Реферат по предмету "Финансы"


Права обязанности и ответственность налогоплательщиков Порядок обжалования неправомерных действий

--PAGE_BREAK--Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Законными представителями налогоплательщика — физическо­го лица признаются лица, выступающие в качестве его представи­телей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признает­ся физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогопла­тельщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных
внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регули­руемых законодательством о налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными представителями налогопла­тельщика должностные лица налоговых органов, таможенных ор­ганов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организа­ции осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодатель­ством РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании но­тариально удостоверенной доверенности или доверенности, при­равненной к нотариально удостоверенной в соответствии с граж­данским законодательством РФ.
2. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.
2.1            Понятие налоговой ответственности и основополагающие принципы привлечения к ответственности.
Налоговым кодексом России существенно изменены дей­ствовавшие до его принятия чрезмерно жесткие нормы ответ­ственности за налоговые нарушения. Эти нормы применя­лись в условиях отсутствия ясного и четкого налогового за­конодательства, предупредительных процедур, нечеткости и расплывчатости формулирования составов налоговых наруше­ний. Поэтому при подготовке и принятии Налогового кодек­са было принято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственнос­ти за налоговые нарушения. В результате в Кодексе установ­лено около 30 видов составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактически толь­ко два. При этом меры ответственности в одних случаях уста­навливаются в процентном соотношении к сумме налоговых нарушений, а в других — в четко фиксированной сумме.
Принципиально новым в Налоговом кодексе является и то, что впервые в российской налоговой практике дано доста­точно четкое определение понятия налогового правонаруше­ния. Согласно Кодексу налоговым правонарушениемяв­ляется виновно совершенное противоправное, т. е. в наруше­ние законодательства о налогах и сборах, действие или без­действие налогоплательщика „за которое Налоговым кодек­сом установлены соответствующие меры ответственности (ст. 106 НК РФ). [2]
Налоговая ответственность – это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.[2]
Основополагающими принципами привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, оп­ределенными в основном налоговом законе страны, являются следующие:
— ни один налогоплательщик, будь то юридическое лицо, предприниматель или налогоплательщик — физическое лицо, не может быть привлечен к ответственности за со­вершение налогового правонарушения иначе, как по осно­ваниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом России;
— к налогоплательщику не могут быть повторно применены меры налоговой ответственности за совершение одного и того же нарушения налогового законодательства;
— ответственность за действия, предусмотренные Налоговым кодексом, совершенные физическим лицом, наступает толь­ко в том случае, если они не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодатель­ством Российской Федерации;
— привлечение налогоплательщика — юридического лица к ответственности за совершение налогового нарушения не может освобождать его должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уго­ловной или иной ответственности, предусмотренной зако­нами Российской Федерации;
—  в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, он не освобожда­ется от обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;
— налогоплательщик не может считаться виновным в нару­шении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не установлена решением суда, вступившим в законную силу;
— на налогоплательщика не может быть возложена обязан­ность доказывать свою невиновность в совершении нало­гового правонарушения. Эта обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового пра­вонарушения и виновности налогоплательщика в его со­вершении, возложена на налоговые органы;
—  все сомнения в виновности налогоплательщика в соверше­нии налогового правонарушения согласно Налоговому ко­дексу России всегда должны толковаться в пользу налого­плательщика.
Принципиально новым моментом при определении меры ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противо­правное действие или бездействие: умышленное правонаруше­ние исовершенное по неосторожности.
Умышленнымсчитается такое правонарушение, когда совершившее его лицо осознавало противоправный характер своих действий или бездействия, желало или сознательно до­пускало наступление их вредных последствий.[2]
В то же время признается совершенным по неосторож­ноститакое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер возникших вследствие их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.[2]
В зависимости от вины должностных лиц налогоплатель­щика, действия которых привели к нарушению налогового законодательства, определяется и вина организации-налого­плательщика.
2.2            Действия, за которые налогоплательщик не несет ответственности.
НК РФ установлены определенные обстоя­тельства, при наличии которых налогоплательщик не подле­жит ответственностиза нарушение налогового законодатель­ства. Суть этих обстоятельств состоит в следующем:
Во-первых, вину налогоплательщика исключают действия, совершенные должностным лицом вследствие стихийного бед­ствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоя­тельств.
Во-вторых, не подлежат ответственности те действия нало­гоплательщика, приведшие к нарушению налогового законо­дательства, которые являются следствием»выполнения пись­менных разъяснений по вопросам применения налогового за­конодательства, данных налоговым органом, или другими уполномоченным государственным органом, или их должнос­тными лицами в пределах их компетенции.
И, наконец, в-третьих, действия, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенного налогоплательщи­ком — физическим лицом, находившимся в момент его со­вершения в состоянии, при котором это лицо не могло отда­вать себе отчета в своих действиях или руководить ими вслед­ствие болезненного состояния, также исключают его вину.
Применение того или иного размера финансовых санкций за нарушение налогового законодательства зависит от обстоя­тельств, смягчающих или же наоборот отягчающих предус­мотренную в законе ответственность за совершение налогово­го правонарушения.
Обстоятельством, смягчающимответственность за совер­шение налогового правонарушения, является, в частности, со­вершение правонарушений вследствие стечения тяжелых лич­ных или семейных обстоятельств, а также под влиянием уг­розы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.[2]
Обстоятельством, отягчающимответственность, является совершение налогового правонарушения лицом, ранее (т. е. в течение 12 месяцев со дня последнего применения санкций) привлекаемым к ответственности за аналогичное правонару­шение.[2]
При наличии у налогоплательщика хотя бы одного из ука­занных смягчающих ответственность обстоятельств размер финансового штрафа уменьшается не меньше, чем в два раза по сравнению с тем размером, который установлен Налого­вым кодексом. Однако при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается в два раза.
Если налогоплательщик совершил не менее двух налого­вых правонарушений, то налоговые санкции взыскиваются с него за каждое такое правонарушение в отдельности.
Налоговый кодекс установил и период времени, в течение которого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика налоговой санкции. Суд примет к рассмотрению заявление налогового органа только в том случае, если со дня обнаружения налогового правонару­шения и составления соответствующего акта прошло не более шести месяцев.
2.3            Виды налоговых правонарушений и система налоговых санкций.
Основные виды нарушений налогового законодательства и ответственность налогоплательщиков за их совершение при­ведены в табл. 1.
Таблица 1
Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства
№ п/п
Виды налоговых правонарушений
Налоговая санкция
1
2
3
1
 
 
 
2
 
 
3
 
 
4
 
 
 
 
5
 
 
6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8
 
 
 
 
9
 
 
 
 
 
 
 
10
 
 
 
 
11
 
 
12
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган на срок более 90 дней
Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе
Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет в течении трёх месяцев после установленного срок ( уклонение от постановки на налоговый учет)
Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке
Непредставление в установленный срок налоговому органу по месту учёта налоговой декларации:
— при нарушении срока представления декларации до 180 дней
 
 
— при нарушении срока представления декларации более 180 дней
 
 
Грубое нарушение учета доходов, расходов и объектов налогообложения (отсутствие первичных документов, регистров бухучёта; систематическое несвоевременное или неправильное отражение в учёте и отчётности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений):
— совершённое в течение одного налогового периода
— совершённое в течение более одного года
— повлекшее занижение дохода
 
Нарушение правил составления налоговой декларации (несвоевремен-
ное и неправильное отражение доходов и расходов, источников доходов, исчисленной суммы налога)
Неуплата или не полная уплата сумм налогов в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления налогов:
— выявленные налоговым органом при выездной проверке
— совершённые умышленно
 
незаконное воспрепятствование досту-
пу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика
Несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Непредоставление в срок налогопла-
тельщиком документов или иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством
5 тыс. рублей
 
 
 
10 тыс. рублей
 
 
10% полученных за этот период доходов, но не менее 20 тыс. рублей
 
20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней
 
 
5 тыс. рублей
 
 
 
 
 
5% суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации, за каждый месяц, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей
30% суммы налога, подлежащего уплате, и 10% суммы налога за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181 дня
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5 тыс. рублей
 
15 тыс. рублей
 
10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей
5 тыс. рублей
 
 
 
 
 
 
 
 
штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога
штраф в размере 40% неуплаченной суммы налога
5 тыс. рублей
 
 
 
 
10 тыс. рублей
 
 
50 рублей за каждый непредставленный документ
Источник: В.Г. Пансков Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.2001. –с.154.
Как видно из приведенных в табл. 1 данных, с принятием Налогового кодекса не произошло резкого увеличения числа видов правонарушений, за совершение которых на налогопла­тельщика налагаются штрафные санкции. Все эти виды нару­шений присутствовали в налоговом законодательстве, действо­вавшем до принятия Налогового кодекса. Другое дело, что за эти правонарушения, причем независимо от того, совершены ли они предумышленно или неумышленно и имелись ли при этом смягчающие обстоятельства, существовало практически два вида наказаний, причем весьма существенных. И любое правонарушение могло привести к банкротству налогоплатель­щика. Действующая в настоящее время система налоговых сан­кций, применяемых к налогоплательщику, существенно диф­ференцирована и в значительной степени смягчена.
Наибольшая ставка штрафа, которая сегодня применяется, — это 40 % суммы неуплаченного налога за умышленное за­нижение налогооблагаемой базы или неправильное исчисле­ние налога. До принятия Налогового кодекса за неправомерное( уменьшение налогов взималась сумма, равная 100 % сум­мы сокрытой или заниженной прибыли (100 % суммы налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения). Плюс к этому налогоплательщик должен был заплатить штраф с этой суммы. При повторном же подобном нарушении сумма штрафа увеличивалась вдвое. Таким образом в настоящее время размер налоговой санкции снизился более чем в 15 раз.
Налоговым кодексом кроме ответственности непосредствен­но налогоплательщиков установлены также налоговые санк­ции за нарушение законодательства и для других участников налоговых отношений.
В частности, за невыполнение налоговым агентом возло­женных на него обязанностей налагается штраф в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.
В случае, если эксперт, переводчик или специалист отка­зываются от участия в проведении налоговой проверки, они могут быть наказаны штрафом в размере 500 рублей. При этом за дачу экспертом заведомо ложного заключения штраф составляет одну тысячу рублей.
2.4            Ответственность коммерческих банков.
Особое место в налоговом законодательстве отведено от­ветственности коммерческихбанковза нарушение ими возложенных на них налоговыми законами обязанностей.
В частности, за открытие банком счета налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица на коммерческий банк налагается штраф в размере 10 тыс. рублей.
Кроме того, в случае несообщения банком налоговому орга­ну сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем с этого банка взыс­кивается штраф в размере 20 тыс. рублей.
При нарушении банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога или сбо­ра с банка взыскивается пеня в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 % за каждый день просрочки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :