Реферат по предмету "Финансы"


Профицит федерального бюджета и его распределение

--PAGE_BREAK--
Глава 2. Профицит федерального бюджета и его распределение

2.1. Понятие профицита бюджета

Профицит бюджета. При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета.

Государственный бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики и поэтому он не может быть сбалансированным. Государственный бюджет целесообразно балансировать с положительным сальдо ( от итал. Saldo – расчет) при подъеме и отрицательным – при спаде производства. Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего усилением роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

2.2.
Анализ доходов и расходов бюджета

Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение показателей структуры доходов (расходов) государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета, выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета.

Относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (расходной) части государственного бюджета, являются важнейшими аналитическими показателями.
Анализ федерального бюджета РФ.


Возьмем информацию о доходах федерального бюджета. Данные в соответствии с ФЗ «о федеральном бюджета на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов»

Таблица 1

Млрд.руб

2008

2009

2010



оригинал

изменение

оригинал

изменение

оригинал

изменение

Всего доходов

 нефтегазовые доходы

инфляция

Расходы

профицит

6644,447

2383,113

7%


8965,535

4249,032

10,5%

7 021,927

1 943,808

7465,447

2351,908

6,5%

9518,305

3640,241

7,5%

8 746,575

8089,965

2348,321

6%

10402,396

3630,887

7%





Оригинальные данные взяты из документа  ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010г»  №198-ФЗ от 24 июля 2007г.

С учетом изменений от 08.11.2008 №193-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон» О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов.

Из представленных данных в июле 2007 года первоначально планировалось, что общие доходы бюджета на 2008 год будут составлять 6645 млрд.руб., в том числе нефтегазовые доходы 2383, предельный уровень инфляции не превысит 7%. На плановый период 2009 и 2010 годов доходы будут составлять 7465 млрд.руб. и соответственно 8089 млрд.руб. Как известно большую часть доходов бюджета составляют налоговые поступления от нефтегазовой отрасли.

Последние несколько лет бюджет Российской федерации являлся профицитным, в следствие чего государство формировало стабилизационный фонд и планировало постепенно снизить  инфляцию 7%, 6,5% и 6%. Также планировало увеличить доходы в 2009 и в 2010 году.

          08.11.2008 были внесены изменения в  федеральный бюджет. Например планировалось увеличение общей составляющей доходов на 0,7 раза при этом нефтегазовые доходы составляли 4250 млрд.руб., что больше по сравнению с первоначальными данными в 0,6 раза. Уровень инфляции увеличился с 7 процентов до 10, что составляет 0,7 раза больше, чем первоначально планировалось. Исходя из всего этого можно сделать вывод,  что увеличение общего числа доходов федерального бюджета произошло не за счет каких либо дополнительных поступлений, а за счет увеличения уровня инфляции. Об этом говорит то что уровень инфляции увеличился на 0,7 раза, при этом на такое же число увеличились и общие доходы государства, в том числе и нефтегазовые доходы.

         Те же самые изменения были произведены и в плановый период 2009 и 2010 годов. Уровень инфляции изменился в 0,86 раза, при этом общие число доходов государства изменилось на 0,76 раза, а нефтегазовые доходы 0,64.

         В следствие данных, приведенных в таблице 1, можно сделать вывод, что  федеральный бюджет на 2008 и плановый период 2009 и 2010г. с момента составления не включал в себя дополнительных доходов, а увеличение бюджета произошло за счет роста инфляции.
Фактические данные за 2008 год

ФЗ «Об исполнении федерального бюджета на 2008г» №382-ФЗ от 28.12.2009г:

«Утвердить отчет об исполнении федерального бюджета за 2008 год по доходам в сумме 9 275 931 310,1 тыс. рублей, по расходам в сумме 7 570 878 924,0 тыс. рублей с превышением доходов над расходами (профицит федерального бюджета) в сумме 1 705 052 386,1 тыс. рублей»
Данные в соответствие с ФЗ о ФБ  на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.

Таблица 2

Млрд.руб

2009

2010

2011



оригинал

измен

оригинал

измен

оригинал

измен

Всего доходов

нефтегазовые доходы

инфляция



10927,137

4692,509

8,9%

6714

2057

13%



11733,612

4526,198

7%



12838,924

4637,494

6,8%





Оригинальные данные ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 и плановый период 2010 и 2011 годов»  № 204-ФЗ от 24 ноября 2008 года

Изменения в редакции закона ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 и плановый период 2010 и 2011 годов»  № 204-ФЗ от 24 ноября 2008 года

 от 28.04.2009 N 76-ФЗ

Как мы видим из представленных данных в 2008 году планировалось, что доходы 2009 года будут составлять 10927 млрд.руб. в том числе, нефтегазовых 6714 млрд.руб., что составляет 115 % к предыдущему планированию, а темп роста составил 15%. Такая динамика связана с тем, что бюджет на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 года  планировали в начале 2008 года, когда ситуация в экономике страны еще была стабильной. Но в конце 2008 года произошел экономический кризис, в следствие чего доходы бюджета были резко пересмотрены.  Общая сумма доходов снизилась до 6714 млрд. руб. что составляет общее снижение доходов на 38 %. Уровень инфляции увеличен до 13%. Изменения коснулись только 2009 года, так как правительство посчитало не целесообразно вносить изменение в плановый период 2010 и 2011 годов в условиях экономического кризиса.
Фактические данные за 2009 год

ФЗ «Об исполнении федерального бюджета на 2009г» №255-ФЗ от 03.10.2010г:

«Утвердить отчет об исполнении федерального бюджета за 2009 год по доходам в сумме 7 337 750 521,6 тыс. рублей, по расходам в сумме 9 660 061 013,6 тыс. рублей с превышением расходов над доходами (дефицит федерального бюджета) в сумме 2 322 310 492,0 тыс. рублей».Бюджетныесредства расходовались на реализацию антикризисных мер (поддержка отраслей экономики, укрепление стабильности финансового рынка, содействие занятости населения), на реализацию приоритетных национальных проектов.
Данные в соответствии с ФЗ  о ФБ на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.

Таблица 3

Млрд. руб.

2010

2011

2012



оригинал

изменение

оригинал

измен

оригинал

измен

Всего доходов

нефтегазовые доходы

инфляция



6950,010

3194,681

10%

7874,951
8%

7455,722

3311,838

8%


------

8069,646

3503,056

7%


-----
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Оригинальные данные взяты из закона №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов» от 2 декабря 2009 года.

Изменение в редакции закона №308-ФЗ от 28 сентября 2010г

Как видно из представленных данных общие доходы планируются на 2010 год 6950 при фактических данных за 2009 год 7337 млрд.руб.  Планируемые сумма общих доходов за 2010 год напрямую зависит от нефтегазовых поступлений. 23 июля 2010 года были внесены изменения – доходы «в сумме 7 783 778 395,8 тыс. рублей» («изменения в ФЗ  о ФБ на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг от 23 июля 2010 года») уровень инфляции снизился до «7,0 процента». Изменения коснулись только 2010 год, плановый период 2011 и 2012 года остался неизменным.
Анализ регионального бюджета РФ.




Отчет об исполнении областного бюджета за 2008 год [2]

Доходная часть областного бюджета в целом за 2008 год исполнена в сумме 40 201,1 млн. рублей, на 96,9 % к утвержденному годовому плану.

Собственные доходы в виде налоговых и неналоговых платежей сформировались в объеме 24 329,2 млн. рублей (93,3% к утвержденному годовому плану), из них за счет плательщиков Ненецкого автономного округа — 9 237,0 млн. рублей. Недополучено к плановым назначениям 1 754,6 млн. рублей.

Существенное влияние на невыполнение собственных доходов оказали негативные явления в экономике, обусловленные мировым финансово-экономическим кризисом, результаты которого начали отражаться на поступлениях в бюджет с сентября 2008 года.

По сравнению с 2007 годом собственные доходы областного бюджета возросли на 4 852,3 млн. рублей (на 24,9 %).

Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили в сумме 15 268,9 млн. рублей, из Государственной корпорации — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 597,4 млн. рублей, из Пенсионного фонда РФ — 5,6 млн. рублей.

Исполнение доходов областного бюджета в 2008 году, тыс.рублей представлено в таблице 4.
Таблица 4







Как мы видим из представленных данных в таблице 4 – бюджет Архангельской области  за 2008 год был запланирован больше, чем получилось фактически. В следствие чего, бюджет оказался дефицитным, как и за прошлые годы. Общий плановый показатель по доходам бюджета был завышен на 1265828,4 тыс.руб.
Таблица 5- Исполнение расходов областного бюджета в 2008 году, тыс. рублей



Дефицит областного бюджета в 2008 году составил 5 036,2 млн. рублей.

Основными источниками финансирования дефицита являются разница между привлечением и погашением кредитных ресурсов (кредитов коммерческих банков в размере 2 400, млн. рублей, кредитов федерального бюджета — 1 241,8 млн. рублей), а также изменение остатков средств на счете областного бюджета (1 378,1 млн. рублей). [2]
Таблица 6 — Исполнение областного бюджета по доходам за 2009 год в сравнении с 2008 годом характеризуется следующими данными:



В 2009 году доходу  по статье «Налоговые и неналоговые доходы» по сравнению  с 2008 годом снизились на 5882,9 млн. руб. а по статье «Безвозмездные поступление» — увеличились на 3777,7 млн.руб.

Исходя из областного закона «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 3 декабря 2008 года № 637-32-ОЗ (в ред. от 17.12.2009 г.) были утвержденыосновные характеристики областного бюджета на 2009 год:

« а) прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 37475310,8 тыс. рублей;

б) общий объем расходов областного бюджета в сумме 44980707,0 тыс. рублей;

в) прогнозируемый дефицит областного бюджета в сумме 7505396,2 тыс. рублей»

Исполнение налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составило 102,7 % к плану года, безвозмездных поступлений — 99,9 %, общей суммы доходов — 101,2 %.
Анализ показателей областного бюджета за 2010год.
Областной закон «об областном бюджете за 2010 год» от 15 декабря 2009г. №118-9 ОЗ в ред. от 28 июня 2010 года №181-14 ОЗ.

     Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2010 год:

— прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 37496775,1тыс. рублей;

     Согласно отчета об исполнении доходов и расходов бюджета Архангельской области на 1 августа 2010г. Доходы бюджета составляют 25222666 тыс.руб.

     Доходы областного бюджета в 2011 году прогнозируются на уровне 37 млрд 818 млн рублей. Расходы — 42 млрд 527 млн рублей. Дефицит бюджета — 4 млрд 709 млн рублей. [2]
Анализ местного бюджета на примере города Архангельска.

Доходная частьгородского бюджета муниципального формируется за счет следующих доходных источников: [3]

— налоговые доходы,

— неналоговые доходы,

— безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Традиционно в последние годы основными источниками собственных доходов городского бюджета являются:

— налог на доходы физических лиц, составляющий основную долю налоговых и неналоговых доходов городского бюджета;

— налоги на имущество;

— налоги на совокупный доход.

Расходная частьгородского бюджета формируется исходя из необходимости гарантированного обеспечения действующих расходных обязательств и принятия новых расходных обязательств в соответствии с планируемыми результатами и приоритетами развития города.

Структура расходов городского бюджета выглядит следующим образом:

— расходы на содержание отраслей социально-культурной сферы, составляющие наибольший объем расходов городского бюджета;

— расходы на функционирование городского хозяйства, носящие приоритетный характер;

— расходы на правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

— расходы, направленные на решение общегосударственных вопросов.

Исполнение городского бюджета осуществляется в условиях планового дефицита городского бюджета, основными источниками финансирования которого служат:

— заемные средства;

— остатки средств городского бюджета;

— иные источники финансирования дефицита городского бюджета.
На основании решения Архангельского городского совет депутатов были утверждены основные характеристики городского бюджета на 2008 год: [3]

« Прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета в сумме

5498 785 тыс. рублей;

общий объем расходов городского бюджета в сумме 5844 454 тыс. рублей;

прогнозируемый дефицит городского бюджета в сумме 345669 тыс. рублей

общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых

из областного бюджета в 2008 году, в сумме 1413 285 тыс. рублей.»
Бюджет города Архангельска на 2008 год

   Согласно решению городского совета депутатов №571 «О городском бюджете на 2008год» Утвердить основные характеристики городского бюджета на 2008 год: прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета в сумме 5498 785 тыс. рублей; Установить общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета в 2008 году, в сумме 1413 285 тыс. рублей.


Поступления доходов в городской бюджет в 2008 году







Наименование доходов



Сумма, тыс.руб.

1



3

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ



4 085 500

Налоги на прибыль, доходы



2 400 000

Налог на доходы физических лиц



2 400 000

 



 

Налоги на совокупный доход



356 900

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения



158 400

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности



198 500

 



 

Налоги на имущество



487 300

Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов



20 500

Налог на имущество организаций



310 800

Налог на игорный бизнес



1 000

Земельный налог

Иные  поступления

Трансферты

Итого доходов за 2008 год



155 000

-----------

1413285

5498785



от 17 декабря 2008 г. № 806

О внесении изменений и дополнений в решение городского Совета депутатов

от 07.12.2007 № 571 «О городском бюджете на 2008 год» согласно этим изменениям основные доходы городского бюджета не были изменены.
Исполнение бюджета за 2008 год

от 26 мая 2009 г. № 865 Об исполнении городского бюджета за 2008 год

     Утвердить отчет об исполнении городского бюджета за 2008 год по доходам в сумме 7 180 601 тыс. рублей, по расходам в сумме 7 225 153 тыс. рублей с превышением расходов над доходами в сумме 44 552 тыс. рублей и со следующими показателями.




Бюджет города Архангельска на 2009 год
от 17 декабря 2008 г. № 805 О городском бюджете на 2009 год

Архангельский городской Совет депутатов р е ш и л:

1. Утвердить основные характеристики городского бюджета на 2009 год:

прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета в сумме 7511683 тыс. рублей; общий объем расходов городского бюджета в сумме 8033 927 тыс. рублей; прогнозируемый дефицит городского бюджета в сумме 522 244 тыс. рублей.

2. Установить общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета в 2009 году, в сумме 2059 483 тыс. рублей.

Изменения и дополнения в городской бюджет от 16 декабря 2009 года №41 данные изменения не затронули основные статьи доходов городского бюджета.
Исполнение бюджета на 2009год.

Решение «об исполнении городского бюджета на 2009 год»  №103 от25 мая 2010г.









Наименование доходов



Сумма, тыс.руб.

1



3

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ



5 452 200

Налоги на прибыль, доходы



3 400 000

Налог на доходы физических лиц



3 400 000

 



 

Налоги на совокупный доход



613 930

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения



397 400

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности



216 500

Единый сельскохозяйственный налог



30

 



 

Налоги на имущество



537 870

Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов



32 470

Налог на имущество организаций



335 000

Налог на игорный бизнес



400

Земельный налог

Иные поступления

Трансферты

Итого



170 000
2059483

7511683
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.