Реферат по предмету "Финансы"


Прибыль предприятия 3

--PAGE_BREAK--
П
пл
= С
п
пл
х Р
б
 ± ∆В ± ∆С ± ∆А ± ∆Ц, где Ппл– планируемая прибыль; ∆В – влияние изменения товарного выпуска в сопоставимых ценах; ∆С – влияние изменения себестоимости товарной продукции; ∆А – влияние структурного (ассортиментного) сдвига в товарном выпуске; ∆Ц – влияние изменения продажных цен на продукцию предприятия.

Влияние рассмотренных факторов на прибыль определяется сначала без учета инфляции, а затем с помощью рассчитанных самим предприятием индексов инфляционного прироста цен. Прогнозирование инфляции необходимо вести по четырем основным направлениям:

— изменение цен на реализуемую продукцию;

— изменение цен на приобретаемые товарно-материальные ценности;

— изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по бухгалтерской оценке;

— изменение средней заработной платы в связи с инфляцией.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (за I-IIIкварталы включительно) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за IVквартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому, если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений. В противном случае уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового. Для расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

При прямом методе плановая прибыль определяется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляются факторы, положительно или отрицательно влияющие на прибыль.

3. Комплексный метод планирования прибылирационально сочетает метод прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода планирования прибыли посредством использования процента базовой рентабельности и учета влияния важнейших факторов роста прибыли в планируемом периоде. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Условием его применения является небольшой ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции. Для предприятий с широким ассортиментом продукции этот метод неприемлем из-за трудоемкости экономических расчетов.

4. Метод расчета нормы прибыли на вложенный капиталоснован на взаимосвязи между оборотом производственного капитала и рентабельностью активов. Размер прибыли (минимальной, максимальной, необходимой) как целевая функция зависит от выбранной предприятием стратегии. При прогнозировании с помощью данного метода решается задача сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал или его увеличения. Средствами для увеличения уровня рентабельности на вложенный капитал могут быть увеличение объема реализации продукции, ускорение оборачиваемости активов, разумная тактика в области ценообразования и управления финансовыми ресурсами, сокращение издержек производства и обращения, диверсификация производства.

При определении необходимого размера прибыли как целевой функции предприятие исходит из прогнозируемой величины инвестиционного капитала, средневзвешенной цены заемных ресурсов (в частном случае – прогнозов процентной ставки по кредитам банков) и нормы прибыли на капитал (средней рентабельности совокупного капитала):

П
пл
= (СК + ЗК) х Р
а
пл, где СК – среднегодовая стоимость собственного капитала; ЗК – среднегодовая стоимость заемного капитала; Рапл– плановая рентабельность авансированного капитала (активов), в долях единиц.

Размер необходимой прибыли на уровне самофинансирования определяется исходя из потребностей предприятия в финансировании мероприятий по его производственному и социальному развитию, выполнению обязательств перед государством по уплате налогов и создании соответствующих фондов (риска, резервного, выплаты дивидендов и др.), если это предусмотрено его уставом.

5. Нормативный метод планирования прибылизаключается в том, что величина прибыли в планируемом году определяется на основе установленного единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию. Нормативный метод применяется при планировании прибыли на предприятиях и организациях, где прибыль рассчитывается в твердом проценте от годового объема работ в сметных ценах или суммы прямых и накладных расходов.

Условием применения нормативного метода планирования прибыли является наличие в некоторых отраслях небольших однотипных предприятий, выпускающих однородную продукцию или использующих единую технологию. При расчете рентабельности необходимо исходить из уровня этого показателя, сложившегося на однотипных группах предприятий за последние два – три года. Преимущество нормативного метода планирования прибыли заключается в том, что он технически прост и не требует больших затрат труда.
4. ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ
Факторы, влияющие на объем прибыли и характер ее формирования, можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, система налогообложения предприятия, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей и др.

К внутренним факторам относят: во-первых, объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции предприятия, жизненный цикл, продолжительность операционного цикла, сезонность производства и реализации продукции, система принятой учетной политики, амортизационная политика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия; во-вторых, факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).

Внешняя группа факторов играет в современных российских условиях первостепенную роль. Более того, эти факторы в основном определяют сферу функционирования предприятия, решение о расширении или сворачивании деятельности.

Резервы увеличения прибылиопределяются по каждому виду товарной продукции. Основными источниками увеличения прибыли по обычным видам деятельности являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта (Рисунок 1).

Резервы увеличения прибыли



Увеличение доходов и сокращение расходов по обычным видам деятельности



Увеличение прочих доходов и сокращение прочих расходов



Увеличение объемов продаж



Снижение себестоимости продукции



Увеличение операционных и внереализацион-

ных доходов



Сокращение

операционных и внереализацион-ных расходов



Повышение отпускных цен



Оптимизация структуры продукции



Увеличение доходов от опера-ций с финансо-выми активами



Реализация нематериальных активов, имеющих спрос



Поиск более выгодных рынков сбыта



Ускорение оборачиваемости оборотных средств



Реализация или сдача в аренду излишней или неиспользуемой части основных средств и иного имущества предприятия



Оптимизация сроков реализации



Повышение качества товарной продукции



Сокращение остатков нереализованной продукции



Рисунок 1 – Схема резервов увеличения бухгалтерской прибыли

5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет посредством уплаты налога на прибыль и по статьям использования на предприятии. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, структуры статей ее использования производится на основании разработанной дивидендной политики и в соответствии с внутренними положениями предприятия, включая устав и учредительный договор.

Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций (Рисунок 2).

На рисунке 2 представлена схема распределения прибыли предприятия. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога, представляет многоцелевой источник финансирования его потребностей.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две принципиально разные части. Использование первой свидетельствует об увеличении имущества предприятия и процессе накопления. Использование второй характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.


Прибыль до налогообложения





Чистая прибыль



Налог на прибыль



Чистая прибыль, доступная собственникам





Чистая прибыль, доступная владельцам обыкновенных акций



Дивиденды по привилегированным акциям



Чистая прибыль в распоряжении предприятий



Дивиденды по обыкновенным акциям






Использование на цели накопления



Использование на цели потребления



Рисунок 2 – Направления распределения и использования прибыли предприятия

Схема расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников.

Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств предприятия. Взносы из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие производства.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит также источником уплаты различных штрафов и санкций.
6. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ В ФИНАНСОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Кроме абсолютного размера прибыли показателем эффективности предприятия выступает также рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, издержек, продаж и др.

Показатели рентабельности– это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон – ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности (Таблица 1).

Рентабельность капитала исчисляется как отношение прибыли к капиталу (активам), рентабельность издержек – отношение прибыли к себестоимости (издержкам), рентабельность продаж – отношение прибыли к цене (выручке от реализации), валовая рентабельность реализованной продукции – отношение валовой прибыли к выручке от реализации, чистая рентабельность реализованной продукции – отношение чистой прибыли к выручке от реализации.

Первый показатель характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий.

Второй показатель используется для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.

Третий показатель дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Четвертый показатель характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы.

Пятый показатель характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию.

Таблица 1 – Основные показатели рентабельности

Показатель

Формула расчета

Пояснения

1.Рентабельность продукции (издержек) (Рпр)

Рпр = Пр / ПС х 100%

Отношение прибыли от реали-зации продукции (Пр) к полной себестоимости реализованной продукции (ПС)

2.Рентабельность продаж (ROS – Return on Sales)

ROS = Пр / В х 100%

Отношение прибыли от реали-зации (Пр) к выручке от реали-зации без налогов, включаемых в цену продукции (В)

3.Рентабельность активов (ROA – Return on Assets)

ROA = Пб (или Пч) / Аср х 100%

Отношение прибыли балансо-вой или чистой (Пб или Пч) к средней величине активов за определенный период (Аср)

4.Рентабельность текущих активов (Рта)

Рта = Пч / Ат.ср х 100%

Отношение чистой прибыли предприятия (Пч) к средней величине текущих активов (оборотных средств) предприя-тия (Ат.ср)

5.Рентабельность собствен-ного акционерного капитала (ROE – ReturnonEquity)

ROE = Пч / Кс.ср х 100%

Отношение чистой прибыли предприятия (Пч) к средней величине собственного капи-тала предприятия (Кс.ср) за определенный период

6.Валовая рентабельность реализованной продукции (GPM)

GPM = Пв / Впр х 100%

Отношение валовой прибыли (Пв) к выручке от реализации (Впр) за определенный период

7.Чистая рентабельность реализованной продукции (NPM)

NPM = Пч / Впр х 100%

Отношение чистой прибыли (Пч) к выручке от реализации (Впр)  за определенный период



Показатели рентабельности активно участвуют в процессах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, финансовом планировании, выработке управленческих решений, принятии решений потенциальными кредиторами и инвесторами.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фондовий ринок та перспективи його розвитку в Україні
Реферат Финансы их сущность и функции
Реферат Формування власного капіталу підприємств
Реферат Формирование и использование оборотных средств предприятия.
Реферат Характеристика деятельности ООО "УфаКонтакт". Разработка экскурсии по городу Уфа
Реферат Формування власних фінансових ресурсів підприємства
Реферат 19 2  Колектив редакції журналу
Реферат Финансовое состояние предприятия 2
Реферат Экономический потенциал и география базово межотраслевого топливо
Реферат Формування і використання статутного фонду підприємств
Реферат Финансовое планирование Необходимость и задачи финансового планирования
Реферат Формирование и использование финансовых результатов 2
Реферат Современное состояние проблемы прогноза землетрясений
Реферат Принципы налогообложения
Реферат Модель системы массового обслуживания на GPSS