Реферат по предмету "Финансы"


Понятие и сущность финансового контроля на предприятии 2

--PAGE_BREAK--

2.
Виды и методы финансового контроля

2.1. Виды финансового контроля

Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля(табл. 1).

Таблица 1
Основные виды финансового контроля




В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Цель государственного финансового контроля – максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без посредственного участия государственных контролирующих органов.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский    контроль   представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта действующему законодательству, которое позволяет её пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведённого аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчётности, к которым относятся члены организации или собственники её имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определённых субъектов хозяйствования (занимающихся определённым видом деятельности либо образованных в определённой организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, её участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определённых сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии её взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определённую самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчётности, но не влечёт за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).

В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надёжности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчётности, который проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учётная и отчётная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учёта.

Внутрихозяйственный   контроль   осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объёма и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условиях правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и  общественный   контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т.е. без участия специальных государственных органов.

Задача негосударственного финансового контроля – это повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства.

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль встраховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счётная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

2.2. Модели и формы финансового контроля

Результативность фи­нансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Мировая практика выделя­ет две сложившиеся модели финансового контроля.

В странах, приверженных англосаксонской модели, деятель­ность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии. Вопрос о санкциях рассматривают админи­стративные и судебные органы.

В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: им дано право определять степень виновности лиц в финансовых нару­шениях, а также требовать возмещения ущерба. Так, Счетная палата Франции по результатам проверки счетов государствен­ной организации и в случае обнаружения недостачи либо перерасходования средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, даю­щим право на арест имущества государственного чиновника ли­бо имущества его поручителей и правопреемников.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

1)   регламент  осуществления – обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2)  время проведения – предварительный, текущий (опера­тивный), последующий;

3)   субъекты  контроля – президентский,  законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполни­тельных органов власти, контроль финансово-кредитных орга­нов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;

4)  объекты контроля – бюджетный; контроль за внебюд­жетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за де­нежной массой.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридиче­ских и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за це­левым использованием бюджетных ресурсов, обязательному ау­диторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финан­сового законодательства, но является неотъемлемой частью уп­равления финансами для достижения тактических и стратегиче­ских целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до со­вершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходова­ния средств. Примером такого контроля на макроуровне явля­ется процесс составления и утверждения бюджетов всех уров­ней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономи­ки страны. На микроуровне — это процесс разработки финан­совых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансо­вых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балан­сов, договоров о совместной деятельности и т.д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупот­ребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуще­ствлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бух­галтерские службы.

Последующий финансовый контроль, производимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской доку­ментации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуще­ствления предложенной финансовой стратегии, сравнения фак­тических финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

2.3. Методы финансового контроля

Различают следующие методы проведения контроля:

1) проверки документальные и камераль­ные;

2) обследования;

3) надзор;

4) анализ финансового состоя­ния;

5) наблюдение (мониторинг);

6) ревизии;

1. В процессе проведения проверок на основе отчетной доку­ментации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для уст­ранения выявленных нарушений.

2.  Обследование охватывает более широкий спектр финансо­во-экономических   показателей   обследуемого   экономического субъекта для определения его финансового состояния и воз­можных перспектив развития.

3.  Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности и предполагает со­блюдение ими установленных правил и нормативов.  Напри­мер, производится надзор за коммерческими банками со сто­роны Банка России и надзор за страховыми компаниями со стороны Департамента страхового надзора Министерства фи­нансов РФ. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за со­бой отзыв лицензии.

4. Анализ финансового состояния как разновидность финансо­вого контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью об­щей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидно­сти, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

5.  Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со сто­роны кредитора за использованием выданной ссуды и финансо­вым состоянием клиента. Неэффективное использование полу­ченной ссуды и снижение ликвидности могут привести к уже­сточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды.

6.   Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля.  Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эф­фективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся как внутриведомственными контроли­рующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими служба­ми). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
3. Организация финансового контроля в РФ

3.1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации, предусмат­ривает контроль финансовой деятельности органов исполни­тельной власти со стороны Президента и органов представи­тельной власти. Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов, касающихся вопросов финансовой дея­тельности, и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государствен­ных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Финансовый контроль со стороны органов представитель­ной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государствен­ной Думы, Счетной Палатой РФ, контрольно-счетными пала­тами субъектов РФ.

Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, независимого в своих действиях ни от аппарата Президента РФ, ни от Правительства РФ. В настоящее время основная часть его функций передана комитетам Государствен­ной Думы по бюджету и налогам, финансам и банкам, соответ­ствующие подкомитеты которых проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федераль­ного бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой зако­нодательных предложений соответственно по вопросам налого­обложения, банковской и финансовой деятельности.

3.2. Финансовый Контроль со стороны Счетной палаты РФ

Особое место в системе финансового кон­троля со стороны органов представительной власти принадле­жит Счетной Палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это независи­мый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Сфера полномочий Счетной Палаты – контроль феде­ральной собственности и расходования федеральных денеж­ных средств. Контролю подлежат все юридические лица – го­сударственные органы и учреждения, включая внебюджетные фонды и ЦБ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фон­ды и негосударственные коммерческие организации – в час­ти, связанной с получением, перечислением или использова­нием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, пре­доставленных федеральными органами.

Перед должностными лицами Счетной Палаты поставлены следующие задачи:

•   организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;

•   подготовка  предложений  по  устранению   обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;

•   оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных и на возвратной основе, и использования федеральной соб­ственности;

•   определение степени обоснованности статей проектов фе­дерального бюджета и внебюджетных фондов;

•   финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последст­вий  принятия федеральных законов,  касающихся  феде­рального бюджета;

•   контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;

•  регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федераль­ного бюджета;

•   контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации федеральной собственности, про­дажи ее и управления ею.

Счетная Палата обязана также контролировать состояние государственного внешнего и внутреннего долга РФ, деятель­ность Центрального банка по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предостав­ление Россией финансовых ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и междуна­родным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной Палатой, – тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устра­нению выявленных нарушений, возмещению причиненного го­сударству ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная Палата на­правляет представления руководителю проверяемого предпри­ятия, учреждения или организации, которое должно быть рас­смотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов гру­бых нарушений законности и финансовой дисциплины, нано­сящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении по­рядка и сроков рассмотрения представлений Счетной Палаты ей предоставлено право давать предписания, обязательные к ис­полнению. В случае если предписания не исполняются, Колле­гия Счетной Палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, пла­тежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счетной Палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой ин­формации.

3.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ

Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществля­ется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур на долж­ность председателя Центрального банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Ука­зом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Как структурное подразде­ление Администрации Президента РФ, оно подчиняется непо­средственно Президенту, но при этом взаимодействует со всеми органами государственной исполнительной власти.

Среди его функций:

1) контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений администрации президента, органов ис­полнительной власти субъектов Федерации;

2) рассмотрение жа­лоб и обращений физических и юридических лиц.

Контрольное управление наделено правом требовать от ру­ководителей государственных органов, организаций и пред­приятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок, привлекать к проверкам специали­стов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение президента предложения по результатам про­верок. Они вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в те­чение десяти дней. Но права применять какие-либо санкции самостоятельно им не дано.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих пол­номочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе и финансовых.

3.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров – Прави­тельстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и испол­нения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регу­лирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему орга­нов финансового контроля.

Правительством РФ утверждены Положение «О Министер­стве финансов РФ» (постановление от 6 марта 1998 г.), Положе­ние «О Казначействе» (постановление от 27 августа 1993 г.).

При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для коорди­нации контроля над государственными средствами. В Совет вхо­дят председатель Центрального банка, руководитель Федераль­ного казначейства, руководители финансово-контрольных орга­нов. В работе Совета могут принимать участие представители Ге­неральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет министр финансов.

Важнейшее место в системе финансового контроля со сто­роны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает и проводит финансовую поли­тику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществ­ление органами исполнительной власти. Все структурные под­разделения Министерства финансов в той или иной форме кон­тролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходова­ние бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контроли­рует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решении правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устране­ния выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и орга­низаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчет­ности; взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство органи­зацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение атте­стации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (кроме аудита банков).

Необходимо отметить, что контрольные полномочия Мин­фина распространяются на финансовые средства только на фе­деральном уровне. Бюджетное законодательство предусматрива­ет финансовую самостоятельность субъектов Федерации и орга­нов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и средств внебюджетных фондов.

Оперативный контроль использования государственных средствосуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Департамент финансового контроля и аудита Минфин. РФ создан постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. и заменил Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ.

Департамент и его территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с це­лью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фон­дов; документальные проверки финансово-хозяйственной дея­тельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов мест­ного самоуправления.

Органы федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессами исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом же­сткий контроль поступления, целевого и экономного использо­вания государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

• контроль доходной и расходной частей бюджета в ходе его исполнения;

• контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и ис­полнительной  власти  отчетов  о  финансовых  операциях правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

• совместно с Центральным банком контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

• контроль над государственными  федеральными внебюд­жетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государствен­ных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по счетам в банках в случае обнаружения нарушений. Они имеют право выдавать предписа­ния о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, а также изыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюд­жета и внебюджетных фондов в размере 1/300 от действующей ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с органами налоговой службы и правоохранительными органами по решению Правительства РФ.

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномо­чия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контро­ля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов де­ла были доведены до суда.

Бюджетный кодекс РФ 1998 г. призван способствовать по­вышению эффективности бюджетного контроля. Так, Бюд­жетный кодекс вменяет в обязанность распорядителей бюд­жетных средств осуществление контроля за обеспечением це­левого использования и своевременного возврата бюджетных средств их получателями путем проверок подведомственных предприятий и бюджетных учреждений. У нарушителей бюджетного законодательства могут быть заблокированы расход­ные счета, изъяты бюджетные средства, приостановлены опе­рации по счетам в кредитным организациях и т.д. Кроме того, в Бюджетном кодексе более четко определены контрольные функции в области бюджета и бюджетного процесса со сто­роны Счетной Палаты РФ, Федерального казначейства, Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципаль­ных образований. Вместе с тем отсутствует действенный ме­ханизм контроля за бюджетами всех уровней. Решить эту проблему призван находящийся в стадии рассмотрения спе­циальный Федеральный закон «О государственном финансо­вом контроле РФ», предусматривающий соответствующие санк­ции и механизмы их применения.

3.5. Финансовый контроль, осуществляемый специализированными органами

В связи с повышением роли на­логов в доходах государства при переходе к рыночной экономи­ке возникла необходимость выделения налоговых органов в осо­бую централизованную систему – Государственную налоговую службу РФ, которая Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. была преобразована в Министерство РФ по налогам и сбо­рам. На министерство возложены следующие функции:

1) выра­ботка основных направлений налоговой политики и ее осуществление;

2) координация деятельности территориальных налого­вых органов;

3) взаимодействие с другими контролирующими структурами и правоохранительными органами.

Главная задача налоговых органов – обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уп­латы налогов и других обязательных платежей. Основное опера­тивное звено – городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют текущий налоговый кон­троль и ведут учет налогоплательщиков.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право проверять денежные документы юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностран­ных граждан и лиц без гражданства, получать от них необходи­мые сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну), обследовать любые используемые для извлечения дохо­дов, производственные, складские и торговые помещения, при­менять меры принудительного воздействия в отношении долж­ностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих до­кументов и приостановление операций по счетам в банках. На­логовый кодекс РФ определяет виды налоговых правонаруше­ний и ответственность за их совершение.

Согласно Федеральному закону РФ от 8 августа 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Государ­ственной налоговой инспекции», налоговые органы получили полномочия в области контроля за соблюдением валютного за­конодательства, осуществляемого в пределах их компетенции.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укреп­ления государственной дисциплины в области налогов были созданы органы налоговой полиции, ее территориальные и мест­ные подразделения.

Налоговая полиция, взаимодействуя с органами налоговой службы, призвана решать следующие задачи:

1)  выявлять, предупреждать и пресекать налоговые преступле­ния и правонарушения. Налоговые органы обязаны в десятиднев­ный срок направлять в налоговую полицию материалы о предпо­лагаемых налоговых преступлениях. В соответствии с внесенными в декабре 1995 г. изменениями в Закон РФ «О федеральных орга­нах налоговой полиции» последние получили право проводить предварительное следствие по налоговым преступлениям;

2)  обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций;

3)  защищать сотрудников налоговой инспекции от противо­правных посягательств при исполнении ими служебных обязан­ностей;

4)  предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в нало­говых органах.

В соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном страховом надзоре в РФ» финансо­вый контроль в сфере страхования осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в составе Министерства финансов РФ. Основные задачи и принципы ра­боты этой службы определены Федеральным Законом РФ «Об организации страхового дела» от 31 декабря 1997 г.

Помимо лицензирования страховой деятельности и регули­рования единого страхового рынка органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов страхователей. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, мето­дика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного вы­явления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать дей­ствие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

Особая роль в осуществлении финансового контроля при­надлежит Банку России (Центральному банку). Как орган госу­дарственного управления, наделенный властными полномочия­ми, он организует и контролирует денежно-кредитные отноше­ния в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерче­ских банков. Созданное с этой целью специальное подразделе­ние – Департамент банковского надзора – проверяет соблюде­ние коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении бан­ками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимо­сти от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным ме­тодам воздействия: штрафу в размере от 0,1 до 1% от величины уставного капитала; выполнению требований ЦБ по финансо­вому оздоровлению; реорганизации, замене руководства ком­мерческого банка; применению более жестких нормативов; за­прету на проведение отдельных операций и на открытие филиа­лов на срок до одного года; назначению временной админист­рации на срок до полутора лет и крайней мере — отзыву лицен­зии и ликвидации банка.

На Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через та­моженную границу РФ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.