--PAGE_BREAK--
2. Основные задачи и совершенствование пенсионного фонда РФ
Назначение и выплата трудовых пенсий и определенных видов пенсий по
государственному пенсионному обеспечению, финансирование расходов на выплату и доставку этих пенсий; организация и ведение персонифицированного учета в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (1996 с изменением и дополнением 2001); подготовка и внесение в Правительство РФ законопроектов о бюджете ПФР на очередной год и отчете об исполнении бюджета ПФР за прошедший год, а также предложений и законопроектов о реформировании и совершенствовании системы государственного пенсионного обеспечения (страхования); межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда РФ; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по пенсионным вопросам; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; разъяснительная, работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда РФ.
Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Пенсионный фонд РФ до вступления в силу части II Налогового кодекса РФ осуществлял также контроль за своевременным и полным поступлением в пенсионный фонд РФ страховых взносов. С 1 января 2001 функция сбора единого социального налога (взноса) передана Министерству РФ по налогам и сборам. Согласно Федеральному закону от 27 ноября 2001 № 155-ФЗ ПФР выплачивает доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающим пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовым источником этих выплат является тариф взносов, устанавливаемый сверх ставки социального налога для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В соответствии с законодательством [включая часть II Налогового кодекса РФ и Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (2001)] бюджет ПФР формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета РФ, направляемых целевым образом на финансирование установленное законом расходов, средств, возмещаемых ПФР в связи с назначением досрочных пенсий безработным, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
За счет бюджета пенсионного фонда РФ финансируется выплата пенсий, предусмотренных законодательством РФ, включая трудовые пенсии (в том числе трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца), социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Средства бюджета пенсионного фонда РФ, в соответствии с федеральным законом о бюджете пенсионного фонда РФ, направляются также на доставку пенсий, выплачиваемых за счет этого бюджета, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика. Расходы, не предусмотренные бюджетом пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета пенсионного фонда РФ создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете пенсионного фонда РФ. В соответствии с пакетом законов по пенсионной реформе, принятых в декабре 2001, с 1 января 2002 за счет средств федерального бюджета выплачиваются базовые пенсии, устанавливаемые согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (2001) и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (пенсии федеральным государственным служащим, военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, социальные пенсии нетрудоспособным гражданам) в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (2001) (включая организацию доставки указанных пенсий). Кроме того, за счет средств федерального бюджета РФ, согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании» (2001), должна возмещаться уплата страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом. После создания пенсионного фондаРФ его функции и организация работы уточнялись путем принятия законодательно нормативных актов в ходе дальнейшего реформирования пенсионной системы России. Наиболее существенные изменения в деятельность пенсионного фонда РФ внесены Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и Указом Президента РФ от 27 сент. 2000 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». В соответствии с законом пенсионный фонд РФ создал систему индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав граждан, в которой на конец 2001 зарегистрировано более 70 миллионов лиц из числа занятого населения. Создаваемые в системе персонифицированного учета и поддерживаемые в актуальном состоянии индивидуальные лицевые счета граждан, в которых накапливается информация об их стаже, заработке и уплаченных в бюджет пенсионной системы страховых взносах (налоге), являются основой для назначения пенсий (Федеральный закон от 5 мая 1977 № 77-ФЗ) и дальнейшего реформирования пенсионной системы.
Указ Президента РФ определил новую организационную структуру государственной пенсионной системы. В соответствии с Указом за ПФР закреплены функции назначения и выплаты пенсий. В результате весь пенсионный процесс осуществляется федеральной организацией, обеспечивающей единообразный порядок исполнения федерального пенсионного законодательства и равные условия для всех граждан страны в отношении пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. До принятия Указа на большей части территории России функции назначения и выплаты пенсий осуществлялись органами социальной защиты населения субъектов РФ. Функции, права и обязанности пенсионного фонда РоссийскойФедерации в связи с проводимой в стране с 2002 реформой пенсионной системы определены Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (2001). Закон возлагает на пенсионный фонд РФ функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Для реализации своих функций пенсионный фонд РФ создал и поддерживает в актуальном состоянии информационные базы застрахованных лиц, пенсионеров, страхователей по обязательному пенсионному страхованию.
Совершенствование пенсионной системы РФ
При планировании пенсионной реформы возникает необходимость учета российской специфики в организации пенсионного обеспечения. Этот вопрос исключительно важен в свете того факта, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, характеризуются многообразием национальных особенностей. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.
Начиная с 1995 года, доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению — обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. И в 2001 г. была проведена пенсионная реформа, вступившая в силу в 2002 г. теперь пенсия подразделяется на три части — базовая, страховая и накопительная, что должно гарантировать благосостояние граждан после выхода на пенсию. Также в целях повышения собираемости средств в пенсионный фонд была снижена ставка единого социального налога до 26 %, 20 % из которых идут в пенсионный фонд. Однако средств в пенсионном фонде по-прежнему не хватает, и выплата пенсии происходит за счет профицитного дохода бюджета.
Можно выявить различные причины такой ситуации: 1. Старение населения, которое происходит за счет сокращения рождаемости и трудоспособных граждан. И в связи с этим с каждым годом на каждого работающего человека приходится все больше не работающих. 2. несмотря на то, что после снижения ставки ЕСН многие предприятия легализовали свои выплаты, но практика «серой» заработной платы по-прежнему имеет место, и часть доходов остается неучтенными.
К косвенным причинам, оказавшим влияние на нынешнее положение Пенсионного фонда, можно отнести, что пенсионные программы предполагают длительных сроков, чтобы начать правильно функционировать, у нас же реформы по-прежнему продолжаются. Прежние нововведения еще не заработали, а вводятся новые положения.
Проблема дефицита средств пенсионного фонда является достаточно острой, особенно в связи с прогнозируемым снижением профицита государственного бюджета, когда федеральный бюджет не сможет дополнительно ассигновать бюджет Пенсионного фонда. И в настоящее время появляются новые предложения по поводу увеличения средств Пенсионного фонда, такие как увеличение ставки единого социального налога до 30 %, что повысит доходы фонда; изменения возраста выхода на пенсию, скорее всего, увеличение его до 65 лет для мужчин, и до 60 — для женщин. На самом деле, ничем, кроме провала, это не назовешь, поскольку расчеты всех пенсионных схем, которые делались под накопительную пенсионную систему, под конкретные показатели накопительной части в общей сумме социальных платежей и отчислений в Пенсионный фонд, делались, исходя из статистики, в том числе, из статистики средней продолжительности жизни после выхода на пенсию. И если сейчас менять базовые показатели, одним из которых является возраст выхода на пенсию, то, естественно, все ломается. Попытки то в одном месте латать дырку, изымая из накопительной системы очередную возрастную группу, то в другом месте латать дыру увеличением возраста выхода на пенсию и так далее. Этими попытками мы просто откажемся от пенсионной реформы, как она была задумана, и реализуем не пенсионную реформу, а пенсионную контрреформу, где базовые принципы останутся теми же, но будет наблюдаться явное ухудшение.
В ближайшее время на заседании правительства предполагается рассмотреть вопрос о комплексе мер по совершенствованию пенсионной системы, подготовка которого поручена трем министерствам — Минздравсоцразвития, Минэкономразвития и Минфину РФ. И как часто бывает, у каждого из этих министерств есть своя точка зрения на то, каким путем продвигать пенсионную реформу. Кроме того, у профессиональных участников фондового рынка, задействованных в реформе (управляющих компаний и пенсионных фондов), есть свои предложения по развитию рынка пенсионных услуг. Основная проблема, которую госчиновникам придется решать, заключается в том, что, с одной стороны, Пенсионный фонд РФ уже в настоящее время испытывает дефицит средств для финансирования выплат текущих пенсий, а в дальнейшем этот дефицит будет только расти, а с другой стороны — существует достаточно большой объем ресурсов, представляющих собой накопительную часть пенсий (средства, переданные в управление «Внешэкономбанка»), которые приносят доход ниже уровня инфляции, т.е. попросту обесцениваются.
Минздравсоцразвития РФ предлагает дать возможность гражданам отказаться от накопительной части пенсий в пользу страховой
В предложениях, подготавливаемых Минздравсоцразвития, одной из центральных тем является тема повышения уровня пенсионного обеспечения нынешних пенсионеров, при этом ставится цель обеспечить выплаты пенсионерам на уровне не ниже прожиточного минимума в регионе. Учитывая же тот факт, что выплата пенсий Пенсионным фондом РФ (ПФР) даже на текущем уровне при существующей схеме поступления средств в фонд является непосильной задачей, которую он сейчас решает за счет подпитки из федерального бюджета, становится понятным, что достичь поставленных целей, можно лишь увеличив поступления в ПФР.
По мнению руководства Минздравсоцразвития, добиться этого можно, изменив финансовые потоки, в частности, увеличив долю поступлений в страховую систему за счет соответствующего снижения объема накопительной части пенсии. В министерстве считают, что при введении обязательного накопления средств на пенсию в 2002 году застрахованным лицам не была предоставлена возможность отказаться от такого способа зарабатывания пенсии. Только возможность выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ), частную управляющую компанию (УК), либо по умолчанию — доверить средства пенсионных накоплений государственной управляющей компании. В итоге, как известно, 95 % застрахованных не проявили интерес к новым открывшимся возможностям преумножения средств пенсионных накоплений и предпочли остаться «молчунами». Отчисляемые в их пользу средства вкладываются через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) в государственные ценные бумаги, доходность по которым не обеспечивает рост средств пенсионных накоплений выше уровня инфляции, что ведет к их постепенному обесцениванию. Обсуждаемую второй год идею разделить средства «молчунов» между частными компаниями, не спрашивая мнения застрахованных лиц, Минздравсоцразвития России не поддерживает. В качестве альтернативного варианта, министерство предлагает, начиная с 2008 г., вообще отказаться от передачи средств «молчунов» в управление «Внешэкономбанку», а учитывать их на лицевых счетах в Пенсионном фонде с начислением процентов на уровне доходности государственной управляющей компании от ранее сформированных накоплений «молчунов», но не ниже инфляции. При этом суммы поступающих накопительных взносов «молчунов» направлялись бы на две цели: на обеспечение перевода накоплений в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании (УК) по выбору застрахованных лиц, а также на выплату текущих пенсий. Последнее может заменить финансирование дефицита Пенсионного фонда за счет средств федерального бюджета, который наполняется в том числе за счет продажи все тех же государственных ценных бумаг.
В предложениях Минздравсоцразвития не содержится положений, полностью ведущих к ликвидации частных способов управления средствами пенсионных накоплений, однако предлагается в перспективе (до 2013 года) предоставить гражданам право выбора, в том числе и возможность отказаться от их формирования. В результате, застрахованный мог бы сделать выбор в пользу зарабатывания страховой части пенсии в ПФР в большем объеме за счет страховых взносов, без обязательного отвлечения их части на накопление. Одновременно министерство предлагает ввести возможность добровольного участия в накопительной пенсионной системе всех тех поколений застрахованных лиц, которые были незаслуженно исключены из нее в 2005 году, либо не допускались вовсе. Добровольные платежи граждан при этом могли бы стимулироваться соплатежами государства в пропорции 2:1, а также другими способами, в частности, предоставлением налогового вычета на сумму уплаченных взносов, что позволило бы каждому повысить размер своей будущей трудовой пенсии.
Минэкономразвития и Минфин против сокращения трехуровневой пенсионной системы до двухуровневой
В противовес идеям Минздравсоцразвития, другие министерства, озадаченные проблемой совершенствования пенсионной реформы, прежде всего Минэкономразвития и Минфин, настроены на то, чтобы более активно продвигать существующую трехуровневую систему. Предложения этих министерств направлены на то, чтобы, не отказываясь от накопительной пенсии, заставить средства так называемых «молчунов» работать более эффективно. Для этого Минэкономразвития предлагает передать их в управление частным управляющим компаниям, определив определенным образом правила отбора УК и условия инвестирования средств.
Согласно подготавливаемым поправкам в закон об инвестировании пенсионных накоплений, средства «молчунов», то есть тех граждан, которые не выбрали частную управляющую компанию, будут автоматически распределяться между частными УК. В то же время предусмотрено, что если гражданин захочет сохранить свои средства в государственной управляющей компании, то он такое право имеет, но для этого ему нужно будет написать уведомление. Предполагается также, что объем средств накопительных сбережений «молчунов», которыми сейчас управляет государственная управляющая компания, останется в управлении этой компании, а передаваться «частникам» будут вновь поступающие средства. Внешэкономбанк при этом в отличие от частных управляющих компаний после принятия закона не сможет инвестировать пенсионные средства в ценные бумаги компаний, оставаясь тем самым управляющей компанией с самой консервативной инвестиционной стратегией.
Частные же управляющие компании смогут вкладывать средства «молчунов» в более широкий круг финансовых инструментов по сравнению с государственной УК, что позволит увеличить доходность инвестиций пенсионных накоплений. Однако, как считают в самих управляющих компаниях, правила инвестирования этих средств, скорее всего, будут более консервативными по отношению к уже существующим вложениям, принятым для средств тех граждан, кто сознательно выбрал ту или иную частную УК и доверил ей управление своими пенсионными накоплениями. Таким образом, можно предположить, что доходность вложений пенсионных накоплений «молчунов», которые будут переведены в управление частным УК, будет лишь немного опережать инфляцию.
В свою очередь министерство финансов не исключает и еще одного варианта, позволяющего, сохранив как таковую накопительную систему, увеличить эффективность работы пенсионных накоплений, находящихся под управлением Внешэкономбанка. В частности, Минфин РФ готовит предложения по расширению круга доступных для государственной управляющей компании финансовых инструментов, в которые могут быть вложены пенсионные накопления, в том числе не исключается возможность вкладывать их в акции.
Однако такой вариант тоже не может считаться идеальным, поскольку в этом случае в определенной степени будет размыта граница между инвестиционными стратегиями частных УК и государственной. При этом инвестиционную стратегию Внешэкономбанка вряд ли уже можно будет назвать консервативной, так как вложения в акции, пусть даже и в незначительном объеме, могут принести существенные убытки в случае сильных потрясений на фондовых рынках. Ведь не секрет, что российские «голубые фишки» в большинстве своем «ходят» в одном направлении, и поэтому в случае негативной конъюнктуры они будут падать все вместе. Тем самым государство лишает застрахованных лиц возможности выбора реально консервативной стратегии, в принципе не подразумевающей вложений в инструменты с нефиксированной доходностью (а кто как не государство должно предоставить такую возможность).
Есть еще одна опасность того, что Внешэкономбанк может получить приблизительно равные инвестиционные возможности с частными УК, заключается в том, что на рынке будет создан доминирующий игрок, обладающий огромными денежными ресурсами, которому будет очень сложно противостоять. В такой ситуации возникает уже угроза самому фондовому рынку, ведь нормальный рынок — это когда идет столкновение интересов покупателей и продавцов, а в данном случае будет перевес одной стороны, что сначала может привести к перекосам, а затем и к фондовому кризису. Кроме того, такой подход явно не будет стимулировать граждан делать какие-либо телодвижения в плане реального управления своими пенсионными накоплениями. А это, в определенной степени, будет тормозить динамику развития некоторых секторов финансового рынка, в частности, индустрии негосударственных пенсионных фондов.
РСПП предлагает свои меры по модернизации пенсионной системы РФ
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает свою модель реформирования пенсионной системы, базирующуюся на введении добровольных отчислений гражданами в накопительную часть трудовой пенсии на паритетных с работодателями основах.
Как следует из предложений рабочей группы РСПП по развитию пенсионных систем, гражданам предлагается предоставить право ежемесячно добровольно перечислять 3 % от своего заработка в выбранный им негосударственный пенсионный фонд для формирования дополнительной накопительной пенсии. В этом случае работодатель обязан перечислить в тот же фонд взнос в размере 3 % от заработка работника из средств, которые должны направляться в единый социальный налог и перечисляться в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии. Вместе с тем, если работник не будет участвовать в новой системе дополнительного финансирования накопительной пенсии, эти 3 % по-прежнему будут направляться в базовую часть пенсии.
Оставшиеся 3 % из 6 % заработка, зачисляемых в ЕСН и направляемых на финансирование базовой части пенсии, предлагается перечислять в страховую часть пенсии в дополнение к существующему сейчас тарифу. Для замещения средств, за счет которых формируется базовая часть пенсии, РСПП предлагает изыскать другие источники в федеральном бюджете за счет общих поступлений, не связанных с налогообложением фонда оплаты труда. Эту систему предлагается ввести в действие с 2008 г.
В настоящее время финансирование пенсионных взносов за счет ЕСН осуществляется следующим образом: за граждан старше 1967 года рождения в базовую часть отчисляется 6 % от заработка, в страховую часть — 14 %, в накопительную часть пенсии платежей не предусмотрено. За граждан от 1967 года рождения в базовую часть перечисляется 6 %, в страховую — 10 % (с 2008 года — 8 %). В накопительную часть пенсии идут 4 % от заработка (с 2008 года — 6 %).
В случае реализации предложенных РСПП мер у «старшей» возрастной группы (до 1967 г.р.) отчисления в страховую часть пенсии будут увеличены до 17 %, взнос в дополнительную накопительную пенсию составит 3 %. У граждан от 1967 г.р. размер взноса в страховую часть с 2008 года составит 11 %, в накопительную часть — 6 %, в дополнительную накопительную пенсию — 3 % от заработка.
Стимулирование добровольных пенсионных отчислений позволит в будущем избежать многих проблем
Если в вопросе о том, что делать с обязательными пенсионными отчислениями мнения различных министерств расходятся, то необходимость стимулирования граждан к дополнительным добровольным пенсионным отчислениям практически никем не оспаривается. Всему виной демографическая ситуация в стране — снижение рождаемости и количественный рост лиц пенсионного возраста увеличивает нагрузку на активно работающих граждан. А это означает, что решить проблему достойного пенсионного обеспечения без увеличения налоговой нагрузки или пенсионного возраста, а возможно даже и обоих параметров, можно лишь за счет средств самих граждан, которые постепенно копили бы себе «на старость».
Среди предложений, которые выдвигаются в этой связи, можно отметить такие меры стимулирования как софинансирование дополнительных отчислений граждан в определенной пропорции со стороны государства, предоставление налоговых льгот в отношении такого рода отчислений, возможность капитализировать пенсионные накопления, в случае если гражданин продолжает работать и отчислять денежные средства в пенсионную систему после своего выхода на пенсию.
Однако этого будет недостаточно без существенных изменений законодательства, касающегося деятельности негосударственных пенсионных фондов, которые должны будут аккумулировать средства в рамках добровольных пенсионных программ. В настоящее время успешному развитию в России негосударственного пенсионного обеспечения мешают, прежде всего, отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, непродуманный порядок налогообложения НПФ, отсутствие качественного информирования населения. Действующая система налогообложения не стимулирует развитие негосударственного пенсионного обеспечения, поскольку фактически является двойной: полученный от инвестирования доход облагается налогом на прибыль, а при получении пенсионных выплат уплачивается налог на доход. Материал подготовлен специалистами Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). /9/
Пенсионное обеспечение является серьезным вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем. В России пенсионное обеспечение как таковое начало существование в 1927 г. и носило характер государственного обеспечения. Со временем в такой системе поддержки граждан, имеющих право на пенсионные выплаты, появлялось все больше проблем, и возникал все больший дефицит средств. Тогда был предпринят переход к европейской пенсионной системе, носящей страховой характер, когда посредствам взносов работающего населения обеспечивались выплаты пенсионерам. Но в настоящее время и эта система уже малоэффективна, так как количество пенсионеров растет, количество работающих граждан падает, а дальнейший рост налогового бремени на социальные нужды может подорвать налоговую дисциплину. И в 2002 года была проведена новая пенсионная реформа в основу, которой легла чилийская система пенсионного обеспечения. Была введена накопительная часть трудовой пенсии, когда каждый гражданин в течение «трудовой жизни» копит на «достойную старость». Система, имеющая явные преимущества в современных условиях, но необходимо учитывать и национальные особенности населения, и качество жизни, и уровень стабильности экономики. Большая часть населения страны не готова доверить вои пенсионные накопления только что образовавшимся негосударственным пенсионным фондам, так как стабильность экономики России по-прежнему взывает сомнения. Да и в целом, реформирование пенсионной системы требует достаточно длительных периодов, чтобы начать функционировать, так как это было запланировано. Однако проблема дефицита средств ПФР существует сейчас, в результате чего реформы продолжаются. В настоящее время намечается совершенствование существующей пенсионной системы. Основные направления реформирования пенсионной системы определил президент РФ Д. Медведев — «Это улучшение действия страховых принципов пенсионной деятельности, это развитие накопительных механизмов, когда мы получаем возможность софинансирования пенсионных выплат путем привлечения денежных средств, как федерального бюджета, так и денежных средств, которые принадлежат самим гражданам — будущим пенсионерам, и средств работодателей». При этом совершенствование пенсионной системы «должно идти неразрывно с общим увеличением пенсий». В настоящие время ассигнования Пенсионного Фонда федеральным бюджетом происходит на уровне 50 %, и в дальнейшем рост дефицита ПФР будет наблюдаться еще острее. Существуют различные мнения по поводу разрешения данной проблемы, и некоторые из них были отмечены выше. На мой взгляд, может быть целесообразным повышение ставки ЕСН до 30 %, так как накопительная система не распространяется на нынешних пенсионеров и на тех, кто не успел накопить себе пенсию. В дальнейшем же в соответствии с принципами накопительной системы, обеспечит информированность граждан об их возможностях. А так же одним из важных факторов успешного функционирования всей системы — это степень доверия граждан НПФР. Государство по возможности должно страховать риски граждан при вложении в негосударственные фонды средств пенсионных накоплений. продолжение
--PAGE_BREAK--