--PAGE_BREAK--
2.
АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В СПК «ПРОГРЕСС»
2.1.
Задачи и источники информации
Обобщающая оценка финансового состояния предприятия дается на основе таких результативных финансовых показателей, как прибыль и рентабельность.
Прибыль и рентабельность – важные показатели эффективности производства. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности предприятия, а с другой – источник доходов государственного и местного бюджетов.
Цель итогового анализа: дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние издержек на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванных рыночной конъюнктурой. Важно при этом учитывать не только размеры и прирост прибыли, но и уровень рентабельности: знать, сколько прибыли получено на каждый рубль производственных фондов.
На величину прибыли и уровень рентабельности оказывают влияние многие факторы. Прибыль и рентабельность предприятия являются обобщающими показателями интенсификации производственной и маркетинговой деятельности.
Для предприятий важное значение имеет распределение прибыли на часть, отчисляемую в государственный и местный бюджет, и на часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Прибыль на собственные нужды распределяется на капитальные вложения по техническому перевооружению и расширению производства, развитию собственных оборотных средств, на материальное поощрение работников, на социально-культурные мероприятия и строительство жилья, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Для углубленного анализа прибыли целесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер.
К группе внешних факторов относятся:
- природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обуславливающие дополнительную прибыль – у других;
- изменения, не предусмотренные планом предприятия, оптовых цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;
- нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
Руководитель предприятия заинтересован в том, чтобы в конкурентной борьбе получить максимум прибыли. Этот максимум он стремится обосновать аналитическими расчетами.
Экономический анализ – важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.
В задачи анализа финансовых результатов входят:
- оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;
- изучение составных элементов формирования балансовой прибыли;
- выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;
- выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
· прибыль от продажи продукции и товаров;
· прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
· прибыль от реализации основных средств;
· прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
· прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
· прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Основными методами планирования прибылиявляются:
· метод прямого счета;
· аналитический метод;
· метод совмещенного расчета.
Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов:
1)анализируется прибыль по составу в динамике;
2)проводится факторный анализ прибыли от реализации;
3)анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и расходы;
4)анализируется формирование чистой прибыли на накопление и потребление;
5)дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление;
6)анализируется использование прибыли на накопление и потребление;
7)разрабатываются предложения к составлению финансового плана.
Анализ состава прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие.
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов, прибыли служат данные финансовой отчетности ф.2 «Отчет о прибылях и убытках», ф.1 «Бухгалтерский баланс», данные финансового плана.
2.2. Анализ валовой прибыли предприятия
Прибыль как главный результат производственной деятельности обеспечивает потребности предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от деятельности предприятия.
Важными факторами роста прибыли, зависящим от деятельности предприятий, являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями; снижение ее себестоимости; повышение качества; улучшение ассортимента; повышение эффективности использования производственных фондов; рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся: изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию; влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и другие.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли.
Отдельной составной частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.
Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть положительными и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящиеся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно отразится на объеме валовой прибыли.
Последним элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, то есть такие, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции. В составе этих внереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы): доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и другие).
Как мы видим, валовая прибыль зависит от пяти факторных показателей.
Таблица 2.2.1
Анализ валовой прибыли в СПК «Прогресс» за 2007-2009 гг.
2007
2008
2009
(+,-)
Выручка тыс.руб.
5845
7496
5034
-811
Себестоимость тыс.руб.
5075
6625
4235
-840
Валовая прибыль тыс.руб
770
871
799
+29
Как показывает таблица, выручка на предприятии снизилась за анализируемый период на 811 тыс.руб. В 2005 г. она составила 5845 тыс. руб., а в 2009г. 5034 тыс.руб. или 86,1% от базисного года. Себестоимость продукции также уменьшилась. Она составляла в 2005 г. – 5075 тыс.руб., а в 2009г. 4235 тыс.руб., или на 840 тыс.руб. меньше. В связи с тем, что выручка предприятия снизилась на 811 тыс. руб., а себестоимость на 840 тыс. руб., валовая прибыль в хозяйстве увеличилась в отчетном году на 29 тыс. руб.
Окончательным финансовым результатом деятельности СПК «Прогресс» является балансовая прибыль, которая включает в себя следующие элементы: прибыль от реализации продукции и расходы на уплату налогов и сборов.
Таблица 2.2.2
Анализ состава и динамики балансовой прибыли за 2007-2009гг.
Анализируя таблицу. мы видим, что прочие доходы в СПК «Прогресс» в 2007г. составили 1715 тыс.руб., в 2009 г. 2805 тыс.руб. или на 1090 тыс.руб. больше. Большую часть прочих доходов составляют субсидии из бюджета. В 2007 г. они составили 68,5 % от общей суммы доходов или 1175 тыс.руб., а в 2009г. 64,3% или 1804 тыс.руб.
Проценты по кредитам за анализируемый период уменьшились на 161 тыс.руб. Прочие расходы увеличились на 626 тыс.руб. Прибыль до налогообложения составила в 2007 г. 913 тыс.руб. в 2009г. 1567 тыс.руб. или на 71,6% выше. Абсолютное отклонение составило 654 тыс.руб. Платежи из прибыли В 2007г.составили 73 тыс.руб., в 2008 г. 122 тыс.руб. в 2009г. 45 тыс.руб. Чистая прибыль в анализируемом периоде увеличилась на 682 тыс.руб.
2.3. Анализ прибыли от реализации продукции
Основную часть прибыли СПК «Прогресс» получает от реализации сельскохозяйственной продукции.
Прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость.
Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих разных условиях прямо пропорциональная. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия не отложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, служат применяемые цены. Свободные цены в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции, зависящее от технического совершенствования ее производства, проведение работ по модернизации.
Далее рассмотрим анализ прибыли от реализации продукции. Таблица представлена в приложении 1.
Анализируя таблицу в приложении 1, мы видим, что в 2007 г. прибыли получено 207 тыс. руб., в т.ч. от растениеводства – 194 тыс. руб. или 93,7% от общей суммы прибыли, и от животноводства- 13 тыс. руб. (6,3%). Больше всего прибыли в 2007г. получено от реализации овса – 116 тыс. руб.
В 2008г. картина изменилась. Прибыли было получено 745 тыс. руб. и по растениеводству сумма прибыли составила 745 тыс.руб.(58,5% ), а по животноводству – 309 тыс.руб. (41,5 %). Более рентабельно стало молоко – получено 610 тыс. руб. прибыли (рентабельность составила 32,2 %), а также реализация пшеницы – 222 тыс. руб. прибыли (рентабельность – 85,3 %). И овса – 184 тыс. руб. прибыли (рентабельность – 36,6% ).
В 2009 году хозяйство получило 517 тыс.руб. прибыли, в т.ч. от растениеводства – 87 тыс.руб., от животноводства – 430 тыс.руб. Больше всего прибыли было получено от реализации молока – 569 тыс.руб. и от реализации зерно – 75 тыс.руб.
В целом по хозяйству в анализируемом периоде прибыль выросла на 310 тыс. руб., в том числе по растениеводству мы видим уменьшение прибыли на 107 тыс. руб., а по животноводству увеличение на 417 тыс. руб. В основном увеличение прибыли в анализируемом периоде произошло из-за увеличения прибыли по молоку на 568 тыс. руб. по сравнению с 2007 г.
2.4. Анализ использования прибыли
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей руководителей и формирование доходов государства.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дельнейшее развитие деятельности предприятия. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям, дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий, производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, осуществляются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам. Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.
Прибыль используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций.
Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.
Основная задача анализа использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника, сумма прибыли на одного работника, один рубль основных производственных фондов.
Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменение суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды.
Данные таблицы отражают процесс формирования налогооблагаемой и чистой прибыли и распределение ее в фонды предприятия. Анализ формирования и использования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась общая сумма средств отчислений в фонды.
Таблица 2.4.1
Использование прибыли, тыс. руб.
Показатель
План
Факт
Абсолютное отклонение
1. Прибыль от реализации продукции
850
799
-51
2. Прибыль от прочих видов деятельности
3. Балансовая сумма прибыли
850
799
-51
% к уплате
900
829
-71
Внереализационные доходы
2910
2805
-185
4. внереализационные расходы
1200
1208
+8
5. Налогооблагаемая прибыль
1660
1567
-93
6. Платежи из прибыли
60
45
-15
7. Чистая прибыль
1600
1522
-78
8. Распределение чистой прибыли:
в фонд накопления
880
897
+17
в фонд потребления
400
320
-80
ФМП
80
76
-4
ФСР
240
229
-11
9.Доля в чистой прибыли, %:
фонда накопления
55
59
+4
фонд потребления
25
21
-4
ФМП
5
5
-
ФСР
15
15
-
При сравнении фактических данных 2007 года с планом, чистая прибыль уменьшилась на 78 тыс. рублей, это связано со снижением внереализационных доходов на 71 тыс. рублей. Распределение предполагаемой чистой прибыли в фонды увеличилось в Фонд накопления на 17 тыс. рублей, в Фонд потребления сократилось на 80 тыс. рублей.
Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли. Значит, для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа.
Таблица 2.4.2
Расчет влияния факторов на размер отчислений в фонды предприятия
Вид фонда
Сумма отчислений, тыс. руб.
Доля отчислений, %
2007
2008
2009
2007
2008
2009
Откл.
откл
Накопления
458
677
819
+361
54,5
52,3
53,8
-0,7
Потребления
198
319
370
+172
23,6
24,7
24,3
+0,7
Материальной помощи
75
110
137
+62
8,9
8,6
9,0
+0,1
Социального развития
109
185
196
+87
13,0
14,4
12,9
-0,1
Чистая прибыль
840
1291
1522
+682
100
100
100
х
Анализируя распределение прибыли за три года, можно говорить об увеличении распределяемой чистой прибыли в фонды. Сравнивания 2009 год с 2007 годом сумма отчислений в фонды увеличилась на 682 тыс. рублей. Это связано с ростом чистой прибыли.
В фонд накопления чистая прибыль поступает на совершенствование технологии и организацию производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции, на приобретение основных средств. В фонд потребления – на улучшение условий организации труда, на стимулирование работников.
Материальная помощь включает расходы на бесплатное питание работников.
Руководителю предприятия необходимо с каждым годом увеличивать сумму отчислений в фонды. От этого зависит дальнейшая производственная деятельность предприятия. продолжение
--PAGE_BREAK--
3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
Прибыль как основная форма денежных накоплений на СПК «Прогресс» представляет собой разницу между выручкой от реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда основными источниками роста прибыли являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, улучшение ассортимента продукции, а также среднереализационная цена единицы продукции.
В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь приведенных факторов.
Основной источник денежных накоплений СПК «Прогресс» – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции растениеводства и животноводства.
Поэтому для увеличения размера выручки от реализации продукции и соответственно прибыли нужно увеличить количество выпускаемой продукции: мяса, молока, зерна и прочей продукции, качество произведенной и реализованной продукции. Виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем выручки от реализации продукции, а следовательно, прибыли.
Важная задача предприятия – получить прибыль при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного использования.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Так, как основными источниками получения прибыли в хозяйстве является реализация продукции растениеводства и животноводства, рассмотрим пути повышения прибыли в данных отраслях.
По растениеводству увеличение прибыли можно достичь благодаря следующим факторам:
· увеличение посевных площадей выращиваемых культур;
· улучшение качества семян;
· увеличение урожайности зерновых;
· увеличение объема производства зерна;
· увеличение товарности зерна;
· увеличение цены реализации, благодаря улучшению качества продукции;
· снижение себестоимости продукции.
Для анализа и изыскания резервов увеличения прибыли возьмем данные отчетного 2009 года.
Таблица 3.1
Из этих данных, мы видим, что в СПК « Прогресс» в 2009 г. было посеяно 1200 га. зерновых, но ввиду плохих погодных условий было убрано только 940 га. т.е. 260 га остались неубранными. Урожайность зерновых на убранной площади невысокая и составляет 6,4 ц/га. Валовый сбор зерна составил 5974 ц. Реализовано 5974 ц. т.е. уровень товарности составил 9,2 % Хозяйство от реализации зерна получило прибыль 75 тыс. руб. Рентабельность производства зерна составила 45%.
Основными направлениями получения прибыли в животноводстве являются следующие:
· увеличение поголовья скота;
· улучшение качества кормовой базы;
· увеличение продуктивности коров;
· увеличение объема производства молока;
· увеличение уровня товарности;
· улучшение качества молока и цены реализации;
· снижение себестоимости продукции;
Данные для анализа представлены ниже в таблице.
Таблица 3.2
На основании предложенных данных рассмотрим состояние молочного направления в животноводстве. Мы видим, что в хозяйстве 150 голов коров. Валовый надой молока составил 3780 ц. Продуктивность на1 г. – 2520 кг. В 2009 г. реализовано 2807 ц. молока, т.е. уровень товарности равен 74,3%. Хозяйство от реализации молока получило прибыль 569 тыс.руб. Рентабельность производства молока составила 31,4 %.
На основании вышеизложенного, мы попробуем рассчитать резервы увеличения прибыли в хозяйстве.
Таблица 3.3
Резерв роста объема производства в СПК «Прогресс»
Зерно
Факт
План
Молоко
Факт
План
Посевная площадь, га
940
1200
Поголовье, г.
150
200
Урожайность, ц/га
6,4
10,0
Продуктивность, кг
2520
3000
Валовый сбор, ц.
5974
12000
Валовый надой, ц.
3780
6000
Как видно из таблицы, даже оставляя посевные площади на уровне 2009г. ( в 2009г. посевная площадь 1200га., убранная 970 га.) и только при уборке ее полностью и определенные сроки, и при увеличении урожайности до 10ц/га., валовый сбор зерна в хозяйстве увеличится до 12000ц., т.е. практически в 2 раза.
По молоку — увеличивая поголовье коров на 50 г. и при увеличении продуктивности до 3000кг., можно добиться увеличения валового надоя до 6000ц. в год.
Таблица 3.4
Резерв роста объема реализации в СПК «Прогресс»
Зерно
Факт
План
Молоко
Факт
План
Валовый сбор, ц.
5974
12000
Валовый надой, ц.
3780
6000
Уровень товарности,%
9,2
20
Уровень товарности,%
74,3
80
Реализовано зерна ц
553
2400
Реализова.молока, ц.
2807
4800
Анализ данной таблицы показывает, что при возможном валовом сборе зерна до 12000ц. и увеличивая товарность до 20%, хозяйство может реализовать дополнительно до 2400 ц. зерна.
А по молоку – при возможном валовом надое молока до 6000ц. и при уровне товарности до 80 %, реализация молока увеличится до 4800ц., т.е. на 1993 ц. больше, чем в 2009г.
Таблица 3.5
Резерв увеличения прибыли за счет увеличения реализации продукции
в СПК «Прогресс».
Зерно
Факт
План
Молоко
Факт
План
Объем реализации, ц
553
2400
Объем реализации, ц
2807
4800
Факт сумма прибыли на1ц. реализ.продукции
135,62
135,62
Факт сумма прибыли на 1ц.реал.продукции
202,71
20271
Прибыль, тыс.руб.
75
325,5
Прибыль, тыс.руб.
569
973,0
Таким образом, за счет увеличения объема производства и увеличения уровня товарности хозяйство может иметь возможность получить прибыль до 325 тыс.руб. по зерну, и до 973 тыс.руб. по молоку.
Далее рассмотрим резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости.
Снижение себестоимости выпускаемой продукции можно достичь двумя способами: увеличением объема производства и снижением затрат на производство. Увеличение объема производства мы уже рассчитали выше. По растениеводству это выразилось в увеличении посевных площадей и увеличении урожайности, по животноводству – в увеличении поголовья и в увеличении продуктивности коров. Конечно же, для увеличения объема потребуются дополнительные затраты и, поскольку постоянные затраты не изменятся, а увеличатся только переменные, попробуем, исходя из этого, рассчитать резерв снижения себестоимости по основным видам продукции 6 молоку и зерну.
Таблица 3.6
Резерв снижения себестоимости по основным видам продукции по СПК «Прогресс»
Зерно
Молоко
факт
возможный
факт
возможный
Фактические затраты
2199
3320
2262
3151
Из них постоянные
1820
1820
1964
1964
переменные
379
1500
298
1187
Объем продукции
5974
12000
3780
6000
Себестоимость
368,09
276,67
598,4
525,2
Резерв снижения затрат
х
91,42
х
73,2
Возможный объем реализации
х
2400
х
4800
Возможный резерв прибыли
х
219,4
х
351,3
Далее рассмотрим резерв увеличения прибыли за счет улучшения качества зерна и молока и увеличения закупочных цен на эту продукцию. Поскольку, на продукцию лучшего качества и закупочная цена выше, то при улучшении качества реализуемой продукции, хозяйство будет иметь возможность продавать продукцию по более высокой цене, тем самым увеличивая размеры прибыли.
Таблица 3.7
Резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены реализации в СПК «Прогресс»
Зерно
Молоко
факт
возможный
факт
возможный
Объем реализации, ц
553
2400
2807
4800
Цена реализации, руб.
435,8
500
847,2
900
Резерв цены реализации, руб.
х
64,8
х
52,8
Резерв прибыли, тыс.руб.
х
155,5
х
253,4
Далее обобщим результат анализа резервов увеличения прибыли в одну таблицу.
Таблица 3.8
Обобщение резервов роста прибыли в СПК « Прогресс»
Источники увеличения прибыли
Зерно
Молоко
Итого
Увеличение объема производства и объема продаж
325,5
973
1298,5
Снижение себестоимости продукции
219,4
351,3
570,7
Улучшение качества продукции и увеличение закупочных цен
155,5
253,4
408,9
Итого:
700,4
1577,7
2278,1
Освоение резервов роста прибыли на имеющихся производственных мощностях без дополнительных капитальных вложений, а следовательно и без увеличения суммы постоянных затрат, позволит увеличить не только прибыли предприятия, но и запас его финансовой прочности.
Выручка от реализации продукции увеличится за счет объема продаж на 1298,5 тыс. рублей и за счет повышения качества продукции – на 408,9 тыс. рублей, за счет снижения себестоимости- на 570,7тыс.руб., тем самым увеличивая прибыль в хозяйстве на на сумму 2278,1 тыс. рублей.
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей СПК «Прогресс» и формирование доходов государства.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства.
Предприятие, обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.
Анализируя изменение суммы отчислений чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является чистая прибыль. Поэтому с увеличением чистой прибыли повышаются отчисления в фонды.
Руководитель СПК « Прогресс » должен уделить больше внимания на отчисления в фонд накопления: на развитие производства, на увеличение оборотного капитала, в фонд потребления, на социальные выплаты. Если увеличение средств, направленных на потребление, сопровождается ростом производительности труда, снижением коэффициента текучести кадров, повышением уровня квалификации работников, то использование прибыли на потребление является экономически эффективным.
Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
продолжение
--PAGE_BREAK--