--PAGE_BREAK--1.2 Формы и виды прибыли
Прибыль от реализации продукции(работ, услуг) является преобладающей в составе общей прибыли.
Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализации этой продукции (работ, услуг), включаемыми в себестоимость продукции и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли. (Коммерческие расходы, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо).
Первое, что необходимо учесть при определении финансового результата — это принятый учетной политикой предприятия метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров. В соответствии с пунктом 13 Положение о составе затрат для целей налогообложения выручка от реализация продукции (работ, услуг) определяется по мере ее оплаты (при безналичных расчетах — по мере поступления средств на счета учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — по поступлению средств в кассу, либо по мере отгрузки товаров (выполнение работ, услуг) и предъявление покупателю (заказчику) расчетных документов).
При определении выручки по моменту оплаты отгруженная, но неоплаченная продукция не учитывается при определении выручки, полученной в отчетном периоде.
Поскольку прибыль, полученная предприятием за отчетный период, является объектом налогообложения для исчисления соответствующего налога, необходимо четко представлять себе механизм ее определения.
Порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, определен разделом II Положение о составе затрат.
Поскольку при формировании финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) и, как следствие, налогооблагаемой базы, существенное влияние может оказать определение себестоимости, и поэтому требующие наиболее тщательного исполнения, является определение себестоимости продукции для целей налогообложения.
Основным документом, регулирующим вопросы определения себестоимости, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №552, согласно которому себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию этой продукции (включая расходы, связанные с ее сбытом, за исключением внереализационных расходов).
Любая ошибка в формировании себестоимости продукции (в том числе и чисто бухгалтерская) в конечном итоге, как правило, приводит к неверному формированию финансового результата, а значит, и налогооблагаемой прибыли. В некоторых случаях это может привести и к неверному исчислению иных налогов (НДС, налога на пользователей автодорог (от выручки), налог на имущество).
При формировании себестоимости необходимо руководствоваться перечнями затрат, установленными действующими нормативными документами.
Затраты, которые можно включать в себестоимость продукции, в соответствии – это затраты непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг).
Затраты, входящие в себестоимость, по экономическому содержанию можно сгруппировать по следующим элементам:
· Затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты;
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды (отчисления во внебюджетные фонды);
· амортизация основных фондов;
· прочие затраты. В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:
- расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции, сопровождению и гарантийному надзору продукции и устранению недостатков, выявленных в процессе ее эксплуатации;
— затраты на подготовку и освоение производства;
— затраты, связанные с управлением производством:
— затраты по содержанию аппарата управления,
— затраты, связанные с использованием услуг связи,
— затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью,
— представительские расходы,
-оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг.
— затраты на обслуживание производственного процесса:
по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и другими средствами и предметами труда;
— затраты на содержание служебного автотранспорта и компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;
- затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
- затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров:
выплата работникам организации средней заработной платы по основному месту работы во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
- затраты, связанные со сбытом продукции (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию), расходы на рекламу;
- затраты по оплате процентов за кредиты;
- другие виды затрат
При этом следует учитывать, что на затраты производства организации относят все расходы возмещаемые покупателями и заказчиками, но для целей налогообложения затраты корректируются с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов в пределах установленных законодательством. В себестоимость приобретенной продукции включаются: стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы.
Прибыль от прочей реализации представляет собой прибыль, полученную от реализации основных фондов и другого имущества, нематериальных активов. Прибыль от прочей реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию.
Прибыль от прочей реализации включает финансовые результаты (прибыль, убыток) от реализации продукции, работ, услуг подсобных и обслуживающих производств, а также от реализации покупных товарно – материальных ценностей. К прочей реализации предприятия относятся не включаемые в объем реализуемой продукции основной деятельности работы и услуги непромышленного характера, в том числе по капитальному ремонту и по капитальному ремонту и по капитальному строительству: услуги транспортных хозяйств; реализация покупной теплоэнергии, пара, а также полученных со стороны полуфабрикатов, не подвергшихся обработке и монтажу.
Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества определяется, как разница между продажной ценой и остаточной (или первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества увеличенной на индекс инфляции устанавливаемой РФ.
Первоначальная стоимость формируется из фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление, включая расходы по доставке, монтажу и установке.
В процессе эксплуатации основные средства теряют первоначальные качества, т. е. изнашиваются. Остаточная стоимость представляет разницу между первоначальной стоимостью и начисленной суммой износа.
Основные фонды предприятия представляют собой — средства труда вовлеченные в производственный процесс, и функционирующие в нем сохраняя свою натурально-вещественную форму и частично переносящие свою стоимость на готовую продукцию по мере износа.
Основные фонды не входят полностью в создание товара, а участвуют в ряде производственных циклах до полного износа. Основные фонды делятся на группы:
-производственного назначения, непосредственно участвующие в производственном цикле.
-непроизводственные фонды, обеспечивающие деятельность предприятия не участвуя в технологическом процессе.
В зависимости от степени воздействия на предметы труда основные фонды делятся на активные (которые оказывают прямое воздействие на предметы труда) и пассивные которые создают условия для нормальной работы предприятия.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал, получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения и других поступлений.
1.3 Функции прибыли
Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов, а так же санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.
Глава 2. Планирование и распределение прибыли
2.1 Методы планирования прибыли
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Оно проводиться по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты о принятия различных управленческих решений.
В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период.
Существует два метода планирования прибыли:
1.Метод прямого счета.
2.Аналитический метод.
2.2 Факторы роста прибыли
В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается.
Факторы, ведущие к изменению прибыли:
· Объем продаж. При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.
· Рост цен. В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.
· Снижение себестоимости. Снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости и контроля в области расходов.
· Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции «жизненного цикла» продукции.
В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.
В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким, как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль над издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования. Всесторонний бюджет – это сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях. На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.
· Первый этап планирования – организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Определяющим фактором является наименьшая величина из двух возможных: объем сбыта продукции или производственная мощность. На основе принятого решения о планируемом объеме продаж заключаются договора поставки, и формируется портфель заказов.
· Второй этап – производственное планирование. Цель этого этапа – разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация.
· Третий этап связан со вторым и включает в себя планирование издержек производства. Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов.
· Четвертый этап – планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции.
· Пятый этап – проектирование балансовой прибыли. Под балансовой прибылью понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия. Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность предприятия обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов.
2.3 Распределение и использование прибыли
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.
Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).
Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.
К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.
Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.
К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.
Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.
Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий.
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.
Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) — получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.
В процессе формирования политики распределения прибыли предприятия обеспечивается ее использование по следующим основным направлениям.
Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости. продолжение
--PAGE_BREAK--
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Вариант – 1
В таблицах, представленных в приложении, приведены данные по предприятию «Ангаже». На основании этих данных необходимо:
1) Произвести расчет денежного потока на отчетный период;
2) Оценить изменение привлекательности данного предприятия для акционеров и инвесторов, происшедшие в отчетном 2008 году;
3) Рассчитать порог рентабельности, запас финансовой прочности и силу воздействия операционного рычага;
4) С помощью углубленного операционного анализа рассмотреть, какой товар является более выгодным и сделать выводы.
Выручка от реализации продукции по кварталам приведена в таблице 1
Квартал
А
Б
Выручка, тыс. руб.
Количество проданных единиц, шт.
Цена реализации, тыс. руб./шт.
Количество проданных единиц, шт.
Цена реализации,
тыс. руб./шт.
1
2
3
4
5
6
I
1500
16500
2000
28000
44500
II
1000
11000
2000
28000
39000
III
1000
11000
2000
28000
39000
IV
1500
16500
2000
28000
44500
Итого за год
5000
55000
8000
112000
167000
Решение:
Выручка = Количество проданных единиц, шт. продукции А и Б (таб. 3 условие) * Цена реализации, тыс. руб./шт. (таб.3 условие)
Квартал
Продукция А
Продукция Б
Выручка
I
1500*11=16500
2000*14=28000
16500+28000=44500
II
1000*11=11000
2000*14=28000
11000+28000=39000
III
1000*11=11000
2000*14=28000
11000+28000=39000
IV
1500*11=16500
2000*14=28000
16500+28000=44500
За год
55000
112000
167000
Затраты на приобретение сырья и материалов приведены в таблице 2
Показатель
Квартал
За год
I
II
III
IV
Производство готовой продукции, шт.
Продукция А
Запасы на конец отчетного периода
500
500
750
750
2500
Продажи
1500
1000
1000
1500
5000
Запасы на начало отчетного периода
750
750
750
750
3000
Необходимый выпуск
1250
750
1000
1500
4500
Продукция Б
Запасы на конец отчетного периода
1000
1000
1000
1000
4000
Продажи
2000
2000
2000
2000
8000
Запасы на начало отчетного периода
1000
1000
1000
1000
4000
Необходимый выпуск
2000
2000
2000
2000
8000
Потребление основных производственных материалов по кварталам, ед.
Материал X
2500
1500
2000
3000
10000
Материал Y
6000
6000
6000
6000
24000
Закупка основных производственных материалов по кварталам
Материал X
Необходимые закупки, ед.
2500
1500
2000
3000
10000
Стоимость закупок, тыс. руб.
1250
750
1000
1500
5500
Материал Y
Необходимые закупки, ед.
6000
6000
6000
6000
24000
Стоимость закупок, тыс. руб.
1800
1800
1800
1800
7200
Итого стоимость материалов,
тыс. руб.
3050
2550
2800
3300
11700
Решение:
▪ Производство готовой продукции, шт.
1) Продажи для продукции А и Б (таб.3 условие)
2) Запасы на конец отчётного периода = 50% ожидаемой продажи в следующем квартале.
Квартал
Продукция А
Продукция Б
I
1000/2=500
2000/2=1000
II
1000/2=500
2000/2=1000
III
1500/2=750
2000/2=1000
IV
750(таб.3 условие)
1000 (таб.3 условие)
За год
2500
4000
3) Запасы на начало отчётного периода = Запасам на конец предыдущего периода (таб.3 условие).
Квартал
Продукция А
Продукция Б
I
750
1000
II
750
1000
III
750
1000
IV
750
1000
За год
3000
4000
4) Необходимый выпуск = Запасы на конец отчетного периода (таб.2 решение) + Продажи (таб.2 решение) – Запасы на начало отчетного периода (таб.2 решение).
Квартал
Продукция А
Продукция Б
I
1500+500-750=1250
1000+2000-1000=2400
II
1000+500-750=750
1000+2000-1000=2000
III
1000+750-750=1000
1000+2000-1000=2000
IV
1500+750-750=1500
1000+2000-1000=2000
За год
4500
8000
▪ Потребление основных производственных материалов по кварталам, ед.
Потребление материала = Необходимый выпуск товара (таб. 2 решение) * Количество материала на товар (таб.3 условие: на производство продукции А — 2 ед. материала Х, а на производство продукции Б – 3 ед. материала У).
Квартал
Продукция А
Продукция Б
I
1250*2=2500
2000*3=6000
II
750*2=1500
2000*3=6000
III
1000*2=2000
2000*3=6000
IV
1500*2=3000
2000*3=6000
За год
10000
24000
▪ Закупка основных производственных материалов по кварталам.
Необходимые закупки материалов = потребление материалов (таб.2 решение)
Стоимость закупок материалов = Необходимые закупки (таб.2 решение) * Цена материала (таб.4 условие)
Квартал
Продукция А
Продукция Б
I
2500*0,5=1250
6000*0,3=1800
II
1500*0,5=750
6000*0,3=1800
III
2000*0,5=1000
6000*0,3=1800
IV
3000*0,5=1500
6000*0,3=1800
За год
5500
7200
Итого стоимость материалов, тыс. руб. = Стоимость закупок (Продукции А) + Стоимость закупок (Продукции Б)
Квартал
I
II
III
IV
Итого стоимость материал.
1250+1800= 3050
750+1800= 2550
1000+1800= 2800
1500+1800= 3300
За год
11700
продолжение
--PAGE_BREAK--
Затраты на производственную рабочую силу приведены в таблице 3
Показатель
Квартал
За год
I
II
III
IV
1
2
3
4
5
6
Трудозатраты, чел./ч.
Подготовительный цех
А
250
150
200
300
900
Б
1000
1000
1000
1000
4000
Итого
1250
1150
1200
1300
4900
Машинный цех
А
625
375
500
750
2250
Б
1000
1000
1000
1000
4000
Итого
1625
1375
1500
1750
6250
Затраты на производственную рабочую силу, тыс.руб.
Подготовительный цех
1102
1062
1082
1122
4368
Машинный цех
1627
1377
1502
1752
6258
Итого по предприятию
2729
2439
2584
2874
10626
Решение:
▪Трудозатраты
Трудозатраты = Необходимый выпуск, тыс. руб. (таб. 2 решение) * Затраты труда на единицу продукции, чел/час (таб. 5 условие).
Подготовительный цех
Квартал
Продукция А
Продукция Б Итого
I
1250*0,2=250
2000*0,5=1000 1250
II
750*0,2=150
2000*0,5=1000 1150
III
1000*0,2=200
2000*0,5=1000 1200
IV
1500*0,2=300
2000*0,5=1000 1300
За год
900
4000 4900
Машинный цех
Квартал
Продукция А
Продукция Б
Итого
I
1250*0,5=625
2000*0,5=1000
1625
II
750*0,5=375
2000*0,5=1000
1375
III
1000*0,5=500
2000*0,5=1000
1500
IV
1500*0,5=750
2000*0,5=1000
1750
За год
2250
4000
6250
▪Затраты на производственную рабочую силу
Затраты на производственную рабочую силу = Трудозатраты, чел./час (таб. 3 решение) * Стоимость труда на ед. продукции, тыс. руб. (таб. 5 условие) + Цеховую з/плату, тыс. руб. (таб. 5 условие)
Подготовительный цех
I
(250*0,4) + (1000*1,0)+2 =1102
II
(150*0,4) + (1000*1,0)+2 =1062
III
(200*0,4) + (1000*1,0)+2 = 1082
IV
(300*0,4) + (1000*1,0)+2 = 1122
За год
4368
Машинный цех
I
(625*1,0) + (1000*1,0)+2 = 1627
II
(375*1,0) + (1000*1,0)+2 = 1377
III
(500*1,0) + (1000*1,0)+2 = 1502
IV
(750*1,0) + (1000*1,0)+2 = 1752
За год
6258
Накладные расходы приведены в таблице 4, (тыс. руб.)
Показатель
Квартал
За год
I
II
III
IV
Переменные затраты [
VC
]
Продукция А
625
375
500
750
2250
Продукция Б
2000
2000
2000
2000
8000
Итого
2625
2375
2500
2750
10250
Постоянные затраты[
FC
]
5000
5000
5000
5000
20000
Итого накладных расходов[VC
+
FC
]
7625
7375
7500
7750
30250
Решение:
▪Переменные накладные расходы
Переменные накладные расходы = Необходимый выпуск, тыс. руб. (таб. 2 решение) * Переменные накладные расходы/шт. (таб. 7 условие)
Переменные накладные расходы
Продукция А
Продукция Б
Итого
I
1250*0,5=625
2000*1,0=2000
2625
II
750*0,5=375
2000*1,0=2000
2375
III
1000*0,5=500
2000*1,0=2000
2500
IV
1500*0,5=750
2000*1,0=2000
2750
За год
2250
8000
10250
▪Постоянные накладные расходы
Постоянные накладные расходы оплачиваются ежеквартально равными суммами. Постоянные накладные расходы в квартал = Сумма постоянных накладных расходов, тыс. руб. (таб. 6 условие) / Количество кварталов (4 квартала) т.е. Постоянные накладные расходы в квартал = 20000/4=5000 тыс. руб.
Средние переменные затраты [AVC] приведены в таблице 5, (тыс. руб./шт.)
Показатель
Продукция
А
Б
Сырье и материалы
1
0,9
Производственная рабочая сила
1,4
2
Переменные накладные расходы
0,5
1
Итого
2,9
3,9
Решение:
1) AVCсырье = Цена материала (таб. 4 условие)* Количество материала на единицу продукции (таб. 3 условие)
AVC(Продукция А) = 0,5*2=1
AVC(Продукция Б) = 0,3*3=0,9
2) AVCрабочая сила = Стоимость труда на единицу продукции (таб. 5 условие)
3) AVCнакладные расходы = Переменные накладные расходы на единицу продукции (таб. 7 условие).
Запасы на конец отчетного периода приведены в таблице 6
Показатель
Сумма (тыс. руб.)
1
2
Сырье и материалы
X
2500
Y
3600
Итого
6100
Готовая продукция
А
7250
Б
15600
Итого
22850
Всего запасов
28950
Решение:
1) Запасы сырья = Запасы продукции на конец периода (таб. 2 решение) * Количество материала на товар (таб.3 условие) * Цена материала за штуку (таб. 4 условие).
Продукция А
Продукция Б
Запасы сырья
2500*2*0,5=2500
4000*3*0,3 =3600
Итого
6100
2) Запасы продукции = Запасы продукции на конец периода (таб.2 решение)* AVC/ шт. (таб. 5 решение)
Продукция А
Продукция Б
Запасы продукции
2500*2,9 =7250
4000*3,9 =15600
Итого
22850
Всего запасов
6100+22850=28950
продолжение
--PAGE_BREAK--
Стоимость реализованной продукции приведены в таблице 7
Показатель
Сумма (тыс. руб.)
1
2
1. Запасы сырья и материалов на начало отчетного периода
1650
2. + Закупки материалов
11700
3. = Наличные сырье и материалы для производства
13350
4. - Запасы сырья и материалов на конец отчетного периода
6100
5. = Стоимость использованного сырья и материалов
7250
6. + Затраты на производственную рабочую силу
10626
7. + Заводские накладные расходы
30250
8. = Стоимость выпущенной продукции
48126
9. + Запасы готовой продукции на начало отчетного периода
6025
10. - Запасы готовой продукции на конец отчетного периода
22850
11. = Итого стоимость реализованной продукции
31301
Решение:
1. Запасы сырья и материалов на начало отчетного периода = 1650 тыс. руб. (таб.2 условие).
2. Закупки материалов = Стоимость закупок материалов (таб. 2 решение) = 11700 тыс. руб.
3. Наличные сырье и материалы для производства = Запасы сырья и материалов на начало отчетного периода + Закупки материалов = 1650+11700 = 13350 тыс. руб.
4. Запасы сырья и материалов на конец отчетного периода (таб. 6 решение) = 6100 тыс. руб.
5. Стоимость использованного сырья и материалов = Наличные сырье и материалы для производства — Запасы сырья и материалов на конец отчетного периода = 13350-6100 = 7250 тыс. руб.
6. Затраты на производственную рабочую силу (таб. 3 решение) = 10626 тыс. руб.
7. Заводские накладные расходы (таб. 4 решение) = 30250 тыс. руб.
8. Стоимость выпущенной продукции = Стоимость использованного сырья и материалов + Затраты на производственную рабочую силу + Заводские накладные расходы = 7250+10626+30250 = 48126 тыс. руб.
9. Запасы готовой продукции на начало отчетного периода (таб. 2 условие) = 6025 тыс. руб.
10. Запасы готовой продукции на конец отчетного периода (таб. 6 решение) = 22850 тыс. руб.
11. Итого стоимость реализованной продукции = Стоимость выпущенной продукции + Запасы готовой продукции на начало отчетного периода — Запасы готовой продукции на конец отчетного периода = 48126+6025-22850= 31301 тыс. руб.
Расчет денежного потока приведен т таблице 8, (тыс. руб.)
Показатель
Квартал
За год
I
II
III
IV
1
3
4
5
6
7
Начальное сальдо
5325
28761
50912
76743
76743
Поступления:
— дебиторы
20000
20000
20000
20000
20000
— 50% текущих продаж
22250
19500
19500
22250
83500
— 50% продаж в предыдущем квартале
16875
22250
19500
19500
78125
— общая выручка
59125
61750
59000
61750
241625
Общая сумма поступлений
64450
90511
109912
138493
403366
Платежи:
— закупки
3050
2500
2800
3300
11650
— производственная рабочая сила
2729
2439
2584
2874
10626
— заводские накладные расходы (без амортизации)
5125
4875
5000
5250
20250
— торговые и административные расходы
10000
10000
10000
10000
40000
— капитальные вложения
10000
15000
8000
20000
53000
— налог на прибыль
4785
4785
4785
4785
19140
Общая сумма выплат
35689
39599
33169
46209
154666
Конечное сальдо денежных поступлений
28761
50912
76743
92284
92284
Решение:
Iквартал
1) Начальное сальдо Iквартала 2008г. = Денежные средства в предыдущем году (таб. 2 условие), т.е. = 5325 тыс. руб.
2) Дебиторы (таб. 2 условие) = 20000 тыс. руб.
3) 50% текущих продаж = 50% выручки от реализации продукции в текущем году (1-вый квартал) (таб. 1 решение) = 44500/2 = 22250 тыс. руб.
4) 50% продаж в предыдущем квартале Выручка от реализации в предыдущем году составила (таб. 1 условие) = 135000 тыс. руб., значит, каждый квартал она составляла = 135000/4=33750 тыс. руб. Отсюда следует, что 50% продаж в предыдущем квартале для 1 квартала настоящего года = 33750/2 = 16875 тыс. руб.
5) Общая выручка = Дебиторы + 50% текущих продаж + 50% продаж в предыдущем квартале = 20000+22250+16875 = 59125 тыс. руб.
6) Общая сумма поступлений = Начальное сальдо + Общая выручка = 5325+59125 = 64450 тыс. руб.
7) Закупки = Стоимость закупок материалов в 2008 году(1-вый квартал) (таб. 2 решение) = 3050 тыс. руб.
8) Производственная рабочая сила = Затраты на производственную рабочую силу по предприятию(1-вый квартал) (таб. 3 решение) = 2729 тыс. руб.
9) Заводские накладные расходы (без амортизации) = Сумма накладных расходов (таб. 4 решение) – Сумма амортизационных отчислений в 1-вый квартал (таб. 6 условие) = 7625 – (10000/4) = 5125 тыс. руб.
10)Торговые и административные расходы (таб. 7 условие) оплачиваются ежеквартально равными суммами = 40000/4 = 10000 тыс. руб. в каждый квартал.
11)Капитальные вложения (таб.8 условие)= 10000 тыс. руб.
12)Налог на прибыль (таб.9 решение) оплачивается равными суммами поквартально в течение года = 19140/4 = 4785 тыс. руб. в каждый квартал.
13)Общая сумма выплат = Сумма всех платежей = 3050+2729+5125+10000+10000+4785 = 35689 тыс. руб.
14)Конечное сальдо денежных средств = Общая сумма поступлений – Общая сумма выплат = 64450 – 35689 = 28761 тыс. руб.
Аналогично рассчитываем II, IIIи IVкварталы.
Расчет прибыли предприятия «Ангаже» в 2008 году приведен в таблице 9
Показатель
Сумма (тыс.руб.)
Выручка от реализации
167000
— Стоимость реализованной продукции
31301
— Торговые и административные расходы
40000
= Прибыль до уплаты налогов
95699
— Налог на прибыль [20%]
19140
= Чистая прибыль
76559
Решение:
1) Выручка от реализации (таб. 1 решение) = 167000 тыс. руб.
2) Стоимость реализованной продукции (таб. 7 решение) = 31301 тыс. руб.
3) Торговые и административные расходы (таб. 7 условие) = 40000 тыс. руб.
4) Прибыль до уплаты налогов = Выручка от реализации — Стоимость реализованной продукции — Торговые и административные расходы = 167000-31301-40000 = 95699 тыс. руб.
5) Налог на прибыль [20%] = прибыль до уплаты налогов*0,2 = 19140 тыс. руб.
6) Чистая прибыль = Прибыль до уплаты налогов — Налог на прибыль [20%] = 95699-19140 = 76559 тыс. руб.
Балансовые данные предприятия «Ангаже» на 2008 г приведены в таблице 10, (тыс. руб.)
Актив
Пассив
1
2
3
4
Внеоборотные активы:
Используемый капитал:
Оборудование и техника
175325
Акционерный капитал
210000
+ Капитальные вложения
53000
Нераспределенная прибыль:
- Амортизация
40000
начальное сальдо
26000
= Итого внеоборотные активы
188325
прибыль за 2008 год
76559
Оборотные активы:
Запасы готовой продукции
28850
+ Запасы сырья и материалов
6100
+ Дебиторы
20000
+ Денежные средства
92284
= Итого оборотные активы
141234
— Кредиторская задолженность
6500
— Налоги
10500
Итого чистый оборотный капитал
124234
Итого актив
312559
Итого пассив
312559
Решение:
продолжение
--PAGE_BREAK--