--PAGE_BREAK--02 – лицевой счет бюджета;
03 – лицевой счет получателя бюджетных средств;
04 – лицевой счет администратора доходов бюджета;
05 – лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения;
06 – лицевой счет главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора);
07 – лицевой счет главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора);
08 – лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета;
09 – лицевой счет администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета;
10 – лицевой счет иного получателя бюджетных средств;
14 – лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
Код Федерального казначейства или органа Федерального казначейства – первые два разряда кода Федерального казначейства или органа Федерального казначейства в соответствии с Ведомственным классификатором территориальных органов Федерального казначейства (далее – КОФК), который утверждается Федеральным казначейством.
Код типа бюджета указывается в соответствии со следующими значениями [13, с. 35-36]:
1 – федеральный бюджет;
2 – бюджет субъекта Российской Федерации;
3 – местный бюджет;
4 – бюджет Государственного внебюджетного фонда;
5 – бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Для лицевого счета бюджета код типа бюджета «1» указываться не может.
Для лицевого счета администратора доходов бюджета в реквизите «тип бюджета» в соответствии с указанными выше значениями указывается бюджет, доходы которого он администрирует.
Учетный номер формируется следующим образом:
— для участника бюджетного процесса федерального уровня используется его код по Сводному реестру;
— для участника бюджетного процесса субъекта Российской Федерации и муниципального образования учетный номер присваивается органом Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета в рамках вида лицевого счета и типа бюджета;
— для лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств учетный номер присваивается органом Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств в рамках вида лицевого счета, кода органа Федерального казначейства и типа бюджета.
Например, лицевой счет получателя бюджетных средств федерального уровня, открытый в УФК по г. Москве (код ТОФК – 7300), будет выглядеть следующим образом [13, с. 36]:
Книга регистрации лицевых счетов ведется в соответствии с установленным приказом Федерального казначейства или органа Федерального казначейства порядком документооборота.
При бумажном документообороте Книга регистрации лицевых счетов пронумеровывается, прошнуровывается и заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера Федерального казначейства или органа Федерального казначейства (уполномоченными руководителем лицами) и скрепляется гербовой печатью Федерального казначейства или органа Федерального казначейства. При электронном документообороте Книга регистрации лицевых счетов распечатывается в соответствии с установленным документооборотом, прошнуровывается, заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера Федерального казначейства или органа Федерального казначейства (уполномоченными руководителем лицами) и скрепляется гербовой печатью Федерального казначейства или органа Федерального казначейства [13, с. 36-37].
Записи в Книгу регистрации лицевых счетов и внесение в нее изменений осуществляются уполномоченным работником Федерального казначейства или органа Федерального казначейства в соответствии с установленным документооборотом. При открытии новой Книги регистрации лицевых счетов в соответствии с установленным документооборотом в нее переносится информация по действующим лицевым счетам с момента их открытия. Закрытая Книга регистрации лицевых счетов хранится в соответствии с правилами организации государственного архивного дела. В соответствии с установленным документооборотом или требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны допускается ведение нескольких Книг регистрации лицевых счетов. При этом информация об одном лицевом счете, открытом клиенту в Федеральном казначействе или соответствующем органе Федерального казначейства, не может быть включена в разные Книги регистрации лицевых счетов.
Исходя из изложенного в первом разделе курсовой работы, были сделаны следующие основные выводы:
1) новый порядок открытия и ведения лицевых счетов в органах Федерального казначейства был установлен Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами», в который были внесены изменения Приказом Минфина РФ от 28 июля 2009 г. № 4 н;
2) Приказ Минфина РФ от 7 октября 2008 г. № 7 н раскрыл виды лицевых счетов, описал документы, необходимые для открытия лицевых счетов;
3) новый порядок ведения лицевых счетов сохранил одиннадцатиразрядный номер лицевого счета, изменив при этом его содержание и структуру;
4) в Приказе Минфина РФ от 7 октября 2008 г. № 7 н раскрыто формирование учетного номера и порядок ведения книги регистрации лицевых счетов.
Глава 2. ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ И ОТРАЖЕНИЯ ИХ НА ЛИЦЕВЫХ СЧЕТАХ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАСХОДОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЕЗНАЛИЧНЫМ ПУТЁМ И НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ 2.1 Совершение операций и отражение их на лицевых счетах Операции со средствами на лицевых счетах отражаются нарастающим итогом в пределах текущего финансового года. Показатели отражаются на лицевых счетах в структуре кодов бюджетной классификации. Операции отражаются на лицевых счетах в валюте Российской Федерации (в иностранной валюте) на основании документов клиента и иных документов, определенных в установленном порядке.
На лицевом счете главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств отражаются следующие операции [14, с. 26]:
а) получение:
— бюджетных ассигнований на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);
— лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);
— лимитов бюджетных обязательств на выплаты за счет связанных иностранных кредитов в текущем финансовом году;
— лимитов бюджетных обязательств на выплаты в иностранной валюте на текущий финансовый год (отражаются только на лицевом счете распорядителя бюджетных средств);
— предельных объемов финансирования;
— предельных объемов финансирования для выплат за счет связанных иностранных кредитов иностранных государств, иностранных юридических лиц (далее — связанные иностранные кредиты);
— предельных объемов финансирования на выплаты в иностранной валюте (отражаются только на лицевом счете распорядителя бюджетных средств);
б) распределение:
— бюджетных ассигнований на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);
— лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);
— лимитов бюджетных обязательств на выплаты за счет связанных иностранных кредитов в текущем финансовом году;
— лимитов бюджетных обязательств на выплаты в иностранной валюте на текущий финансовый год;
— предельных объемов финансирования;
— предельных объемов финансирования за счет связанных иностранных кредитов;
— предельных объемов финансирования для иностранной валюты.
На лицевом счете бюджета отражаются следующие операции:
— поступление в бюджет, в том числе субсидий (субвенций) из федерального бюджета, являющихся источником финансового обеспечения расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
— выплаты из бюджета, в том числе расходы бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являются субсидии (субвенции) из федерального бюджета;
— доведение предельных объемов финансирования, в том числе по расходам бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являются субсидии (субвенции) из федерального бюджета;
— поступление средств по приносящей доход деятельности (если операции с такими средствами отражаются на счете бюджета);
— выплаты за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (если операции с такими средствами отражаются на счете бюджета).
На лицевом счете получателя бюджетных средств отражаются следующие операции [14, с. 27]:
а) доведение бюджетных данных:
— бюджетных ассигнований на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);
— лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);
— лимитов бюджетных обязательств на выплаты за счет связанных иностранных кредитов в текущем финансовом году;
— лимитов бюджетных обязательств на выплаты в иностранной валюте на текущий финансовый год;
— предельных объемов финансирования, за исключением связанных иностранных кредитов;
— предельных объемов финансирования за счет связанных иностранных кредитов;
— предельных объемов финансирования на выплаты в иностранной валюте;
— распределение лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);
— распределение лимитов бюджетных обязательств на выплаты за счет связанных иностранных кредитов в текущем финансовом году;
— распределение лимитов бюджетных обязательств на выплаты в иностранной валюте в текущем финансовом году;
б) операции с бюджетными средствами:
— постановка на учет бюджетных обязательств текущего финансового года (текущего финансового года и планового периода);
— выплаты, в том числе на счет получателя бюджетных средств, открытый в банке;
— поступление средств, в том числе со счета получателя бюджетных средств, открытого в банке;
в) операции со средствами от приносящей доход деятельности:
— постановка на учет сведений о смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности;
— постановка на учет бюджетных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности;
— поступление средств, в том числе без права расходования;
— выплаты;
г) операции за счет средств дополнительного бюджетного финансирования:
— отражение лимитов бюджетных обязательств;
— отражение предельных объемов финансирования;
— постановка на учет бюджетных обязательств за счет источника дополнительного бюджетного финансирования;
— поступление источника дополнительного бюджетного финансирования, включая возврат дебиторской задолженности;
— выплаты за счет источника дополнительного бюджетного финансирования;
— справочно: суммы поступлений источника дополнительного бюджетного финансирования, суммы возвратов источника дополнительного бюджетного финансирования;
д) операции за счет средств финансирования оперативно-розыскных мероприятий:
— поступление средств;
— выплаты.
На лицевом счете администратора доходов бюджета отражаются следующие операции: поступление средств; возвраты средств; зачеты (уточнения); неисполненные возвраты; неисполненные зачеты (уточнения).
На лицевом счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения, отражаются следующие операции: поступление средств; выплаты.
На лицевом счете главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) отражаются следующие операции: получение бюджетных ассигнований на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период); распределение бюджетных ассигнований на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).
На лицевом счете главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) отражаются операции, аналогичные операциям, отражаемым на лицевом счете главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора).
На лицевом счете администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета отражаются следующие операции: получение бюджетных ассигнований на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период); поступление средств; выплаты.
На лицевом счете администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета отражаются операции, аналогичные операциям, отражаемым на лицевом счете администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета.
На лицевом счете иного получателя бюджетных средств отражаются следующие операции [14, с. 27-28]:
а) доведение бюджетных данных:
— бюджетных ассигнований на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);
— лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), в том числе на выплаты в иностранной валюте;
предельных объемов финансирования всего, в том числе для иностранной валюты;
б) операции с бюджетными средствами:
— суммы выплат в валюте Российской Федерации;
— суммы выплат в иностранной валюте;
— суммы поступлений в валюте Российской Федерации;
— суммы поступлений в иностранной валюте.
На лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств отражаются операции по доведению бюджетных данных и операции с бюджетными средствами, аналогичные операциям, отражаемым на лицевом счете получателя бюджетных средств.
Операции по поступлению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на счета Федерального казначейства или органов Федерального казначейства средств, которые учитываются как невыясненные поступления, отражаются на лицевых счетах соответствующих администраторов доходов бюджета:
— по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» — на лицевом счете администратора доходов бюджета органа Федерального казначейства;
— по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации» или «Невыясненные поступления, зачисляемые в местный бюджет» — на лицевых счетах администраторов доходов бюджета — соответствующих администраторов невыясненных поступлений, установленных правовыми актами соответствующих главных администраторов невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет).
При получении от участника бюджетного процесса Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с целью уточнения невыясненных поступлений орган Федерального казначейства отражает суммы невыясненных поступлений на лицевом счете соответствующего администратора доходов бюджета со знаком минус "-" с одновременным отражением поступлений на соответствующем лицевом счете данного участника бюджетного процесса по соответствующему коду бюджетной классификации в установленном порядке.
Операции по возврату средств, поступивших во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения, осуществляются органом Федерального казначейства на основании Заявки на возврат (код формы по КФД 0531803).
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации средства, поступившие во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения, подлежат зачислению в федеральный бюджет, их перечисление на единый счет федерального бюджета осуществляется органом Федерального казначейства на основании Заявки на кассовый расход, представленной участником бюджетного процесса, которому открыт лицевой счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения.
Администратор доходов бюджета вправе уточнить коды классификации доходов бюджетов, по которым операции по поступлениям отражены на его лицевом счете, или отказаться от поступлений, отраженных на его лицевом счете, при этом такое уточнение не ограничивается пределами текущего финансового года. Для уточнения реквизитов документа или отказа от поступления администратор доходов бюджета представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа [7].
продолжение
--PAGE_BREAK--Если получатель бюджетных средств получает и использует средства из различных источников: бюджетные средства, средства от приносящей доход деятельности, средства дополнительного бюджетного финансирования, средства для финансирования оперативно-розыскных мероприятий, в том числе средства в валюте Российской Федерации и в иностранных валютах, то операции отражаются в разных разделах лицевого счета получателя бюджетных средств.
При приостановлении операций по расходованию средств по какому-либо виду средств операции на лицевом счете получателя бюджетных средств приостанавливаются только по соответствующему разделу. При этом операции с другими видами средств, отражаемыми в иных разделах на данном лицевом счете, осуществляются в установленном порядке.
В случае отсутствия операций по какому-либо разделу лицевого счета получателя бюджетных средств при формировании отчетов по лицевому счету получателя бюджетных средств данный раздел не заполняется.
Остаток неиспользованного источника дополнительного бюджетного финансирования, отраженный на лицевом счете получателя бюджетных средств, учитывается на соответствующем лицевом счете согласно федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Остаток средств от приносящей доход деятельности отчетного финансового года в текущем финансовом году подлежит учету на лицевом счете получателя бюджетных средств как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года, если иное не установлено законом (решением) о соответствующем бюджете.
Остаток средств, поступивших во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения в отчетном финансовом году, подлежит учету в текущем финансовом году на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения, как остаток на 1 января текущего финансового года, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете.
Остаток средств федерального бюджета, поступивших для осуществления оперативно-розыскных мероприятий в текущем финансовом году, используется клиентом в порядке, установленном для учета средств, полученных получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности.
2.2 Осуществление расходов за счет средств федерального бюджета безналичным путем и наличными деньгами Порядок осуществления расчетов наличными деньгами и в безналичной форме регламентируется бюджетным законодательством, нормативными документами Банка России, Минфина России и Федерального казначейства.
Необходимо также учитывать, что в соответствии с частью 4 статьи 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство. При этом в части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, данное правило применяется, начиная с 1 января 2010 г.
По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества [8].
Бюджет реализуется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета. Исключение могут составлять операции по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 241.1 БК РФ при кассовом обслуживании исполнения бюджетов [2]:
• учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах
бюджетов, открытых в соответствии с БК РФ органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Банка России;
• управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
• кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;
• все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;
• органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории.
Для реализации принципов единства кассы и подведомственности расходов Федеральное казначейство открывает в Банке России счета, через которые и осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов.
В свою очередь, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета в органах казначейства открываются лицевые счета для учета операций с соответствующими средствами. Учтенные в установленном порядке на лицевых счетах (счетах) средства используются учреждениями в соответствии с действующим законодательством.
Операции по расходованию бюджетных средств осуществляются учреждениями в соответствии с бюджетной сметой, которая должна вестись в соответствии с положениями БК РФ. Как указано в пункте 1 статьи 221 БК РФ, бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.
Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений утверждены приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, должны производиться в пределах доведенных до него по кодам классификации расходов соответствующих бюджетов лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
При нарушении учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается (пункт 2 статьи 161 БК РФ). Для осуществления платежей с открытых в органах казначейства лицевых счетов бюджетные учреждения должны представлять платежные и расчетные документы, которые определены действующим Порядком кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определен приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н [8]. Он принят во исполнение положений статьи 166.1 БК РФ. Этим же приказом определен порядок осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов.
В соответствии с утвержденным Порядком для осуществления кассовых выплат получатели бюджетных средств и администраторы источников финансирования дефицита соответствующего бюджета должны представлять в орган казначейства по месту своего обслуживания следующие платежные документы [8]:
1. Заявку на кассовый расход (ф. 0531801), которая оформляется согласно приложению № 1 к Порядку;
2. Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802), которая оформляется согласно приложению № 2 к Порядку;
3. Заявку на возврат (ф. 0531803), которая оформляется согласно приложению № 3 к Порядку.
Указанные платежные документы применяются участниками бюджетного процесса федерального уровня и получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в случае открытия им лицевых счетов в органах Федерального казначейства в соответствии с соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, заключенным между органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования).
Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н [6]. В частности, для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета должны представлять с 1 января 2009 г. в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства по месту их обслуживания Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) или Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802).
Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета вместе с заявкой должен представить указанные
в ней соответствующий государственный контракт на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) или договор аренды и (или) иной документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.
Не требуется представления к заявке соответствующих документов при санкционировании оплаты денежных обязательств, связанных с [6]:
• обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде);
• социальными выплатами населению;
• предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
• предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;
• предоставлением межбюджетных трансфертов;
• предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
• обслуживанием государственного (муниципального) долга;
• исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов;
• выполнением оперативно розыскных мероприятий.
Финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) при осуществлении кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу представляет в органы Федерального казначейства для осуществления кассового расхода расчетный (а не платежный) документ, которым является платежное поручение.
Платежные поручения оформляются в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
• положением Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» [10];
• положением Банка России № 298-П, Минфина России № 173н от 13.12.2006 «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства» [11];
• приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н «О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» [8].
При открытии счетов непосредственно в кредитной организации для осуществления платежей учреждение должно представлять оформленные в соответствии с положением Банка России от 03.10.2002 № 2-П [10] платежные поручения и иные предусмотренные законодательством документы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение курсового исследования необходимо отметить, что новый порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами вступил в силу с 1 января 2009 г. Порядок переоформления ранее открытых учреждениям лицевых счетов был разъяснен в письме Федерального казначейства от 04.12.2008 № 42-7.1-15/1.1-550.
С 2009 г. открываются единые лицевые счета. В частности, на лицевом счете получателя бюджетных средств отражаются операции не только с бюджетными средствами, но и со средствами из внебюджетных источников, и т. д. Разделение источников обеспечивается за счет открытия на едином лицевом счете соответствующих разделов.
Исключение составляют операции, для отражения которых предназначены вышеуказанные специальные лицевые счета (для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, и др.).
Новый порядок открытия лицевых счетов раскрывает положение о том, что только в строго определенных действующим законодательством случаях участникам бюджетного процесса счета могут открываться непосредственно в кредитных организациях.
В соответствии с положениями БК РФ счета участников бюджетного процесса могут открываться в кредитных организациях в следующих случаях:
• при отсутствии учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими функций обслуживания счета бюджетов (пункт 2 статьи 156 БК РФ);
• при предоставлении бюджетных кредитов (пункт 1 статьи 156 БК РФ);
• для осуществления расчетов по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими указанных функций) (пункт 3 статьи 156 БК РФ);
• для осуществления операций в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации (статья 38.2 БК РФ);
• в случаях, определенных нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 38.2 БК РФ).
Осуществление расчетов наличными деньгами и в безналичной форме регламентируется бюджетным законодательством, нормативными документами Банка России, Минфина России и Федерального казначейства. В соответствии с частью 4 статьи 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция РФ (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (БК РФ) (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля 2006 г., 28 ноября 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. — № 31. — Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля 2006 г., 20 февраля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
продолжение
--PAGE_BREAK--