--PAGE_BREAK--
Итак, в 2007г. выручка от реализации резко возросла по сравнению с предыдущим годом на 372,9млн. руб., так же, как и валовая прибыль.
На предприятии в 2006г. среднесписочная численность работающих составила 107 человек. В 2007г. этот показатель увеличился на 476 человек, т.е. на 444,86%. Что свидетельствует о значительном росте потребности компании в трудовых ресурсах. Сопоставив данные по выручке и численности персонала, мы можем сделать вывод, что производительность труда в 2007г., по сравнению с 2006г., увеличилась на 153 тыс. руб./чел.
Прибыль от реализации также возросла и составила 373,61% от показателя 2006 г. и составила 10,2 млн. руб. Но рентабельность продаж упала, составив 3,21% против 5,87% в 2006г.
Также важно отметить колоссальное увеличение прибыли до налогообложения и чистой прибыли, соответственно 253964 тыс. руб. и 254774 тыс. руб.
Проанализировав полученные данные, можем сделать вывод, что увеличение численности персонала, производительности труда сделали деятельность предприятия высокоэффективной и более прибыльной, нежели в 2006 году.
Финансовое состояние организации характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия.
Активы по степени ликвидности и пассивы по сроку погашения в ОАО ГК «Виктория» за 2006-2007 гг. Таблица 3.
На конец 2006г., тыс. руб.
На конец 2007г., тыс. руб.
показатели
Активы по степени ликвидности
А1. Высоколикв-ные активы (ден-ные средства + краткосрч. Фин. Вложения) 260+250
3306
5099
А2. Быстрореал-мые активы (краткосроч. Дебиторская задолженность) 240
36620
310545
А3. Медленнореал-мые активы (запасы (без 217 и 216) и долгосроч. Фин-ые вложения 140 (уменьшенные на величину вложений в уставные фонды других предприятий)
2079
А4. Труднореал-мые активы (внеоборотные активы)
70096
103088
Пассивы по сроку погашения
П1. Наиболее срочные обязательства (краткосроч. Кредиторская задолженность 620)
17052
122687
П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. Кредиты и заемные средства и прочие обязательства 610,660)
44765
20958
П3. Долгосроч. Обязательства (долгосроч. Кредиты и займы, доходы будущих периодов и резервы предстоящих доходов 590,640,650)
47920
91973
П4. Постоянные пассивы (статьи разделов капитала и резервы, задолженность перед учредителями по выплате доходов 490)
895
256464
Рассчитаем коэффициенты ликвидности. Для этого воспользуемся таблицей.
Коэффициенты ликвидности ООО «Балтика Оптител» за 2005-2007 гг. Таблица 4.
Показатель ликвидности
Значения показателя в тыс. руб.
2006г.
2007г.
1. Коэффициент текущей (общей) ликвидности (А1+А2+А3)/(П1+П2);
Рекомендованное значение: >2,0
0,64
2,21
2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (А1+А2)/(П1+П2);
Рекомендованное значение: >1,0
0,64
2,19
3. Коэффициент абсолютной ликвидности А1/(П1+П2);
Рекомендованное значение: >0,2
0,05
0,04
Платежеспособность– покрытие платежными и другими ликвидными средствами обязательств предприятия. Она измеряется методом определения достаточности ( избытка или недостатка) источников средств для формирования запасов и затрат предприятия.
С целью оценки платежеспособности организации и ее финансовой устойчивости определяют численное значение 3х показателей: ФП1, ФП2, ФП3.
Возможно выделение четырех типов финансовой устойчивости:
1. абсолютная устойчивость — все 3 показателя выше нуля. Организация обладает излишком всех источников запасов и затрат и в любой момент времени обладает платежеспособностью, не допуская задержек расчетов и платежей.
2. нормальная устойчивость — ФП1 0. Финансовое состояния организации довольно стабильно, СДОС и ОВИЗЗ характеризуются излишками. Периодически может возникать недостаток СОС.
3. неустойчивое финансовое состояние — ФП1, ФП20. Нарушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения собственных оборотных средств. Возникают задержки обязательных платежей и расчетов, образуются долги по з/п.
4. кризисное финансовое состояние – все показатели ФП
Определение типа финансовой устойчивости ОАО «ГК «Виктория» за 2006-2007 гг. Таблица 5.
ПОКАЗАТЕЛИ
2006г.
2007г.
1.Общая величина запасов и затрат (ЗЗ), тыс. руб. стр. 210
71092
2.Наличие собственных оборотных средств (СОС), тыс. руб. Стр. 490-190
-69201
153376
3. Величина собственных и долгосрочных заемных средств (СДОС), тыс. руб. СОС+ стр590
-21281
245349
4. Общая величина источников запасов и затрат (ОВИЗЗ), тыс. руб. СДОС+стр610,621,622,627
28977
356705
5. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств ФП1=СОС – ЗЗ
-69201
82284
6. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат ФП2=СДОС-ЗЗ
-21281
174257
7. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат ФП3 = ОВИЗЗ-ЗЗ
28977
285613
8. Трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости
(0;0;1)
(1;1;1)
Исходя из анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия мы выяснили, что к концу 2006г. финансовое состояние ГК «Виктория» было неустойчивым, наблюдался дефицит собственных оборотных средств и нехватка постоянных пассивов для финансирования постоянных активов. Но к концу 2007г. за счет увеличения СОС и СДОС организация достигла абсолютно устойчивого финансового положения, что является очень положительным моментом в работе любой организации.
2.1. Понятие прибыли, ее функции и виды.
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала.
В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства – предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.
В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.
Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:
• в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;
• используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;
• выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.
На основании вышеизложенного, понятие прибыли в обобщённом виде может быть сформулировано так: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».
Многогранный характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.
В число образующих факторов включена выручка, получаемая предприятием от различных видов предпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих факторов — доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.
Взаимовлияющие факторы включают внешние, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.
Факторы распределения состоят из платежей обязательного характера в бюджетные и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях.
Факторы использованияотносятся только к той прибыли, которая остается в предприятиях и коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.
Первый — это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:
· во-первых,от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
· во-вторых,от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);
· в-третьих,от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
· в-четвертых,от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие«предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк. По своему содержанию понятие«риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д. Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, заключение фьючерсных сделок и т.д.
Прибыль выполняет ряд функций:
1. Прибыль является показателем эффективности производства, она ориентирует предприятие на достижение лучших результатов при меньших затратах труда.
2. Распределительная функция заключается в том, что при ее участии происходит распределение прибыльного продукта между сферой производства и непроизводственной сферой, между предприятием и обществом, предприятием и работниками.
3. Стимулирующая функция. Прибыль стимулирует применение технического прогресса в производстве, стимулирует повышение результативности или эффективности работы фирмы. Эффективность определяется отношением результата хозяйственной деятельности к затратам.
4. Прибыль является основным элементом денежных накоплений, одним из главных источников образования доходной части государственного бюджета.
Многие западные экономисты рассматривают прибыль как «глобальный финансовый результат». Глобальный финансовый результат определялся как прирост или уменьшение стоимости имущества при постоянном капитале на начало и конец периода в предположении, что кредиторская задолженность была погашена на начало и конец года. По мере развития этой концепции появилось понятие безденежная прибыль, определяемая как разница между переоцененными активами и активами по балансовой оценке. Если рыночная цена активов превышает учетную, то образуется безденежная (потенциальная) прибыль, и наоборот, если рыночная цена падает ниже учетной, возникает безденежный (потенциальный) убыток.
В современной западной экономической литературе различается несколько видов прибыли:
· Экономическая (чистая) прибыль — разность между общим доходом и экономическими издержками, т. е. суммой явных и неявных (вмененных) издержек.
· Бухгалтерская прибыль — разность между общим доходом и бухгалтерскими (явными) издержками. При этом под явными издержками понимают фактический расход ресурсов на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.
· Валовая прибыль – выраженный в денежный форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.
· Предпринимательская прибыль (доход) – прибыль за вычетом ссудного процента и платежей в бюджет (налоги и др.). Это та плата, которую получает предприниматель за свою организаторскую работу по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.
· Нормальная (нулевая) прибыль — минимальная плата, необходимая для вознаграждения предпринимательских функций, как элемента внутренних издержек. Нормальная прибыль необходима для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности фирмы. Если общий доход фирмы равен ее общим издержкам, то экономическая прибыль равна нулю, и предприниматель в таком случае получит доход, равный неявным издержкам.
· Маржинальная прибыль – превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль. Маржинальная прибыль является источником покрытия накладных расходов предприятия и прибыли. Увеличение прибыли достигается за счет максимизации маржинальной прибыли (или оптимизации ассортимента) и уменьшения накладных расходов.
Маржинальная прибыль единицы продукта = Цена — Прямые затраты;
Маржинальная прибыль продукта = Маржинальная прибыль единицы продукта * Объем выпуска данного продукта.
· Налогооблагаемая прибыль — прибыль компании после выплаты процентов по долговым обязательствам, но до уплаты налогов; прибыль юридических и физических лиц, облагаемая налогом.
Современные российские нормативные документы также содержат ряд определений прибыли:
· Бухгалтерская прибыль — разница между стоимостью продаж и бухгалтерскими издержками.
· Балансовая прибыль (убыток)представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Она состоит изприбыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюсвнереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов).
Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле
Пб = ± Пр ± Пи ± Пв.о,
где Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и услуг;
продолжение
--PAGE_BREAK--