РЕФЕРАТ
по курсу «Экономика»
по теме: «Система Рапида»
1. Назначение системы «Рапида»
Система начала свою работу в 2001 г. изначально делая ставку на сотрудничество с банками. На первом этапе система занималась выпуском банковских предоплаченных карт, далее последовательно развивала дистанционные расчетные услуги. В настоящее время система существует как ООО НКО «Платежная система «Рапида», имеет статус небанковской кредитной организации, которая действует и предоставляет платежные услуги на основании лицензии и в соответствии с лицензией на осуществление банковских операций Банка России № 3371-К от 30 августа 2004 г. ООО НКО «Платежная система «Рапида» имеет собственный процессинговый центр, оснащенный современным оборудованием и специальным программным обеспечением. Система вышла за пределы Москвы, многие услуги Рапиды уже доступны во всех регионах России. Для работы в ней необходимо зарегистрироваться на операционном сайте и зачислить средства на счет в системе.
Через сервисы системы доступна оплата достаточно большого количества получателей, причем не только и не столько находящихся в Интернете, а скорее упор делается на традиционных получателей платежей: ОАО «МТС», ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон» и т.д. С Рапидой сотрудничают более 500 предприятий, в том числе операторы коммерческого телевидения (НТВ-Плюс, Космос-ТВ, Divo-TV), телекоммуникационные компании (Ростелеком, МГТС, Скайлинк, МТУ-Интел, операторы домовых сетей и провайдеры Интернета). Жемчужиной всех получателей является большой список предприятий жилищно-коммунальной сферы (Москва, Санкт-Петербург, Казань) и многие другие. Также в системе допускаются мгновенные переводы со счета на счет участника системы.
Из особенностей надо отметить значительно меньшее количество способов ввода-вывода средств, чем WebMoney, Яндекс. Деньги, RUpay. По сути, способов внесения средств всего два: покупка предоплаченной карты и перевод через Почту России. С сентября 2004 г. закрыт прямой шлюз между Рапидой и WebMoney, но в настоящее время появились первые обменные сервисы, позволяющие производить обмен между сторонними системами электронных денег и системой Рапида. Однако на сайте системы координат этих сервисов нет, но клиентская поддержка Рапиды подскажет их адреса. В настоящее время система похоже сделала ставку на работу с юридическими лицами: банками и другими компаниями, отойдя от предоставления сервисов напрямую физическим лицам. Конечно, операционный сайт системы продолжает функционировать и пользователь может зарегистрироваться на нем и открыть виртуальный счет. Но найти об этом информацию на сайте системы практически невозможно, и не подготовленный потенциальный клиент однозначно не сможет стать клиентом этой системы. Все это говорит о том, что система только продолжает обслуживание уже имеющихся клиентов физических лиц, не стараясь привлекать новых. В дальнейшем система продолжит свое функционирование, как платежная система, аналог VISA, MasterCard, Union Card. Свою локальную карту Рапида уже выпустила. Услуги, предлагаемые ООО НКО «Платежная система «Рапида», разделяются на два направления: предложения банкам и предложения бизнесу.
2. Услуга «АнтиОчередин»
Основное назначение услуги «АнтиОчередин» — удобная оплата сотовой связи и других регулярных платежей (коммунальные услуги, Интернет, телевидение и др.) со счета банковской карты. Ключевым преимуществом «АнтиОчередина» по отношению к альтернативным вариантам является простота пользования для клиента. Например, для оплаты собственного телефона клиенту банка после подключения к услуге требуется всего лишь отправить SMS-сообщение: сумма платежа в рублях на сервисный номер 1879. Услуга предоставляется абонентам «МТС», «БИЛАЙН», «МЕГАФОН», «СМАРТС», «UTEL» (Уралсвязьинформ) всех тарифных планов без замены SIM-карт или установки программного обеспечения.
3. Банковская карта Rapida
Платежная система Рапида представляет банку уникальный продукт для розничного бизнеса: банковскую карту с расширенными функциями мобильного и интернет-банкинга и сетью внесения денежных средств на счет карты, который позволит банку быстро и с минимальными затратами выпустить для клиентов банка расчетные и кредитные банковские карты собственного дизайна под собственным брендом.
Кроме традиционных функций карты (выдача наличных в банкоматах и кассах, прием в предприятиях торговли и сервиса), клиенты банка — держатели карт, могут воспользоваться следующими услугами:
безопасное выполнение наиболее востребованных платежей и переводов, в том числе оплата коммунальных и телекоммуникационных услуг с помощью Интернет и/или мобильного телефона;
пополнение счета банковской карты через сеть платежной системы Рапида (почтовые и банковские отделения, терминалы — более 40 тыс. точек приема платежей в Российской Федерации);
дистанционное управление режимом работы карты, получение информации об операциях с картой.
Для обслуживания карточных программ банк может воспользоваться услугами процессингового центра Рапиды.
4. Прием платежей и погашение кредитов
Заключив договор с платежной системой Рапида, банк получает возможность организовать прием платежей за сотовую связь, квартплату, электроэнергию, городской и междугородный телефон, Интернет, телевидение, кредит через кассы, банкоматы, мини-офисы (терминалы) и другие (интернет, телефон) системы банковского самообслуживания.
Платежная система Рапида, являясь Федеральным клиентом ФГУП «Почта России», предлагает банкам воспользоваться сетью почты, насчитывающей более 40 000 почтовых отделений, для сбора платежей в погашение кредитов. Одновременно клиенты банка могут воспользоваться другими возможностями платежной системы Рапида для погашения кредита: сетью банковских отделений, сетью терминалов, дистанционными платежными сервисами.
5. Процессинг банковских карт и выплата переводов через
почтовые отделения
Платежная система Рапида предлагает банку полный комплекс услуг по выпуску и обслуживанию банковских карт международных платежных систем VISA и MasterCard. Спонсорская поддержка действующих и потенциальных ассоциированных и аффилированных участников указанных международных платежных систем осуществляется Внешэкономбанком.
Платежная система Рапида предлагает банку воспользоваться сетью почтовых отделений для выплаты денежных переводов. Перевод, направленный банком через Рапиду, выплачивается в срок не позднее 72 часов в любом почтовом отделении. Перевод может быть направлен для выплаты в режимах: «до востребования», «с уведомлением», «с доставкой на дом».
Предложения для бизнеса включают в себя следующие направления.
Платежная система Рапида предлагает всем юридическим лицам, предоставляющим услуги населению, взаимовыгодное сотрудничество, в рамках которого клиенты получат удобный способ оплаты услуг и товаров вашей компании, основанный на современных электронных технологиях.
Возможности платежной системы Рапида позволят организовать прием платежей за оказанные компанией услуги через:
филиалы и дополнительные офисы коммерческих банков — участников системы;
сети банкоматов и терминалов самообслуживания;
отделения ФГУП Почта России.
Подключение к платежной системе Рапида не потребует существенных затрат времени и денежных средств и позволит:
получить большую дополнительную сеть приема платежей;
получить информацию о проведенном платеже в режиме реального времени;
иметь банковскую гарантию поступления денежных средств на расчетный счет в оговоренный в договоре день.
Клиенты компании получат доступ к платежному сервису, который включает в себя:
платежный сайт;
SMS-сервис (для абонентов МТС, Билайн, Мегафон) — выполнение платежей путем отправки SMS-сообщений на короткий номер оператора сотовой связи;
сеть агентов платежной системы, обеспечивающих клиентам проведение необходимых платежей.
При подключении предприятие указывает необходимые параметры платежа, позволяющие идентифицировать плательщика (код товара/услуги, номер лицевого счета, номер абонентского договора, номер заказа, и т. п.).
Платежная система Рапида позволяет автоматизировать и упростить сбор платежей, а также обеспечить пользователей быстрым и удобным механизмом оплаты услуг предприятия.
6. Платежные терминалы системы «Рапида»
Платежная система Рапида представляет решение для розничного бизнеса: мини-офисы банковского самообслуживания. Мини-офис предназначен для приема платежей в оплату наиболее востребованных услуг (сотовая связь, квартплата, электроэнергия, городской и междугородный телефон, Интернет, телевидение, кредит и др.) и представляет собой автономное устройство, которое дистанционно подключается к процессинговому центру Рапиды.--PAGE_BREAK--
Мини-офисы позволяют совершать платежи наличными или с банковской карты, пополнять счета и погашать кредиты. Для этого все устройства оснащены:
картридером;
купюроприемником;
пин-пад клавиатурой;
сканером штрих-кодов.
Рапида также предлагает готовое бизнес-решение — платежные терминалы для приема наличных и безналичных платежей от физических лиц:
в погашение банковских кредитов;
за коммунальные услуги, электроэнергию, городской и междугородный телефон;
за услуги доступа в Интернет и платное ТВ;
за услуги сотовой связи и многое другое.
Платежный терминал — это автономное устройство. Необходимы лишь периодическая смена бумаги в принтере и инкассация денег из купюроприемника. Деятельность по приему платежей не лицензируется, регистрация платежного терминала в налоговом органе не требуется.
Предлагается два варианта сотрудничества:
Компания-клиент приобретает готовый к работе платежный терминал с установленным программным обеспечением, заключает договор на прием платежей и становится участником прибыльного бизнеса.
Компания-клиент предоставляет платежный терминал, заключает договор на прием платежей. Рапида разрабатывает версию программного обеспечения, подключает к своему процессинговому центру и компания-клиент становится участником прибыльного бизнеса.
Заключив агентский договор, компания также сможет самостоятельно подключать к системе приема платежей любых получателей, в которых она заинтересована. Программное обеспечение процессингового центра Рапиды позволяет вводить новых получателей централизованно, без настройки каждого терминала.
Рапида имеет одну из наиболее прозрачных правовых форм и юридическую обоснованность деятельности и расчетов среди остальных систем электронных платежей — небанковская кредитная организация и, наверно, наибольшее количество разнообразных лицензий и сертификатов, на сайте системы их перечислено пять. При этом выбранная правовая форма кроме плюсов имеет и достаточный минус в плане меньшей гибкости предоставления услуг пользователям, накладываемых на деятельность кредитной организации действующим законодательством.
7. Тарифы для физических лиц
С 1 марта 2006 г. установлена комиссия, взимаемая с клиентов по платежам в адрес предприятий, с которыми у ООО НКО «Рапида» заключен договор, в размере 3 руб., за исключением платежей в адрес МГТС, ДЭЗов, Ростелекома и Домовых сетей. Комиссия удерживается из суммы платежа.
Комиссия составляет 3% от суммы платежа. Принимаются любые платежи, кроме платежей в адрес нерезидентов (частных лиц и организаций, зарегистрированных за пределами России) и платежей по уплате налогов и сборов.
Цена на предоплаченные пластиковые карты Рапида, реализуемые через розничную сеть продаж, складывается из номинала карты и торговой наценки, устанавливаемой банками, агентами и службами доставки самостоятельно.
Получение заверенных копий платежных документов в офисе Рапиды — бесплатно. Стоимость отправления заверенных копий заказным письмом — 10 руб. за письмо. Срочная доставка квитанций курьером — 50 руб. за один выезд курьера.
При возврате карт удерживается 5% от номинала в счет погашения издержек, связанных с проверкой подлинности, изготовлением и распространением.
Комиссия Рапиды за перевод средств с баланса пользователя на другой бадане в системе — 0,5% от суммы платежа.
Доступ к платежному сервису:
Интернет: согласно тарифам интернет-провайдера пользователя.
SMS: стоимость одного сообщения на номер 1879 составляет 0,1 у. е.
Телефон (Москва): бесплатный доступ по телефону 363-22-99 для звонков в сети МГТС.
Список литературы
1. В.А. Кузнецов, А.В. Шамраев, А.В. Пухов. Предоплаченные инструменты розничных платежей. М., 2008.
2. А.К. Логинов. Электронные деньги. М., 2007.
3. М.В. Шульгин. Новаторские банковские услуги. М., 2007.