Министерство общего и профессионального образования РФ
Уральский государственный технический университет
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ
Оценка
Члены комиссии
ПОДГОТОВКА БИЗНЕС – ПЛАНА РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Курсовой проект
По дисциплинам: Прогнозирование и планирование в
условиях рынка и Финансы предприятия
Преподаватель
Дистергефт Л.В.
Нормоконтролер
Дойлидова Л.В.
Студент
Группа
Буторина М.Н.
№ ОКМ 16 К
2001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Роль и значение бизнес – плана в предпринимательской деятельности
Состав, структура и объем бизнес – плана
Методика составления бизнес – плана реконструкции предприятия «Шина»
Вводная часть
Субъект реализации бизнес – плана
Цель реализации бизнес – плана
Этапы реализации бизнес – плана
Предпосылки реализации бизнес – плана
Технико – экономическое характеристика субъекта, осуществляющего бизнес – план
Технологическая структура инвестиции и источники их финансирования
Анализ положения дел в отрасли
Существо предполагаемого проекта реконструкции
Продукт
Свойства продукта
Глубина и степень проработки конструктивных решений
Глубина и степень проработки технологических решений
Анализ рынка
3.4.1 Общая характеристика потребности и основные потребности
Потенциальные конкуренты
Сравнительный анализ качества
План маркетинга
Сравнительный анализ цен и ценовая политика
Каналы сбыта
Реклама и продвижение продукта
Производственный план
Производственные помещения
План ввода мощностей и выпуска продукции
План закупки – технологического оборудования
Капитальное строительство
План персонала
План материальных потребностей
Расчет издержек производства
Плановая цена на продукцию
Охрана окружающей среды
Финансовый план
Источники финансирования
Погашение обязательств по кредитам
Плановый баланс — доходов и расходов
План денежных поступлений и выплат
Проектный баланс на конец первого года реализации бизнес-плана
Точка безубыточности
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобразований заключается в быстром и фундаментальном изменении действующих процедур планирования и принятия решений.
В истории человеческого общества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных структур управления. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции — планирования.
В современной быстроизменяющейся экономической ситуациине возможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвидеть то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия.
Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Оптимальным вариантом достижения таких решений является прогрессивная форма плана – “бизнес-план”.
Целью курсового проекта является закрепление полученных студентами знаний по дисциплинам «Прогнозирование и планирование и в условиях рынка» и «Финансы предприятия» и приобретение навыков в применении этих знаний в дальнейшем при подготовке дипломного проекта, а впоследствии — для самостоятельной работы.
1. Роль и значение бизнес-плана в
предпринимательской деятельности
В условиях рыночной экономики успех деятельности фирмы и даже отдельного бизнесмена в значительной степени определяется тем, насколько профессионально подходит руководство к выбору стратегии и тактики ее ведения, т. е. насколько грамотно оно реализует процесс внутрифирменного планирования.
Планирование — сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес-планов. Этот термин стал достаточно широко использовался в России сравнительно недавно — лишь в начале 90-х годов, однако к настоящему времени практически любой более или менее крупный проект предваряется разработкой детального бизнес-плана.
.В зависимости от масштаба и значимости вопросов, затронутых в конкретном бизнес-плане, его можно трактовать и как стратегический план развития компании, и как лишь отдельный элемент более широкого плана действий. Подобные планы нужны прежде всего для обоснования некоторого нового направления развития, т.е. нередко они носят разовый, а не регулярный характер.
Бизнес-план - это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности фирмы. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов; не позволяет сконцентрировать усилия всего персонала на решении наиболее перспективных задач; создает сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить степень отклонения фактически достигнутых результатов от запланированных.--PAGE_BREAK--
Можно без преувеличения сказать, что бизнес-план является одним из наиболее эффективных инструментов, находящихся в арсенале высшего руководства компании, независимо от ее размеров, сферы и масштабов деятельности. Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, надо быть уверенным, что она будет приносить доход, достаточный для обеспечения нормальной жизни предприятия, обслуживания текущих расчетов с поставщиками и кредиторами и расширения производства. Бизнес-план не только дает возможность обосновать, сколько потребуется средств для этого, но и служит некоторым эталоном, относительно которого оценивается деятельность данной фирмы.
С позиции экономической теории этот документ выполняет четыре функции:
— Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для формирования концепции развития, г.е. разработки стратегии бизнеса. Данная функция крайне необходима в период создания фирмы, а также при разработке принципиально новых направлений ее деятельности. В этом случае бизнес-план используется как некое формализованное средство качественного г количественного обоснования целесообразности и правильности выбранного курса.
— Вторая функция — собственно планирование. Она служит для экономической оценки выбранного направления деятельности и идентификации ключевых ориентиров, а в случае реализации бизнес-плана — дляконтроля за его выполнением.
— Третья функция — привлечение займов и кредитов. Для того, чтобы застраховать себя от вполне возможного невозврата предоставляемых кредитов банки, как правило, требуют — и их требования следует при знать обоснованными — не только гарантий и реального залога, но и тщательно проработанной концепции стратегии бизнеса. Ни один солидный кредитор или банк не выдаст под новое дело кредиты, если ему не будет предоставлен убедительный и обоснованный план работы фирмы, поэтому хорошо подготовленный бизнес-план становится одним из ключевых факторов в решении вопроса о привлечен и источников финансирования.
— Четвертая функция — рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делу потенциальных партнеров, которые могут вложить в намечаемый проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников. В этом случае бизнес-план может разрабатываться как документ, предназначенный для того, чтобы убедить потенциальных партнеров либо инвесторов в перспективности будущего дела и возможности личного участия в нем.
Кроме общего плана будущей деятельности фирмы могут разрабатывать частные бизнес-планы, отражающие те или иные ее аспекты (реализация определенной идеи, выдвижение на рынок конкретных видов товаров, услуг и т.д.). Необходимость подобных планов определяется, в частности, идеей диверсификации деятельности, как известно являющейся одним из основных способов обеспечения стабильности функционирования компании, страхования ее владельцев от финансовых потерь в связи с возможным спадом спроса на продукцию в той или иной конкретной сфере производства. Таким образом, бизнес-план используется как внутренний документ, являющийся ориентиром для принятия решений на всех уровнях управления.
— Объем, степень детализации и структура бизнес-плана определяются назначением и спецификой хозяйственного объекта, его размерами, сферой деятельности. Однако в любом его варианте должны присутствовать ответы на наиболее общие вопросы: кто, что, когда, каким образом, за счет каких средств и насколько эффективно будет осуществлять свой бизнес? "
Бизнес-план разрабатывается на год или на более длительный период в зависимости от масштаба целевого проект?.. Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка основных аспектов деятельности/В том случае, если проект рассчитан на несколько лет, ключевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке но месяцам; для последующих лет обычно ограничиваются годовыми данными.
Прежде чем приступить к планированию будущей деятельности, необходимо четко определить направления развития своего дела, разработать стратегические цели, сформулировать концепцию бизнеса, наметить стратегию поведения на рынке. Необходимо также решить, на кого будет рассчитана предпринимательская деятельность (массовый потребитель или отдельные группы потребителей), специализированным или неким типовым видом деятельности будет заниматься фирма. Лишь после этого целесообразно приступать к составлению плана
Заказчиком бизнес-плана могут являться и юридические, и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность.
При этом заказчик должен опираться на предварительный пакет документов, определяющих направления, условия и ограничения при формировании концепции проектного предложения. Исходная информация, предоставляемая заказчиком на разработку бизнес-плана, обычно включает:
— материалы и документы юридического и организационно — рекомендательного плана;
— решения и распоряжения Правительства Российской Федерации и местных органов власти;
— имеющиеся научно-исследовательские и проектные данные, отражающие концепцию проекта, например, градостроительного развития территории;
— материалы совещания;
— положения конкурсных комиссий, тендерных комитетов и других, отражающие факторы социального и экологического характера и подлежащие учету при разработке и реализации проекта.
Разработчиками бизнес-плана могут выступать фирмы, специализирующиеся в маркетинговой деятельности, в области соответствующего (например, архитектурно-строительного, машиностроительного) проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательным участием руководителей предприятия.
По согласованию с заказчиком при разработке бизнес-плана могут подготавливаться и рассматриваться альтернативные варианты проектного предложения (два или больше) с варьированием состава, структуры, функционального назначения отдельных элементов, технических характеристик объекта, например объемно-планировочных и конструктивных.
В этом случае в бизнес-плане приводится сравнительная характеристика вариантов, но окончательное содержание бизнес-плана отражает данные лишь по одному варианту, выбранному на основании анализа для реализации.
Выбор окончательного варианта принадлежит заказчику бизнес-плана. Например, при ограниченных возможностях привлечения инвестиции, заказчик вправе выбрать для реализации вариант с меньшим размером первоначальных (стартовых) капитальных вложений или отдать предпочтение варианту, обеспечивающему быстрейший ввод объекта в эксплуатацию и т.п.
Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, которая использует все наработки традиционного планирования применительно к таким категориям рыночной экономики, как: бизнес, конкурентная борьба, коммерческий риск, достижение безубыточности и необходимого уровня рентабельности и т.д.
Бизнес-план в нашей стране до недавнего времени рассматривался как план какого-то одного мероприятия (что также верно) или как план становления и развития небольшого предприятия. Но опыт таких крупнейших зарубежных корпораций, как «Дженерал моторс», «Тоета», «Сименс», убедительно показывает, что бизнес-план применим и для управления крупным производством, регламентируя всю его деловую жизнь. Отличие бизнес-плана от ранее применявшегося плана производства в том, что он не только организует всю внутреннюю сторону процесса производства на предприятии, но и стремится увязать ее с рыночными требованиями.
2. Состав, структура и объем бизнес-плана.
Исходная информация для его разработки
Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, то, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее должна осуществляться разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства.
Состав и структура бизнес-плана также зависит от размеров рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Если предполагается участие предприятия в большом количестве сегментов рынка или наличие большого количества конкурентов, то требуется дополнительное изучение наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует соответствующего усложнения структуры бизнес-плана. При этом особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты могут быть вынесены в особый раздел плана в целях более тщательного и пристального изучения.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования вложения инвестиций; для финансовых учреждений; для привлечения партнеров; для заключения контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
В настоящее время не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Однако, как правило, в нем предусматриваются такие разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.
Подробный перечень разделов бизнес-плана, содержащий конкретизацию их содержания выглядит так:
1.Титульный лист
2.Оглавление
3. Вводная часть
- название и адрес фирмы
— учредители
— суть и цель проекта
— стоимость проекта
— потребность в финансах
— ссылка на секретность
4.Анализ положения дел в отрасли
- текущая ситуация тенденции развития отрасли
направление и задачи деятельности проекта
5.Существо предлагаемого проекта
- продукция (услуги или работы)
— технология
— лицензии
— патентные права
6.Анализ рынка
- потенциальные потребители продукции
— потенциальные конкуренты
— размеры рынка и его рост
— оценочная доля на рынке
7.План маркетинга продолжение
--PAGE_BREAK--
- цены
— ценовая политика
— каналы сбыта
— реклама
— прогноз новой продукции
8.Производственыч план
- производственный процесс
— производственные помещения
— оборудование
— источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров
субподрядчики
9.Организационный план
- форма собственности
— сведения о партнерах, владельцах предприятия
— сведения о руководящем составе
организационная структура
10.Степень (оценка) риска
- слабые стороны предприятия
— вероятность появления новых технологий
— альтернативные стратегии
11. Финансовый план
- план доходов и расходов
— план денежных поступлений и выплат
— балансовый план
— точка безубыточности
12. Приложения
— копии контрактов, лицензии и т.п.
— копии документов, из которых взяты исходные данные
— прейскуранты поставщиков.
Необходимую для разработки бизнес-плана исходную информацию, объем и достоверность которой в значительной степени определяют качество его составления, можно подразделить на следующие блоки:
Информация о спросе
Перед тем как составлять бизнес-план, необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему люди будут это покупать. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, они покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента: характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.
1.2. Производственная информация
Производственная информация зависит от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.
При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
— производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить нельзя ли поручить некоторые их них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;
— сырье и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;
— оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его на прокат (арендовать) или нужно покупать;
— трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, выявить возможности подготовки таких специалистов, определить размер средств на оплату их труда;
— помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.;
— накладные расходы: рассчитать расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.
Финансовая информация
Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в предприятие, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа, и о том, каким образом можно получить необходимые средства (выпуск акций, займов и пр.).
Существует три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность проекта:
1) прогноз доходов и расходов на первые три года, строящийся на основе данных об ожидаемом объеме спроса;
2) прогноз потока реальных денег (потока наличности) за тот же период, который должен показать способность предприятия своевременно оплачивать свои счета. В нем должна быть указана оценка начального состояния сальдо реальных денег (денежной наличности), ожидаемые поступления и платежи с указанием объемов и сроков;
3) балансовый отчет предприятия на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов предприятия на год вперед (балансовый план), характеризующий финансовую ситуацию предприятия на конкретный момент. Он отражает активы (то, чем предприятие владеет), пассивы (его долг и средства, вложенные владельцем предприятия и его партнерами).
Бизнес план – представляет собой перспективный документ, который рекомендуется составлять минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуются давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
Основные показатели в подготовке «бизнес – плана»:
кратность, изложение только самого главного по каждому разделу плана;
доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес — план должен понятен широкому кругу людей, а не только специалистам;
убедительным, пробуждать интерес у партнера.
Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться, на успех своего дела.
3. Методика составления бизнес-плана
реконструкции предприятия «Шина»
3.1. Вводная часть (резюме)
Настоящий бизнес-план представляет предприятие «Шина» (именуемое в дальнейшем ПРЕДПРИЯТИЕ) возможным инвесторам с целью привлечения капитала для проведения реконструкции производства, что позволит перейти к выпуску перспективных высокоскоростных шин для легковых автомобилей радиальной конструкции.
3.1.1. Субъект реализации бизнес-плана
Акционерное общество открытого типа предприятие «Шина».
Адрес: Россия, 620000, г. Екатеринбург, ул. Резиновая, 10
Телефон: (3432) 25-25-25
Телефакс: (3432) 25-25-00
Генеральный директор: Иванов Петр Степанович
АООТ действует на основании Постановления Совет Министров РФ от 25.05.90
г. №106.
Уставной капитал — 100 тыс. Д.Е. (на 01.01.99 г.)
Акционерный капитал — 100 тыс. Д.Е. (10000 акций номинальной стоимостью
10 Д.Е.).
3.1.2. Цель реализации бизнес-плана
Реконструкция действующего производства с целью создания нового производства высокоскоростных шин для легковых автомобилей радиальной конструкции двух видов:
— 205/70R-14 модель И-3 71
— 175/70R-13 мод-льБИ-391.
Радиальные шины предназначены для легковых автомобилей отечественного производства, а также легковых автомобилей иностранного производства, эксплуатирующихся со скоростями
— 210 км/ч (175/R13)
— 180км/ч(205/70К14).
3.1.3. Этапы реализации бизнес-плана
— Разработка проектно-сметной документации на реконструкцию.
— Заключение договоров" на поставку отечественного и импортного оборудования.
— Реконструкция производственных корпусов ПРЕДПРИЯТИЯ.
— Закупка, монтаж и наладка оборудования.
— Отладка технологии производства.
— Выход производства на проектную мощность – 1 050 000 штук в год, в том числе:
модель И-371 (205/70R-14) — 525 000 шт. в год; продолжение
--PAGE_BREAK--
модель БИ-391(175/70Р-13) – 525 000 шт. в год.
Ввод производства на полную мощность — 4-й квартал 2002 г.
3.1.4. Предпосылки реализации бизнес-плана
— возрастающая потребность в шинах в связи с увеличением парка легковых автомобилей;
— лучшие эксплуатационные характеристики, более высокие гарантии безопасной эксплуатации автомобиля при использовании радиальных шин по сравнению с диагональными;
— меньшая материалоемкость, следовательно и меньшие затраты, а значит, возможность реализации шин по относительно низкой цене и сохранение позиций на рынке;
— большой опыт ПРЕДПРИЯТИЯ по производству различных шин;
— освоение нового производства на свободных площадях ПРЕДПРИЯТИЯ с готовой инфраструктурой, а значит с наименьшими затратами времени и средств;
— наличие опытного, высококвалифицированного персонала;
— наличие налаженных каналов сбыта продукции.
3.1.5.Технико-экономическая характеристика субъекта, осуществляющего бизнес-план
— Площадь земельного участка — 50 тыс. м2.
— Площадь производственных и служебных зданий — 25 тыс. м2.
— Количество работающих — 1338 чел.
Основные виды выпускаемой продукции — легковые автопокрышки четырех видов:
— 6.45 — 13;
— 6.15 — 13;
— 6.40 — 13
— 1.65 — 13.
3.1.6.Технологическая структура инвестиций и источники их финансирования, тыс. Д.Е.
Капитальные вложения на реконструкцию, составляют всего — 66000
из них:
— НИР и ОКР — 198
— Проектно-изыскательские работы — 198
— Строительно-монтажные работы — 3432
— Оборудование, всего — 60192
в том числе:
— отечественное — 36102
— импортное — 24090
— Пуско-наладочные работы — 660
— Прирост оборотных средств — 1320
2. Источники финансирования:
— Собственные средства — 41316
— Государственный льготный кредит — 15906
— Коммерческий кредит — 8778
3. Освоено инвестиций на 01.01.2001 г. – 722,3
3.2. Анализ положения дел в отрасли
«На территории России находится семь предприятий, выпускающих различные виды автопокрышек для легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, для различной сельскохозяйственной техники, самолетов и т.п. (Москва, Ярославль, Нижнекамск, Киров, Екатеринбург, Омск, Красноярск).
В настоящее время все предприятия отрасли испытывают определенные трудности, присущие переходному периоду в экономике: морально и физически изношенное оборудование; устаревший ассортимент продукции; нехватка финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств, своевременной оплаты труда работников и тем более для обновления и расширения производства. В то же время, акционирование предприятий, некоторая наметившаяся экономическая стабилизация, конкуренция со стороны иностранных производителей, поставляющих на наш рынок высококачественные покрышки, побуждают все предприятия отрасли предпринимать определенные шаги, позволяющие решать перечисленные выше проблемы. Именно поэтому ПРЕДПРИЯТИЕ и собирается осуществить реконструкцию производства.
Предприятие «Шина» занимается производством автопокрышек более 50 лет. В 60-е годы на предприятии была проведена первая серьезная реконструкция, в ходе которой был построен новый современный по тому времени производственный корпус, существенно обновлен парк основного оборудования, в том числе приобретены импортные форматоры-вулканизаторы.
Выпускаемые ПРЕДПРИЯТИЕМ в настоящее время автопокрышки диагональной конструкции, используемые: для автомобилей марок «Москвич», «ВАЗ», «ЗАЗ», «ИЖ», являются морально устаревшими и не в полной мере отвечают требованиям современного рынка. Перспективным видом продукции, предназначенной для легковых автомобилей как отечественного, так и иностранного производства, эксплуатирующихся со скоростями более 180 км/ч, являются автопокрышки радиальной конструкции.
Основными конкурентами ПРЕДПРИЯТИЯ на отечественном рынке радиальных шин будут предприятия Москвы, Нижнекамска, Омска и Кирова, уже приступившие к их производству. Остальные предприятия отрасли специализируются на производстве покрышек для большегрузных автомобилей, сельскохозяйственной техники и др.
3.3.Существо предлагаемого проекта реконструкции
3.3.1.Продукт.
Радиальные шины предназначены для эксплуатации на легковых автомобилях отечественного производства («Жигули», «Волга», «Москвич») и аналогичных автомобилей импортного производства.
Виды продукта:
— 205/70R-14 модель И-371
— 175/70R-13 модель БИ-391
Размеры:
— посадочный диаметр 14 и 13 дюймов;
— ширина профиля 205 и 175 мм;
— серия 70% (номинальное отношение высоты профиля к его ширине)
Тип рисунка протектора:
— дорожный
— межсезонный
— зимний
Конструктивные варианты корда:
— комбинированный (текстильный и металлокорд).
3.3.2. Свойства продукта
Принципиальным отличием радиальных шин от диагональных является направление нитей корда в каркасе и брокере.
В радиальных шинах нити корда в каркасе располагаются радиально от борта к борту, в 70-80 градусах к меридиональной плоскости сечения. Вследствие меньшей нагруженности нитей каркаса радиальные шины имеют меньшее число слоев чем диагональные. Большой угол, составляемый нитями брекерного пояса с меридианом, позволяет рассматривать его как не растяжимую гибкую ленту. Это в значительной степени определяет прочность всей шины и износостойкость протектора.
Конструкция радиальной шины позволяет получить следующие важные достоинства продукта:
1.Значительное увеличение пробега шин и повышение комфортабельности езды за счет увеличения постоянного контакта протектора с дорожным покрытием, обусловленного большей эластичностью боковин.
2. Увеличение срока службы шины за счет снижения температуры работы покрышки.
3. Снижение расхода горючего за счет значительного снижения сопротивления качению, обусловленного большей эластичностью боковин.
4. Безопасность на любых расчетных скоростях движения, постоянство размеров шин.
Вид шин выбран по результатам испытаний на дорогах с низким коэффициентом сцепления. Шины 175/70R 13 модели БИ-391 и 205/70R14 модели И-371 обладает приемлемыми сцепными свойствами и существенно превосходят взятые за прототип шины модели MXVфирмы Michelin. Обе шины имеют отношение высоты профиля к его ширине 70%,т.е. являются низкопрофильными. Такое соотношение габаритных размеров шины обеспечивает снижение сопротивления качению, массы шины в сборе с колесом, повышение боковой жесткости (примерно на 8%), улучшение управляемости, повышение ходимости. Уменьшение наружного диаметра понижает центр тяжести автомобиля, улучшает ездовые качества и устойчивость автомобиля.
Эксплуатация шин возможна во всех климатических зонах при температуре окружающей среды от -45 до +55 °С.
Показатели, характеризующие потребительские свойства проектируемых шин 175/70 R-13 в сравнении с импортными аналогами, приведены в табл.1.
Таблица 1
Потребительские свойства шин: 175/70R-13
Свойства
Проектируемые шины
Шины фирмы Michelin
Вес, кг продолжение
--PAGE_BREAK--
7,6 ± 0,15
Нет данных
Пробег, тыс. км.
44
Нет данных
Нагрузка, кгс / max (индекс несущей способности)
475 (118)
475 (118)
Предельная скорость эксплуатация, км/ч (индекс скорости)
210 («Н»)
210 («Н»)
Сцепление с дорожным покрытием
Превосходит импортный аналог
Уступает отечественному аналогу
Влияние на экономию топлива, л/100 км
6,1
6,1
Безопасность (быстрое разрушение)
Равноценны
Устойчивость к повреждениям
Равноценны
Потери на качение (коэффициент сопротивления качению)
0,0124-0,0138 0,0148
3.3.3. Глубина и степень проработки конструктивных решений
Проектируемые шины по своим габаритным характеристикам соответствуют Евростандарту.
Рецептура резин предусматривает повышение конкурентоспособности и эксплуатационной выносливости легковых шин, что достигается повышением износостойкости протекторных резин, использованием высокомодульной брекерной резины и оптимизацией распределения резин в основных деталях шины в соответствии с упругогистерезисными свойствами.
3.3.4. Глубина и степень проработки технологических решений
Разработку технологии производства осуществляли НИИ шинной промышленности (НИИШП) совместно с AOC"' «Шина». При разработке технологии производства радиальных шин использованы технические рекомендации НИИШП, а также технологии родственных предприятий: АО «Нижнекамскшина», АО «Кировский шинный завод» и частично АО «Московский шинный завод», на которых уже имеется опыт серийного производства радиальных шин.
Доля оборудования, разработка которого находится на стадии НИР и ОКР или изготавливается впервые, составляет 31%.
К нему относятся:
— линия изготовления металлокордного брокера ЛИМБ;
— агрегаты для сборки покрышек АСПР2-410-700, АСППР 410-650;
— линия раскроя текстильного корда, наложения резиновых прослоек, гермослоя.
Остальное оборудование (69%) — изготавливается серийно.
Общее число основных технологических переделов — восемь.
Полностью отработанная серийная технология — на двух переделах.
Основные технологические переделы, по которым технология находится на стадии разработки (степень готовности по ним):
— шприцевание профилированных заготовок, в том числе профилирование беговой части протектора и боковины — 80%, остальных заготовок -50%;
— изготовление слоев каркаса, наложение резиновых прослоек и гермослоя — 50%;
— изготовление слоев металлокордного брекера — 50%;
— сборка покрышек — 80%;
— изготовление бортовых колец -100%;
— изготовление крыльев покрышек -10%;
— инспекция качества готового изделия — 50%.
Все технологические связи проработаны до уровня полной совместимости по входным и выходным продуктам.
В производстве по серийной технологии используется 37 видов сырья и материалов, из них:
— 27 видов из различных регионов России;
— 5 видов из ближнего зарубежья;
— 5 видов из дальнего зарубежья.
По всем видам сырья и материалов, получаемым из России, дальнего и ближнего зарубежья, технологические требования удовлетворяются полностью. С поставщиками заключены долгосрочные договоры на поставку ресурсов.
3.3.5. Правовая защита
Шины 175/70R13 и 205/70R14 разработаны специалистами НИ-ИШП, прошли все необходимые испытания.
Конструкция брокера (а.с. № 1268442 25.07.79г.).
Рисунок протектора (а.с. № 1593980 25.05.90 г.).
Рисунок протектора (а.с. № 30740 12.07.89г.). .
Рисунок протектора (а.с. № 24699 15.03.88г.).
ПРЕДПРИЯТИЕ готовит выпуск опытных образцов и их сертификацию в декабре 2001 года.
Степень проработки конструкторских решений -100%
3.4. Анализ рынка
3.4.1. Общая характеристика потребности и основные потребители
Основная потребность в данной продукции складываетсяиз потребности в шинах, идущих на комплектацию автомобилей при их производстве и на замену изнашивающихся шин эксплуатируемых автомобилей.
По данным Госкомстата РФ, в 1999 году в России стояло на учете около 15,5 млн. шт. легковых автомобилей. По прогнозам специалистов, в 2001 году прирост парка легковых автомобилей в нашей стране может составить более 2,0 млн. шт. Учитывая, что в среднем потребность в шинах, с учетом различных видов протектора, составляет примерно 1-1,2 шины на один эксплуатирующийся автомобиль в год, можно предположить, что потребность в шинах в 2001 году составит более 18 млн. штук и в дальнейшем будет возрастать. При этом (по данным специалистов НИИ автомобильного транспорта) отчетливо прослеживается тенденция снижения спроса на шины диагональной конструкции. По их экспертной оценке оптимальная доля шин радиальной конструкции для дорожных условий России должна составлять 80-90% от общего выпуска шин. Ожидаемый спрос на легковые радиальные шины в нашей стране к 2001 году составит около 10 млн. шт. и в дальнейшем увеличится до 13-15 млн. шт. в год.
В настоящее время мощности по производству радиальных шин в России составляют около 6 млн. шт. Остальная потребность в них обеспечивается за счет поставок из стран ближнего и дальнего зарубежья.
В Свердловской области по данным Управления статистики, прирост парка легковых автомобилей в 1999 году составил более 25 тысяч единиц, а на 01.01.2000 года общая численность легковых автомобилей области составила более 400 тысяч единиц. Потенциальную емкость рынка шин, идущих на эксплуатацию, только по Свердловской области можно оценить в 250-350 тысяч штук ежегодно.
Основным потребителем высокоскоростных радиальных шин для легковых автомобилей является Волжский автомобильный завод. Имеется договоренность с этим заводом на приобретение новых высокоскоростных радиальных шин в объеме 500 тысяч штук ежегодно для комплектации новых моделей легковых автомобилей высокого класса. Кроме того, ПРЕДПРИЯТИЕ планирует продавать шины на комплектацию автозаводу «Иж-маш» и осуществлять реализацию шин через имеющуюся оптовую и розничную торговую сеть в Уральском и других регионах.
Учитывая потребность рынка в радиальных шинах, высокие эксплуатационные характеристики продукции, отвечающие мировым стандартам, низкие, конкурентоспособные цены планируемых к выпуску радиальных шин, можно полагать, что ПРЕДПРИЯТИЕ не будет испытывать серьезных затруднений в сбыте своей продукции.
3.4.2. Потенциальные конкуренты
Конкурентами ПРЕДПРИЯТИЯ на рынке радиальных шин будут предприятия Москвы, Нижнекамска, Кирова и Омска. При этом два последних из названных находятся от г.Екатеринбурга на расстоянии 700-1000км.
АО «Кировшина» в 1999 году приступил к освоению шины 205/70R-14 модели ОИ-297.
АО «Омскшина» — совместное предприятие с фирмой Matador (Словения) — также выпускает радиальные шины 175/70R-13 и 205/70R-14 с 1998 года. Величина действующей мощности не известна. Выпускаемые шины имеют только дорожный рисунок протектора. Есть данные, что выпускаемые АО «Омскшина» покрышки 175/70R-13 имеют плохое сцепление с дорогой в климатических условиях Урала, а также невысокое качество (большое количество рекламаций по металлокордному брокеру).
3.4.3. Сравнительный анализ качества
Для сравнения качественных параметром с импортной продукцией по результатам испытаний на дорогах с низким коэффициентом сцепления была выбрана шина 175/70R-13 модели MXV фирмы «Michelin», как наиболее подходящая для эксплуатации в сложных климатических условиях Урала и Сибири.
Результаты лабораторно-дорожных испытаний шин 175/70R-13 модели БИ-391 категории скорости «Н» в сравнении с шинами 175/70R-13 модели MXV фирмы «Michelin», полученные НИИШП на автомобиле ВАЗ — 2110, приведены в табл. 2 и 3.
Таблица 2 продолжение
--PAGE_BREAK--
Показатель
Результат
Оценка шин БИ-391 к MXV
MXV
БИ-391
Средний расход топлива в диапазоне
40-140км./ч, л/100км
6,20
100%
6,10
97,0%
Превосходит
Выбег с 80 км/ч, м.
932
100%
1022
109,7%
Превосходит
Разгон с 40 до 120 км/ч, с,
875
100%
822
93,9%
Превосходит
Максимальная скорость, км/ч
156,5 100%
158,6
101,3%
Равноценны
Тормозной путь с 80 км/ч;
— и сухом покрытии, м
31,8
100%
31,8
100%
Равноценны
— на мокром покрытии, м.
35,0
100%
34,6
100%
Равноценны
Устойчивость и управляемость:
а) имитация обгона:
— на сухом покрытии, с/% по V3
4,714 100%
4,724
99,4%
Равноценны
— на мокром покрытии, с/% no V3
4,751 100%
4,845
94,3%
Равноценны
б) «поворот»
— на сухом покрытии, км/ч
77,7
100%
77,2
99,4%
Равноценны
— на мокром покрытии, км/ч.
71,9
100%
71.9
100%
Равноценны
Таблица 3
Ключевые показатели н параметры
Состояние дорожного покрытия
Модель шин
БИ-391
MXV
А. Поведение автомобиля при трогают с места (среднее):
• эффективность трогания на горизонтальной дороге
• эффективность трогания на подъеме
Снег
Лед
Снег
Лед
Снег
Лед
2,66
1.13
3,10
2.25
2.21
0,20
1,86
0,88
2,33
1,75
1,38
0,0
Б. Поведение автомобиля при разгоне: продолжение
--PAGE_BREAK--
— эффективность
— устойчивость
--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
пп/п --PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK--
5
Получено
8778
674
-
-
-
674
8104
8104
-
-
-
-
6
Погашено
8778
-
-
-
-
-
8778
-
-
-
8778
-
7
Проценты начисленные
1350,7
16,9
-
-
-
16,9
1333,8
236,3
439
439
219,5
-
8
Проценты уплаченные
1350,7
16,9
-
-
-
16,9
1333,8
236,3
439
439
219,5
-
Общая сумма
9
Получено
24684
16580
-
-
546,5
16033,5
8104
8104
-
-
-
-
10
Погашено
24684
-
-
-
-
-
24684
-
7953
7953
8778
-
II
Проценты начисленные
2560,1
271,9
-
-
8,2
263,7
2288,2
713,5
796,9
558,3
219,5
-
12
Проценты уплаченные
2560,1
271,9
-
-
8,2
263,7
2288,2
713,5
796,9
558,3
219,5
-
3.8.3.Плановый баланс доходов и расходов по новому производству продолжение
--PAGE_BREAK--
Плановый баланс доходов и расходов рассчитан исходя из плана выпуска продукции (табл. 5), издержек на производство и реализацию и цен на продукцию (табл. 14-15). В расчетах учтены льготы по налогу на прибыль (уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы уплачиваемых процентов за кредиты, но не более 50% от налогооблагаемой базы). Баланс доходов и расходов приведен в табл. 16.
3.8.4. План денежных поступлений и выплат
По данным анализа финансово-хозяйственной деятельности ПРЕДПРИЯТИЯ известно, что оно предоставляет покупателям отсрочку по оплате отгруженной продукции от 5 до 15 дней. В связи с этим 70% доходов от продаж поступают на расчетный счет ПРЕДПРИЯТИЯ в месяц, совпадающий с отгрузкой продукции (текущий месяц), остальные 30% — в следующем месяце.
Как покупатель ПРЕДПРИЯТИЕ также имеет отсрочку по оплате приобретенных материально-сырьевых и энергетических ресурсов. В соответствии с заключенными договорами ПРЕДПРИЯТИЕ оплачивает в текущем месяце 80% стоимости материальных ресурсов, в следующем — остальные 20%.
Заработная плата персоналу ПРЕДПРИЯТИЯ выдается следующим образом: 40 % в виде аванса в текущем месяце, окончательный расчет ( 60%) — в начале следующего месяца.
По прочим и внепроизводственным расходам 50 % оплачивается я текущем месяце,
50 % — в следующем.
Все виды налогов уплачиваются в месяце, следующем за их начислением.
Возврат кредита осуществляется в средине квартала (т.е. в 3-м квартале — 15 августа, в 4-м — квартале — 15 ноября и т.п.). Уплата процентов за пользование кредитом также осуществляется в середине квартала.
План денежной наличности приводится в табл. 17.
По данным табл.17 видно, что в 1-м квартале 2001 года будет получено отрицательное сальдо денежной наличности ( 236 тыс. Д.Е.), что свидетельствует о недостатке источников финансирования для покрытия потребности в инвестициях, рассчитанных в табл.14. Необходимо скорректировать величину финансовых ресурсов таким образом, чтобы обеспечить получение положительного сальдо денежной наличности в 1-м квартале 2001 года. Это можно сделать, например, за счет перераспределения сумм собственных финансовых источников, увеличив их размер в 1-м квартале на 240 тыс. Д.Е. и уменьшив на такую же сумму во 2-м квартале 2001 года.
Таблица 16
План доходов и расходов, тыс. Д.Е.
№
п/п
Показатель
2001 г.
2002г.
2003г.
всего
всего
том числе по кварталам
всего
в том числе по кварталам
1
2
3
4
1
2
3
4
1
Выручка от реализации, всего:
58752,5
3017,5
7987,5
18992,5
28755
155490
34612,5
37985
39760
43132,5
172530
В том числе: • 175,70R-13
22342,5
1147,5
3037,5
7222,5
10935
59130
13162,5
14445
15120
16402,5
65610
205/70R-14
36410
1870
4950
11770
17820
96360
21450
23540
24640
26730
106920
2
Операционные затраты продолжение
--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
66000 --PAGE_BREAK--
- --PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
271,3
303,1
315,2
332,6
56
1341
55,9
7
уплата процентов за кредит (финансовые издержки)
271,9
2288,2
713,5
796,9
558,3
219,5
-
-
-
8
возврат кредитов
-
24684
-
7953
7953
8778
-
-
-
9
налог на прибыль
1473,9
5791
1962
1622,1
1042,2
1164,7
1382
9728,2
2782,1
В
Сальдо денежной наличности за квартал
х
+5014,3
+5496,1
-1283,7
+188,5
+613,4
х
+32017,3
Х
Г
Денежная наличность нарастающим итогом за год
10965,1
х
+5496,1
+4212,4
+4400,9
+5014,3
х
+32017,3
х
Д
То же нарастающим итогом за весь период реализации бизнес-плана
10965,1
х
+16461,2
+15177,5
+15366,0
+15979,4
х
+47996,7
х --PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Рентабельность производства
— «-
7,09
8,78
-
+1,69
-
12
Среднегодовой остаток оборотных средств
тыс. Д.Е.
85828,5
86146,8
100,37
+318,3
См.табл.10
13
Балансовая прибыль
-«-
25047,0
33336,1
133,10
+8289,1
См. табл. 26
3.9. Точка безубыточности
Точка безубыточности — это минимальный (критический) объем производства продукции, при котором обеспечивается нулевая прибыль, то есть доход от продаж равен издержкам производства. Она определяется аналитически по выражению
Вкр=
Ипост
Ц — b
где
И пост– постоянные издержки в общих затратах на производство и реализацию продукции, тыс.Д.Е.
Ц – цена за единицу продукции, Д.Е./ н.е.
b– удельные (в расчете на единицу продукции ) переменные издержки ,
ДЕ./н.е.
В кр.(205/70R-14) = 12724.6: (220-70428,8: 486) = 169,4 тыс.шт.
В кр.(175/70R-13) = 9055,7: (135- 41885,6: 486) = 185,6 тыс.шт.
Заключение
В представленном бизнес-плане рассмотрена идея реконструкции действующего производства с целью создания нового производства высокоскоростных шин для легковых автомобилей радиальной конструкции двух видов: 205 / 70 R — 14 и 175 / 70 R — 13. При этом необходимо отметить, что шины, выпускаемые данным предприятием, имеют достаточно высокое качество и относительно низкие цены по сравнению с конкурентами.
В бизнес – плане были представлены этапы реконструкции предприятия, описаны продукты и их свойства, проанализирована целесообразность создания нового производства.
Список литературы
Учебное пособие ««Подготовка БИЗНЕС — ПЛАНА» реконструкции
предприятия»,
Издательство УГТУ – УПИ 2000 г.
Л.В. Дистергефт, А.Д. Выварец, Е.Б. Мишина.
«Финансы» толковый словарь
Издательство «Весь Мир» 1998 г.
Под общей редакцией д.э.н. Осадчей И.М.