на государственном языке — " Мемлекеттiк индекстелгенказынашылык мiндеттеме" (МЕИКАМ) являются государ­ственными ценнымибумагами, выпускаются Министерством финансов Республики Казахстан от лицаПравитель­ства Республики Казахстан с целью финансирования текущего дефицитареспубликанского бюджета и свободно обращаются на рынке ценных бумагКазахстана, в соответствии с действующим законодательством Республики Ка­захстан.Цель выпуска — диверсификация финансовых инструментов, используемых дляфинансирования дефицита республиканского бюджета.
Сроком обращения три месяца иболее на территории Республики Казахстан.
Номинальная стоимостьиндексированного казначейского обязательства — 1000 тенге.
 «Правила выпуска, обращения ипогашения государственных индексированных казначейских обязательств Рес­публикиКазахстан со сроком обращения три месяца и более» утверждены постановлениемПравительства Респуб­лики Казахстан от 10 марта 1999 года N 220.
Государственные краткосрочныеказначейские валютные обязательства.
Название «государственноекраткосрочное казначейское валютное обязательство» (ГКВО) нагосударственном языке именуется — " Мемлекеттiк кыскамерзiдi казынашылыквалюталык мiндеттeме" (МЕКАВМ).
Номинальная стоимостьказначейского обязательства -100 долларов США.
Срок обращения три, шесть, девятьи двенадцать месяцев на территории Республики Казахстан.
 «Правила выпуска, обращения ипогашения государственных краткосрочных казначейских валютных обяза­тельствРеспублики Казахстан со сроком обращения три, шесть, девять и двенадцатьмесяцев» утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 9апреля 1999 года N 398.
Государственные среднесрочныеказначейские валютные обязательства
Название «государственныесреднесрочные казначейские валютные обязательства» на государственномязыке — " Мемлекеттiк орта мерзiмiдi казьшашылык валюталык, шндеттеме" (МЕОКАВМ).
Цели выпуска — расширения видовинструментов, используемых для финансирования дефицита республи­канскогобюджета.
Казначейские валютныеобязательства выпускаются в бездокументарной форме, размещаются аукционнымметодом и обращаются путем ведения соответствующих записей на счетах«депо» их держателей в закрытом акцио­нерном обществе«Центральный депозитарий ценных бумаг» (далее — Депозитарий) и насчетах «депо», открытых у первичных дилеров на рынке государственныхценных бумаг по их инвесторам.
Номинальная стоимостьказначейского валютного обязательства -100 долларов США.
 «Правила выпуска, размещения,обращения, погашения и обслуживания государственных среднесрочных казна­чейскихвалютных обязательств Республики Казахстан со сроком обращения один год иболее» утверждены поста­новлением Правительства Республики Казахстан от«18» апреля 2000 года N 597.Специальные валютные государственные облигации
Специальные валютныегосударственные облигации (АВМЕКАМ) номинальной стоимостью 100 долларов СШАвыпускаются Министерством финансов Республики Казахстан от лица ПравительстваРеспублики Казахстан.
Цель выпуска — защита пенсионныхактивов накопительных пенсионных фондов.
Срок обращения пять лет.
«Правила выпуска, обращения ипогашения специальных валютных и государственных облигаций со сроком об­ращенияпять лет» утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 5апреля 1999 года N 363
Национальные сберегательныеоблигации
Национальные сберегательныеоблигации выпускаются Министерством финансов Республики Казахстан в де­материализованнойформе сроком обращения 364 дня (52 недели). Проценты по доходностивыплачиваются еже­квартально.
Ноты Национального БанкаРеспублики Казахстан.
Представляют собой инструментденежно-кредитной политики, предназначенный для регулирования денежной массы вобращении.
Краткосрочные ноты со срокомпогашения до 90 дней первоначально продаются по цене ниже номинальнойстоимости, а погашаются по номинальной стоимости. Выпускаются вбездокументарной форме с номинальной стоимостью 100 тенге, цена отсечения — минимальная дисконтированная цена. Удовлетворение заявок начинается снаименьшего дисконта и заканчивается при том дисконте, при которомисчерпывается объем эмиссии.1.3.Становлениеи развитие рынка ценных бумаг в Казахстане
Рынок ценных бумаг в Казахстане на­чал формироватьсяв первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращатьнехарактерные для цен­тральных банков функции в пользу стан­дартных. Вчастности, Национальный банк стал предоставлять прямые креди­ты правительствуна покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготнойставке) и одновременно сокращать их объемы.
В 1998 году прямое кредитование пра­вительства былополностью прекращено, а весь правительственный долг перед Национальным банкомбыл переоформ­лен в специальные десятилетние облига­ции МЕАКАМ. Со своейстороны с 1994 года министерство финансов начало пе­реходить к неинфляционнымметодам финансирования дефицита бюджета — за­имствованию на внутреннем рынкепутем выпуска ценных бумаг. Первыми ГЦБ были трехмесячные казначейские обяза­тельства.В течение первых 6 месяцев аукционы по ним проводились редко и нерегулярно,примерно один раз в месяц, но уже к концу года они стали проводить­сяеженедельно.
Сейчас частота проведения аукционов по размещению ГЦБминистерства фи­нансов увеличилась до 2-3 раз в неделю. Значительно выросли иобъемы размеще­ния. Если не учитывать специальные цен­ные бумаги МЕАКАМ иАВМЕАКАМ, то их годовой выпуск увеличился с 1995 года по 2000 год более чем в 6раз, с Т10,5 до Т61,2 млрд. В 1999 году в связи с апрельской девальвацией тенгеинтерес к тенговым ГЦБ упал. Министерство фи­нансов с целью поддержания рынкана­чало выпускать краткосрочные валют­ные ЦБ, а также осуществило выпускспециальных валютных облигаций АВ-МЕКАМ. В настоящее время краткос­рочныевалютные ценные бумаги полно­стью погашены, а пятилетние были кон­вертированы вмае 2000 года в еврообли­гации.
Валютные ГЦБ не принесли их вла­дельцам каких-либосверхдоходов. Они имели повышенную доходность только в период с апреля по июнь1999 года (по 3-х месячным — по сентябрь). Период повы­шенной доходности затемсменился пе­риодом очень низкой доходности по при­чине стабилизации курсатенге, после чего их доходность стала сравнима с доходностью тенговых бумаг.
ГЦБ министерства финансов являются не толькоинструментом заимствования правительства на внутреннем рынке, но и инструментомрегулирования денежной базы Национального банка на вторичном рынке. В связи стем, что Национальный банк не может приобретать ГЦБ на пер­вичном рынке, аобъем их на вторичном рынке пока очень невелик, то портфель ГЦБ Нацбанканедостаточен для целей регулирования денежной базы. Поэтому Национальный банк с1995 года был вынужден выпускать свои ценные бума­ги — ноты.
Ноты Национального банка имеют ко­роткие сроки обращения — от7 до 91 дня, достаточные для оперативного регулиро­вания денежной базы ипоэтому они не конкурируют с ценными бумагами пра­вительства. В апреле 1999года, в период введения режима свободно плавающего обменного курса,Национальным банком также выпускались валютные ноты, в том числе в разовомпорядке специаль­ные ноты для защиты пенсионных акти­вов.
Увеличение объемов поступлений в рес­публиканский бюджет в2000 году опре­делило относительно невысокую потреб­ность бюджета в заемныхсредствах, и в этом году впервые за годы существования рынка ГЦБ объемпогашения ценных бумаг превысил объем их размещения. Кроме того, министерствофинансов сни­зило объемы заимствования и увеличило сроки размещениягосударственных каз­начейских обязательств. Наблюдалась ус­тойчивая тенденцияснижения уровня до­ходности на внутреннем рынке: только за 2000 год доходностьпо краткосрочным бумагам снизилась более чем в 2 раза.
Высокийуровень ликвидности на фи­нансовом рынке при значительном сни­жении чистойэмиссии ценных бумаг правительства привел к тому, что Наци­ональный банк длярегулирования избыточной ликвидности банков был вынуж­ден в прошлом годуувеличить выпуск тенговых краткосрочных нот более чем в два раза по сравнению с1999 годом. Объем выпуска нот составил Т132,5 млрд., что привело кзначительному увеличению доли нот НБК в структуре всех государ­ственныхтенговых бумаг в обращении.
Рынок ГЦБ развивался не только в направленииколичественного роста, за эти годы на нем произошли глубокие качественныеизменения. Постоянно рас­ширяется спектр государственных цен­ных бумаг,увеличиваются сроки их об­ращения. Если в 1994 — 1996 годах эмити­ровалисьтолько краткосрочные бумаги (3-х, 6-ти и 12-и месячные бумаги), то с 1997 годаэмитируются и среднесрочные дисконтированные и индексированные бумагиминистерства финансов.
Начиная с 2000 года объем выпуска среднесрочныхценных бумаг стано­вится значительным и их выпуск дости­гает Т11,2 млрд., или23,4 % от всего выпуска тенговых ГЦБ министерства финансов. С 2000 годарегулярно вы­пускаются двух и трехлетние дисконти­рованные и индексированные поинф­ляции ценные бумаги, по которым отме­чается достаточно устойчивый спрос.Так, в 2001 году, несмотря на снижение доходности, по отдельным видам этихбумаг спрос превышал предложение более чем в 5-6раз.
В первом квартале текущего года ры­нок ГЦБ развивалсядостаточно дина­мично и характеризовался положитель­ными тенденциями: прекращенвыпуск валютных ценных бумаг, удлиняются срокивыпуска тенговых инструментов и значительно снизилась доходной к ним.Стабильность обменного курса тенге способствовала существенному снижениюинфляционных и девальвационных ожиданий инвесторов и повышению спроса на ГЦБ. Вэтих условиях возможным постепенное удлинение сроков заимствования и снижениедоходности при первичном размещении и казначейских обязательств.
Дальнейшее развитие рынка ГЦБ по мнению Национальногобанка, должноидти в направлении еще большего расширения спектрагосударственных ценных бумаг (в частности, увеличения сроков обращениясреднесрочных ценных бумаг до 5 лет). Это поможет рынку приобрестинадежные среднесрочные индикаторы, что будет способствовать становлению вКазахстане развитого капитала и развитию вторичного рынка.Сложившаясямакроэкономическая ситуация весьма благоприятна для решения этой задачи: всреднесрочном плане прогнозируется дальнейшее снижение темпов инфляции.
Вывод: рынок ценных бумаг служит важнейшим механизмомоздоровления финансовой системы и преодоления спада производства, а также впреодолении инфляционных процессов. РЦБ позволяет реализовать основноенаправление бюджетной политики по безинфляционному покрытию государственногобюджета.Глава 2. Состояние рынка ценных  бумаг насовременном этапе2.1.Современное состояние рынка ценных бумаг
Сейчас Казахстан стоит на пути развития рынка ценных бу­маг,учитывающего как истори­ческие казахстанские традиции, так и опыт стран сразвитой ры­ночной экономикой.
Как известно, основная цель развития рынка ценных бумаг-содействовать эффективному раз­витию экономики Казахстана, ус­корениюфинансовой стабилиза­ции и экономическому росту на основе активизации работывсех субъектов рыночной экономики, в первую очередь, населения.
Рынок ценных бумаг может развиваться только при нормаль­ныхтоварно-денежных отноше­ниях и отношениях собственнос­ти. Преобразованиегосударствен­ной собственности в формы собственности, адекватные новым рыночнымотношениям, в значи­тельной мере осуществляется пу­тем ее приватизации.
В последние десятилетия при­ватизация имела место во многихстранах мира. Особенно интен­сивно она проводилась в Англии. Но в странахЗапада приватиза­ция происходила в период разви­той рыночной экономики, когдаемкость рынка позволяла погло­тить любое количество акций при­ватизируемыхпредприятий. У нас же ситуация иная.
В условиях неразвитого казах­станского рынка ценных бумагприватизация, напрямую связан­ная с акционированием, является начальнымимпульсом для форми­рования рынка ценных бумаг, поскольку позволяет участвоватьв нем большинству предприятий и населения. С воссозданием рын­ка ценных бумагценные бумага превращаются в финансовые инструменты, доступные широким слоямнаселения.            
В целом, развитие рынка ценных бумаг позволитстимулировать рост сбережений населения и расширить выбор объектовинвестирования, создать механизм активного воздействия на работу предприятийпутем установления курсов ценных бумаг, отражающих их финансовое состояние, атакже повысить эффективность работы различных финансовых институтов путемоперативного управления фондовым портфелем.
В рыночной экономике важная цель отводится ценным бумагамкак инструменту аккумулированияфинансовых ресурсов и направления их в сферы наиболее прибыльного использованиякапитала, инвестирования производства  в отраслях, испытывающих хроническийнедостаток капиталовложений, привлеченияв хозяйственный оборот временно свободных средств юридических и физическихлиц.
Вкладчиков, прежде всего, интересуют доходность инадежность ценной бумаги. Инфляционное обеспечение денег постоянно вносит своикоррективы. Любой инвестор стремится получить не только существенный приростсвоего капитала в номинальном виде, но и сделать это какможно быстрее.Никто не желает в условиях постоянного роста цен оставлять свои средства вНеликвидных ценных бумагах на длительный срок. Таким образом, общее состояниеэкономики, рост цен, банкротство финансовых институтов накладываютопреде­ленные ограничения на становле­ние и нынешнее состояние рын­ка ценныхбумаг в Казахстане. С формированием экономи­ческой системы, а также приня­тиемНациональной программы разгосударствления и приватиза­ции ускорился процессформиро­вания основных элементов рын­ка ценных бумаг. Преобразованиегосударственных предприятий в АО позволило использовать им один из наиболееэффективных Механизмов привлечения инвес­тиций — выпуск акций[7].
Дополнительный импульс раз­витию рынка ценных бумаг даетполитика секьюритизации страны, т.е. процесса расширения ис­пользования ценныхбумаг в ка­честве инструмента, опосредству­ющего движение ссудного капи­тала, атакже придания другим Инструментам форм, традицион­но присущих ценным бумагам.Этот опыт накоплен многими странами, и в настоящее время государство дляпокрытия дефицита бюджета все чаще прибегает не к эмиссиям денежных знаков, а квыпуску государственных цен­ных бумаг. На этот же путь ста­новятся имуниципалитеты.
 Рынок ценных бумагоблегча­ет и расширяет доступ всем субъектам экономики к получе­нию необходимыхим денежных ресурсов. Выпуск акций позволя­ет получать финансовые ресурсыбесплатно и бессрочно, до конца существования предприятий; вы­пуск облигацийпозволяет полу­чать кредит на более выгодных условиях по сравнению с услови­ямибанков-монополистов, что способствует дальнейшему разви­тию рынка ценных бумаг[8].
Как и многие страны, вставшие на путь рыночной экономики,Ка­захстан сталкивается со значитель­ными трудностями в развитии рын­ка ценныхбумаг. Отсутствие в про­шлом этого вида деятельности, по­мимо соответствующихгосудар­ственных законодательных актов, требует целенаправленного стиму­лированияего развития, поддержа­ния обратной связи между участ­никами рынка ценных бумаги ре­гулирующими органами, выработ­ки у широких слоев населения культурыобращения с ценными бу­магами, привития интереса к ин­вестированию, устранениянегатив­ного представления о «нетрудовом» характере доходов,получаемых от вложения в ценные бумаги.
Еще к началу прошедшего 1999 г. государству удалось решитьболь­шинство из задач, касающихся проблемы развития рынка ценных бумаг,поставленных в Программе развития от 1996 г., в реализации которой удалосьсоздать и развить инфраструктуру фондового рынка. Но ее успешная реализация темне менее не дала реальной активиза­ции фондового рынка страны и вовлечения винвестиционный процесс широкого спектра потен­циальных участников.
К 2001 году уже полно­стью сформирован рынок государ­ственныхценных бумаг, имею­щий налаженную инфраструкту­ру и отработанные механизмыпроведения операций[9]. Госу­дарственные ценные бумаги явля­ютсяодним из самых надежных видов ценных бумаг, обращаю­щихся на казахстанскомфондовом рынке[10]. Также создана базо­ваязаконодательная, институци­ональная и техническая инфра­структура рынканегосударствен­ных эмиссионных ценных бумаг[11]. Рынок корпоративных цен­ных бумаг вКазахстане развива­ется не столь активно, хотя имен­но данный элементфинансовой системы во многом предопреде­ляет эффективность функциони­рованиярыночной экономики.
Программа развития рынка ценных бумаг на 1999 -2000 гг.исходит из того, что ак­тивизация фондового рынка и уве­личение его объемов неявляются самоцелью. Необходимо избежать ошибок, совершенных многимиразвивающимися странами, со­здавшими спекулятивные рынки, неизбежные крахикоторых при­водят к общему кризису экономи­ки. Сложившаяся ситуация влечет засобой пересмотр роли ино­странных портфельных инвести­ций в формированиивнутренне­го рынка ценных бумаг. Целью новой программы и является за­действованиерынка ценных бумаг как эффективного механизма мо­билизации и перераспределениявнутренних сбережений и средств потенциальных иностранных ин­весторов с созданиемнеобходи­мых условий для привлечения портфельных инвестиций в реальнуюэкономику[12].
B Казахстанестабильно продолжает функционировать рынок го­сударственных ценных бумаг, пред­ставленныйна 1 января 2000 г.:
— номинированными в тенге государственными казначейскимиобязательствами Министерства финансов Республики Казахстан (МЕККАМ — 3,6,12месяцев в об­ращении);
-  государственными средне­срочными казначейскими обяза­тельствами(МЕОКАМ — 24);
— специальными казначейскими обязательствами сосроком обраще­ния десять лет (МЕАКАМ — 120);
— национальными сберегатель­ными облигациями (НСО);
— краткосрочными нотами На­ционального банка, используемы­мив целях регулирования денеж­ной массы;
-  государственными индекси­рованными казначейскими обяза­тельствами(МЕИКАМ — 3,6,12)
-  номинированными в долла­рах США специальными валют­нымигосударственными облига­циями (АВМЕКАМ);
— краткосрочными валютными обязательствами (МЕКАВМ-3,6,9,12);
-  дисконтными и купонными облигациями гг. Алматы и Аста­ны,соответственно.
По состоянию на 1 января 2000 г. суммарный объем находя­щихсяв обращении государствен­ных ценных бумаг Республики Казахстан составляет112970,0 млн. тенге, в том числе номини­рованных в тенге — 66528,8 млн. тенге,номинированных в доллаpax США — 46441,21 млн. тенге.-4
Удельный вес негосударственных ценных бумаг, а также ценныхбумаг международных финансовых организаций составляет 1899,8 млн. тенге[13].
В 2000 г. существенное разви­тие получили казахстанскиеинституциональные инвесторы. Дея­тельность Национальной комис­сии будетнаправлена на сохране­ние имеющихся позитивных тен­денций и на решениесуществую­щих проблем.
Стабилизация ситуации на рынке ценных бумаг и его подъем наступилив 2000–2001 гг. Основным фактором общего улучшения ситуации стала активизациярынка корпоративных облигаций, который до 1998 г. в Казахстане практически несуществовал.
В 2002 году объем выпуска государственных ценных бумаг составил пономинальной стоимости 200099,1 млн. тенге, что на 19,3% больше чем в 2001 году.
В целом если 2000 год можно назвать годом реального запуска рынканегосударственных облигаций и стабилизации институциональной инфраструктурыфондового рынка, то в 2001 году были предприняты меры по повышениюпривлекательности инвестирования в ценные бумаги. Одним из значимых событий2001 года стало упразднение Национальной комиссии Республики Казахстан поценным бумагам с передачей ее функций и полномочий Национальному Банку.
К 2003 году рынок ценных бумаг Казахстана можно считатьсформированным, хотя существует много проблем.
Сегодня казахстанский рынок ценных бумаг — механизм дляудовлетворения взаимных интересов инвесторов и эмитентов (данная оценка находитподтверждение в результатах обзора международными экспертами стран Центральной,Восточной Европы и СНГ). И хотя потенциал рынка ценных бумаг реализован далеконе полностью, его позитивные достижения и тенденции развития налицо.
Таким образом, на сегодняшний день состояние экономикиКазахстана, на мой взгляд, не может быть полноценного рынка ценных бумаг,потому что уровень его развития во многом зависит от благосостояния населения,которое определяет спрос на ценные бумаги. Поэтому экономический рост,сопровождаемый увеличением доходов населения, главный фактор возрождения рынкаценных бумаг. Сказать, что в нашей республике рынок ценных бумаг вообще не былразвит, нельзя. Хоть и в малой степени, но обращение государственных ценныхбумаг имели место. Однако развитие рынка ценных бумаг за счет выпускакорпоративных ценных бумаг приобрело особую актуальность лишь в настоящеевремя.2.2. Роль банков в развитии рынка ценных бумаг
B Казахстанекоммерческие банки также рассматривают деятельность на рынке ЦБ как одно изважнейших направлений своей деятельности. Многие из них уже создали или создаютструктурные подразделения по работе с цепными бумагами, которые функционируюттаким образом, что банки в одних случаях являются инвесторами, в других —эмитентами, в третьих — посредниками.
Выступая в качестве инвесторов, коммерческие банки поку­паютценные бумаги государства, различных акционерных обще­ств и таким образомформируют свой портфель ценных бумагу. Интерес банков заключается, даже, нестолько в получении в будущем дивидендов, сколько в возможности участия вкачестве акционеров в управлении делами той или иной компании. При­сутствует иопределенный спекулятивный интерес. Если дела данной компании пойдут успешно,ее акции будут котироваться высоко, и в определенный момент их можно будетпродать, реализовав прибыль в виде курсовой разницы.
Инвестиционная деятельность казахстанских коммерческихбанков на РЦБ в настоящее время значительно отличается от той, которуюпроводят, например, коммерческие банки США. Главная  цель формирования портфеляЦБ коммерческих банков США — обеспечение ликвидности банковских операций. Счита­ется,что ссудные операции несут в себе значительный риск, поэтому определенная доляресурсов банка должна находиться е формевысоколиквидных активов, в частности вложений в ценные бумаги. Однако это нелюбые ценные бумаги, а главным образом облигации займов федеральногоправительства, обладающие высоким рейтингом надежности и хорошей ликвидностью.В результате в случае потребности в дополнительных кредитных ресурсах банкможет получить их путем реализации ценных бумаг из своего портфеля, а приизбытке кредитных ресурсов обратить соответствующую их часть в высоколиквидныеЦБ.
Портфели ценных бумаг отечественных коммерческих бан­ковотчасти формируются из акций акционерных обществ, кото­рые, как правило,возникли недавно, и будущее их неизвестно. Инвестиции в такие ценные бумагивысоколиквидными активами назвать нельзя, они близки по риску к кредитнымвложениям. И если кредитный риск ограничивается, как правило, несколькимимесяцами, то акции являются бессрочными ценными бумагами, и в связи с этимсредства, вложенные в них, подвержены даже большему риску, чем кредитныевложения. Преодолеть подо­бную ситуацию можно только путем развития рынкагосударст­венных ценных бумаг. В этом случае портфели ЦБ коммерческих банковбудут иметь структуру, более соответствующую их фун­кциональному назначению какрегуляторов ликвидности.
Коммерческие банки в Казахстане играют активную роль встановлении фондового рынка.
В ближайшем будущем получат развитие и такие направле­нияработы коммерческих банков с ценными бумагами, как доверительные трастовыеоперации с векселями. С принятием «Временного положения о вексельнойсистеме расчетов» Наци­ональным банком РК в сферу банковской деятельностивошла еще одна ценная бумага.
Сегодня в Казахстане конкуриру­ют между собой банки,представляющие два разных направления развития экономики — капитализмбюрократический и капита­лизм частнопредпринимательский. Но поскольку управлятьэко­номикой (а значит, определять пути ее развития) может только тот, ктовладеет собственностью, то и рынок ценных бумаг (как определяющий, комупринадлежат титулы собственности и обес­печивающий их перемещение) приобретаетособую экономиче­скую и историческую значимость.
Какие бы цели не ставили перед собой банки на фондовомрынке или в иных областях, для их достижения им в первую очередь нужнысредства. В данном случае интерес представляют средства, образованные за счетэмиссии ценных бумаг.
Их роль изначально весьма значима: без эмиссии ценных бумагне может быть образован уставной капитал банка и поэтому невозможно само егосуществование. Может возник­нуть вопрос: стоит ли называть доли собственности,приобрета­емые участниками банков, акционерного общества закрытого типа,ценными бумагами? В принципе — да, и не столько исходя из самого названияобщества, сколько из того, что эти доли несмотря на все ограничения все жемогут менять владельцев
Впоследнее время банки все более активноприобретают ценные бумаги других предприятий и организаций. Цель у них та же,что и у инвесторов, вкладывающих средства в акции банков, — закрепление засобой прав собственности. Достигается это путем участия в образовании новыхпредприятий или акцио­нировании уже существующих. Банки в силу спецификидеятель­ности и практически полного отсутствия зарубежной конкуренциивыигрывают битву за собственность, которая с момента начала приватизацииявляется скрытой пружиной, при­водящей в действие многие рычаги в экономикеКазахстана. Но, оттесняя конкурентов от контроля за экономикой, финансовыйкапитал сталкивается с не менее мощной силой — государством. Практически неигравший самостоятельной роли при социа­лизме Национальный банк Республикисегодня укрепил свою независимость и усилил свою роль в регулированииденежно-кредитной сферы. Наращивается золотовалютный резерв Нацбанка, который кконцу 2000 г.составил 1,7 млрд. долларов, 2002 г. – 1, 83 млрд. долл..
Наиболее мощные потенциальные инвесторы в Казахстане —коммерческие банки, так как созданные инвестиционные прива­тизационные фондыпока не способны осуществлять реальные инвестиционные программы.
Коммерческий банк (тем более небольшой) должен оберегатьсвою независимость. Люди, им владеющие, обязаны помнить, как легко может уйтиот них реальный контроль за делом. Если все-таки потребовалась допол­нительнаяэмиссия, то следует отдать предпочтение закрытой подписке. Всеми средствами(поддержанием курса акций, тра­стовыми договорами, дополнительнымисоглашениями) необхо­димо стремиться ограничить участие новых акционеров вуправлении банком.
Законодательство разрешает коммерческим банкам выпу­скатьследующие виды ценных бумаг: акции, облигации, депозит­ные и сберегательныесертификаты, чеки и векселя. И хотя банки реализуют это право по мере своихвозможностей, привлека­тельность того или иного финансового инструмента для егоэмитента и покупателя остается неодинаковой. Разница в отно­шении различныхвидов ценных бумаг определяется намерения­ми инвесторов и законодательнымиограничениями в этой сфере.
Коммерческиебанки могут выступать в качестве имитентов собственных акций, облигаций,векселей, депозитных сертификатов и других ценных бумаг, а так же ролиинвесторов, приобретая ценные бумаги за свой счет, и, наконец, банки имеютправо проводить посреднические операции с ценными бумагами, получая за этокомиссионное вознаграждение (рис. 1)
Вывод:сегодня значение портфеля государственных ценных бумаг для банков качественноменяется. Если раньше банки могли рассчитывать на достаточно адекватнуюрыночным индикаторам доходность по государственным ценным бумагам, то сейчаспортфель государственных ценных бумаг в большей степени рассматривается какгибкий технологичный инструмент управле­ния ликвидностью банка, который намногофункциональнее кор­респондентского счета.

Схема деятельности коммерческих банков на РЦБ./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Рынок ценных бумаг   /> />
Коммерческий банк   /> /> /> /> /> /> />
Финансовый брокер   /> />
Инвестиционный консультант   /> />
Доверенное лицо   /> />
Депозитарий   />  

Рис. 1Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынкаценных бумаг
Одной из основных проблем, тормозящих развитие рынка цен­ныхбумаг в Казахстане, является неразвитая законодательная база. Действующеезаконодательство не полностью раскрывает такие воп­росы функционирования рынкаценных бумаг, как обеспечение защиты прав и интересов инвес­торов, создание идеятельность уп­равляющих инвестиционными фондами, эмиссия и обращениепроизводных ценных бумаг и др.[14]. Основной причиной, негатив­ноповлиявшей на развитие казах­станского рынка ценных бумаг, стал глобальныйфинансовый кризис развивающихся рынков, в результате которого иностранныеинвесторы начали ускоренный вывод из Казахстана своих капи­талов. Существовалтакже ряд субъективных причин, по кото­рым рынок не получил нормаль­ногоразвития.
Как мы уже отмечали, процесс развития рынка ценных бумагносит сложный и зачастую не­однозначный характер. Основопо­лагающим принципомданного процесса должны быть комплек­сность и системность, что позво­литсбалансировано и гармонич­но эволюционировать всем элементам рынка.[15]
Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновениюдругих рынков капиталов, проис­ходит процесс их взаимопроник­новения ивзаимостимулирова­ния. С одной стороны, рынок цен­ных бумаг оттягивает на себяка­питалы, а с другой, перемещает их через механизм ценных бумаг на другиерынки, способствуя их раз­витию[16]. Масштабы и значение рынка ценныхбумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к раз­рушению экономическогопроцесса, процесса воспроизводства во­обще. Поэтому все участники рынка имеютпрямую заинтересо­ванность в том, чтобы рынок был правильно организован ижестко контролировался в первую оче­редь самым главнымего участни­ком- государством.
Казахстанский фондовый рынок пока не перешел к стадии ак­тивногороста, что выражается в  низкой эмиссионной активности организаций — эмитентов   негосударственных ценных бумаг. Определенный оптимизм вызывает тотфакт, что в IV квартале 1999 г. произошло повышение цен и увеличениеобъемов сделок со всеми наиболее популярными акциями.
Можно сделать вывод о подтверждении сделанных ранееНациональной комиссией прогнозов относительно постепенного увеличения объемовсделок с наиболее популярными акциями и цен на них вследствие повышенияинвестиционной активности КУПА. Положительный опыт в выпуске принципиальнонового инструмента — облигаций местных исполнительных органов – будет способствовать тому, что в будущем финансовый рынок получит дополнительныеинструменты, а казахстанская экономика — дополнительные финансовые ресурсы.[17]
Следует напомнить, что все сделки с ценными бумагами осуществляются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеющимиразрешение на совершение тех или иных операций, купля-продажа ценных бумагпроизводится в письменной форме путем подписания сторонами договора. Фондовыебиржи в своих правилах ведениябиржевой торговли могут предусмотреть и иные требования к форме совершениясделок с участием профессиональных посредников. При совершении сделок с ценнымибумагами профессионалы рынка  ценных бумаг, осуществляя консультационнуюдеятельность при даче рекомендаций по операциям с ними, должны прежде макси­мальнополно установить инвес­тиционные цели и задачи клиен­та, сохранять коммерческуютай­ну обо всех его сделках и не до­пускать ознакомления с ней тре­тьих лиц.Все операции с ценны­ми бумагами (с фондовыми осо­бенно) подробнорегламентируют­ся нормативными актами, но в Казахстане это пока не регулиру­ется[18].
Что касается практической ре­ализации программы«голубые фишки», предусматривающей вы­вод на организованный фондовыйрынок части государственных па­кетов акций наиболее крупных и привлекательныхдля инвесторов казахстанских компаний, то это по времени совпало с началом ми­ровогофинансового кризиса.
Не способствует популяриза­ции негосударственных ценныхбумаг и действующая система на­логообложения, предоставляющая государственнымценным бумагам и банковским депозитам заведо­мо более выгодные условия посравнению с негосударственными Ценными бумагами [19].
Казахстан постоянно испыты­вает влияние мировыхфондовых  бирж, на которых обращаются различные ценные бумаги. На крупнейшей вмире фондовой бирже в Нью-Йорке обращаются акции (в основном, именные)внутренних  (американских) и иностранных компаний, облигации (именные и напредъявителя), инвестицион­ные сертификаты. На Токийской бирже торгуют, главнымобразом, именными акциями внутренних эмитентов и небольшим процентом долговыхценных бумаг (имен­ных и предъявительских). На Лон­донской фондовой биржеобраща­ются иностранные и внутренние ценные бумаги (на предъявителя и именные,соответственно). Это — твердопроцентные акции и об­лигации государственныхзаймов, а также инвестиционные сертифи­каты .
В каждой стране существует не одна, а целая системафондовых бирж. По роли, которую играют отдельные биржи в национальных биржевыхсистемах, можно выде­лить группу стран с моно- и по­лицентрическими системамифон­довых бирж.
Всистемах первого типа доми­нирует одна биржа, расположен­ная в главномфинансовом центре страны, остальные имеют ре­гиональное значение (США, Ита­лия,Франция, Япония). Так, на Миланской и Парижской фондо­вых биржах сосредоточенооколо 95% национального оборота цен­ных бумаг, на Нью-Йоркской и Токийской, — соответственно, 84 и 80%. Развитие организованного фондового рынка в Казахстанепроисходит в рамках этой бирже­вой системы.
Полицентрические системы фондовых бирж функционируют вГермании, Австрии, Канаде, Швейцарии. Деятельность регио­нальных бирж, какправило, на­правлена на обслуживание ценных бумаг местных компаний и часто невыходит за рамки определенно­го района. Однако надо отметить тенденциюобъединения провин­циальных бирж. К полицентричес­кому устройствуорганизованного рынка ценных бумаг тяготеет рос­сийская биржевая система, пред­ставленнаязначительным количе­ством региональных структур. Фондовый рынок, как и всяэкономика в целом, не застрахо­ван от спадов и других потрясе­ний, иногдавызывающих пара­лич всей экономической дея­тельности. Рынок ценных бумаг всегдабыл и будет индикатором финансово-экономического здо­ровья государства: резкоепаде­ние биржевых курсов служит грозным предзнаменованием об­щей финансовойкатастрофы в стране, всякое же оживление экономики немедленно сказывается наобъемах финансовых операций[20].
В целях активизации фондово­го рынка Национальная комиссияРеспублики Казахстан по ценным бумагам разработала проект про­граммы развитияфондового рын­ка на 1999 — 2000 гг., который на­правлен для обслуживания заин­тересованнымминистерствам и ведомствам.
Новая программа обращена на формирование фондового рынка вкачестве эффективного механизма мобилизации и перераспределения средствотечественных и иностран­ных инвесторов, привлечения ин­вестиций в реальнуюэкономику Казахстана. Одна из основных ее задач — совершенствование регули­рованияфондового рынка и фи­нансового рынка в целому.
Ожидается, что в нынешнем году процесс развития казахстанс­когорынка ценных бумаг будет носить эволюционный характер. В этот период, скореевсего, не про­изойдет усиления стагнационных процессов. Наиболее вероятнымсценарием развития событий пред­ставляется увеличение объемов сделок с наиболеепопулярными ценными бумагами. Представля­ются вероятными следующие из­менения винфраструктуре рынка ценных бумаг: количество небан­ковских организаций к концу2000 г. составит не более 10 — 15, на базе KASE и Центральногодепозита­рия будет создана общереспубли­канская торгово-расчетная систе­ма,позволяющая, во-первых, уча­ствовать в биржевых торгах, нахо­дясь в любомрегионе Казахстана, во-вторых, осуществлять различ­ные сделки по способам их за­ключенияи исполнения, в-треть­их, обеспечивать высокую степень прозрачности фондовогорынка.
Сокращение количества броке­ров-дилеров — небанковских орга­низацийи регистраторов — не ока­жет негативного влияния на общее состояние рынкаценных бумаг, так как будет компенсировано обеспе­чением доступа клиентов излюбых регионов Казахстана к их услугам через посредников, осуществляю­щихдеятельность на рынке ценных бумаг, и их действующими и по­тенциальнымиклиентами.
Для полноценного функцио­нирования рынка ценных бумагнеобходимо создание механизма государственного регулирования фондового рынка,сочетающего в себе учет интересов инвесторов и государства, с максимально воз­можнымего невмешательством в практику фондовой торговли. Следует постоянно изучатьопыт других стран, чтобы в процессе развития рынка ценных бумаг из­бежатьмногих ошибок. Значи­тельный импульс придаст участие иностранных инвесторов,помощь компетентных международных организаций[21].                    
В Казахстане было бы полез­ным при Национальной комиссии поценным бумагам организовать специализированный отдел ана­литиков, готовящиханалитичес­кую информацию для открытой печати, что заинтересует и расши­ритвозможности инвесторов для вложения свободных средств в ценные бумаги и послужитсвоеобразным «толчком» развития рынка ценных бумаг.
Планируется:
1)   обеспечить развитиевнут­ренних институциональных инве­сторов и таким образом решить проблемупривлечения сбереже­ний населения в экономику Ка­захстана;
2)   повысить инвестиционную привлекательностьказахстанских негосударственных ценных бумаг;
3)  сбалансировать спрос и предложение на ценные бумаги,
создав, с одной стороны, широ­кий выбор инструментов, а сдру­гой, устойчивую инвесторскую базу;
4)  завершить приватизацию государственных пакетов акций«голубых фишек».
Еще разподчеркнем, что для привлечения на фондовый рынок максимально широкого спектраинвесторов государство в большей степени будет ориентироваться на возможностивнутренних инвесторов. Основная ставка может быть сделана на различные формыкол­лективного инвестирования. Госу­дарство также должно поддержи­ватьиностранных портфельных инвесторов, ориентированных на долгосрочное присутствиена ка­захстанском рынке ценных бумаг. Необходимо защитить внутренний финансовыйрынок с помощью контроля притока иностранных инвестиций в те или иные секто­рыэкономики, а также их пере­распределение, исходя из приоритетов государства.
Отечественный рынок ценных бумаг должен предоставить граж­данамреспублики возможность беспрепятственного участия в процессе становления рынкаи ис­пользования ценных бумаг как альтернативного варианта инвес­тированиясвободных финансовых ресурсов. Именно эти возможно­сти позволят реализоватьпредла­гаемую Национальной комисси­ей Республики Казахстан по цен­ным бумагаммодель развития рынка ценных бумаг[22].
В целом, при выполнении всех запланированных мероприятий вКазахстане удастся создать все не­обходимые условия для развития рынка ценныхбумаг в качестве регулятора всех рыночных отно­шений и механизма мобилизациисвободных финансовых ресурсов в различные отрасли и секторы экономики.
Рынок государственных цен­ных бумаг формировалсяпостепенно. Во-первых, наращивались объемы обращающихся на рын­ке ценных бумаг.Это относится как к первичному (см. рис. 1), так и к вторичному рынку ГЦБ (см.рис. 2).
/>
Рис. 2. Объем выпущенных ГЦБ
/>
 
Рис. 3.Объемы сделок на вторичном рынке ГЦБ[23]
Создание за относи­тельно короткое время удовлет­ворительнофункционирующего рынка государственных ценных бумаг является плюсом для эко­номикистраны, тем не менее дан­ный рынок имеет противоречия, которые должны бытьустранены путем его дальнейшего совер­шенствования. Во-первых, этот рынокконцентрирует большую часть всех свободных рыночных ресурсов, отвлекая их темсамым от инвестиционных вложений в реальный сектор экономики. По­этому долженсохраняться конт­роль за тем, чтобы эмиссия ГЦБ оставалась в границах, не подры­вающихинвестиционные перс­пективы. Во-вторых, постоянное наращивание выпуска государ­ственныхдолговых обязательств приводит к повышению расходов государства по обслуживаниюдолга, а также нарушает соотно­шение потоков финансовых ре­сурсов междугосударством и предприятием.[24]
Противоречия функциониро­вания рынка ГЦБ могут быть пре­одоленыпутем дальнейшего со­вершенствования этого сегмен­та финансового рынка.
Основными направлениями дальнейшего развития внутрен­негорынка государственных цен­ных бумаг, на наш взгляд, станут:
-  снижение доходности госу­дарственных ценных бумаг;
-  реструктуризация внутрен­него долга в пользу более дол­госрочныхзаимствований;
-  расширение круга держате­лей государственных ценных бу­маг;
-  развитие сектора государ­ственных ценных бумаг местныхорганов управления (муници­пальных ценных бумаг).
Основным условием развития финансового рынка являетсяснижение доходности государ­ственных ценных бумаг, так как высокая доходностьведет не только к увеличению стоимости обслуживания государственного долга, нои повышает общий уро­вень цен на заемные ресурсы. Сейчас многие коммерческиебанки рассматривают рынок ГЦБ как наиболее надежный и в дос­таточной степенидоходный объект вложения свободных финансовых ресурсов. Именно поэто­му в своемарсенале они в боль­шинстве случаев имеют два ос­новных источника доходов — вкла­ды в инструменты рынка государ­ственных ценных бумаг и комис­сионные запредоставление ус­луг. Все это значительно ослож­няет ситуацию с инвестировани­емреального сектора экономики.[25]
Необходимо отметить, что в процессе развития все же уда­лосьзначительно снизить доход­ность государственных ценных бумаг, за счетактивизации на рынке накопительных пенсионных фондов данная тенденция, воз­можно,будет сохраняться. Одна­ко достичь оптимального уровня доходности,соответствующего реальным возможностям эконо­мической системы, на сегодняш­нийдень пока не удалось.
Одной из мер по снижению стоимости обслуживания госу­дарственногодолга является его реструктуризация в пользу более долгосрочных заимствований.Министерством финансов пред­принимаются шаги по удлинению сроков займов, тем неменее сей­час, как и прежде, в структуре рын­ка ГЦБ большую часть занимаюткраткосрочные инструменты.
Кроме того, стоимость обслу­живания государственного дол­гаможно уменьшить, увеличив число инвесторов, желающих участвовать в кредитованииго­сударства. На сегодняшний день актуальным является привлече­ние на рынокнаселения и нере­зидентов. Что касается населе­ния, то сегодня оно практическине участвует на рынке государ­ственных долговых обязательств. В Казахстанепо-прежнему ос­новная доля государственных ценных бумаг приобретаетсяпервичными дилерами за свой счет. Ранее, до апреля 1999 гМинистерствомфинансов Республики Казахстан эмитировались национальные сберегательныеоблигации, предназначенные для размещения в т.ч. и среди физических лиц. Но всвязи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса тенге внастоящее время данные ценные бумаги оказались практически не востребованы.Поэтому для привлечения сбережений населения необходимо использовать новыеликвидные инструменты, которые могут быть воз­вращены эмитенту в любое вре­мяили по истечении определен­ного срока держания. При этом важную роль играетстоимость государственных облигаций, ко­торая должна быть минимальной, т.е.доступной большинству граждан.
Помимо привлечения сбере­жений населения, значительноувеличить возможности инвести­ционного механизма позволяет участие нерезидентовна рынке ценных бумаг. Первый шаг в направлении решения данной задачи ужесделан — принято принци­пиальное решение о допуске не­резидентов на внутреннийрынок государственных ценных бумаг.
Перспектива участия иност­ранных инвесторов на рынке цен­ныхбумаг будет напрямую зави­сеть от умения преодолеть кри­зис доверия со сторонызапад­ных инвесторов, которые еще очень плохо знакомы с условия­ми иособенностями отечествен­ного фондового рынка, чтобы в больших масштабахзаняться операциями с новыми для них инструментами.
Дальнейшее совершенствова­ние рынка государственныхдол­говых обязательств предполага­ет развитие сектора государ­ственных ценныхбумаг местных исполнительных органов.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюд­жетнойсистеме» местные ис­полнительные органы имеют право заимствовать средства уюридических и физических лиц, иностранных государств для финансированиярегиональных инвестиционных программ, со­гласованных с правительствомРеспублики Казахстан. Заим­ствование может осуществлять­ся в форме договоров(соглаше­ний) займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов.Основываясь изданном праве, Мангыстауская область впервые в истории финансово­горынка Казахстана произвела эмиссию валютных облигаций местных исполнительныхорга­нов на сумму около 3 млн. долл. США. Этому примеру вскоре последовалиместные исполни­тельные органы Атырауской об­ласти, городов Алматы и Аста­ны.
Таким образом, первые шаги в развитии рынка муниципальныхценных бумаг сделаны. Однако в настоящее время предложение ГЦБ местныхисполнительных ор­ганов еще весьма ограничено.
Превратить рынок муници­пальных облигаций в мощное средствопривлечения капита­ла можно лишь предпринимая меры по дальнейшему его со­вершенствованию.Во-первых, необходимо решить макроэко­номическую проблему, связан­ную сденьгами «под матра­сом», которые необходимо зас­тавить работать на экономикустраны. Во-вторых, нужно за­вершить формирование перво­начальнойнормативно-право­вой базы, регулирующей выпуск государственных ценных бумагместных исполнительных орга­нов, а также разработать стан­дарты бухгалтерскогоучета, ко­торые сделают местные орга­ны управления более прозрач­ными структурами.В-третьих, рынку муниципальных ценных бумаг необходима эффективноорганизованная и функциони­рующая инфраструктура в лице профессионалов попроектиро­ванию, юридическому оформле­нию и рейтингованию займов. В-четвертых,эффективному функционированию рынка му­ниципальных ценных бумаг бу­детспособствовать развитие местного самоуправления в республике.
Потенциал рынка муниципаль­ных ценных бумаг неограничен, иего развитие может стать одним из ключевых компонентов роста экономики вближайшие годы.
Говоря о дальнейшем разви­тии рынка государственных цен­ныхбумаг, нельзя не затронуть вопроса о перспективах заим­ствования намеждународных рынках капитала.
Перспективы казахстанских еврооблигационных выпусков бу­дутзависеть как от государствен­ного подхода к регулированию внешних займов, так иот тенден­ций развития мирового рынка после недавнего кризиса. Отно­сительнаявыгодность еврообли­гаций по отношению к внутрен­ним государственным ценнымбумагам будет зависеть, во-пер­вых, от сравнительной динамики их доходности,во-вторых, от темпов прироста курсов иностранных валют.
В будущем возможен выход на рынок еврооблигаций и квазису­веренныхзаемщиков в лице ме­стных органов управления. Но для начала местным исполни­тельныморганам необходимо приобрести достаточный опыт по выпуску ценных бумаг на внут­реннемрынке.
В Казахстане будет сформирована система государственногорегулирования фондового рынка, позволяющая обеспечить эффективную защиту прав иохраняемых законом интересов инвесторов. Для создания реальных механизмовреализации данной задачи будет, прежде всего, усилена роль Национальнойкомиссии Республики Казахстан по ценным бумагам как органа государственногорегулирования рынка ценных бумаг. В этих целях в ходе реализации Программы:
      – будут расширены полномочия Национальной комиссии вчасти регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумагс предоставлением ей права на самостоятельное наложение административныхсанкций по отношению к данным участникам;
      – Национальной комиссии будут представленыдополнительные права на осуществление контроля за деятельностью эмитентов справом наложения административных санкций в части выполнения ими отдельных нормзаконодательства, определяющих порядок их деятельности и входящих в компетенциюНациональной комиссии;
      – в наиболее крупных областных центрах республикибудут созданы территориальные подразделения Национальной комиссии;
      – будет разработан и представлен для принятияПарламентом Республики Казахстан закон «О защите прав и охраняемых закономинтересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Вывод: в целом формирование раз­витого иустойчивого рынка го­сударственных долговых обяза­тельств в перспективе будетза­висеть от общей экономической ситуации в стране. Государству же необходимосоздать все ус­ловия для развития стимулов к сбережению, накоплению итрансформации их в инвестиции.
 Заключение
Важное место среди инстру­ментов фондового рынказанима­ют государственные ценные бу­маги (ГЦБ). Во всем мире госу­дарства и ихучреждения явля­ются крупнейшими заемщиками капитала.
С помощью рынка государ­ственных ценных бумаг осуще­ствляетсязаимствование госу­дарством временно свободных денежных средств у коммерчес­кихбанков, финансовых компа­ний и населения, и полученные таким образом денежныересур­сы используются для неинфля­ционного финансирования де­фицитареспубликанского и ме­стных бюджетов. Кроме того, данный сектор фондового рын­каимеет особо важное значение Для экономики страны как инст­рументденежно-кредитной по­литики, как ключевой показатель состояния финансовойсистемы государства, а также ориентир Для зарубежных инвесторов.
В Казахстане в последние годы на­блюдается некотороеувеличение личных сбережений населения, хотя их удельный вес от ВВП пока ещенизок. Ограничен­ность личных сбережений, психологичес­кая неподготовленностьнаселения к ин­вестированию в ценные бумаги явились одной из причин передачигосударственной собственности широким мас­сам населения на безвозмездной основес использованием механиз­мов ПИКов (приватизационных инвестиционных купонов).
Многие страны на протяжении своей истории прибегали к при­ватизациикак способу повыше­ния эффективности работы кон­кретных отраслей ипроизводства. Но если в развитых странах пере­дача государственных предприя­тийвелась в условиях сложившей­ся рыночной экономики и, что Особенно важно, вусловиях фун­кционирующего фондового рын­ка, то страны бывшего социалис­тическоголагеря вступили на путь приватизации, не имея широкого развития частногосектора, рын­ка ценных бумаг, накоплений для поглощения реализуемойгосударственной собственности. Используя опыт Венгрии, Польши, Чехии, Словакии,Рос­сии, Казахстан создает экономи­ку, ориентированную на рыноч­ные структуры исвободное пред­принимательство на основе ис­пользования системы акциониро­вания,позволяющей разделить стоимость крупных государствен­ных фондов на сотни итысячи долей, продать их заинтересован­ным лицам и организациям.
Решающую роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграли при­ватизацияи акционирование го­сударственных предприятий — ак­ционерные общества сталиглав­ными субъектами этого рынка. По существу, казахстанский рынок ценных бумагсуществует немно­гим более восьми лет. Первые его элементы появились в 1991 г.,ког­да на базе законодательства СССР стали создаваться АО, брокерские фирмы,фондовые биржи.
Естественно, в годы его станов­ления не складывалосьчеткого понимания того, что такое ценные бумаги, зачем и как регистриро­вать ихэмиссии, как защищать права инвесторов и т.д. Поэтому 1991 — 1994 гг.рассматриваются как «учебный период». Если просле­дить за дальнейшимразвитием рынка ценных бумаг, то можно увидеть, что в 1995 — 1996 гг. госу­дарствоосознавало, что существу­ющая инфраструктура фондового рынка явно не совершеннаи тре­бует дальнейшего развития. В этих целях 28 марта 1996 г. Правитель­ствосвоим постановлением утвер­дило Программу развития рынка ценных бумаг вРеспублике Казах­стан. Появились первые регистра­торы и учебные центры, которыеподготовили около тысячи специ­алистов. 31 декабря 1996 г. было принятоПостановление Прави­тельства «Об утверждении переч­ней хозяйствующихсубъектов, часть которых будет реализована на фондовой бирже», т.е.«Програм­ма „голубые фишки“.
К концу 1996 г. на рынке цен­ных бумаг определились двеведу­щие и конкурирующие между со­бой фондовые биржи — Центральноазиатская иКазахстанская, пер­воначально созданная как Казах­станская межбанковскаявалютная биржа. В 1997 г. образовано ЗАО „Центральный депозитарий цен­ныхбумаг“, вместе с Казахстанс­кой фондовой биржей (далее -KASE) ставшееядром технической инфраструктуры фондового рын­ка. В настоящее время Централь­ныйдепозитарий и KASE полно­ценно функционируют.
В 1997 г. появились первые банки-кастодианы. Важнейшимсобытием, произошедшим в этом же году и предопределившим раз­витие рынка ценныхбумаг Казах­стана на последующие годы, ста­ло принятие Закона „О пенсион­номобеспечении в Республике Казахстан“, в соответствии с ко­торым с 1998 г. встране введена в действие накопительная пенсион­ная система.
Мировая практика пока­зывает, что рынок цен­ных бумагявляется эф­фективным механизмом мобили­зации финансовых ресурсов и сбереженийнаселения, опти­мального перераспределения средств в экономике страны.Список литературы
1.   Аналитическая информация о состоя­нии рынка ценных бумагРеспублики Казах­стан // Рынок ценных бумаг Казахстана, N 1, 2000. С. 19 — 28.
2.   Аналитическая информация о состоя­нии рынка ценных бумагРеспублики Казах­стан // Рынок ценных бумаг Казахстана, N 1, 2000. С. 19 — 28.
3.   Аналитическая информация о состоя­нии рынка ценных бумагРеспублики Казах­стан // Рынок ценных бумаг Казахстана, N 1, 2000. С. 19 — 28.
4.  Бексултанова А.Ж.Рынок ценных бумаг Казахстана, Алматы: Атамура, 2000, с.41-53.
5.  БерзонН.И., Булкова Е.А., Кожевников Н.А., Чаленко А.В. Фондовый рынок. М., Вита-пресс.1998.
6.  Галанов В. А.,Басова А. И. Рынок ценных бумаг, Алматы, Данкер, 1996.
7.   Государственные ценные бумаги. Итоги 2000 года. «Рынокценных бумаг Казахстана». 2001. № 2. С. 22-27.
8.   Джолдасбеков А., Аягузов К. Краткий обзор развитияфондового рынка Республики Казахстан в 1991 — 1994 гг. // Рынок ценных бумагКазахстана. №12, 1999, с. 19-23
9.   ДжолдасбековА., Иванова A. Истори­ческая справка о системегосударственного регулирования рынка ценных бумаг Peспyблики Казахстан // Рынок ценных бумаг Казахстана. N 6, 1999.С. 30.
10.           Есенов Б.Проблемы и перспективы раз­вития фондового рынка в Казахстане//Саясат. N 6,1999. С. 72.
11.           ИльясовК.К. . Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Подред.– Алматы: Бiлiм, с. 11-112.
12.           Инвестиционные возможности Казах­стана. А., 1997. С. 112.
13.           Информационное сообщение Националь­нойкомиссии // Рынок и право: приложение к журналу „Рынок ценных бумагКазахста­на“. N5(6), 1999. С.З.
14.           Каленова С.О. Оразвитии рынка ценных бумаг в Казахстане. // Рынок ценных бумаг Казахстана. №6,1999. с. 4-5
15.           КарагузовФ. Ценные бумаги и регулирование их обращения в Республике Казахстан. А.:Каржы-Каражат, 1995. С.50-53.
16.           Омаров Ж.Ж.Регулирование рынка ценных бумаг // Саясат. №1, 2000. с. 4-8.
17.           Основы формирования рынка государ­ственных ценных бумаг // Рынок ценныхбу­маг Казахстана. N9, 1999.С. 3.
18.           Привлекательны ли  акции ?// Каржы-Каражат. N 5, 1999. С. 68.
19.           Рынок ценных бумаг / Под ред. В Л. Га­ланова,А.И. Басова. М.: Финансы и стати­стика, 1998. С. 160.
20.           Рынокценных бумаг / Под ред. В Л. Га­ланова, А.И. Басова. М.: Финансы и стати­стика,1998. С. 160.
21.           Рынок ценных бумаг Казахстана: про­блемы формирования и развития / Подред. М.Б. Кенжегузина. А., 1998. С. 5.
22.           Сейткасимов Г.С., Ильясов Л.А. Ценные бумаги ифондовый рынок. А..- Эконо­мика, 1998. С. 4-40, 166.
23.           Статистическийбюллетень Национального банка Республи­ки Казахстан. Алматы, 1998. № 1.
24.           Ценные бумаги. Учебник / Под ред. В ИКолесникова, B.C. Торкановского. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 69.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.