Реферат по предмету "Финансы"


Понятие и сущность налогов

--PAGE_BREAK--
8. Хар-ка НС РФ.

История НС начала склад-ся с 1.01.92. осн-е законы б/приняты Верх. Советом в дек. 91г. Гл. закон – з-н РСФСР «об основах НС в РСФСР». После б/множ-во измен-й. Но сон-е принципы сохр-лись. Осн-е измен-я из-за вступл-я НК РФ 1.01.99г. в действие.

НС представляет собой: 1) взаимосв-х совок-ть нал-х сборов и др. платежей, для финан-ния гос. бюджета, мест. б-тов, ВБФ. 2) система з-нов, указов и др. актов, регулир-х пор-к исчисл-я и уплаты н-гов и др. пл-жей. 3) сист. гос инст-тов, обесп-х принятие з-нов и нормат-х актов, администров-е н-гов и контроль за своевр-ю и прав-тью уплаты.

Сист. нал-х сборов сост. из 3 групп в соотв-е с уровнями гос. стр-ры: федер, регион, мест.  

В пр-ке НС слож-сь кр-рии, позвол-е опред-ть, какие н-ги б/т фед-ми, рег-ми, мест-ми.

Постр-е НС осн-ся на распр-нии нал-х полномочий м/у составл-ми гос-ва. Нал-е полном-я – законодат. оформленые права уровней бюдж. сист. вводить н-ги, получать нал-й доход, админ-вать н-ги. Составл-е нал-х полном-й: 1) законод. полном-я (вводить н-ги, устан-ть ставки, базу и иные элем-ты «з-на о н-ге». 2) доход-е полн-я (формир-ть доходы бюджета за счет н-гов). 3) админ-е полн-я (управ-ть, собирать н-ги).

В НС РФ нал-е полном-я сконцентр-ны на фед. ур-не. (Критерии)

Для СССР налоги – чужд элемент, т.к. все принад-ло гос-ву. Но с появл-м в к.80-х акц-х и кооп-х пр-тий, с участ-м иностр. кап-ла г-во пересмотрело идею. С 1.01.91 введен в д-вие з-н ССР о нал-х с пр-тий, орг-ций (н-г на пр-ль (max45%, 22% в союз. бюдж), с оборота, на Э и И на фонд опл труда колх-ков). Общ. сумма пл-жей не д/б > 23% облаг пр-ли. Для банков 55%, для СП до 30%. Сущес-ла обширная система льгот. Доходы пр-тий и др от имеющ-ся ЦБ по ст-ке 15%.

Из-за отказа респ-к платить н-ги союз бюдж развал-ся, расх-ды покрыв-сь «печатным станком». 


9. Критерии распред-я нал-х полн-чий. 

1) степень мобил-ти облаг-й базы. Чем

2) степень равномер-ти распр-я нал базы на тер-рии г-ва или межрег-ной дифер-ции нал базы. Чем неравномер распр-н нал ист-к по тер-рии, тем на > выс ур-не д/осущ-ся нал/обл-е. Нал/обл неравн-но распр-х по тер-рии об-тов на общенац ур-не не приводит к усилению дифер-ции субнац бюдж-в по ур-ню бюдж-х д-дов на душу нас-я.

3) экон-я эфек-ть. Чем маштабнее нал-я база, тем на > выс-м ур-не гос власти она д/на облаг-ся (сниж-ся прям и косв-е админ-е изд-ки н/обл-я). И наоб-т (общнац-й учет об-та н/обл-я, кол-во котор единично или включ-т множ-во активов увелич-т адм изд-ки н/обл (пр-р – имущ-во нас-я). 

4) необх-ть макр/эк регулир-я гос-м. Закрепл-е за фед-м ур-нем осн-х н-гов ч/з котор осущ-ся макр/эк регул-е. Н-ги на д-ды ф.л., ЕСН, на пр-ль орг-ций.

5) необх-ть коррек-ки ч/з НС фин-х дисбалансов в бюдж системе. Чем > долю в д-дах бюдж сист составл-т поступл-я н-гов с нас-я, взим-х в завис-ти от д-дов нас-я, тем

6) собл-е границ юрисдикции. При решении о закр-нии нал-го ист-ка за нац и субнац ур-нем необх учитыать факт возм-го переноса нал-го бремени за пределы соотв юр-ции. Нац-е прав-во обладает правом вводить н-ги на тер-рии собств юр-ции, т.е. всего гос-ва как единого целого.

7) закр-ние нал-х полномочий д/б таким, чтобы не м/ли возникнуть нал-е барьеры на пути движ-я товаров, труда, перелива кап-ла, фин-х рес-сов м/у субнац образ-ми в пред-х гос-ва. Суб-ты фед-ции не надел-ся правом введ-я ввозных и вывозных пошлин и аналог-х н-гов, т.к. это нарушает един-во экон-го простр-ва сраны.


10. Система законов, регул-х н/о.

НК РФ (введен 1.01.99)опред-т, что зак-во РФ о н-гах  и сборах, сост из 1)НК и принятых в соотв-вии с ним 2)фед-х з-нов о н-гах  и сборах (з-ны о нал-х и сборах по каждому из них, кроме регулир-х НК; указы през-та; ежегодные з-ны о фед-м бюдж, поск-ку в них расм-ся пар-ры распр-я нал-х д-дов м/у фед бюдж и бюдж суб-тов ) 3) з-ны суб-тов фед-ции, нормат-е акты о распр-нии нал-х д-дов м/у рег-ми и мест бюдж 4) нормат-е акты орг-нов мест самоупр-я 5) подзаконные нормативные акты (метод указ-я и инстр-ции МНС).

27.12.91 з-н «Об осн-х нал-й сист в РФ». З-н устан-л общ пр-пы постр-я НС, стр-ру, орг-цию сбора, к-ль за взим-м, права и обяз-ти н/пл-ков, перечень н-гов и сборов. З-н явл-ся базовым док-том в обл –ти н/обл до 99г, когда его статьи за искл опред-х перечень н-гов были отменены. Система н-вых органов предст-т МНС РФ и его тер-ные органы. К 2002г. федер-е нал-е зак-во вкл 2154 нормат-ных док-та, НК (2 части), фед-ных з-нов 130, указов през-та 52, постан-ний прав-ва 193. НК – док-т прямого действия, реглам-й осн-е пр-ла взим-я н-гов в РФ. 1 часть – осн-е полож-я сист н/обл в РФ, 2 часть – глава, в котор расм-ны конкр-е н-ги.

Обязан-ти граждани пр-тий по НК: 1) обяз-ть платить н-ги 2) возм-ть лишения имущ-ва токо по реш-ю суда 3) о не придании з-нам обр-й силы 4) о недопущении устан-я на тер-рии РФ н-гов, наруш-х единое экон-е простр-во, и созд-я преп-вий для своб-го движ-я тов-в, работ и услуг, ден-ср-в 5) запрет на дискриминац-й х-р н-гов. В НК также опр-ся понятие н-г, сбор, элем-ты н-гов и др. НК опред-л специф-е нал-е режимы – особ пор-к исчисл-я и уплаты н-гов и сборов в теч-е опред-го пре-да вр-ни. К спец режимам относ-ся: 1) сист н/обл для суб-тов малого предприн-ва 2) сист н/обл в СЭЗ 3) сист н/обл при вып-нии дог-ров концессии и согл-нии о разделе пр-ции. Отдел раздел НК уст-л пр-ла испол-ния обяз-тей по уплате н-гов. Также регл-ся нал-е правонар-я и ответ-ть за них. Посл раздел посвящен в-сам обжал-ния актов НК. Уч-ками призн-ся: 1) Ю и ФЛ признаваемые пл-ками н и с 2) орг-ции и Фл признав-е нал-ми агентами 3) нал-й орган – МНС и его подразд-я 4) тамож-е орг-ции 5) гос органы исполнит-й власти 6) вся сист МФ РФ 7) ВБФ, отделы по борьбе с нал-ми прест-ми. Для контроля пров-ся нал-й учет. Согл НК реал-я тов-в (р, у) орган-й или ИП призн-ся соотв-но передача на возмезд основе, в т.ч. обмен тов-ми (р, у).


11. Пр-пы и стимулы н-х реформ.

Стратегия нал. реф-мы закл-ся в гармонизации нал. теории и практики организации нал. пр-ва. Цель: совершенствование технологии сбора и обработки инфы., + методик распределения нал-х платежей;готовность полит. гос-властной системы следовать этим установкам. Классич.стимулом к нал-м реф-мам послед-х 10 лет — стремление правительств превр. НС в образец справедливости, простоты, эф-ти и снять все нал. препятствия на пути эк. роста. Смысл: усоверш-е эк-правовых пр-пов действующей НС, подведение их к уровню, смыслу и целям близк. к класс-им. Теор. предлагает 2 группы прин-ов нал. реф-­ния: 1. “идеал.межгос.рецепт движ-я нал-х преобр-ий”. (свид-во высок.ур-ня эк. и соц.-поли­т. разв-ия страны.) 2. сост. пр-ы, опред. кажд.отделн.страной при провед-ии св. н-х реф-м. (здесь выдел-ся 2  подгруппы: 1.пр-пы, кот-е реализ. страны со стабил. нал. сист-мой, 2.страны, форм. НС в соот­ветствии с межд.стандартами и передовыми концепциями стран с развитой рыночной эк-кой. Осн. пр-пы: 1.разраб-ка НС с низк.предел.ставками, т.к. все искажения, связаны именно с  их вел-ной 2.  Сниж-е ур-ня пред-х нал. ставок,  уменьш. бы привлек-ть уклон-я от н-ов и их полного избежания. 3.  Форм-е НС из “хор-х” н-гов, т. е. тех, о кот. заранее известно, кто их в конечном счете уплатит (четко известен носитель, а не плательщик налога по законодательству). 4.   Нал. преобр-я д-ны  б. понятны рядовому н\плат-ку. Показатель сложности Налогового кодекса, исходя из которого принимаются необходимые поправки, — это та трудность, с которой сталкиваются плательщики, когда они хотят узнать, следуют ли они закону, отклоняются ли от налоговых правил и насколько. (Преднамеренные уклонения в данном случае мы во внимание не принимаем. Это уже другая область налоговых действий, подпадающая под принципы налогового контроля, а не реформирования.) Поэтому важнейшими принципами налоговых реформ являются (гласность и шир. разъяснит. метод. р-та среди н\плат-ков. 5.  Предупредительность н-х реф-м. 6.  При провед-и н-х преобр-ий не след. ставить мн-во з-ч. 7. Приступая к очередным нал.поправкам, необход. четко представлять их ближайший эффект в той мере, в какой его возможно просчитать, при условии оптимальности поставленных перед рефор­мой задач.


12. Теории н/обл-я.

1) Размышл о нал-х. Ксенофонт, Аристотель. 2) Теория обмена. Ср-е века Фома Аквинский. 1 из первых, кот. основ. на возмезд-м хар-е н/обл. Суть в том, что ч/з налог граждане покупают у гос-ва услуги по охране от напад-я извне, поддержанию пор-ка и т.д. Но данная т-рия б/прим-ма токо в усл-х ср-х веков, когда за пошлины и сборы покуп-сь воен и юридич-я защита, т.к. будто бы м/у королем и подданными действ-но закл-ся дог-р. В таких усл-х т-рия обмена явл-сь формальным отраж-м существ-х отнош-й. Осн-е теории начали форм-ся в кач-ве законч-х учений в 17 веке. 3) Атанистич-я. Разнов-ю т-рии обмена явл атомист-я т-я, котор появ-сь в эпоху просвещ-я. Ее предст-лями были фр Ш. Монтескье. Налог – рез-т дог-ра м/у гражд-ми и гос-м, согл котор подданный вносит гос-ву плату за охрану, защиту и иные усл. Никто н/м-т отказ-ся от нал-в, как и от польз-я усл-ми, предост-ми г-вом. Этот обмен выгодный, поскоку неспособное прав-во дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы кажд из них защищал себя самост-но. Налог — цена общ-ва за выгоды и мир гражданам. Т. Гоббс, фр Вольтер, Мирабо.  4) Т-я наслаждения. 1 пол XIX в. Сисмонди сформ-вал теорию н-га как т-ю насл-я, согл котор н-ги — цена, уплачив-я гражд-м за получ-е им от общ-ва насл-я. Ж. Сисмонди в обосн-нии своей т-рии положил т-ю обмена в соврем-м ему вар-те. 5) Т-я н-га как страховой премии, А. Тьер Д. Мак-Куллох. Налоги.- это страх-й пл-ж, котор уплач-ся поддан-ми гос-ву на случай наступл-я к/л риска. Н/пл-ки страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Но в отличие от истинного страх-я, н-ги уплач-ся не чтоб при наст-нии стр-го случая получить возмещ, а чтобы профин-ть з-ты прав-ва по обесп-ю обороны и правопорядка. 6) Класич теория н/обл. (т-я нал-го нейтралитета) имеет более выс теорет-й ур-нь и связ-ся с научной деят-тью А Смита (1723-1790.), Д Рикардо (1772-1823) их последователей. Стор-ки этой т-рии рассм-ли н-ги как 1 из видов гос-х доходов, котор д/ны покрывать з-ты по содерж-ю прав-ва. При этом к/л иная роль (регул-е эк-ки, страховой пл-ж, плата за услуги и др.) налогам не отвод-сь. Даная позиция основ-сь на т-рии р-ной эк-ки, котор разраб-л Смит. В рын-х усл-х удовл-ние индив-х потребн-й достиг-ся предост-м эк-кой свободы. Смит выступал против централиз-го упр-я эк-кой, котор провозгл-ли соц-листы. Он считал что децентр-ция позволяет обеспечить макс-е удовлетв-е потребн-й. Несмотря на то, что рын-я эк-ка не подлежит упр-ю к-л коллект-й волей, она подч-ся строгим пр-лам повед-я. В своей р-те «Иссл-е о природе и причинах богатства народов» Смит подроб анализ-т эти пр-ла, к примеру, стремление свободной конк-ции приравнять цену к изд-кам пр-ва, что оптимизирует распред-е рес-сов внутри отраслей.
Смит считал, что прав-о д/обеспеч-ть разв-е р-ной эк-ки, охраняя право собств-ти. Для выполнения данной ф-ции гос-ву необх-мы соответ-е ср-ва. Поскоку в усл-х р-ка доля прямых дох-в гос-ва (от гос собств-ти) существенно умен-ся, то основным ист-ком покрытия расходов д/ны стать поступления от н-гов. Что кас-ся затрат по финансир-ю иных расходов (строит-во и содерж-е дорог, судебных учр-ний), то они д/ны покрыв-ся за счет пошлин и сборов, уплач-х заинтер-ми лицами. Считалось, что пошлины и сборы не д/ны рассм-ся в кач-ве н-в. 7) Т-я коллек-ных потребл-й. Кон 19-нач 20 вв. Вагнер, Шефле, Нитте. 8) Т-рия жертвы. 20-е гг 20 в. Пигу. На ранних ступенях гос орг-ции на­чальной формой н/обл м/считать жертвопри­ношение. Не следует думать, что оно было основано искл-но на добровол-х началах. Ж/прин-е б/не­писаным зак-м и т.о. становилось принудит-й выплатой или сбором. Причем %-я ставка сбора была достаточно определенной. 9) Противоп-ю классицизма кейнсианская т-я, котор б/основана Дж Кейнса (1883-1946 г.г.). Централ-я мысль этой т-рии состояла в том, что н-ги явл-ся главным рычагом регулир-я эк-кой и выступают одной из слагаемых ее успешного разв-я. По мн-ю Кейнса, излож-му в книге «Общ т-рия занятости, % и денег» (36г), эк-кий рост завис от ден-х сбереж-й т-ко в усл-х полной занят-ти. Но полной зан-ти невозможно достичь. В этих усл-х большие сбережения мешают эк-му росту, они не вклад-ся в пр-во и представляют собой пассив ист-к дохода. Чтобы устранить негатив-е посл-вия, излишние сбереж-я д/изыматься с помощью н-гов. 10)  Т-я монетаризма в 50-х г М Фридменом основана на количественной т-рии денег. По мнению ее автора, регулир-е эк-кой м/осущ-ся ч/з денежное обращ-е, котор завис от кол-ва денег и банковских %-х ставок. При этом налогам не отвод-ся такая важн роль, как в кенсианских эк-х конц-х. налоги с иными механизмами воздействуют на денежное обращ-е. В частности, ч/з н-ги изым-ся излишнее кол-во денег. В теории монетаризма и кейнсианской н-ги уменьшают неблагоприятные ф-ры разв-я эк-ки. Но если в 1 случае этим ф-ром явл-ся излишние деньги, то во 2 — излиш сбереж-я. 11)Т-я эк-ки предл-я 80-х годах М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером в больш степени чем кейнсианская рассматр-т н-ги в кач-ве 1 из ф-ров эк-го разв-я и регулир-я. Т-рия исходит из того, что высокое н/обл отриц-но влияет на предприним-ю и инвест-ю активн-ть. Поэтому в рамках т-рии предлаг-ся снизить ставки н/обл и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту. Существуют частные теории: 1) т-я соотн-я прямого и косв-го н/обл 2) т-я единого н-га 3) т-я перелож-я н-гов. 


13. Т-я единого налога.

  Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Идея установления единого налога была популярна в разные времена. В XVIII в. в Англии даже существовала партия, девизом которой был единый налог на строения16. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.17
Единый налог — это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.
Одним из наиболее ранних видов единого налога является налог на земельную ренту. Так, физиократы — сторонники сельскохозяйственной системы развития общества — считали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу. Все богатство сосредоточено в земле и проистекает из земли. Поэтому надо установить единый налог на земельную ренту, как на единственный источник доходов. Следовательно, платить этот налог должны будут только землевладельцы. В качестве основы для установления этого единого налога предлагалась идея «всеобщности земли». Земля есть дар божий, она должна принадлежать всем. Более того, все богатства происходят от земли. А поскольку в действительности земля принадлежит конкретным людям, то они как обладатели единственного источника богатства, должны платить единый налог. В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839-1897 г.г.), выдвигая идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира»18.
Рассматривая теорию единого налога, необходимо отметить, что каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может являться прогрессивной. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, тем не менее, необходимо признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с иными системами налогообложения она может сыграть положительную роль.

Идеи, лежащие в основе теории единого налога частично воплощены и в налоговой системе Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 года «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»19 некоторые малые предприятия и предприниматели вправе вместо уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплачивать единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. В данном случае установление единого налога можно рассматривать как прогрессивный шаг, поскольку этим достигается простота и удобство в налогообложении субъектов малого бизнеса.


14. Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности еще сохранялись демократические устои, налоговые системы строились, в основном, на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние народа, поскольку они увеличивают стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, и, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции косвенные налоги является вредными, поскольку они ухудшают положение народа11.
Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного обложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении12.
Сторонниками косвенного обложения являлись также А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать не покупая налогооблагаемый товар13.
Однако в конце XIX в. все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» даже рассматривают в качестве одного из принципа налоговой системы14.
Однако в конце XIX в. все споры по этому вопросу пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, предполагая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное — для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» даже рассматривают в качестве одного из принципа налоговой системы14


15. Одна из основных проблем налогообложения нашла свое отражение в теории переложения налогов,исследование которой началось еще в XVII в. Причем вопрос о переложении налогов до сих пор является одним из наименее разработанных вопросов в налогообложении и это с учетом того, что ее практическое значение очень огромно. Суть теории переложения основана на том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения


16. НС ЯпонииВ Японии функционируют государственные и местные налоги. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуются за счет государственных налогов, остальные – за счёт местных.

Значительная часть налоговых средств перераспределяется из государственного в местные бюджеты. В Японии существуют 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков и районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.

Доходная часть бюджета государства и бюджетов префектур строится не только на налогах. Здесь высока доля неналоговых поступлений. В государственном бюджете доля налоговых поступлений составляет 84%, а неналоговых – 16%, а местные бюджеты имеют 1/4 неналоговых поступлений от общего объема неналоговых поступлений. Сюда входит: арендная плата, продажа земельных участков, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей.

Налоговая система Японии характеризуется множеством налогов. Каждый  вид государственного налога регулируется законом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

1.                           Прямые подоходные налоги с юридических и физических лиц.

2.                           Прямые налоги на имущество.

3.                           Прямые и косвенные налоги на потребление.

Самый высокий доход государству приносит первая группа – около 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный – 5% от государственного подоходного налога или по ставке 1,67%, городской (поселковый, районный) – 12,3% от государственного подоходного налога или по ставке 4,12%.

Кроме того, прибыль является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Вместе с тем существует и префектурный подоходный налог, который взимается по трем ставкам: 5%, 10%, 15%. Существуют также и местные подоходные налоги.

Кроме того, каждый гражданин уплачивает “налог на жителя” в сумме 3200 иен в год не зависимо от величины дохода.

Налог на имуществоуплачивается юридическим и физическим лицом по единой ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества осуществляется один раз в три года.

Среди потребительских налогов основным является налог с продаж со ставкой 3%. Сюда включается налог на владельцев автомобилей, акцизы на алкоголь, табак, нефть, газ, бензин, услуги, таможенные пошлины.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти. Если рассматривать структуру их доходов, то можно заметить, что местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходов – это отличие японской налоговой системы от североамериканской, где местные налоги более 2/3 бюджетов муниципалитетов.

    продолжение
--PAGE_BREAK--
17. НС США имеет разветвленный хар-р; р, способ. разв-ю рын. отношений, налоги высту-ют в кач-ве инструмента регулирования развития экономики. Налоги, дающие наиболее круп и стабил поступления, напр-ся в фед.б-т. На его долю прих-ся примерно 70% дох-в и рас­х-в. Но и мест органы упр-ия обладают значи­т. соб-ми ист-ками фин р-сов. В фед-х дох-х преоблад. прям. нало­ги. Дох. штатов и мест.органов власти форм-ся гл. образом за счет косв. н-ов и поимуществ. н\о. Походный налог с населения  (сам круп статья б-та 41%) взим-ся по прогрессив. шкале. Им-ся не облаг. нал-м мин., 3 ставки (15,28,33%)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                М-т облаг-ся отд. Ч или семья. å-ся все получ.дох.: з\пл, дох.от предпр.деят-ти, пенсии и пособия,  доход от ЦБ и т. д. минус деловые изд-ки, связ. с его получ-ем(з-ты, связ. с предпр. д-ю: расх.на приобр-е и содерж-е капитал. акт-ов — земля, здание, оборуд-е; текущ. Производств.р-ды. Посл. выч-ия з-т полу­ч. чист. дох. плат-ка. затем из него выч-ся ин­дивид. налог. льготы. (необл.мин.дох-в., взносы в благ. фонды, н-ги, уплач. властям штата, мест. налоги, %-ы получ. от ЦБ(мест), åалиментов, расх. на мед. обсл-е (всего не более 15% от обл.å-ы),%-ы по лич-м долгам и ипотеч. долгу. = н-облаг-ый доход. Необл. мин. явл-ся переменной вел-ной, имеющ. тенденц. к увел-ю.Отчисл. на соц. страх., 2-ая по вел-не статья дох-в фед. б-та… общ.ставка =15,02%. Уплач. как раб-лем, так и  раб-ком(50\50), ставка мен-ся ежегодно Тенденция здесь — к повыш. ставок. Н. на дох. корп-ии зан-ет 3место в доходах б-та+н. на свехприбыль(нефть)… Его основная ставка -34%, вносится он ступенчато. Он имеет больш. кол-во льгот. Фед. акциз. сборы имеют огранич. Значение(8%всех дох-в ФБ). Они  уст-ны из тов-в — на алк. и табач. изд-ия, из услуг — на дор-ги и возд. пер-ки. Наследство облаг.налогом по прогр. ставке от 18 до 50%. Пошлины, гл. образом тамож.Свою отдел. от фед. налог.овую сис-­му имеет каждый штат. Штаты взимают подох. налог с корп-ий и с гр-н. Одним из осн. ист-ков дох-в штатов, явл-ся н. с продаж(ставка3-7%). Ф-сы штатов баз-ся на подох. н-ге с гр-н, н-ге с корп-ий, н-ге с продаж и н-ге на дел. активность.Города США имеют свои налоговые источники(налог на имущество=неболее3%). Мест. н-ги играют самост. роль и служат основой дох.части мест. б-ов. В отличие от гос. н-ов мест. н-ги хар-ся множеств-ю и регрес-ю. Их ставки не учит. дох-в н\п­лат-ков.


18. НС Великобр.охват гос. и мест. н-ги, + взносы на соц.страх. Налог. поступления=98% гос. дох. Налоги м-о классиф-ть по5 крупн. гр., отсюда стр-ра налог. поступл-ий: I.  Прямые налоги на доходы — 45,9%.В эту группу входят: ПН, н. на капитал, н. на наследство.II.  Косв. Н-ги — 31,4%.Наиб. кр. доход. ист-ом явл-ся НДС.III.  Мест. н-и- 9,6% (н-г на недвиж-ть.)V.  Н-ги на дел.акт-ть — 7,4%.V.  Проч. н-ги — 5,7%.Один из осн.-ПН. Шедулярная ф-ма по­стр-ия ПН, т.е. деление дохода на части (шедулы) в завис-ти от ист-ка дохода (жалованье, дивиденды, рента и т.п.), каждая шедула обл-ся особ. порядком. Цель «настигнуть доход у ист-ка» (5шедул).ПН удерж.с облаг.д-да. Удерж. ПН с з\пл и жалований произв-ся у ист-ка. Действ. 3 ставки ПН(20,24,40%). Ставка налога на прибыль-33%.(14%н-х поступлений) Малые п\п-25%. Нефть –50%. Сущ. н-г на прирост капитала, взимаем. при еал-ии опред-х видов активов, н.с наследства, гербовый сбор.Гл. место среди косв. н-гов заним. НДС(2 место после ПН, форм-ет17% б-та). Ставка0,8-17,5%. +ацизы от обл-ия табака, алк, пива, ГСМ(от 10 до 30%), гербовый сбор, налог с игорного бизнеса, сбо­ры с бегов (конные скачки, собачьи бега). Взносы на соц.страх(17%поступлений). Мест. Органы взимают поимущ. Налог(на землю, строения)


19. НС Герм.вкл-ет: фед, рег, мест. н-ги. Они сост 37-38% ВВП, и сост. 80% всех доходов. Фед: тамож. пошл., акциз, ПН, корпорац Н, НДС. ПН с ф. лиц расп-ся след. образом: 42,5%-фед. б-т, 42,5% — в б-т соотв. земли и 15% — в местн.б-т. Н-г на корп. делится 50\50% между фед. и земел.б-тами. Н-г на предпр. деят-ть взим-ся мест. органами, но им остается 50%, а 2 половина перечис. в фед. и земел. б-ты. НДС т-же распред. по всем 3 б-там. Удел. вес НДС в дох-х б-та = примерно 28% -2 место после ПН. Общ. ставка =15%, но осн.прод, т-ры, книги-ставка- 7%. Н. на дох.корп-ий-пропорционален, взим-ся в по ставке 42%, широко исп-ся ускор. АМ. ПН прогр-ен. Его мин. Ставка- 19%, макс.- 53%. Сущ. необл. мин. и налог. льготы. Мест.н-ги: 1промысл, 2поземел.:1им обл-ся п\п, тов-ва, ф. лица, заним. промышл., тор­г. и др. видами деят-ти. Базой для исчисл-я  служат прибыль от занятия промыс­лом и капитал компании. 2 обл-ся п\п сельск. и лесного хоз-ва, зем. уч-ки. Обычно ставка — 1,2%(гос. п\п освобождены ). Н-г на соб-ть. ставка на совокупное им-во ф.лица =до 1%. До этого она была на уровне 0,5%. Уровень налога на наследство и дарение зависит от степени родства и стоимости приобретения(3-70%). Акцизы в осн. напр-ся в фед. б-т, кроме на пиво, идущ. в б-ты земель. Наиб. д-ы казне обеспеч. акциз на мин. топливо, табак, кофе. Мест. н-ги носят не столько фискал. ха­р-р, ск-ко с их помощью рег-ся дел. активность в регионах.


20. НС ФР вкл-ет гос-е и мест. налоги. Доля нал. поступлений=40%ВВП.Н-ги м-но классиф-ть на 3 кр.гр.: подох. н-ги;н-ги на потр-е;н-ги на капитал, взим. с соб-ти. При этом НС нацелена в основном на обл-е потр-ия. Н-ги на дох. (прибыль) и на соб-ть явл-ся умеренными. Ведущ. звеном выступает НДС-общ. налог на потр-е, кот. затр-ет все т.и у. Экспорт, от него освобожден. Ставка едина независ. от цены товара.О-том н\о явл. продаж. ц. т. или у. Осн.ставка н-га в наст. вр. =18,6%. Повыш.- 22% -авто., кинофотот-ры, табачн. изд., парфюм.,  меха. Пониж.-5,5% — для  прод.тов-в и прод-ции  с\х, книг и медик-тов. Здесь имеются значит. льготы.НДСдоп-ся ря­дом косв. пошлин (или акцизов), кот.представ. н-и на потр-е. Неко­т. в пользу гос., др. б-ты мест. органов управ-я. (алк., табачн. изд, спички, дра­г. мет., сахар, и др. + э\э, тв. реклама.+ таможенные пошлины(с ц. т-ра). Н-г на п\п. Общ. ставка =34% иногда до 42%, от10 до24% при пр-ли от землеполь­з., вкладов в ЦБ. Важн. место в гр-пе подох. н-гов заним. ПН. с физ.лиц(уд. Вес=18%), он взим. ежегодно. ПН на ф.л. носит про­гр. хар-р со ставкой от О до 56,8% +он дополнен соц.отчисл-ями, имеющю. на­лог. хар-р. Ставка отчислений —1 %. Есть и специальные социальные отчисления. Н\о дох-в, получ. от операций с недв-ю, с цб.(16%) и прочим им-вом. Круп. д-ды принос. б-у н-­ги на соб-ть. Он носит прогр. ха­р-р ставки 0-1,5. åПН и н-га на соб-ть не д-на превышать 80%  всего дохода. К гр. н-гов на соб-ть м-но отнести также регистрац. и герб. сборы и пошлины.+ соц.      налог на з\пл, его уплач. работод-ли. О-том н\о служит ФЗП. Он носит прогр. характер (ставки:4,5;8,5;13,6). + налог на авто.Из сис-мы мест. н-гов след. выделить 4 осн.: зем.н-г на застроенные участки; зем. н-г на незастр. уч-ки; н.на жилье; проф.н-г. Их ставки опр-ся мест. органами власти + др мест. налоги.


21. М/нар-е сотр-во в сфере нал/обл-я.

Интернац-я пр-ва и глобал-я мир-х хоз связей, миграция кап-ла и раб силы вызвали необх-ть урегулир-я нал-х отнош-й м/у разл-ми стр-ми. Цели м/нар нал-го сотр-ва: 1) устарн-е двойного н/обл-я 2) контроль гос-ва за уклон-м от уплаты н-га 3) привлеч-е иностр-х инвестиций. Для осущ-я этих целей исп-ся такие сп-бы, как включ-е нал-х в-сов в обл-ть м/нар права, закл-е соглаш-й и др. М/нар сотр-во в нал сфере нач-сь после 1 мир войны.  Впервые вопрос о необх-ти станд-ции м/нар нал-х отн-ний в 20г. в Брюсселе. До 1954г. фин-вый комитет Лиги наций (согл-е об устр-нии 2-го н/о д-дов и кап-ла). С 1954г нал-вый ком-т Орг-ции эк-го разв-я и сотруднич-ва (подготовил типовые конвенции в 63 и 77г). Типовая конвенция ООН одновр-но с созд-м меж/прав-ного совета по нал-м в-сам (80г). В-сы н/обл в отдел стр-х регул-ся нормами нац-го зак-ва. В Рос > сильны м/нар дог-ра. В США и Герм – нормы нац-го зак-ва. Типы соглаш-й: 1) м/нар согл-я общего хар-ра (общ пр-пы н/обл) 2) нал-е согл-я 2-х и много сторон-го х-ра а) общ нал-е согл-я б) огранич-е (по конкр н-гам, н/пл-кам в) об оказ-нии админ помощи по в-сам н/обл-я 3) Д-ры, в котор помимо др в-сов затр-ся налог-е (торг-е дог-ры) 4) специф-е согл-я, касающ-ся м/нар орг-ций об освоб-нии их от уплаты н-гов в стр-х пребывания.  Для бол-ва стран актуальна пробл 2-го н/обл (облож-е 1 дохода или об-та за 1 пер-д вр-ни идентич н-гом в 2 и > стр-х). Во избежание 2-го н/обл исп-т 1 и 2 сторон меры (нал-й кредит и скидка). Нал-я скидка — уменьш-е н/обл базы резидента на сумму н-га, уплачив-го за рубежом. Для опред-я м/нар статуса н/пл-ка исп-ся понятие лицо с пост-м местом пребыв-я в 1 гос-ве и пост-м предст-вом в др-м. Н/обл подлежат: получ-е на тер-рии дан стр д-ды тех ЮЛ, котор имеют в ней свое пост-е предст-во. При наличии согл-я н/обл отмен-ся.

Двойное н/обл рос-ких ЮЛ и ФЛ возн-т если: 1) в кач-ве ист-ка д-да рос-го резид-та расм-ся не 1 страна 2) 1 и тот же доход рос-го рез-та обл-ся дважды 3) существ-т различия в пор-ке и нормах вычит-х расходов н/пл-ка при расчете облаг-й базы в зак-ве РФ и др стр-х. У РФ согл-я с 45 странами об избежании 2-го н/обл. Как правило для устран-я м/нар 2-го обл-я Россия исп-т м/д нал-го зачета(кредита). Д-ды ФЛ с пост-м пребыв-м на тер-рии 1 гос-ва подлежат обл-ю в пользу др гос-ва, если оно: 1) имеет недвиж-е имущ-во на тер-рии этого гос-ва 2) имеет д-ды от оказ-я личных услуг в сфере научной, литер-ной, артист-й д-ти, котор носили регуляр хар-р, или лицо наход-сь на тер-рии др гос-ва > 183 дней 3) получает д-ды в теч-е пер-да > 183 дня от работы по найму от лица с пост-м местопребыв-м (представ-вом) в данном гос-ве 4) получает гонорары в кач-ве члена совета дир-ров от комп, котор явл-ся лицом с пост-м местопребыв-м в др гос-ве. Кажд из гос-в м/прекратить д-вие дог-ра в любое вр по истечении 5 лет со дня вступл-я его в силу путем передачи письм-го уведомл-я по дипломат-м каналам за 6 месяцев до осущ-ния. Наиб-е разв-е получило в ЕС.        


22. Принципы н\о по А. Смиту

Проблемы построения НС и принципы н\о занимали умы экономистов, философов на протяжении сущ-я гос-ва. Это отражено в работах Ф. Аквинского (1225 или 1226-1274), Ш. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790) и мн. др. Именно А. Смитучеловечество обязано пер­вой наиболее четкой постановкой? о пр-пах н\о и его справедливости. Им были выделены следующ. осн. пр-пы н\о, кот. не устарели вплоть до нашего времени:

·          справедливости н\о, декларирующий всеобщность обло­жения и равномерность распределения налога между гражданами со­размерно доходам;

·          определенности, требующий, чтобы сумма налога, способ и время пла­тежа были известны налогоплательщику точно и заранее;

·          удобности, согласно которому налог должен взиматься таким образом, который бы доставлял наибольшие удобства налогоплательщику, и тогда, когда это его устраивает;

·          экономии, предполагающий минимизацию издержек взимания налога.


24. Налоги древней и средневековой Руси

     Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (879—912), утвердив­шись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных пле­мен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала»  — т. е. с плуга или сохи.

     Дань взималась двумя способами: повозом, когда она приво­зилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружи­ны сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря (912—945), который обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

     Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 г. В современном переводе эта часть документа звучит следую­щим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород горо­дом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги...».(Повесть временных лет / Под ред. В.П. Андриановой-Перетц. СПб., 1999. С. 165).

     Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через ре­ку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составля­ли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого хо­лопа без вины убийца платил господину цену убитого в возме­щение витков, а князю — пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или пла­тить за него виру способствовала раскрытию преступлений, пре­дотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не плати­ли в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).

      К более поздним относится упоминание об элементах налого­обложения в виде некоторого прообраза подушной подати, отно­симое к 1016 г.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномочен­ными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чи­новников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каж­дой души мужского пола и с головы скота.

     Одним из наиболее долго существовавших в России налогов является ясак, возникновение которого принято относить к XV в., отменен он был только после Февральской революции 1917 г. Ес­тественно, что этот вид налогообложения не оставался неизмен­ным на протяжении почти пяти веков его существования. Если исторически этот вид обложения возник как одна из форм выра­жения подданства нерусских народов и уплачивался натурой (пуш­ниной, скотом), то позднее, с XVIII в., он стал приобретать и денежный характер. Этим налогом облагались главным образом нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом. Причем в разные исторические периоды в разных областях России предме­ты обложения были также разными. Так, для кунгурских татар и башкир этот налог был поземельным сбором, для большинства сибирских народов — поголовным, для якутов — взимавшимся в соответствии с количеством скота.

На протяжении XIII в. в различных княжествах проводятся пе­реписи населения с целью определения, налоговой базы и более полного сбора дани. Так, в 1245 г. ордынцы проводят перепись населения Великого Киевского княжества, в 1257 г. переписано население Суздальской, Рязанской и Муромской земель, в 1259 г. проведена перепись Новгородских земель. Со­бираемая на основе переписей дань постепенно сосредоточивается в руках великого князя.

26апреля 1353 г., умирая, великий князь московский и влади­мирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сбо­ров с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.

На протяжении XIV—XV вв. со свободного населения помимо ор­дынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV в. часть натуральных сборов была заме­нена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяй­ства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.

В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 г. Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскла­дывать совместно правительство и общество. Правительство реша­ло вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о спо­собности платить налоги теми или иными разрядами плательщи­ков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).

В 1614 г. был введен один из основных прямых налогов с тягло­вого населения России — «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньга­ми, отсюда другое его название — «стрелецкие деньги».

С конца XVI в. в посадах взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада.

С начала XVII в. появляется относительно оформленное обло­жение городских промыслов так называемыми процентными день­гами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и др. В этот период раскладка налогов по городам и посадам производилась на основе проведенной в 1646 г. подворной переписи. Одним из наиболее тяглых налогов данного периода считается ямская подать или «ям­ки с деньги». Данный вид обложения был введен еще в 1500 г., а в 1613 г. приобрел вид «больших ямских денег» и представлял собой прямой налог с тяглового сельского и городского населения.

     Уже в этот период количество податей было весьма значительным. Наиболее раннее упоминание о мерах по упорядочению сбо­рок и податей в России и сокращению их количества принято от­носить к 1672—1682 гг. В 1679 г. царь Федор Алексеевич провел ре­форму налоговой системы. Непосредственным поводом к ее началу послужила невыносимая тяжесть стрелецкой подати, что проявля­юсь в постоянном росте недоимок. Царским указом и боярским приговором была введена подворная подать, заменившая прежние стрелецкие деньги, четвертные, данные (от слова дань) и иные виды денег (податей), кроме оброчных статей (лавочных, мельничных и др.). С установлением этой подати было отменено посошное обложение, а за единицу обложения принимался «двор» (хозяйство).


25. Россия при Петре
I

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672—1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением стра­ны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводи­лись новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства.       Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стре­лецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгун­ские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Царь учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. На­пример, раскольники были обязаны уплачивать двойную по­дать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Было постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи — по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских лю­дей — по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных служителей и всяких чинов московских жителей по 30 руб. еже­годно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бо­роды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены. В дальнейшем прибыльщики предложили коренное измене­ние системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа. В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью.  В то же время Петром Iбыл принят ряд мер, чтобы обеспе­чить справедливость налогообложе­ния, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некото­рых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую оче­редь, для малоимущих людей. Уже в 1725 г. Екатерина 1   (1684— 1727) снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подуш­ной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток — в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следова­тельно, расчет налога носит достаточно условный характер; тре­тий — налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его. Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, ледоколы, публичные бани, кладовые, ам­бары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и пр. Петр I, как можно предположить, близко подошел к идее про­мыслового налога. При проведении переписи горожан — купцов, посадских и слободских людей — описывались не только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в даль­нейшем дифференцировать налогообложение сельскохозяйст­венных жителей и горожан. Петр реорганизовал управление финансами. Наряду с реорганизацией центрального управления происхо­дили изменения в земских учреждениях. Государство Петра Iеще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купече­ства и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. В 1718 г. в каждом уезде стал выби­раться дворянами земский комиссар для сбора подушной пода­ти, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей. Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государ­ство несмотря на огромные издержки, обходилось собственны­ми доходами и «не сделало ни копейки долгу».       Несмотря на принимавшиеся меры, к началу Петровской эпохи взимались весьма разнообразные подати (стрелецкая, ямская, полоняночная, конская, ясак и др.). Правление Петра I было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой или податной системы того време­ни. Так, именно в этот период вводятся прямые имущественные подати («десятая деньга») и личная поголовная подать («дворовое тягло»), положившая начало подати подушной (1722—1724 г.), про­существовавшей в России чуть менее двух веков и фактически за­менившей подворные подати (стрелецкую, ямскую, полоняночную, конскую и «десятую деньгу»). Ниже приведены поступления основ­ных доходов (руб., % к итогу) в российскую казну в 1701 г. и 1724 г. Как видно из приведенных данных, введенная в 1724 г. подуш­ная подать стала играть ключевую роль в формировании налоговых доходов казны. Одновременно снизилась доля косвенных налогов с 21 до 13%.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.