--PAGE_BREAK--
1.2. Бюджетное планирование.
— составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснования функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса. [7]
Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение. Такое определение бюджетного планирования вытекает из самого определения бюджета, данного в Законе
«Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР.[9]
Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений.
Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов.[9]
С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий, бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач. Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральном, региональном, и муниципальном уровнях; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование увязывает макроэкономические прогнозы о бюджетных доходах с предложениями по государственным расходам. [7]
Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
— установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;
— организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;
— осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.[9]
Принципыбюджетного планирования:
-регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;
-адресный и целевой характер направления бюджетных средств;
-непрерывность планирования годового бюджета;
-стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет); балансовый метод.[10]
В условиях перевода экономики России на рыночные основы хозяйствования существенно изменились содержание, методология и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными); появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные, и количественные результаты; возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов; большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений.[7]
К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и др.[2]
Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов:составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами федерального, регионального и муниципального уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.
Бюджетное планирование состоит из двух стадий:подготовительной (сводное бюджетное планирование, проводятся организационно-методические мероприятия, определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, разрабатываются нормы и нормативы, определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год т.д.)[9] и конкретно-адресной (планируются виды и суммы доходных поступлений, устанавливаются конкретные направления расходования бюджетных средств по отраслям, ведомствам и целевому назначению).[7] На втором же этапе определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.[9] Вся дальнейшая организация и методическая работа по составлению проектов бюджетов разных уровней также проводится соответствующими финансовыми органами. [7]
Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.[9]
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3.Бюджетное прогнозирование.
— обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета,возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база
бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений. [2]
Бюджетное прогнозирование ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях.[7] В отличие от финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. [11]
Для составления прогнозов используются два подхода:генетический и нормативно-целевой.
При генетическом подходепрогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинноследственных связей; при нормативно-целевом определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата.[7]
При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы. Разные авторы выделяют разные группы методов или только некоторые конкретные методы. 1) Метод экстраполяции, т. е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.
2) Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма. 3) Применение этих двух методов одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.[11]
И.М.Александров выделяет больше методов
бюджетного прогнозирования:математического моделирования; индексный; нормативный; экспертных оценок; балансовый и др. Метод математического моделирования, основан на применении экономико-математических моделей, позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политике. [2]
При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.д.[2]
Инструментами нормативного метода являются прогрессивные нормы и финансово-бюджетные нормативы, необходимые для расчета бюджетных доходов на основе установленных налоговых ставок и учета некоторых макроэкономических ориентиров. [2]
К методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех или иных экономических процессов еще не выявлены, аналоги отсутствуют и приходится использовать специально выполненные расчеты специалистов экспертов экстракласса.
Балансовый метод, при котором осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями и т.д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами.[2]
Бюджетное прогнозирование сводится к расчету вероятных доходов бюджета, определению объемов и направлений расходования бюджетных средств, установлению возможных изменений в межбюджетных отношениях.[11]
В ходе прогнозирования бюджетных доходов решаются следующие задачи:рассчитывается объем финансовых ресурсов по стране; определяются уровень и размер их возможной централизации в распоряжение государства и местного самоуправления; выявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия деежных средств в бюджет; исследуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие производства и услуг, внедрение новых технологий и др.; определяются оптимальные пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней (федеральным, региональным, местным). [4]
1.4. Методология планирования доходов бюджета.
Планирование доходов– важнейший элемент налоговой и бюджетной политики государства, в процессе которого соответствующие государственные органы принимают решения о внесении изменений в налоговое законодательство, сокращении доли государственных расходов; разрабатывают меры по улучшению общеэкономической обстановки в стране и созданию необходимых условий для развития экономики.
Планирование бюджетных доходов представляет собой формализованную последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых и неналоговых платежей, их рассмотрением, утверждением и распределением по уровням бюджетной системы, то есть охватывает сферу планирования доходов в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов.
Работа по планированию доходов включает три важнейших направления:
1) Расчет прогнозируемых сумм мобилизации контингентов всех видов доходов.
2) Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы.
3) Определение взаимоотношений между бюджетами различных уровней в части предоставления дотаций субвенций, субсидий.[4]
Методология планирования– это совокупность приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. Методология планирования включает в себя логику, методы и принципы. Однако основу методологии планирования составляют как общие так и специфические экономические законы воспроизводства общественного продукта. В качестве основных принципов бюджетного планирования выделяются непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод, единство правового регулирования, принцип выделения ведущего звена, принцип научности, маржинальности и др.[12]
Для бюджетного планирования, а в частности планирования доходов бюджета, применяются в основном межнаучные методы планирования, в частности метод экстраполяции и метод экспертных оценок. Метод экстраполяции предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Метод экспертных оценок – это прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами. Применение этих двух методов одновременно позволяет создать более реальную картину при определении того или иного прогнозируемого показателя.
Методология планирования доходов законодательно не установлена и поэтому нет единых методов и принципов планирования. Однако органы государственной власти, ответственные за составление проектов бюджета, применяют общие принципы и методы планирования.
Планирование доходов осуществляется в соответствии с прогнозом важнейших макроэкономических и социально-экономических показателей, таких как:
· валовый внутренний продукт;
· валовый национальный продукт;
· чистый национальный продукт;
· национальный доход;
· платежный баланс;
· численность населения;
· личный доход населения и тд.
Каждый из этих показателей служит основой для расчета как общей суммы поступлений бюджетных доходов, так и отдельных групп, видов налогов и прочих неналоговых поступлений в бюджеты.
1.5. Планирование и прогнозирование доходов в трактовке различных авторов.
Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Г.Б.Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Планирование налоговых доходов.
Планирование налоговых доходов-это последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых платежей. В зависимости от уровня хозяйствующего субъекта налоговое планирование подразделяется на два уровня:
· налоговое планирование на макроуровне;
· налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта или организации.
Налоговое планирование на макроуровне. Охватывает сферу планирования в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов. Основная задача налогового планирования на этом уровне – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующее звено бюджетной системы.
Различают текущее (оперативное, краткосрочное) и перспективное (среднесрочное, долгосрочное) налоговое планирование. Оперативное планирование, осуществляемое на месяц или квартал, призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время. Краткосрочное налоговое планирование служит основой для составления бюджетов соответствующих уровней власти на очередной год. При текущем планировании детально анализируются и определяются размеры как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном же планировании нет подразделения по видам налогов, оно охватывает совокупность всех налогов. И текущее и перспективное планирование одновременно базируются на прогнозе социально-экономического развития страны на соответствующий период времени и служат основой для определения основных характеристик этого прогноза. В целом, процесс налогового планирования можно представить в виде следующей схемы действий:
1. устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения;
2. разрабатываются методы и конкретные мероприятия реализации поставленных целей;
3. разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различных уровней;
4. дается оценка динамики поступления налогов за предыдущие периоды в сопоставимых условиях с учетом изменений налогового законодательства;
5. анализируется уровень собираемости и задолженности по каждому налогу;
6. производится оценка предполагаемых изменений налогового законодательства;
определяется налоговая база по каждому налогу с учетом прогноза социально-экономического развития страны и отдельных отраслей.
Планирование неналоговых доходов.
В основе планирования неналоговых доходов бюджета заложен новый порядок – функции прогнозирования этих доходов возложены на администраторов доходов. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ (№114 от 10 декабря 2004 года) в рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.
Администратор доходов – это новое понятие в финансово – бюджетном планировании и прогнозировании Российской Федерации. В настоящее время прогнозирование поступлений неналоговых доходов производится администраторами доходов на основе данных предшествующих периодов (метод экстраполяции) с учетом планируемого изменения законодательства, а также темпов экономического и социального развития.
В составе неналоговых доходов федерального бюджета наибольшую долю занимают доходы, полученные государством от внешнеэкономической деятельности основная доля в этих доходах приходится на таможенные пошлины. При планировании доходов от внешнеэкономической деятельности отдельно прогнозируются таможенные пошлины и другие от внешнеэкономической деятельности.
Таможенные пошлины планируются по следующей формуле:
Ситог=Спункт(1)+Спункт(2)+…+Спункт(Т), где Ситог- таможенная пошлина, сборы и иные платежи, в полном объеме перечисленные в федеральный бюджет;
Спункт – общая сумма таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет одним таможенным пунктом;
Т – количество таможенных пунктов, осуществляющих данный вид деятельности на территории РФ.
Доходы от внешнеэкономической деятельности планируются по формуле:
ВЭД=СС(1)+СС(2)+…+СС(N), где
N-количество сделок, совершенных государством во внешнеэкономической сфере с получением средств и пречислением их в бюджет;
СС - сумма средств, полученная государством от одной сделки.
Расчет иных неналоговых доходов. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и доходы от оказания платных услуг, и компенсаций затрат занимают наибольшую долю в составе неналоговых доходов федерального бюджета, а также в структуре неналоговых доходов бюджетов субъектов Федерации и местных органов власти.
Бюджетное планирование и прогнозирование: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/Мирошкин Н.П., Боткин О.И. – Ижевск
[Екатеринбург
],2007
Система государственных и муниципальных доходов в совокупности образует доходы бюджетов. В современной науке финансового права для целей более глубокого изучения рассматриваемой категории принято классифицировать доходы бюджетов по самым различным основаниям. Одной их основных при этом выступает классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования. При использовании указанного деления различают три вида доходов бюджетов:
неналоговые доходы бюджетов; налоговые доходы бюджетов. Безвозмездные перечисления.
Налоговое планирование - одна из главных составляющих частей финансового планирования. Его основная задача - предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов.
В Бюджетном кодексе РФ определено единство бюджетной системы, то есть должен быть общий порядок расчета прогнозных показателей по всей стране, обеспечивающий единый механизм определения доходных возможней как субъектов Федерации, так и муниципальных образований. Такой подход к реформирования межбюджетных отношений позволил перейти к формализованным правилам распределения финансовой помощи между субъектами Федерации.
Предлагаемая методология основывается на использовании показателей, объективно измеряющих доходные возможности субъектов, муниципальных образований на основе налоговых баз.
Процесс формирования налогового потенциала включает следующие блоки:
нормативно – законодательный; экономический; бюджетный.
Блок нормативно – законодательный включает набор основных параметров налогового законодательства, отражающих формирование налогооблагаемой базы и отражающий налоговую нагрузку. При этом нормативный блок дифференцируется по уровням бюджетов.
Второй блок – включает параметры экономического развития реального сектора экономики, формирующие налоговую базу и отражающие налоговую нагрузку в целом и по отраслям экономики.
Третий блок – происходящие в бюджетно – налоговом законодательстве изменения в отчислениях налогов в разные уровни бюджетов.
Исходя из структуры налогового потенциала факторов, оказывающих влияние на его формирование, а также требований и возможностей действующего законодательства основой расчета налогового потенциала являются:
· показатели налоговых баз и ставок налогов в соответствии с действующим законодательством;
· показатели прогноза социально – экономического развития соответствующих территорий;
· индексы – дефляторы (индексы потребительских цен);
· показатель уровня собираемости налогов и сборов;
· показатель уровня недоимок и переплат налогов и сборов.
Финансы и Кредит,№8,2008
Обоснование прогнозирования налоговых поступлений – одна из актуальных задач при формировании проекта бюджета.
Для прогнозирования величины налоговых поступлений на следующий год Министерство финансов РФ использует следующую схему: прогнозируется номинальная величина ВВП на следующий год и на основе ВВП (или с учетом тенденции к изменениям) находится ожидаемая номинальная величина поступлений. Этот метод имеет погрешность прогноза номинального ВВП и включает в себя погрешность ожидаемых годовых темпов инфляции, а доля отдельных налогов в ВВП существенно изменяется. То есть относительная погрешность данного прогноза равняется сумме относительных погрешностей ее составляющих, поэтому ее величина может достичь существенных значений. Темпы инфляции существенно влияют на величину налоговых поступлений. Отсюда смысл анализировать не только динамику номинальных, а также и реальных поступлений. Используемые Министерством финансов методы расчета не обеспечивают достаточной точности прогнозных показателей, а также делают невозможным определение количественной оценки погрешности прогнозных значений и, соответственно, степень риска предложенных прогнозов.
продолжение
--PAGE_BREAK--На мой взгляд проблема планирования доходов государственного бюджета имеет особую актуальность и важность. Так как бюджет является важнейшим инструментом, посредством которого государство распределяет национальный доход и денежные средства; а доходы – это его центральный показатель. От суммы доходов зависит сумма расходов. Доходы государственного бюджета играют большую роль в экономике государства, и проблема их планирования должна занимать одно из центральных мест, так как определенной методологии нет, разные авторы предлагают различные методы планирования доходов. Из статьи журнала «Финансы и кредит»(№8,2008г.) ясно что методология, которую на данный момент использует Министерство финансов имеет большие погрешности, т.к. изменяется не только номинальный ВВП, но также и темпы инфляции и доля отдельных налоговых поступления в бюджет. Так зачем же планировать доходы бюджета с большой погрешностью, если авторы предлагают гораздо более точные методы.
2. Планирование деятельности предприятия по методу бюджетирования. 2.1 Исходная информация
Содержание задания
Составить прогноз финансовой отчетности предприятия ОАО «Лидер» с применением метода бюджетирования. Оценить изменение привлекательности предприятия для акционеров и инвесторов в планируемом периоде.
Баланс предприятия ОАО «Лидер» на 31 декабря отчетного года (периода (t– 1), предшествующего прогнозируемому) приведен в табл. 1.1
Финансово-экономическое положение предприятия ОАО «Лидер» в отчетном году представлено в табл. 1.2.
Исходные данные для прогнозирования приведены в табл. 1.3 – 1.7. Предполагается, что предприятие производит два вида продукции: «А» и «Б». Технологический процесс изготовления каждого вида продукции состоит из двух комплексов технологических операций по подготовительному и машинному цехам предприятия.
В производстве используются два основных материала: Xи Y. Материал Xрасходуется на производство продукции А, а материал Y– продукции Б.
В процессе бюджетирования понадобится информация об условиях формирования запасов готовой продукции. Принять, что запасы готовой продукции на конец прогнозируемого периода на предприятии ОАО «Лидер» должны быть на уровне 50 % ожидаемой продажи в следующем квартале.
Известно, что поступления выручки от продаж обычно не соответствует периоду отгрузки. Принять в прогнозируемом периоде следующие условия поступления выручки от продаж: 50 % продаж оплачивается в квартал продаж, 50 % — в следующий квартал.
Для прогнозирования движения денежных потоков по предприятию принять следующую информацию по оплате денежных расходов:
1. Производственная рабочая сила, основные производственные материалы и переменные накладные расходы оплачиваются ежемесячно;
2. Постоянные накладные расходы и торговые и административные издержки оплачиваются ежеквартально равными суммами;
3. Налоги, подлежащие оплате, составляют НнП t-1 млн. руб. и будут оплачены равными суммами поквартально в течение года;
4. Капитальные вложения оплачиваются поквартально;
5. Кредиторская задолженность в данном задании в прогнозируемом периоде остается неизменной К3Пt-1млн. р.
Финансовый прогноз составить на предстоящий год (t) с разбивкой по кварталам.
Таблица 1.1 Исходный баланс предприятия ОАО «Лидер», млн. руб.
Показатель На конец года
АКТИВ
1.
Основные средства и прочие внеоборотные активы – всего,
в том числе:
770
1.1.
Оборудование и техника (по балансовой стоимости)
875
1.2.
Амортизация
105
2.
Оборотные активы – всего,
в том числе:
115,5
2.1.
Запасы готовой продукции
21,09
2.2.
Запасы сырья и материалов
5,77
2.3.
Дебиторская задолженность
70
2.4.
Денежные средства
18,64
Баланс
885,5
ПАССИВ
1.
Источники собственных средств – всего,
в том числе:
826
1.1.
Уставный (акционерный) капитал
735
1.2.
Нераспределенная прибыль
91
2.
Долгосрочные кредиты
3.
Краткосрочные обязательства – всего,
в том числе:
59,5
3.1.
Кредиторская задолженность по налогам
36,75
3.2.
Прочая кредиторская задолженность
22,75
Баланс
885,5
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 1.2. Финансово-экономическое положение предприятия
ОАО «Лидер» в отчетном году, млн. руб.
Показатель
Отчетный период
1.
Выручка от продажи
472,5
2.
Производственная себестоимость реализованной продукции
280
3.
Торговые и административные издержки
87,5
4.
Прибыль до уплаты налогов
105
5.
Налог на прибыль (ставка 24 %)
25,2
6.
Чистая прибыль
79,8
Таблица 1.3. Прогноз реализации предприятия ОАО «Лидер» на предстоящий период
Показатель
Вид продукции
А
Б
1.
Реализация продукции:
1.1. Цена реализации, тыс. руб. / шт.
33,2
49
1.2. Объем реализации, шт. – всего,
в том числе по кварталам:
4700
8200
1-й квартал
1450
2050
2-й квартал
900
2050
3-й квартал
900
2050
4-й квартал
1450
2050
2.
Производство продукции:
2.1. Запасы готовой продукции на начало анализируемого периода, шт
725
1025
2.1. Запасы готовой продукции на конец анализируемого периода, шт
725
1025
Таблица 1.4. Нормативы затрат на производственную рабочую силу
Место возникновения издержек
Трудоемкость изготовления единицы продукции, чел. — час
Оплата труда, за один
чел. – час,
руб.
А
Б
Подготовительный цех
70
175
21
Машинный цех
175
175
21
Всего
245
350
Таблица 1.5. Нормативы расхода материальных ресурсов
Показатель
Виды продукции
А
Б
1.
Норма расхода материала на изготовление единицы продукции по видам материалов, ед. / шт.:
материал X
2,3
-
материал Y
-
3,4
2.
Цена приобретения материалов, тыс руб. / ед.:
материал X
1,7
-
материал Y
-
1,0
Таблица 1.6. Смета накладных расходов на прогнозируемый период, млн. руб.
Накладные расходы
Прогнозный период
1.
Переменные накладные расходы по видам продукции,
тыс. руб. / шт.:
продукция А
1,7
продукция Б
3,5
2.
Постоянные накладные расходы – всего,
в том числе:
70
2.1. Амортизация
35
2.2. Страховка
14,0
2.3. Заработная плата
21,0
3.
Торговые и административные издержки
122
Таблица 1.7. Объемы предстоящих капитальных вложений, млн. руб.
Показатель
Прогнозный период
Капитальные вложения – всего,
в том числе по кварталам:
78
1-й квартал
35
2-й квартал
19
3-й квартал
6
4-й квартал
18
2.1. Составление бюджетов
1. Составим бюджет прямых затрат на материалы – составляется в натуральном и стоимостном выражении и показывает общие потребности производства в основных материалах. Целью данного бюджета является: определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течении планируемого периода.
Порядок составления бюджета:
А. Определение объема производства (необходимый выпуск), шт.
Vпр-ва = = ЗГП на кп + Vпрод– ЗГП на нп
Б.Определение потребления материалов
= Vпроизв∙ Нрм на ед
В. Определение стоимости материалов
= Потр. мат-ов ∙ Цм
Затратыс и м = ∑
V
произв
∙ Нрм ∙ Цм
Таблица 2.1. Бюджет затрат на приобретение сырья и материалов
Показатель
Квартал
За год
I
II
III
IV
Производство готовой продукции, шт.
Продукция А
Запасы на конец планового периода
450
450
725
725
725
(+) Продажи
1450
900
900
1450
4700
(-) Запасы на начало планового периода
725
450
450
725
725
(=) Необходимый выпуск
1175
900
1175
1450
4700
Продукция Б
Запасы на конец планового периода
1025
1025
1025
1025
1025
(+) Продажи
2050
2050
2050
2050
8200
(-) Запасы на начало планового периода
1025
1025
1025
1025
1025
(=) Необходимый выпуск
2050
2050
2050
2050
8200
Потребление основных производственных материалов по кварталам, ед.
Материал Х
2702,5
2070
2702,5
3335
10810
Материал Y
6970
6970
6970
6970
27880
Закупки основных производственных материалов
Материал Х
Стоимость закупок, млн. руб.
4,59425
3,519
4,59425
5,6695
18,377
Материал Y
Стоимость закупок, млн. руб.
6,97
6,97
6,97
6,97
27,88
Итого стоимость материалов по предприятию, млн. руб.
11,5643
10,489
11,5643
12,6395
46,257
продолжение
--PAGE_BREAK--
46,257 млн. руб. затрачивает предприятие на покупку сырья и материалов, необходимых для обеспечения запланированного выпуска (объема производства).
2. Составим бюджет прямых затрат на ОТ – основан на разделении затрат на прямые и косвенные и учитывает затраты на ОТ основного производственного персонала. Целью данного бюджета является: расчет общих затрат на привлечение трудовых ресурсов не посредственно занятых в производстве.
З от = Трудозатраты ∙ ОТ за 1чел/ч
Трудозатраты = Vпр-ва (Необх.выпуск) ∙ Трудоемкость ед.прод
З от = ∑
V
пр-ва
∙ Трудоемкость ед.прод ∙ ОТ за 1чел/ч
Таблица 2.2. Бюджет затрат на производственную
рабочую силу (прямую оплату труда)
Показатель
Квартал
За год
I
II
III
IV
Трудозатраты, чел. – ч.
Подготовительный цех
продукция А
82250
63000
82250
101500
329000
продукция Б
358750
358750
358750
358750
1435000
Итого
441000
421750
441000
460250
1764000
Машинный цех
продукция А
205625
157500
205625
253750
822500
продукция Б
358750
358750
358750
358750
1435000
Итого
564375
516250
564375
612500
2257500
Затраты на производственную рабочую силу, млн. руб.
Подготовительный цех
9,261
8,85675
9,261
9,66525
37,044
Машинный цех
11,851875
10,84125
11,851875
12,8625
47,4075
Итого по предприятию
21,112875
19,698
21,112875
22,52775
84,4515
84,4515 млн. руб. – затраты, которые несет предприятие на прямую оплату труда, чтобы обеспечить запланированный выпуск продукции.
3. Составим бюджет накладных расходов. Накладные расходы – это затраты предприятия, связанные с производством за исключением прямых затрат на материалы и ОТ. Они делятся на постоянные накладные расходы (величина которых не изменяется с изменением загрузки производственных мощностей или изменением объема производства) и переменные накладные расходы (их величина изменяется). Целью данного бюджета является: планирование общепроизводственных затрат предприятия на основе среднего уровня накладных расходов на единицу продукции.
Перем. НР = Vпр-ва ∙ Уперем НР на ед
Таблица 2.3. Бюджет накладных расходов, млн. руб.
Показатель
Квартал
За год
I
II
III
IV
Переменные накладные затраты
Продукция А
1,9975
1,53
1,9975
2,465
7,99
Продукция Б
7,175
7,175
7,175
7,175
28,7
Итого
9,1725
8,705
9,1725
9,64
36,69
Постоянные накладные расходы
По предприятию
17,5
17,5
17,5
17,5
70
Итого накладных расходов
26,6725
26,205
26,6725
27,14
106,69
4. Определяем величину запасов сырья и материалов и готовой продукции на конец планового периода. Для этого нам необходимо рассчитать средние переменные затраты (рассчитанные данные представлены в таблице 2.4)
Средние переменные издержки:
СиМ = Нрм ∙ Цмат
ОТ = ТЕ ∙ ОТ за 1чел/ч
НР = Уровень переменных накладных расходов
Таблица 2.4. Средние переменные затраты, тыс. руб. / шт.
Показатель
Продукция
А
Б
Сырье и материалы
3,91
3,4
Производственная рабочая сила
5,145
7,35
Переменные накладные расходы
1,7
3,5
Итого
10,755
14,25
Зс и м на кп[ден.выр.] = ∑ЗГП на кп[натур.выр.] ∙ Нрм ∙ Цм
ЗГП на кп[ден.выр.] = ∑ЗГП на кп[натур.выр.] ∙ Средн. перем. затраты на ед
Таблица 2.5. Запасы на конец планового периода, млн. руб.
Вид запаса
Величина запаса
1.
Сырье и материалы:
Материал Х
2,83475
Материал Y
3,485
Итого
6,31975
2.
Готовая продукция:
продукция А
7,797375
продукция Б
14,60625
Итого
22,403625
5. Рассчитаем себестоимость реализованной продукции – это текущие затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.
Таблица 2.6. Себестоимость реализованной продукции
в плановом периоде, млн. руб.
Показатель
Значение
Запасы сырья и материалов на начало планового периода
5,77
+ Закупки материалов
46,257
Наличные сырье и материалы для производства
52,027
— Запасы сырья и материалов на конец планового периода
6,31975
Стоимость использованных сырья и материалов
45,70725
+ Затраты на производственную рабочую силу
84,4515
+ Накладные расходы
106,69
Себестоимость выпущенной продукции
236,84875
+ Запасы готовой продукции на начало планового периода
21,09
— Запасы готовой продукции на конец планового периода
22,403625
Итого Себестоимость реализованной продукции
235,5351
6. Определим прогнозируемую выручку от реализации:
ВР= (Ца*
V
а)+(Цб*
V
б)
– это денежные средства, поступившие в качестве оплаты за реализованные товары и услуги за месяц, квартал, год, включая средства, полученные от реализации готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг… Основной источник платежа по обязательствам — по сути является обезличенным денежным поступлением, которое может использоваться для возмещения текущих затрат, быть помещенным в банк, использоваться на капитальное строительство и т.д.
А
Б
Всего
I квартал
48,14
100,45
148,59
II квартал
29,88
100,45
130,33
III квартал
29,88
100,45
130,33
IV квартал
48,14
100,45
148,59
За год
156,04
401,8
557,84
7. Прогнозируем величину денежных потоков и остатков денежных средств, то есть составляем бюджет движения денежных средств – это план денежных поступлений и выплат по всем направлениям деятельности предприятия. Формируется сальдовым методом. Цели данного бюджета: 1) проверить реальность источников поступления денежных средств и обоснованность расходов. 2) оценить способности предприятия выполнять свои обязательства перед кредиторами. 3) для обоснования анализа синхронности выраженных потоков. 4) для определения потребности предприятия в краткосрочных заемных средствах.
Остаток дс на кп = Остаток дс на нп + Поступления – Выбытия
Таблица 2.7. Бюджет движения денежных средств предприятия, млн. руб.
Показатель
Квартал
За год
I
II
III
IV
Начальное сальдо
18,64
37,647875
70,778375
104,82125
18,64
Поступления
Дебиторы предыдущего периода
70
74,295
65,165
65,165
74,295
Реализация текущего периода
74,295
65,165
65,165
74,295
278,92
Общая сумма поступлений
144,295
139,46
130,33
139,46
553,545
Платежи
Закупки сырья и материалов
11,56425
10,489
11,56425
12,6395
46,257
Производственная рабочая сила
21,112875
19,698
21,112875
22,52775
84,4515
Заводские накладные расходы (без амортизации)
17,9225
17,455
17,9225
18,39
71,69
Торговые и административные расходы
30,5
30,5
30,5
30,5
122
Капитальные вложения
35
19
6
18
78
Погашение налогов
9,1875
9,1875
9,1875
9,1875
36,75
Общая сумма выплат
125,287125
106,3295
96,287125
111,24475
439,1485
Конечное сальдо денежных средств
37,647875
70,778375
104,82125
133,0365
133,0365
продолжение
--PAGE_BREAK--
8. Определим предполагаемую прибыль, то есть составим форму №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках»
Таблица 2.8. Отчет о прибылях (убытках), млн. руб.
Показатель
Значение
Выручка от продаж
557,84
— Себестоимость реализованной продукции
235,5351
— Торговые и административные расходы
122
Прибыль до уплаты налогов
200,3048
— Налог на прибыль (ставка 24 %)
48,07317
Чистая Прибыль
152,2317
9. Составляем прогнозный баланс деятельности предприятия.
Таблица 2.9. Прогнозный баланс предприятия, млн. руб.
Показатель
Значение
АКТИВ
1.
Основные средства и прочие внеоборотные активы – всего,
813
в том числе:
1.1.
Оборудование и техника (по первоначальной стоимости)
953
1.2.
Амортизация
140
2.
Оборотные активы – всего, в том числе:
236,054875
2.1.
Запасы готовой продукции
22,403625
2.2.
Запасы сырья и материалов
6,31975
2.3.
Дебиторская задолженность
74,295
2.4.
Денежные средства
133,0365
Баланс
1049,054875
ПАССИВ
1.
Источники собственных средств – всего,
978,231705
в том числе:
1.1.
Уставный (акционерный) капитал
735
1.2.
Нераспределенная прибыль
243,2317
1.2.1. Начальное сальдо
91
1.2.2. Прибыль на плановый год
152,2317
2.
Долгосрочные кредиты
3.
Краткосрочные обязательства – всего, в том числе:
70,82317
3.1.
Кредиторская задолженность по налогам
48,07317
3.2.
Прочая кредиторская задолженность
22,75
Баланс
1049,054875
10. Оценим эффективность прогноза по показателю чистой рентабельности активов.
R= (ЧП/Активы) *100%
Факт: R=79,8/885,5= 0,09011 (9,01%)
Прогноз: R= 152,231705/1049,054875=0,145113 (14,51%)
Чистая рентабельность активов в прогнозируемом году увеличилась на 5,5% в сравнении с фактическим годом. Т.е. в базовом (фактическом) году на 1 руб. активов предприятия приходилось 9 копеек прибыли, а в прогнозируемом году эта величина увеличилась до 14,5 копеек. Рост показателя чистой рентабельности активов свидетельствует об эффективности составленного прогноза, о чем также говорит увеличение величины чистой прибыли в прогнозируемом году.
3. Прогнозирование по методу пропорциональных зависимостей.
3.1. Исходная информация.
Определить потребность в дополнительном внешнем финансировании предприятия ОАО «Лидер» на следующий за планируемым год. Предполагаемое увеличение продаж составит ТП =19%. Также предположить полную загрузку производственных мощностей и необходимое увеличение прироста основных активов для обеспечения нового объема продаж составит также 19%. В данном случае все статьи актива, включая основной капитал и текущие обязательства изменяются пропорционально объему продаж. Норму распределения чистой прибыли на дивиденды принять НД=36 %.
Таблица 1. Отчет о прибылях (убытках), млн. руб.
Показатель
Значение
Выручка от продаж
557,84
— Себестоимость реализованной продукции
235,5351
— Торговые и административные расходы
122
Прибыль до уплаты налогов
200,3048
— Налог на прибыль (ставка 24 %)
48,07317
Чистая Прибыль
152,2317
Таблица 2. Баланс предприятия, млн. руб.
Показатель
Значение
АКТИВ
1.
Основные средства и прочие внеоборотные активы – всего,
813
в том числе:
1.1.
Оборудование и техника (по первоначальной стоимости)
953
1.2.
Амортизация
140
2.
Оборотные активы – всего, в том числе:
236,054875
2.1.
Запасы готовой продукции
22,403625
2.2.
Запасы сырья и материалов
6,31975
2.3.
Дебиторская задолженность
74,295
2.4.
Денежные средства
133,0365
Баланс
1049,054875
ПАССИВ
1.
Источники собственных средств – всего,
978,231705
в том числе:
1.1.
Уставный (акционерный) капитал
735
1.2.
Нераспределенная прибыль
243,2317
1.2.1. Начальное сальдо
91
1.2.2. Прибыль на плановый год
152,2317
2.
Долгосрочные кредиты
3.
Краткосрочные обязательства – всего, в том числе:
70,82317
3.1.
Кредиторская задолженность по налогам
48,07317
3.2.
Прочая кредиторская задолженность
22,75
Баланс
1049,054875
Предполагаемое увеличение продаж – 19%.
Норма распределения чистой прибыли на дивиденды – 36%.
3.2. Составление прогноза.
ЧР продаж = ЧП / ВР ∙ 100% = 152,2317 / 557,84 ∙ 100% = 27,29%.
ТрВР=1,19
Так как уровень чистой рентабельности продаж задается на уровне прошлого года, т.е. он не изменяется, следовательно, величина чистой прибыли изменяется пропорционально величине выручки от реализации, т.е. также увеличивается на 189 %.
НерПРпрогноз.года = ЧП∙(1-НД) = ЧРпродаж ∙ ВРпр∙ (1 – НД) = 0,2729 ∙ 1,19 ∙ 557,84 ∙ (1 — 0,36) = 115,9418 млн.руб.
Актив: Вн.Апр = ВнАф ∙ ТрВР = 813 ∙ 1,19 = 967,47 млн. руб.
ОбАпр = ОбАф ∙ ТрВР = 236,0549 ∙ 1,19 = 280,905 млн.руб.
Всего Апр = 1248,375 млн. руб.
Пассив: УК ≈ const= 735 млн. руб.
ДО ≈ const= 0 млн. руб.
КОпр = КОф ∙ ТрВР = 70,82317 ∙ 1,19 = 84,2796 млн. руб.
НерПРпр = НерПРнг +НерПРпрогноз.года = 243,2317 + 115,9418 = 359,1735 млн. руб.
Всего Ппр = 1178,4531 млн.руб.
Апр — Ппр = 1248,375 – 1178,4531 = 69,9219 млн.руб. > 0, следовательно возникает потребность в дополнительном внешнем финансировании (ПДВФ).
Для обеспечения прогнозируемого объема продаж требуются новые капитальные вложения в сумме 154,47 млн.руб.
При этом прирост оборотных активов должен составить 44,8502 млн.руб.
Возрастание источников финансирования не покрывает увеличивающиеся потребности, образуется дефицит в сумме 69,9219 млн.руб.
Таким образом, для обеспечения заданного объема продаж предприятию необходимо привлечь 69,9219 млн.руб. собственных или заёмных средств.
Заключение.
продолжение
--PAGE_BREAK--