Реферат по предмету "Финансы"


Особенности финансов торговых организаций, их состав и источники формирования

--PAGE_BREAK--

Где ТЗ1, ТЗ2…-товарные запасы на определенную дату (момент оценки);

n-количество наблюдений за состоянием запасов.

Время оборота товаров показывает продолжительность пребывания товаров в виде товарных запасов, характеризирует время, необходимое для его полного обновления. Скорость показывает, сколько раз на протяжении года (квартала) обновляется товарный запас.

Эти два показателя тесно взаимодействуют.  Скорость обращения, умноженная на время оборота товаров, равняется количеству дней  в отчетном периоде. Если поделить количество дней в отчетном периоде на время оборота, то  получим товарную оборачиваемость в разах; поделивши количество дней в отчетном периоде на скорость оборота товаров в разах, получим время оборота в днях.

Товарооборачиваемость является  одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров.

Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей.

Ускорение товарооборачиваемости имеет большое народнохозяйственное значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей и т.п. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул:

Тдн = Зср*Д / Р,                           (6)

                                              или Тдн = Зср / (Р/Д),                   (7)

                                              или  Тдн. = Зср. / Рдн                    (8)

где Тдн — товарооборачиваемость в днях;

 Д — количество дней анализируемого периода (год — 360 дней, квартал — 90 и месяц — 30 дней);

  Р — розничный товарооборот за изучаемый период;

  Рдн—   среднедневной объем розничного товарооборота.

Изменение товарооборачиваемости  в днях в целом по торговому предприятию складывается под воздействием двух факторов: 1) изменения структуры розничного товарооборота; 2) изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров. В связи с тем что каждая товарная группа имеет различную товарооборачиваемость, изменение структуры товарооборота оказывает определенное влияние на время обращения товаров по торговому предприятию в целом. Если в товарообороте возрастает доля товаров с ускоренной товарооборачиваемостью, то за счет этого общая (средняя) товарооборачиваемость ускорится, и наоборот. Изменение по сравнению с планом и в динамике времени обращения отдельных товарных групп и товаров также оказывает определенное влияние на среднюю товарооборачиваемость (в целом по торговому предприятию). Влияние указанных факторов на динамику времени обращения товаров можно измерить приемом цепных подстановок с применением способа процентных чисел. Для этого предварительно составляют таблицы, по данным которой определяют условный средний показатель товарооборачиваемости в днях при фактической структуре товарооборота отчетного года и фактическом времени обращения отдельных товарных групп и товаров прошлого года. Если из условной товарооборачиваемости вычесть базисную (прошлого года), определим влияние на ее размер изменения структуры розничного товарооборота, а из фактической условную — изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров.

Анализ товарных запасов и  товарооборачиваемости в торговой организации проводят по каждому предприятию, а внутри их — по структурным подразделениям (отделам и секциям магазина, его филиалам). Методика и последовательность их изучения на торговом предприятии примерно такие же, как и в торговой организации. Выясняют, как товарные запасы обеспечивают развитие торговли, удовлетворение спроса покупателей и какие имеются резервы их оптимизации, ускорения времени обращения товаров.
9. Издержки обращения торговых организаций, их состав и классификация. Факторы, влияющие на уровень издержек обращения.

Издержки обращения торговой организации

Расходы на осуществление торговой деятельности, т. е. вы­раженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов, связанные с движением товаров от производства до потребителя, называются издержками обращения. Их можно рассматривать как себестоимость закупки, транспортировки, хранения и реализации товаров. Но особенностью издержек обращения является то, что в их состав не включается стоимость закупаемых товаров.

Основными показателями издержек обращения являются их абсолютная сумма и уровень издержкоемкости торговой деятельности. Абсолютная сумма издержек обращения дает представление об объеме текущих затрат торговой организации, но не позволяет судить об эффективности этих затрат. Уровень издержкоемкости торговой деятельности (уровень издержек обращения) определяется как отношение суммы издержек обращения к сумме товарооборота, выраженное в процентах. Уровень издержек обращения — важнейший качественный показатель экономичности хозяйственной деятельности торговой организации, который отражает долю издержек обращения в цене реализуемых товаров.

Известны и другие аналитические показатели издержек обращения — уровень издержкоотдачи и уровень рентабельности издержек обращения. Они характеризуют соответственно результативность и эффективность текущих затрат. Уровень издержкоотдачи является обратным по отношению к уровню издержкоемкости и определяется как отношение объема товарооборота к сумме издержек обращения, т. е. характеризует результативность текущих затрат — объем товарооборота, приходящийся на единицу издержек обращения. Уровень рентабельности издержек обращения определяется отношением суммы прибыли к сумме издержек обращения, выраженным в процентах. Он характеризует эффективность текущих затрат.
Для эффективного управления издержками обращения (учета, анализа, планирования, контроля) используется их классификация:

1) по степени эластичности к объему товаро­оборота;

2) по возможностям отнесения на конкретные резуль­таты торговой деятельности;

3) по экономическому содержа­нию расходов;

4) по конкретным видам расходов.


По степени эластичности к объему товарооборота из­держки обращения делятся на переменные и постоянные. Переменные издержки обращения зависят от изменения объема товарооборота торговой организации. При этом сте­пень такой зависимости различна. Она может быть пропорци­ональной (сумма переменных затрат отдельных видов растет или сокращается пропорционально росту или снижению объ­ема товарооборота, например: транспортные расходы, потери товаров от естественной убыли), дигрессивной (сумма пере­менных затрат отдельных видов растет меньшими темпами, чем растет товарооборот, например: расходы на рекламу, представительские расходы), прогрессивной (сумма перемен­ных затрат отдельных видов растет более высокими темпами, чем увеличивается объем товароо борота, например, расходы на оплату труда продавцов при сдельно-премиальной системе оплаты труда).


Постоянные издержки не зависят от изменения объема товарооборота, т. е. они имеют место даже в том случае, когда торговая организация временно прекратила свою деятельность. При этом в составе таких издержек выделяют абсолютно пос­тоянные (например, амортизационные отчисления, расходы на аренду торговых помещений) и условно постоянные (например, расходы на содержание основных фондов). Постоянные издержки обращения являются таковыми только в коротком периоде деятельности торговой организации. В длительном периоде все виды издержек обращения подвержены изменению (в основном росту).


По возможности отнесения на конкретные результаты торговой деятельности (реализацию конкретных групп товаров, деятельность конкретных структурных подразделений торговой организации) выделяют прямые и непрямые издержки обращения. Прямые издержки обращения в полном объеме могут быть отнесены к тому или иному конкретному виду торговой деятельности (например, расходы на оплату труда продавцов конкретных групп товаров, расходы на доставку конкретных групп товаров, потери конкретных товаров от естественной убыли). Непрямые издержки обращения не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату торговой деятельности и требуют предварительного распределения (например, расходы на доставку партии товаров разных товарных групп, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования, управленческие расходы).


По экономическому содержанию издержки обращения делятся на:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие расходы


По конкретным видам расходов выделяют отдельные статьи издержек обращения, совокупность которых составляет их номенклатуру.


В утвержденных в 1995 г. Комитетом Российской Федерации по торговле по согласованию с Минфином России Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания рекомендовано применять следующую номенклатуру статей издержек обращения и производства (на предприятиях торговли — издержек обращения, на предприятиях обще­ственного питания — издержек обращения и производства):

Транспортные расходы.

Расходы по оплате труда.

Отчисления на социальные нужды.

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.

Амортизация основных средств.

Расходы на ремонт основных средств.

Износ санитарной и специальной одежды, столового бе­лья, посуды, приборов и других малоценных и быстро из наши­ваемых предметов.

Расходы на топливо, газ, электроэнергию для произ­водственных нужд.

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упа­ковку товаров.

Расходы на рекламу.

Расходы по оплате процентов за пользование займом.

Потери товаров и технологические отходы.

Расходы на тару.

Прочие расходы.
10. Особенности формирования прибыли торговых организаций, источники ее формирования.
Прибыль организации — это превышение ее доходов над расходами. Обратное положение (превышение расходов над доходом) называется убытком. Прибыль представляет собой сложную экономическую ка­тегорию, поэтому существуют ее различные определения, понятия, концепции.

Методология исчисления прибыли за отчетный период носит весьма условный характер. Это обусловлено противоположностью интересов предпринимателей, налоговых органов и других сторон, заинтересованных в деятельности организации. Преследуя свои интересы, каждая из сторон настаивает на своих методологических подходах к исчислению прибыли. Но экономическая сущность прибыли от этого не меняется. Прибыль как макроэкономическая категория — это часть денежных накоплений общества, а прибыль организации — это превышение ее доходов над расходами.

Прибыль как важнейшая рыночная категория выполняет ряд функций. Во-первых, она является критерием и показателем эффективности деятельности организации. Сам факт прибыльности свидетельствует об эффективной предпринимательской деятельности. 1)прибыль обладает стимулирующей функцией.2)Прибыль организации — основной фактор ее экономического и социального развития. Прибыль — основной источник прироста собственного капитала. Прибыль является источником доходов собственников организации и социальных благ для членов ее трудового коллектива.3) прибыль коммерческих организаций — это один из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.

Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффек­тивности хозяйственной деятельности выступает рентабельность. Толкование этого термина не вызывает особых разногласий, поскольку под ним понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль, а в знаменателе могут быть капитал, себестоимость, выручка от реализации продукции (в зависимости от того, какой показатель исчисляется: рентабельность капитала, издержек или продаж). Другими словами, рентабельность — это уровень прибыльности организации.  Рентабельность является одним из ключевых индикаторов конкурентоспособности организации. Но поскольку показателей рентабельности много, то, характеризуя деятельность организации, ее экономическую эффективность, надо всегда уточнять, о какой прибыли и каком показателе рентабельности идет речь.

В хозяйственной практике различают: прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль; налогооблагаемую прибыль; чистую прибыль.
Согласно гл. 25 НК РФ (ст. 247) прибылью в целях нало­гообложения для российских организаций признаются «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Наиболее полные сведения о прибыли и ее компонентах содержатся в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2). В „Бухгалтерском балансе“ (форма №1) отражается только нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного года).
На практике прибыль, которая является финансовым ре­зультатом по всем видам деятельности организации и содержится в отчете о прибылях и убытках, принято называть балансовой прибылью.

Прибыль, полученная организацией, распределяется между государством, собственниками организации и самой организацией. Пропорции этого распределения как позитивно, так и негативно действуют на эффективность деятельности организации.
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, делится на капитализируемую и потребляемую.
Капитализируемая прибыль направляется на инвестирование производственного процесса, формирование резервного и других страховых фондов. Могут быть и другие формы капитализации прибыли — взносы в уставные капиталы других организаций, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения и т. п.
Потребляемая прибыль используется на выплату доходов владельцам имущества (дивидендов акционерам и учредителям), на материальное    стимулирование    персонала, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, содержание действующих и строительство новых социально-бытовых объектов и т. п.
Если прибыль не расходуется на инвестиции и потребление, то она числится в балансе организации как нераспределенная прибыль, являясь частью собственного капитала.
Источником формирования доходов от реализации товаров (оптовой и розничной) является торговая надбавка (в оптовой торговле — оптовая надбавка), выступающая как разница между ценой продажи и ценой закупки реализуемых товаров.
11. Рентабельность торговых организаций, ее показатели и их характеристика.
Рентабельность – это доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Рассчитывается рентабельность просто: это частное от деления прибыли на затраты или на расход ресурсов.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

показатели, характеризующие рентабельность продаж;

показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
12. Основные финансово-экономические показатели деятельности торговых организаций, их взаимосвязь.

финансовые показатели

Важнейшими финансово-экономическими показателями на уровне предприятий и организаций являются:

Доходы  от реализации продукции (работ, услуг);

показатели затрат (себестоимость реализованной продукции, удельный в отдельных элементов затрат в общих затратах, расходы периода);

валовой доход;

чистый доход;

уровень рентабельности (доходности);

товарооборот.

В торговле, как и в любой другой сфере предпринимательской деятельности, исходной основой коммерческого расчета являются доходы от хозяйственно-финансовой деятельности. Они служат финансовой базой для возмещения всех текущих затрат (издержек обращения) торговой организации, выполнения ее финансовых обязательств перед государством (налоговых платежей) и формирования чистой прибыли, которая используется для развития  материально-технической базы, пополнения собственных оборотных средств, обеспечения социального развития трудового коллектива, выплат дивидендов владельцам имущества, дополнительного материального стимулирования персонала.

Одним из важнейших оценочных показателей коммерческой деятельности торговых организаций является товарооборот, который в зависимости от существующих форм торговли представлен:

розничный товарооборот;

оптовый;

оборот общественного питания.

Объем розничного, оптового и оборота общественного питания характеризуют результат основной деятельности торговых организаций, который заключается в реализации товаров (услуг) и продукции собственного производства (для общественного питания).

Основной капитал охватывает все объекты, предназначенные для постоянного пользования на предприятии; основные фонды, нематериальные актив и финансовые вложения.

Средства труда, функционирующие в сфере товарного обращения, образуют основные фонды торговой организации: активная (машины, оборудование и тд.) и пассивная часть (здания, помещения и т.д.).

В составе и структуре оборотных средств наибольший удельный вес занимают товарные запасы.

Особенностью издержек обращения торговых организаций является то, что они представляют собой различные затраты живого и овеществленного труда выраженные в денежной форме и связанные с процессом движения товаров от мест производства до потребителя.

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток).
13. Источники и особенности формирования валового дохода в торговых организациях.

Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть продажной цены на продукцию общественного питания, которая предназначается для покрытия расходов организации питания и образования прибыли.

Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключаются в следующем:
— является источником формирования прибыли;
— возмещаются расходы организации общественного питания;
— служит источником пополнения собственных оборотных средств;
— формируются различные бюджетные фонды(республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции и отчисления пользователей автодорог; местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия; жилищно-инвестиционных фонд и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда) [14, с. 125]
От величины валового дохода зависит финансовое положение организации общественного питания, оплата труда работников, так как источником образования прибыли является валовой доход.
Сумма и средний уровень валового дохода являются важнейшими показателями, от которых в значительной мере зависят финансовые результат работы организаций общественного питания. При прочих равных условиях увеличение этих показателей способствует росту прибыли и наоборот.
В экономическом анализе выделяют два вида доходов: валовой доход по общей его сумме и валовой доход, остающийся в распоряжении организации (общая сумма дохода от производства готовой продукции и реализации товаров за минусом налогов и других обязательных платежей, взимаемых из валового дохода).
Валовой доход организации – это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Валовой доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем.
За оказываемые услуги по производству, реализации и организации потребления организация общественного питания взимает плату, которую можно назвать ценой услуг. Данной платой становится торговая надбавка к цене закупленных сырья и товаров, а также наценка на продукцию общественного питания.

Источники формирования доходов
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Валовой доход организации питания можно представить как сумму надбавок и наценок на реализуемую продукцию.
Источниками формирования валового дохода на предприятиях общественного питания являются наценки, торговые надбавки и скидки по товарам, поступающим к ним по оптовым ценам.
Валовой доход предприятия питания измеряется в абсолютных и относительных величинах.
В абсолютных величинах валовой доход характеризуется суммой, выраженной в денежных единицах, в относительных величинах – уровнем.
Уровень валового дохода рассчитывается как отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту, выраженное в процентах:
Увд = В Д / ВТ ?* 100,
где В Д – сумма валового дохода; ВТ – валовой товарооборот

Торговая  надбавка является основным источником формирования валового дохода. Будучи ценой сферы торговли, надбавки формируются в соответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказывают влияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия (фирмы), правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения, стратегические целевые критерии, принятые предприятием на данный период функционирования.
14. Маржинальная прибыль. Факторы, влияющие на ее размер.
маржинальная прибыль-это разность дохода, полученного от реализации и переменных затрат. Она является источником покрытия постоянных затрат и источником образования прибыли.

Формула расчета маржинальной прибыли:

TRm = TR — TVC, где

TRm — Маржинальная прибыль

TR — Доход (total revenue)

TVC — Переменные затраты (total variable cost)

Таким образом, маржинальная прибыль это постоянные затраты и прибыль. Иногда используется термин «вклад на покрытие»: маржинальная прибыль — это вклад на формирование чистой прибыли и покрытие постоянных затрат.

Расчет маржинальной прибыли особенно полезен, если предприятие выпускает или реализует несколько видов продукции и необходимо выяснить, какой из видов продукции дает больший вклад в общий доход предприятия. Для этого вычисляют какую часть составляет маржинальная прибыль в доле дохода по каждому виду продукции или товару. На основании полученных результатов может быть выбрана группа наиболее доходной продукции.

Формула расчета маржинальной прибыли не показывает ее зависимость от постоянных затрат, переменных затрат и цены. Но в примерах расчета маржинальной прибыли видно,

Маржинальный доход промышленных предприятий имеет различные истоники формирования, которые могут находиться как во внешней, так и во внутренней среде. Группировка маржинального дохода по объектам возникновения и различным признакам объекта позволяет изучить влияние внешних и ряда внутренних факторов, воздействующих на формирование маржинального дохода. Так, группировка маржинального дохода по адресам покупателей позволяет установить наиболее доходный регион сбыта товара; группировка по торговым агентам, реализующим товар, позволяет установить агентов, формирующих наибольшую сумму маржинального дохода для предприятия и обосновать политику оплаты труда для стимулирования сбыта с помощью изменения формы оплаты труда торговых агентов. Важным фактором, влияющим на доходность отдельных объектов маржинального дохода, является величина и структура неполной себестоимости. От величины неполной себестоимости напрямую зависит величина маржинального дохода. Преобладание в структуре неполной себестоимости переменных затрат указывает на тот факт, что для достижения безубыточности данного объекта маржинального дохода не требуется значительного объема продаж. Преобладание в структуре неполной себестоимости прямых постоянных затрат указывает на необходимость увеличения объема продаж для их возмещения. Одним из условий обоснования управленческих решений по ассортименту продукции является оценка структуры прямых постоянных затрат в разрезе отдельных объектов маржинального дохода. Доля прямых постоянных затрат, относимых на отдельный объект, может быть настолько велика, что для их возмещения (то есть для достижения безубыточности объекта) может понадобиться значительное увеличение объема продаж.
15. Определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности торговых организаций.

Определение точки безубыточности

Эффективному управлению экономическими и финансовыми результатами производственно-хозяйственной деятельности организации способствует использование методологии анализа точки безубыточности производства, в основе которой лежит идея разделения издержек на постоянные и переменные.

Методология анализа точки безубыточности служит для ответа на вопрос: сколько единиц продукции или услуг должно продать предприятие, чтобы возместить свои постоянные издержки. Предполагается, что цены должны быть достаточно велики, чтобы скомпенсировать все прямые (переменные) затраты и оставить так называемую «контрибуционную маржу» на покрытие постоянных затрат и на прибыль.

После того как будет продано количество единиц продукции, достаточное для того, чтобы возместить постоянные или периодические затраты, каждая дополнительно проданная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль сверх переменных затрат. При этом величина прироста этой прибыли зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре издержек организации.

Как только объем проданной продукции достигает минимального количества, достаточного для покрытия переменных затрат, организация получает прибыль, которая начинает расти быстрее, чем рост объема продукции. Такой же эффект имеет место в случае сокращения объемов производства, то есть темпы снижения прибыли и увеличения убытков опережают темпы уменьшения объемов продаж.

Методология анализа точки безубыточности позволяет разработать и применить в организации концепцию экономического  («операционного») рычага.

Понятие рычага возникает тогда, когда в затратах организации имеются стабильные элементы, не находящиеся в прямой зависимости (в определенных пределах) от объемов выполняемых работ. В результате прибыль повышается или снижается быстрее, чем происходят изменения в объемах производства.

Запас финансовой прочности

Насколько далеко предприятие от точки безубыточности показывает запас финансовой прочности. Это разность между фактическим объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему. Эта величина показывает на сколько процентов может снизиться объем реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.

Введем обозначения:

В



выручка от продаж.

Рн



объем реализации в натуральном выражении.

Тбд



точка безубыточности в денежном выражении.

Тбн



точка безубыточности в натуральном выражении.



Формула запаса финансовой прочности в денежном выражении:

ЗПд = (B -Тбд )/B * 100%, где
ЗПд — запас финансовой прочности в денежном выражении.

Формула запаса финансовой прочности в натуральном выражении:

ЗПн = (Рн -Тбн )/Рн * 100%, где
ЗПн — запас финансовой прочности в натуральном выражении.

Запас прочности быстро изменяется вблизи точки безубыточности и все медленне по мере удаления от нее. Хорошее представление о характере этого изменения можно получить, если построить график зависимости запаса прочности от объема реализации.

На приведенном ниже графике точка безубыточности Тбн = 20 штук, запас финансовой прочности в точке безубыточности равен 0.
Как видно на графике, для объема реализации 40 штук запас финансовой прочности 50%, т.е. если реализация уменьшится на 20 штук мы окажемся в точке безубыточности.

Запас прочности более объективная характеристика, чем точка безубыточности. Например, точки безубыточности маленького магазина и большого супермаркета могут отличаться в тысячи раз, и только запас финансовой прочности покажет какое из предприятий более устойчиво.
16. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости.

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости

Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для реализации.

Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определенные функции:

являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платежеспособный спрос населения;

характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения;

обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий, что обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возможностями для хранения товаров.

В ходе анализа изучают поступления товаров в разрезе товарных групп и поставщиков с тем, чтобы выявить выполнение договорных условий отдельными поставщиками и определить объемы недопоставки по отдельным товарным группам и поставщикам. Также анализируется выполнение договорных условий самой торговой организацией по отгрузке товаров покупателям. Если у организации имеется недостаток товарных запасов, то это может привести к невыполнению условий договоров, к уплате штрафных санкций. В ходе дальнейшего анализа необходимо выяснить причины нарушений договорных условий. Причинами недопоставок по отдельным договорам могут быть нарушения как со стороны поставщика, так и со стороны организации-получателя: несвоевременное заключение договоров, недостаточно точное определение количественного и качественного состава товаров, отсутствие календарных сроков отгрузки, нарушение сроков и условий оплаты, досрочное расторжение договоров.

Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:

по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути;

по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, елочные украшения и т. д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий;

по срокам товарные запасы подразделяют на запасы на начало и конец периода;

по единицам измерения — абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные — в днях оборота.

Товарные запасы целевого назначения предназначены для осуществления определенных целевых мероприятий.

Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, т. е. регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов все время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель — относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов.

Товарные запасы в днях оборота определяют как отношение абсолютной величины запасов на определенную дату (на 1 января, 1 февраля, 1 марта и т. д.) к среднедневному товарообороту.

Товарные запасы выражаются в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т. д.) и в стоимостных (в рублях). Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение оборачиваемости товаров при постоянном объеме товарооборота приводит к уменьшению товарных запасов, а замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.

Товарооборачиваемостью называется скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т. е. количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Для расчета товарооборачиваемости в днях необходимо средний товарный запас за определенный период разделить на однодневный товарооборот за этот же период. Для торгового предприятия товарооборачиваемость в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента поступления до момента их реализации.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает, сколько раз оборачивается средний товарный запас в анализируемом периоде. Для исчисления товарооборачиваемости числом оборотов товарооборот делят на средний товарный запас за анализируемый период.

Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причем обратной пропорциональной зависимостью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения увеличивают объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов по хранению товаров, сокращению товарных потерь и т. п.

Товарооборачиваемость — это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение оборачиваемости товаров характеризует улучшение хозяйственной деятельности, а замедление – ухудшение.

Экономическое содержание процесса товарооборачиваемости состоит в кругообороте товаров и смене формы товарных запасов формой товарооборота. При этом не следует допускать недостатка и завышения количества товарных запасов. Излишек товарных запасов вызывает затоваривание, порчу товаров, замедление их оборачиваемости, увеличивает расходы по хранению и т. д. Недостаток товарных запасов ухудшает торговое обслуживание, снижает объем товарооборота, степень удовлетворения потребностей населения.

На величину товарных запасов и товарооборачиваемость оказывает влияние множество факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия. Одни из этих факторов ускоряют оборачиваемость, что способствует уменьшению товарных запасов, другие замедляют скорость товарного обращения, увеличивая размер товарных запасов. Если торговое предприятие правильно оценивает эти факторы, то оно легко может изыскать резервы ускорения оборачиваемости товаров, снижения расходов на образование и хранение товарных запасов. Товарооборачиваемость можно ускорить в основном за счет совершенствования всей торгово-коммерческой деятельности.

Важнейшими факторами, влияющими на оборачиваемость и величину товарных запасов, являются следующие:

Колебания спроса. Если сложилась ситуация, когда товарное предложение отстает от покупательского спроса, то товарооборачиваемость по этим товарам резко ускоряется, а по мере насыщения рынка и уменьшения разрыва между спросом и предложением наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров.

Одним из условий, способствующих нормализации товарных запасов, является изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества товаров.

Объем розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем шире ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам (размерам, фасоном, расцветкам ткани и т. д.), их необходимо подсортировать и подготовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.
17. Собственный капитал торговых организаций, источники его формирования и эффективности использования.

Собственный капитал представляет собой финансовые средства организации, принадлежащие ей на правах собственности и используемые для формирования определенной части активов. Эта часть активов (сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала) называется чистыми активами организации.
Собственный капитал функционирует в форме:

уставного капитала (уставного фонда);

добавочного капитала;

резервного капитала (резервного фонда);

целевых финансовых фондов;

нераспределенной прибыли.

Уставный   (складочный)   капитал   (уставный   фонд,   паевой фонд) — основной первоначальный источник собственных средств организации. Его размер определен в уставе организации. Для отдельных организационно-правовых форм минимальный размер уставного капитала организации регулируется законодательс­твом.
Добавочный капитал является по сути дополнением к ус­тавному, но в отличие от уставного не подразделяется на доли, внесенные конкретными учредителями. Он является общей собственностью всех участников.

Добавочный капитал склады­вается из:

прироста стоимости имущества в результате пере­оценки основных фондов и объектов капитального строительства;

эмиссионного дохода акционерного общества (превы­шения продажной цены акций над номинальной);

безвозмездно полученных средств (денежных и мате­риальных ценностей) на производственные цели;

ассигнований из бюджета на финансирование капи­тальных вложений и пополнение оборотных средств.

Добавочный капитал используется на:

увеличение уставного капитала организации;

погашение снижения стоимости основных фондов по результатам их переоценки;

погашение стоимости имущества, передаваемого без­возмездно другим организациям и лицам;

погашение убытков, выявленных по результатам ра­боты организации за отчетный год.


Резервный капитал представляет собой денежный фонд организации для самострахования ее хозяйственной деятель­ности. Источником формирования резервного фонда является прибыль, остающаяся в распоряжении организации (чистая прибыль). Размер резервного фонда определяется законода­тельством Российской Федерации и учредительными докумен­тами организации (как правило, от 5% до 25% уставного капи­тала организации). Ежегодно в резервный фонд отчисляется не менее 5% чистой прибыли (до тех пор, пока резервный фонд не Достигнет установленного размера). Резервный фонд предна­значен для покрытия убытков, а также погашения выпущенных организацией облигаций, выпуска собственных акций при отсутствии иных средств.

Целевые финансовые фонды могут формироваться для предстоящего целевого расходования накопленных финансо­вых ресурсов. К ним относятся:

амортизационный фонд;

фонд производственного развития;

фонд социальной сферы (социального развития);

другие целевые фонды (например, в торговле — фонд уценки товаров).


Нераспределенная прибыль представляет собой разницу между суммой полученной прибыли и распределенной ее частью, включая использованную. По существу — это одна из форм резерва собственных финансовых ресурсов организации.
18. Заемные средства торговых организаций и эффективность их использования.

Заемный капитал представляет собой финансовые ресурсы, привлекаемые организацией для формирования части активов с обязательством вернуть их заимодателю в обусловленные сроки. Заемный капитал приобретает форму финансовых обязательств организации. По ним выплачиваются проценты за пользование заемными финансовыми ресурсами.

Заемный капитал организации может быть в форме дол­госрочных и краткосрочных финансовых обязательств. Долгосрочные финансовые обязательства— все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использова­ния более одного года — долгосрочные кредиты банков и дол­госрочные заемные средства, срок погашения которых еще не наступил и не погашенные в установленный срок.

Краткосрочные финансовые обязательства включают все формы привлеченного заемного капитала со сроком его исполь­зования до одного года: краткосрочные кредиты банков и крат­косрочные заемные средства, предусмотренные к погашению в предстоящем периоде и не погашенные в предусмотренные сроки, а также различные формы кредиторской задолженности организации (поставщикам и подрядчикам; векселя к уплате, авансы полученные; по расчетам с бюджетом, внебюджетными фондами, задолженность перед персоналом организации и др.).
В процессе развития организации возникает потребность в приросте используемого капитала, что обеспечивается формированием дополнительных финансовых ресурсов за счет различных источников.

Источниками увеличения собственных финансовых ресурсов являются:
прибыль, амортизационные отчисления, дооценка ос­новных средств и других материальных ценностей; увеличение уставного капитала путем дополнительных взносов собственников в уставный фонд или до­полнительной эмиссии акций.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.