--PAGE_BREAK--Введение (цель лекции)
Цели курса:
Познакомить слушателей с понятием «банк», с основными видами банковской деятельности и с основами бухгалтерского учета в банках. Дать понятийно-терминологический аппарат, характеризующий сущность банковской деятельности. Ознакомить с перечнем основных нормативных документов, регламентирующих банковскую деятельность. Рассказать, какие бывают виды банковской деятельности и виды банковских операций. Рассказать об особенностях ведения финансовых счетов в банках, особенностях банковского документооборота и отчетности. Дать общее представление о банковской системе России.
1. Что такое банк, чем он отличается от других юридических организаций
Как известно, банки (или некие их аналоги) появились очень давно. На протяжении всей истории они меняли свои функции, то расширяли, то сужали сферу своей деятельности, но сейчас при слове «банк» у каждого возникают вполне четкие ассоциации. А именно: банк – это деньги, это расчеты, это кредиты, это обмен валют, это вклады. Что еще?
Вообще, согласно по Российскому законодательству, существует следующее определение банка:
Банк– это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
· привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц (*);
размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (**);
· открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (***).
Именно набором этих операций Банк и отличается от иных финансовых учреждений (бирж, страховых компании, инвестиционных фондов, расчетных палат и т.д.).
Остановимся более подробно на последнем пункте, а именно «открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц». В последнее время роль безналичных денег и, соответственно, безналичных расчетов в мире и в России чрезвычайно выросла. Более того, согласно действующему российскому законодательству юридические лица всех форм собственности обязаны:
- хранить свои денежные средства в учреждениях банка;
- производить взаиморасчеты в безналичном порядке через учреждения банков;
- могут иметь в своей кассе наличные средства в пределах лимитов, установленных учреждениями банков.
Таким образом, для юридических лиц банк, фактически, является:
- хранилищем безналичных средств (т.е. только банк имеет полномочия открывать счета юридическим лицам);
- платежным агентом по безналичным расчетам (т.е. является посредником в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам, от продавцов к покупателям).
2. Как образуется банк
Во-первых, согласно закону «О Банках и банковской деятельности»:
банк является коммерческим юридическим лицом, т.е. таким организационным образованием, деятельность которого направлена на извлечение прибыли; банк создается в форме хозяйственного общества, т.е. акционерного общества (АО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Как выглядит процесс создания банка? Очень просто.
1. Будущие учредители банка подают в территориальное управление ЦБ комплект документов, необходимых для регистрации банка. Этот пакет содержит достаточно большое количество документов, в частности, устав банка, заключение аудиторской фирмы, список учредителей и сведения о составе руководителей и т.д.
2. Территориальное управление ЦБ передает пакет документов в ЦБ.
3. После подтверждения банком оплаты уставного капитала ЦБ выдает лицензию на осуществление банковских операций. Что существенно, в лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых Банк имеет право, а также валюта, в которой операции могут осуществляться. Так, например, специальная лицензия требуется на выполнение операций в иностранной валюте, на привлечение во вклады средств физических лиц, на работу с драгоценными металлами и ценными бумагами.
4. Банку присваивается его уникальный идентификатор в расчетной системе России – БИК – 9-тизначный код.
продолжение
--PAGE_BREAK--Структура БИК такова: AABBCCDDD, где AA – код Росси (04), BB – код региона, CC- код РКЦ, DDD – код Банка в РКЦ.
Таким образом, у банка существует несколько идентификаторов:
как любому юридическому лицу, при регистрации банку присваивается ИНН, который идентифицирует его как налогоплательщика; для идентификации банка в расчетной системе России банку присваивается БИК.
3. Основные виды банковской деятельности
Итак, мы уже, фактически, начали говорить об основных видах банковской деятельности. Теоретически их набор следует из определения банка, а практически для каждого банка этот набор определяется его банковскими лицензиями и спецификой этого банка.
Конечно, каждый банк уникален. Это объясняется необходимостью выживания в условиях рыночной экономики. То есть каждый Банк либо находит свою «нишу» и процветает, специализируясь в какой-то области, либо просто разоряется и перестает существовать. Но, тем не менее, есть набор операций, которые в той или иной степени выполняют все банки. Перечислим их:
1. Расчетно-кассовое обслуживание– открытие и обслуживание расчетных счетов юридических лиц в рублях и иностранной валюте.
2. Кассовые операции— это обеспечение работы с наличностью.
3. Расчетные операции— как уже говорилось, банк является субъектом системы межбанковских расчетов России. Данная область деятельности банка заключается в выборе и оптимизации безналичных денежных потоков за пределы банка.
4. Предоставление кредитов (кредитование)– одна из основных и важных сфер деятельности банков (так как именно кредитование для многих банков является основным источником доходов).
5. Вкладные операции (привлечение)– кредитование наоборот, т.е. банк привлекает средства (естественно под определенные проценты, чтобы потом кредитовать ими на более выгодных для себя условиях).
6. Осуществление функций валютного контроля– эта область деятельности связана с РКО в валюте, так как правила работы с валютными счетами юридических лиц жестко регламентированы валютным законодательством РФ и на банки возложены функции контроля за соблюдением этих правил.
7. Валютообменные операции– покупка и продажа иностранной валюты за рубли или другую валюту.
8. Операции с ценными бумагами– отдельная, очень широкая и разнообразная сфера деятельности банка.
9. Дилинг– покупка и продажа валюты у других банков и на биржах.
10. Хранение ценностей– обычные сейфы (в последнее время, с увеличением уровня жизни населения, это достаточно распространенный вид деятельности).
Все перечисленные выше операции можно отнести к одному из трех видов:
Пассивные– совокупность операций, обеспечивающие формирование ресурсов банка (собственность + привлеченные средства). Возвращаясь к определению банка, это его первая часть (отмечена *). Наиболее распространенный вид пассивных операций – это депозитные операции с юридическими и физическими лицами, т.е. привлечение денежных средств во вклады на определенный срок или до востребования.
Активные– операции по размещению собственных и привлеченных средств для получения прибыли – вторая часть в определении банка (отмечено **). Самый распространенный вид активных операций – это, безусловно, кредиты. На сегодняшний день существуют десятки видов кредитов, а также форм их предоставления и обслуживания. Кроме кредитов, к активным операциям можно отнести инвестиционные операции, гарантийные, операции с ценными бумагами.
Комиссионные– операции, которые банк выполняет по поручению клиентов и взимает за них плату в виде комиссионных – это третья часть в определении банка (отмечена ***). К таким операциям относится:
- РКО;
- кассовые операции;
- хранение ценностей;
- осуществление функций валютного контроля.
4. Основные нормативные документы, регламентирующие банковскую деятельность
Все виды банковской деятельности регламентируется определенными нормативными документами ЦБ, МинФина, налоговыми службами и т.д. Их количество очень велико и не постоянно, т.е. старые нормы отменяются или модифицируются, на их место выпускаются новые, порою с ног на голову ставящие то, что было раньше. По этой причине процесс автоматизации банковской деятельности можно считать вечным.
Из основных нормативным документов, следует знать (что они есть) следующие:
Федеральный закон о банках и банковской деятельности (2 декабря 1990 года N 395-1); Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской федерации (5 декабря 2002 г. N 205-П); Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (3 октября 2002 г. N 2-П); Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской федерации (9 октября 2002 г. N 199-П N 56).
Помимо этих внешних регламентирующих документов каждый банк обязан иметь внутренний документ, называемый учетной политикой банка, который, естественно, не должен противоречить всем законодательным актам, но должен конкретизировать их в условиях конкретного банка. В частности, в учетной политике определяются внутренние правила работы банка, правила расчетов с филиалами, конкретизируются законодательные акты, если они допускают вариативность и т.д.
Банк вправе менять учетную политику, но для сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
продолжение
--PAGE_BREAK--5. Понятие банковского операционного дня
Давайте посмотрим на банк изнутри. Каким образом организован рабочий день банка. Как в банке реализовано выполнение основных операций. Для нас это очень важно, поскольку система автоматизирует, по большому счету, именно эту внутреннюю банковскую жизнь.
Во-первых, при описании рабочего дня банка нам потребуется общепринятый банковский термин – операционный день.
Операционный день– это период времени, идентифицируемый датой, в течение которого выполняется обслуживание клиентов и отражение банковских операций в отчетных документах (в частности, в бухгалтерском балансе, в лицевых счетах), датируемых этим днем.
Операционный день может совпадать с календарным, отставать от него или опережать его. При этом нормативными документами и учетной политикой банка регламентируется зависимость между календарной датой выполнения операции и датой операционного дня, в котором данная операция отражена в банке.
Процесс окончания одного операционного дня и начало следующего называется термином «завершение (или закрытие) опердня». При завершении опердня, как правило, формируются итоговые отчетные формы. Однако, до тех пор, пока эти итоговые отчетные формы не сданы, в банке допускается отражение операции в предыдущих уже закрытых операционных днях.
Что подразумевается под итоговыми отчетными формами? Это – баланс, оборотная ведомость, выписки по лицевым счетам. Баланс и оборотная ведомость предоставляются контролирующим органам, выписки по лицевым счетам передаются клиентам в качестве подтверждения выполнения операций. О том, что такое баланс, лицевые счета и выписки – мы поговорим в Отражение финансовыхопераций в бухгалтерском учете банка: принципы, сущность.
6. Внутренняя структура банка. Основные подразделения, их назначение и функции
Внутренняя структура банка определяется из видов его деятельности и учетной политики, о которой мы говорили выше. Понятно, что это все индивидуально для каждого банка и, более того, может изменяться во времени. Но, тем не менее, можно попытаться вырисовать некоторую структуру, по крайней мере с точностью до видов выполняемых операций.
Итак, отделы (управления, департаменты и т.д.) среднестатистического Банка можно разделить на две группы: бизнес (выполнение основных банковских операций) и вспомогательные службы.
Рассмотрим основные бизнес-подразделения:
Отдел по обслуживанию юридических лиц. Основные функции – обслуживание расчетных счетов юридических лиц, прием платежных документов, ведение картотек, выдача выписок. Этот отдел есть абсолютно во всех банках. Отдел, как правило, стоит на первом месте по объему операций.
Касса и обменные пункты.Основные функции – контроль и выполнение операций с наличностью. Отдел есть абсолютно во всех банках.
ВХО – внутрихозяйственные операции. Основные функции– учет основных средств и ТМЦ, ведение внутренних договоров банка с поставщиками, бюджетирование, зарплата и прочая внутренняя кухня банка. Отдел есть абсолютно во всех банках.
Кредитный отдел (управление). Основные функции – заключение кредитных договоров, оценка платежеспособности заемщиков, обслуживание кредитных договоров (начисление процентов, контроль за погашениями задолженностей и т.д.). В том или ином виде отдел есть абсолютно во всех банках.
Депозитный отдел (отдел по работе с физическими лицами). Не секрет, что в большом количестве банков основной объем депозитных операций приходится на обслуживание физических лиц. Очень часто данный отдел занимается не только вкладными операциями (заключение депозитных договоров, обслуживание их, начисление и выплата процентов), но и прочими операциями, которые банк предоставляет физическим лицам. Это могут быть и операции с ценными бумагами, и коммунальные услуги и т.д. Отдел есть не во всех банках. Причина понятна – работа с населением требует и специальных помещений, быстроты в обслуживании, возможно, выделенных людей, которые занимаются консультациями.
Отдел межбанковских расчетов (Расчетный Центр). Как уже говорилось выше, банк является субъектом расчетной системы России, участником межбанковских расчетов и сам может являться расчетным центром для своих филиалов. Каждая из этих систем имеет свои тарифы, свои скорости обработки платежа, свои способы передачи электронных данных (грубо говоря, формат файла, способ его передачи, технологию его обработки).
Отдел, о котором мы сейчас говорим, собственно, и занимается выбором оптимального маршрута для каждого конкретного платежа и контролем за его выполнением. Понятно, что, так как в некоторых банках объем платежей доходит до 10 000 документов в день, то разрабатываются формальные правила, по которым маршрут может выбираться автоматически. Кроме колоссальных объемов, которые «проходят» через этот отдел, он еще и несет огромную ответственность, за то, что платеж уйдет, уйдет по назначению, и уйдет без задержки.
Валютный отдел. Основные функции – обслуживание счетов юридических лиц в иностранной валюте, выполнение конверсионных операций с юридическими лицами, осуществление валютного контроля за выполнением операций по валютным счетам юридических лиц, выполнение и обработка валютообменных операций в выделенных обменных пунктах или оперкассах банка. Отдел есть практически во всех банках, имеющих валютную лицензию. Дилинговый отдел (казначейство).Операции покупки, продажи валюты и ценных бумаг на бирже и у других банков. Отдел есть далеко не во всех банках. Однако если он есть, т.е. банк «играет» на бирже, то объем операций достаточно велик, поэтому автоматизация требуется на первом этапе.
Ценные бумаги. Все многообразие операций по работе с ценными бумагами.
Кроме бизнеса, в банке всегда есть «обслуживающие» отделы.
Отдел автоматизации. С этим отделом у нас и происходит основное взаимодействие. От статуса и позиционирования этого отдела в банке во многом зависит и успешность внедрения, и дальнейшая работа в рамках сопровождения.
Отдел безопасности. Роль отдела в процессе автоматизации зависит от масштабов банка. Чем крупнее банк, чем больше цена ошибки, тем более существенна роль отдела безопасности в части контроля за функционированием ПО.
Далее, продолжая тему внутренней структуры банка, следует заметить, что помимо функциональных отделов (управлений), у банка могут быть доп. офисы (площадки, отделения). Это, как правило, территориально удаленные офисы, которые потенциально могут выполнять все перечисленные выше операции и могут иметь внутреннюю функциональную структуру аналогичную приведенной выше. С точки зрения автоматизации, как правило они работают на единой базе с основным офисом банка, но могут быть и исключения.
И еще, когда мы говорили о структуре банковской системы России, то ввели понятие филиал. Филиалом банка считается обособленное структурное подразделение, осуществляющее все или часть функций головного банка. Филиал не является юридическим лицом, и совершает делегированные ему головным банком операции. Филиал имеет самостоятельный баланс. С точки зрения автоматизации, филиал может работать на как единой базе с головным банком, так и отдельно.
продолжение
--PAGE_BREAK--Итак, структура Банка
7. Отражение финансовых операций в бухгалтерском учете банка: принципы, сущность
По ходу лекции мы уже неоднократно пользовались терминами «лицевой (или клиентский) счет», «план счетов», «баланс банка». Пришло время более детально поговорить на эту тему. Эти термины не имеют отношения непосредственно к банковскому делу, а являются понятиями классического бухгалтерского учета. Согласно Федеральному закону РФ от 23 февраля 1996 года «О бухгалтерском учете»: «Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
И банк, естественно, не являются исключением.
Что такое бухгалтерский учет и зачем нужен
Бухгалтерский учет– это некоторая упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая в денежном выражении:
совокупность имущества юридического лица, в нашем случае банка:
- по составу и размещению,
- по источникам образования;
финансовые операции банка; результаты деятельности банка.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности банка; предотвращение отрицательных результатов деятельности; обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ, за наличием и движением имущества; за выполнением обязательств; за использованием ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Несмотря на то, что правила ведения бухгалтерского учета зависят от формы и вида деятельности юридического лица, существует ряд общих требований, установленных законом РФ. Это:
ведение учета в валюте РФ; учет имущества банка обособленно от имущества других юридических лиц; непрерывность учета с момента организации предприятия до его ликвидации; учет имущества, обязательств и операций путем двойной записи; соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета; своевременное отражение финансовых операций на счетах бухгалтерского учета.
Это, как уже было сказано, требования к ведению бухгалтерского учета для всех юридических лиц. Однако, так как род деятельности банков весьма специфический, то существуют правила и нормативные акты, регламентирующие ведение бухгалтерского чета в банках. Это, в частности, упомянутые выше «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» (5 декабря 2002 г. N 205-П).
Как ведется бухгалтерский учет
Есть такой термин – метод бухгалтерского учета. Это — совокупность способов и приемов, с помощью которых бухгалтерский учет решает свои задачи.
Для банка в качестве основных элементов метода бухгалтерского учета можно выделить:
ведение счетов бухгалтерского учета и отражение на них всех финансовых операций; составление баланса и отчетности; документирование финансовых и хозяйственных операций.
Что такое счет бухгалтерского учета
Счет бухгалтерского учета(или бухгалтерский счет, или лицевой счет, или аналитический счет) – учетная позиция в бухгалтерском учете, предназначенная для хранения и учета движений финансовых данных:
- конкретного юридического или физического лица (им может выступать и сам банк);
- конкретного назначения (в соответствии с назначением, используется терминология «расчетный счет», «ссудный счет», «транзитный счет» и т.д.);
- выраженные в определенной валюте.
Для идентификации счетов каждому счету присваивается определенный 20-заначный номер. Правила формирования этого номера установлены для банков Правилами N 205-П. Более подробно о формировании номера счета мы поговорим суть позже.
В зависимости от назначения счет может быть пассивным (П) или активным (А). На пассивных счетах отражаются привлеченные средства по их источнику и целевому назначению (банк привлек эти средства), на активных — размещенные средства по их составу и способу размещения (т.е. то, что банк отдал, но ему должны вернуть). На счете отражаются средства, выраженные в валюте этого счета.
Пример пассивного счета– расчетный счет юридического лица, депозитные счета, счета доходов и прибыли.
Пример активного счета– счет кассы, ссудные счета, счета расходов и убытков.
продолжение
--PAGE_BREAK--Как отражаются операции по счетам
Различают две возможных операции по счету – дебетование и кредитование.
Дебет – это уменьшение пассива (остатка на пассивном счете) и увеличение актива (т.е. остатка на активном счете).
Кредит– это увеличение пассива (остатка на пассивном счете) и уменьшение актива (т.е. остатка на активном счете).
Пример 1. На р\счете 1000 рублей. Счет пассивный. Клиент желает получить 100 рублей наличными. При этом мы должны дебетовать его счет на 100 рублей, в результате чего на счете останется 900.
Пример 2.Этот же клиент зачисляет на расчетный счет 200 рублей. Мы должны кредитовать пассивный счет на 200. Получаем 900+200 = 1100 – остаток на счете клиента после операции. Логично?
Пример 3. Теперь клиенту выдают кредит на сумму 200$. Ссудный счет активный. Изначально на счете 0. Дебетуем ссудный счет на 200$, получаем 0-200 = -200$ — остаток после выполнения операции.
Пример 4.Далее клиент возвращает часть долга, т.е. гасит кредит на сумму 100$. Происходит кредитование активного счета: -200 + 100 = 100$ — это оставшийся долг клиента Банку.
Есть еще один важный момент. Согласно все тому же закону о « Бухгалтерском учете» —
«Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета».
Это значит, что при отражении некоторой операции в бухгалтерском учете всегда используется два счета. Один счет всегда дебетуется, второй всегда кредитуется. Такое дебетование одного и кредитование другого счета называется бухгалтерской проводкой.
Это значит, что в наших примерах мы рассмотрели только одну сторону проводки. Рассмотрим вторую:
Пример 1.Клиент получает 100 рублей наличными через кассу. Это значит, что активный счет кассы будет кредитоваться на 100 рублей. Т.е., сумма наличных в кассе по абсолютному значению, уменьшится а 100 рублей.
Проводка будет иметь такой вид: Дт р\счет , Кт счет кассы, Сумма 100 рублей
Пример 2.Клиент зачисляет 200 рублей, например, тоже через кассу. При этом активный счет кассы дебетуется на 200 рублей, следовательно по абсолютному значению увеличиться на 200.
Проводка: Дт счет кассы, Кт р\счет, Сумма 200 рублей
Пример 3. Клиенту выдали кредит и зачислили на его расчетный счет. Остаток на р\счете увеличивается, так как выполняется кредитование.
Проводка: Дт с\счет, Кт р\счет, Сумма 200$
Пример 4. Клиент гасит кредит с расчетного счета. Остаток на р\счете уменьшается, так как выполняется кредитование.
Проводка: Дт р\счет, Кт с\счет, Сумма 100$
Аналитический учет
Такой детальный учет всех операций в бухгалтерском учете называется термином «аналитический учет».Для чего он нужен? Для анализа текущего финансового состояния банка, для прогноза этого состояния, для планирования результатов деятельности.
Элементами аналитического учета, как мы уже увидели, является детальная информация по лицевым счетам. По этой причине лицевые счета имеют еще одно название – аналитические счета.
Если выстроить все операции по одному счету в хронологическом порядке за конкретную дату (или диапазон дат), получится выписка из лицевого счета.
Движение средств по счету называют оборот.
Сальдо– остаток средств на счете.
Если просуммировать все дебетовые и кредитовые операции по счету за конкретную дату (или диапазон дат), то получится оборотная ведомость по лицевому счету, а если присовокупить информацию о начальном (входящем) и конечном (исходящем) остатках, то получится оборотно-сальдовая ведомость по лицевому счету, если только остатки – сальдовая ведомость (или баланс).
Если в форме таблицы получить аналогичную информацию по всем лицевым счетам, то получится оборотно-сальдовая ведомость по лицевым счетам.
Из правил двойной бухгалтерской записи следует, что:
- сумма дебетовых оборотов будет равна сумме кредитовых оборотов (в нац. валюте);
- сумма остатков на активных счетах будет равна сумме остатков на пассивных счетам (в нац. валюте).
Синтетический учет
Однако, такая детализация требуется не всегда, и, более того, может быть излишней. Поэтому в бухгалтерском учете существует понятие«синтетический учет».
Синтетический учет определяет правила, или экономические признаки, по которым детальная аналитическая информация будет агрегироваться в иерархические группы. Такая иерархия называется планом счетов и регламентируется Правилами N 205-П.
Согласно этим правилам лицевые счета объединяются в балансовые счета 2-го порядка, балансовые счета второго порядка в балансовые счета 1-го порядка, те, в свою очередь, в разделы, а разделы – в главы. Итак, если идти по иерархии вниз, то имеем такую картину:
Для сберегательных банков между лицевыми счетами и балансовыми счетами 2-го порядка регламентируется дополнительный уровень – балансовые счета третьего порядка (7-мизначные). Могут быть и еще уровни, каждый банк решает это для себя индивидуально.
Все объекты синтетического учета имеют номер, наименование и связь с вышестоящим уровнем. Кроме того, балансовые счета второго порядка имею характеристику активный/пассивный, которая распространяется на все лицевые счета данного балансового счета.
Понятно, что можно говорить об остатках и оборотах по балансовым счетам. Они получаются посредством суммирования соответствующих остатков и оборотов по лицевым счетам.
Если составить таблицу, в которой слева будут представлены активные балансовые счета с остатками, сгруппированные по иерархии плана счетов, а справа – аналогичным образом пассивные балансовые на определенную дату, то мы получим баланс банка.
Понятно, что итоги по левой и правой колонкам (сумма остатков на активных балансовых счетах и сумма остатков на пассивных балансовых счетах в нац. валюте) будут равны. И называется этот показатель валютой баланса банка.
продолжение
--PAGE_BREAK--Правила формирования номера лицевого счета
Согласно Правилам № 205-П, номер лицевого счета зависит от номера балансового, к которому он относится. Номер лицевого счета строится следующим образом:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Балансовый счет
Код валюты
К
Номер фил.\подр.
Номер счета
Код бюдж.
Номер
Код дох\расх
Номер
Номер лицевого счета должен быть уникальным в конкретный момент времени на множестве всех открытых лицевых счетов банка. По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году.
Пример 1.Открытие лицевого счета коммерческому предприятию, находящемуся в федеральной собственности, для учета средств клиента:
балансовый счет второго порядка
40502(разряды 1 — 5)
код валюты (доллар США)
840 (разряды 6 — 8)
защитный ключ
К (разряд 9)
номер филиала (отделения)
21 (разряды 10 — 13)
порядковый номер лицевого счета
128 (разряды 14 — 20)
номер лицевого счета
40502840К00210000128
Пример 2. Открытие лицевого счета по учету доходов — процентов, полученных по предоставленным кредитам коммерческим предприятиям, организациям, находящимся в федеральной собственности:
балансовый счет второго порядка
70101 (разряды 1 — 5)
код валюты (российский рубль)
810 (разряды 6 — 8)
защитный ключ
К (разряд 9)
номер филиала (отделения)
1 (разряды 10 — 13)
символ отчета о прибылях и убытках
11106 (разряды 14 — 18)
порядковый номер лицевого счета
1 (разряды 19 — 20)
номер лицевого счета
70101810К00011110601
Бухгалтерская отчетность
В качестве одного из элементов метода бухгалтерского учета мы упоминали отчетность. Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении банка и о результатах ее деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по регламентированным формам.
Понятно, что данные любых отчетных форм должны соответствовать и не противоречить данным аналитического и синтетического учета. А данные аналитического и синтетического учета не должны противоречить друг другу.
При наличии единой интегрированной системы, способной содержать достоверную и детальную информацию по всем финансовым операциям Банка и его филиалов, проблема несоответствия данных в разных отчетах перестает существовать, так как разные отчеты строятся на одних и тех же данных.
Всю отчетность можно разделить на несколько групп:
оперативная отчетность– в большинстве своем ежедневная отчетность по итогам прошедшего опердня, форма ее, как правило, регламентируется ЦБ или местными органами; внутрибанковская отчетность— в большинстве своем ежедневная отчетность по итогам прошедшего опердня, форма ее, как правило, регламентируется учетной политикой банка; месячная, квартальная, годовая отчетность – отчетность по итогам соответствующего отчетного периода, регламентированная ЦБ.
продолжение
--PAGE_BREAK--