Реферат по предмету "Финансы"


Пластиковые карточки в системе безналичного денежного оборота

--PAGE_BREAK--
 2.2 История развития пластиковых карт в России
Карты международных систем появились в СССР еще в 1969 году. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. Иными словами, в Советскос Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающий эти карты в качестве платежного средства. Именно в 1969 году было подписано первое соглашение такого рода с компанией “Дайнерс Клаб”.

В 1974 году на нашем рынке появилась “Америкэн Экспресс”, в 1975 году — “Виза” (тогда еще “БэнкАмерикард) и “Еврокард”, в 1976 году — японская “Джей-Си-Би Интернэшнл”. С советской стороны все эти соглашения подписывались ВАО “Интурист”, которое и организовывало расчеты по пластиковым карточкам в валютных магазинах “Березка” и гостиницах. За исключением “Аэрофлота”, “Интурист” был идинственной организацией, предлагающей услуги торговым предприятиям в этой сфере. “Интурист” не занимался выпуском карточек, а торговые расчеты от имени “Интуриста” осуществлялись Внешторгбанком/Внешэкономбанком СССР.

В конце 1987 года, в соответствии с новым законодательством, Госкоминтурист основал хозрасчетное внешнеторговое объединение “Интурсервис” с целью дальнейшего увеличения поступлений иностранной валюты, в том числе и от платежей по кредитным карточкам. “Эквайпинг” торговых предприятий по карточкам “Виза” осуществлялся “Интурсервисом” в качестве агента “Би’С Виза Кард Сервисиз”, Франкфурт, и по карточкам “Европей” — в качестве агента “Еврокард Интернэшнл”. Оборот по кредитным карточкам в 1987 году составил 30 млн. долларов, а к концу 1994 года возрос до 600 млн. долларов (включая AmEx).

В январе 1988 года “Виза Интернэшнл” избрала А/О “Интурист” своим членом, обладающим основными правами, и признала “Интурсервис” управляющим агентом. В ответ “Европей” избрал Внешэкономбанк своим членом, обладающим основными правами. Хотя Внешэкономбанк делал попытки выйти на рынок, услуги по “эквайрингу” продолжали осуществляться через “Интурсервис”. В ноябре 1988 года “Интурсервис” начал использовать свое право члена “Визы” по прямому заключению контрактов с торговыми предприятиями, при поддержке Окобанка и компании “Кардтек”, Лондон. Окобанк и “Кардтек” позднее основали компанию “Инпасс” специально для оказания услуг в этой области.

В июле 1988 года “Интурист” и Внешэкономбанк объявили о начале реализации программ по выпуску карточек “Виза” и “Европей” соответственно. Обе программы были достаточно ограниченными и опирались на внешнюю поддержку: “Интурист” — Окобанка, а Внешэкономбанк — “Креди Мютюэль”, Франция. Программа “Интуриста” была прекращена “Интурсервисом” в конце 1988 года, а программа Внешэкономбанка закончилась, когда его банковская деятельность была приостановлена в ноябре 1991 года.

С конца 1988 года “Виза” начала принимать в свои члены российские банки, в том числе Кредо Банк был принят в 1990 году. Кредо Банк — первый негосударственный коммерческий банк, получивший иностранную банковскую лицензию, — начал выпуск карточек “Виза” и программу выдачи наличной валюты в сентябре 1991 года. Позднее программы по выпуску карточек “Виза” начали осуществлять Мост-банк, Инкомбанк, Мосбизнесбанк, банк Менатеп и с 1994 года “Столичный банк сбережений”. “Виза” в настоящее время также уделяет значительное внимание российскому региону: создается соответствующая российская ассоциация, решаются вопросы внутрирегионального клиринга и определения российского расчетного банка для системы. В настоящее время 21 российский банк является членом “Визы”.

“Европей” начал принимать российские банки в свои члены с 1992 года, после прекращения деятельности Внешэкономбанка. Наиболее активным членом “Европея” является Мост-банк, в который перешел штат, работавший с кредитными карточками во Внешэкономбанке. Мост-банк, Диалог Банк и, первоначально, Кредо Банк решили сформировать Кардцентр в качестве конкурента “Интурсервиса” по “эквайрингу” и обслуживанию торговых предприятий. Кредобанк затем ушел из Кардцентра и присоединился к “Интурсервису” в качестве одного из учредителей-акционеров процессинговой компании “КОКК”.

Мост-банк в 1993 году выкупил акции ВАО “Интурсервис” в АО “КОКК”. Позднее, в результате конфликта с другим акционером — Кредо Банком — создал собственную процессинговую компанию “Мультикарта”, выйдя также из Кардцентра. В 1996 году в связи с трудностями Кредобанка его пакет акций выкуплен Онэксимбанком, что вызвало негативный резонанс в российских банковских кругах, причастных к карточному бизнесу, поскольку до этого момента Онэксимбанк не занимался карточками, а на контрольный пакет или хотя бы часть акций АО “КОКК” было немало претендентов из числа “банков-ветеранов”. Тем не менее не без участия международных платежных систем проблема была сглажена, так как их интерес заключался прежде всего в стабильности работы коммерческой сети, а ее дележ иежду эквайрерами явно этому не способствовал.

С 1993 года компания “Европей” серьезно изменила свою тактику в России: она активизировала прием российских банков в члены ассоциации, для работы с ними был открыт офис в Москве. На фоне сдержанного отношения “Визы” к приему новых членов это позволило “Европею” довольно быстро довести число российских банков до нескольких десятков. В настоящее время более 30 российских банков являются членами “Европей”. Была создана ассоциация российских членов “Европей”, которая помоглает эффективнее решать некоторые общие для банков вопросы.

Первым советским эмитентом международных карточек был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 году “золотые” карточки “Еврокард”. Однако до сих пор точно неизвестно, сколько их было выпущено и кому именно они были выданы. Ясно только, что их было ограниченное количество и предназначались они для узкого круга лиц. С коммерческой точки зрения это можно считать не более, чем относительно удачным экспериментом в области карточного бизнеса.

Заметным событием на карточном рынке стало создание компании “Дайнерс клаб — Россия”, российским учредителем, а впоследствии и расчетным банком которой стал банк “Империал”. В настоящее время ими ведется активная компания по привлечению в систему российских банков в качестве эмитентов, и, возможно, уже в скором времени карточки “Diners Ciab” займут свою нишу на российском рынке.

В настоящее время продолжается бурное развитие пластиковых средств платежа в России. В прошлом году рост объемов составил более 70% (более точные цифры не известны, поскольку AmEx не публикует своих цифр по России).

В погоне за международными карточками и в условиях препятствий со стороны соответствующих ассоциаций некоторые банки пошли по пути подписания агентских соглашений с зарубежными финансовыми институтами, то есть начали предлагать своим клиентам карточки, эмитируемые иностранными банками. До сих пор остаются сомнения в правомерности такой деятельности прежде всего с точки зрения внутренних правил самих “Визы” и “Европея”. Тем не менее эта практика продолжается и поныне.

За несколько лет, прошедших со дня появления первой международной пластиковой карточки, эмитированной российским банком, рынок разительно изменился: количество выпущенных карточек превысилв миллион, российские банки ведут самостоятельный эквайринг. Россия стала полноправным регионом в международных карточных платежных системах.

Наряду с рынком международных карточек фактически на пустом месте появился рынок российских карточек. Сегодня уже созданы и чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на пластиковых карточках. Первой была основана СТБ Карт на базе банка “Столичный”, откуда и происходит название.

В апреле 1993 года Автобанком и Инкомбанком была учреждена система “Юнион Кард”, соучредителями которой при перерегистрации стали еще некоторые российские банки. “Юнион Кард” изначально создавалась и продолжает развиваться как межбанковская организация, при этом АОЗТ “Юнион Кард” выполняет одновременно функции процессинговой компании, разработчика программного обеспечения, поставщика оборудования и системного интегратора. Она увеличила число банков-участников до нескольких сотен, а сеть региональных процессинговых центров расширилась до нескольких десятков дочерних компаний. “Юнион Кард” также предпринимаются попытки расширить сеть приема своих карточек за пределы России, а с другой стороны — сертифицироваться в качестве процессинговой компании для некоторых банков в международных платежных системах. Системе “Юнион Кард” удалось без тяжелых финансовых последствий пережить банковские кризисы, но в результате руководство компании предпринимает шаги по снижению рисков и укреплению стабильности системы.

Особого внимания заслуживает система “Золотая корона”. Во-первых, это единственная крупная платежная система, центр которой находится не в Москве. Во-вторых, эта система, являясь межбанковской, использует нетрадиционную для банков чиповую технологию. В-третьих, она пережила довольно тяжелый кризис, связанный с трудностями Сибирского торгового банка, который являлся расчетным банком системы.

Кроме выше перечисленных в России работают лакальные платежные системы, такие как Олби-кард (концерн Олби, банк “Национальный кредит”, “Индустрия-сервис”), Мост-кард (выпускается “Мост-банком”), большое количество карточек, выпускаемых отдельными банками.

Рынок международных пластиковых систем в России составляет около 800 млн. долларов США в год. Карточки этих систем принимаются более чем в 5000 точек в России (в основном в Москве и Санкт-Петербурге). По локальным системам точные данные отсутствуют, поскольку независимой статистики не публикуется, а сами компании дают разноречивую информацию.

Международные платежные системы, особенно “Виза” и “Европей”, проводят очень активную политику на российском рынке. “Виза” даже изменила свое региональное деление, создав специальный подрегион для России, что показывает заинтересованность в русском рынке. Прирост оборота платежных систем в России будет осуществляться в основном за счет выпуска российскими банками пластиковых карточек международных платежных систем для российских граждан. Именно этот спектр рынка развивается наиболее бурно. Это как международные карточки с ведением счетов в валюте, так и локальные, привязанные к рублевым счетам. Такие карточки позволяют совмещать в себе преимущества локальных рублевых пластиковых систем со всемирным распространением международных систем и высокую степень защиты от злоупотреблений.






     2.3 Роль пластиковых карточек в Российском денежном обороте
Сейчас в России происходит становление «индустрии» пластиковых карточек. Во всем мире в сферу обращения пластиковых карточек вовлечены миллионы торговых, гостиничных предприятий и предприятий разнообразнейших услуг; число пользователей таких карточек приближается к 500 миллионам. С карточками работают почти все банки развитых и развивающихся стран. Анализ развития этой «индустрии» показывает, что наиболее успешно развиваются банковские пластиковые карточки. И это понятно, ибо сама по себе карточка является платежным инструментом, увенчивающим систему, в основании которой находятся расчетно-платежные отношения, т.е. безналичные расчеты, осуществляемые на современной технической и технологической базе. Немаловажную роль играет и ресурсная база банков, позволяющая постоянно развивать и совершенствовать технологическую и техническую базу. Это, в свою очередь, дает возможность банкам постоянно совершенствовать и расширять круг услуг, предоставляемых своим клиентам

Как известно, доминирующими расчетно-платежными системами стали «Европей», «ВИЗА» и «Америкой Экспресс», являющиеся транснациональными корпорациями. Платежные инструменты этих систем используются во многих странах мира — и во внутреннем, и во внешнем платежном обороте.

Основная проблема в РФ — это уменьшение объемов налично-денежного обращения за счет разных форм и методов безналичных расчетов и его защиты. Сделать это можно, создав специализированную систему расчетно-платежных отношений, интегрированную в западноевропейскую расчетно-платежную систему. В рамках международных систем российские банки могут использовать международные платежные инструменты; эти же платежные инструменты в рублях могут использоваться во внутреннем платежном обороте, что, кстати, уже активно используют ведущие российские коммерческие банки. Это может стать существенным техническим элементом практической реализации полной конвертабельности российского рубля.

Основной формой платежа у нас пока остаются наличные деньги. Налично-денежное обращение порождает огромные издержки, связанные с печатанием бумажных денег, чеканкой монет, их выпуском в обращение, обработкой, перевозкой и хранением. Сократить налично-денежное обращение, снизить издержки, связанные с обслуживанием розничного расчетно-платежного оборота, можно лишь при использовании разнообразных методов платежей в этом обороте. Это, прежде всего, предуведомленные платежи, дебетовые и кредитовые карточки, кредитные чеки (в частности «Еврочеккард»), банковские и дорожные чеки. При этом всегда нужно четко представлять, какое пространство может эффективно заполнять то или иное платежное средство. Система предуведомленных платежей, как и пластиковые карточки, связана с кругооборотом личных доходов. Она состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или списывает с него суммы по заранее заключенному договору.

Пластиковые карты эффективны в своем большом пространстве, где можно в удобное для пользователя время и в удобном месте получать товары и услуги по предъявлении этих карт. В этом же пространстве обращается «Еврочеккард».

Большая проблема создания «индустрии» пластиковых карточек обеспечение ее дорогостоящим технологическим оборудованием, закупаемым в развитых странах. Создавать это оборудование в России по стандартам «ВИЗА» и «Европой» было бы дешевле для российских потребителей. Для этих целей необходима инвестиционная компания с участием западных банков и фирм для выбора из многочисленных конверсионных предприятий тех, которые могли бы изготовить соответствующее оборудование и средства связи. Рынок для реализации в России такого оборудования обеспечен на долгие годы вперед.
2.4 Субъекты платежных систем, использующих пластиковые карты
Пластиковая карточка — это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).

Прием карточки к оплате и выдача наличных по ней осуществляются, очевидно, не в любых предприятиях торговли/сервиса и банках, а только во входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки. Кроме непосредственно принимающих карточку точек обслуживания в состав платежной системы входят банки-эмитенты (issuerer), эквайер-центры (acquire), процессинговый центр (или несколько центров) и расчетный (клиринговый) банк (или несколько банков). Само собой разумеется, что к субъектам платежной системы необходимо причислить и клиентов — держателей пластиковых карточек.

Банк-эмитент
Выпуск пластиковых карточек и предоставление их в распоряжение клиентов осуществляет банк-эмитент. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования (аналогий этому много, например, паспорт является собственностью государства). Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки. При выдаче карточки осуществляется ее персонализация — на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать держателя карточки.
Авторизация

Полномочия держателя карточки проверяются во время авторизации. Авторизация проводится при приеме карточки к оплате или выдаче наличных денег. Для этого точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. В случае положительного решения система дает разрешение на оплату и сообщает код авторизации, который затем переносится на чек (слип). Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания, и детально будет рассмотрена в нижеследующих разделах.

Сейчас же отметим, что авторизация может проводится как “вручную”, когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), так и автоматически. В последнем случае карточка помещается в POS-терминал (или торговый терминал, поскольку POS- это аббревиатура Point Of Sale), данные считываются с карточки, с клавиатуры кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки — секретный ПИН-код (ПИН — Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливает связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация).

Транзакция

Совокупность операций, сопровождающих взаимодействие держателя карточки с платежной системой при осуществлении платежа по карточке или получении наличных денег часто именуют транзакцией.

Банк-эквайер

Первичную обработку поступающих запросов на авторизацию проводит эквайер-центр. На начальном этапе развития отечественных систем роль эквайер-центра иногда выполняет процессинговый центр, однако в большинстве случаев в качестве таких центров выступают банки — члены платежной системы. Если банк-эквайер не располагает данными для выполнения запроса (держатель карточки — клиент другого банка), то запрос переправляется в процессинговый центр, который, в свою очередь, либо выполняет его и передает ответ банку-эквайеру, либо осуществляет его дальнейшую маршрутизацию.

Процессинговый центр

Процессинговый центр ведет базу данных платежной системы. База данных, в частности, содержит данные о банках — членах платежной системы и держателях карточек, что обеспечивает выполнение запросов на авторизацию. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию втом случае (off-line банк), если банк эмитент не ведет собственной базы. В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки.

Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций — фиксируемых при авторизации данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных — процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы.

Расчетный банк

Оперативное проведение взаиморасчетов обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка, в котором банки — члены системы открывают корреспондентские счета.
III
ВИДЫ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
3.1    Классификация
Итак, пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм, 53.9 мм, 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Из сказанного выше видно, что основная функция пластиковой карточки — обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы.

Существует много оснований для классификации карт.

1. По материалу, из которого они изготовлены:
— бумажные (картонные);
— пластковые;
— металлические.

В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карточки. Однако для идентификации держателя (владельца) карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или запрессованные в пластиковую пленку. Это ламинированные карточки.

Ламинирование является довольно простой, дешевой и легкодоступной процедурой, и поэтому, если карточка используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделки применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика.

В отличие от металлических карт пластик легко поддается термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.

2. По способу записи информации на карту:
— графическая запись;
— эмбоссирование;
— штрих-кодирование;
— кодировка на магнитной полосе;
— чип;
— лазерная запись (оптические карты).

Самой ранней и простой формой записи информации на карточку было и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация о ее эмитенте. Позже на универсальных банковских карточках был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).

Эмбоссирование (тиснение) — метод физической персонализации. Эмбоссированные символы — выпуклые, также подкрашиваются специальной краской (обычно серебряной, черной или золотой). Эмбоссирование необходимо для визуальной идентификации персональных данных о держателе кассиром или операционистом, и для переноса персональных данных с карточки на слип (счет-извещение).

Эмбоссирование позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты карточкой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится через копировальную бумагу на слип. В целях борьбы с мошеничеством могут использоваться слипы и без копировального слоя, но способ переноса эмбоссированной на карте информации в сущности остался прежним — механическое давление.

Эмбоссирование не вытеснило полностью графическое изображение. Более того, с появлением систем, основанных на безбумажной технологии, номер карты и имя держателя вновь стали наноситься на карточку графическим способом с помощью персонализаторов.

Штрих-кодирование. Запись информации на карточку с помощью штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получило. Однако карточки со штрих-кодами, подобными тем, которые наносятся на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты. Это связано с относительно низкой стоимостью таких карточек и считывающего оборудования. При этом для лучшей защиты штрих-коды покрываются непрозрачным для невооруженного глаза слоем и считываются в инфракрасном свете.

Изобретение в конце 60-х годов автоматических аппаратов выдачи наличных денег совершили революцию и в карточном бизнесе. Для того чтобы таким аппаратом могли пользоваться держатели карточек, на обратную сторону карточки стали наклеивать полоску из магнитной пленки.

На магнитной полосе банковских карточек обычно в закодированном виде записывается номер карточки, срок ее действия и ПИН держателя карточки.

Магнитная запись является одним из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на пластиковые карты. Но по прошествии 15-20 лет стало понятно, что магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок. Тогда специалисты начали искать более надежный способ записи информации. Им оказался чип (от англ. chip — кристалл с интегральной схемой) или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называются смарт-картами.

Несмотря на очевидные преимущества, чиповые карточки до сих пор имели ограниченное применение. Причина простая — такая карточка на порядок дороже, чем карточка с магнитной полосой. Лишь в последние годы, когда ущерб от мошенничества с магнитными картами в международных платежных системах стал пугающе высоким и продолжает расти, было принято решение о постепенном переходе на чиповые карты.

Не все чиповые карты, строго говоря, являются чиповыми, то есть имеют микропроцессор. Специалисты подразделяют их на два вида: карты с памятью и собственно микропроцессорные карты. Карты памяти бывают разовые (однократная запись/многократное считывание) и позволяющие многократную перезапись. При этом объем памяти значительно превосходит карты с магнитной полосой и к тому же гараздо лучше позволяет защищать записанную информацию. В подавляющем большинстве банковских карточных программ, включая российские, основанных на чиповых картах, используется именно “защищенная память”, как дающая наилучшее соотношение цена/защищенность.

Принципиально иные возможности открывают настоящие микропроцессорные карты, поскольку они имеют свою внутреннюю логику и, фактически, являются микрокомпьютером.

В 1981 году Дж.Дрекслером была изобретена оптическая карточка. Запись и считывание информации с такой карточки производится специальной аппаратурой с использованием лазера. Основное преимущество таких карточек — возможность хранения больших объемов информации. Такие карточки уже используются для карманных “историй болезни”, но в банковских технологиях распространения пока не получили вследствие высокой стоимости как самих карточек, так и считывающего оборудования.

    продолжение
--PAGE_BREAK--3. По общему назначению:
— идентификационные;
— информационные;
— для финансовых операций (расчетов).

В принципе, это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдавать каждому своему сотруднику карту, которая:
1) является пропуском, разрешающим (ограничивающим) проход в определенные зоны предприятия (идентифицирующая функция);
2) на той же карте может быть записана в кодированном виде “история болезни” или какая-либо другая важная информация о держателе карточки (информационная функция);
3) помимо этого, такая карточка может использоваться еще и для расчетов в столовой и магазинах данной компании (расчетная функция).

Системы с использованием многофункциональных карточек реально существует за рубежом, и очевидно, что тенденция объединения многих функций в одной пластиковой карточке являются весьма перспективной, поскольку такая многофункциональная карта удобная и для эмитента, и для ее держателя.

4. По эмитентам:
— банковские (универсальные) карты, выпускаемые банками и финансовыми компаниями;
— частные (private) карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.

Может показаться, что компании с целью увеличения объема и разнообразия операций со своими картами должны стремится сделать их более универсальными, объединяясь в эмиссии с другими компаниями, а еще лучше с банками. Это справедливо лишь отчасти. Значительная часть карточек выпускается и будет выпускаться компаниями самостоятельно.

5. Банковские и другие карточки, используемые для расчетов:
— автономный “электронный кошелек”;
— “Электронный кошелек” с дублированием счета у эмитента;
— “ключ к счету” — средство идентификации владельца счета, ведущегося у эмитента.

Подавляющее большинство банковских карточек являются идентификатором, а не кошельком. К ним относятся все карточки “VISA”, “Eurocard/MasterCard”, “American Express”, российские “Юнион кард” и “СТБ Карт”.

Следует отметить, что карты с магнитной полосой очень редко используются в качестве “кошелька”, так как магнитная полоса не обеспечивает приемлемого для эмитента уровня защиты записанной на ней информации. Обычно в качестве “электронных кошельков” применяются карты с чипом.
С этой точки зрения выражение “пластиковые деньги” не совсем корректно по отношению к большинству магнитных карточек, используемых клиентами.

6. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент (в международных платежных системах это называется видами карт или продуктами):
— обычная карточка;
— серебряная карточка;
— золотая карточка;
— электронная карточка.

Для простоты и краткости можно сказать, что обычная карточка предназначена для рядового клиента. Это “Classic Visa” и “Mass (Standard) Eurocard/MasterCard”.

Серебреная карточка называется бизнес-картой (Business Card) и предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.

Золотая карточка предназначена для наиболее состоятельных, богатых клиентов.

Кроме того, в системах Виза и Европей есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: “Electron Visa”, “Cirrus/Maestro”. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карты кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.

7. В России сложилось разделение на карты корпоративные и личные

Иногда еще выделяют “зарплатные” карточки: эмитент заключает договор с организацией, а держателями карточек являются ее сотрудники в качестве частных лиц.

Внешне эта классификация напоминает принятую в международных системах, но в действительности в ее основе положен юридический статус клиента, с которым эмитент заключает договор о выпуске и обслуживании карты. Их несовпадение подтверждается и на практике. Очень часто в России стандартная карточка выдается в качестве корпоративной, и, наоборот, известны случаи, когда бизнес-карту получали частные лица, считавшие, что им по статусу “положена серебреная карточка”.

В международной классификации все же более важен набор услуг, который предоставляется в пакете с той или иной картой. Например, ежемесячный лимит не менее 5000 долларов по золотой карте или выдача новой карты взамен утраченной в течение 24 часов в любой точке земного шара, или страхование от утери деловых документов и опоздания транспорта.

В карточках со штрих-кодом в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для маркировки товаров.

Карточки с магнитной полосой являются на сегодняшний день наиболее распространенными — в обращении находится свыше двух миллиардов карт подобного типа. Однако и такой тип карт относительно уязвим для мошеничества. Так, в США в 1992 г. общий ущерб от махинаций с кредитными картами с магнитной полосой (без учета потерь с банкоматами) превысил один миллиард долларов. Тем не менее, существующая развитая инфраструктура использующих их платежных систем и отсутствие у мировых лидеров “карточного” бизнеса — компаний VISA и Europay — полномасшатбного стандарта на более перспективный вид карточек — смарт-карты — являются причиной интенсивного использования карточек с магнитной полосой и сегодня.

В смарт-картах носителем информации является уже микросхема. У простейших из существующих смарт-карт — карт памяти — объем памяти может иметь величину от 32 байт до 16 килобайт.

Карты с микропроцессором представляют собой по сути микрокомпьютеры и содержат все соответствующие основные аппаратные компоненты.

Суперсмарт-карты. Примером может служить многоцелевая карта фирмы Toshiba, используемая в системе VISA. В дополнение ко всем возможностям обычной микропроцессорной карты, эта карта также имеет небольшой дисплей и вспомогательную клавиатуру для ввода данных. Эта карта объединяет в себе кредитную, дебетовую и предоплатную карты, а также выполняет функции часов, календаря, калькулятора, осуществляет конвертацию валюты, может служить записной книжкой и т.д. Из-за высокой стоимости, суперсмарт-карты не имееют сегодня широкого распространения, но их использование будет, вероятно, расти.




         3.2 Международные пластиковые карты  Visa, EUROCARD/MASTERCARD и CIRRUS/MAESTRO
Visaразработала целый ряд платежных карт, предназначенных для разных категорий клиентов, которые отвечают их образу жизни и индивидуальным потребностям. Карты Visa— это удобный и надежный способ оплаты и снятия наличных как дома, так и во время поездок.

Visa

Electron– самая популярная карта в России. VisaElectronнастолько удобна для держателей карт, что она используется в несколько раз чаще, чем конкурирующие с ней карты.

Используется для безналичной оплаты товаров и услуг в предприятиях торговли и сервиса, оборудованные электронными терминалами, получения наличных денежных средств по всему миру.

Из-за простоты и удобства использования карта VISAElectronподойдет клиентам, не имевшим опыта обращения с пластиковыми картами.

Карта Visa

Classic– это универсальный платежный инструмент, который принимается во всем мире в любых точках, обозначенных логотипом Visa, включая банкоматы, реальные и виртуальные магазины, а также магазины, предлагающие товары и услуги по почте и телефону.

Используется для безналичной оплаты товаров и услуг, получения наличных денежных средств по всему миру.

Эта карта предназначена для тех клиентов, у кого уже есть опыт обращения с банковскими картами, а также пользуется популярностью у потребителей со средним доходом, поскольку гарантирует удобство, выбор и финансовую гибкость. Дополнительно предоставляется: возможность экстренного получения наличных в любой стране мира или экстренная замена карты (в случае ее утери).

Карта Visa

Gold– это синоним престижа, статуса и качества. По картам VisaGoldВы можете получить скидки и выгодные предложения. Это первоклассное обслуживание, это визитная карточка человека, который многого добился в жизни. Высокий кредитный лимит и другие преимущества карт VISAGoldособенно привлекательны для людей, часто совершающих деловые и личные поездки.

Используется для получения наличных денежных средств по всему миру, для безналичной оплаты товаров и услуг как в реальных и виртуальных магазинах, а также по почте и телефон.

Дополнительно предоставляется: возможность экстренного получения наличных в любой стране мира или экстренная замена карты в течении 48 часов (в случае ее утери).

VISA Electron и Maestro – это самые доступные карты, особенность которых заключается в невысокой стоимости открытия карточного счета и годового обслуживания. Данные карты — дебетовые, т.е. владелец карточки может распоряжаться только той суммой, которая у него имеется на карточном счете. Все операции по эти картам проводятся с обязательной авторизацией, что гарантирует их безопасное использование и надежное хранение средств на счете.

VISA Classic и MasterCard Standard – самые популярные платежные карты в мире, предлагающие оптимальное соотношение стоимости и спектра услуг. Они сочетают удобство и высокую надежность. При заключении кредитного соглашения с банком по данному классу карт могут осуществляться также кредитные операции. Карты VISA Classic и MasterCard Standard пользуются широкой популярностью у потребителей со средним доходом, поскольку гарантирует удобство и финансовую гибкость.

Visa Platinum, VISA Gold и MasterCard Gold — относятся к привилегированным продуктам, которые соответствуют высокому социальному статусу их владельцев. Держатели данных карт во всем мире обслуживаются по категории VIP, что гарантирует высокое качество обслуживания, персональное отношение и в ряде случаев скидки и льготы в предприятиях торговли и сервиса. Данные карты отличает ускоренная процедура замены карты и экстренная выдача наличных по всему миру в случае утраты карты, возможность арендовать автомобиль, забронировать гостиницу или заказать авиабилет. При заключении кредитного соглашения с банком по данному классу карт могут осуществляться также кредитные операции.

VISA Virtuon — это виртуальная карта, предназначенная для оплаты товаров и услуг в интернет – магазинах по всему миру, т.е. эта карта не используется в торгово-сервисной сети и для получения наличных. Visa Virtuon представляет собой удобное и недорогое средство расчетов, которое дает возможность существенно снизить риски при оплате пластиковой картой товаров и услуг через Интернет.

Карты Visa Electron Instant Issue — это продукт на основе обычной карты VISA Electron. Данный тип карт имеет одну особенность — имя и фамилия держателя на карте не персонализируются. На лицевой стороне карточки печатается номер карты и срок ее действия. Карта принимается к оплате всеми торговыми точками, где есть логотип Visa Electron и позволяет снимать наличные в банкомате.

Карта выпускается сроком на 1 год. Карта может быть оформлена как основная, с открытием картсчета, так и дополнительная, к ранее открытому счету.

Карта выдается при обращении клиента в офис банка, предъявлении документов, удостоверяющих личность, и при внесении оплаты согласно тарифам Банка.

Также карты Visa Electron Instant Issue со сроком действия на 3 года бесплатно выдаются Банком при оформлении потребительских кредитов в качестве дополнительного удобного средства для получения кредитных средств, информации по кредиту и погашения задолженности.

Карты отличаются условиями обслуживания, перечнем дополнительных услуг и преимуществ, предоставляемых владельцу карты, а также валютой карточного счета. Основной расчетной валютой по картам платежной системы VISA является доллар США (для расчетов во всех валютах, кроме Евро), если расчеты производятся в Евро, то используется дополнительная расчетная валюта — Евро, на территории РФ — расчетной валютой является российский рубль. Расчетной валютой по картам MasterCard является Евро, на территории РФ — российский рубль

Пластиковые карты RNCB Eurocard/MasterCard и RNCB Cirrus/Maestro предназначены для оплаты товаров и услуг, получения наличных средств в торговых и сервисных точках платежной системы.

Порядок ведения и отражения операций
Учет операций по карточке ведется только в долларах США. Средства на карточном счете могут быть использованы только для расчетов по операциям с карточками. Перечисление средств с одного карточного счета на другой не допускается. При пользовании карточкой ее держатель обязуется не превышать ее платежный лимит. При возникновении чего банк списывает необходимую сумму с неснижаемого остатка.

На сумму неснижаемого остатка по карточке начисляются проценты в соответствии с тарифами. В случае допущения овердрафта начисление процентов прекращается до пополнения средств до установленного лимита. Комиссия за овердрафт взимается автоматически согласно Тарифу с одновременной отправкой клиенту уведомления о погашении овердрафта.

Каждой карточке присваивается уникальный шестнадцатизначный номер. Держатель карточки несет ответственность за все операции, совершенные по номеру его карточки.

С целью проверки правильности совершенных операций и осуществления контроля за состоянием счета его владельцу ежемесячно представляется выписка. За каждую дополнительную выписку, предоставляемую по просьбе держателя карточки, с него взыскивается дополнительная плата.

Вопросы безопасности. Карточка RNCB Eurocard/MasterCard не подлежит передаче другому лицу. Во избежание ее злонамеренного использования другим лицом карточку следует хранить в безопасном месте. При получении карточки ее держатель должен расписаться на оборотной стороне.

При выдаче карточки держателю сообщается секретный код(ПИН), предназначенный для электронного использования карточки.

Код является строго секретным, известным только держателю карточки. Держателю карточки следует хранить свой код в тайне, исключив его запись на карточке или каком-либо другом документе, хранящемся вместе с карточкой, не следует сообщать этот номер другому лицу. Несоблюдение этих правил освобождает Банк от какой-либо ответственности перед держателем карточки.

В случае если карточка была утеряна или похищена, держатель карточки обязан незамедлительно поставить об этом в известность Банк. В течение трех дней после утраты карточки держатель обязан заказным письмом, по факсу, или при личном обращении в Банк подтвердить свое заявление о пропаже карточки и приложить официальное подтверждение правоохранительных органов об ее утрате. Держатель карточки при передаче информации о ее хищении или утрате ни в коем случае не должен сообщать свой секретный код, ни в письменном виде — в заявлении, ни в устном.

Незамедлительно после получения указанной информации Банк принимает меры по предотвращению незаконного использования карточки, т.е. блокирует карточку в авторизационной системе Europay.

В случае, если Банк прекращает действие карточки и объявляет ее недействительной по причинам нарушения держателем Правил использования карточкой, все расходы, связанные с передачей информации об объявлении ее недействительной или временном прекращении ее действия, а также связанные с изъятием карточки, относятся на счет ее держателя.

Срок действия карточки. Карточка действительна до последнего дня месяца года, указанных на ней. В момент получения карточки с новым сроком действия ее держатель сдает карточку с истекшим сроком действия.


Держатель карточки имеет право в любой момент прекратить пользоваться карточкой, возвратив карточку в Банк. При этом, держателю карточки не возвращаются суммы взноса за право пользования карточкой в течение года, а также оплаченная стоимость карточки. Если на карточке держателя имеются средства, то эти средства подлежат перечислению на счет, указанный клиентом, только по истечении 40 дней от даты возвращения карточки в Банк. Однако, Банк оставляет за собой право увеличить названный срок в зависимости от ситуации.

Урегулирование споров. Держатель карточки вправе предъявить претензии по выписке, подготовленной Банком по операциям, совершенным за предшествующий период, в течение 40 календарных дней от даты совершения операции.

В случае нарушения держателем карточки его обязательств Банк вправе без предварительного согласия держателя, приостановить действие карточки, в т.ч. передать соответствующую информацию о держателе карточки для включения ее в «черный список», а также потребовать незамедлительного возврата карточки в Банк. При этом, Банк имеет право взыскать в установленном размере штраф с держателя карточки за совершенное нарушение, списав соответствующую сумму с карточки.

В случае возникновения спорных ситуаций при совершении операций по карточке между ее держателем и торговой или сервисной точкой все недоразумения урегулируются названными сторонами. Банк не несет ответственности в случае возникновения конфликтных ситуаций, находящихся вне сферы контроля Банка.

Банк оставляет за собой право изменять настоящие Правила без согласования с держателем карточки, предварительно уведомив об этом держателя карточки. Информация о внесении изменений сообщается держателю карточки по телефону, факсу или заказным письмом.
               
Преимущества международной системы

— круглосуточный доступ ко всей сумме средств на своем счете.

— получение  необходимой суммы и оплата товаров и услуг в удобное время, независимо от того, в какой точке мира находитесь

— значительное сокращение свои расходов, ведь все безналичные операции производятся без комиссионных сборов.

-осуществление денежных расчетов в любой стране мира и в любой валюте.

-оплата покупок производится в валюте той страны, в которой находитесь, независимо от валюты Вашего основного счета.

-экономия средства, т.к. курс конвертации безналичных операций значительно выгоднее курса покупки/продажи наличной валюты в банках.

-нет необходимости декларировать размещенные на карточном счету денежные средства и иметь разрешение на вывоз наличной валюты за рубеж.

-открытие дополнительной карты, предоставляющей возможность совместного пользования карточным счетом членам семьи, друзьям, близким.

-гарантия абсолютной сохранности денежных средств. При потере или хищении карты, достаточно телефонного звонка или SMS-сообщения на хост процессингового центра, чтобы заблокировать карточный счет.

-пополнение карточного счета внесением наличных денежных средств в кассах и безналичным перечислением через любой банк любой страны мира, как в рублях, так и в иностранной валюте.

— услуги SMS, WAPи Internet–сервиса.

-бронирование номеров в гостиницах, прокат автомобилей, оплата покупки по телефону или через Интернет по картам VISAClassicи VISAGold.

— краткосрочные кредиты в форме «овердрафт».

В рамках одного счета могут работа одновременно карты платежных систем Visaи NCC. Все операции по картам могут отражаться на счетах, открытых в долларах, рублях или евро.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

История развития хозяйственных систем представляет собой  бесконечную цепь попыток упростить, облегчить и ускорить платежи и расчеты между участниками экономического оборота.

Под  расчетами мы понимаем обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также между  финансовыми посредниками (банками) о порядке и способах погашения обязательств. Что касается платежа, то это безотзывная и безусловная передача денег плательщиком получателю, завершающая процесс расчетов.

       Кроме  налично-денежного обращения с появлением и развитием банков начала складываться система безналичных расчетов. Банки принимали депозиты и открывали счета фирмам и  частным лицам. Это позволило осуществлять платежи не только путем передачи наличных денег, но и посредством перевода средств с одного счета на другой.

Сегодня в России выпущено 47,2 миллиона пластиковых карточек разного вида. По опросам ROMIR Monitoring, ими пользуются 15 процентов россиян, а 27 процентов собираются обзавестись ими в будущем. Среди горожан владельцев банковских карточек — 26 процентов, среди селян — 6, а среди пенсионеров — всего-навсего 3 процента. Активнее всего карточками пользуются люди в возрасте от 25 до 44 лет, причем мужчин среди владельцев пластиковых карт больше, чем женщин.

Почти половина российских владельцев банковских карточек приобрела их 1-3 года назад. Чуть более трети обзавелись карточками в течение последнего года. Ну а тех, кто владеет пластиковыми карточками уже 7-10 лет, только 1 процент.

А опросы фонда «Общественное мнение» показали, что за последние 2-3 года 8 процентам россиян приходилось оплачивать товары или услуги при помощи банковской карточки. В столице этот показатель много выше — в том, что используют это платежное средство, признались 24 процента москвичей.

Доверяют пластиковым карточкам 15 процентов россиян, которые считают себя оптимистами. Среди россиян, готовых перейти на карточки, 15 процентов людей с высшим образованием и 13 процентов — в возрасте от 18 до 35 лет. А вот среди пожилых людей, сельских жителей и тех, кто считает себя по жизни пессимистами, доверяющих пластиковым картам всего ничего — 1, 2 и 4 процента соответственно.

В самое ближайшее время нам предстоит пережить еще одну денежную реформу. Правда, на этот раз вместо традиционного обмена старых купюр на новые в оборот будут введены пластиковые карточки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.