Реферат по предмету "Финансы"


Особенности оценки финансовой устойчивости организации в современных условиях хозяйствования

--PAGE_BREAK--
1.3          
Рентабельность как относительный показатель прибыльности

В условиях рыночной экономики большое значение приобретают показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Рентабельность более полно, чем прибыль отражает окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность [30, с. 12].

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей.

Так с помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, прибыли от реализации, работ, услуг, оставшейся в распоряжении предприятия) за ряд лет. Такие расчеты будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл (если при этом не используются соответствующие способы пересчета в сопоставимые цены). При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Основными функциями рентабельности являются [20, с. 210]:

–              учетная;

–              оценочная;

–              стимулирующая.

Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие работает рентабельно, то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки, а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

Наличие рентабельности позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия в наращивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала [27, с. 99].

С точки зрения бухгалтерского учета, рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент − доход от обычной (повседневной) хозяйственной деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализации и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих. Второй компонент − потенциальная рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, резервов.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Все показатели рентабельности могут быть рассчитаны как на основе балансовой прибыли, так и прибыли от реализации или чистой прибыли. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Рассмотрим показатели рентабельности.

Рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж) (Рр) рассчитывается по формуле:


Рр =,(1)
где Пр – прибыль от реализации продукции,

Вр – выручка от реализации продукции.

Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Тенденция к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия. Снижение коэффициента рентабельности реализованной продукции может быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижением индивидуальной рентабельности изделий, входящих в реализованную продукцию, и др.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (Рз) вычисляется путем отношения валовой прибыли (П) к сумме затрат по реализованной продукции (Зр):
Рз =,(2)
Она показывает, сколько предприятие получило прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Еще одним важным показателем рентабельности деятельности предприятия является рентабельность активов. Коэффициент рентабельности активов (Ра) рассчитывается как отношение валовой прибыли (П) к величине активов (А):
Ра =, (3)


Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы организации.

Собственников организации интересует не только общая эффективность использования ресурсов, но и эффективность ресурсов, принадлежащих им, т.е. рентабельность собственного капитала. Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается следующим образом:
Рск =,(4)
где СК – величина собственного капитала организации;

П – валовая прибыль.

Данный коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала. Рентабельность собственного капитала тем выше, чем ниже его доля в общем объеме ресурсов, используемых предприятием, иными словами, чем больше доля заемных ресурсов.



2. Анализ финансового состояния ООО «Хлебозавод Багаевский»
2.1 Сущность, содержание финансовой устойчивости и факторы ее определяющие
В условиях экономического кризиса для экономики России характерна нестабильность, непоследовательность налоговой, кредитно-валютной, страховой, таможенной, инвестиционной политики; потеря государственной поддержки в связи с изменением формы собственности без существенных изменений законодательной базы РФ; недостаточность бюджетного финансирования; инфляция; подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения; неопределенность в поведении покупателей, поставщиков, конкурентов. Одно из основных препятствий на пути к стабильному экономическому росту – медленный процесс преобразований на уровне организаций (предприятий) в связи с неэффективностью системы их управления, низким уровнем ответственности руководителей за последствия принимаемых решений и результаты деятельности, а также отсутствием достоверной информации об их экономическом состоянии, финансовой устойчивости, которая является важнейшей характеристикой финансово-экономической деятельности в условиях рынка. Для устранения негативных тенденций экономического развития в целях повышения стабильности деятельности хозяйствующих субъектов необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении устойчивого развития организации как основного структурного элемента экономической системы РФ.

Преодоление кризисной ситуации в России, рыночная экономика и новые формы хозяйствования обусловливают решение новых проблем, одной из которых на сегодня является обеспечение экономической стабильности развития. Чтобы обеспечить «выживание» предприятия в условиях рынка, управленческому персоналу требуется оценивать возможные и целесообразные темпы его развития с позиции финансового обеспечения, выявлять доступные источники средств, способствуя тем самым устойчивому положению и развитию хозяйствующих субъектов. Определение устойчивости развития коммерческих отношений необходимо не только для самих организаций, но и для их партнеров, которые справедливо желают обладать информацией о стабильности, финансовом благополучии и надежности своего заказчика или клиента. Поэтому все большее количество контрагентов начинает вовлекаться в исследования и оценку устойчивости конкретной организации.

Оценка финансовой устойчивости позволяет внешним субъектам анализа (прежде всего партнерам по договорным отношениям) определить финансовые возможности организации на длительные перспективы, которые от структуры ее капитала; степени взаимодействия с кредиторами и инвесторами; условий, на которых привлечены и обслуживаются внешние источники финансирования. Так, многие руководители предприятий, включая представителей государственного сектора экономики, предпочитают вкладывать в дело минимум собственных средств, а финансировать его за счет денег, взятых в долг. Однако если структура «собственный капитал – заемный капитал» имеет значительный перекос в сторону долгов, то коммерческая организация может обанкротиться, если сразу несколько кредиторов неожиданно потребуют возвратить свои деньги в «неустановленное» время. Не менее важным является оценка финансовой устойчивости в краткосрочном плане, что связано с выявлением степени ликвидности баланса, оборотных активов и платежеспособности организации [21, с. 35].

Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Понятие «финансовая устойчивость» организации многогранно, оно более широкое в отличие от понятий «платежеспособность» и «кредитоспособность», так как включает в себя оценку различных сторон деятельности организации. Отечественные экономисты по-разному трактуют сущность понятия «финансовая устойчивость». В начале 90-х гг. запас финансовой устойчивости предприятия характеризовали запасом источников собственных средств, при том условии, что его собственные средства превышают заемные. Она оценивалась также соотношением собственных и заемных средств в активах предприятия, темпами накопления собственных средств, соотношением долгосрочных и краткосрочных обязательств, достаточным обеспечением материальных оборотных средств собственными источниками.

Финансовая устойчивость – это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. Действительно, в результате осуществления какой-либохозяйственной операции финансовое состояние может оставаться неизменным либо улучшиться или ухудшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, является как бы «возмутителем» определенного состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные затраты позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия и повышению его устойчивости. При исследовании финансовой устойчивости выделяется обособленное понятие – «платежеспособность», не отождествляемое с предыдущим. Как видно, платежеспособность является неотъемлемым компонентом финансовой устойчивости. Устойчивость и стабильность финансового состояния зависят от результатов производственной, коммерческой, финансово-инвестиционной деятельности предприятия, а устойчивое финансовое состояние, в свою очередь, оказывает положительное влияние на его деятельность. Устойчивость финансового состояния организации определяет соотношение величин собственных и заемных источников формирования запасов и стоимости самих запасов. Обеспеченность запасов и затрат источниками формирования, а также эффективное использование финансовых ресурсов является существенной характеристикой финансовой устойчивости, тогда как платежеспособность выступает ее внешним проявлением. В то же время степень обеспеченности запасов и затрат есть причина той или иной степени платежеспособности, расчет которой производится на конкретную дату. Следовательно, формой проявления финансовой устойчивости может быть платежеспособность [26, с. 56].

Финансовая устойчивость есть целеполагающее свойство оценки реального финансового состояния организации, а поиск внутрихозяйственных возможностей, средств и способов ее укрепления определяет характер проведения и содержания экономического анализа. Таким образом, финансовая устойчивость – это гарантированная платежеспособность и кредитоспособность предприятия в результате его деятельности на основе эффективного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время – это обеспеченность запасов собственными источниками их формирования, а также соотношение собственных и заемных средств – источников покрытия активов предприятия.

Платежеспособность рассчитывается по данным баланса, исходя из характеристики ликвидности оборотных активов, т.е. времени, которое необходимо для превращения их в денежную наличность. Таким образом, платежеспособность, характеризуя степень ликвидности оборотных активов, свидетельствует прежде всего о финансовых возможностях организации полностью расплатиться по своим обязательствам по мере наступления срока погашения долга.

Экономические термины «ликвидность» и «платежеспособность» часто смешиваются, подчас подменяя друг друга. Несмотря на то что эти два понятия очень схожи, между ними существует определенная разница. Если первое в большей мере является внутренней функцией организации, которая сама выбирает формы и методы поддержания своей ликвидности на уровне установленных либо общепринятых норм, то второе, как правило, относится к функциям внешних субъектов.

Таким образом, ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие платежеспособности, контроль за соблюдением которой берет на себя не только само юридическое лицо, но и определенный внешний субъект, заинтересованный в подконтрольности данного хозяйствующего субъекта. От степени ликвидности баланса активов зависит платежеспособность любой организации.

Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия в течение года оплатить свои краткосрочные обязательства. Во многом они напоминают отечественные характеристики платежеспособности. Отсутствие денег на этих счетах не всегда означает неплатежеспособность организации, так как они могут поступить в течение ближайших дней. Только постоянное кризисное отсутствие наличности приводит к тому, что организация становится «технически неплатежеспособной», а это уже можно рассматривать как первую ступень на пути к банкротству. Западные показатели платежеспособности также оценивают степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие. По своей экономической сущности это уже показатели, характеризующие структуру капитала субъекта хозяйствования.

Организация должна обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства. Поэтому другим проявлением потенциальной устойчивости организации служит ее кредитоспособность, т.е. возможность своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам в связи с возвратом кредита. Значит, кредитоспособной является та организация, которая имеет все предпосылки и возможности для получения кредита, а также обладает способностями своевременно возвратить его с уплатой причитающихся процентов. Она тесно связана с финансовой устойчивостью организации и показывает, обладает ли компания способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из разных источников для погашения кредита. Оценка кредитоспособности позволяет прогнозировать перспективную платежеспособность, и ее анализ тесно связан с анализом платежеспособности, финансовой устойчивости и прибыльности капитала. Определенным гарантом возврата кредита является стабильная работа организации, высокий уровень рентабельности и оборачиваемости ее оборотных средств.

Финансовая устойчивость направлена одновременно и на поддержание равновесия структуры финансов организации, и на избежание рисков для инвесторов и кредиторов. Ее целесообразно измерять такими показателями, которые определяются как соотношение собственных и заемных источников средств, используемых для формирования имущества, отраженного в активе баланса. Таким образом, финансовая устойчивость характеризуется соотношением собственных и заемных средств с активами организации, что отражает только общие черты финансовой устойчивости и требует дополнительных обоснований. Дальнейшее раскрытие финансовой устойчивости требует использования дополнительных показателей и характеристик. Финансовая устойчивость – это экономическое и финансовое состояние организации в процессе распределения и использования ресурсов, обеспечивающем ее поступательное развитие в целях роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности [29, с. 91].

Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей деятельности предприятия. Однако партнеров и акционеров интересует не процесс, а всего лишь результат, т.е. именно показатели финансовой устойчивости. Каждый пользователь анализирует финансовую деятельность и связанную с ней устойчивость в необходимом для себя ракурсе: внешних контрагентов интересует финансовая устойчивость (как результат), а внутренних пользователей – больше устойчивое финансовое состояние (включающее как результат, так и процесс).

В долгосрочном периоде одним из основных и наиболее важных показателей финансовой устойчивости организаций, безусловно, является чистая (нераспределенная) прибыль. Прибыль – основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие. Чем выше уровень генерирования прибыли организации в процессе ее деятельности, тем меньше потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и, при прочих равных условиях, тем выше уровень устойчивости развития, повышения конкурентной позиции организации на рынке. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим организацию от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной деятельности (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов), но, при прочих равных условиях, организация гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоко ликвидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость). Для поддержания финансовой устойчивости важен рост не только прибыли, но и ее уровня относительно вложенного капитала или затрат организации, т.е. рентабельности. Следует помнить, что высокая прибыльность связана и с высоким риском, а это означает, что вместо получения дохода организация может понести значительные убытки и стать неплатежеспособной. Значит, в стремлении к успехам организации приходится решать основную дилемму: рентабельность или ликвидность, чтобы совместить динамическое развитие с наличием достаточного уровня денежных средств и высокой платежеспособностью. Необходимо решить проблему проблем – определение посильных темпов прироста оборота, т.е. наращивание оборота продаж за счет сочетания самофинансирования с заимствованиями. Способность организации своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о ее устойчивом финансовом состоянии.

Разнообразие факторов, влияющих на устойчивость, подразделяет ее на внутреннюю и внешнюю, а многообразие причин обусловливает разные грани устойчивости:

– внутренняя устойчивость – это такое состояние организации, т.е. состояние структуры производства и предоставления услуг, их динамика, при котором обеспечивается стабильно высокий результат функционирования. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменение среды хозяйствования;

– внешняя устойчивость обусловлена стабильностью экономической среды, в рамках которой действует организация, достигается соответствующей системой управления в масштабах всей страны, т.е. управлением извне;

– «унаследованная» устойчивость является результатом наличия определенного запаса финансовой прочности организации, сформированного в течение ряда лет, защищающего ее от случайностей и резких изменений внешних неблагоприятных, дестабилизирующих факторов;

– общая устойчивость отражает эффективность инвестиционных проектов; уровень материально-технической оснащенности, организации производства, труда, управления; предполагает движение денежных потоков, которые обеспечивают получение прибыли и позволяют эффективно развивать производство;

– финансовая (непосредственно, или собственно) устойчивость отражает стабильное превышение доходов над расходами и состояние ресурсов, которое обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами организации и путем их эффективного использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации, расширению и обновлению. Она отражает соотношение собственного и заемного капитала, темпы накопления собственного капитала в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, соотношение мобильных и иммобилизованных средств организации, достаточное обеспечение запасов собственными источниками. Финансовая устойчивость – это главный компонент общей устойчивости организации, так как является характерным индикатором стабильно образующегося превышения доходов над расходами. Определение границ ее относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях рыночной экономики, так как недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности организации, а избыточная – будет препятствовать развитию, отягощая затраты излишними запасами и резервами. Следовательно, финансовая устойчивость должна характеризоваться таким состояние финансовых ресурсов, которое, с одной стороны, соответствует требованиям рынка, а с другой стороны – отвечает потребностям развития организации. Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется, помимо прочего, эффективным формированием, распределением, использованием финансовых ресурсов, а формы ее проявления могут быть различны (рис. 3).

Трактовка в профессиональном финансовом лексиконе термина «финансовая устойчивость» по-прежнему остается весьма размытой и неоднозначной. В мировой практике различие трактовки понятия «финансовая устойчивость» объясняется наличием двух подходов к анализу баланса: традиционного и современного функционального анализа ликвидности баланса. С учетом наличия этих двух разных подходов аналитики по-разному раскрывают понятие финансовой устойчивости.




Формы финансовой устойчивости





Рисунок 3 Формы финансовой устойчивости
На основе функционального анализа ликвидности баланса финансовая устойчивость определяется при соблюдении следующих требований:

1) поддержание финансового равновесия путем включения в состав стабильных размещений средств, покрываемых за счет постоянного капитала, помимо вложений в основные и частично в оборотные активы, под которыми понимается часть собственного капитала, используемого для их формирования. Таким образом, стабильные ресурсы – собственный капитал и приравненные к нему средства – должны полностью покрывать стабильно размещенные активы. Соотношение меньше 100 процентов свидетельствует о том, что часть размещенных средств была финансирована нестабильными ресурсами, выступающими в форме краткосрочных обязательств, что выявляет финансовую уязвимость предприятия. Что касается краткосрочного финансирования, здесь исходят из того, что сумма потребности в оборотных активах (в размере источников собственных оборотных средств) меняется в течение отчетного периода и эти изменения могут привести:

– либо к излишнему обеспечению оборотными активами, в результате чего временно появляются свободные источники собственных оборотных средств;

– либо к неудовлетворению потребности в оборотных активах, вследствие чего приходится использовать заемные средства;

2) оценка общей задолженности – подходы (функциональный и традиционный анализ ликвидности баланса) к анализу финансовой устойчивости одинаковы. Но здесь добавляется определение уровня общей задолженности организации, установленной путем соотношения величины всех заемных средств с величиной собственных. Соблюдение вышеуказанных требований позволяет обеспечить так называемое основное равенство денежных средств.

На основе традиционного анализа ликвидности баланса финансовая устойчивость предприятия определяется правилами, направленными одновременно на поддержание равновесия его финансовых структур и на избежание рисков для инвесторов и кредиторов, т.е. рассматриваются традиционные правила финансового стандарта, которые включают в себя (рис. 4):
Правила финансового стандарта



Рисунок 4 Правила финансового стандарта
Правило минимального финансового равновесия, которое основано на наличии обязательной положительной ликвидности, т.е. необходимо предусматривать запас финансовой прочности, выступающий в сумме превышения величины текущих активов над превышением обязательств в связи с риском возникновения несоответствия в объемах времени, скорости оборачиваемости краткосрочных элементов актива и пассива баланса.

Правило максимальной задолженности – краткосрочные долги покрывают кратковременные нужды; традиционный финансовый стандарт устанавливает предел покрытия задолженности предприятия собственными источниками средств: долго- и среднесрочные долги не должны превосходить половины постоянного капитала, который включает в себя собственные источники средств и приравненные к ним долгосрочные заемные источники средств.

Правило максимального финансирования учитывает осуществление предыдущего правила: обращение к заемному капиталу не должно превосходить определенного процента сумм всех предусмотренных вложений, а процент колеблется в зависимости от разных условий кредитования.

Финансовая деятельность любой организации представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов, зависящих от многочисленных и разнообразных факторов. Существуют внешние и внутренние факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия. Причинами неблагополучного положения организации в первую очередь являются системные макроэкономические причины, особенно в условиях нестабильной экономики. При изучении внешних факторов, формирующих финансовую устойчивость организации, необходимо выделить следующие основные характеристики:

– тесную взаимосвязь внешних факторов с внутренними и между собой;

– сложность внешних факторов, затрудненность или отсутствие их количественного выражения;

– неопределенность, являющуюся функцией количества и уверенности в информации, которой располагает предприятие по поводу воздействия конкретного фактора; поэтому чем выше неопределенность внешнего окружения, тем сложнее выявить, в какой степени и к каким последствиям приведет тот или иной внешний фактор.

Таким образом, в условиях нестабильной экономики практически невозможно использовать количественный метод оценки, позволяющий упорядочить изучаемые внешние факторы и приводить их в сопоставимый вид. Отсюда сделать какие-либо точные прогнозы по поводу формирования финансовой устойчивости предприятия (с учетом изучения внешних факторов) практически невозможно. Их следует отнести к разряду неуправляемых. Внешние факторы влияют на внутренние, изменяя количественное выражение последних. Например, распространение неплатежей в экономике приводит к увеличению дебиторской и кредиторской задолженности, а в их структуре – к увеличению объемов просроченной и сомнительной задолженности. Следует отметить прямое (банкротство должников) и косвенное (социальное) воздействие внешних факторов на финансовую устойчивость. Такое разделение позволяет более корректно оценивать характер и степень влияния их на устойчивость организации. Конечно, бороться со многими внешними факторами отдельным предприятиям не по силам, но в создавшихся условиях им остается проводить собственную стратегию, которая позволяет смягчить негативные последствия общего спада производства.    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2 Экономические элементы деятельности исследуемого ООО

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Хлебозавод Багаевский», созданное в целях удовлетворения общественных потребностей в хлебе и хлебобулочных изделиях и получения прибыли от производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий.

ООО «Хлебозавод Багаевский» зарегистрировано Постановлением главы администрации Багаевского района Ростовской области от 28 марта 1997 г. №214, является предприятием, основанным на коллективной форме собственности и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом и Учредительным договором.

Предприятие приобрело право юридического лица с момента регистрации, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Высшим органом управления общества является Собрание участников. В соответствии с законодательством Российской Федерации, Собрание участников общества должно проходить, по крайней мере, один раз в год независимо от других собраний. Собрание созывается директором общества, ревизионной комиссией или по требованию не менее 2 участников. Собрание несет ответственность за выработку решений о развитии стратегии мини-пекарни, распределении прибыли и назначении на должность руководящего персонала, избирает из числа участников ревизионную комиссию для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Уставный капитал общества составляет 342000 рублей. Учредителем предприятия являются два частных лица.

Имущество предприятия состоит из основных фондов и оборотных средств.

Источниками формирования имущества предприятия являются:

– денежные и материальные взносы учредителей;

– доходы, полученные от осуществления хозяйственной деятельности;

– кредиты банков и других кредиторов;

– иные источники, не запрещенные законодательными актами Российской Федерации;

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение.

Общество может прекратить свою деятельность (ликвидироваться):

– по решению Собрания участников;

– по решению суда, в случае неплатежеспособности или нарушения обществом действующего законодательства.

Ликвидация и реорганизация общества осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Имеющиеся у общества средства, в том числе от распродажи имущества, после расчетов по оплате труда, выполнения обязательств перед кредиторами и бюджетом, распределяются между участниками. Разделение осуществляется путем создания на основе одного общества новых самостоятельных юридических лиц, с разделением балансов и капиталов.

Предприятие занимается следующими видами деятельности:

– производством и реализацией хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

– розничной торговлей;

– другими видами деятельности не запрещенными законодательством и указанными в Уставе.

Основными поставщиками сырья ООО «Хлебозавод Багаевский» являются ООО «Земля», ООО ПКП «Донской хлеб» и др. Основные покупатели – магазин «24 часа», школа-интернат №4 и др.

ООО «Хлебозавод Багаевский» является клиентом Стела Банка и имеет р/с 30101810800000000720.

Организационная структура ООО «Хлебозавод Багаевский» представляет собой следующее:
Таблица 2 – Организационная структура ООО «Хлебозавод Багаевский»

Должность

Функции

Директор

управление организацией и персоналом

Бухгалтер

бухучет

Кассир

ведение кассовых операций

Управляющий производством

планирование и контроль производства

Менеджер по продаже

организация продаж, маркетинг

покупка сырья и материалов

Пекари

выпечка

содержание оборудования

Продавцы

обслуживание покупателей

оформление витрин

Подсобные рабочие:



– кладовщик

хранение и подача сырья

– хозяйственник

содержание помещений

– охранник

охрана помещений



В пекарне установлен круглосуточный режим работы (воскресенье – выходной).

Схема организации торговли и потока покупателей в булочной-пекарни организована следующим образом:

– покупатель заказывает продукты ассистенту,

– ассистент подготавливает продукты, заказанные покупателем, в то время как покупатель платит в кассе.

Вся продажа регистрируется только одним лицом – кассиром. В конце дня кассир составляет перечень проданных и непроданных продуктов, и сравнивает его с продукцией оставшейся на конец прошлого дня и перечнем продуктов, полученным от пекарей.

Нереализованная к концу дня продукция уценивается, а оставшаяся ее часть, сохранившая необходимую свежесть, возвращается в продажу на следующий день. У булочной-пекарни есть соглашения с предприятиями общественного питания по нереализованным продуктам, поскольку они являются еще пригодными для употребления, но продажа их в булочной может нанести ущерб ее имиджу.

К факторам успеха пекарни можно отнести следующие:

– качество продуктов, в особенности, свежесть и сроки хранения,

– ассортимент продуктов,

– постоянность продуктов предложенных к продаже,

– витрина и привлекательность магазина.

Продукция мини-пекарни представлена следующим ассортиментом: хлеб «Пшеничный», «Донской», «Формовой», «Подовый», «Бородинский», булка «Венская», «Изюминка», батон нарезной и другие хлебобулочные изделия; печенье «Молочное», «Десертное», «Овсяное», «Мария», кексы, коржики и другие кондитерские изделия.

Для каждого сорта хлеба и хлебобулочных изделий, вырабатываемых по государственным стандартам, существуют утвержденные рецептуры, в которых указываются сорт муки и расход каждого вида сырья (кг на 100 кг муки). На основании утвержденной рецептуры управляющий производством мини-пекарни составляет производственную рецептуру, в которой указывается количество муки, воды и другого сырья с учетом применяемой на данном предприятии технологии и оборудования, а также технологический режим приготовления изделий (температура, влажность, кислотность полуфабрикатов, продолжительность брожения и другие параметры).

При исчислении себестоимости произведенного хлеба и хлебобулочных изделий применяют метод исключения затрат на побочную продукцию (отходы по ценам возможной реализации) и пропорциональный метод калькуляции. Базой для распределения фактических затрат между видами полученной продукции служит масса готовых изделий.

В 2008 году показатели производства основных видов продукции представляли собой следующие (таблица 3):

Таблица 3 – Показатели производства основных видов продукции ООО «Хлеб» в 2008 г.

Вид продукции

Себест-ть единицы продукции

Себест-ть продукции в год

Продукция в год

Розн. цена за единицу продукции

Годовая выручка

руб.

руб.

ед.

руб.

руб.

Батон

7,94

93740

11806

8,2

96809

Хлеб пшеничный

6,09

810098

133021

6,4

851334

Выпечка

5,36

40270

7513

5,7

42824

Всего:



944108

152340



990967



Себестоимость продукции за 2008 год составила 944108 рублей. За год было выпущено 152340 единиц продукции. Таким образом, годовая выручка составила 990967 рублей. Причем, наибольшее увеличение себестоимости наблюдается именно по хлебу «Пшеничному», несмотря на более низкую по сравнению с другими видами продукции розничную цену.

За последние три года существования мини-пекарни прослеживается тенденция увеличения основных экономических показателей, которые приведены в таблице 4.



Таблица 4 – Основные экономические показатели пекарни ООО «Хлебозавод Багаевский»

Показатель

2006 г.

2007 г.

Отклонения

Абсолют.

Относит.



руб.

руб.

руб.

%

Выручка от реализации

520413

693838

173425

133

Себестоимость реализации

490737

657940

167203

134

Прибыль (убыток) от реализации

29676

35898

6222

121

Внереализационныерасходы

9540

12720

3180

133

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода

20135

23178

3043

115

Выручка от реализации

693838

991268

297430

143

Себестоимость реализации

657940

944107

286167

143

Прибыль (убыток) от реализации

35898

47161

11263

131

Внереализационныерасходы

12720

18172

5452

143



В 1994–2005 гг. финансовый результат пекарни ООО «Хлеб» представлял собой убыток. Начиная с 2006 года предприятие получает прибыль: в 2006 году – она составила 20135 рублей, а в 2007 году возросла до 23178 рублей, в 2008 году – до 28989 рублей.

Последние три года показывают относительно стабильный рост прибыли пекарни: в 2007 году темпы роста прибыли составили 115%, а в 2008 г. – увеличились до 125% за счет увеличения себестоимости продукции и сдвигов в ассортименте продукции.
2.3 Оценка финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от реализации произведенной продукции (выручка от продажи продукции за минусом НДС, акцизов, себестоимости проданной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов) и прибыль от операционных и внереализационных доходов и расходов, отражаемых в форме №2 «Отчет о прибылях убытках» (приложение 2).

Анализ балансовой прибыли начинается с изучения динамики за 2004–2006 годы массы прибыли и изменения ее структуры. Для этого составляется таблица 5 с исходными данными для расчета показателей прибыльности работы ООО «Хлебозавод Багаевский».
Таблица 5 – Показатели прибыльности работы ООО «Хлебозавод Багаевский» в 2004–2008 гг. (руб.)

Показатель

строка баланса

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Выручка нетто от реализации продукции

010

317205

416332

520413

693838

991268

Себестоимость реализации продукции

020

358834

415970

490737

657940

944107

Операционные доходы и расходы

060

-

-

-

-

-

Внереализационные доходы и расходы

130

-5815

-7632

-9540

-12720

-18172

Прибыль (убыток)

170

-47444

-7270

20135

23178

28989



В 2004–2005 гг. конечный финансовый результат пекарни ООО «Хлебозавод Багаевский» представлял собой убыток: в 2004 году – в сумме 47444 рублей, в 2005 году – 7270 рублей. Начиная с 2006 года предприятие начало получать прибыль: в 2006 году – она составила 20135 рублей, а в 2007 году возросла до 23178 рублей, в 2008 году – до 28989 рублей. Расход от внереализационных операций возрос с 5815 рублей в 2004 году до 18172 рублей в 2008 году.

Динамика финансового результата пекарни прослежена в таблице 6.

Таблица 6 – Динамика финансовых результатов пекарни ООО «Хлебозавод Багаевский» в 2004–2008 гг. (в процентном отношении к предыдущему году)

Показатель

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Динамика финансового результата

100

653

377

115

125

Динамика выручки

100

131

125

133

143

Динамика себестоимости

100

116

118

134

143



В 2004 г. убыток от деятельности пекарни сократился почти в 6,5 раз (по сравнению с 2005 г.). В 2006 году финансовый результат превысил прошлогодний показатель в 3,8 раза (377%). Следующие два года (2007–2008 гг.) показывают относительно стабильный рост прибыли (таких скачков как в предыдущие годы – более чем в 3 раза – не наблюдается).

Резкое сокращение убытков в 2005 году обеспечивалось 131% ростом объема реализованной продукции на фоне 116% повышения ее себестоимости (динамика роста выручки в 2 раза превышает динамику роста себестоимости). Эта же тенденция, чуть в более скромных масштабах, сохранилась и в 2007 году – четырехкратное (377%) сокращение убытков произошло за счет 125%-увеличения выручки и 118%-повышения себестоимости (динамика роста выручки в 1,5 раза превышает динамику роста себестоимости). Относительно стабильный рост прибыли предприятия в 2007–2008 гг. объясняется уравновешиванием динамики роста объемов выручки и себестоимости продукции (в 2007 году темпы роста себестоимости обогнали темпы роста выручки всего на 1%, а в 2008 г. – эти показатели сравнялись).

Для того чтобы узнать причины роста прибыли предприятия, проанализируем влияние отдельных ее составляющих на конечный финансовый результат.

Исходные данные для проведения факторного анализа деятельности организации представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Исходные данные для факторного анализа прибыли

Показатель (2006 г.)

Наименование продукции



Хлеб пшеничный

Батон

Выпечка

Цена продукции (руб.)

4,4

5,9

3,8

Количество реализованной продукции (ед.)

104189

7835

4146

Себестоимость единицы продукции (руб.)

4,17

5,34

3,49

Показатель (2007 г.)

Наименование продукции



Хлеб пшеничный

Батон

Выпечка

Цена продукции (руб.)

5,3

7,1

4,9

Количество реализованной продукции (ед.)

112081

9816

6146

Себестоимость единицы продукции (руб.)

5,06

6,44

4,49

Показатель (2008 г.)

Наименование продукции



Хлеб пшеничный

Батон

Выпечка

Цена продукции (руб.)

6,4

8,2

5,7

Количество реализованной продукции (ед.)

133021

11806

7513

Себестоимость единицы продукции (руб.)

6,09

7,94

5,36



В 2008 г. пекарня получила наибольшую прибыль от реализации пшеничного хлеба (выручка по этому виду продукции почти в 9 раз превышает выручку от реализации батонов, а себестоимость осталась ниже себестоимости батонов на 25%).

Проведем анализ степени влияния различных факторов на изменение суммы прибыли от реализации хлеба «Пшеничный» в 2008 году (способом цепной подстановки).

Прибыль от реализации пшеничного хлеба (П) равна:    продолжение
--PAGE_BREAK--
П = (Ц – С) * О, (5)
где Ц – цена 1 булки пшеничного хлеба,

С – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба,

О – объем реализации пшеничного хлеба.

Прибыль от реализации пшеничного хлеба составила:

– в 2006 г.: (5,3 – 5,06) * 112081 = 26899,44 руб.,

– в 2007 г.: (6,4 – 6,09) * 133021 = 41236,51 руб.

Общее изменение прибыли (∆П) от реализации пшеничного хлеба в 2008 г. по сравнению с 2007 г.:
∆П = П2008 – П2007, (6)
где П2008 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2008 году,

П2007 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2007 году.

∆П= 41236,51 – 26899,44 = 14337,07 руб.

Отклонение прибыли за счет изменения цены реализации пшеничного хлеба (∆Пусл1):
∆Пусл1 = Пусл.1 – П2006, (7)

где Пусл.1 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2007 году по ценам реализации 2008 года:

Пусл.1 = (Ц2008 – С2007) * О2007, (8)

где Ц2008 – цена 1 булки пшеничного хлеба в 2008 г.,

С2007 – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба в 2007 г.,

О2007 – объем реализации пшеничного хлеба в 2007 г.
Пусл.1 = (6,4 – 5,06) * 112081 = 150188,54 руб.

∆Пусл1 = 150188,54 – 26899,44 = 123289,1 руб.
Отклонение прибыли за счет изменения себестоимости пшеничного хлеба (∆Пусл2):
∆Пусл2 = Пусл2 – Пусл.1, (9)

где Пусл.2 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2007 году по ценам реализации и себестоимости 2008 года:
Пусл.2 = (Ц2008 – С2008) * О2007, (10)
где С2008 – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба в 2008 г.

Пусл.2 = (6,4 – 6,09) * 112081 = 34745,11 руб.,

∆Пусл2 = 34745,11 – 150188,54 = – 115443,43 руб.
Отклонение прибыли за счет изменений в объеме реализации (∆Пусл3):
∆Пусл3 = П2008 – Пусл.2, (11)
∆Пусл3 = 41236,51 – 34745,11 = 6491,4.

Правильность расчетов отклонения прибыли за счет влияния различных факторов можно проверить следующей формулой:


∆П= ∆Пусл1 + ∆Пусл2 +∆Пусл3 (12)

И, действительно:

14337,07 руб. = 123289,1 + (– 115443,43) + 6491,4 руб.

Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли составило 14337,07 руб., в том числе, за счет изменения:

-                отпускной цены пшеничного хлеба: + 123289,1 руб.,

-                количества реализованной продукции: + 6491,4 руб.,

-                себестоимости пшеничного хлеба: – 115443,43 руб.

Основная доля прибыли в 2008 году была получена за счет увеличения цены реализации пшеничного хлеба и незначительного роста объемов его продаж. Изменение себестоимости пшеничного хлеба оказало негативное воздействие на доходы пекарни в 2008 году: за счет этого фактора предприятие недополучило прибыль в размере 115443,43 руб.

Основным резервом роста прибыли пекарни в 2009 году является снижение себестоимости производимой продукции и увеличение объемов реализации (поиск новых рынков сбыта).

Себестоимость хлеба и хлебобулочных изделий можно понизить за счет покупки более дешевых ингредиентов (муки, маргарина, яичного порошка), путем заключения договоров с новыми поставщиками сырья и автотранспортными предприятиями.

Объемы реализации можно увеличить за счет приобретения новых рынков сбыта (заключение договоров на поставку хлеба и хлебобулочных изделий с другими магазинами) и путем расширения ассортимента производимой продукции.




3. Особенности оценки финансовой устойчивости организации в современных условиях хозяйствования

3.1 Аудит и аудиторская проверка в организации

С переходом к рыночным отношениям в России стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые уже не являлись собственностью государства и в связи, с чем изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. В данное время каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и предприятия, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.

Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля – аудита [36, с. 19].

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. От ведомственной ревизии, аудит отличается: самостоятельностью определения форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом; независимостью от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы; возможностью организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности.

Аудиторская проверка в полном объёме может проводится на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, закреплённого за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг. Только орган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведение аудиторской проверки.

Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется её правовым аспектам. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора – о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию. В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства или третьих лиц. В связи с этим допускают к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности лиц, имеющих экономическое и юридическое образование. Это требование лежит в основе реализации задач по формированию правового государства в России, повышению роли закона в предпринимательской деятельности. Его надо понимать в том смысле, что выборочные знания бухгалтерского учёта, анализа хозяйственной деятельности, организации и техники аудита, финансового менеджмента без сопоставления их с требованиями соответствующих норм права не могут достичь основных целей аудиторских проверок.

Аудиторская проверка – необходимый элемент аудита и один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчётности, а также в совершении иных услуг, в частности составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчётности, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства России.Проверяя правильность отражения в отчетности показателей реализации продукции, необходимо сначала ознакомиться с методом оценки реализации, зафиксированном в учетной политике организации на отчетный год, обращая внимание на ее неизменность в течение всего проверяемого периода. В процессе проверки данного объекта контроля аудитор должен проанализировать правильность выбранного варианта определения выручки от реализации продукции и признания прибыли. В приложении 3 представлена модель методики аудирования прибыли. Необходимо установить и проверить наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления; соблюдение выбранного варианта учета и определение выручки по счетам 46, 47, 48 в течение года; ведение синтетического и аналитического учета по счетам 45, 46, 47, 48 и 62. Слабые и сильные стороны внутреннего контроля можно выявить путем составления и проведения тестирования, указать в письмах к руководству [32, с. 55].

Вопросники составляются таким образом, что ответы «нет» или «нет ответа» указывают на слабые стороны контроля. Цель оценки эффективности внутреннего контроля – разработать заключительную программу аудиторской проверки. Все бухгалтерские регистры, перечисленные выше, взаимосвязаны между собой, а поэтому в них необходимо проверить:

– полноту и своевременность отражения себестоимости отгруженной продукции и выручки от ее реализации;

– правильность списания себестоимости реальной продукции;

– обоснованность и правильность отнесения коммерческих расходов;

– точность списания торговой наценки;

– правильность расчета финансовых результатов от реализации продукции (каждого вида), или оказанных услуг, выполненных работ;

– аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета по реализации продукции с данными синтетического учета, с взаимной сверкой записей по реализации, в разных регистрах можно установить точность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям. Так сверяются данные в Главной книге с данными журнала-ордера №11, а также сводные показатели журнала-ордера №11 должны соответствовать аналогичным показателям ведомости №№16, 17. После сверки отчетных показателей с данными учетных регистров, аудитор должен провести документальную проверку отгрузки и реализации продукции. Основанием для оформления отгрузки продукции являются следующие первичные документы:

– расходные накладные склада готовой продукции;

– товарно-транспортные накладные при перевозке продукции автотранспортом;

– транспортные квитанции при перевозке продукции другими видами транспорта;

– достоверности;

– пропуск на вывоз (вынос) продукции с территории организации при наличии в организации пропускного режима. Проверяя перечисленные выше документы, аудитор должен сопоставить даты оформления соответствующих отгрузочных документов с датой отражения операций по отгрузке в соответствующем учетном регистре и датой оплаты отгруженной продукции по выпискам банка. При обнаружении расхождений предложить работникам бухгалтерии внести изменения и исправления в учетные и отчетные показатели.

Аудиторы могут также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленными нормативными актами. Заключение аудитора – это документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Если налоговый государственный или иной орган, на который законом возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчётности, не согласен с аудиторским заключением, принятым экономическим субъектом, то он вправе оспорить его в арбитражном суде. Если суд установит неточности и ошибки в представленной аудитором отчетности, то он возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным аудиторским заключением.

Сторонами по договору при осуществлению аудиторской деятельности выступают экономические субъекты и аудиторы – как аудиторские фирмы, так и работающие самостоятельно.

Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица – аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Аудиторская фирма по своей природе требует организации на основе частной собственности, что предполагает выборочную проверку достоверности отчётности, а не сплошную, как при ревизии.

Занятие аудиторской деятельностью происходит на основе специального разрешения (лицензии), а также при наличии квалификационного аттестата [12, с. 310].

Постановлением Правительства РФ утверждены порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Согласно Указу Президента РФ все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию и получить квалификационный аттестат аудитора единого образца.

Аудиторские фирмы начинают свою работу после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов, ведение которого организует Комиссия по аудиторской деятельности. Право учредителей, собственников, участников аудиторской фирмы определять её внутреннюю структуру, взаимоотношения руководителей фирмы и аудиторов по оформлению аудиторского заключения должны устанавливаться в уставе фирмы.

Организация аудиторской деятельности показывает, что нельзя применять все правила об аудиторских фирмах к аудиторам, занимающимся этим видом предпринимательства самостоятельно. Аудитор, получивший квалификационный аттестат, вправе заниматься аудитом без получения лицензии.

Отношения между экономическим субъектом и аудитором по поводу проведения аудиторской проверки и оказания других аудиторских услуг оформляются договором аудита. Поскольку это предпринимательский договор, то он должен во всех случаях заключаться в простой письменной форме. Договор аудита следует отнести к типу подрядных договоров. В его определении необходимы указания о риске аудитора, о задании экономического субъекта и об использовании специальных знаний аудитора. Самостоятельным видом подрядного типа договора он является в том случае, когда в обязанности аудитора входит установление достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта и соответствия совершённых им хозяйственных и финансовых операций законодательству. Эта обязанность является неотъемлемым признаком договора аудита. В случае, когда аудитор оказывает отдельные услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учёта, анализу финансово-хозяйственной деятельности и т.п., в этом случае используется обычный договор подряда или оказания услуг, не требующий у подрядчика наличия квалификационного аттестата аудитора и лицензии на занятие аудиторской деятельностью.

Существенными условиями аудита как вида подрядного договора являются установление достоверности бухгалтерской отчётности: экономического субъекта и цена за выполнение этой работы. Аудитор обязан своевременно предупредить контрагента, если возникла необходимость значительно повысить обусловленную договором цену. В этом случае экономический субъект имеет право отказаться от договора, возместив аудитору уже понесённые им расходы.

Если аудитор не предупредил об этом экономического субъекта, то он обязан провести аудиторскую проверку, не требуя дополнительной оплаты своего труда.

Экономический субъект и аудитор свободны в заключение договора, т.е. как одна, так и другая стороны вправе выбирать себе любого контрагента.

Однако уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствие её проведения влекут за собой штраф, предъявляемый прокурором, органами федерального казначейства, налоговыми органами по специальной шкале.

Аудитор обязан при проведении аудиторской проверки немедленно сообщать о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов в связи со значительным объёмом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора. Аудитор и аудиторская фирма обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия собственника экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законом [12, с. 39].

Для осуществления квалифицированной аудиторской проверки аудитор имеет право самостоятельно определять её формы и методы, исходя из требований законодательства и условий конкретного договора. Аудитор вправе проверять у экономических субъектов в полном объёме документацию, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов и специалистов. Аудитор или аудиторская фирма в случае не предоставления проверяемым экономическим субъектам необходимой документации вправе отказаться от проведения аудиторской проверки, расторгнув договор аудита, так как это является существенным его нарушением. В этом случае аудитор вправе требовать возмещения убытков, причинённых расторжением договора.

Главная обязанность аудитора – квалифицированно проводить свои проверки. Аудиторское заключение служит основанием для подтверждения или не подтверждения бухгалтерской отчётности экономического субъекта. В заключении отмечаются (если обнаружены) существенные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности, нарушения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц. На основании аудиторского заключения, итоговую часть которого экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, строятся деловые отношения с налоговыми и другими государственными органами, банками, кредиторами и т.п. Если оказывается, что аудиторское заключение составлено ошибочно, неточно, с нарушением законодательства, то встаёт вопрос об имущественной ответственности аудитора. Но экономический субъект не имеет возможности непосредственно с аудитора взыскать понесённые убытки вследствие неквалифицированной аудиторской проверки. Орган, выдавший лицензию, сначала назначает проверку качества аудиторского заключения. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства и для экономических субъектов, с аудитора могут быть взысканы понесённые убытки в полном объёме, расходы по перепроверке. Иск предъявляется в суд органам, выдавшим лицензию. В случае неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг лицензия аудитора может быть аннулирована органом, выдавшим её.
3.2 Определение и анализ факторов и резервов увеличения прибыли на ООО «Хлебозавод Багаевский»
В условиях рыночной экономики, а тем более в условиях экономического кризиса, значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует производителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся [18, с. 52]:

– природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы);

– изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы);

– повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др. (интенсивные);

– снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др. (внепроизводственные факторы).

Изучение социально-экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее различных производственных и непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия.

Прибыль от реализации продукции находится под влиянием ряда факторов – изменения в уровне отпускных цен, объеме производимой продукции, себестоимости, структуре производимой продукции. Однако наиболее значительно на прибыль от реализации воздействуют два фактора – изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции.
Таким образом, в целях совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить:

– повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

– совершенствование системы управления оборотными средствами;

– уменьшение ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;

– уменьшение остатков нереализованной продукции;

– ускорение оборачиваемости оборотных средств;

– снижение затрат на рубль товарной продукции;

– рост прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;

– совершенствование системы управления производством.

Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом.

Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции):

– увеличение объемов реализации продукции;

– снижение ее себестоимости;

– повышение качества товарной продукции;

– реализация ее на боле выгодных рынках и т.д. (рис. 5)
 

Рисунок 5 Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции
Для определения резервов прибыли за счет увеличения объема реализации продукции необходимо ранее выявленный резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

Подсчет резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста [25, с. 301].

Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно – стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации. Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели:

– показатели, связанные с повышением технического уровня производства;

– показатели, связанные с улучшением организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда) [14, с. 29].

Основные источники увеличения резервов производства и реализации продукции приведены на рис. 6.






Рисунок 6 Источники резервов увеличения объема и реализации продукции
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:

– установление динамики важнейших показателей себестоимости;

– определение затрат на рубль товарной продукции;

– выявление резервов снижения себестоимости.

Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции. Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства. Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше – тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении. Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.
Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.

Подсчет резервов роста прибыли за счет повышения качества продукции производится следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции с учетом резервов его роста.

Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции – увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости.

Рост прибыли достигается и при увеличении объема поступления выручки от реализации продукции. При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной продукции. При этом следует учитывать и спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованности продукции.

Также важным резервов повышения рентабельности на предприятии является уточнение применяемой в финансовом менеджменте методики управления оборотными средствами.

При пересмотре подходов к организации управления оборотными средствами во главу угла на предприятии должно быть поставлено ускорение их оборачиваемости, в том числе за счет предоставления права реализовывать продукцию при минимальной рентабельности, совершенствования нормирования потребляемых, повышение материальной заинтересованности.

Этот раздел финансового менеджмента должен включать управление обеспеченностью важнейших групп активов, ликвидностью, а также поступлением и расходованием денежных средств.

Таким образом,основные направления повышение рентабельности на ООО «Хлебозавод Багаевский» заключаются в применении новых подходов к управлению финансовыми отношениями, а в частности опора на инициативу самого руководства предприятия, учет при оценке работы предприятия реальных условий и особенности коллектива. Все это создаст условия для реального роста прибыли и рентабельности, повышения конкурентоспособности и эффективности производства.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.