1. Финансовый менеджмент на предприятии и макроэкономическая среда
Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйственного субъекта и оптимизации оборота его денежных средств.
Основной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственника капитала предприятия, которое получило конкретное выражение в максимизации рыночной стоимости предприятия или его акций.
В процессе реализации этой цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих задач:
Обеспечение высокой финансовой устойчивости предприятия в процессе его развития.
Эта задача реализуется путем:
— формирования эффективной политики, финансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия;
— управления формированием финансовых ресурсов за счет различных источников, оптимизируя финансовую структуру капитала предприятия.
Оптимизация денежного оборота и поддержание постоянной платежеспособности предприятия.
Эта задача реализуется путем:
— эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств (денежный поток = приток денежных средств – их отток);
— поддержание ликвидности активов предприятия на уровне обеспечения постоянной платежеспособности при минимальном остатке денежных средств.
Обеспечение максимизации прибыли предприятия.
Эта задача реализуется путем:
— эффективного управления активами предприятия, оптимизацией их размера и состава;
— проведение эффективно налоговой, амортизационной и дивидендовой политики.
Обеспечение минимизации финансовых рисков.
Эта задача достигается путем управления рисками, присущими кА отдельным хозяйственным операциям, так и финансовой деятельности предприятия в целом. Оно предусматривает оценку отдельных видов финансовых рисков, их профилактику и минимизацию.
Финансовая среда представляет собой совокупность неподдающихся контролю сил, с учетом которых фирмы должны разрабатывать свои программы.
Финансовая среда складывается из микросреды и макросреды.
Микросреда представляется силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры.
Макросреда представляется силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду.
Основными составляющими микросреды являются:
Поставщики – деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг.
Посредники – фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распределении ее товаров среди клиентуры. К ним относятся:
торговые посредники, то есть деловые фирмы, помогающие компании подыскивать клиентов или непосредственно продавать ее товары. Они обеспечивают удобство места, времени и процедуры приобретения товаров заказчиком с наименьшими издержками чем это могла бы сделать сама фирма;
фирмы-специалисты по организации товародвижения – это фирмы, которые помогают компании создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения с минимальными издержками;
агентства по оказанию маркетинговых услуг – это фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, консультационные фирмы по маркетингу. Они помогают компании точнее нацеливать и продвигать ее товары на подходящие для них рынки;
кредитно-финансовые учреждения – это банки, кредитные и страховые компании и прочие организации, помогающие компании финансировать сделки или страховать себя от различных видов рисков.
Клиентура – фирма может выступать на 5-ти типах клиентурских рынков:
Потребительский рынок – это отдельные лица или домохозяйства, приобретающие товары или услуги для личного потребления.
Рынок производителей – это организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
Рынок промежуточных продавцов – это организации, приобретающие товары или услуги для последующей продажи и с прибылью для себя.
Рынок государственных учреждений – это государственные учреждения, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в собственной государственной сфере, либо для передачи этих товаров тем, кто в них нуждается.
Международный рынок – покупатели находятся за рубежом.
Конкуренты – лучшим способом изучения конкурентов является проведение исследования, каким образом люди принимают решение о покупке конкретного товара, выпускаемого фирмой.
Покупатель обдумывает несколько вариантов действий, в соответствии с чем определяются следующие типы конкурентов:
желания-конкуренты, то есть желания, которые потребитель возможно захочет удовлетворить (сладкое);
товарно-родовые конкуренты, то есть другие основные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания (конфеты);
товарно-видовые конкуренты, то есть прочие разновидности того товара, способного удовлетворять конкретные желания покупателя (шоколадные конфеты);
марки-конкуренты, то есть это марки одного и того же товара, способного удовлетворять желания покупателя (шоколадные конфеты «мишка на Севере»).
5. Контактная аудитория-это любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей. Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков.
Различают следующие виды аудитории:
— благотворительная аудитория-это группа, интерес которой к фирме носит благотворительный характер (например, страховательный);
— искомая аудитория-это группа, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит (например, СМИ);
— нежелательная аудитория-группа, интерес которой фирма старается не привлекать, но вынуждена считаться с ним, если он проявляется.
Любая фирма действует в окружении контактных аудиторий 7 типов:
1. Финансовые круги-оказывают влияние на способность фирмы обеспечивать себя капиталом (банки, инвестиционные компании, фондовые биржи и другие). Фирма добивается благорасположения этих аудиторий, публикует годовые отчеты, дает ответы на вопросы и предоставляет прочие доказательства своей финансовой устойчивости.
2. Контактная аудитория средств информации. Фирма заинтересована, чтобы СМИ больше и лучше освещали ее деятельность посредством статей о качестве продукции, ее потребительских свойствах, совершенствах технологий, благотворительной деятельности и прочее.
3. Контактная аудитория государственных учреждений.
4. Гражданские группы. Маркетинговые решения, принятые фирмой могут вызвать вопросы со стороны организаций-потребителей, групп защитников окружающей среды и других.
5. Местная контактная аудитория — окрестные зрители.
6. Широкая публика. Задача фирмы состоит в том, чтобы создать благоприятное мнение о фирме у широкой публики.
7. Внутренняя контактная аудитория (работники, служащие, добровольные помощники, управляющие, члены совета директоров).
К факторам, составляющим макросреду, относят:
Основные составляющие демографической среды (смертность, рождаемость и прочее).
Экономическая среда (покупательная способность, уровень доходов, цен и сбережений, стоимость кредитов, уровень безработицы).
Природная среда.
Научно-техническая среда (ускорение НТП, рост финансирования НИОКР, государственный контроль за безопасностью товаров и прочее).
Политическая среда (правовой уклад, изменчивость законодательной базы, регулирование предпринимательской деятельности). --PAGE_BREAK--
Культурная среда.
2. Анализ финансовой отчетности ООО «Магистраль»
Бухгалтерский баланс за 2008 год
Форма № 1
Актив
Код
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
1
2
3
4
I.Внеоборотные активы
Нематериальные активы
110
Основные средства
Незавершенное строительство
120
130
Доходные вложения в материальные ценности
135
Долгосрочные финансовые вложения
140
Отложенные налоговые активы
145
Прочие внеоборотные активы
150
Итого по разделу I
190
II. Оборотные активы
Запасы
120
7000
5000
в том числе:
сырье и материалы, и другие аналогичные ценности
211
животные на выращивании и откорме
212
затраты в незавершенном производстве
213
готовая продукция и товары для перепродажи
214
товары отгруженные
215
расходы будущих периодов
216
7000
5000
прочие запасы и затраты
217
налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
220
Дебиторская задолженность( более 12 мес.)
230
В том числе покупатели и заказчики
231
Дебиторская задолженность ( в течении 12 мес.)
240
1688000
1841000
В том числе покупатели и заказчики
241
1678000
1631000
Краткосрочные финансовые вложения
250
Денежные средства
260
17000
17000
Прочие оборотные активы
270
165300
154500
Итого по разделу II
290
1877300
2001150
Баланс
300
1877300
2001150
Пассив
Код
На начало отчетного года
На конец отчетного периода
III. Капитал и резервы
Уставный капитал
410
10000
10000
Собственные акции
411
23000
23000
В том числе
Привилегированные акции
10000
10000
Добавочный капитал
420
90300
69150
Резервный капитал
430 продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
090
Прочие расходы
100
4000
24000
Прибыль (убыток) до налогообложения
140
62000
22000
Отложенные налоговые активы
141
Отложенные налоговые обязательства
142
Текущий налог на прибыль
150
15000
5000
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
190
47000
17000
Показатели рыночной активности:
Рыночная цена акции – 46 рублей
Дивиденд на одну акцию – 70 копеек
Номинальная стоимость одной акции – 25 рублей
Количество акций — 500
3. Анализ коэффициентов ликвидности
Коэффициент общей ликвидности = оборотные средства / краткосрочные обязательства.
Коэффициент общей ликвидности:
На начало года = 16530 / 13000= 1,27
На конец года = 15450 / 11000 = 1,4
Из приведенных расчетов видно, что оборотных средств достаточно для погашения краткосрочного обязательства.
Коэффициент срочной ликвидности равен отношению оборотных средств за вычетом товарно – материальных запасов, начисленных расходов и предоплат к текущим обязательствам.
Коэффициент срочной ликвидности:
На начало года = 17000 – 7000 / 13000 = 0,8
На конец года = 17000 – 5000 / 11000 = 1,09
Коэффициент срочной ликвидности показывает способность предприятия покрыть краткосрочные обязательства наиболее ликвидными активами, а так же способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции.
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как частное от деления денежных средств на краткосрочные обязательства.
Коэффициент абсолютной ликвидности:
На начало года =17000 / 13000 = 1,3
На конец года = 17000 / 11000 = 1,5
Минимальным считается значение коэффициента 0,2. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия.
По приведенным расчетам видно, что предприятие имеет высокую платежеспособность.
Чистый оборотный капитал рассчитывается как разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами.
Чистый оборотный капитал:
На начало года = 165300 – 13000 = 152300
На конец года = 154500 – 11000 = 143500
Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами, означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущих периодах.
Из расчетов видно, что у предприятия достаточно денежных средств для развития в будущем.
4. Анализ коэффициентов деловой активности
Коэффициент оборачиваемости активов – отношение выручки от реализации ко всему итогу актива баланса.
Коэффициент оборачиваемости активов:
На начало года = 8231000 / 3545300 = 2,32
На конец года = 2005000 / 3654500 = 0,54
Этот коэффициент характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их проявления то есть показывает сколько раз за отчетный период совершается полный цикл производства.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается по средством деления выручки от реализации продукции на среднегодовую стоимость чистой дебиторской задолженности.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
На начало года = 8231000 / 1688000 = 4,9
На конец года = 2005000 / 1841000 = 1,09
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, показывает насколько эффективно компания организовала работу по сбору оплаты для своей продукции. Снижение данного показателя сигнализирует о росте числа неплатежеспособных клиентов и других проблемах сбыта.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается как отношение себестоимости проданных товаров к среднегодовой величине кредиторской задолженности.
Коэффициент дебиторской задолженности:
На начало года = 8165000 /((1684000+1783000) * 0,5) = 4,7
На конец года = 1959000 / ((1684000+1783000) *0,5) = 1,1
Чем выше данный показатель тем, быстрее компания рассчитывается со своими поставщиками. Снижение оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей.
По данным расчетам видно, что коэффициент дебиторской задолженности снизился за отчетный период, и это означает снижение оборотов для оплаты выставляемых предприятию счетов.
Коэффициент оборачиваемости МПЗ отражает скорость реализации этих запасов. Рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость МПЗ.
Коэффициент оборачиваемости МПЗ:
На начало года = 8165000/ ((7000+5000)*,05) = 1360,8
На конец года = 1959000 / ((7000+5000) * 0,5) = 326,5
По проделанным расчетам мы видим, что скорость реализации МПЗ значительно снизилась за отчетный период.
Анализ коэффициентов рентабельности
Коэффициент рентабельности всех активов рассчитывается деление чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Он показывает сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источников привлечения этих средств.
Коэффициент рентабельности всех активов :
На начало года = 47000 / (( 3545300+3654500) * 0,5) = 0,01
На конец года = 17000 / ((3545300+3654500) * 0,5) = 0,004
Коэффициент рентабельности реализации вычисляется как отношение чистой прибыли к обороту и прочим торговым доходам ( к выручке от продаж).
Коэффициент рентабельности реализации: продолжение
--PAGE_BREAK--
На начало года = 47000 / 8231000 = 0,005
На конец года = 17000 / 2005000 = 0,008
Коэффициент рентабельности реализации характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности, показывает сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж.
Коэффициент рентабельности собственного капитала – отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.
Коэффициент рентабельности собственного капитала:
На начало года = 47000 / ((170300+206150)*0,5) = 0,24
На конец года = 17000 / ((170300+206150)*0,5) = 0,09
Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками предприятия.
5. Расчет и анализ коэффициента платежеспособности и структуры капитала
Коэффициент собственности отражает долю собственного капитала в структуре капитала предприятия и, таким образом, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. Рассчитывается как доля собственного капитала в общем объеме источника формирования имущества предприятия (итог баланса).
Коэффициент собственности :
На начало года = 170300 / 1877300 = 0,09
На конец года = 206150 / 2001150 = 0,1
Он характеризует долю собственного капитала предприятия, а следовательно, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. Чем больше доля собственного капитала, тем выше финансовая независимость предприятия.
По данным расчетам, мы наблюдаем низкую финансовую независимость предприятия.
Коэффициент заемного капитала отражает долю заемного капитала в источниках финансирования. Этот коэффициент является обратным коэффициенту собственности
Коэффициент заемного капитала:
На начало года = 170300 / 1707000 = 0,099
На конец года = 206150 / 1795000 = 0,114
Чем он выше, тем больше займов у предприятия и тем рискованнее ситуация которая может привести к банкротству предприятия. Высокий уровень коэффициента отражает потенциал относительного возникновения у предприятия дефицита денежных средств.
Коэффициент защищённости кредитора характеризует степень защищенности кредиторов от невыплат % за предоставленный кредит. Рассчитывается как отношение прибыли до выплат налога на прибыль и проценты к расходам по выплате процентов.
Коэффициент защищенности кредитора:
На начало года = 62000 / 15000 = 4,13
На конец года = 22000 / 5000 = 4,4
Анализ рыночной активности
Прибыль на одну акцию показывает какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию в обращении.
6. Прибыль на одну акцию
На начало года = 47000 – (10000*0,7) / 500 = 80
На конец года = 17000 – (10000*0,7) / 500 = 20
По данным расчетам можно сделать вывод, что за анализируемый период прибыль на одну акцию снизилась на конец года.
Соотношение цены акции и прибыль на одну акцию. Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц согласны платить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли предприятия. Он, так же показывает, насколько быстро могут окупиться инвестиции в акции компании.
Соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию:
На начало года: 46 / 80 = 0,575
На конец года: 46 / 20 = 2,3
Балансовая стоимость одной акции показывает стоимость чистых активов предприятия, которые приходятся на одну обыкновенную акцию. Этот показатель рассчитывается следующим образом: стоимость акционерного капитала – стоимость привилегированных акций / число обыкновенных акций в обращении.
Балансовая стоимость одной акции:
На начало года: 23000 – 10000 / 500 = 26
На конец года: 23000 – 1000 / 500 = 26
Соотношение рыночной и балансовой стоимости акций показывает стоимость одной акции в сравнении с ее балансовой стоимостью и рассчитывается как: рыночная стоимость одной акции / балансовая стоимость одной акции.
Соотношение рыночной и балансовой стоимости акций:
На начало года = 46 /26 = 1,8
На конец года = 46 / 26 = 1,8
Доля выплачиваемых дивидендов, указывает какая часть чистой прибыли была израсходована на выплату дивидендов. Этот коэффициент рассчитывается как: дивиденд на одну акцию / чистая прибыль на одну акцию.
Доля выплачиваемых дивидендов:
На начало года = 0,7 / 80 = 0,008
На конец года = 0,7 / 20 = 0,35
По данным расчетам мы можем сделать вывод, что предприятие недостаточно заработала прибыли для выплаты дивидендов.
7. Расчетная часть
На основе следующих данных проанализируйте в разрезе видов деятельности движение денежных средств за отчетный год (тыс. руб.).
Таблица 1 – Данные для расчета
Наименование показателя
За отчетный год
Остаток денежных средств на начало года
151
Поступило денежных средств – всего,
41584
в том числе:
выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг
22782
выручка от реализации основных средств
–
авансы, полученные от покупателей
4610
бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование
–
безвозмездно
–
кредиты, займы
3490
дивиденды, %% по финансовым вложениям
-
прочие поступления
10702
Направлено денежных средств – всего,
41589
в том числе:
на оплату приобретенных товаров, продукции, работ, услуг
15212
на оплату труда
3566
отчисления во внебюджетные фонды
1770 продолжение
--PAGE_BREAK--
на выдачу подотчетных сумм
667
на выдачу авансов
46
на капитальное строительство
493
на оплату машин, оборудования, транспортных средств
2124
на финансовые вложения
-
на выплату дивидендов, процентов
132
на расчеты с бюджетом
2603
на оплату процентов по полученным кредитам, займам
801
прочие выплаты и перечисления
14175
Остаток денежных средств на конец года
146
Результаты анализа оформите в виде таблицы.
Таблица 2 — Анализ движения денежных средств по видам деятельности (тыс.руб.)
Показатели
Сумма
ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Поступления:
выручка от реализации продукции, работ, услуг
22782
авансы полученные
4610
прочие
10702
Платежи:
по расчетам с поставщиками
15212
со своими работниками
3566
с органами социального страхования и обеспечения
1770
по расчетам с бюджетом
2603
авансы выданные, подотчетные суммы
667+46
проценты по банковским кредитам
801
прочие
14175+493+2124
Итого:
79551
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Поступления:
реализация долгосрочных активов
Платежи:
инвестиции
Итого:
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приток:
ссуды и займы к получению
3490+132
Отток:
возврат кредитов
14175
Итого:
17797
Общее изменение денежных средств
-5
Денежные средства на начало года
151
Денежные средства на конец года
146
Вывод: денежные средства на конец года уменьшились на 5 денежных единиц.
Текущая цена акций компании 77 долл., уровень дивидендов в плановом году возрастет на 7%, в прошлом году сумма дивидендов на акцию составила 4,5 долл. Определить стоимость капитала, привлеченного с помощью простых акций.
Решение:
Стоимость капитала = D1/P0+g,
где
P0 — рыночная цена акции;
D1 – ожидаемый в текущий момент дивиденд;
g – постоянный темп роста дивидендов.
Стоимость капитала = 4,5/77+0,07= 0,128.
Фирма А специализируется на оптовой торговле замороженными продуктами и просит кредит на приобретение энергосберегающего холодильного оборудования, другая фирма – Б — на производстве электротоваров, кредит нужен для частичного переоснащения одного из цехов. Характеристики предприятий следующие: у фирмы А актив составляет 20 млн. руб., в пассиве – 10 млн. руб. заемных и 10 млн. руб. собственных средств. Сумма валовой прибыли (без учета расходов по уплате процентов за кредит) – 3,44 млн. руб. Финансовые издержки по задолженности составляют 1,7 млн. руб. Актив фирмы Б составляет 10,5 млн. руб., в пассиве – 3,7 млн. руб. заемных и 6,8 млн. руб. собственных средств. Сумма валовой прибыли (без учета расходов по уплате процентов за кредит) – 4,2 млн. руб., финансовые издержки по задолженности – 0,65 млн. руб.
Рассчитать эффект финансового левериджа и сделать выводы о возможности дополнительного заимствования на каждом предприятии, если налоговый корректор составляет 2/3.
Решение:
Общая формула для расчета финансового леверджа:
ЕФЛ = (1 — Спп)*(Ра -)* ,
где
Спп – ставка налога на прибыль;
Ра – рентабельность активов;
/>– средняя расчетная ставка процента за кредит;
ПК – заемный капитал;
ВК – собственный капитал;
( 1- Спп) – налоговый корректор;
(Ра- />) – дифференциал финансового рычага;
/> — коэффициент задолженности.
ЕФЛ(А)= 2/3*(3,44/20-1,7/10)*10/10= 2/3*0,02=0,0013
ЕФЛ(Б)= 2/3*(4,2/10,5-0,65/6,8)*6,8/3,7=2/3*0,305*1,837=0,373
Вывод: в связи с проделанными расчетами, можно сделать вывод, что у фирмы Б больше возможностей дополнительного заимствования, чем у фирмы А.
Компании необходимо некоторое оборудование стоимостью 50 тыс. у.е. для осуществления производственной деятельности в течение ближайших 4 лет. Одним из вариантов является приобретение данного оборудования, для чего банк предоставляет компании кредит в размере стоимости этого оборудования на 4 года. Номинальная ставка по кредиту – 20%. Техническая эксплуатация оборудования обходится дополнительно его владельцу ежегодно в 4000 у.е.
Альтернативой выступает аренда, ежегодный платеж по которой составляет 18 тыс. у.е. Техническое обслуживание в этом случае возлагается на арендодателя. Ставка налога на прибыль — 30%.
Определите наиболее предпочтительный вариант финансирования приобретения оборудования.
Решение:
S = P*(1+n*i)
S = 50000*(1+4*0,2)= 90 тыс.у.е.
4*4000=16000 – техническая эксплуатация оборудования за 4 года
90 тыс.у.е.+16000= 16090 у.е. – общие затраты.
4*18 тыс.у.е.= 72 тыс.у.е. – стоимость аренды за 4 года
72 у.е.*30%/100%= 21,6 у.е.
72 у.е.+21,6 у.е.= 93,6 у.е.
Вывод: наиболее предпочтительный вариант финансирования приобретения оборудования является второй, так как было затрачено меньше денежных средств по сравнению с первым вариантом финансирования.
Список использованной литературы
1. Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и Сервис, 2006 г.
2. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 2006 г.
3. Бригхем Ю. Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов в 2-х тт. / Пер с англ. Под ред. Ковалева В. В. — СПБ, 2006.
4. Бланк И. А. Энциклопедия финансового менеджера. 1 Т. Концептуальные основы финансового менеджмента. — Киев, 2007.
5. Ткачук М. И., Киреева Е. Ф. Основы финансового менеджмента. — М., 2008.
6. Павлова Л. Н. — Финансовый менеджмент М. ЮНИТИ, 2006.