Реферат по предмету "Финансы"


Пенсионная реформа в РФ 2

--PAGE_BREAK--государственное пенсионное страхование является одним из видов государственного социального страхования, реализуемого через систему финансовых, организационных мер и правовых норм, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов.
Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на материальное обеспечение граждан в случае утраты ими заработка вследствие инвалидности, старости, потери кормильца и других случаев, установленных законодательством.
Таким образом, государственное пенсионное страхование – это совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих обязательный характер для субъектов трудовых отношений, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и для других граждан, и обеспечивающих реализацию гражданами права на получение пенсии из средств бюджета государственного пенсионного страхования, формируемого за счет страховых взносов работодателей и граждан. [6]
Социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления страхового случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми работодателями – с другой; между поколениями застрахованных и работодателей, живущими и работающими на предприятиях в разных регионах страны, занятых на предприятиях различных отраслей и т.д.
Основная особенность пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдельные категории граждан из числа главным образом государственных служащих: военные, служащие правоохранительных органов, определенных сфер государственной власти и т.д.
Законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положения Конституции РФ, гарантирующие всем гражданам страны материальное обеспечение при достижении установленного законодательством возраста, а также при утрате работоспособности.
Пенсионные законодательные акты и нормативные документы, направленные на их реализацию, обеспечивают, с одной стороны, социально-трудовую ориентированность, с другой – экономическую устойчивость системы обязательного пенсионного страхования и ее сбалансированность в рамках рыночной экономики России.
Реформа пенсионной системы, осуществление которой началось с 1 января 2002 года, — долгосрочная экономическая программа, поскольку предусматривает переход (рассчитана на 15-20 лет) от солидарно-распределительной пенсионной системы, сформированной за 70-летний советский период, к комбинированной пенсионной системе, сочетающей в экономически и социально обоснованных пропорциях распределительные и накопительные элементы.[7]
Центральное место в системе правовых актов пенсионной реформы занимают следующие Федеральные законы:
·                          «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ;
·                          «О государственном пенсионном обеспечении в РФ » от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ;
·                          «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ;
·                          «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ.
Ключевой нормативный документ системы законодательных актов пенсионной реформы – Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, поскольку в нем определены права граждан на государственное пенсионное обеспечение, условия установления и размеры всех видов трудовых пенсий.
В связи с его принятием одновременно утратил силу действующий более десятилетия Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. № 340-1, а также Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ, вступивший в силу с 1998 г.
Любые изменения являются относительными и всегда сопряжены с улучшением для одних категорий и ухудшением для других. Проведенная пенсионная реформа – также не исключение: для значительного контингента пенсионеров и застрахованных лиц ее положение повлекли за собой существенные ограничения пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионеров. Однако данным Законом предусмотрено, что во всех случаях эти изменения не могут повлечь за собой каких-либо ухудшений материального положения нынешних пенсионеров, пенсия которым назначена по условиям «старого» Закона РФ № 340-1.
Достаточно радикальное изменение законодательной базы было обусловлено изменением условий назначения, самой формулой исчисления размера трудовой пенсии и порядка ее индексации.
Не менее серьезные изменения претерпели механизмы осовременивания назначенных пенсий для поддержания жизненного уровня и коэффициента замещения заработка, утраченного в результате наступления соответствующего страхового случая. Если раньше индексация трудовых пенсий осуществлялась исходя из темпов роста средней заработной платы в экономике, то теперь размеры индексации будут определяться также с учетом темпов инфляции, роста доходов Фонда, динамикой численности получателей пенсий.
Закон РФ № 173-ФЗ изменил режим предоставления пенсий по условиям труда. Предусматривается постепенный перевод основной части в профессиональные пенсионные системы с финансированием по дополнительному тарифу, что позволит Пенсионному фонду РФ ликвидировать статьи расходов, не обеспеченные страховыми взносами.
Учитывая, что пенсионная реформа затронула интересы нескольких поколений граждан, то большое внимание в данном Законе уделено переходному периоду, в течение которого будут выходить на пенсию застрахованные в системе государственного пенсионного страхования лица, имеющие комбинированный стаж работы как в условиях старого (Закона РФ № 340-1), так и нового (Закона РФ № 173-ФЗ) законодательства. Для обеспечения сохранности и объективной оценки их пенсионных прав предусмотрена специальная схема их конвертации.
Статьей 2 Закона РФ № 173-ФЗ определены важнейшие понятия, являющиеся новыми для российского законодательства.
В новом Законе сохраняются старые нормы о праве выбора пенсии(при наличии права на одновременное получение трудовых пенсий нескольких видов) и а праве на получение двух пенсий в соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ.[8]
В период после начала пенсионной реформы развития системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов и степени доверия к ним населения.
Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обеспечения можно достичь лишь через поэтапное повышение пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.
В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается комбинированная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:
государственное пенсионное страхование как ведущий элемент системы, в соответствии с которым выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется за счет: текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ; средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление; инвестиционного дохода от их размещения;
государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для тех лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, финансируется за счет средств федерального бюджета;
дополнительное пенсионное страхование, осуществляется за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ, — обязательных страховых взносов.
В процессе реформирования необходимо провести изменения нормативных правовых актов по вопросам индивидуального учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. Система персонифицированного учета должна соответствовать требованиям, связанным с введением условно-накопительных и именно накопительных счетов граждан в механизм финансирования пенсий. Одновременно требуется конкретизировать подходы к реформированию льготных пенсий с использованием накопительных механизмов.[9]
Программа реформирования предполагает формирование гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием условно-накопительных счетов граждан, при которых более продолжительная работа и соответственно сокращение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволяют существенно увеличивать для получателя ее ежемесячный размер. Такая система стимулов должна учитывать не только финансовые интересы пенсионной системы, но и изменение ситуации на рынке труда. Важно также, чтобы предлагаемые стимулы не превращались на деле в систему экономического принуждения пожилых людей к продолжению активной трудовой деятельности вопреки их возможного желанию.
Предлагаемая в Программе модель государственного пенсионного обеспечения с поэтапным введением накопительных элементов обеспечивает сбалансированность доходов и обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации в течение всего переходного периода (до 2020г.) без увеличения базовой ставки страховых взносов в Пенсионный фонд.[10]

2.2. Финансовые особенности пенсионной системы в РФ
Основными особенностями, обеспечивающими в прогнозе стабилизацию финансового положения пенсионной системы в переходный период, являются:
— реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;
— определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступлений в Пенсионный фонд РФ;
— учет прогнозируемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через применение условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;
— обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом РФ и другими источниками;
— законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет средств федерального бюджета;
— повышение собираемости страховых взносов в результате введения условно-накопительных и именно накопительных пенсионных счетов;
— частное финансирование с 2005 г. вновь назначаемых трудовых пенсий на накопительной основу.[11]
В долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции. Одновременно тарифная политика в государственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постоянное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных технологических и природно-климатических условиях.
Предлагается следующая последовательность увеличения накопительного элемента тарифа по государственному пенсионному страхованию: 2000 г. -1%; 2003 г. – 3%; 2006 г. – 5%; 2009 г. — 7%. Указанное повышение будет достигнуто путем перераспределения в пределах установленного страхового тарифа в пользу накопительной части взносов.
С 2001 г. трудовые пенсии выходящим на пенсию по старости назначаются в рамках системы персонифицированного учета на основе условно-накопительных счетов. В связи с этим основным показателем, на основе которого формируется часть будущей трудовой пенсии, финансируемой на распределительной основе, должен стать размер уплаченных страховых взносов.
Учитывая всеобщий характер включения работников и накопительную схему и незначительность накопленных ресурсов для работников, выходящих на пенсию в течение первых 5 лет с момента введения накопительных элементов, предусматривается использовать их на частное финансирование выплат пенсий лишь после 2005. Таким образом, начиная с 2005 года трудовые пенсии для большинства выходящих на пенсию по старости будут состоять из двух частей, назначаемых на распределительной и накопительной основе.
Реформирование государственного пенсионного страхования не препятствует развитию добровольного дополнительного обеспечения. Такое страхование может осуществляться как за счет средств самих застрахованных, так и за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров.
Формирование системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения должно опираться на развитие и повышение финансовой надежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов.
Реализация рассмотренных принципов пенсионной реформы позволит постепенно стабилизировать финансовое положение пенсионной системы и повысить уровень жизни пенсионеров.[12]

3. Современное состояние пенсионной системы
В мире есть два стандарта, по которым оценивают состояние пенсионного обеспечения. Помимо покупательной способности пенсии, то есть оценки того количества необходимых для жизни товаров и услуг, которые может приобрести пенсионер, в большинстве развитых стран используется еще один стандарт – коэффициент замещения утраченного заработка. По рекомендациям Международной организации труда он должен быть не менее 0,4. То есть, выходя на пенсию, человек должен получать не менее 40 процентов от своей зарплаты. И цивилизованные страны это условие выполняют. А многие обеспечивают 50-60 и даже 70 процентов. В России же на 1 января 2006 года коэффициент замещения 30,5 процента. Большой простор для работы и выполнения рекомендаций МОТ.
В 2005 году в Послании президента прозвучало, что к 2008 доходы пенсионеров должны вырасти почти вдвое. Есть финансовый план по 2008 год включительно, есть расчеты, которые утверждены правительством. По законодательству минимальная пенсия – это сегодня социальная пенсия. Ее государство назначает человеку, который не работал, не получал зарплату, не выплачивал страховые взносы. У него нет трудового стажа, и ему назначается, в сущности, социальное пособие – сегодня это порядка 1600 рублей. Поставлена задача, чтобы эта социальная пенсия была равна прожиточному минимуму пенсионера. А для этого ее предстоит увеличить примерно в два раза и в 2008 году социальная пенсия сравняется с прожиточным минимумом и составит примерно три тысячи рублей. Трудовая пенсия в сравнении с 2005 годом должна вырасти в 1,8 раза. В рублях это будет порядка четырех тысяч. Чтобы достичь этого, необходимо повысить пенсию на 20 процентов. В среднем пенсии вырастут в течении 2007 на 500 рублей. А для некоторых категорий – выше.[13]
Государство борется с проблемой выплаты части зарплаты во многих предприятиях в конвертах и перечисления пенсионных страховых взносов не в полном объеме. Созданы комиссии, которые рассматривают дела о неплатежах в Пенсионный Фонд. 700 тысяч исков ежегодно подаются на неплательщиков. Сегодняшний работник не вдумывается, что единственным источником дохода у человека станет пенсия. А по новой модели важно будет одно – сколько взносов с его заработков перечислено в Пенсионный фонд. По закону к 2013 году должна закончиться работа по конвертации пенсионных прав работников. После этого расчет пенсий упроститься: вместо сложной формулы, в которой учитывается стаж, заработок, выслуга лет, будет браться сумма, указанная на лицевом счете человека, и делиться на время нахождения на пенсии в годах и еще на 12. в результате получаем размер ежемесячной пенсии
Чтобы человек заранее знал, какой может быть его пенсия, государство обязало Пенсионному фонду ежегодно информировать будущих пенсионеров о состоянии их индивидуальных счетов. И теперь ежегодно до 1 сентября проводится такая рассылка.[14]
По последним данным президент подписал закон об увеличении пенсии. В документе предусматривается повышение размеров базовых частей трудовых пенсий всех видов – по старости, по инвалидности, по случаю потере кормильца, которое планируется осуществить в два этапа: с 1 декабря 2007 года и с 1 августа 2008 года.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие системы оплаты труда
Реферат Порядок работы бюджетных учреждений с ценными бумагами
Реферат по Мировой экономике 2
Реферат Понятие цены и ценообразование
Реферат Влияние семьи на возникновение и течение психосоматических заболеваний у детей
Реферат 270800 стандартизация и метрология квалификация (степень): бакалавр
Реферат Краткий обзор логистических систем
Реферат Повышение экономической эффективности производства зерна на предприятии
Реферат Понятие риска, виды рисков. Система рисков
Реферат Понятие амортизационной политики предприятия
Реферат Полезна ли деятельность профсоюзов для функционирования рынка труда 2
Реферат Понятие, виды холдингов в России
Реферат Предмет, метод и объект бухгалтерского учета
Реферат Технологический процесс изготовления входной двери
Реферат Природно-ресурсний потенціал, його суть та структура