Реферат по предмету "Финансы"


Понятие и сущность финансового контроля на предприятии 2

--PAGE_BREAK--

2.
Виды и методы финансового контроля

2.1. Виды финансового контроля

Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля(табл. 1).

Таблица 1
Основные виды финансового контроля




В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Цель государственного финансового контроля – максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без посредственного участия государственных контролирующих органов.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский    контроль   представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта действующему законодательству, которое позволяет её пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведённого аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчётности, к которым относятся члены организации или собственники её имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определённых субъектов хозяйствования (занимающихся определённым видом деятельности либо образованных в определённой организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, её участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определённых сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии её взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определённую самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчётности, но не влечёт за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).

В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надёжности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчётности, который проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учётная и отчётная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учёта.

Внутрихозяйственный   контроль   осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объёма и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условиях правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и  общественный   контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т.е. без участия специальных государственных органов.

Задача негосударственного финансового контроля – это повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства.

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль встраховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счётная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

2.2. Модели и формы финансового контроля

Результативность фи­нансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Мировая практика выделя­ет две сложившиеся модели финансового контроля.

В странах, приверженных англосаксонской модели, деятель­ность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии. Вопрос о санкциях рассматривают админи­стративные и судебные органы.

В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: им дано право определять степень виновности лиц в финансовых нару­шениях, а также требовать возмещения ущерба. Так, Счетная палата Франции по результатам проверки счетов государствен­ной организации и в случае обнаружения недостачи либо перерасходования средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, даю­щим право на арест имущества государственного чиновника ли­бо имущества его поручителей и правопреемников.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

1)   регламент  осуществления – обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2)  время проведения – предварительный, текущий (опера­тивный), последующий;

3)   субъекты  контроля – президентский,  законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполни­тельных органов власти, контроль финансово-кредитных орга­нов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;

4)  объекты контроля – бюджетный; контроль за внебюд­жетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за де­нежной массой.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридиче­ских и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за це­левым использованием бюджетных ресурсов, обязательному ау­диторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финан­сового законодательства, но является неотъемлемой частью уп­равления финансами для достижения тактических и стратегиче­ских целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до со­вершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходова­ния средств. Примером такого контроля на макроуровне явля­ется процесс составления и утверждения бюджетов всех уров­ней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономи­ки страны. На микроуровне — это процесс разработки финан­совых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансо­вых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балан­сов, договоров о совместной деятельности и т.д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупот­ребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуще­ствлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бух­галтерские службы.

Последующий финансовый контроль, производимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской доку­ментации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуще­ствления предложенной финансовой стратегии, сравнения фак­тических финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

2.3. Методы финансового контроля

Различают следующие методы проведения контроля:

1) проверки документальные и камераль­ные;

2) обследования;

3) надзор;

4) анализ финансового состоя­ния;

5) наблюдение (мониторинг);

6) ревизии;

1. В процессе проведения проверок на основе отчетной доку­ментации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для уст­ранения выявленных нарушений.

2.  Обследование охватывает более широкий спектр финансо­во-экономических   показателей   обследуемого   экономического субъекта для определения его финансового состояния и воз­можных перспектив развития.

3.  Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности и предполагает со­блюдение ими установленных правил и нормативов.  Напри­мер, производится надзор за коммерческими банками со сто­роны Банка России и надзор за страховыми компаниями со стороны Департамента страхового надзора Министерства фи­нансов РФ. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за со­бой отзыв лицензии.

4. Анализ финансового состояния как разновидность финансо­вого контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью об­щей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидно­сти, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

5.  Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со сто­роны кредитора за использованием выданной ссуды и финансо­вым состоянием клиента. Неэффективное использование полу­ченной ссуды и снижение ликвидности могут привести к уже­сточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды.

6.   Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля.  Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эф­фективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся как внутриведомственными контроли­рующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими служба­ми). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
3. Организация финансового контроля в РФ

3.1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации, предусмат­ривает контроль финансовой деятельности органов исполни­тельной власти со стороны Президента и органов представи­тельной власти. Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов, касающихся вопросов финансовой дея­тельности, и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государствен­ных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Финансовый контроль со стороны органов представитель­ной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государствен­ной Думы, Счетной Палатой РФ, контрольно-счетными пала­тами субъектов РФ.

Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, независимого в своих действиях ни от аппарата Президента РФ, ни от Правительства РФ. В настоящее время основная часть его функций передана комитетам Государствен­ной Думы по бюджету и налогам, финансам и банкам, соответ­ствующие подкомитеты которых проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федераль­ного бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой зако­нодательных предложений соответственно по вопросам налого­обложения, банковской и финансовой деятельности.

3.2. Финансовый Контроль со стороны Счетной палаты РФ

Особое место в системе финансового кон­троля со стороны органов представительной власти принадле­жит Счетной Палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это независи­мый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Сфера полномочий Счетной Палаты – контроль феде­ральной собственности и расходования федеральных денеж­ных средств. Контролю подлежат все юридические лица – го­сударственные органы и учреждения, включая внебюджетные фонды и ЦБ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фон­ды и негосударственные коммерческие организации – в час­ти, связанной с получением, перечислением или использова­нием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, пре­доставленных федеральными органами.

Перед должностными лицами Счетной Палаты поставлены следующие задачи:

•   организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;

•   подготовка  предложений  по  устранению   обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;

•   оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных и на возвратной основе, и использования федеральной соб­ственности;

•   определение степени обоснованности статей проектов фе­дерального бюджета и внебюджетных фондов;

•   финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последст­вий  принятия федеральных законов,  касающихся  феде­рального бюджета;

•   контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;

•  регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федераль­ного бюджета;

•   контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации федеральной собственности, про­дажи ее и управления ею.

Счетная Палата обязана также контролировать состояние государственного внешнего и внутреннего долга РФ, деятель­ность Центрального банка по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предостав­ление Россией финансовых ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и междуна­родным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной Палатой, – тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устра­нению выявленных нарушений, возмещению причиненного го­сударству ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная Палата на­правляет представления руководителю проверяемого предпри­ятия, учреждения или организации, которое должно быть рас­смотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов гру­бых нарушений законности и финансовой дисциплины, нано­сящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении по­рядка и сроков рассмотрения представлений Счетной Палаты ей предоставлено право давать предписания, обязательные к ис­полнению. В случае если предписания не исполняются, Колле­гия Счетной Палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, пла­тежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счетной Палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой ин­формации.

3.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ

Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществля­ется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур на долж­ность председателя Центрального банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Ука­зом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Как структурное подразде­ление Администрации Президента РФ, оно подчиняется непо­средственно Президенту, но при этом взаимодействует со всеми органами государственной исполнительной власти.

Среди его функций:

1) контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений администрации президента, органов ис­полнительной власти субъектов Федерации;

2) рассмотрение жа­лоб и обращений физических и юридических лиц.

Контрольное управление наделено правом требовать от ру­ководителей государственных органов, организаций и пред­приятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок, привлекать к проверкам специали­стов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение президента предложения по результатам про­верок. Они вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в те­чение десяти дней. Но права применять какие-либо санкции самостоятельно им не дано.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих пол­номочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе и финансовых.

3.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров – Прави­тельстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и испол­нения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регу­лирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему орга­нов финансового контроля.

Правительством РФ утверждены Положение «О Министер­стве финансов РФ» (постановление от 6 марта 1998 г.), Положе­ние «О Казначействе» (постановление от 27 августа 1993 г.).

При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для коорди­нации контроля над государственными средствами. В Совет вхо­дят председатель Центрального банка, руководитель Федераль­ного казначейства, руководители финансово-контрольных орга­нов. В работе Совета могут принимать участие представители Ге­неральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет министр финансов.

Важнейшее место в системе финансового контроля со сто­роны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает и проводит финансовую поли­тику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществ­ление органами исполнительной власти. Все структурные под­разделения Министерства финансов в той или иной форме кон­тролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходова­ние бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контроли­рует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решении правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устране­ния выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и орга­низаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчет­ности; взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство органи­зацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение атте­стации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (кроме аудита банков).

Необходимо отметить, что контрольные полномочия Мин­фина распространяются на финансовые средства только на фе­деральном уровне. Бюджетное законодательство предусматрива­ет финансовую самостоятельность субъектов Федерации и орга­нов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и средств внебюджетных фондов.

Оперативный контроль использования государственных средствосуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Департамент финансового контроля и аудита Минфин. РФ создан постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. и заменил Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ.

Департамент и его территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с це­лью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фон­дов; документальные проверки финансово-хозяйственной дея­тельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов мест­ного самоуправления.

Органы федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессами исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом же­сткий контроль поступления, целевого и экономного использо­вания государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

• контроль доходной и расходной частей бюджета в ходе его исполнения;

• контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и ис­полнительной  власти  отчетов  о  финансовых  операциях правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

• совместно с Центральным банком контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

• контроль над государственными  федеральными внебюд­жетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государствен­ных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по счетам в банках в случае обнаружения нарушений. Они имеют право выдавать предписа­ния о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, а также изыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюд­жета и внебюджетных фондов в размере 1/300 от действующей ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с органами налоговой службы и правоохранительными органами по решению Правительства РФ.

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномо­чия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контро­ля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов де­ла были доведены до суда.

Бюджетный кодекс РФ 1998 г. призван способствовать по­вышению эффективности бюджетного контроля. Так, Бюд­жетный кодекс вменяет в обязанность распорядителей бюд­жетных средств осуществление контроля за обеспечением це­левого использования и своевременного возврата бюджетных средств их получателями путем проверок подведомственных предприятий и бюджетных учреждений. У нарушителей бюджетного законодательства могут быть заблокированы расход­ные счета, изъяты бюджетные средства, приостановлены опе­рации по счетам в кредитным организациях и т.д. Кроме того, в Бюджетном кодексе более четко определены контрольные функции в области бюджета и бюджетного процесса со сто­роны Счетной Палаты РФ, Федерального казначейства, Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципаль­ных образований. Вместе с тем отсутствует действенный ме­ханизм контроля за бюджетами всех уровней. Решить эту проблему призван находящийся в стадии рассмотрения спе­циальный Федеральный закон «О государственном финансо­вом контроле РФ», предусматривающий соответствующие санк­ции и механизмы их применения.

3.5. Финансовый контроль, осуществляемый специализированными органами

В связи с повышением роли на­логов в доходах государства при переходе к рыночной экономи­ке возникла необходимость выделения налоговых органов в осо­бую централизованную систему – Государственную налоговую службу РФ, которая Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. была преобразована в Министерство РФ по налогам и сбо­рам. На министерство возложены следующие функции:

1) выра­ботка основных направлений налоговой политики и ее осуществление;

2) координация деятельности территориальных налого­вых органов;

3) взаимодействие с другими контролирующими структурами и правоохранительными органами.

Главная задача налоговых органов – обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уп­латы налогов и других обязательных платежей. Основное опера­тивное звено – городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют текущий налоговый кон­троль и ведут учет налогоплательщиков.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право проверять денежные документы юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностран­ных граждан и лиц без гражданства, получать от них необходи­мые сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну), обследовать любые используемые для извлечения дохо­дов, производственные, складские и торговые помещения, при­менять меры принудительного воздействия в отношении долж­ностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих до­кументов и приостановление операций по счетам в банках. На­логовый кодекс РФ определяет виды налоговых правонаруше­ний и ответственность за их совершение.

Согласно Федеральному закону РФ от 8 августа 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Государ­ственной налоговой инспекции», налоговые органы получили полномочия в области контроля за соблюдением валютного за­конодательства, осуществляемого в пределах их компетенции.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укреп­ления государственной дисциплины в области налогов были созданы органы налоговой полиции, ее территориальные и мест­ные подразделения.

Налоговая полиция, взаимодействуя с органами налоговой службы, призвана решать следующие задачи:

1)  выявлять, предупреждать и пресекать налоговые преступле­ния и правонарушения. Налоговые органы обязаны в десятиднев­ный срок направлять в налоговую полицию материалы о предпо­лагаемых налоговых преступлениях. В соответствии с внесенными в декабре 1995 г. изменениями в Закон РФ «О федеральных орга­нах налоговой полиции» последние получили право проводить предварительное следствие по налоговым преступлениям;

2)  обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций;

3)  защищать сотрудников налоговой инспекции от противо­правных посягательств при исполнении ими служебных обязан­ностей;

4)  предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в нало­говых органах.

В соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном страховом надзоре в РФ» финансо­вый контроль в сфере страхования осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в составе Министерства финансов РФ. Основные задачи и принципы ра­боты этой службы определены Федеральным Законом РФ «Об организации страхового дела» от 31 декабря 1997 г.

Помимо лицензирования страховой деятельности и регули­рования единого страхового рынка органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов страхователей. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, мето­дика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного вы­явления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать дей­ствие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

Особая роль в осуществлении финансового контроля при­надлежит Банку России (Центральному банку). Как орган госу­дарственного управления, наделенный властными полномочия­ми, он организует и контролирует денежно-кредитные отноше­ния в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерче­ских банков. Созданное с этой целью специальное подразделе­ние – Департамент банковского надзора – проверяет соблюде­ние коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении бан­ками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимо­сти от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным ме­тодам воздействия: штрафу в размере от 0,1 до 1% от величины уставного капитала; выполнению требований ЦБ по финансо­вому оздоровлению; реорганизации, замене руководства ком­мерческого банка; применению более жестких нормативов; за­прету на проведение отдельных операций и на открытие филиа­лов на срок до одного года; назначению временной админист­рации на срок до полутора лет и крайней мере — отзыву лицен­зии и ликвидации банка.

На Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через та­моженную границу РФ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инвестиционный менеджмент 4
Реферат School Related Sports Essay Research Paper My
Реферат Соціально-економічне і політичне становище країн Балканського півострова напередодні Східної кри
Реферат Відшкодування шкоди, завданої незаконними діями органу дізнання, досудового слідства, прокуратури або суду
Реферат Исследование нановолокон карбида кремния при помощи сканирующей туннельной микроскопии
Реферат Организация работы мясо-рыбного цеха общедоступной столовой
Реферат Fun Essay Research Paper Why not just
Реферат Hemp Essay Research Paper Hemp Hawaii
Реферат Проблема «я» и гениальность
Реферат Экономическое обоснование, создание малого предприятия акционерного типа
Реферат Пути повышения эффективности животноводства на примере колхоза
Реферат Инвестиционная политика предприятия 4
Реферат Выделительная система 2
Реферат Политическая система общества, ее структура и функции
Реферат Принципы построения баланса в российской и международной практике на примере ОАО Кондитер